Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 1. Введение. История как предмет научного исследования и изучения в вузе. Методология и теория исторической науки.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Томский государственный педагогический университет

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

(декан факультета)

________________________

_______________2011 г.

 

 

Рабочая программа

по курсу

«История»

для студентов неисторических факультетов

 

 

кафедра отечественной истории и культурологии

 

 

Курс 1

Форма обучения Очная

Семестр: 1, 2

Трудоемкость: 4 кредитных единиц

Количество часов:

аудиторных: 72 час. лекции

внеаудиторных: 72 час. самостоятельная работа студентов

Форма отчетности: промежуточный и итоговый экзамены

Данная дисциплина предполагает изучение отечественной истории в контексте всемирной, что позволяет лучше понять закономерности исторического развития человеческой цивилизации и особенности и проблемы исторического пути России.

Изучение рассматриваемого курса дает возможность наиболее эффективно реализовать воспитательный потенциал: развить чувство гражданственности и патриотизма, что невозможно без овладения базовыми знаниями по отечественной истории; сформировать общекультурные компетентности бакалавра педагогического вуза.

 

Цели и задачи курса «История»

1.1. Цели дисциплины

Формирование общекультурных компетентностей бакалавра педагогического образования посредством освоения базовых фактических сведений, что создает возможность научного осмысления и понимания российской истории как интегративной части всемирной истории.

1.2. Задачи дисциплины

• воспитать гражданина и патриота, понимающего проблемы, стоящие перед государством, способного осознанно решать эти проблемы;

• стимулировать развитие общекультурных компетенций на основе изучения исторического материала, необходимого для понимания национальной истории в контексте всемирной;

• содействовать формированию общепрофессиональных компетенций, связанных со способностью научно анализировать проблемы и процессы в профессиональной области, умением использовать на практике базовые знания и методы исторической науки; нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности;



• способствовать формированию профессиональных компетенций бакалавра, направленных на решение профессиональных задач, умение работать в коллективе, с социальными партнерами.

 

 

1.3. Ожидаемые результаты

Освоение содержания дисциплины направлено на формирование у бакалавра в соответствии с целями основной образовательной программы и задачами профессиональной деятельности следующих компетенций:

• готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК — 14);

• способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК — 15);

Также данная дисциплина способствует развитию следующих общекультурных компетенций:

• культуру мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК — 1);

• способность логически верно строить устную и письменную речь (ОК — 6);

• готовность использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готовность работать с компьютером как средством управления информацией (ОК — 8);

• способность работать с информацией в глобальных компьтерных сетях (ОК — 9);

• способность использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК — 16).

 

2. Требования к уровню усвоения содержания дисциплины

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

– основные закономерности историко-культурного развития человеческого общества в национальном и всемирном масштабе;

– основные закономерности взаимодействия человека и общества;

– иметь знания об исторических процессах, необходимых для понимания региональной и национальной истории в контексте всемирной;

Уметь:

– использовать различные формы, виды устной и письменной коммуникации в учебной и профессиональной деятельности;

– давать развернутую и краткую характеристику узловых сюжетов отечественной истории,

– анализировать отдельные проблемы,

– сопоставлять события с помощью диахронного и синхронного методов,

– выявлять типологические черты и особенности сходных явлений исторического процесса,

– вести системный анализ различных событий, в прошлом, настоящем;

– различать действия объективных и субъективных факторов;

– оценивать роль личности в истории;

Владеть:

– технологиями приобретения, использования и обновления гуманитарных, социальных и экономических знаний;

– базовыми знаниями отечественной истории, пониманием причинно-следственных связей в развитии российского общества;

– способностью понимать закономерности исторического процесса;

– знаниями о месте человека в историческом процессе, политической организации общества;

– знаниями основных положений и методов социальных и гуманитарных наук, способностью использовать их при решении социальных и профессиональных задач,

– способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы;

– способностью понимания и соблюдения базовых ценностей культуры, гражданственности и гуманизма;

– умением логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь.

 

Принципы отбора и содержания учебного материала

Программа курса предлагает сосредоточиться на ключевых моментах истории России, выявляющих присутствие в ней общемировых тенденций, национально-государственной и этнокультурной специфики.

Наибольшее вниманиеуделяется вопросам российской государственности как системообразующего фактора; рассматривается влияние внутренних и внешних причин на развитие процесса становления государства.

Вторым смыловым стержнем курса является проблема взаимоотношений государства и общества на различных этапах истории.

Третий важнейший компонент - формирование культурных особенностей России в их единстве и многообразии.

Содержание курса распределяется между лекционным курсом и самостоятельной работой.

 

Междисциплинарные связи

Дисциплина «История» включается в базовый цикл основной образовательной программы по направлению подготовки бакалавра и в соответствии с профилем подготовки. Ее изучение предполагает установление и развитие междисциплинарных связей с такими дисциплинами, как философия, психология, социология, правоведение, политилогия, экономика.

 

Образовательные технологии

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО, в программе данной дисциплины предусмотрено использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (разбор конкретных ситуаций (кейс-технологии), учебные дискуссии, технологии кооперативного обучения, проектирования, развития критического мышления).

Эти технологии в сочетании с внеаудиторной работой решают задачи формирования и развития профессиональных умений и навыков обучающихся, как основы профессиональной компетентности в сфере образования.

 

Текущая аттестация усвоения знаний

Текущая аттестация проводится путем накопительной оценки выполнения заданий в процессе самостоятельной работы студентов. Комплекс заданий для практической работы по дисциплине включает написание письменных работ, реферирование литературы, тестовые задания и вопросы для обсуждения.

Использование балльно-рейтинговой системы оценки достижений позволяет оценить индивидуальную динамику формирования общекультурных и общепрофессиональных компетенций бакалавра в соответствии с видом профессиональной деятельности.

Промежуточная аттестация

Изучение дисциплины сопровождается промежуточным (конец 1 семестра) и итоговым (конец 2 семестра) экзаменами, в рамках которых проверяется усвоение фактического и теоретического материала, базовых понятий и проверяются следующие компетенции:

• готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);

• способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-15);

• способность понимать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16)

Требования к студентам, выполнение которых необходимо для допуска к промежуточной и окончательной аттестации в форме экзамена:

1. Посещение лекционных занятий -

2. Выполнение комплекса заданий для самостоятельной работы -

3. Текущая аттестация (контрольные работы, тестирование) -

 

 

3. Тематический план дисциплины

 

Раздел дисциплины Всего   Лекции   Самостоя тельная работа Формы контроля
Тема 1. Введение. История как предмет научного исследования и изучения в вузе. Методология и теория исторической науки. пробл. зад.
Тема 2. Древнерусское государство — Киевская Русь (IX – н. XII вв.). Цивилизационное своеобразие. тест
Тема 3.Русь в период политической раздробленности (XII – XIVвв.). Борьба русского народа за независимость (XIII – XV вв.) реферат
Тема 4. Особенности становления и развития российской государственности (конец XV – начало XVII вв.). Цивилизационное своеобразие. тест
Рубежный контроль — письменная контрольная работа по темам 1 - 4
Тема 5.Первая попытка модернизации России и ее последствия в XVIII в. реферат, тест
Тема 6.Российская империя в XIX в.: проблемы и решения пробл. зад., реферат
Рубежный контроль — письменная контрольная работа по темам 5 - 6
Промежуточная аттестация - экзамен
Тема 7. Роль XX в. в мировой истории: глобализация общественных процессов; социальная трансформация общества. Россия на рубеже XIX – XX вв. Революция и реформы. пробл. зад. реферат
Тема 8. Россия в условиях Первой мировой войны и общенационального кризиса (1914 — 1920 гг.) пробл. зад., тест
Тема 9.Формирование авторитарного режима власти и социально-экономические преобразования в стране в конце 1920 — 1930-е годы. пробл. зад.
Рубежный контроль — письменная контрольная работа по темам 7 - 9
Тема 10.Вторая мировая и Великая Отечественная война пробл. зад.
Тема 11.Советский Союз в условиях «холодной войны». Нарастание кризисных явлений в обществе и государстве в 1960 — 1980-е годы. Перестройка. пробл. зад.
Тема 12.Становление новой России. пробл. зад.
Рубежный контроль — письменная контрольная работа по темам 10 - 12
Итоговая аттестация - экзамен
Итого:  

Содержание курса «История»

Тема 1. Введение. История как предмет научного исследования и изучения в вузе. Методология и теория исторической науки.

Предмет, задачи курса. История и феномен прошлого. Научный метод и методология истории. Концептуальные подходы в изучении истории. Формационный и цивилизационный подходы в изучении истории.

Тема 2. Киевская Русь (IX – н. XII вв.). Цивилизационное своеобразие.

Происхождение восточных славян. Проблема этногенеза восточных славян. Великое переселение народов и славянские племена. Общественное устройство восточных славян в догосударственный период (VI – VIII вв.).

Основные предпосылки и этапы становления древнерусской государственности. Объединение восточных племен вокруг Киева и утверждение династии Рюриковичей. Основные этапы становления государственности. Этно-культурные и социально-политические процессы русской государственности. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Принятие христианства как выбор цивилизационного пути.



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.