Сделай Сам Свою Работу на 5

История отечественной криминологии.





Общая часть.

 

Понятие и предмет криминологии.

www.mvd.ru

данные за 2011 г отсутствуют на сайте.+ Лунеев ВВ «преступность 20 века: мировые, региональные и рос исследования»-доп чтение.

Криминология условна, делится на общую и особенную часть. Общая часть-это истории криминологии, основные понятия предмета криминологии, преступности, личности преступника, причины и условия преступности и др. Особенная часть- отдельные виды преступности.

Критерии:

1. по субъектам:

· преступность мужская и женская

· несовершеннолетних и взрослых

2. по объектам:

· экономическая

· имущественная преступность

· насильственная

· терроризм

· организованная преступность

 

ПЛАН:

1) Понятие криминологии

2) Предмет криминологии

· Преступность и иные социальные девиации

· Личность преступника

· Причины и условия преступности

· Профилактика преступности

3)Виктимология

4) Задачи криминологии

 

Криминология имеет 2 составляющих: кримин(лат)-преступления, лотос (гр)- изучение. Наука о преступлении- это не точно, не раскрывает сущности криминологии, так как преступление –это субъект УП. Криминология зародилась когда стала изучать не преступление, а преступность- совокупность преступлений, хотя криминология вышла из УП.



Какие науки сформировали криминологию:

· Математика

· Появилась статистика, уголовная статистика в начале 19 веке в европе, в России в конце 19 века.

· Медицина. Криминология стала возможна, когда появилась также психиатрия.

· Антропология

· Социология- наука об обществе, криминология изучала самую «темную» сторону общества.

Термин «криминология» ввел 1985 г. Гарафало Рафаель-судья неаполитанского суда. Ученые поставили вопросы: почему совершаются преступления и что делать, чтобы предупредить преступность, не реагировать на нее как на данность? Что сделать, чтобы сократить преступность? на сегодняшний день нет однозначного ответа на эти вопросы.

Страны с высоким экономическим уровнем, с демократическим порядком- там и совершаются больше всего преступления (Финляндия и др скандинавские страны). США сейчас очень сильно сократило преступность. если в обществе есть страх перед преступностью- это и считается самым важным критерием.



Криминология- комплексная, социолого-правовая дисциплина, изучающая преступность, личность преступника, причины и условия преступности и предупреждение преступности. Эти 4 компонента формируют предмет криминологии.

Криминологию рассматривают как правовую дисциплину в постсоветских и европейских странах, а в Италии, Франции- криминологию рассматривают как как естественную науку, в США как часть социологии.

Предмет криминологии.

I. преступность- нет единого понятия, но есть общий подход- массовое, негативное, исторически изменчивое, социально-правовое явление, выражающееся в совокупности преступлений, совершенных на определенных территориях за конкретный период. Но есть еще одна позиция в отечественной криминологии- преступность рассматривают как систему-взаимодействие как прямое, так и обратное, то есть как общество воздействует на преступность, так и преступность влияет на общество. Преступность обладает иными новыми качествами по сравнению с входящими в нее преступлениями. Преступность носит постоянный характер. Отдельные преступления не связаны между собой, но связаны виды преступлений. Разные этапы развития общества демонстрирует новые связи: например, преступность несовершеннолетних и организованная преступность-вымогательство.

Появилось новое направление- критическая криминология. Это направление тесно связано с релятивизм (субъективизм): они говорили, что нет ничего определенного, преступность субъективна. Ярким представителем этого направления- Я.И. Гилинский.



· Социальная девиация- отклонение от заданной нормы. У нас рассматривается в социологии, а в Европе рассматривается как составляющая предмета криминологии. Люди демонстрируют нам разное поведение, так как есть отклоняющее поведение(как положительное, так и отрицательное): совершение подвигов, альтруизм или отрицательное:

1. Нарушение моральных обычаев-девиантное поведение,

2. нарушение норм права: употребление наркотических средств

3. нарушение уголовного закона

социальная девиация- массовое, негативное поведение, приносящее вред обществу. девиантное поведение не всегда приносит вред другим людям(наркотизм), но с позиции общество- это вред.

Виды отклоняющих деяний:

1.Пьянство (в РФ запрещается вовлечение несовершеннолетних в производство) является фоновым явлением.

2.Игромания-частично является фоновым явлением

3.Наркотизм (немедицинское употребление наркотиков) (в некоторых странах легализовано) в РФ запрещено (ст 40) является фоновым явлением. Наркотизм не может существовать без криминала.

4.Проституция (в некоторых странах легализована). Является фоновым явлением.

5.Бродяжничество является фоновым явлением.

6.Беспризорность является фоновым явлением. Около 630 тыс официально, около 2 млн беспризорников.

7.Суицид не является фоновым явлением. РФ на 2 месте по кол-ву суицидов.

8.Гомосексуализм не является фоновым явлением.

Фоновые явления- разновидности социальный девиаций, которые тесно примыкают к преступности и имеют с ней прямые и обратные связи. Не все виды социальной девиации являются фоновыми явлениями, например, суицид, гомосексуализм. Девиантология- изучение отклоняющегося социального поведения, в нашей стране эта наука не так развита.

II. личность преступника- позиция, которая была подвергнута сомнению: есть ли такое понятие «личность преступника». Ярким представителем данной позиции является Нильс Кристи. Очень разные преступные типы, поэтому данное понятие было подвергнуто сомнению. Криминологи выделили ряд черт, которые присущи большинству преступников. Если обратиться к статистике минюста, то можно составить среднего портрета преступника:

1. как правило, преступность мужская;

2. по возрасту: 25-29 лет- наиболее криминальная активность;

3. по образованию: среднее или неоконченное среднее образование

4. семейное положение: не женат, разведен

5. безработный, не имеет постоянного заработка

6. тип преступления- кража

7. крайне низкий интеллектуальный уровень

8. как правило, трезвый (алкогольное опьянение- 32 %, наркотическое опьянение- 0,2 %)

9. не являющиеся верующими

10. не страдает психическими аномалиями

Типы преступников отличаются друг от друга, например:

· бытовые убийства: портрет меняется, как правило, в алкогольном опьянении, женат и тд.

· Экономические преступники: высшее образование, чаще всего экономическое и юридическое, женат, высокий интеллектуальный уровень, не отличается от законопослушных лиц, игровой мотив-любит рисковать.

 

Личность преступника- понятие не столько правовое, сколько социальное. Преступник- носитель качеств.

Личность преступника -совокупность физиологических, социально- демографических, социально-ролевых, психологических качеств и свойств, присущих большинству лиц, совершивших преступление.

III. Причины и условия преступности(комплекс криминогенных(порождающее преступление) детерминантов). Очень тесно связано с личностью преступника. Эдвин Сатерленд сказал, что криминология не наука, а искусство, основанное на многих науках. Криминология представляет собой спектр направлений. Причины менялись от биологических(антропологических), социологических и др концепций.

Комплекс криминогенных детерминантов- система биологических, психологических и социальных, преимущественно негативных процессов и явлений, порождающих преступность как свое следствие и определяющих ее основные характеристики.

IV. криминологическая профилактика- с одной стороны, предмет криминологии, а с другой стороны-это задача и цель криминологии, конечный продукт криминологии. 30-60 гг закрытие криминологической деятельности в СССР, но советская криминологическая профилактика была разработана, многие европейские страны заимствовали эту систему. Позже эту систему отменили. С 2005 г система профилактики воссоздается с оглядкой на тот позитивный опыт.

Несколько уровней криминологической профилактики:

1. криминологическая экспертиза закона. Криминологическая экспертиза-оценка законопроекта экспертами-криминологами на предмет их криминогенности. Нормы законы могут быть криминогенными, то есть подталкивать на преступления. Например, 1936- запрет на аборт в СССР-это привело к криминальным абортам и к детоубийствам. 1963- усиление наказания за изнасилование- смертная казнь-убийств стало больше. В нашей практике и законодательстве нет криминологической экспертизы. В 2010 г была введена криминологическая экспертиза коррупционности-это только маленькая часть криминологической экспертизы.

2. Собственно государственные и общественные мероприятия. Они осуществляться на разных уровнях, чем больше уровней, тем качественнее система профилактики. Профилактическая деятельность-вещь затратная (400 млн долларов США затрачивает на профилактическую деятельность).

Профилактика преступности(предупреждение)- многоуровневая, научно-обоснованная система государственных и общественных мероприятий, направленных на причины и условия преступности, имеющие своей целью их минимизацию и нейтрализацию в целях удержания преступности на социально-приемлемом уровне. Профилактика- и предмет, и задача, и цель.

 

Виктимология- дословно «наука о жертве» victima logos. Выделяют криминальную виктимологию-наука о жертве от преступности и наука о поведении жертвы. Виктимология возникла значительно позже, чем криминология. Хотя в конце 19 века уже были идеи о том, что жертва тоже может быть виновата. Была идея разделенной ответственности преступника и жертвы. Окончательно виктимология сформировалась в 1948 г, так как вышла книга «Преступник и его жертва» Генс фон Гентинга, чуть позже Бенджамин Мендельсон предложил типологию жертвы.

Мендельсон выделил следующие жертвы по характеру поведения:

1. виновная жертва в преступлении (больше, меньше, на ровне с преступником виновата) например, убийство в состоянии аффекта;

2. неосторожная жертва, например, не закрывает дом, женщина поздно возвращается домой;

3. случайная жертва, например, ДДП, террористический акт

Виктивность- привлекательность для преступника, способность отдельного лица или группы лиц в силу профессиональных, психологических или поведенческих и иных личностных особенностей, стать жертвой преступления.

Уровни виктивности:

1. индивидуальная, личностная виктивность-фатальность, люди просто притягивают преступления

2. видовая виктивность-в отношении конкретного вида преступления

3. групповая виктивность-группы людей

4. массовая виктивность-целого народа

5. универсальная виктивность- вероятность стать жертвой любых преступлений

Самые виктивные профессии- инкассатор, полицейские, военнослужащие.

Задача виктимологии- виктимологическая профилактика(работа с реальными(чтобы жертва не стала повторно жертвой) или потенциальными жертвами преступления). Например, телевизионные программы, памятки, образовательные программы.

 

История криминологии.

1. представление древних о преступности;

2. теологическое объяснение преступности;

3. классическая школа уголовного права;

4. антропологическая школа;

5. социологическая школа;

6. история отечественной криминологии.

Древние о преступности.

Криминология формировалась постепенно, еще древние философы обращались к вопросам преступного поведения. Работа 384 г до н.э. «Государство»:величайшее богатство и бедность-вред для гос-ва-возникает преступность. 354 г до н.э. работа Платона «Законы»: должно быть в государстве 5040 человек, так как удобно подсчитывать все. Он рассматривал богатство одно из 4 благ, которые были даны человеку(+здоровье, семья, физ здоровье). Он определил предельную разницу между бедностью и богатством: соотношение между имуществом бедных и богатых не должно превышать 1:4. В 20 веке было выведено почти тоже самое: децильный коэффициент 10%:10%- соотношение между наименее обеспеченной частью населения и наиболее обеспеченной. Мотивы совершения преступлений по Платону:

1. Страсть к богатству

2. Тщеславие

3. Страх неблагозвучных поступков

Воспитание должно иметь место еще до рождения ребенка. Идея восстановительной юстиции-ущерб от преступления должно быть прежде всего возмещен жертве, а только потом государству.

Аристотель продолжал идеи Платона в отношении мотивов преступления. Страх от публичного наказания, говорил он, предотвращает многие преступления.

Начало 12-по начало 19 века- теократическое(теологическое) объяснение преступности.Это период, когда христианская церковь развивается.

Человек изначально греховен, совершение преступлений- результат одержимости человека дьяволом. Преступник- победа дьявольских сил. Идея судопроизводства, покорение преступника- духовное и нравственное очищение. Теологическое объяснение преступности исключало человеческую волю. Но были и другие мысли о совершении преступления, работы Томаса Мора в 16 веке во многом переплетались с идеями Платона.

 

Научное рассмотрение преступности впервые прозвучали в классической школе уголовного права.Все законодательство от начала 18 века года появилось благодаря просветительского, философского направления во Франции. Это работы Вольтера, Монтескье «О духе законов» 1748 г. Идеи этой работы:

1. наказание не должно быть суровым, должно быть справедливом;

2. справедливое наказание- должно быть максимально соответствовать преступление(например, насильственное преступление- наказание в виде заключения в тюрьму, убийство- смертная казнь, имущественное преступление- штраф, религиозное наказание- позор);

3. наказание должно соответствовать тяжести преступления

 

Беккария «Трактат о преступлениях и наказаниях» в 1764 г в Италии. Основные положения:

1. люди обладают свободной волей, преступник сам выбирает путь поведения, если он совершает преступление, то он заслуживает наказание, потому что он сам определил этот путь, но «наказание должно быть эффективным»-также писал Монтескье

2. соответствие природы преступления и наказания- также писал Монтескье

3. наказание должно соответствовать тяжести преступления- также писал Монтескье

4. эффективное наказание-скорое наказание(как можно быстрее следует за преступлением)

5. наказание должно быть не отвратимым, не суровость наказания удерживает преступника совершить преступление, а неотвратимость.

6. Между буквой и духом законом, преимущество должна иметь буква закона

7. Если закон несовершенен, то он должен быть изменен-право законодателя, а не право судьи.

8. Основная цель не покорение, а удержание людей от совершения преступления

9. Главное для государства предупреждение преступления, а не покорение.

10. Язык закона должен быть прост

Всю эту классическую школу называли идеальный рационализм, утилитарная теория наказания.

Идеи Беккариа развил И. Бентам:

1. наказание должно соответствовать преступления

2. шкала наказания должна быть построена таким образом, чтобы сделать совершение преступление не выгодным

Уже в 20 и 21 веках мы видим в реализацию этих идей: коррупционеры-кратные штрафы.

Основные положения классической школы:

1. преступник такой же человек как и все остальные, обладающий свободой воли;

2. основная цель наказания-это удержание от совершения преступления

3. приоритет, предпочтение предупреждения преступления

на основе классической школы были построены уголовное законодательства Германии, СССР. Эта школа создала понятие уголовной ответственности, изучение преступления и тд, но это теория ради теории, наука ради науки, кроме философских методов у них больше не было и лицо, которое совершает преступление, выпало из этой теории, оно не изучалось.

Спустя 100 лет было антропологическое направление(позитивное направление)Позитивное направление включало в себя 2 направления антропологическое и социальное. Позитивное знание- использование методов конкретных естественных наук, результаты, которое получались а результате опытов можно было перепроверить. Изучение не преступности, а преступника. Франц Йозер Галль (фр) был увлечен физиогномика: по чертам лица человека можно определить характер человека. Но Галль развил науку френология - изучение мозга человека. Доклад Галля 1808 г во Франции. Основные идеи

1. мозг человека- определяет поведение человека

2. мозг закладывается при зачатии человека(то есть поведение уже определено его биологической природой) преступное поведение закладывается при зачатии

3. мозг человека имеет определенную структуру, которая влияет на структуру черепа, с помощью которой также можно понять преступник он или нет

Чезаре Ломброзо- врач психиатр, свою практическую деятельность начал во время войны 1860 гг в Италии, он начинает работать в качестве тюремного врача в Турине, заканчивает свою карьеру : становится глав врачом в Туринском университете. В 1876 г появляется работа «Преступный человек» 1 издание было самым радикальным, основные идеи:

1. преступник-не обычный человек, это особый класс людей, который обладает признаками вырождения, дегенерации, атавизма- то есть регресс.

2. Эти лица имеют и внешние признаки, стигматы, которые, с одной стороны, роднят их с первобытными людьми, а с другой стороны, отличают их от законопослушных людей:

· Повышенная волосатость, облысение

· Длинные руки(ниже коленных чашечек)

· Асимметрия лица и черепа

· Увеличенное количество зубов

· Каждый преступный тип имеет свои собственные признаки (позже он их описал в атласе Чезаре Ломброзо)

3. нет свободной воли

4. преступниками не становятся, преступниками рождаются(нельзя сделаться преступником, это передается по наследству)

5. преступные наклонности врожденные: лицо не виновато в том, что он совершает преступление(«мы же не наказываем умалишенных»), значит, наказание не справедливо, а система юстиций бессмыслена, которая может быть заменена врачами-психиатрами.

Тахиантропометор-мог определить преступник человек или нет, его изобрел Чезаре Ломброзо.

6. преступник не виновен ,но общество имеет право на защиту, оградить себя от таких людей. Меры: смертная казнь, реформаторий(без определенного срока). Только комиссия психиатров решала, исправилось лицо или нет. Чезаре Ломброзо также предлагал химические и медицинские воздействия на психику человека. Также он предлагал стерилизацию и кастрацию.

Идеи Чезаре Ломброзо, с одной стороны, были восприняты с восторгом, так как вековая проблема преступности решается конкретными способами воздействия на преступность, с другой стороны, многие юристы были против, идея о врожденном преступнике негуманна, применение таких методов также негуманны.

Рафаль Гарофало поддерживал идею Чезаре Ломброзо, что преступность передается по наследству, нравственное чувство либо заложено в человеке, либо нет. Ему принадлежит идея опасного состояния лица, в 1880 выходит книга Опасное состояние лица: по определенным физиологическим особенностям человека можно определить у него склонность к совершению преступления.

Теория опасного состояния была заимствована многими уголовными системами, например, СССР(первый УК).

Ученик Чезаре Ломброзо Энрико Ферри-профессор римского университета, юрист, возглавлял в римском парламенте комитет законодательства. Ферри в работе 1881 г исправил идеи Чезаре Ломброзо «Уголовная социология», где помимо физических факторов, рассмотрел социальные факторы, которые влияет на преступность: уровень безработицы, система образования, бедность-богатство, свобода развода и тд. То есть у Ферри появляется иная классификация преступников:

1. преступники- душевно больные (соглашается с Чезаре Ломброзо)

2. прирожденные преступники (соглашается с Чезаре Ломброзо)

3. привычные преступники

4. преступники по страсти (в состоянии аффекта)

5. случайные преступники (в результате социальных факторов)

Для последних трех нужна система юстиций, а для первых двух реформатории. Он считает, что только 40% прирожденные преступники.

Основные положения антропологической школы:

1. преступник не обладает волей

2. специфический класс, обладающий внешними признаками

3. причины преступности преимущественно лежат внутри человека, а не в социуме.

Значение антропологической школы:

1. это первые изучение преступника, классификация преступника

2. это направление послужило включению в антропологический арсенал конкретных научных методов и послужило включению в уголовную юстицию медицинских методов воздействия на преступников

Слабые места этой школы:

1. абсолютизация биологического начала

2. антигуманная идея о неисправимом преступнике

3. антигуманная идея об опасном состоянии лица

 

 

Криминологические направления. Социологическое направление.

Возникло из позитивистского направления. Антропологическое направление было единым, а социологическое направление распадается на несколько школ, их объединяет подход к причинному комплексу. Если у антропологов причины преступности лежат внутри человека, то у социологов противоположная позиция-причина преступности в обществе, то есть преступником не рождаются, им становятся благодаря дефектам общества.

I. Самой первой социологической школой стала школа, которую стали называть «статистики», так как они развили уголовную статистику и они использовали статистические данные, чтобы делать свои выводы.

Статистика сначала была демографическая, экономическая и только потом стала возникать уголовная статистика. Во Франции и Бельгии в 30 г 19 века возникает уголовная статистика. Кетле О.Ж. (бел) 1825 г высказал идею о наличии строгих закономерностях преступности, которые он вывел благодаря статистике. В 1826 г государственный деятель минюста Франции А.М. Герри (фр) пришел к таким же выводам.

Выводы:

Преступность демонстрирует жестко заданные, количественные, качественные закономерности. Если в 1 год регистрируется кол-во преступлений, то в след год будет примерно такое же кол-во. «Есть один налог, который общество платит постоянно и примерно в таком же размере» Кетле.

В 1836 г выходит книга «Человеческие возможности или опыт социальной физики» О.Ж. Кетле. Есть какие-то правила, по которым действует преступность. Социальный детерминизм(механистический детерминизм)-человек безволен, он зависит от общественных процессов, явлений.

II. Теория социальной среды:

1. Лионская школа. Александр Лакассань(фр)-первоначально был последователь Ламброза, потом занял противоположные позиции. Общество формирует человека либо законопослушным, либо дурным.

В 1885 г состоялся первый криминологический конгресс в Риме. Закончился победой Ламброзе, его даже назвали антропологический конгресс.

В 1889 г состоялся второй конгресс в Париже, это уже был социологический конгресс. Лакассань говорил, что общество заслуживает тех преступников, которые они имеют, преступник демонстрирует нам те язвы, которые существуют в обществе.

2. Теория подражания. Габриель Тард, труды:«Философия наказания» 1890, 1886 «Сравнительная престпность». Тард высоко ценил Чезаре Ломброзо. Чезаре Ломброзо признавал его самым сильным его соперником. Преступниками не рождаются, преступниками становятся. Важную роль он отводил ближайшему окружению, а не семье. Он считал, что приступным наклонностям люди обучаются, точно также как обучаются законопослушному поведению. Это обучение не простое, не школьное, оно происходит ассоциативно, заимствуя те примеры, которые человеку кажется более привлекательными. То есть происходит подражание в обществе. Толпа ведет себя подобно своему лидеру. В последствии эту теорию разовьет американец Э. Сатерленд. Тард долговое время жил в Париже. Его работы носят антиурбанистический характер, он считал, что именно в больших городах наиболее интенсивно происходит процесс подражания.

 

III.Экономические теории.Преступность формирует общество: из-за разницы между бедностью и богатства, безработицы и тд. Ван Кан Колаяни был основоположником. В последствии появились радикальные направления, которые к экономическим факторам добавили и политические: то есть политическое бесправие масс+ экономическое неравенство.

 

IV.Эклектическое направление.Ф.Ф. Лист(нем) и А. Принс-являются основоположниками уголовной политики. Уголовная политика-комплекс мер, направленных на сокращение преступности помимо уголовного наказания. Зародились сомнения, что только наказание может удержать людей от совершения преставления, наверняка есть и еще что-то. Лист- создал международный союз уголовного права, учредительное заседание которого состоялось в 1880 г. Он создал этот союз, так как преступность интернационализировалась, то есть имела международный характер. Государства должны объединяться, чтобы предотвратить такую преступность. уставной документ этого союза был положен в основу уставного документа Интерпола(был создан в1923).

 

V.Эмиль Дюркгейм (фр) занимался функциональным структурализмом. Он занимался основами социологии. Были исследования посвященные семье, самоубийствам. В одной из своих работ «Методы социологии» 1896 г. он обратился к преступности. Все явления он изучал через призму функционального структурализма. Он брал некое явление в структуре общества, например, преступность, и изучал его с точки зрения тех функций, которое оно выполняет в обществе. Преступность в обществе закономерное, нормальное явление, это не патология. Если преступность укладывается в определенные границы в обществе, то есть не разрастается, то это явление еще и полезное. Польза в преступности: люди сплачиваются для борьбы с преступностью, уравновешивает другие процессы.

Есть последователь российский Д.А. Ли, он подсчитал, что для нашего российского общества норма 5,6 % преступников.

Социальная организация-это норма для государства, но есть потрясения в обществе как положительные, так и отрицательные, если отрицательные, то наступает Социальная дезорганизация, далее наступает Аномия(несоблюдение норм права).

Социологическое направление. Суть:

1. Преступники не обладают свободной волей и не приобретают преступные качества по рождению, преступниками становятся в результате общественных противоречий.

2. Борьба с преступностью должна лежать не столько в сфере УП и юстиций, сколько в сфере позитивного преобразования общества.

Значение, плюсы и достижения социологического направления:

1. обращение к социальным факторам преступности

2. развивалась уголовная политика, создавались альтернативные, не карательные способы воздействия на преступника.

3. В УП и процессе стали учитываться объективные социальные факторы

4. Разработки социологического направления легли в основу создания профилактических программ.

Слабые моменты социологического направления:

1. социальный детерминизм отрицал свободу воли человека (также как и антропологическое направление)

2. абсолютизация социальных факторов, отсутствие учета личностных характеристик (не все люди, живущие в одинаковых условиях, совершают преступления)

Социологическое направления является доминирующим в криминологии, в том числе и в отечественной криминологии.

История отечественной криминологии.

Зародилась в 1917 г, отечественная криминология укладывалась в УП.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.