Сделай Сам Свою Работу на 5

Основные направления предупреждения коррупционной преступности.

Меры по предупреждению коррупционной преступности заключаются в разработке и осуществлении разносторонних и последовательных действий государства и общества по устранению причин и условий, порождающих и питающих коррупцию в разных сферах жизни.

В общее предупреждение коррупционной преступности входит прежде всего использование экономических и политических рычагов. Формулирование экономических рекомендаций, которые помогли бы стабилизировать ситуацию или снизить интенсивность развития проанализированных тенденций, является одним из ключевых моментов в комплексе усилий, направленных против коррупции. К общему предупреждению преступлений данного вида относятся в частности:

- корректировка хода экономических реформ, усиление их социальной направленности;

- переход к реальным и реализуемым бюджетам;

- совершенствование налогового законодательства;

- обеспечение четкой правовой регламентации деятельности органов государственной власти, законности и гласности такой деятельности, государственного и общественного контроля за ней;

- повышение нравственного, материального и культурного уровня населения;

- привлечение институтов гражданского общества к борьбе с коррупцией с целью воспитания правового и гражданского сознания, получения навыков антикоррупционного поведения (здесь особая роль отводится средствам массовой информации, которые должны пропагандировать антикоррупционную политику).

Прежде всего необходима экономическая инвентаризация крупных приватизированных (а также и государственных) предприятий. Такого рода мероприятия под названием "переоценка основных фондов" проводились в нашей стране неоднократно и не представляют организационно-технических сложностей.

Во-вторых, необходимо законодательно решить вопрос о собственности на оборудование и недра. Сейчас в добывающих отраслях (нефть, алюминий, минеральные удобрения) сложилась ситуация, когда юридическая приватизация оборудования для добычи полезных ископаемых приводит к приватизации и их залежей. Но цена месторождений и цена "железок", с помощью которых оно разрабатывается, - принципиально разные вещи. Это на языке экономистов называется присвоением (а на юридическом языке - преступным присвоением) природной ренты, которая должна принадлежать государству.



Необходимо признать, что совершенствование налогового законодательства уменьшает теневую (следовательно, в более высокой степени зараженную коррупцией) зону экономики, ограничивает возможности попадания предпринимателей в тиски шантажа со стороны служащих налоговых органов. Кроме того, крупнейшие российские компании должны объявить новую широкомасштабную эмиссию акций, включающую в себя продажу контрольного пакета действительно широким слоям населения. Такая приватизация даст гарантию старым олигархам от нового передела собственности. И только возврат к практике выплаты дивидендов вместо практики контроля над финансовыми потоками гарантирует прозрачность бизнеса и рыночность экономики. Обеспечение реализации контрактных прав, прав собственников и акционеров, установление прозрачности деятельности предприятий для акционеров (и другие подобные меры) дают возможность предпринимателям апеллировать к закону и уменьшают шанс появления поводов использования чиновниками взяток как средства защиты своих коммерческих интересов.

Одним из действенных экономических рычагов воздействия на коррупционные процессы, который используется пока еще очень слабо, является финансовое стимулирование добросовестной работы государственных и муниципальных служащих и устранение широкого спектра их зависимостей, в значительной степени питающих коррупцию. Материальное стимулирование честного исполнения служебного долга, обеспечение чиновников необходимыми средствами для жизни - важнейшее условие для честной службы! Оно должно быть возведено в ранг одного из самых главных приоритетов государственной политики и реализовываться через узаконенные выплаты денежного содержания.

Для этого необходимо упразднение многочисленных чиновничьих льгот материального характера, источники которых не определены в нормативном порядке, вследствие чего трудно установить, кем они финансируются, создавая к тому же проблему установления реального уровня доходов их получателей. На практике эти льготы реализуются через вполне определенные предприятия и организации, находящиеся в подконтрольной зависимости, а чаще - с готовностью идущие на подобную зависимость с целью получения всякого рода льгот и послаблений в своей хозяйственной деятельности.

В течение длительного времени коррупция все глубже проникает в судебную систему Российского государства, ставит серьезные препятствия для справедливого отправления правосудия. Укрепление судебной системы - одна из ключевых задач при реализации антикоррупционной программы, актуальность которой вряд ли нуждается в обосновании. Здесь понадобится:

- гарантировать достойное обеспечение судей и всей судебной системы;

- усовершенствовать систему подготовки и отбора кадров;

- укрепить арбитражные суды, ввести в их работу большую процедурную и информационную надежность;

- развить административную юстицию.

 

Одновременно необходимо резко сократить возможности для проникновения коррупции в судебный корпус. Кроме того, необходимо надлежащее материальное обеспечение самой служебной деятельности чиновника. В частности, сегодня при достаточно высокой заработной плате судей, прокурорских работников материально-техническое оснащение их деятельности настолько плачевно, что они вынуждены обращаться к помощи органов регионального, муниципального управления, различным фирмам и внебюджетным фондам, опять-таки попадая при этом в коррупционную зависимость.

Таким образом, было бы оптимальным достичь некоего порога в оплате труда (с позиций складывающихся критериев уровня жизни в стране) и финансовом обеспечении самой государственной службы, при которой коррупция стала бы невыгодной для чиновников. Во многих странах люди отказываются от серьезных предложений в бизнесе, понимая, что на госслужбе они будут последовательно продвигаться по служебной лестнице долгие годы. Тот уровень зарплаты, который предлагает им государство, не является слишком высоким. Чиновники нигде не получают больше, чем финансисты или коммерсанты.

Однако их уровень обеспечения позволяет успешно трудиться, создавать резервы на будущее, предостерегая от попыток разом набить карман, поставив под удар всю последующую службу. Если в России удастся найти такой оптимум, - это будет существенным вкладом в противостояние коррупции, криминализации государственных структур. Кроме того, должна быть создана система статусных гарантий, социального обеспечения: пенсионного, жилищного, медицинского.

Следует учитывать также и поддержку институтов гражданского общества. Победить коррупцию можно только с привлечением общества, поскольку именно оно более всего заинтересовано в такой победе. Это тем более необходимо в условиях серьезного отчуждения общества от власти. Привлекая общественные организации к полноценному сотрудничеству при решении проблемы подобного масштаба, государство получает шанс повысить доверие граждан, а значит шанс на достижение поставленных целей.

Специальное предупреждение коррупционной преступности предполагает совершенствование соответствующего законодательства и правоприменительной практики, более четкую регламентацию прав и обязанностей должностных лиц, а также методическое обеспечение управленческой деятельности.

Важнейшую роль в нейтрализации рассмотренных негативных процессов способно сыграть устранение стимулирующих их законодательных изъянов, а в более широком аспекте - расширение и углубление социально-правового контроля, основанного на эффективном законотворчестве.

Необходима реализация комплекса специальных правоограничений, исключающих возможность корыстного злоупотребления властными и управленческими полномочиями. Для подобных ограничений существуют веские основания. И главное из них - двойственность феномена власти: с одной стороны, властные отношения являются объектом повышенной правовой (в частности, уголовно-правовой) охраны, с другой - власть (особенно в российской истории) всегда выступала источником повышенной опасности, народных бед и страданий. И вполне естественно, что к субъектам власти должны предъявляться повышенные требования и применяться добровольные правоограничения, с которыми они обязаны соглашаться заранее, при вступлении в публичную должность.

Существует для этого и правовая основа - целый ряд международно-правовых актов, а упомянутые ограничения являются конституционно обоснованной необходимостью в целях защиты от коррупции. Целый ряд отраслевых законов воспроизвел перечисленные ограничения. Правовая основа антикоррупционной борьбы несомненно существует, даже при отсутствии комплексного закона о контроле над коррупцией, судьба которого терниста и непредсказуема.



©2015- 2018 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.