Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 6. Сонатная форма. Типы сонатных форм. Разновидности сонатной формы. Рондо – соната и её разновидности.





Тема 3. Простые двухчастные и трехчастные формы. Их разновидности, применение в музыке.

Простые двухчастные и трехчастные – формы, в которых части не больше периода.

Бытовые, жанровые истоки этих форм.

Двухчастные и трехчастные – формы в инструментальной музыке. Функции частей, их структура и смысловое их соотношение. Разновидности двухчастной формы: двухчастная репризная и двухчастная безрепризная. Разновидности трехчастной формы: с серединой развивающегося типа, с серединой контрастного типа. Особенности тематического развития в середине трехчастной формы развивающегося типа, функция и строение эпизода в трехчастной форме контрастного типа. Типы реприз в простой трехчастной форме.

Особые виды трехчастной формы: безрепризная, трех-пятичастная, с элементами сонатности. Выразительно-смысловое значение этих видов форм.

Двухчастные и трехчастные формы в вокальной музыке. Соотношение формы текста и музыки в народных и профессиональных произведениях. Различные способы отражения текста в музыке: обобщенный, гибкое следование музыки за текстом, отсутствие прямых связей между музыкой и текстом. Связь музыкальной и речевой интонации. Поэтический и музыкальный метр.



Преимущественное использование двухчастных форм в народной музыке. Особое значение куплетной формы в народных и профессиональных произведениях.

Исполнительские средства в простых двухчастных и трехчастных формах. Особенности исполнительской манеры в народных произведениях. Интерпретация простых форм в инструментальной музыке.

 

Литература:

1.Бобровский В. Функциональные основы музыкальной формы. Исслед. – Изд. Либреком, 2012

2. Бобровский В. Тематизм как фактор музыкального мышления. Очерки. Исследования.-Изд. Либроком, 2010

3.Бобровский В. Тематизм как фактор музыкального мышления. Очерки. Исследования. Вып. 2.-Изд. КомКнига, 2013, 2010

4.Задерацкий В. Музыкальная форма. Вып. 2.- Изд. Музыка, 2008

5.Гладышева О.Теория и методика обучения композиции и импровизации. –

М.: Издательство «Спутник», 2010.

6.Мартынов В. Рождение новой реальности. (о композиции) – Изд. «Классика

ХХ1», 2011

7. Риман Г. Катехизис истории музыки: история музыкальных форм. – Изд.



Либроком, 2012

 

Тема 4. Сложные двухчастные и трехчастные формы. Разновидности сложной трехчастной формы. Особые виды сложных трехчастных форм. Применение сложной двухчастной и сложной трехчастной форм в музыке.

Сложные двухчастные и трехчастные – формы, в которых каждая часть не больше простой формы.

Сложная трехчастная форма в инструментальной музыке. Разновидности сложной трехчастной формы: с серединой типа трио, с серединой типа эпизода. Композиционные функции частей, их смысловое соотношение.

Жанровая драматургия сложной трехчастной формы. Контраст сопоставления и сопряженный контраст в сложной трехчастной форме.

Роль эпизода в сложной трехчастной форме и особенности его структуры. Функция и строение трио в сложной трехчастной форме.

Особенности репризы в обоих типах сложной трехчастной формы. Динамизированная реприза и её выразительные и конструктивные особенности.

Особые виды сложной трехчастной формы: трех-пятичастная, концентрическая, промежуточная между простой и сложной трехчастной.

Смысловое значение частей в этих видах трехчастной формы и их строение.

Использование сложной трехчастной формы с трио преимущественно в жанрах моторной музыки, менуэтах, скерцо, сложной трехчастной формы с эпизодом – в медленных частях сонатно-симфонических циклов. Особенности применения сложной трех-пятичастной, концентрической и промежуточной между простой и сложной трехчастной форм в инструментальной музыке.

Строение и функции частей в сложной двухчастной форме. Сложная двухчастная форма в инструментальной музыке и область её применения.



Исполнительские средства и интерпретация сложных форм (трехчастных и двухчастных) в инструментальной музыке.

Сложная трехчастная и сложная трехчастная формы в жанрах вокальной музыки.

Соотношение текста и музыки в этих типах формы. Образная драматургия и композиционные особенности форм.

Преимущественное использование сложной трехчастной формы в отдельных вокально-хоровых произведениях, сложной двухчастной формы – в качестве сцен, номеров в оперной, кантатно-ораториальной музыке.

Вопросы исполнительства в жанрах вокальной музыки.

 

Литература:

1.Бобровский В. Функциональные основы музыкальной формы. Исслед. – Изд. Либреком, 2012

2. Бобровский В. Тематизм как фактор музыкального мышления. Очерки. Исследования.-Изд. Либроком, 2010

3.Бобровский В. Тематизм как фактор музыкального мышления. Очерки. Исследования. Вып. 2.-Изд. КомКнига, 2013, 2010

4.Задерацкий В. Музыкальная форма. Вып. 2.- Изд. Музыка, 2008

5.Гладышева О.Теория и методика обучения композиции и импровизации. –

М.: Издательство «Спутник», 2010.

6.Мартынов В. Рождение новой реальности. (о композиции) – Изд. «Классика

ХХ1», 2011

7. Риман Г. Катехизис истории музыки: история музыкальных форм. – Изд.

Либроком, 2012

Тема 5. Рондо, его типы. Рондообразные формы. Применение формы рондо в музыке.

 

Форма рондо как многократное чередование главной темы с несколькими эпизодами.

Жанровая природа тематизма рондо: с рефреном на первом месте, с рефреном на втором месте. Выразительно-смысловые особенности частей в форме рондо и характер их формообразования.

Эволюция формы рондо: рондо клавесинистов, рондо венских классиков, рондо ХХ вв. Стилистические особенности различных исторических типов рондо. Характер тематизма, смысловое взаимодействие рефрена и эпизодов; масштабные, структурные, тональные факторы в классификации типов рондо.

Рондообразные формы: двойная трехчастная, трехчастная с двумя трио. Функции их частей и структура.

Применение формы рондо и её разновидностей в инструментальной музыке.

Форма рондо в вокальной музыке. Связи с определенным программным замыслом и характером его воплощения. Драматургия рондо в вокальной музыке. Использование формы рондо, как в качестве самостоятельных вокальных произведений, так и в качестве самостоятельных вокальных произведений, так и в качестве сцены, номера в опере.

Особенности интерпретации формы рондо в инструментальных и вокальных произведениях.

Литература:

1.Бобровский В. Функциональные основы музыкальной формы. Исслед. – Изд. Либреком, 2012

2. Бобровский В. Тематизм как фактор музыкального мышления. Очерки. Исследования.-Изд. Либроком, 2010

3.Бобровский В. Тематизм как фактор музыкального мышления. Очерки. Исследования. Вып. 2.-Изд. КомКнига, 2013, 2010

4.Задерацкий В. Музыкальная форма. Вып. 2.- Изд. Музыка, 2008

5.Гладышева О.Теория и методика обучения композиции и импровизации. –

М.: Издательство «Спутник», 2010.

6.Мартынов В. Рождение новой реальности. (о композиции) – Изд. «Классика

ХХ1», 2011

7. Риман Г. Катехизис истории музыки: история музыкальных форм. – Изд.

Либроком, 2012

 

Тема 6. Сонатная форма. Типы сонатных форм. Разновидности сонатной формы. Рондо – соната и её разновидности.

 

Сонатная форма – форма сонатного аллегро; сонатная форма основана на противопоставлении двух тем с последующим изменением их тональных соотношений.

Сонатная форма – диалектическое единство образов. Принцип производного контраста в сонатной форме.

Историческая обусловленность возникновения сонатной формы. Истоки сонатной формы (форма фуги, старинная двухчастная и старинная сонатная форма).

Сонатная форма венских классиков, романтиков; их стилистические особенности: тематизм, ладогармонические, фактурные элементы.

Разделы сонатной формы как этапы процесса сквозного развития. Функция разделов, их драматургия. Экспозиция – показ и начало взаимодействия образов. Смысловое значение и строение главной партии, связующей партией, побочной партии и заключительной партии. Особое строение экспозиции: вторжение промежуточной темы между связующей партией и побочной партией; отсутствие заключительной партии; сплав побочной и заключительной партий. Закономерность тонального плана экспозиции.

Разработка – неустойчивый раздел сонатной формы, посвященный развитию образов. Сущность преобразования тем в разработке: вступительный, центральный, предыктовый. Функция разделов в разработке. Приемы тематического развития: вычленения, вариантно-вариационное развитие, полифонические элементы (роль контрапунктов, фугато). Закономерности тонального плана в разработке.

Реприза сонатной формы как сочетание двух функций: замыкающей и продолжающей образно-тематическое развитие. Тематические, ладотональные, структурные, масштабные изменения в репризе.

Типы реприз и особенности их структуры: пропуск главной партии, пропуск побочной партии, зеркальная реприза.

Значение вступления и коды в сонатной форме.

Особые виды сонатной формы: без разработки, с эпизодом. Их выразительные особенности и строение.

Использование сонатной формы с разработкой в качестве первой части сонатно-симфонического цикла. Применение особых видов сонатной формы в качестве медленных частей сонатно-симфонического цикла.

Сонатная форма в увертюрах. Программный замысел и характер его воплощения в увертюрах. Типы сонатной формы в увертюрах.

Особенности двойной экспозиции в концертных формах. взаимодействие тем обеих экспозиций. Их отражение в разработке. Концертная каденция; её выразительное значение, строение.

«Рондо-соната» - форма, обобщающая черты трехчастности, сонатного аллегро, принципов вариационности, принципов рондо. Характер тематизма, функции разделов, их структура.

Разновидности рондо-сонаты; с эпизодом, с разработкой. Применение формы рондо-сонаты в качестве финалов сонатно-симфонических циклов.

Эпизодическое использование сонатной формы в вокально-хоровых произведениях. Музыкально-поэтический замысел и особенности его воплощения.

Сонатная форма в музыке отечественных композиторов.

Особенности исполнительской трактовки сонатной формы.

Литература:

1.Бобровский В. Функциональные основы музыкальной формы. Исслед. – Изд. Либреком, 2012

2. Бобровский В. Тематизм как фактор музыкального мышления. Очерки. Исследования.-Изд. Либроком, 2010

3.Бобровский В. Тематизм как фактор музыкального мышления. Очерки. Исследования. Вып. 2.-Изд. КомКнига, 2013, 2010

4.Задерацкий В. Музыкальная форма. Вып. 2.- Изд. Музыка, 2008

5.Гладышева О.Теория и методика обучения композиции и импровизации. –

М.: Издательство «Спутник», 2010.

6.Мартынов В. Рождение новой реальности. (о композиции) – Изд. «Классика

ХХ1», 2011

7. Риман Г. Катехизис истории музыки: история музыкальных форм. – Изд.

Либроком, 2012

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.