Сделай Сам Свою Работу на 5

Классическое направления криминологических теорий.





Понятие криминологии как науки и ее предмет.

Криминология (от лат. «crimen» - «преступление» и «logos» - «учение») - «учение о преступлении». Впервые в науку это слово ввел в 1879 г. ученый Топинар. Итальянский ученый Рафаэль Горофало в 1885 г. издал книгу «Криминология».

Криминология - общетеоретическая и прикладная наука о преступности, исследующая сущность и формы проявления преступности, причины и закономерности ее возникновения, изменения и возможности ее уменьшения, изучающая особенности личности субъектов, совершающих преступления, а также методы, формы социального воздействия на причины и условия преступности в целях ее предупреждения.

Предмет криминологии - это совокупность изучаемых данной наукой явлений, процессов и закономерностей. Предмет криминологии включает 4 элемента:

  1. преступность;
  2. личность преступника;
  3. причины и условия преступности;
  4. предупреждение преступности.

1. Преступность - совокупность преступлений, рассматриваемых в виде фактов социальной действительности, а не юридических конструкций (например состав преступления).

В социальной действительности преступность подчиняется определенным закономерностям, имеет фиксированные качественно-количественные характеристики (например уровень, структура и динамика преступности), их изучает криминология



2. Личность преступника изучается как система социально-демографических, социально-ролевых, социально-психологических свойств субъектов преступления.

Применительно к личности преступника рассматривается соотношение биологического и социального в ней.

3. Детерминанты (причины и условия) преступности - совокупность социально-негативных экономических, демографических, идеологических, социально-психологических, политических, организационно-управленческих явлений, которые способствуют и непосредственно порождают, воспроизводят (детерминируют) преступность,

4. Предупреждение преступности это специфическая область социального регулирования, управления и контроля, умеющая многоуровневый характер и преследующая цель борьбы с преступностью на основе выявления и устранения ее причин и условий.



Криминология изучает предупреждение преступности как сложную динамическую систему. Ее функционирование связано с решением как общих задач социального развития, так и специализированных задач в области борьбы с негативными явлениями.

 

Методология науки криминологии.

Методы криминологических исследований – система приемов, способов, средств сбора, обработки и анализа информации применяемых с целью познания преступности ее причин и условия выработки мер предупреждения преступности.

1. Общенаучные методы – методы которые применяются во всех науках, сюда вхо-дит:

- анализ;

- синтез - элементы соединяются в единое;

- индукция и дедукция – рассуждение от частного к общему и наоборот;

- обобщение;

- абстракция;

- формализация;

- аналогия;

- исторический подход – изучение преступности в историческом разрезе, в движении;

- системный подход – изучение не одного, системы явлений;

- моделирование;

- математические методы.

2. Специальные методы - аналитическое обследование (группировка и ранжирование).

- социологическое обследование (выборка, контент анализ);

- математический анализ (аппроксимация, экстрополяция).

3. Социологические методы – методы изучения социальных явлений в их конкретном проявлении в конкретных условиях места и времени.

- изучение документов (статистические отчеты, материалы уголовных дел, заявления о преступлениях с ответами на них, жалобы и т.д.

- опросы проводятся либо заочно (анкетирование), либо очно (интервью). В первом случае разрабатывается анкета с перечнем вопросов.

Интервью представляет собой беседу с лицом, совершившим преступление, или его родственниками, или сотрудниками правоохранительных органов, а также другими лицами.



- эксперимент – метод исследования, при котором происходит последовательная фик-сация и контроль за состоянием объекта, изменяющимся под воздействием некоторых факто-ров, управляемых экспериментатором.

 

- методы прогнозирования – разделяются на фоновые и профильные. Фоновые методы создают необходимую информационную базу. Профильные методы – это методы эстраполя-ции, моделирования, экспертных оценок.

 

Классическое направления криминологических теорий.

Классическая школа права возникла в XVIII веке как результат значительного распространения гуманистических воззрений на природу преступности и способы воздействия на данный феномен.

Принцип гуманизма был положен в основу трудов великих просветителей XVIII века философов Руссо, Вольтера, Дидро, Монтескье. Они развили идеи утопистов Т.Мора и Т.Кампанеллы о справедливом общественном устройстве как способе избавления государства от преступности, сделали эти идеи более реальными, менее утопичными.

Эти ученые выдвинули много положений о гуманизации всей системы воздействия на преступность за счет уменьшения роли и степени применения кары. Установление равенства граждан, устранение нищеты и бесправия самых обездоленных социальных слоев, по их мысли, приведут к снижению уровня преступности. Гармония в обществе, социальный мир — лучшая мера устранения преступлений.

Много идей было высказано ими о гуманизации наказаний. Им принадлежит классический принцип: «Главное не то, чтобы было назначено строгое наказание». Они со всей остротой поставили вопрос о том, что предупреждение преступлений должно главенствовать над наказанием. Всемирную известность приобрел императив: «Лучше десять преступников оставить безнаказанными, чем наказать одного невиновного».

Идеи гуманистов синтезировал Ч.Беккариа, опубликовавший в 1764 году фундаментальный труд «О преступлениях и наказаниях».

В своем труде Беккариа систематизировал философско-криминологические идеи своих предшественников и облек их в форму следующих правовых принципов:

«Лучше предупреждать преступления, чем наказывать».329

«Хотите предупредить преступление? Сделайте так, чтобы законы были ясными, простыми, чтобы вся сила нации была сосредоточена на их защите».330

«Должна быть соразмерность между преступлениями и наказаниями».331 «Единственным и истинным мерилом преступлений является вред, который они причиняют нации».332 «Для достижения цели наказания достаточно, чтобы зло наказания превышало выгоду, достигаемую преступлением».333

«Цель наказания заключается не в истязании и мучении человека... цель наказания заключается только в том, чтобы воспрепятствовать виновному вновь принести вред обществу и удержать других от совершения того же».334

«Чем скорее следует наказание за преступлением, чем ближе к нему, тем оно справедливее, тем оно полезнее».335

«Уверенность в неизбежности хотя бы и умеренного наказания произведет всегда большее впечатление, чем страх перед другим, более жестоким, но сопровождаемый надеждой на безнаказанность».336

«Смертная казнь не может быть полезна, потому что она подает людям пример жестокости... Пожизненное рабство, заменяющее смертную казнь, явилось бы поэтому достаточно суровым наказанием, чтобы удержать от преступления и самого решительного человека».337

«Власть толковать законы не может принадлежать судьям по одному тому, что они не законодатели... Нет ничего опаснее общепринятой аксиомы, что следует руководствоваться духом закона...Дух закона зависел бы от хорошей или дурной логики судьи, от хорошего или дурного его пищеварения».338

Идеи Беккариа имели громадный резонанс не только в научной среде. Многие монархи пытались реализовать их на практике. Король Пруссии Фридрих II очень высоко ценил теоретические построения Беккариа и пытался воплотить их в жизнь в своем королевстве. В определенной мере его идеи были реализованы во Французском уголовном кодексе 1791 года.

Огромный вклад в развитие идей классической школы права внес английский ученый Иеремия Бентам (1748-1832), который разработал свою теорию наказания, оказавшую значительное влияние на развитие науки о преступности.

Одну из причин преступности Бентам усматривал в несовершенстве законов. Развивая идеи Монтескье и Беккариа о необходимости соразмерности наказания, он попытался найти конкретный способ определения этой соразмерности. Бентам сконструировал идеальную модель преступника и процесса принятия им решения перед совершением преступного деяния. Тот оценивает положительные и отрицательные последствия нарушения закона и в зависимости от того, чего преступление принесет больше: хорошего или плохого, — решает, совершать его или не совершать. На основе разработанного им метода моральной арифметики Бентам пытался (и во многом ему это удалось) преодолеть догматику естественного права. Он составил всеобъемлющую таблицу удовольствий и страданий, вскрыл условия, влияющие на чувствительность личности.339 На этой основе Бентам вывел ряд принципов назначения наказания преступникам:

- «должно, чтобы зло наказания превосходило выгоду преступления»;

- «чем менее неминуемость наказания, тем более должна быть строгость его»;

- «чем важнее преступление, тем более можно решиться на наказание жестокое для вящей надежды предупредить преступление»;

- «одинаковые наказания за одинаковые преступления не долженствуют быть налагаемыми на всех преступников без изъятия. Надлежит принимать в уважение обстоятельства, имеющие влияние на чувствительность».340

Он выступал противником чрезмерного нерационального ужесточения наказаний. В фундаментальном труде «Основные начала уголовного кодекса» он писал: «Политика законодателя, все наказывающего смертной казнью, похожа на трусливое отвращение ребенка,— он раздавливает насекомое, на которое боится взглянуть... Не верьте слишком легко в эту необходимость смерти. Избегая ее в наказаниях, вы предупредите ее в самих преступлениях».341

Аналогичные идеи разрабатывал видный немецкий ученый Пауль-Иоган-Ансельм Фейербах (1775-1833), отец известного философа Л.Фейербаха, автор популярного в то время учебника по уголовному праву.342 Этот учебник представлял из себя комментированный проект Уголовного кодекса с детальным анализом аналогов из Римского права. Этот проект был утвержден в качестве Уголовного Уложения Германии в 1813 году.

Фейербах был одним из первых, кто начал выделять из уголовного права в самостоятельные отрасли познания философию наказательного права, криминальную психологию, уголовную политику (См.: там же, с..4) - эти изыскания Фейербаха можно считать началом процесса отпочковывания криминологии в самостоятельную науку.

Теоретические положения о предупреждении преступлений, разработанные Фейербахом во многом сходны с идеями Бентам: «Сила желания совершить поступок прекращается тем, что после дела его неминуемо последует зло, гораздо большее той неприятности, какая от неудовлетворенного побуждения произойти может».343Будучи приверженцем кантовской философской критической системы, Фейербах не счел возможным следовать в русле идей великого философа в вопросах о каре. Он разработал уголовно-правовую теорию психического принуждения или психического устрашения как цели наказания. Наказания Фейербах делил на две группы: наказания угрожаемые и наказания причиняемые. Цель первого — отвращение страхом от преступления, цель второго — демонстрация действенности закона.344Здесь мы видим лишь идеи общего предупреждения, хотя уже в трактате о рациональной тюрьме Бентам достаточно четко в качестве воздействия на преступность определил частную превенцию — перевоспитание и исправление преступников в местах лишения свободы. Весьма основательно идеи частной превенции были развиты последующими представителями классической школы уголовного права — такими учеными, как Грольман, Штельцер, Аренс, Редер, которые относили исправление преступника к главной цели уголовного наказания.

Работы Беккариа, Бентама, Фейербаха и их последователей сформировали классическое направление уголовного права. В рамках этой школы развивались и криминологические идеи, которые органически увязывались с уголовным правом. Основные идеи классической школы сводились к следующему:

- человек является носителем свободной воли, и преступление есть результат его произвольного выбора; в силу того, что лицо, обладая нравственной свободой, избирает зло, оно должно нести наказание за свой выбор;

- процесс принятия решения о совершении преступления носит исключительно рациональный характер. Человек совершает преступление лишь в случае, если считает его полезным для себя после взвешивания всех pro и contra;

- усиливая наказание, общество делает преступления менее привлекательными, что позволяет удерживать людей от их совершения;

- искусство законодателя и его гуманизм заключаются в том, чтобы ужесточение наказания проводилось не по принципу «чем больше, тем лучше», а по принципу «ужесточать лишь настолько, чтобы сделать преступление непривлекательным».

Ученым классической школы пришлось выдержать немало критики. Представителей классической школы иногда упрекают в том, что они упустили из поля зрения личность преступника. Э.Ферри, в частности, указывал: «Для криминалистов, судей и законодателей область правосудия содержит в себе три момента: преступление, суд и наказание. Классическая школа не знает преступника, который, между тем, является началом и вместе с тем конечной целью деятельности общественной обороны от преступности».345 Данный упрек вряд ли можно считать обоснованным. Конечно, концепция преступника у них была несколько схематичной и упрощенной, чрезмерно рационалистичной (с гипертрофированным «принципом пользы»). Но в этом их вряд ли можно упрекать — они работали на уровне развития психологической и философской мысли того времени. Ведь лишь в ХХ веке психологи установили, что характерной чертой человека является: думать одно, говорить другое, а поступать вопреки и первому и второму. В то же время идеи этой школы не случайно получили название классических, поскольку они живы до сих пор и с незначительными модификациями являются основой системы воздействия на преступность во многих странах, несмотря на революционные попытки отказаться от них.

После не увенчавшейся успехом попытки сторонников концепции социальной защиты радикально изменить процесс воздействия на преступность классическая школа возродилась. А.Принс и Ф.Лист внесли значительный вклад в создание так называемой неокласической школы права, объединившей в рамках уголовного права и правовую догматику, и уголовную политику, и криминологию (криминальную антропологию и криминальную социологию).

Сегодня практически во всех странах мира классическое направление воздействия на преступность продолжает выполнять фундаментальные функции методологии воздействия на преступность.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.