Сделай Сам Свою Работу на 5

Детерминанты преступности





1) Понятие и виды детерминант

2) Понятие и классификация причин преступности

3) Обще социальные причины преступности

4) Социально-психологические причины преступности

5) Причины конкретного преступления

6) Механизм индивидуального преступного поведения

7) Роль потерпевшего в возникновении криминальной ситуации

Под детерминантами преступности понимаются явления общественной жизни, которые порождают, способствуют или обуславливают преступность, как негативное социально-правовое явление.

Выделяются следующие виды детерминант:

1) Причины преступности представляют собой негативные явления общественной жизни, которые порождают преступность, как свое закономерное следствие.

2) Условия преступности – негативные явления общественной жизни, которые создают благоприятные возможности либо для формирования причин преступности, либо для их реализации

3) Факторы преступности представляют собой определенные явления общественной жизни (не обязательно негативные), которые не порождают и не обуславливают преступность, однако отражают определенную зависимость между преступностью и целым рядом социально значимых явлений:



А) половозрастная структура населения

Б) уровень урбанизации населения

В) миграция

Г) уровень алкоголизации и наркотизации

Выделения вышеуказанных детерминант носит условный характер, поскольку в реальной действительности они существуют в тесной взаимосвязи и воплощаются в единую криминогенную ситуацию. Под криминогенной социальной ситуацией понимается многоуровневый и многозвенный комплекс негативных процессов, происходящих в обществе и выражающих сущность существующих общественных отношений. Криминогенная социальная ситуация способствует формированию в обществе различных криминальных конфликтов и моделей их разрешения преступным путем, которые через конкретные жизненные ситуации социальных групп или отдельных индивидуумов реализуется в конкретных преступлениях.

В отечественной криминологии существуют различные классификации причин преступности. Наибольшее значение имеет классификация причин преступности на уровнях жизни всего общества, отдельных макросоциальных групп (учащиеся, пенсионеры) и на уровне отдельной личности. Это обусловлено тем, что негативные явления общественной жизни, возникающие в обществе влекут за собой деформацию жизни отдельных макро групп, что влечет за собой формирование субъективной причины индивидуального преступного поведения – негативных, нравственно-психологических свойств личности.



Согласно данной классификации причины преступности подразделяются:

1) Обще социальные причины преступности, т.е. затрагивающие все общество в целом

2) Социально-психологические причины преступности – затрагивающие отдельные макросоциальные группы

3) Причины совершения преступления отдельными индивидами (личностные)

1 – связаны с социальными процессами, происходящими в обществе в целом, и отражающимися на уровне жизни отдельных макро групп . Деформации, возникающие в образе жизни этих групп, способны оказывать криминогенной воздействие на личность в след направлениях:

А) являться источником конфликтов

Б) вызывать отклонение от одобряемых обществом ценностей

В) ослабляет существующий позитивный социальный контроль

Г) затрудняет реализацию законных возможностей личности

2 – предлагает изучение малых социальных групп, в которых протекает жизнедеятельность преступника. Малые социальные группы могут быть:

А) той социально средой, в которой формируется личность преступника

Б) источником конфликтов, лежащих в основе многих преступлений

В) выступает в качестве формы социального контроля за поведением правонарушителя



3 - на личностном уровне особое внимание обращается на содержание нравственно-психологических качеств личности (прежде всего на мотивацию), которые при взаимодействии с проблемной ситуацией обуславливают преступное поведение личности.

Существуют также и иные классификации причин преступности:

1) По уровню субординации выделяются

А) причины преступности в целом

Б) причины отдельных групп преступлений

В) причины совершения отдельных преступлений

2) по содержанию:

А) действующие в сфере экономики

Б) в социальной сфере

В) в политической сфере

Г) в духовно-нравственной сфере

3) по природе происхождения:

А) объективные причины преступности

Б) субъективные причины преступности

В) объективно-субъективные причины преступности

4) с точки зрения исторического подхода:

А) всеобщие причины преступности (такие, которые присущи всем типам общества)

Б) общие причины преступности – характерны для всех государств на определенном этапе развития общества

В) специфические причины преступности, которые присущи отдельным видам общества и государства

5) с точки зрения детерминирующего воздействия выделяются 1 - главные причины и 2 – второстепенные

6) по источнику происхождения:

А) внутренние причины, обусловленные противоречиями, существующими в самом обществе

Б) внешние причины обусловлены влиянием на общества других государств

Обще социальные причины преступности.

Подавляющее большинство ученых считают, что в основе причин преступности на обще-социальном уровне лежат в первую очередь экономические явления, поскольку экономика в главном и основном обуславливает социальные, духовные и политические процессы общества.

Совокупность явлений общественной жизни, к которой исследователи относят к экономической сфере достаточно широка и включает в себя:

1) Экономическое неравенство между людьми, обусловленное определенным уровнем развития производительных сил в стране, которые ставят одну группу людей по сравнению с другой в худшее положение

2) Слабая социальная направленность экономической политики, при которой целые регионы, создавая огромный сырьевой и производственный потенциал, в тоже время остаются неразвитыми в социальном плане

Изменения, происшедшие в России в последние годы, позволяют говорить о том, что влияние экономических факторов на состояние преступности стало еще более очевидным. Обострения, сложившиеся в РФ в криминогенной ситуации, во многом связаны с просчетами, которые были допущены в процессе осуществления социально-экономической политики и в первую очередь созданием свободного, саморегулирующего рынка. Однако во всех крупных экономически развитых государствах государство принимает активное участие в регулировании существующих экономических отношениях. Наибольшее криминогенное значение для России имели следующие направления экономических реформ:

1) Либерализация цен

2) Бессистемная приватизация государственной и муниципальной собственности

3) Отказ государства от регулирования экономических отношений

4) Сокращение финансирования социальной сферы, что обусловлено спадом промышленного и с\х производства.

Социально-психологические причины преступности.

Социально-психологические причины преступности реализуются на уровне малых социальных групп, в которых протекают жизнедеятельность преступников. Это обусловлено тем, что человек в процессе жизнедеятельности является членом различных малых групп и соответственно выполняет в них различные социальные роли. В то же время каждые из этих малых социальных групп оказывает на него то или иное воздействие. В криминологии выделяют следующие малые социальные группы, которые могут оказать существенное воздействие на формирование личности лица, совершившего преступление. Первое по значимости место занимает семья. Это обусловлено следующими обстоятельствами:

1) Процесс первичной социализации личности происходит именно в семье, т.е. именно в семье у лица формируются социально-одобряемые стереотипы поведения и нравственные ценности, которые разделяются большинством членов общества

2) Жизнедеятельность личности в семье занимает довольно продолжительный период в его жизни

3) Институт семьи выполняет в обществе наиболее важные функции:

- воспроизводство человеческого рода

- связанные с участием человека в общественном производстве

- связанные с осуществлением бытовой деятельности и воспитанием детей

Влияние семьи на формирование личности может носить как позитивный, так и негативный характер. Негативное воздействие обусловлено следующими моментами:

1) Семья может выступать в качестве основы негативной социализации личности

2) Семья может выступать в качестве источника конфликтов, которые лежат в основе многих преступлений в семейно-бытовой сфере

Семейная десоциализация может быть связана либо с отрицательным влиянием семьи на личность в форме целенаправленного формирования у нее антиобщественных свойств или негативных стандартов поведения, либо в форме полной бесконтрольности со стороны семьи.

Отсутствие в современной семье факторов, обеспечивающих в прошлом воспитание детей с семейным укладом жизни, привело к заметному снижению антикриминогенной функции семьи, а именно:

1) Малочисленность семей

2) Активное участие женщин в общественном производстве, что влечет за собой сокращение продолжительности общения детей с матерью

3) Напряженная трудовая деятельность родителей, что по существу сводит на нет их воздействие на формирование личности подростка

Большое негативное влияние, как правило, оказывает на формирование несовершеннолетнего неполные семьи.

На втором месте по значимости находится школа. Это обусловлено тем, что дети проводят в ней значительную часть своей жизни, и она продолжает процесс социализации, начатый в семье. Школе также присущи определенные недостатки:

1) Организационного характера, к которым можно отнести: несовершенство учебных программ, слабую материальную базу, нехватку педагогических кадров, большую наполняемость ученических классов, неподготовленность к работе с трудными подростками

2) Недостатки, связанные с неправильным педагогическим подходам к учащимся.

3) Недостатки, которые обусловлены невысоким профессиональным уровнем некоторых педагогов и их неподготовленностью к работе с детьми

Довольно большое значение на формирование личности оказывают досуговые учреждения, которые имеют довольно большую привлекательность для подростков, что обуславливается добровольностью членства в них и учетом интересов и склонностей личности.

Также определенное влияние на формирование личности оказывают и трудовые коллективы.

Следует отметить, что основное негативное влияние из малых социальных групп на формирование личности оказывают уличные компании сверстников, куда последние попадают вследствие отсутствия необходимых социальных связей в семье, школе или досуговых учреждениях и посредством которых они пытаются реализовать неудовлетворенные потребности в общении.

Причины конкретного преступления.

Конкретное преступное поведение лица является результатом взаимодействия антиобщественных свойств личности и ситуации совершения преступления. Причиной преступного поведения лица выступают антиобщественные свойства личности и прежде всего криминальная мотивация.

Ситуация совершения преступления выступает в качестве условия индивидуального преступного поведения. Условия индивидуального преступного поведения включают в себя 2 группы обстоятельств:

1) Обстоятельства, которые формируют антиобщественные свойства личности, выступающие в качестве причины преступного поведения. К ним относятся: причины преступности в целом, которые, трансформируясь через образ жизни отдельных макро- и микрогрупп, негативно влияют на социализацию личности.

2) К ним относятся те обстоятельства, которые облегчают проявление причины индивидуального преступного поведения, т.е. непосредственно влияющие на поведение личности в тот или иной момент его жизни. Данные обстоятельства сливаются в конкретную жизненную ситуацию.

Влияние последней на преступное поведение заключается в следующем:

А) она объективно ставит личность перед необходимостью выбора определенного варианта поведения

Б) обуславливает содержание и форму избранного варианта поведения

Наибольшее воздействие на личность оказывает проблемная жизненная ситуация. Особо острая проблемная ситуация называется конфликтной ситуацией, т.е. когда между ее участниками существуют серьезные противоречия. Конфликтная ситуация может перерасти в конфликт, при котором происходит инцидент, т.е. столкновение участников конфликта. Однако конфликт может выполнять как деструктивную, так конструктивную функцию. Следует отдельно выделить так называемую фронтальную ситуацию, при которой существенное влияние на поведение личности оказывает та или иная малая социальная группа.

С точки зрения наличия криминогенных жизненных обстоятельств выделяются:

1) Криминогенная жизненная ситуация – объективно способствующая совершению преступления и включающая в себя провоцирующие моменты

2) Некриминогенная ситуация – включает в себя обстоятельства, которые нейтральны к совершенному преступлению либо препятствуют, либо исключают возможность его совершения. Проблемной данная ситуация является лишь в сознании личности преступника.

По источнику формирования выделяют также:

1) Криминогенная ситуация, связанная с личностью субъекта и его деятельностью.

2) Криминогенная ситуация, складывающаяся независимо от субъекта преступления, например, провоцирующее поведение потерпевшего

3) Криминогенная ситуация смешанного характера, которая возникает, как в результате действия лица, совершившего преступление, так и других обстоятельств, от него не зависящих.

Механизм индивидуального преступного поведения.

Механизм индивидуального преступного поведения представляет собой взаимосвязь между негативными свойствами личности и конкретной жизненной ситуацией детерминирующей в совершении преступления. В качестве основных элементов этого механизма можно выделить:

1) Психические процессы и состояния, происходящие в сознании личности (-причины)

2) Факторы внешней среды, которые выступают в качестве условий конкретного поведения (-условия)

Вышеуказанные моменты рассматриваются в данном случае в динамике, т.е. в развитии.

Изучение механизма преступного поведения позволяет увидеть «пружины» детерминации преступного поведения и установить способы взаимодействия между собой причин и условий в процессе совершения преступления.

Основными звеньями (этапами) механизма преступного поведения выступают:

1) Криминальная мотивация – данный этап характеризуется рождением мотивов преступного поведения, которые выполняют следующие функции:

А) отражательная функция – актуализирует те или иные потребности личности, возбуждая ее физическую и психическую энергию.

Б) побудительно-регулятивная функция – формирует решение лица совершить преступление, порождая волю преступника

2) планирование – характеризуется принятием решения совершить преступление, т.е. выбором определенного варианта поведения и планированием его реализации.

На данном этапе психические процессы, происходящие в сознании лица, могут приобрести криминальную направленность вследствие следующих обстоятельств:

А) Неверная оценка виновным сложившихся фактических обстоятельств

Б) Недостаточный учет существующих нормативных требований (незнание действующего законодательства, негативное или пренебрежительное отношение к существующим правовым нормам; наличие противоречий между правовыми нормами и правилами поведения, сложившимся в той или иной макро- или микрогруппе; противоречие между реалиями жизни и конкретными жизненными обстоятельствами и требованиями законодательства)

В) Искаженные ценностные ориентации жизни, которые противоречат правовым нормам

Г) Наличие дефектов самоконтроля

3) Исполнение задуманного и спланированного преступления, которое охватывает как совершение самого преступного деяния, так и наступление общественно-опасных последствий. Особый интерес на данном этапе представляет изменение конкретной жизненной ситуации, которые могут оказать влияние на психические процессы, происходящие в сознании преступника.

Изменения в конкретной жизненной ситуации могут следующим образом сказаться на поведении лица, совершившего преступления:

А) лицо может прервать преступную деятельность применительно к конкретному преступлению или окончательно

Б) виновный сможет изменить способ совершения преступления

В) лицо может совершить новое преступление

Г) виновный может укрепиться в своих антиобщественных установках и перейти от мысли совершить одно преступление к совершению их периодически

Роль потерпевшего в совершении преступлении.

Потерпевший является объектом изучения многих правовых наук.

В рамках криминологии потерпевший изучается:

1) Как жертва преступления, т.е. субъект, которому преступлением причинен реальный ущерб, независимо от признания его потерпевшим в рамках уголовного процесса

2) Как элемент механизма преступного поведения, т.е. конкретной жизненной ситуации, влияющей на поведение лица, совершившего преступление

В рамках криминологии данные вопросы изучаются виктимологией (наука о способности лица стать жертвой преступления).

Роль потерпевшего в механизме преступного поведения может быть:

1) Антикриминогенной, т.е. препятствующей совершению преступления

2) Нейтральной, т.е. не препятствующей и не провоцирующей

3) Криминогенной

Криминогенная роль потерпевшего может проявиться в следующем:

1) Потерпевший может породить у виновного мысль совершить преступление

2) Потерпевший может породить у конкретного лица решимость совершить преступление

3) Потерпевший облегчает наступление преступного результата

4) Потерпевший сам создает криминогенную обстановку, провоцирующую виновного на совершение преступления

Способность того или иного человека стать жертвой преступления может быть обусловлена:

1) Состоянием преступности на определенной территории

2) Определенными личностными особенностями потерпевших

- состояние психического или физического здоровья

- возрастные особенности

- родом занятий

- пол потерпевших

- характером поведения до и во время совершения преступления

С виктимологических позиций поведение потерпевшего может носить (для профилактических действий):

1) Провоцирующий характер

2) Поведение потерпевшего носит неосторожный характер

3) Поведение потерпевшего противодействует совершению преступления

4) Поведение потерпевшего не препятствует и не способствует совершению преступления

Исходя из вышеуказанных особенностей обуславливающих повышенную виктимность населения основными направлениями предупреждения преступности выступают:

1) Посредством повышения социально-правовой защищенности со стороны государства

2) Посредством уменьшения предрасположенности отдельных групп населения стать жертвой преступления

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.