Сделай Сам Свою Работу на 5

Языковые признаки научного стиля речи

I. Лексические признаки научного стиля речи

1. Отвлеченный, обобщенный характер научного текста проявляется на лексическом уровне в том, что в нем широко употребляются слова с абстрактным значением: функция, диспозиция, секвестр. Слова бытового характера также приобретают в научном тексте обобщенное, часто терминологическое значение, таковы технические термины муфта, стакан, трубка и многие другие.

2. Характерной чертой научного стиля является его высокая терминированность – насыщенность терминами. Каждая отрасль науки располагает своей терминосистемой. Термин (лат. terminus – «граница, предел») – это слово или словосочетание, являющееся на­званием понятия какой-либо сферы производства, науки, искусства).

3. В научном стиле частотны существительные и прилагательные с определенным типом лексического значения и морфологическими характеристиками. В их числе:

а) существительные, выражающие понятие признака, состояния, изменения на -ние, -ость, -ство, -ие, -ция (частотность, кульминация, построение, свойство, инерция, водность, экземплярность);

б) существиельные на -тель, обозначающие инструмент, орудие, производителя действия(землеустроитель);

в) прилагательные с суффиксом -ист(ый) в значении «содержащий в малом количестве определенную примесь»(глинистый, песчанистый).

II. Морфологические признаки научного стиля речи

Отвлеченность научного стиля речи проявляется и на морфологическом уровне – в выборе форм частей речи.

1. Специфично употребляется в научном стилеглагол.В научных текстах часто используются глаголы несовершенного ви­да. От них образуются формы на­стоящего времени, которые имеют вневремен­ное обобщенное значение (например: в данной отрасли используется это соединение). Глаголы совершенного вида употребляются значительно реже, часто в устойчивых оборотах (рассмотрим…; докажем, что…; сделаем выводы; покажем на примерах и т.п.).

2. В научном стиле часто используются возвратные глаголы (с суф­фиксом -ся) в страдательном (пассивном) значении. Частота употребления пассивной формы глагола объясняется тем, что при описании научного явления внимание сосредоточивается на нем самом, а не на производителе дей­ствия: В современной философии и социологии норма определяется как средство регулирования деятельности общества в целом; В этом смысле норма понимается как закон деятельности, правило.



3. Большое распространение в научных текстах имеют краткие страда­тельные причастия, например: Теорема доказана; Уравнение составлено верно.

4. В научной речи чаще, чем в других стилях речи, употребляются краткие прилагательные, например: Многообразны и неоднозначны функции этих элементов.

5. Своеобразно проявляется в языке науки категория лица: значение лица обычно является ослабленным, неопределенным, обобщенным. В научной речи не принято употреблять местоимение 1-го лица ед. ч. я. Его заменяют местоимением мы (авторское мы). Принято считать, что употребление местоимения мы создает атмо­сферу авторской скромности и объективности: мы исследовали и при­шли к выводу… (вместо: я исследовал и пришел к выводу…).

III. Синтаксические признаки научного стиля

1. Широко употребительными в научном синтаксисе являются предложения с краткими причастиями типа может быть исполь­зован (этот метод может быть использован при производстве »умных бомб»).

2. Вопросительные предложения выполняют в научной речи специ­фические функции, связанные со стремлением пишущего привлечь внимание к излагаемому (В чем же состоят преимущества использования пластиковых карт?)

3. Для научных текстов характерно выяснение причинно-следственных отношений между явлениями, поэтому в них преобладают сложные предложения с различными типами союзов

- несмотря на то что,

- ввиду того что,

- потому что,

- вследствие того что,

- тогда как,

- между тем как,

- в то время как

4. Используется в научной речи и группа вводных слов и словосочетаний, содержащих указание на источник сообщения:

- по нашему мнению,

- по убеждению, по понятию,

- по сведению, по со­общению,

- с точки зрения,

- согласно гипотезе, определению

На­пример: Ответ, по мнению автора, всегда опережает свою истинную причину – цель, а не следует за внешним стимулом.

5. Для научных произведений характерна композиционная связанность изложения. Взаимосвязанность отдельных частей научного высказывания достигается при помощи определенных связующих слов, наречий, наречных выражений и других частей речи, а также сочетаний слов


- так,

- таким образом,

- поэтому,

-теперь,

- итак,

-кроме того,

- к тому же,

- также,

- тем не менее,

- еще,

- все же,

- между тем,

- помимо,

- сверх того,

- однако,

- несмотря на,

- прежде всего,

- в первую очередь,

- сначала,

- в заключение,

- в конце концов,

- следовательно


Приложение 1

Образец оформления титульного листа реферата/проекта

Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

ГБОУ СПО СО «Ревдинский педагогический колледж»

 

Ребенок и его мир в автобиографическом произведении

(на примере произведения А. Толстого «Детство Никиты»)

реферат

 

 

Исполнитель:

Власова Мария Афанасьевна,

студентка ___ курса ___ группы

Специальность _______

«________________________»

Руководитель:

Францева Наталья Семеновна,

преподаватель, квалификационная категория

 

год

Приложение 2

Образец оформления титульного листа курсовой работы

Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

ГБОУ СПО СО «Ревдинский педагогический колледж»

 

Экологическое образование младших школьников на уроках «Окружающий мир»

Курсовая работа по ПМ.01

«Преподавание по программам начального общего образования»

 

 

Исполнитель:

Власова Мария Афанасьевна,

студентка ___ курса ___ группы

Специальность _______

«________________________»

Руководитель:

Францева Наталья Семеновна,

преподаватель, квалификационная категория

 

 

год

 

Приложение 3

Образец оформления титульного листа выпускной квалификационной работы

Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

ГБОУ СПО СО «Ревдинский педагогический колледж»

 

 

Экологическое образование младших школьников на уроках «Окружающий мир» средствами проектной технологии

Выпускная квалификационная работа по ПМ.01

«Преподавание по программам начального общего образования»

 

 

Исполнитель:

Власова Мария Афанасьевна,

студентка ___ курса ___ группы

Специальность _______

«________________________»

Руководитель:

Францева Наталья Семеновна,

преподаватель, квалификационная категория

 

 

год

Приложение 4

Образцы записи в списке используемых источников

Книга одного автора

Азаров Ю.П. Тайны педагогического мастерства [Текст][1]: учеб. по­собие / Ю.П.Азаров. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО МОДЭК, 2004. — 432 с.

Б и н е А. Измерение умственных способностей [Текст] / А. Бине; [из­дание подгот. Вал. А. Луков, Вл.А. Луков] : пер. с фр. - СПб. : Союз, 1999.-432 с.

Сафонова О. А. Управление качеством образования в дошкольном образовательном учреждении [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / О.А.Сафонова. - М.: Издательский центр «Акаде­мия», 2011. — 224 с.

Книга двух, трех авторов

Крюкова СВ. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст]: практическое пособие / С.В.Крюкова, Н.П. Слободяник. - М.: Генезис, 2002. — 208 с.

Копы лова Н.А. Нормативно-правовые основы деятельности до­школьного образовательного учреждения [Текст]: методическое посо­бие / Н.А.Копылова, Н.В. Микляева. - М.: Айрис-пресс, 2004. — 64 с.

Алямовская В.Г. Как воспитателю детского сада работать по ФГТ [Текст]: методическое пособие / В.Г. Алямовская, С.Н.Петрова. - М.: Центр дополнительного образования «Восхождение», 2012. - 104 с.

Сборник работ с общим заглавием

От одного до трех авторов

Игры для интенсивного обучения [Текст] / под ред. В. В. Петрусинско-го. - М.: Прометей, 1991. - 219 с.

Четверо и более авторов

Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений [Текст] / [В.А.Сластенин и др.] - М.: Школьная Пресса, 2002.-512 с.

Официальные материалы

Российская Федерация. Законы. Семейный кодекс Российской Фе­дерации [Текст]: [федер. закон: принят Гос. Думой 8 дек. 1995 г.: по состоянию на 3 янв. 2001 г.]. - [4-е изд.]. - СПб. : Victory : Стаун-кантри, 2001.-94 с.

Дошкольное образование России в документах и материалах: сборник действующих нормативно-правовых документов и программно-методических материалов [Текст]. - М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2001. - 472 с.



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.