Сделай Сам Свою Работу на 5

Формы обеспечения и особенности прогнозирования потребностей в материально-технических ресурсах.

Трудовые ресурсы, их состав и воспроизводство; особенности прогнозирования и использования трудовых ресурсов.

При анализе занятости населения и трудовых рес-сов выдел-т 2 группы населения.

1)экономически активное население.

2)экономич-ки неактивное население.

К экономич-ки активному населению относ-ся часть населения, представл-я свой труд для пр-ва товаров и услуг. Оно включает занятое население, безработных а т.же женщин в декрете.

К эконом-ки неактив-му населению в трудоспособном возрасте относ-ся студенты и учащ-ся (с отрывом от пр-ва), лица занятые ведением домашнего хоз-ва, уходом за детьми старше 3-х лет, уходом за больными родственниками и военнослужащие.

Труд-е рес-сы – это часть населения, которая в силу совокупности физических способностей специальных знаний и опыта м/т учавствовать в создании матер-х благ и услуг.

В состав труд-х рес-сов включ:

1) трудоспособ-е население в трудоспособ-м возрасте.

2) работающие подростки до 16 лет.

3) работающие пенсионеры по возрасту.

В зависимости от отношений к трудовой деят-ти выдел-ся в составе труд-х рес-сов след-е категории:

1) занятые в общественном пр-ве.

2) занятые индивид-ой трудовой деят-тью

3) наход-ся на учебе с отрывом от произ-ва.

4) занятые домашним и личным подсобным хоз-вом.

5)военнослужащие.

Трудовые рес-сы имеют колич-е и кач-е хор-ки.

К колич-м относятся показатели численности и состава ( по возрасту, полу, общественным группам.)

К кач-м показ-м – показатели образцового уровня, профессионально квалификац-й структуры и т.д.

12. Сводный баланс трудовых ресурсов, его содержание и роль в регулировании рынка труда.

При прогн числ труд рес-ов необходимо производить увязку по тр-ти в труд рес-ах с общим их наличием.Для этого исп балансовый метод, кот предполаг разраб системы прогн бал-ов:

-сводный баланс труд рес-ов по стране в целом и по отдельн регионам;

-балансы дополнит потребн в раб силе и источников ее обеспечения;

-балансы подгот специалистов и их исп-ия

Сводный баланс тр рес-в состоит из 2 осн разделов.В первом отраж состав наличн труд рес-ов,а во 2 распредел труд рес-ов по видам занятости,сферам и отраслям экономики,формам собственности



Показатели
1.Трудовые рес-сы,всего в том числе: а)трудоспособное насел в трудоспособном возрасте б)работающие лица старше трудоспособного возраста в)подростки до 16 лет занятые в экономике 2.Распределение тр рес-в а)по видам и деятельности -учащиеся 16 лет и старше,обучающиеся с отрывом от пр-ва -занятые в обществ пр-ве -занятые в домашн хоз-ве б)по формам собст-ти -гос предпр -акционерн общ-ва -колхозы -кооперативы -предпр др форм собственности -занятые в сфере частного предприн-ва в)по сферам и отраслям эк-ки 1.отрасли мат пр-ва (пром-ть,сх и т.д.) 2.отрасли непроизв сферы (образование,здравоохранение,культура и т.д.) Численность безработных Уровень безработицы

Отдельн показат в сводном балансе труд рес-ов рассчит различными методами (в частности числ занятых по отд направл и определ исходя из числ занятых в базовом периоде,а также из прогнозируемых темпов роста,объема пр-ва и производит труда)

Чtзбз*Iп/Iпт

Чбз-численность занятых в базовом периоде.

 

13. Прогнозирование и планирование социального развития и уровня жизни населения.

Для того, чтобы социальная политика государства могла быть полностью реализована, она должна разрабатываться на основе учета требований следующих основополагающих принципов: во-первых,на принцип экономической свободы человека и признания права предпринимателей, лиц наемного труда и их профсоюзов на тарифную автономию, базирующейся на социальном партнерстве; во-вторых,на принцип доверия к регулирующей роли рынка (спрос и предложение, свободное ценообразование и конкуренция опре­деляют положение на рынке); в-третьих,на принцип ответствен­ности государства за игру рыночных сил, за выработку и соблюде­ние правил игры, за создание соответствующих условий для упоря­дочения течения экономической и социальной жизни; в-четвертых,на принцип большей загрузки наиболее трудоспособных, чтобы помочь менее трудоспособным; в-пятых, на принцип участия ра­ботников в управлении производством, общественной и государ­ственной жизнью.

«Уровень жизни» — это обеспеченность населения необхо­димыми для его жизнедеятельности материальными и духов­ными благами, достигнутый уровень их потребления и сте­пень удовлетворения потребностей людей в этих благах.

Под номинальными доходамипонимают ту часть ВВП, ВНП или НД на которую население имеет право в результате осуществле­ния каких-либо видов деятельности, приносящих доход, а также причитающиеся ему доходы в форме государственных трансфертов(пенсии, стипендии, проценты по государственному долгу), соци­альных трансфертов(выплаты из фондов социального страхова­ния), трансфертов между организациями(одни фирмы получают ди­виденды от других фирм), некоммерческих трансфертов (спонсор­ские отчисления). Они включают в себя совокупность денежных, натуральных и косвенных доходов населения. Таким образом, в состав номинальных доходов включаются:

а) денежные доходы,

б) натуральные доходы,

в) косвенные доходы населения.

Реальные доходы населенияопределяются путем вычета из но­минальных доходов сумм, уплаченных населением в виде налогов, других обязательных платежей и оплаты услуг. При этом учитыва­ется индекс цен в отчетном либо прогнозируемом периодах (уро­вень инфляции).

Реально используемые (конечные) доходыпредставляют собой ту часть реальных доходов населения, которая используется непос­редственно на приобретение материальных благ и получении мно­гообразных услуг.

Структура бюджета прожиточного минимума помимо расходов на питание включает в себя расходы на непродовольственные то­вары, услуги, налоги и другие обязательные платежи. Нормативы на эти цели устанавливаются по воле аналогичных затрат в бюд­жете низко-доходных семей. Информационной базой для их обос­нования служат материалы обследования бюджетов домашних хо­зяйств о фактической структуре расходов наименее обеспеченного населения.

 

Формы обеспечения и особенности прогнозирования потребностей в материально-технических ресурсах.

Обеспечение материальными ресурсами производственных цехов, участков и других подразделений предприятия предполагает выполнение следующих функций:
· установление количественных и качественных заданий по снабжению (лимитирование);
· подготовка материальных ресурсов к производственному потреблению;
· отпуск и доставку материальных ресурсов со склада службы снабжения на место ее непосредственного потребления или на склад цеха, участка;
· оперативное регулирование снабжения;
· учет и контроль за использованием материальных ресурсов в подразделениях предприятия [ист. 3, стр. 265].
Функции материально-технического снабжения на предприятии выполняют два отдела: материально-технического снабжения и внешней кооперации. Первый обеспечивает поставки сырья и материалов, второй -- комплектующих изделий и полуфабрикатов. Оба отдела подчиняются заместителю директора по коммерческим вопросам. В их подчинении находятся склады общезаводского назначения. В структуре служб снабжения предприятий преобладают товарные (материальные) отделы, группы, бюро, специализирующиеся на снабжении производства отдельными видами ресурсов. Кроме товарных, в отделе имеются плановая и диспетчерская группы.

При определении норм расхода материалов на единицу продукции и работ исходят из состава и структуры нормы по нормообразующим элементам. Как правило, норма включает три элемента:
• чистый расход — непосредственное полезное потребление материалов, энергии на единицу продукции;
• технологические отходы и потери — расходы, которые зависят от особенностей технологии производства (стружка, сливы, угар, другие отходы);
• прочие технико-организационные отходы и потери, которые не могут быть устранены на нынешнем уровне развития науки и техники и при применяемых методах хозяйствования.
В ряде отраслей пищевой промышленности, металлургии, промышленности строительных материалов для определения потребности в материальных ресурсах используется метод рецептурного состава, т е. на каждый вид продукции согласно установленной рецептуре изготовления продукции и плана выпуска производится расчет требуемого количества и конкретного материала. Например, по рецептуре расход муки 1т хлеба и хлебобулочных изделий составляет а кг. При объёме производства этой продукции в плановом периоде Q потребность в муке А составит:А=а*Q/Кв Где: Кв—коэффициент выхода продукции.
В современных условиях для определения потребности в сырье, материалах и топливно-энергетических ресурсах целесообразно применять методы оптимизации, позволяющие формировать структуру ассортиментного выпуска продукции с учетом рационального использования ресурсов. Их применение предполагает формирование экономико-математической модели, которая должна обязательно включать ограничения по особо важным, дефицитным ресурсам. Под нормой расхода материала следует понимать достаточное и необходимое его количество для изготовления единицы продукции. Нормы расхода материальных ресурсов разрабатываются, как правило, на предприятиях в специализированном и укрупненном ассортименте. Ответственность за них возлагается на главных инженеров и главных технологов. Разрабатывая нормы расхода материалов, следует учитывать не только так называемый полезный расход материала, но и невозвратные потери и неутилизируемые отходы, обусловленные несовершенством технологии, организационными причинами, низкой квалификацией работающих.
На основе норм расхода устанавливаются нормы производственных запасов, которые нужны для обеспечения непрерывности и ритмичности производства.

 

Планирование поставок продукции производственно-технического назначения для государственных нужд.

Прогнозирование и планирование поставок важнейших видов продукции для государственных нужд производится соответствующими органами управления (министерствами, концернами и др.).

Органы управления по закрепленной за ними номенклатуре продукции определяют общую потребность в ней и разрабатывают балансы производства и потребления средств производства, подготавливают предложения о величине централизованных закупок и импорта необходимой продукции с целью обеспечения устойчивой производственной деятельности предприятий и экономической стабильности народного хозяйства.

Балансовые расчеты по средствам производства обобщаются, и на их основе составляется баланс обеспечения ресурсами собственных нужд государства.

С учетом комплекса мероприятий по ресурсному обеспечению составляется сводный межгосударственный баланс и формируются сводные квоты взаимных поставок.

Поставка важнейших видов продукции производственно-технического назначения в соответствии с межправительственными соглашениями другим государствам осуществляется на основании квот, доводимых регулирующими органами до предприятий и организаций-поставщиков.

Органы управления в пределах квот на взаимную поставку продукции по согласованию с потребителями и поставщиками определяют порядок заключения договоров.

Часть продукции или весь ее объем согласно квотам может закупаться оптово-посредническими организациями для последующей продажи. Объем поставок за пределы государства, предусмотренный межгосударственными соглашениями, включается в заказ на поставку продукции для государственных нужд.

Размещение заказов среди предприятий может осуществляться на условиях обязательного задания или на конкурсной основе. Закупка продукции для государственных нужд производится по свободным рыночным ценам, кроме той, по которой сохранено государственное регулирование цен.

Государственные заказчики, исходя из объема и структуры (целевого назначения) утвержденных для них на очередной год бюджетных ассигнований, наличия собственных и заемных средств, уточняют перечень продукции, подлежащей закупке и поставке для государственных нужд. В перечне указываются основные требования, предъявляемые к заказываемой продукции.

 

 

16. Прогнозирование и планирование инвестиций

Прогнозирование и планирование инвестиций занимает особое место в системе государственного регулирования инвестиционной деятельности. Инвестиционное прогнозирование осуществляется на долго-, средне – и краткосрочный периоды на уровне страны в целом, на уровне отдельных регионов и отраслей, сфер, комплексов, предприятий, фирм и т.д. Основными этапами прогнозирования являются:

изучение потребностей в инвестициях; определение возможных объемов инвестиционных потоков по всем источникам финансирования; рациональное распределение инвестиций по направлениям их использования с первоочередным выделением в приоритетные направления; оценка эффективности использования инвестиций.

При прогнозировании потребностей в инвестициях применяются как формализованные методы (экстраполяция, корреляционно-регрессионные модели, межотраслевой баланс и др.), так и методы экспертных оценок (анкетирование, метод «Дельфи», метод генерации идей и т.д.). Выбор метода прогнозирования потребностей в инвестициях предопределяется наличием информационной базы, состоянием экономики и целями экономической политики государства.

Потребности в инвестициях определяются на макроуровне, а также на уровне отдельных отраслей, сфер, комплексов, предприятий, фирм и т.д. В соответствии с Национальной программой привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь ежегодная потребность страны в инвестициях оценивается в 15 млрд. долларов, а для обеспечения расширенного воспроизводства и оживления экономики – не менее 50 млрд. долларов США. Потребности в инвестициях увязываются с инвестиционными ресурсами с учетом всех источников финансирования.

На макроуровне прогнозирование общего объема инвестиций осуществляется на основе установления доли инвестиций в ВВП и прогнозируемого объема иностранных инвестиций. Расчет осуществляется:

Uи = ВВП* Ди + Ии

где Uи – общий объем инвестиций,

Ди – доля инвестиций в ВВП;

Ии – прогнозируемый объем иностранных инвестиций.

При установлении доли инвестиций в ВВП исходят из пороговых значений доли инвестиций в ВВП, равных для простого воспроизводства 20%, а для расширенного – 30–40%. При прогнозировании инвестиций на основе укрупненных расчетов формируются воспроизводственная, технологическая, отраслевая и территориальная структуры инвестиций в основной капитал, а также устанавливаются объемы инвестиций в важнейшие инвестиционные проекты.

В прогнозных документах объем инвестиций отражается в стоимостном выражении и темпах роста к предыдущему периоду.

 

 

17. Прогнозирование и планирование развития производственных отраслей.

Целью деятельности любого предприятия является выпуск продукции или оказание услуг определенного качества, номенклатуры, имеющих сбыт на рынке при оптимальном уровне затрат.

Любая форма деятельности, а тем более хозяйственная, в которой взаимодействуют многие факторы, объекты, субъекты, требует наличия реального, обоснованного, привязанного к календарю плана действий. Разработке всякого более или менее обоснованного плана предшествует прогнозирование.

Прогноз (от греческого prognosis – предвидение, знание наперед) – это форма научного предвидения развития событий, производств, какой-либо ситуации и пр., как правило, на более или менее отдаленную перспективу.

План – это достаточно подробно разработанный документ на ближайшую перспективу (от 1 до 5 лет), в котором на основании расчетов представлены и обоснованы направления развития, основные технико-экономические характеристики, ресурсные параметры, предполагаемый экономический эффект и т.п. рассматриваемого объекта, производства, ситуации.

Прогнозы носят вероятностный характер, поскольку разрабатываются на длительный период (от 5 до 15-20 лет), тогда как план – это подробно и детально разработанное руководство к действию, опирающееся на серьезную информационную базу, что и обеспечивает его реальность и высокую степень достоверности.

Прогнозы оперируют понятиями «больше - меньше» и определяют направления развития с минимумом количественных оценок. План представляет собой набор именно количественных характеристик процесса, его динамики, размера необходимых ресурсов, сроков и пр.

Прогнозы предшествуют планированию и в значительной степени обеспечивают его высокое качество, т.к. цели прогнозирования и планирования практически одинаковы, а различаются они только временными параметрами, полнотой и достоверностью исходных данных и, соответственно, степенью вероятности.

Прогнозы и планы тесно связаны между собой на основании прогнозов с учетом изменившейся ситуации, на базе уточненных исходных данных разрабатывают планы, которые и являются руководством к действию.

18. Прогнозирование и планирование объёмов перевозок грузов и пассажиров; обоснование проектируемых перевозок необходимыми ресурсами

Деятельность транспорта характеризует следующие основные пока­затели: объем перевозок грузов; грузооборот; пассажирооборот: техни­ко-экономические показатели использования подвижных транспортных средств (среднее время оборота вагона в сутках, производительность транспортных единиц и др.); финансовые показатели.

На макроуровне производятся прогнозные расчеты показателей функ­ционирования транспорта общего пользования.

При прогнозировании объема перевозок грузов широко используют­ся методы экстраполяции (метод подбора функций и др.), экспертные оценки, метод укрупненных нормативов, балансовый метод, факторные модели.

Объем перевозок грузов в прогнозируемом периоде определяется ум­ножением коэффициента перевозимости на прогнозируемый объем про­изводства.

Грузооборот определяется, исходя из объема перевозок и расстоя­ния, которое целесообразно определять путем решения транспортной задачи.

При определении объема перевозок грузов по видам транспорта учи­тываются факторы: род груза, скорость перевозок, затраты на них, осо­бенности вида транспорта, объем груза, маневренность транспорта и др.

При прогнозировании пассажирооборота наиболее распространен­иями являются методы экстраполяции, экспертных оценок и факторные модели. Прогнозные расчеты производятся отдельно для внегородских и внутригородских перемещений.

Для расчетов используются данные о прогнозируемой численности населения и его транспортной подвижности. Транспортная подвижность гаселения измеряется количеством пассажиро-километр о в на одного жителя в год. На транспортную подвижность оказывают влияние следу­ющие факторы: реальные доходы населения; тарифы на услуги транспорта; степень развития транспортной системы; развитие туризма и др. этот показатель определяется, исходя из данных базисного периода и влияющих на него факторов в прогнозируемом периоде.

Прогнозирование перевозок пассажиров по видам транспорта осу­ществляется в зависимости от расстояния, массовости потоков и других факторов.



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.