Сделай Сам Свою Работу на 5

Соотношение социального и биологического в личности преступника





Вопрос о роли «приобретенного» (социального) и «естественного» (биологического) в преступном поведении человека имеет принципиальное значение. Необходимость в освещении этого вопроса связана, в частности, с появившимися в последние годы в литературе утверждениями, что якобы в советской криминологии существует недооценка биологических свойств преступника, изучаются социальные причины преступности, а биологические детерминанты человека при этом совершенно игнорируются1.

Решая вопрос о понятии личности преступника и ее признаках, необходимо подчеркнуть главное: человеческая личность, в том числе личность преступника, есть продукт определенных социальных влияний, связей, отношений. При любой природной основе различные социальные условия (воспитание, образование, окружение, образ жизни и т. п.) способны выработать как нравственно положительный, так и нравственно отрицательный облик личности, и, следовательно, в конечном итоге именно эти условия определяют ее социальную сущность. Это

не означает, конечно, что в структуре индивидуалыго-личностных свойств и качеств человека, обусловливающих совершение им преступления, психофизиологические и вообще биологические признаки не имеют никакого значения Но их роль не главная.



Имеются ли в личности преступника такие естественные психофизиологические свойства, которые отличают его от человека, не совершающего преступления, и, следовательно, имеют криминогенное значение?

На этот кардинальный вопрос следует ответить отрицательно. Наука и практика не выявили так называемой «преступной (Предрасположенности» человека. Биологические свойства (и то не целиком) обусловливают телесную организацию человека — структуру и функции его органов. Однако это только предпосылка для развития человеческого существа. Не она является решающим фактором развития и изменения человеческого рода и общества. Основоположники марксизма неоднократно отмечали, что человеческая деятельность как по своему содержанию, так и по способу существования носит общественный характер.

2 Биологический характер имеют такие откладывающие определенный отпечаток на личность человека признаки, как возраст, пол, а также индивидуальные физические и психологические особенности. Однако во всех этих случаях «срабатывает» не столько биологическая природа подобных признаков, сколько их социальное содержание и значение1. Рассмотрим это подробнее.



загрузка...

Возрастные особенности существенным образом влияют на формирование личности. Понятно, что внешние воздействия социальной среды различны в зависимости от возраста человека. К тому же эти воздействия падают на разную «почву»: незрелость нервной системы в раннем возрасте, неподготовленность организма к многим психическим проявлениям, особенности детского организма и тому подобное приводят к тому, что различны результаты этих воздействий. На каждом возрастном этапе развития личность с ее социальным содержанием неодинакова Отсюда и разная реакция на одни

1 Именно с учетом социального содержания пол н возраст рассматривают я в числе социально демографических признаков личности. I

 

и те же или объективно сходные конкретные жизненные ситуации, в которых могут находиться люди разного возраста.

Сам факт уменьшения распространенности антиобщественных поступков с повышением возраста соответствующей группы населения имеет, несомненно, социальные причины. С повышением возраста положительные социальные связи становятся обычно более прочными, более устойчивыми и разветвленными. Больший жизненный опыт дает возможность выбрать социально правильную линию поведения даже в сложных ситуациях.

Таким образом, возраст не выступает в качестве самодовлеющей причины каких-либо «криминогенных» свойств личности, а тем более — причины конкретных преступных актов поведения. Он лишь одно из обстоятельств, с которым связаны различные социальные проявления личности



Характер интересов, (представлений о жизненных ценностях, привычек, норм и особенностей поведения в различных условиях не может не быть связан с половыми различиями, преломляемыми в психике данного человека. А это в конечном итоге проявляется и в особенностях поведения.

Но значительно меньшая доля в преступности женщин в сравнении с мужчинами, о чем более подробно будет сказано ниже, объясняется не биологическими особенностями пола, она связана с положением, которое женщина занимает в семье, в быту, на производстве, в обществе в целом, т. е. с факторами явно социального характера. Биологическое различие полов настолько опосредствовано социальными факторами, что именно им и принадлежит ведущая роль в различном формировании психологии мужчин и женщин.

Вот почему, рассматривая возраст, пол и прочие подобные показатели, следует говорить скорее о социально-биологических, а не просто о биологических признаках личности, имея в виду, что «даже за естественными характеристиками индивида (пол, возраст, этническая принадлежность и т. д) стоят в конечном итоге социальные свойства»1.

В процессе нравственною формирования личности особое значение имеют физические и психические индивидуальные особенности человеческого организма Они, как и половые либо возрастные различия, сказываются на формировании личности опосредствованным образом, изменяя условия восприятия человеком внешней среды

Так, состояние здоровья и некоторые особенности физической конституции могуг сказываться на выборе профессии, отразиться на семейном положении, обусловить некоторые потребности, а иногда и черты характера Понятно, физические недостатки человека (уродство, хроническая болезнь и др )—это такие обстоятельства, с которыми данный человек вынужден считаться в своем поведении, как он считается со своими экономическими и иными социальными возможностями. Стало быть, эти факторы, не являясь причинами антиобщественного поведения, могут вместе с тем оказать при определенных условиях неблагоприятное воздействие на формирование жизненных взглядов и привычек. Но и в таких случаях «срабатывает» не чисто биологическое содержание подобных признаков, а их социальное значение Причем отрицательные последствия указанных особенностей личности не неизбежны. Все эти индивидуальные особенности могут и должны учитываться в социальной практике при обеспечении надлежащих условий воспитания в семье, учебном и трудовом коллективе и т. д. с тем, чтобы они не сказались отрицательно на формировании личности.

В еще большей мере сказанное относится к психическим особенностям личности (тип нервной системы, свойства памяти, восприятия, мышления), которые также сами по себе не определяют содержания поступков человека (будут ли они общественно полезными или вредными) «Представитель любого типа нервной системы может овладеть вершинами человеческой культуры и стать полноценным членом общества»1.

Психические особенности сказываются на формировании личности в ее взаимодействии со средой, но опять-

таки по-разному. Характер этого взаимодействия настолько сложен и в нем участвует такое число факторов, что заранее, априорно мы не можем утверждать, что наличие или отсутствие тех или иных психических особенностей приведет к неблагоприятным (или, напротив, благоприятным) результатам в процессе формирования личности.

Известный русский психолог А Ф Лазурский обоснованно подчеркивал, что извращенное развитие человеческой личности связано не с отсутствием или недостаточностью тех или иных психических качеств, а большей частью с несоответствием между особенностями шсихики и теми внешними условиями, в которых происходит развитие человека. При этом может получиться так, что «основные потребности и задатки человека, заглушенные и подавленные неблагоприятными обстоятельствами, продолжают, тем не менее, развиваться, принимая, однако, в своем развитии самые уродливые и противоестественные формы»1.

Нередко такого рода процессы приводят к появлению отрицательных нравственных черт личности: лживости, жестокости, безразличия или недоброжелательства к другим людям и др. Нравственные качества получают, таким образом, извращенное, уродливое развитие, сказываясь затем и на конкретных поступках человека, его взаимоотношениях с другими людьми

Социальное происхождение указанных нравственных извращений, казалось бы, не должно вызывать сомнений. Тем не менее в буржуазной философии и криминологии систематически высказывается мнение о том, что существуют прирожденные отрицательные и положительные нравственные качества

Марксизм принципиально иначе решает эти вопросы «...Как эгоизм, так и самоотверженность, — подчеркивали К. Маркс и Ф. Энгельс, — есть при определенных обстоятельствах необходимая форма самоутверждения индивидов»2. Человек от природы не может быть эгоистом или альтруистом, данные качества — продукт общественных отношений, результат формирования его личности

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.