Сделай Сам Свою Работу на 5

Темы 4,5. Личность преступника и механизм преступного поведения





УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КРИМИНОЛОГИЯ»

Учебное пособие

Гета, М.Р. Ювенальная юстиция: проблемы и перспективы: учеб. пособие / М.Р. Гета, Е.А. Писаревская; НФИ КемГУ.- Новокузнецк, 2013.-121с.

Практикум

Темы 1,2. Криминология как наука. История криминологии

(занятия 1,2)

Вопросы:

  1. Понятие криминологии.
  2. Предмет и метод криминологии.
  3. Система криминологии.
  4. Криминология и другие науки.
  5. Задачи криминологии на современном этапе.
  6. Примитивно-рационалистическая концепция причин преступности.
  7. Антропологические концепции причин преступности.
  8. Социологические концепции причин преступного поведения.
  9. Структурно-функциональный анализ в криминологии.
  10. Криминология в России в дореволюционный период и в 20-е –30-е годы ХХ века. Возрождение криминологии в 60-х годах ХХ в. и ее современное состояние в России.

 

Задания:

  1. Раскройте содержание термина «криминология» и понятие криминологии.
  2. Когда возникла криминология? Чем было вызвано формирование этой науки? Кто был первым автором книги под названием криминология?
  3. Раскройте содержание предмета криминологии. Назовите основные группы явлений, входящих в предмет криминологии. Какие дискуссии о предмете криминологии существуют? С чем это связано?
  4. Раскройте содержание понятие преступности и ее детерминант как основных частей предмета криминологии.
  5. Раскройте содержание личности преступника как составляющей предмета криминологии.
  6. Раскройте содержание предупреждения преступности как составляющей предмета криминологии.
  7. Входит ли проблема жертвы преступления в предмет криминологии?
  8. Охарактеризуйте методы криминологии.
  9. Какова система криминологии как науки и как учебной дисциплины (курса)? Раскройте содержание системы.
  10. Является ли обоснованным деление криминологии на Общую и Особенную часть? Является ли криминология на сегодняшний день чисто юридической наукой?
  11. Какие науки оказали влияние на становление криминологии? Какое место занимает криминология в системе наук?
  12. Какие задачи стоят перед криминологией на современном этапе? В заключается значение современной криминологии?
  13. Какие периоды выделяются в развитии криминологии как самостоятельной науки?
  14. В чем заключается сущность примитивно-рационалистической концепции причин преступности?
  15. Раскройте содержание антропологических концепций причин преступности. Какую роль в развитии криминологии сыграли исследования Ч. Ломброзо и его последователей?
  16. Какие социологические концепции преступного поведения Вы знаете? Раскройте их содержание.
  17. Что понимается под структурно-функциональным анализом в криминологии?
  18. Каким образом происходило развитие криминологии в России в дореволюционный период?
  19. Охарактеризуйте состояние криминологических исследований в СССР 20-30-ые годы 20 века.
  20. Раскройте, каким образом криминология развивалась в СССР в 60-х годах 20 века.
  21. Охарактеризуйте современное состояние российской криминологии.

 





Тема 3. Преступность

(занятие 3)

Вопросы:

  1. Понятие преступности.
  2. Количественные признаки преступности.
  3. Качественные признаки преступности.
  4. Латентная преступность.
  5. География преступности.
  6. Развитие преступности в России во второй половине ХХ века и ее современная характеристика.

 

Задания:

  1. Что такое преступность? Выделите признаки преступности.
  2. Проведите сравнение понятий «преступление» и «преступность» (какие признаки у них общие, в чем заключается различие)?
  3. Когда возникла преступность? Была ли преступность в первобытной общине?
  4. Как Вы считаете, исчезнет ли преступность, если будут сняты все уголовные запреты? Может ли право порождать преступность? Является ли преступность вечным спутником человечества? Возможно ли при каких-то условиях общество без преступности?
  5. Основывается ли преступность на биологических пороках человека и человечества?
  6. Есть ли что-либо в природе человека, что мешает эффективной реализации механизмов правового регулирования общественных отношений (что-то такое, что не позволяет человеку стать вполне управляемым)?
  7. В «Литературной газете» была опубликована статья о главе крупной местной криминальной группировки, который помогал пенсионерам, поддерживал в районе правопорядок, оказывал финансовую помощь местной футбольной команде. Можно ли, по Вашему мнению, говорить о социальной полезности преступности?
  8. Французский ученый Э. Дюркгейм сформулировал положение о том, что преступность – полезное для общества явление. Есть ли, по Вашему мнению, хоть какие-то основания для такого суждения?
  9. Что в криминологии понимается под состоянием преступности?
  10. Что такое коэффициент преступности?
  11. Что такое динамика преступности?
  12. Что понимается под структурой преступности (преступников)?
  13. Раскройте содержание такого качественного показателя, как характер преступности.
  14. Что такое география преступности? Какова география преступности в России?
  15. Осуществите криминологическую характеристику преступности в современной России.
  16. В городе в течение года были зарегистрированы следующие преступления: убийства- 20; причинение тяжкого вреда здоровью –70; разбойные нападения – 40; автотранспортные преступления, повлекшие гибель людей –18; кражи –5. Проанализируйте эти данные. Сделайте выводы.
  17. Каким образом соотносятся между собой преступность и судимость?
  18. Что такое латентная преступность, каковы ее масштабы? Чем можно объяснить наличие латентной преступности в наших городах?
  19. Раскройте основные направления выявления латентной преступности в Великобритании и США. Какие из данных направлений, по Вашему мнению, могут быть актуальными для РФ?

 



Темы 4,5. Личность преступника и механизм преступного поведения

(занятия 4,5)

Вопросы:

  1. Понятие личности преступника. Характеристика основных подходов к изучению личности преступника.
  2. Характеристика личности преступника.
  3. Классификация преступников.
  4. Типология преступников.
  5. Механизм преступного поведения.

 

Задания:

  1. Что такое личность?
  2. Поддается ли личность изменению? Можно ли изучить и понять внутренний мир другого человека?
  3. Древние философы заметили, что человек существо особенное: думает он одно, говорит другое, а делает что-то третье. Верно ли это наблюдение? Возможно ли при этом понять человека, оказывать воздействие на его личность?
  4. Что такое личность преступника? В чем специфика личности преступника?
  5. Можно ли в настоящее время говорить об условности данного понятия?
  6. Что понимается под общественной опасностью личности преступника? В чем она может проявляться? В чем отличие личности преступника от личности непреступника?
  7. Для чего необходимо знание о личности преступника?
  8. Методики и достижения каких наук необходимо использовать при изучении личности преступника?
  9. Для чего личность преступника изучается на предварительном следствии?
  10. Изучается ли личность преступника в ходе судебного заседания? Обоснуйте свой ответ:

есть ли в этом необходимость;

возможно ли изучить личность в условиях судебного заседания;

каким образом суд может реализовать сведения о личности преступника.

  1. В ходе предварительного следствия было установлено, что обвиняемый Фролов Виктор Тимофеевич пользуется уважением в преступном мире и имеет кличку «Витя опасный». Как эта информация может быть использована в ходе следствия и суда? Как она может быть отражена в материалах уголовного дела?
  2. Что понимается под криминологической характеристикой личности преступника?
  3. Что понимается под социально - демографической характеристикой личности преступника? Охарактеризуйте личность среднестатистического преступника в РФ в современный период времени с данных позиций.
  4. Что понимается под социально-ролевой характеристикой личности преступника? Охарактеризуйте личность среднестатистического преступника в РФ в современный период времени с данных позиций.
  5. Что понимается под нравственно-психологической характеристикой личности преступника? Охарактеризуйте личность среднестатистического преступника в РФ в современный период времени с данных позиций.
  6. Что понимается под уголовно-правовой характеристикой личности преступника? Охарактеризуйте личность среднестатистического преступника в РФ в современный период времени с данных позиций.
  7. При анализе нижеприведенных примеров определите, все ли признаки, характеризующие личность преступника, нашли в них отражение.

Пример 1. Иванов, 50 лет, холост, образование основное общее, трудоспособен, трудовой стаж отсутствует. Ранее четырежды судим за совершение краж и грабежей. Провел 20 лет в местах лишения свободы.

Пример 2. Сидоров, 45 лет, образование 4 класса, в прошлом недолго работал шофером, но за нарушения был лишен водительских прав. Разведен. Где находятся бывшая жена и дочь, не знает. Судим 4 раза за кражи. Освободившись из исправительного учреждения, на работу не устроился. Жил попрошайничеством и за счет случайных заработков (собирал и сдавал стеклотару). Жилья не имел. Заразился сифилисом. Алкоголик. Последнее преступление – кража колбасы и сыра из магазина. Назначенные наказания ни разу не превышали 3 лет.

  1. Что понимается под классификацией преступников? Каковы виды классификаций личности преступника и каково их практическое значение?
  2. Что понимается под типологией преступников? Применяются ли типологии преступников в практической деятельности?
  3. Какие типы преступников Вы знаете?
  4. Что понимается под формированием личности преступника?
  5. Может ли высокая тревожность личности быть прирожденной? Может ли это порождать неизбежность отклоняющегося поведения?
  6. Перечислите различные отрицательные качества личности, которые, по Вашему мнению, могут обусловить совершение преступления.
  7. Прочтите описание преступного поведения. Проанализируйте личность Крестова. Какие криминогенные качества лежали в основе совершенных им преступлений? Крестову нравится видеть страдания других. Ему это очень приятно. Даже когда он вспоминает о чем-то таком, у него улучшается настроение. А уж когда он сам бьет кого-то – «это настоящая жизнь»! Ему нравится угрожать, видеть, что человек его боится. Перед тем как избить, он наслаждается видом паники. Иногда у избитых он забирает вещи или деньги – право сильного. Но это не главное. Главное совсем в другом.
  8. Что такое механизм преступного поведения?
  9. Раскройте содержание мотивации преступления, как первого звена механизма преступного поведения.
  10. Какую роль играет конкретная жизненная ситуации в механизме преступного поведения?
  11. Раскройте содержание планирования и совершения преступления как звеньев механизма преступного поведения.
  12. Обоснованно ли выделение посткриминального поведения преступника как этапа механизма преступного поведения?
  13. Для чего нужно изучать механизм преступного поведения?

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.