Сделай Сам Свою Работу на 5

Современное состояние и тенденции неосторожных преступлений

Как социально-правовое явление неосторожная преступность закономерно существует в обществе. В уголовном праве неосторожность предусмотрена в двух формах:

- легкомыслие, когда человек понимает, что вредные последствия могут наступить, но надеется, что он сам их предотвратит или они не наступят в силу определенных обстоятельств;

- небрежность, когда человек не предвидит, вредных последствий своих действий и не желает их наступления. Подобного рода поступки людей достаточно многочисленны, и определенную часть из них с учетом тяжести наступивших последствий законодатель относит к разряду преступных.

Неосторожное преступное поведение проявляется во многих сферах человеческой деятельности. Выделим лишь наиболее типичные сферы:

- эксплуатация транспортных средств, являющихся источником повышенной опасности;

- эксплуатация машин, агрегатов и других стационарных источников повышенной опасности на производстве;

- строительные, взрывные, горные работы;

- работы в природной среде, связанные с опасностью ее загрязнения, отравления, порчи и т. д.;

- транспортировка и хранение энергоносителей;

- производство продуктов питания, медикаментов, лечение людей, ветеринарная помощь;

- должностная и иная профессиональная деятельность, характеризуемая возможностью общественно опасных последствий при принятии ошибочных решений;

- эксплуатация источников повышенной опасности индивидуально-бытового характера, иные виды индивидуально-бытового поведения, влекущие за собой неосторожные преступные последствия.

С учетом изложенного следует выделить следующие виды неосторожного преступного поведения, связанные с нарушением правил:

- безопасности эксплуатации транспортных средств;

- безопасности использования машин, агрегатов, работа которых требует особой осторожности при эксплуатации;

- безопасности при производстве и передаче энергии, транспортировке и хранении энергоносителей;

- экологической безопасности;

- медицинской безопасности;

- бытовой безопасности;

- безопасности исполнения должностных и профессиональных обязанностей;

- имущественной безопасности.

Ежегодно в Украине имеют место 100-150 случаев столкновений поездов с автотранспортными средствами на переездах, последствиями которых, помимо значительного материального ущерба и нарушения движения, являются 50-200 человеческих жертв. На железнодорожном транспорте ежегодно отмечается 50-80 случаев уголовно-наказуемых неосторожных деяний, связанных с перевозкой опасных грузов.

В Украине ежегодно случаются тысячи пожаров. Например, в 2006 г. Зарегистрировано 1 тыс. 412 пожаров, от которых погибло более 875 чел., что в 2 раза больше, чем в 2009 г., хотя число пожаров было несколько меньше. Количество при этом уничтоженных строений возросло на 25%, единиц техники - на 40%. Специфическим показателем, характеризующим неосторожную преступность, является уровень виктимности, т. е. количество случаев, когда в конкретное преступное поведение включается правонарушение или иные неправильные действия потерпевших, создающие ситуацию для преступной неосторожности виновных или способствующие ее возникновению. Для неосторожной преступности показатель виктимности составляет около 20%. В некоторых видах неосторожных преступлений этот показатель значительно выше, например в преступно-неосторожных дорожно-транспортных происшествиях.

По результатам наблюдений в течение ряда лет удельный вес всех неосторожных преступлений в общей структуре преступности составляет около 15-20%. Традиционно отмечается довольно высокий уровень латентности этих преступлений (около20%).

Среди неосторожных преступлений около 3/4 приходится на нарушения правил дорожного движения и эксплуатации автотранспорта и приравненных к нему механических транспортных средств (трамваи, троллейбусы, мотоциклы, трактора и др.) лицами, управляющими этими средствами. С учетом этого при криминологическом анализе неосторожных преступлений обоснованно делается акцент именно на данной их разновидности. Они составляют около 75% всех неосторожных преступлений. Приблизительно 12-18% составляют преступные нарушения правил охраны и имущества, халатность; 5-8% нарушения правил охраны труда и техники безопасности; 4-6% - неосторожные преступления против личности (убийства, телесные повреждения).- Надо отметить, что фактическая распространенность неосторожных преступлений лишь частично отражается статистическими данными о числе зарегистрированных преступлений. Особенно высок уровень латентности среди таких видов преступлений, как нарушение техники безопасности. Управление транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения, загрязнение водоемов и воздуха и т. д.

В связи с тем, что в неосторожной преступности основную долю составляют дорожно-транспортные преступления, необходимо подробнее рассмотреть именно эту разновидность уголовно-наказуемых деяний.

Дорожно-транспортные преступления - это совершенные виновно дорожно-транспортные происшествия (ДТП), повлекшие за собой наступление предусмотренных законом последствий. Именно в сфере последствий лежит грань между преступлением и проступком в процессе дорожного движения, поскольку от того, какие наступили последствия (предусмотренные уголовным законом или иными нормами), одно и то же нарушение может быть квалифицировано либо как преступление, либо как административный деликт.

В процессе дорожного движения ежедневно участвуют около 7 млн. автомобилей, автобусов, мотоциклов. Каждые сутки на дорогах страны совершается около 600 аварий, в которых погибает до 130 чел. и получают ранения до 700 чел. Ежегодно в результате ДТП повреждается более 750 тыс. автомобилей и других транспортных средств. За последние 5 лет в дорожных происшествиях пострадало около 1,5 млн. чел. Из общего числа смертельно раненых свыше 70% составляют лица трудоспособного возраста, более 7% становятся инвалидами.

По уровню автомобилизации (количеству автотранспортных средств на 1 тыс. жителей) Украина значительно отстает от развитых в экономическом отношении стран, а по числу погибших в расчете на 10 тыс. транспортных средств значительно опережает их: например, Финляндию более чем в 2 раза, Швецию в 3 раза, Японию почти в 3.5 раза.

В последние годы обращают на себя внимание ДТП с особо тяжкими последствиями, в каждом из которых погибает 4 чел. и более или получают травмы 15 чел. и более. За последние 5 лет количество таких происшествий возросло в 1,3 раза, а число пострадавших - на 21,2%. Чаще всего ДТП с тяжкими последствиями происходят в результате нарушения правил обгона и при выезде на полосу встречного движения. Около 30% аварий совершается лицами, не имеющими права на управление транспортными средствами. Наряду с общим ухудшением состояния правопорядка на дорогах осложнилась обстановка с аварийностью по вине водителей, скрывшихся с места происшествия. Если в 2000 г. при таких обстоятельствах было совершено каждое 15-е ДТП, то в 2010 г. - уже каждое 10-е от всех происшествий по вине водителя.

По дням недели наибольшее число ДТП совершаются в пятницу (16,08%), четверг (16,01%), понедельник (14,95%), наименьшее- в воскресенье (11,51 %) и субботу (13,03%).

По времени суток абсолютный минимум ДТП происходит в период с 4 до 5 часов, максимум - с 19 до 20 часов.

В Киеве аварийность по вине пешеходов составляет в среднем около 55% от общего числа ДТП. Превалирующим нарушением среди пешеходов, влекущим ДТП, является переход через проезжую часть в неустановленном месте и вне пешеходного перехода, удельный вес которого составляет более 80%.

В генезисе неосторожного преступления всегда лежит порожденная невнимательностью та или иная ошибка субъекта, в результате которой наносится вред интересам общества, личности, охраняемым уголовным правом, а в некоторых случаях, предусмотренных законом, создавшая реальную угрозу наступления вредных последствий. В данном случае речь идет о виновных ошибках. Источником подобных ошибок являются дефекты взаимодействия субъекта с орудиями или средствами деяния в определенной ситуации.



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.