Сделай Сам Свою Работу на 5

Исторические корни волшебной сказки. Л., 1946





Контрольная работа

по курсу:

«Основы теории литературы»

на тему:

«Морфология волшебной сказки»

В.Я. Проппа:

Концепция и понятийный аппарат.

Выполнил: Студент

Института Гуманитарных Наук (ТЮМГУ),

Направления: Журналистика,

Группы: 27Ж128

Дробышевский Максим

 

 

Владимир Яковлевич (1895-1970) - филолог-фольклорист, теоретик искусства. Окончил историко-филологический факультет Петербургского университета в 1918, с 1938 профессор Ленинградского ун-та.

В соответствии со своим планом историко-типологического изучения фольклорной волшебной сказки Пропп в 1928 опубликовал “Морфологию сказки” (структурно-функциональное описание сказочного сюжета), а в 1946 — работу “Исторические корни волшебной сказки” (о генетической связи сказки с этнографической действительностью, об обряде инициации как основе объяснения сюжетной схемы волшебной сказки). В 1955 вышла кн. “Русский героический эпос”, утверждавшая глубинную связь русских былин с более древними, “догосударственными” формами эпоса, в 1963 — монография “Русские аграрные праздники”. Посмертно изданы сборники статей “Фольклор и действительность” (общие и частные вопросы специфики фольклора, закономерности фольклорных форм отражения действительности) и учебный курс “Русская сказка”. Пропп также читал курсы по теории комического. Итоговая оценка трудов Проппа обеспечивает ему место наиболее выдающегося специалиста-теоретика в русской фольклористике 20 в. Пропп в конце 1920-х годов предложил относительно небольшой набор глубинных функций, задающих на первый взгляд бесконечное разнообразие повествовательных структур волшебных сказок, а также формальный аппарат для порождения этих поверхностных структур. Через три с лишним десятилетия все это, с одной стороны, оказалось созвучным идеям ранней порождающей грамматики, а с другой – продемонстрировало применимость такого рода методов к структурам более высокого уровня, нежели предложение. Неудивительно, что работа Проппа стала одной из важнейших исходных точек для формирования в 1960-е годы теории текста и нарративного анализа и привлекла внимание не только специалистов по фольклору, семиотике и литературоведению, таких как К.Леви-Строс, А.Греймас (1917–1992) или С.Бремон, но и широкого круга лингвистов, а несколько позднее, в 1970-х годах, также и специалистов по теории дискурса, искусственному интеллекту и когнитивной науке – Д.Румелхарта и др.





Работа “Морфология сказки” занимает особое место в наследии Проппа, выводя его за пределы собственно фольклорных исследований на стезю методологических открытий, существенных для всей гуманитарной науки XX в. В "Морфологии сказки" В.Я.Пропп отказывается от исторического подхода к материалу, от историко-генетической его интерпретации, избирая объектом анализа структуру волшебной сказки: "Изучение структуры всех видов сказки есть необходимейшее предварительное условие исторического изучения сказки. Изучение формальных закономерностей предопределяет изучение закономерностей исторических". Пропп приводит этнографические данные, показывающие процесс разложения древней тотемической религии и превращения, сакральных некогда устных преданий в сказки. Рассматривая этносы, ещё не расставшиеся с тотемизмом (и не имеющие сказок как таковых), находящие в процессе его разложения и современные сказки «культурных» народов, Пропп приходит к выводу о единстве происхождения волшебной сказки. Структурно-типологический принцип описания фольклорных текстов был одним из очень важных результатов, который был тогда получен и который послужил базой для последующих исследований. Не распространяя свое выводы на другие нарративные жанры, Пропп показал, что все волшебные сказки строятся по общей модели. Эта модель конструируется из динамических единиц - функций, порядок которых в сказке неизменен. Каждая функция состоит из постоянного и переменных членов: постоянным является действие, переменными - субъект действия, объект, на который действие направлено, обстоятельства действия и пр. 32 функции (от отлучки и недостачи до наказания и свадьбы) и 7 персонажей (антагонист-вредитель, даритель, помощник, царевна, отправитель, герой, ложный герой) образуют структуру мета-сюжета волшебной сказки, которую можно упрощенно схематизировать следующим образом: возникновение недостачи в результате нарушения запрета и действий антагониста-вредителя — введение в действие героя персонажем-отправителем — победа героя над антагонистом при участии дарителя и помощника, восполнение недостачи — разоблачение ложного героя и награждение истинного героя с участием “царевны”. Для описания конкретных вариантов сюжета Пропп применил формальную запись. «Изучение структуры всех видов сказки есть необходимейшее предварительное условие исторического изучения сказки. Изучение формальных закономерностей предопределяет изучение закономерностей исторических».



Однако таким условиям может отвечать только такое изучение, которое раскрывает закономерности строения, а не такое, которое представляет собой внешний каталог формальных приемов искусства сказки. Упомянутая уже книга Волкова дает следующий прием описания. Сказки, прежде всего, раскладываются на мотивы. Мотивами считаются как качества героев ("два зятя умных, третий дурак"), так и количества их ("три брата"), поступки героев ("завет отца после смерти дежурить на его могиле, завет, исполняемый одним дурнем"), предметы ("избушка на курьих ножках", талисманы) и т. д. Каждому такому мотиву соответствует условный знак -- буква и цифра или буква и две цифры. Более или менее сходные мотивы обозначаются одной буквой при разных цифрах».

Таким образом, любой сюжет стало возможным выразить в виде некой формулы. Причем такой формализации можно подвергнуть абсолютно любой художественный сюжет, от легенд и мифов разных народов, до современных романов. В этом и заключается наиболее интересный феномен его работы.

«…мы будем утверждать, что, пока нет правильной морфологической разработки, не может быть и правильной исторической разработки. Если мы не умеем разложить сказку на ее составные части, то мы не сумеем произвести правильного сравнения. А если мы не умеем сравнивать, то как же может быть пролит свет, например, на индоегипетские отношения или на отношения греческой басни к индийской и т. д.? Если мы не сумеем сравнить сказку со сказкой, то как изучать связь сказки с религией, как сравнивать сказку с мифами? Наконец, подобно тому, как все реки текут в море, все вопросы сказочного изучения в итоге должны привести к разрешению важнейшей, до сих пор не разрешенной проблемы - проблемы сходства сказок по всему земному шару».

С позиции этносоциологии подобное сравнение позволяет глубже изучать интересующие нас образования, будь то этносы или даже народы и нации, так же имеющие свой набор типичных сюжетов. Такой анализ служит отличным методом изучения имеющихся в любой культурной среде данных, которые в дальнейшем можно изучать и делать выводы.

Книга оказала влияние на общее развитие франц. и амер. структурализма (Барт, Тодоров, Г.Принс и др.). Обнаруживается принципиальная близость анализа структуры сказочного жанра с изучением парадигмы мифологического мышления в структурной антропологии Леви-Стросса, Ж.-А. Греймас выстраивает свою теорию мифологической повествовательной семантики на основе работы Проппа Дальнейшее обобщение функциональных исследований эпического рода словесности, раскрывающее общую “логику повествовательных возможностей”, имеет место в работах К.Бремона. Принс разворачивает последовательный формальный анализ полного текста сказки (“Красная шапочка”). Непосредственно в фольклористике на работу Проппа опираются П. Маранда и М. Поп, а. Дандис прямо использует его методику в описаниях фольклора амер. индейцев. В России идеи Проппа развивает Е.М. Мелетинский и ученые Тартуско-московской структурно-семиотической школы (особенно В.В. Иванов и В.Н. Топоров). Идеи Проппа используются в теории машинного анализа текстов (“теория фреймов”).

Научное наследие В.Я. Проппа в целом, не только не осознано, но в значительной своей части просто неизвестно мировой гуманитарной науке. Восстановление научно-методологического контекста Проппа(а его составляют работы таких ученых как Б. Рассел, Л. Витгенштейн, Г. Фреге, Р. Якобсон, П. Богатырев, М. Бахтин, К. Леви-Стросс, В. Тэрнер) сделает очевидным тот факт, что его работы оказались значительно опережающими науку ХХ века, поскольку объединили самое высокое логико-философское обобщение с конкретностью культурного факта, не накладывая на бытие, но выводя из него новую научную парадигму.

Список Литературы:

Книги:

Морфология сказки. Л., 1928

Исторические корни волшебной сказки. Л., 1946

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.