Сделай Сам Свою Работу на 5

Условия эффективности и методические приемы применения данных методов в педагогическом процессе ДОУ.

 

Педагогический процесс рассматривается в педагогике как целенаправленное содержательно насыщенное и орга­низационно оформленное взаимодействие педагогической деятельности взрослых и детей (Б. Т. Лихачев).

Понятие «педагогический процесс» употребляется в уз­ком и широком смысле.

В широком смысле- это совокуп­ность всех условий, средств, методов и др., направленных на решение одной глобальной задачи. Например, педаго­гический процесс дошкольного учреждения направлен на всестороннее воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста.

В узком смысле,имеется в виду сосредоточение содер­жания обучения, его средств, методов, форм организации на какой-то более конкретной задаче. Например, педагогический процесс, направленный на решение задач нравственного, эстетического и других сторон воспитания; или еще более узко - направленный на воспитание честно­сти, навыков культурного поведения, начал творчества и т.д.

Сущностная характеристикапедагогического процесса, протекающего в любой педагогической системе, состоит во взаимодействии педагогов и воспитанников на содержательной основе с использованием разнообразных средств.

Процесс обучения призван выполнять три функции - образовательную, воспитательную и развивающую.

Образовательная функция состоит в том, что процесс обучения направлен на усвоение научных знаний, формирование специальных знаний и умений.

Научные знания - факты, понятия, законы, закономерности, теории, обобщенная картина мира.

Специальные умения и навыки - только специфические для конкретной отрасли науки. Например, по физике и химии это решение задач, проведение лабораторных опытов, осуществление исследовательских работ

Одновременно с образовательной функцией, процесс обучения реализует и воспитательную функцию.

Сутьвоспитательной функции обучения состоит в том, что она придает процессу обучения определенную целенаправленность и общественную значимость. У обучаемых формируется мировоззрение; нравственные, трудовые, эстетические, этические представления и взгляды; убеждения; способы соответствующего поведения и деятельности в обществе; система идеалов и ценностей, отношений к личности.

Развивающая функция обучения обозначает то, что в процессе обучения, усвоения знаний происходит развитие обучаемого. Это развитие происходит во всех направлениях: развитие речи, мышления, сенсорной и двигательной сфер личности, эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной области.

59.Факторы развития ребенка раннего и дошкольного возраста.

Изучение закономерностей развития ребенка дошкольного возраста позволяет выделить факторы, обусловливающие течение и результаты данного процесса. В научной литературе выделяют три фактора, влияющих на становление личности: наследственность, среда и воспитание, которые, в свою очередь, можно объединить в две группы: внешние и внутренние или социальные и биологические.

В качестве биологического фактора выступает наследственность, под которой понимают передачу от родителей к детям определенных качеств и особенностей. Носителями наследственности являются гены, которые и обеспечивают наследственную программу развития человека. К наследственным свойствам относятся анатомо-физиологические особенности человеческого организма: задатки речи, мышления, прямохождения, цвет кожи, глаз, волос, телосложение, тип нервной системы и т. д.

Человек появляется на свет как биологическое существо. Личностью он становится, пройдя длительный и сложный путь развития. На развитие ребенка помимо заложенных способностей влияют средовое окружение и целенаправленное педагогическое воздействие.

Среда, по мнению И. П. Подласого, это реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека. В педагогической литературе понятие «среда» рассматривается в широком и узком смысле. В широком смысле «среда» — природные условия, государственный строй, система общественных отношений, материальные условия жизни; в узком смысле — непосредственное предметное окружение ребенка.

В последнее время в дошкольной педагогике все чаще употребляется понятие «развивающая среда» — совокупность педагогических, психологических, социально-культурных и эстетических условий построения педагогического процесса в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Большое влияние на развитие ребенка и формирования его личности оказывает воспитание, которое всегда носит целенаправленный и организованный характер. Эффективность воспитания зависит от готовности ребенка к педагогическому воздействию (с учетом влияния наследственности и среды) и его активности. Именно активность ребенка является залогом формирования разных видов его деятельности: познавательной, предметной, игровой, трудовой, художественной, учебной, общения. Активная позиция ребенка в деятельности делает его субъектом воспитания, что и позволяет рассматривать деятельность как средство воспитания и развития ребенка. Каждая деятельность характеризуется потребностью, мотивами, целью, свойствами, действиями и результатом. Для того чтобы ребенок овладел всеми компонентами деятельности, ему необходима помощь педагога.

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. Программные требования к формированию элементарных математических представлений у детей 2-ой младшей, средней, старшей, подготовительной групп.

Значение планирования и учета работы
Задачи развития у детей элементарных математических представлений не могут быть решены без правильного планирования и учета работы. Планирование — один из способов управления процессом формирования элементарных математических представлений у детей. План дает возможность целенаправленно и систематически распределять по времени программные задачи и пути их осуществления. Кроме того, план определяет отчетную документацию, по которой можно судить о состоянии и результатах педагогического процесса. Для правильного планирования и постановки работы по развитию элементарных математических представлений у детей воспитатель должен:
1) хорошо знать программу в целом и программу той возрастной группы, в которой он работает в текущем учебном году;
2) знать возрастные и индивидуальные особенности своих воспитанников;
3) уметь руководствоваться дидактическими принципами при планировании и организации обучения;
4) знать методические основы развития у детей математических представлений;
5) постоянно повышать квалификацию, быть в курсе современных достижений науки и практики воспитания дошкольников.
Планирование учебно-воспитательного процесса невозможно без учета его результатов. Учет — это глубокий, всесторонний и конкретный анализ результатов работы педагога и детей в процессе обучения. Он дает возможность оценить эффективность приемов и методов обучения, результаты усвоения программного материала детьми, наметить перспективы дальнейшей работы.
Таким образом, планирование и учет взаимосвязаны. Только при правильном планировании и объективном, не формальном учете возможно достижение эффективных результатов выполнения программы формирования математических представлений.
Виды планирования
В практике работы дошкольных учреждений имеют место два вида планирования: перспективное и календарное. Перспективные планы относятся к числу методических материалов дошкольного учреждения, поэтому разрабатываются, как правило, воспитателями группы при непосредственном участии руководства дошкольного учреждения. Правильно составленный, проверенный на практике перспективный план может использоваться на протяжении нескольких лет, что значительно облегчит календарное планирование и позволит более полно реализовать принцип систематического обучения.
Перспективный план составляется обычно на текущий квартал. В нем предусматриваются лишь образовательные задачи. В его содержание входит распределение программных задач в строго определенной системе. Возможно применение двух способов перспективного планирования. Первый — распределение программных задач по определенной теме (количество и счет, величина и др.). Второй — комплексное распределение программных задач всего раздела «Развитие элементарных математических представлений». При комплексном распределении программного материала следует иметь в виду, что содержание занятий, на которых решаются новые задачи, следует ограничивать 1—2 темами в младшей и средней группах и 2—3 темами в старшей и подготовительной к школе группах. Занятия на повторение программного материала могут включать от 3 до 5 программных задач, как правило, взаимосвязанных между собой.
В перспективном плане должны быть представлены все виды работ по усвоению программных задач.
Примерный перспективный план занятий в старшей группе на квартал
1. Закрепление умений сравнивать по длине от 3 до 5 предметов способом расстановки их в порядке увеличения или уменьшения размера.
Упражнения в счете предметов в пределах 5. Совершенствование умения считать разные группы предметов путем установления равенства и неравенства между ними. Продолжение обучения детей обозначению положения предметов по отношению к себе.
2. Упражнения в количественном и порядковом счете предметов в пределах 5. Закрепление умений различать вопросы «Который (какой) по счету? Сколько всего?> Закрепление умений различать и правильно называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник). Упражнения по группировке фигур по размеру и цвету. Проверка знаний детьми последовательности частей суток.
3. Упражнения по сравнению двух групп предметов, расположенных на разном расстоянии, и определению большего и меньшего числа (в пределах 3). Закрепление знаний детьми последовательности частей суток. Совершенствование умений определять местонахождение предметов (других детей) по отношению к себе.
4. Упражнения по сравнению двух групп предметов разного размера и определению большего и меньшего числа (в пределах 5). Закрепление умений сравнивать от трех до пяти предметов по высоте путем расстановки их в убывающем и возрастающем порядке. Продолжение обучения детей умению передвигаться в указанном направлении.
5. Закрепление умений устанавливать равенство двух групп предметов способом добавления или удаления одного предмета. Упражнения в количественном и порядковом счете предметов в пределах 5. Упражнения по распознаванию геометрических фигур. Обучение умениям находить фигуры на ощупь по зрительно воспринимаемому образцу.
6. Закрепление представлений об образовании чисел (3, 4, 5). Упражнения в счете разных групп предметов. Продолжение обучения детей умениям запоминать число предметов и место их расположения. Упражнения по определению взаимного положения предметов на листе бумаги. Проверка понимания детьми понятий «вчера», «сегодня», «завтра».
7. Образование чисел 6 и 7. Обучение умению считать предметы в пределах 7. Продолжение обучения детей навыкам сравнивать (соизмерять) предметы по двум признакам величины. Закрепление умений ориентироваться в пространстве в процессе движения..
8. Ознакомление с четырехугольником. Упражнение по образованию чисел 6 и 7. Совершенствование умений считать в пределах 7, правильно отвечать на вопрос «сколько?».
9. Закрепление знаний детей об образовании чисел 6 и 7. Ознакомление с образованием чисел 8 и 9. Обучение счету до 9. Упражнения по классификации четырехугольников по размеру и цвету. Продолжение обучения умению определять взаимное расположение фигур на листе бумаги.
10. Обучение умениям расставлять предметы (до 9) разной длины в возрастающем и убывающем порядке. Объяснение порядка расположения предметов. Закрепление пространственных представлений (слева, справа, рядом и пр.). Упражнения по образованию чисел 8 и 9. Совершенствование умений считать и отсчитывать предметы в пределах известных чисел.
11. Закрепление представлений об образовании чисел в пределах 9. Ознакомление с образованием числа 10, обучение счету до 10 при соблюдении правил счета. Продолжение обучения детей сортировке предметов (до 10) разного размера в возрастающем и убывающем порядке. Обучение умениям объяснять порядок расположения предметов. Закрепление пространственных представлений (вверху, внизу, между).
12. Закрепление знаний детей об образовании чисел первого десятка. Развитие представлений о том, что считать предметы можно в любом направлении. Совершенствование умений согласовывать числительные с существительными в роде и числе. Уточнение представлений детей о последовательности частей суток. Введение понятия «сутки». Закрепление пространственных представлений (слева, справа, вверху, внизу).
В календарном плане перспектива, намеченная на квартал, находит свое конкретное воплощение. Разрабатывая его, следует учесть, что занятия по математике проводятся в установленный день один раз в неделю во всех дошкольных группах, кроме подготовительной, где планируются два занятия.
Календарный план занятий содержит:
1. Программные задачи: а) образовательные, б) развивающие, в) воспитательные.
Образовательные задачи берутся в основном из перспективного плана, нередко требуется их конкретизация и уточнение.
Развивающие задачи предусматриваются с целью развития речи, мышления, других психических процессов. Планировать их необходимо, так как обязательным требованием к каждому занятию по математике является не только сообщение знаний, но и развитие умственных способностей детей.
Воспитательные задачи планируются с целью формирования у детей дисциплинированности, положительного отношения к учебной деятельности и т. п. Они предусматриваются на длительный период работы, поэтому указывать их в каждом занятии не обязательно.
2. Задачи индивидуальной работы с отдельными детьми планируются по тем же трем направлениям. Индивидуальную работу следует планировать в определенной системе на каждом занятии.
3. Дидактический материал.
Своеобразным видом учета является отчет воспитателей о готовности детей к усвоению программы по математике в классе школы. Такой отчет заслушивается на педагогическом совещании.



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.