Сделай Сам Свою Работу на 5

Типы личности преступников (научное и практическое значение типологии)





 

Принято выделять следующие типы личности преступника:

· Корыстный — этот тип объединяет всех лиц, совершивших преступления по мотивам личного обогащения (кражи, грабежи, разбои, хищения, мошенничество, ряд должностных преступлений);

· Насильственный — мотивы насильственных преступлений (убийства, телесные повреждения, изнасилования и хулиганства) достаточно разнообразны. Назвать насилие мотивом ошибочно, потому что совершать насильственные действия ради них самих могут лишь психически больные, невменяемые люди. Понятие насилия во многом отражает внешний характер действия, а не только его внутреннее содержание.


По степени их общественной опасности, криминогенной зараженности выделяют иные типы личности преступника:

  • Особо опасные - многократно судимые рецидивисты, устойчивая преступная деятельность которых носит характер активной оппозиции обществу;
  • Десоциализированные опасные (пассивные, асоциальные) — лица, выпавшие из системы нормальных связей и общения, длительное время ведущие паразитическое, часто бездомное, существование (бродяги, попрошайки, алкоголики);
  • Неустойчивые — лица, совершающие преступления не в силу стойких антиобщественных тенденций, а в связи с включенностью в жизнедеятельность некоторых групп отрицательной направленности;
  • Ситуативные — лица, общественная опасность личности которых выражена в поведении незначительно, но тем не менее имеется и проявляется в соответствующих ситуациях;

 



Деятельность по предупреждению преступности во многом зависит от разработки типологии личности преступника. Типология является той основой, на которой строится методика прогнозирования.

 

 

Криминогенные качества личности (понятие, классификация). Криминогенные качества и вероятностное прогнозирование преступного поведения.

 

Качества личности - длительно существующие характеристики, проявляющиеся в поведении человека в различных ситуациях. Криминогенными являются те качества личности, которые повышают вероятность совершения человеком какого-либо преступления.

Как уже было выяснено ранее, качества личности бывают: социально-демографические, социально-психологические и психофизические.



 

Классификация криминогенных качеств личности:

· КК, нейтрализующие сдерживающеее воздйествие совести — уверенности «мне можно то, чего нельзя другим», убеждение, что все люди допускают несправедливые поступки и «я не хуже других», правовой нигилизм (уверенность в том, что законы не выражают интересов большинства людей) ;

· КК, нейтрализующие сдерживающее воздействие уголовного наказания — убеждения в безнаказанности, убеждение в том, что за совершаемое преступление предусмотрено мягкое наказание, безразличное отношение к уголовному наказанию (уверенность в том, что в колонии можно неплохо жить или надежда на скорый побег);

· КК, нейтрализующие сдерживающее воздействие общественного порицания - уверенность, что общество не осудит за совершаемое преступление, или безразличное отношение к такому осуждению;

· Отсутствие умений, необходимых для сдерживания влияния указанных 3-х факторов — для реализации сдерживающего влияния совести, страха уголовного осуждения и общественного порицания необходимы: умение видеть последствия своих поступков, умение противостоять отрицательному влиянию других лиц, умение владеть собой и сдерживать импульсионные порывы. Отсутствие этих умений формирует определенную криминогенность личности.

 

К наиболее криминогенным относятся следующие качества:

  • Убеждение: «Если человеку плохо, он может причинять вред другим людям»;
  • Уверенность, что практически все люди поступают несправедливо, поэтому иногда можно позволить себе поступить несправедливо тоже;
  • Жизненный принцип: «Надо жить сегодняшним днем и не задумываться о будущем»;
  • Мнение, что каждый мужчина один раз должен побывать в местах лишения свободы;
  • Убеждение, что некоторым способом можно так совершить преступление, что никто не сможет разоблачить виновного;
  • Отсутствие привычки тщательно обдумывать свои поступки и принимаемые решения;
  • Неумение управлять собой в конфликтной и иной экстремальной ситуации

 



Изучение личности преступника (значение личности преступника, научные методы изучения личности, изучение личности на предварительном следствии, изучение личности в суде. Коррекция отрицательных качеств личности.

 

Личность преступника представляет собой совокупность социально значимых негативных свойств, образовавшихся в ней в процессе многообразных и систематических взаимодействий с другими людьми. Изучение причин образования и условий проявления в преступлении криминогенных качеств личности преступника позволяет анализировать причины отдельного преступления и преступность в целом.

 

К фундаментальным методам изучения личности относятся опрос и наблюдение, промежуточной формой является психологическое тестирование (сочетающее в себе элементы первого и второго):

· Опрос — получение информации на задаваемые вопросы. Опрос может быть устным (беседа, интервью) и письменным (анкетирование). Вариантом устного опроса является допрос;

· Наблюдение — визуальное либо слуховое восприятие деятельности личности . Наблюдение может быть непосредственным и опосредованным. При непосредственном исследователь лично наблюдает за проявлениями личности (высказывания, манера поведения). При опосредованном наблюдении исследователь изучает данные наблюдения, проведенного другими лицами (изучение документов: характеристик, личных дел; изучение фото и видео материалов);

· Психологическое тестирование — изучение личности с помощью тестов;

 

Коррекция отрицательных качеств, т. е. воздействие на человека и его поведение происходит с помощью следующих методов:

  • Убеждение — процесс формирования или изменения таких качеств личности, как взгляды, убеждения, установки;
  • Принуждение — инструмент воздействия на человека, основанный на ограничении его возможностей.
  • Организация деятельности - направление активности человека в определенное русло, управляемое формирование личного опыта;
  • Изменение социальной ситуации развития — один из вариантов организации деятельности, основанный на изменении социального окружения, социальных ролей и социальных связей человека (перевод школьника в другую школу, чтобы вырвать его из плохой компании);

 

Соотношение социального и биологического в личности преступника и преступном поведении (сущность проблемы, наиболее распространенные подходы к ее решению, их анализ, идеи А.Ф. Кони по данной проблеме). Биологические детерминанты преступного поведения и концепция ограниченной вменяемости.

 

Суть проблемы соотношения социального и биологического в личности преступника и преступном поведении заключается в следующемот каких качеств человека зависит преступное поведение:

· от наследственных качеств (темперамент, темперамент, время реакции, генетически переданные программы поведения);

· от приобретенных качеств (в результате воспитания, обучения, общения);

 

Существуют 3 подхода к данной проблеме:

  • Социальный (он же правовой) — главную роль в поведении играют социальные факторы. Его сущность заключается в том, что человек должен сознательно руководить своим поведением, должна быть свобода выбора: поступать в соответствии с законом или вопреки ему;
  • Биологический — главную роль играют биологические факторы. Биологические доминанты — отсутствие свободы воли (клептоман не может не красть, а маньяк не в силах противостоять кровожадным импульсам, побуждающим его к убийству)
  • Социально-биологический — в отношении одних преступлений главными оказываются социальные факторы, а в отношении других биологические.

 

А.Ф.Кони: «В каждом человеке, несмотря на духовное развитие его, сидит зверь, стремящийся при раздражении или возбуждении, растерзать, истребить, удовлетворить свою похоть и т.д. Когда человек владеет этим сидящим в нем зверем, он нормален в своих отношениях к людям и обществу; когда он сознательно дает зверю возобладать в себе и не хочет с ним бороться — он впадает в грех, он совершает преступление; но когда он бессилен бороться сознательно — тогда он больной. Призовите первого в судьи, покарайте второго, но не наказывайте, а лечите третьего, и если есть повод к сомнению, кто стоит перед вами — второй или третий — призовите на помощь науку и не стесняйтесь потерей времени и труда. Исследование истины стоит этой потери!»

 

Структура причин отдельного преступления (схема и практические выводы). Мотивация преступного поведения (понятие, структура, характеристика элементов). Готовность к совершению преступления (понятие, составляющие готовности, виды криминальность готовности).

 

Причина конкретного преступления— взаимодействие негативных нравственно-психологических свойств личности, сложившихся под влиянием неблагоприятных условий нравственного формирования индивида, с внешними объективными обстоятельствами, порождающими намерение и решимость

 

Для того чтобы понять, каким образом человек становится преступником, необходимо проанализировать сложную цепочку причинно-следственных зависимостей, которую в криминологии именуют структурой причин отдельного преступления.

 

Причины конкретного преступления (от чего зависит совершение преступления):

· Среда, формирующая дисгармонию или деформацию потребностей, интересов, ценностных ориентации конкретной личности, которые становятся основой криминогенной мотивации;

· Криминогенная мотивация;

· Ситуации, в которых находится личность в процессе формирования, жизнедеятельности и непосредственно в процессе совершения преступления и которые способствуют возникновению и реализации криминогенной мотивации в поведении (условия, способствующие конкретному преступлению);

· Психофизиологические и психологические особенности личности, усиливающие ее чувствительность к криминогенным влияниям извне и стимулирующие превращение их во внутреннюю позицию.

 

Этапы (структура) криминализации:

  • Формирование у человека отрицательных качеств личности (эти качества иногда называют криминогенными, т.е. рождающими преступление);
  • Приобретение криминогенными качествами устойчивости;
  • Соприкосновение с обстоятельствами, затрудняющими правомерное поведение, и обстоятельствами, облегчающими противоправное (попав в ситуацию, когда достичь своих целей затруднительно, человек принимает решение о совершении преступления, у него формируется мотив преступного поведения);

 

СХЕМУ см. в учебнике

 

Мотивация преступного поведения - внутренний процесс возникновения, формирования и осуществления преступного поведения. МПП включает в себя следующие элементы: потребность, мотив, цель, выбор путей и способов ее достижения, вероятностное прогнозирование, принятие решения, контроль и коррекция поведения, анализ совершенного, раскаяние или выбор защитного мотива.

Мотив преступного поведения — внутреннее побуждение к общественно опасному действию.

Готовность совершить преступление — это такое состояние субъекта, при котором он в любой момент (как только поступит пусковой импульс) может начать противоправную деятельность.

 

Составляющие преступной готовности:

  • Интеллектуальная — анализ сущности преступной деятельности, своих способностей, степени защищенности предмета посягательства, оценка возможных положительных результатов и отрицательных последствий;
  • Психологическая - результат преодоления сдерживающего фактора неопределенности, страха неудачи, возможного наказания;
  • Нравственная - возникает на основе нейтрализации сдерживающего воздействия совести: человек либо убеждает себя, что преступные действия справедливы, либо у него формируется установка на отрицание справедливости (убеждение, что все в этом мире устроено несправедливо, что справедливости нет и быть не может);
  • Профессиональная - овладение определенными умениями и навыками, которые лицо сочтет необходимыми для достижения преступного результата, избежания ответственност;
  • Материальная - подготовка материального обеспечения (денег, инструментов, одежды и т. п.);
  • Организационная — подбор помощников, создание соответствующей организации или вступление в криминальную организацию.

 

Классификация (виды) преступной готовности:

I. По степени (объему) готовности:

· полная — налицо все составляющие;

· неполная — некоторые составляющие отсутствуют;

II. По характеру готовности:

· вынужденная - готовность, возникшая в ситуации материальной нужды, ущемленного самолюбия, неудовлетворенности иных потребностей;

· ситуативная - готовность, возникшая в ситуации безнаказанности, доступности и легкости преступного способа удовлетворения потребностей (когда преступный способ эффективнее и экономичнее законного);

· стратегическая - готовность, возникшая до обострения потребностей (стратегия жизни, жизненная установка);

III. По степени широты и универсальности:

· готовность к любому преступлению;

· готовность к определенным видам преступления (корыстным, насильственным);

· единичная готовность (лишь к конкретному преступлению в определенных обстоятельствах);

IV. По степени устойчивости:

· практически неподдающаяся разрушению (сверхустойчивая);

· трудноразрушимая (средний уровень устойчивости);

· доступная разрушению (низкий уровень устойчивости);

 

15) Методика выявления причин и условий преступления (вопросы, подлежащие изучению, методы получения информации).

 

Методика выявления причин и условий преступления — алгоритм, определенная последовательность действий, при выполнении которых человек сможет получить информацию по следующим вопросам:

  • Какие криминогенные качества личности обусловили определенное преступление?
  • Каковы причины образования этих криминогенных качеств?
  • Каковы условия устойчивости этих криминогенных качеств?
  • Какие обстоятельства затрудняют правомерное поведение?
  • Какие обстоятельства делают возможным совершение преступления (и какие препятствуют пресечению преступления)?

 

Данная методика показывает, какую информацию нужно добыть для криминологического анализа и каким образом это сделать. Еше один из аспектов методики охватывает: методы изучения личности, методы изучения условий ее формирования, методы изучения условий жизни.

Изучать причины и условия преступления можно в двух аспектах:

  • Перспективно — в целях прогноза: какие негативные обстоятельства могут привести к преступлению.
  • Ретроспективно - анализ причин уже совершенного преступления;

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.