Сделай Сам Свою Работу на 5

Развитие речи у дошкольников. Программные требования к развитию речи у детей 2-ой младшей, средней, старшей, подготовительной групп.





В ФГОС ДО образовательные области представляют следующие направления развития ребенка:

- социально – коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественно – эстетическое;

- физическое развитие.

Познавательно – речевое развитие разделили на две самостоятельные области.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.



На что необходимо обратить внимание педагогов при планировании работы по познавательному и речевому развитию детей.

В период дошкольного детства благодаря познавательной активности ребенка происходит зарождение первичного образа мира. Образ мира формируется в процессе развития ребенка.

Однако следует помнить, что процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, а маленькие дети эмоциями. Для взрослых людей информация первична, а отношение вторично. А у детей все наоборот: отношение первично, информация вторична.



Основой мировосприятия трехлетнего ребенка является предметное содержание действительности, его мир - отдельные, конкретные, реальные предметы, объекты, явления. Ребенок познает мир по принципу: что вижу, с чем действую, то и познаю. Он смотрит на предметы как бы с разных сторон; его интересуют их внешние (Что? Кто? Какой?) и внутренние характеристики (Для чего? Как?). Но самостоятельно постигать скрытые характеристики предметов трехлетний ребенок не может.

Дети второй младшей группы начинают устанавливать первые связи и зависимости (соотношение внешних и внутренних характеристик предмета), осознавать роль и значение предметов в жизни человека.

В четыре года в развитии ребенка происходят большие изменения, которые вызваны: физиологическими изменениями в коре головного мозга, совершенствованием психических процессов, высокой степенью овладения речью, накоплением определенного запаса представлений о ближайшем окружении.

Ребенок 4-х лет получает возможность правильно воспринимать и понимать информацию, переданную ему посредством слова. Подобные изменения в познавательном развитии ребенка позволяют ему переходить границы ближайшего окружения. Появляющийся у детей 4-х лет новый способ познания - восприятие сведений на уровне слов - позволяет им постигать и усваивать разнообразные знания о нашем мире. В этом возрасте формируются избирательные интересы детей, поэтому необходимо отдать должное коллекционированию.

Мир ближайшего окружения ребенка 5 лет прочен и ясен, в его сознании накоплен значительный информационный багаж, который необходимо постоянно пополнять.



Уровень психического и интеллектуального развития детей пяти лет позволяет им приступить к первичному элементарному постижению таких понятий, как "знак", "символ", "знаковые системы", "время". Эти понятия начинают вводится с ознакомления детей с картами, глобусом, различными символами и знаками, продолжается созданием портретов месяцев, символов группы, каждого ребенка, месяца, климатических зон, определенного континента с разными ландшафтами изонами. Очень серьезная тема "время", т . к. это сложное понятие, которому до сих пор нет определения. Дети в старшей группе учатся фиксировать время по часам, разным календарям, вместе с воспитателем делают календарь жизни группы, изучают прошлое на примере динозавров, воссоздают (в макете) уголок далекого прошлого. Необходимо углублять и расширять представления детей о живой и неживой природе.

В 6 лет у детей накоплено много сведений о большом мире. Взрослые должны направить процесс познания на содержательное упорядочивание информации, установление осмысленных взаимосвязей (причинно-следственных) нашего мира, дальнейшее формирование положительного отношения к миру.

Важный момент, влияющий на развитие познавательных способностей - наличие у детей интереса к познавательной деятельности, познавательной мотивации.

Естественно, что познавательное развитие тесно связано с развитием речи дошкольника. Развивать речь ребенка, не включая ее в какую-либо деятельность, невозможно!

Речевое развитие дошкольников происходит очень стремительно.В словарном запасе трехлетнего ребенка уже около 1200 слов. Словарный запас шестилетнего ребенка включает в себя около 4000 слов.

Формирование правильной речи является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации за последние несколько лет свидетельствует о ежегодном увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями.

На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.

Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых форм русского языка.

Исходя из выше сказанного, можно выделить следующие задачи познавательного и речевого развития.

Основные задачи познавательно - речевой деятельности:

1. Обогащать познавательную сферу детей информацией через занятия, наблюдения, экспериментальную деятельность, речь.

2. Обогащать эмоционально – чувственный опыт в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми.

3. Помочь упорядочить сведения об окружающем мире, формировать представления его целостности.

4. Формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять.

5. Создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности в познавательно – речевой деятельности.

6. Поддерживать условия для развития познавательно – речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности.

Для того, чтобы обеспечить развитие личности воспитанников, необходимо в каждой возрастной группе создать развивающую предметно – пространственную среду.

Хотелось бы обратить внимание на главу 3, параграф 3.3 ФГОС ДО, где перечислены конкретные требования к развивающей предметно-пространственной среде ДОУ. Цитата: Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Одним из важных условий при создании развивающей предметно – пространственной среды является соответствие материала возрасту дошкольников. Соответствие возрасту – одно из значимых и в то же время сложно выполнимых условий. Связано это с тем, что материалы, сложность и доступность их содержания должны соответствовать сегодняшним закономерностям и особенностям развития детей данного конкретного возраста и учитывать те особенности зон развития, которые характерны опять же сегодня каждому отдельному ребенку. Одновременно надо помнить, что следующая возрастная группа является хранителем среды предыдущей группы по многим причинам. Она должна сохранять материалы прошлой ступени развития. В связи с этим можно рекомендовать ориентироваться на такие показатели соответствия среды возрасту детей.

Дети младших групп, развитие которых находится на рубеже перехода от предметной к игровой деятельности, должны получать от среды возможности развития именно этих видов деятельности. В соответствии с закономерностями развития мышления, памяти, внимания, речи и т.д. здесь должна быть мощно представлена среда предметной деятельности и связанных с ней условий сенсорного воспитания и развития детей, здесь же получает питание зарождающаяся игровая деятельность. Таким образом, развивающая среда младшей группы должна содержать все виды деятельности, но направленность их связывается с предметной и игровой деятельностью. В их содержании должны реализовываться все задачи развития детей этого возраста. Общий вид группы – игровой, яркий, предметный.

В средней группе должно преобладать такое содержание развивающей среды, которое определяет переходный этап от предметной деятельности к более развитой игровой. Этот уровень должен расти, его может обеспечить плавный переход от обеспеченной творческой игры к игре, заставляющей ребенка самого искать комбинации игровой ситуации, обстановки, игрового содержания, правил и действий. Поэтому игровое оборудование в течение года постепенно уступает место академическому содержанию деятельности.

Старшая группа. Здесь идет дальнейшее развитие ведущей деятельности, это период пика развития творческой сюжетно-ролевой игры, и здесь к игре предъявляются особые требования. В старшей группе одна из основных задач педагогов состоит в организации предметно-развивающей среды для познавательного развития. Материалы среды регулярно пополняются.

Подготовительная к школе группа близка по наполнению к старшей группе, но отличается содержанием, в которое укладываются программные задачи, индивидуальные особенности и потребности детей. Здесь те же подходы к формированию среды, может быть, чуть больше объем содержания. Говоря о проектировании развивающей среды детей подготовительной группы, хочется предупредить желание взрослых превратить эту группу в школьный класс с наглядными пособиями, географическими и историческими картами, схемами и пр.

Таким образом, при условии правильного организованного педагогического процесса с применением методик, как правило, игровых, учитывающих особенности детского восприятия, а также с правильно организованной предметно – развивающей средой дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок напряжения усвоить предложенный материал. А чем более подготовленным придет ребёнок в школу – имеется в виду не количество накопленных знаний, а именно готовность к мыслительной деятельности, тем успешнее будет для него начало школьного детства

34.Развитие самостоятельности, активности и творчества дошкольников в процессе обучения.

Дошкольный возраст – прекрасная пора детства. И вместе с тем, это база для самостоятельной жизни будущей зрелой личности. Какие навыки и умения будут заложены в маленьком человечке, какую базу для самостоятельной жизни он получит в золотом детстве, так ему и придётся проходить все свои жизненные «университеты». Тут большое значение приходится на сторону взрослых – родителей, воспитателей, педагогов. Пока ребёнок еще младенец и достаточно мал, наши основные функции научить его элементарным жизненным функциям: кушать, играть, гулять, спать и т. д. Далее ребенок подрастает. А значит и задачи педагогов и воспитателей усложняются, на первый план выходят задачи – адаптации и самостоятельности в человеческом общежитии. Как научить ребенка быть самостоятельным, независимым от взрослых, как привить ему интерес к данному обучению? Ответ близок, нам, взрослым поможет игра и художественное творчество. Все элементарно: ребенок любит игру и с огромным удовольствием он рисует, лепит, собирает и пр.

Итак, наша речь о привитии навыков к самостоятельной жизни через призму творчества. Давайте вместе посмотрим, что происходит у нас в отношении познания природы творчества.

В данный период, к сожалению есть некоторые пробелы, в концептуальном познании творчества. Несмотря на огромный материал о творчестве и существование бесконечного множества определений творчества, до сих пор не ясно, какова сущность этого феномена, что есть творчество-отражение, становление, развитие, аспект или форма деятельности, особый процесс или форма жизни.

Изучение проблем творчества, творческой личности вызывает большой интерес в мировой науке и является предметом острых дискуссий и споров.

Над проблемой творческих способностей работали Б.Г. Ананьев, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, В.И. Кириенко, А.Г. Ковалев, Н.С. Лейтес, В.А. Крутецкий, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, В.И. Шадриков.

Интерес к творчеству в наше время объясняется глубокими объективными факторами. Первый из них связан с характерным для XX века пристальным вниманием к проблемам личности. Второй фактор - это обусловленность интересам к проблемам творчества, потребностями современной науки и технике. Третий фактор заложен в самой природе творчества и практике эстетического восприятия его результатов - романов, стихов музыки, фильмов, картин и так далее. Л.С. Выготский рассматривает творчество как деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью или какой-нибудь вещью внешнего мира, или известным построением ума, или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке [14, с. 87].

Подобный характер понятия творчества открывается у С.Л. Рубинштейна. Он определяет творчество, как деятельность, создающую нечто новое, оригинальное, что потом входит в историю не только самого творца, но и науки, искусства [52, с. 42].

А.В. Брушлинский, О.К. Тихомиров в творчестве выделяют открытие неизвестного, создание нового, преодоление стереотипов и шаблонов. Д. Б. Богоявленская впервые предложила понимание творчества как выход за рамки требуемого. С. В. Максимова рассматривает творчество как единство двух его составляющих — неадаптивной и адаптивной активностей.

Фрейд считал творческую активность результатом сублимации (смещения) полового влечения на другую сферу деятельности: в творческом продукте опредмечивается в социально приемлемой форме сексуальная фантазия. А. Адлер считал творчество способом компенсации «комплекса неполноценности». Наибольшее внимание феномену творчества уделил К. Юнг, видевший в нем проявление архетипов коллективного бессознательного.

Таким образом, мы можем дать определение понятия «творчества» как процесса человеческой деятельности, создающей качественно новые материальные и духовные ценности.

Творчеством является способность человека из доставляемого действительностью материала созидать (на основе познания закономерностей объективного мира) новую реальность, удовлетворяемую многообразным общественным потребностям.

Художественное творчество начинается с обострённого внимания к явлениям мира и предполагает «редкие впечатления», умение их удержать в памяти и осмыслить. Важным психологическим фактором художественного творчества является память. У художника она не зеркальна, избирательна и носит творческий характер. Творческий процесс немыслим без воображения, которое позволяет комбинационно-творчески воспроизводить цепь представлений и впечатлений, хранящихся в памяти. В художественном творчестве участвуют сознание и подсознание, разум и интуиция. При этом подсознательные процессы играют здесь особую роль.

А.Г. Ковалев отмечает, что каждая способность имеет свою структуру и художественные способности не являются исключением. Он выделяет в структуре художественных способностей опорные и ведущие свойства, определенный фон или вспомогательные свойства. К опорным свойствам способности к изобразительной деятельности ученый относит высокую чувствительность зрительного анализатора, развивающегося в процессе деятельности (чувство линии, чувство пропорции, чувство формы, чувство колорита, чувство ритма), сенсомоторные качества руки художника и высокоразвитую образную память. А ведущее свойство, считает А.Г. Ковалев, это, прежде всего художественное творческое воображение. Необходимый фон этой способности – определенная эмоциональная настроенность и эмоциональное отношение к воспринимаемому и изображаемому явлению [45, с. 75].

Эти проявления наиболее ярко выражаются в этапах взрослого, описанные В.Б. Косминской. Она выделила 4 этапа творческого процесса художника [63, с. 98]:

1. Возникновение замысла, представление результата работы, некоторых способов ее воплощения. По этому поводу психолог О.М. Дьяченко говорил: «в воображении происходит слияние предметного содержания образа одного объекта с предметным содержанием образа другого, воображение осуществляет своеобразный отлет от действительности, так как оно позволяет соединить предметное содержание различных объектов» [44, с. 100].

2. «Вынашивание замысла», в процессе которого идет дальнейшая разработка содержания, поиск художественной формы.

3. «Исполнение, реализация замысла». Суть его – в переводе представления в конкретный образ. Процесс воплощения, анализ и оценка получаемого образа влияют на содержание замысла.

4. Окончательная оценка полученного результата и его доработка.

Таким образом, из исследований вышеназванных авторов можно сделать вывод, что развитие художественного творчества требует навыков самостоятельного развития восприятия, формирования образных представлений, воображения, развития специальных движений руки, усвоения графических навыков и умений, позволяющих воплотить в художественном произведении образы представлений и воображения.

Дошкольное детство педагоги и психологи определяют как сензитивный период для эстетической (музыкальной, изобразительной, речевой, театральной) и творческой деятельности (Л. Д. Глазырина, Л. Б. Гуринович, В. Н. Дружинин, А. В. Запорожец, Т. А. Комарова, Н. Н. Поддьяков, Л. А. Парамонова, Л. С. Ходонович и др.).

Одним из исследователей детского художественного творчества была Е.А. Флерина. По ее мнению: «Детское изобразительное творчество мы понимаем как сознательное отражение ребенком окружающей действительности, рисунке, лепке, конструировании; отражение, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им через слово, картину и другие виды искусства». Линию развития детского творчества она характеризует как «сложный динамический процесс сосуществования и качественно меняющегося взаимодействия различных ступеней и тенденций, который определяется общим развитием ребенка, где моменты возрастной и индивидуальной психологии действуют в единстве и большой зависимости от воспитания и обучения» [67, с. 22]

Творчество дошкольника в основном рассматривается с точки зрения детского художественного творчества (Н. А. Ветлугина, А. Н. Давидчук, Р. Г. Казакова, Т.С. Комарова, Н. Г. Сакулина, Л. А. Парамонова, Л. С. Ходонович и др.). Обобщая положения о детском творчестве, известные ученые под художественным творчеством понимают создание ребенком субъективно нового (значимого для ребенка, прежде всего) продукта (рисования, лепки, рассказа, танца, песенки, игры, придуманных ребенком), придумывание к известному новых, ранее не используемых деталей, по-новому характеризующих создаваемый образ, придумывание своего начала, конца, новых действий, применение усвоенных ранее способов изображения или средств выразительности в новой ситуации, проявление ребенком инициативы во всем, придумывание разных вариантов изображения, ситуаций, движений.

Е.А. Флерина в свое время дала очень точную формулировку соотношения обучения и творчества. Она говорила, что в каждом занятии обучающего характера должна быть отдушина для творчества, а в каждом творческом занятии – элементы обучения. Дело заключается в умении педагога целенаправленно организовать познавательную деятельность, усложнять ее характер, побуждая ребенка ко все большей самостоятельности и творчеству.

На основе положений о саморазвитии ребенка Н. Н. Поддьяков сформулировал концептуальный подход к формированию детского творчества [50, с. 55].

В своей работе под творчеством я представляю деятельность по созданию ребенком субъективно нового, значимого только для конкретного лица самостоятельно созданного продукта, дополнение неизвестных ранее деталей, применение усвоенных способов изображения и выразительности в новой ситуации, использование и создание разных вариантов изображения, проявления инициативы, оригинальности, воображения во всем, под художественным творчеством понимается процесс создания художественного произведения, начиная от зарождения образного замысла до его воплощения.

Таким образом можно чётко понять, что воспитание и формирование самостоятельных качеств у старших дошкольников наиболее эффективно на основе творческой деятельности, в нашем случае это художественные занятия декоративной лепкой.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.