Сделай Сам Свою Работу на 5

Становление советского книговедения





Оглавление

 

1. Введение……………………………………………………………………………………….3

2. Становление советского книговедения………………………………….……5

2.1. Первые преобразования………………………………………….………5

2.2. Развитие книговедения……………………………………………….…..7

3. Научно-исследовательский институт книговедения……………….…10

3.1. Этапы организации и деятельность НИИ………………………..9

3.2. Курсы книговедения в Ленинграде……………………………....12

3.3. Техникум Печати………………………………………………………..…..16

4. Московский книжный техникум……………………………………………..….18

4.1. Общее положение книжной торговли в 1920-е гг……....18

4.2. «Книгоуч» и Книжные курсы в Москве…………………..……..20

4.3. История становления Книжного техникума………………….21

4.4. Педагогический состав и изучаемые дисциплины……….25

4.5. Расширение деятельности Книжного техникума…………28

5. Московский полиграфический институт…………………………………….30

5.1. Становление полиграфического образования……………..30

5.2. Деятельность Московский Полиграфический институт в 1930-1941гг…………………………………………………………….………………31

5.3. Подготовка редакторских кадров………………………………...33



6. Подготовка книжных кадров в УССР…………………………………………..35

6.1. Украинский научно-исследовательский институт………..35

6.2. Украинское библиологическое общество при АН СССР.37

7. Заключение………………………………………………………………………………...40

8. Приложение………………………………………………………………………………..42

9. Список литературы………………………………………………………………….... 43

 

Введение

Цель реферата – разобраться в вопросах подготовки кадров издательского дела, а в частности - подготовки редакторов, в период 1917-1939гг.

Почему взяты такие хронологические рамки? Они обусловлены историческим значением послереволюционного периода в становлении и развитии понятий книги и книгоиздания. Именно в этот короткий отрезок времени сформировалась и укрепилась совершенно новая система книжного дела, которая с различными изменениями просуществовала до конца советской эпохи.

Книга становится не просто способом передачи знаний из поколения в поколение, но и орудием в борьбе за социалистическое преобразование нашей страны. И без профессиональной подготовки процессов книгоиздания и книгораспространения, невозможно было бы осуществить эти задачи.



В этот период складывается принципиально новая практика книжного дела, интенсивно развиваются отдельные книговедческие дисциплины, и общая теория книговедения постепенно встает на марксистско-ленинскую методологическую основу.

В связи с быстрым развитием книговедческих дисциплин в стране возникает целый ряд научно-исследовательских институтов и учебных заведений, которые готовили квалифицированных кадров для издательского и полиграфического дела. Поэтому задачами исследования является подробное изучение деятельности таких научно-исследовательских учреждений и учебных центров нашей страны, как Петроградский институт книговедения, созданный на основе Петроградской книжной палаты в 1920г., Техникум печати, открытый на базе этого института; Московский книжный техникум (1928г.), «Книгоучи» и многочисленные Книжные курсы; Украинское библиологическое общество при АН СССР и Украинский научный институт книговедения. Наконец, мне пришлось расширить хронологические рамки исследования, чтобы подробнее рассказать о деятельность Московского полиграфического института, который впервые начал готовить профессиональных редакторов и развивать редактирование как профилирующую дисциплину.

 

 

Становление советского книговедения

2.1. Первые преобразования

В 1925 году Луначарский сказал, что одним из условий построения социалистической культуры является успешное развитие издательского дела[1]. Массовая марксистская книга, новые учебники, советские научные издания – все это стало камнями того фундамента, на котором выросло здание культуры нового общества. Под непосредственным руководством В.И. Ленина и Коммунистической партии было создано новое советское издательское дело с издательствами особого типа, качественно отличающимися от издательств дореволюционной России и других буржуазных стран. В издательском деле не могло существовать преемственности между предприятиями дореволюционного периода, так как идеологическая основа и идейная направленность одних и других издательств были взаимно противоположны[2].



Великая Октябрьская Социалистическая революция открыла новую эру в истории книги. Революция сделала книгу достоянием народа, в корне изменив все ее существо: смысл ее как литературного произведения, её художественно-полиграфическое оформление, её тиражи и принципы распространения. Появление нового для книжного рынка читателя потребовало от издательств выпуска литературы, призванной помочь широким массам овладеть основами культуры, найти свое место в хозяйственной жизни страны, в управлении государством.

В первые годы Советской власти все проводимые организационные и практические мероприятия в книжном деле свидетельствовали именно о комплексном, системном подходе к этим вопросам. Первым шагом стал декрет СНК о печати (27 октября 1917г.), который сыграл решающую роль в становлении советского книгоиздания: он передал в руки рабочекрестьянского правительства крупнейшие типографии и определил направление издательского дела. Именно на базе национализированных типографий развернули свою деятельность созданные до революции партийные издательства и издательские отделы. Располагая технической базой и опытными, хотя и немногочисленными кадрами редакционных работников, они послужили ядром новой издательской системы. Впервые в истории книгоиздание приобрело государственный характер.

Следующим шагом в области создания нового издательского дела был Декрет Советского правительства «О Государственном издательстве», принятый 11 января 1918 года. И уже к началу 1920-х гг. Госиздат превратился в мощную книгоиздательскую систему, контролирующую и регулирующую все издательское дело в стране[3].

В 1918 году было принято ещё 2 государственных документа: постановление СНК «Об организации полиграфического дела» (от 12 июля) , и декрет «О распределении печатной бумаги» (от 19 ноября). Так же была создана межведомственная комиссия, которая взяла под учет все типографии, полиграфическое оборудование, рабочую силу и определила объем издательской работы[4]. Деятельность этой комиссии была первой попыткой централизовать издательское и книгораспространительское дело в стране. В дальнейшем Госиздат успешно продолжил это начинание.

Основные итоги становления и развития книжного дела за первое десятилетие Советской власти можно сформулировать следующим образом[5]:

· последовательная экспроприация и передача в руки трудящегося народа всех основных средств книжного дела;

· национализация материальных и духовных богатств, накопленных предшествующим развитием культуры;

· организация системы советского книжного дела на принципах партийности, народности, научности, интернационализма.

 

2.2. Развитие книговедения

Исторически закономерным для 1920-х гг. было то, что практика книжного дела складывалась принципиально новая, а теория во много ещё оставалась традиционной, академической, стоящей в стороне от задач совершенствования путем познания и выявления закономерностей развития.

Лучшие из дореволюционных книговедов поставили свой опыт и талант на службу народа. Они работали в советских издательствах, библиотеках, библиографических и книготорговых организациях, преподавали в различных учебных заведениях, публиковали свои труды по различным проблемам книжного дела. В связи с этим начали интенсивно развиваться отдельные книговедческие дисциплины. Нерешенные вопросы практики требовали теоретического осмысления, а развертывание книжного дела, как основной части культурного строительства в целом предопределяло дифференциацию книговедческого знания.

 

В первую очередь особенно интенсивно формировалось советское библиотековедение. Определяющую методологическую роль здесь сыграли деятельность и труды Н.К.Крупской. Также впервые были представлены соображения относительно конструирования книжной торговли как книговедческой дисциплины. Особую роль в этом направлении сыграли работы М.И. Щелкунова. Свое продолжение эта дисциплина нашла в трудах советского библиографа Н.В. Здобнова уже под названием «Экономика книги». В 1929г. была опубликована первая в этой области книга «Проблемы экономики книги, в порядке постановки вопроса». Обоснование ещё одного уровня исследования книги и ещё одной книговедческой дисциплины – искусствоведения книги - связано с именем крупнейшего советского книговеда, профессора, члена АН СССР А.А.Сидорова. Первая его работа в этой области появилась в 1921г., основная мысль которой заключалась в утверждении органического единства всех структурных и содержательных элементов книжного издания[6].

В связи с быстрым развитием книговедческих дисциплин в стране возникает целый ряд научно-исследовательских институтов и учебных заведений, которые не просто занимались глубокой проработкой научных теорий, но и готовили будущих кадров для издательской и полиграфической деятельности. На основе борьбы за ленинский этап в науке и учета результатов многочисленных исследований, перед институтами и научно-исследовательскими центрами к началу 1930-х гг.ставились следующие задачи[7]:

· разработка вопросов методологии марксистско-ленинского книговедения и методологических предпосылок второй пятилетки печати;

· создание учебных программ и учебных пособий во всем вопросам книговедения;

· постановки всех книговедческих дисциплин на службу партии в деле интернационального воспитания;

· подготовка высоквалифицированных кадров, научных работников и педагогов, воспитанных в духе единства марксистско-ленинской теории и революционной практики.

Деятельность по подготовке кадров работников печати характеризовалась чисто практическим подходом к её проведению, поскольку в поле зрения были включены темы о пересмотре общей существующей системы профобразования работников печати с точки зрения соответствия её задачам реконструкции народного хозяйства и культуры в частности. В первую очередь, ставились вопросы о методологии учебных программ отдельных книговедческих дисциплин и методах их проведения, применительно к тому или иному учебному заведению или курсам, о методике составления специальных руководств – учебников для подготовки кадров печати.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.