Сделай Сам Свою Работу на 5

Криминология как наука. Изучение преступности. Детерминанты, причинность, основные концепции причин преступности и борьба с ней.





УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по дисциплине «Криминология»

вид дисциплины – дисциплина по выбору

специальность «Юриспруденция»

 

  Учебно-методический комплекс разработан:   Учебных часов по плану:
старшим преподавателем Всего 144, в том числе
Саляховым Р.А. лекций 42
  семинарских 30
  самостоятельная работа 66
  экзамен 5 семестр

Стерлитамак 2011


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

     
1. Цели и задачи освоения дисциплины………………………………………….......
2. Требования к уровню освоения дисциплины……………………………………...
3. Учебная программа дисциплины…………………………………………………..
4. Содержание курса……………………………………………………………………
5. Методические рекомендации преподавателю……………………………………..
6. Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов………...
7. Учебно-методические материалы………………………………………................
8. Словарь терминов и персоналий……………………………………………………
9. Формы текущего, промежуточного, рубежного и итогового контроля………….
10. Учебно-методическое обеспечение дисциплины………………………………....
11. Рабочая программа учебной дисциплины…………………………………………
   
   
   
   
   
   
   

 



ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Дисциплина «Криминология» входит в базовую часть профессионального цикла дисциплин ФГОС ВПО по направлению «Юриспруденция».

Дисциплина изучается на третьем курсе. Освоение дисциплины базируется на знаниях теории государства и права, и является необходимым условием для успешного овладения другими смежными юридическими дисциплинами (уголовным правом, уголовно-процессуальным правом, криминалистикой, уголовно-исполнительным правом, оперативно-розыскным правом и др.). Криминология тесно связана с социологией, философией, социальной психологией, психологией, экономикой, статистикой и другими науками. Для успешного восприятия криминологии по сравнению с другими науками и отраслями права, студентам необходимо изучить историю развития криминологии в России так и за рубежом.



В процессе освоения данной дисциплины студенты должны освоить понятие преступности, ее основные качественные и количественные характеристики; изучить: причины преступности, причины индивидуального преступного поведения, личность преступника, предупреждение преступности, основные концепции причин преступности и борьба с ней.

Студенты должны освоить криминологическую классификацию преступлений как по признакам, выступающим в качестве оснований для классифицикации таких как: организованную, профессиональную, рецедивную, несовершеннолетних, неосторожную, женскую преступность, так и по проиритетному значению, таких как экономическую, насильственную, экологическую, военнослужащих, и др. А так же изучить международное сотрудничество в борьбе с преступностью.

Знания, навыки и умения, полученные в ходе изучения дисциплины, должны всесторонне использоваться студентами:

- на всех этапах обучения в вузе: при изучении различных дисциплин учебного плана, выполнении домашних заданий, подготовке рефератов, выпускной работы;

- в ходе дальнейшего обучения в аспирантуре;

- в процессе последующей профессиональной деятельности при решении прикладных задач, требующих получения, обработки и анализа актуальной правовой информации.

- в соблюдения законности и становления их профессионализма.

Цельюосвоения дисциплины «Криминология» является умение сформировать и развить у студентов компетенции, знания, практические навыки и умения, способствующие:



– формированию и развитию нового мировоззрения, нравственности и убеждённости, основанных на общечеловеческих ценностях и российской действительности, высокого уровня правового, политического и нравственного сознания;

– в привитии студентам системы теоретических знаний, практических навыков и умений, минимально необходимых для профессионального выполнения своих дальнейших служебных обязанностей;

– укреплению законности и правопорядка.

Задачи дисциплины:

– освоение студентами знания о предмете криминологии и элементах, входящих в этот предмет;

– выработка системного подхода к анализу преступности в целом и ее отдельных видов (основных показателей преступности);

– формирование у студентов умения применять теоретические знания на практике (прогнозировать преступное поведение личности; раскрыть условия совершения тех или иных преступлений, объяснить их причины; теоретически и на практике осуществлять общую, специальную, непосредственную, индивидуальную, раннюю и виктимологическую профилактику).

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате освоения содержания дисциплины «Криминология» студент должен обладать:

общекультурными компетенциями:

– осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального самосознания;

– владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

– способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;

- имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону;

профессиональными компетенциями:

в правоприменительной деятельности:

– способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры;

В результате изучения Криминологии обучающийся должен:

Знать:

- понятие криминологии, его цели, задачи и практическое значение;

-закономерности преступности, основные детерминанты и причинности преступности, современные виды профилактики и методы борьбы с преступностью;

Уметь:

проводить анализ информации о преступности и других правонарушениях, оценку криминологической ситуации на определённой территории или объекте проведение прикладных криминологических исследовании;

организовать криминологические исследования, осуществлять прогнозирование и планирование и реализацию мер предупреждения преступлений.

Владеть:

· криминологической терминологией применительно к различным ситуациям в профессиональной юридической деятельности.

· криминологическими методами характеристики преступлений;

· криминологическими рекомендациями при расследовании конкретных преступлений, установлении причин, способствующих их совершению;

· криминологическими рекомендациями при расследовании конкретных преступлений, установлении причин, способствующих их совершению;

· методическими приемами освоения научных знаний и их реализации в процессе самостоятельной работы над литературными источниками и материалами практики.

по результатам изучение учебной дисциплины студенты должны обладать следующими качествами:

-развитым аналитическим мышлением.

-научным и гуманистическим мышлением.

-способностью к самоанализу и саморазвитию в своей профессиональной деятельности.

осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать достаточным уровнем профессионального правосознания; стремлением работать для общества

обладать способностью, добросовестно, исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста; гражданской ответственностью и требовательностью к соблюдению правил этического поведения;

владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановки цели и выбору путей ее достижения; способностью и готовностью к диалогу на основе ценностей гражданского демократического общества;

уметь логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь; умением принимать взвешенные решения, убеждать в целесообразности этих решений и воплощать решения в жизнь;

обладать культурой поведения, умением работать в коллективе, исполняя свои обязанности творчески и во взаимодействии с другими членами коллектива;

иметь нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относиться к праву и закону; способностью использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии;

стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства; способностью представлять результаты своей работы для других специалистов, отстаивать свои позиции в профессиональной среде, находить компромиссные и альтернативные решения;

уметь использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении профессиональных задач; реализовывать для различных образовательных аудиторий образовательные курсы и программы с использованием современных образовательных технологий;

уметь анализировать социально-значимые проблемы и процессы; умением структурировать проблемное пространство, оценивать и выбирать альтернативы в условиях демократического общества;

понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны; умением формировать базы знаний, оценивать их полноту и качество имеющихся знаний; обладать способностью осуществлять верификацию и структуризацию информации.

Обладать - умением осуществлять научно-исследовательскую и инновационную деятельность в целях получения нового знания; умением осуществлять научно-исследовательскую и инновационную деятельность в целях получения нового знания; умением и готовностью систематически применять эти знания для экспертной оценки реальных управленческих ситуаций;

Владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информации; работать с распределенными базами знаний в глобальных компьютерных сетях; готовностью применять инструментальные средства исследования для решения поставленных задач; способностью создавать новое знание, соотносить это знание с имеющимися отечественными и зарубежными исследованиями; способностью и готовностью использовать знание при осуществлении экспертных работ, в целях практического применения методов и теорий; владеть навыками самостоятельной, творческой работы; умением организовать свой труд; способностью порождать новые идеи, находить подходы к их реализации; умением использовать методы и средства познания, различные формы и методы обучения и самоконтроля, новые образовательные технологии, для своего интеллектуального развития и повышения культурного уровня; уметь критически оценивать информацию, переоценивать накопленный опыт и конструктивно принимать решение на основе анализа информации. Способностью критического анализа своих возможностей; быть готовым к принятию ответственности за свои решения, умением оценивать последствия решений.

 

Учебная программа дисциплины

 

Учебно-тематический план курса

«Криминология» (3 курс 5 семестр дневное отделение)

 

  Темы занятий Количество часов Форма контроля самостоятельной работы
Лекции Семинары Сам. раб.
1. Понятие, предмет, метод и система криминологии Проверка конспектов, доклады на семинаре и ответы на вопросы
2. История криминологии. Современные криминологические теории. Проверка конспектов, доклады на семинаре и ответы на вопросы
3. Преступность и ее основные характеристики. Проверка конспектов, доклады на семинаре и ответы на вопросы
4. Причины и условия преступности Проверка конспектов, доклады на семинаре и ответы на вопросы
5. Личность преступника как объект криминологического исследования. Структура, классификация и типология личности преступника. Проверка конспектов, доклады на семинаре и ответы на вопросы
6. Механизм индивидуального преступного поведения. Проверка конспектов, доклады на семинаре и ответы на вопросы
7. Криминологическое прогнозирование и планирование борьбы с преступностью Проверка конспектов, доклады на семинаре и ответы на вопросы
8.. Понятие и задачи предупреждения преступности и профилактики преступлений. Проверка конспектов, доклады на семинаре и ответы на вопросы
9. Криминологическая характеристика и предупреждение рецидивной и профессиональной преступности. Проверка конспектов, доклады на семинаре и ответы на вопросы
10. Криминологическая характеристика и предупреждение групповой и организованной преступности.   Проверка конспектов, ответы на вопросы
11. Криминологическая характеристика и предупреждение преступности несовершеннолетних и молодежи. Проверка конспектов, доклады на семинаре и ответы на вопросы
12. Криминологическая характеристика и предупреждение насильственной преступности Проверка конспектов, доклады на семинаре и ответы на вопросы
13. Криминологическая характеристика и предупреждение преступности в сфере экономики   Проверка конспектов, доклады на семинаре и ответы на вопросы
14. Криминологическая характеристика и предупреждение преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства.   Проверка конспектов, ответы на вопросы
15. Криминологическая характеристика и предупреждение преступлений, совершаемых по неосторожности Проверка конспектов, доклады на семинаре и ответы на вопросы
16. Криминологическая характеристика негативных социальных явлений, связанных с преступностью, и особенности их профилактики Проверка конспектов, доклады на семинаре и ответы на вопросы
17. Криминологическая характеристика и предупреждение женской преступности Проверка конспектов, доклады на семинаре и ответы на вопросы
18. Криминологическая характеристика и предупреждение преступности в области экологии Проверка конспектов, доклады на семинаре и ответы на вопросы
19. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью   Проверка конспектов, ответы на вопросы
Итого:

 

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

 

Раздел 1 Общая часть

Криминология как наука. Изучение преступности. Детерминанты, причинность, основные концепции причин преступности и борьба с ней.

Введение

Криминология изучает преступность, виды преступности, индивидуальное преступное поведение, преступления;, их причины, иные виды из взаимосвязей с разичными чвлениями и процессами: результативность принимавшихся мер по борьбе а преступностью. Преобладающим на настоящее время является взгляд на криминологию как на общетеоретическую науку о преступности, с выводами которой следует считаться не только специалистам «криминологического цикла» (уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного права, оперативно-розыскного права, криминалистики, криминальной психологии ит.д.) но так же специалистам и ученым смежных с юридическими дисциплинами – это в области социологии, философии, социальной психологии, психологии, статистики и в других науках.

Криминология изучает закономерности не только отдельных преступлений, хотя криминология буквально означает учение (logos) о преступлении (crimen), но и преступности в целом. Это самостоятельная социально-правовая наука о состоянии, динамике, причинах преступности, личности преступника, методах, причинах, путях и средствах ее предупреждения в обществе.

Объект науки криминологии – общественные отношения, связанные с преступностью и другими правонарушениями и решением задач по ее предупреждению и профилактике(комплекс экономических, социальных, педагогических, политических, нравственных и иных отношений в обществе)

Предмет же изучения криминологии составляют конкретные стороны, закономерности и законы развития определенных элементов указанного объекта, как предмет криминология подразделяется на две части.

В этой первой части мы будем рассматривать методы, общие черты и характеристика преступности, ее основные причины и условия, личность преступника, основы предупреждения преступности. В криминологии, в отличие от других дисциплин, применяются свои основные понятия и термины.

В связи с этим приводим глоссарий основных криминологических понятий и терминов

Глоссарий

основных криминологических понятий и терминов

Абсолютный рост (снижение) преступности - показатель динамики преступности, характеризующийся увеличением (снижением) объема преступности (т.е. абсолютного числа преступлений или лиц, их совершивших) за определенный период.

Автобиографический метод - вариант биографического метода. Основан на изучении свободно написанных или формализованных автобиографий, а также дневниковых записей с целью изучения личности преступника, выяснения условий ее формирования. Используется в процессе индивидуальной профилактики рецидива.

Анализ документов - метод исследования, при котором документы используются в качестве главного источника информации. Основан на изучении документов, предназначенных для передачи или хранения криминологической информации. Например, анализ уголовных дел о разбое.

Анкетирование - вид опроса, основанный на опосредованном взаимодействии опрашивающего и опрашиваемого, при котором последний самостоятельно заполняет бланк, содержащий перечень вопросов (анкету).

Аномия - концепция (Э. Дюркгейм, Р. Мертон), объясняющая, во–первых, нравственно–психологическое состояние (дезорганизацию) личности, которое возникает в результате дезориентации в условии либо конфликта личности с социальными (правовыми) нормами, либо при отсутствии таких норм или их «обвального игнорирования; вовторых нравственно–психологическое состояние (дезорганизация) общества.

Виды криминологического прогноза-1. По продолжительности периода упреждения: а) краткосрочный с периодом упреждения от 1 месяца до 1 года; б) среднесрочный с периодом упреждения от 1 года до 5 лет; в) долгосрочный с периодом упреждения от 5 до 15 лет. 2. По объекту прогнозирования: а) преступности; б) личности преступника; в) факторов преступности (например, криминогенных явлений в экономике); г) последствий преступности (например, числа жертв автотранспортных преступлений); д) мер борьбы с преступностью (например, прогноз изменения уголовного законодательства).

Виды латентной преступности - классификация латентной преступности с точки зрения причин латентности. Выделяются: 1) естественная или объективная латентная преступность, т.е. неполная регистрация преступлений в силу объективных причин (нежелание или неосведомленность потерпевших, ограниченные возможности раскрытия преступлений и др.); 2) искусственная или субъективная латентная преступность, т.е. сокрытая субъектами, ответственными за ее регистрацию.

Виктимогенная ситуация - сложившиеся по воле потерпевшего или независимо от него условия, благоприятствующие преступнику в его посягательстве на жертву, т. е. создающие опасность преступного причинения лицу имущественного или неимущественного вреда.

Виктимология - учение о жертве преступления, ее природе и роли в социальной и социально значимой ситуации.

Внутрисемейное преступление - преступление, совершаемое одним членом семьи, родственником, против другого ее члена, родственника. К числу В. п. обычно относят убийства (детоубийства), нанесение телесных повреждений, побои и некоторые др.

Генетическая теория преступности - биологическая концепция причин преступности, в которой рассматривается явление хромосомных нарушений, ведущих к криминализации личности.

Группа криминогенная - два или несколько лиц, объединенных общностью антисоциальных интересов, отличающихся поведением противоправной направленности, склонных к совершению преступлений или уже совершающих таковые.

Девиантное поведение - отклоняющееся (от правовых, нравственных норм) поведение. Основные виды Д. п. преступное, иное противоправное.

Дезадаптация - характерное для многих потенциальных и реальных правонарушителей (в частности, рецидивистов и бродяг) ослабление или полное отсутствие способностей приспосабливаться к условиям социальной среды.

Динамика преступности - качественный показатель, характеризующий изменение преступности (ее количественных характеристик, структуры) на протяжении определенного периода времени. Обозначает рост/снижение уровня преступности. О динамике преступности судят по абсолютному приросту, темпу роста и прироста преступности.

Индекс (коэффициент) преступной активности - показатель уровня преступности, характеризующийся числом лиц, совершивших преступления, выявленных в течение определенного периода на определенной территории в расчете на 100 тыс. человек активного населения (14-60 лет), проживающего на данной территории.

Интервью - вид опроса, характеризующийся непосредственным устным обращением опрашивающего (интервьюера) к опрашиваемому (интервьюируемому).

Классификация преступников - метод криминологического изучения лиц, совершивших преступления, представляющий собой их группировку по атрибутивным, т.е. неотъемлемым признакам этих лиц (пол, возраст, образование, профессия и др.).

Корреляционная зависимость - в криминологии обозначает существенную статистическую зависимость между двумя или несколькими явлениями (факторами). Теснота и характер (обратная или прямая) К. з. измеряются при помощи коэффициентов Спирмена (r(s)),Кендалла (f), Юла (Q) и др.

Криминализация личности - процесс наделения человека антисоциальными свойствами и качествами. В криминологии рассматривается в качестве содержания элементов механизма индивидуального преступления социальной микросреды и личности преступника, показывающих, под влиянием каких негативных факторов семьи, ближайшего окружения, неформальных групп общения формируются нравственно-психологические дефекты и социальные статусы преступника.

Криминальная обстановка - состояние преступности и эффективность мер борьбы с ней на определенной территории.

Криминогенная личность - более широкое понятие, чем понятие «личность преступника», отражает характеристику субъекта, редрасположенного к совершению преступления и его повторению.

Криминогенная семья - 1) семья, способствующая совершению преступления в силу оказания ею неблагоприятного влияния на развитие коголибо из ее членов либо существования в ней криминогенной ситуации; 2) одна из подсистем системы преступность, включающая в себя в качестве элементов внутрисемейные преступления, а также криминогенные факторы на уровне социального института семьи в целом, на уровне отдельных семей и на личностном уровне.

Криминогенная ситуация - совокупность таких объективных факторов или свойств физической и социальной среды, которые способствуют формированию противоправного поведения и криминальной мотивации у отдельных людей. К. с. может иметь различный характер, и в зависимости от этого в криминологии указываются ее виды: конфликтная, проблемная, разовая и длящаяся, толчковая.

Криминологии отрасли - относительно самостоятельные части (направления) науки криминологии: виктимология, криминофамилистика, криминопенология, экономическая криминология, политическая криминология и др.

Криминологическая (криминогенная) детерминация - один из тридцати двух видов социальной детерминации или обусловленности социальных явлений, из которых раскрыто менее трети. Систему К. д. составляют такие детерминанты, как: причины, условия, коррелянты. Причины это те явления (например, антисоциальная бытовая психология), которые как будто непосредственно порождают другие (например, «бытовые» преступления). Условия вторые после причин детерминанты, которые обеспечивают, во-первых, возникновение причин, а во-вторых их реализацию в следствие. Коррелянты такие факторы в массовидных системах, между которыми имеет место взаимозависимость, т.е. когда изменения в одной совокупности факторов вызывают соответствующие изменения в другой их совокупности. Такого рода более или менее полная синхронная взаимозависимость именуется корреляционной зависимостью.

Криминологическая профилактика - профилактика преступлений. Деятельность, направленная на устранение, ослабление, нейтрализацию криминогенных факторов, недопущение совершения преступлений лицами с явной противоправной направленностью, разъяснение гражданам их юридических прав, обязанностей, способов ограждения себя, своего имущества от преступных посягательств.

Криминологическое прогнозирование - научно обоснованное предсказание будущего состояния преступности, основанное на изучении ее закономерностей в предшествующий период. Прогноз может быть общим для всей преступности, видовым для определенного вида преступности, а также индивидуальным, т.е. по отношению к поведению конкретного правонарушителя.

Криминологияучение о преступлении. «Криминология» так назвал свой учебник по уголовному праву Р. Гарофало, один из сторонников уголовно–антропологического направления позитивистской школы, ученик Ч. Ломброзо.

Криминология клиническая - направление в криминологии, основанное на теории опасного состояния, связанное с исследованием биологических и психических свойств личности преступников, выяснением их роли в этиологии преступности и разработкой мер медико–психологической профилактики преступности.

Криминология радикальная (критическая или новая) - направление в зарубежной криминологии, представители которого, в частности, выступают за разоблачение существующих социальных условий и предопределяемого им образа жизни и отмежевание от криминологических учений, поддерживающих социальный строй.

Латентная преступность - преступность, не получившая по тем или иным причинам отражения в официальной уголовной статистике. Она может рассматриваться как часть фактической преступности лишь в широком (социально–правовом) ее значении.

Личность преступника - категория, традиционно выделяемая в криминологии, составляющий элемент ее предмета. В понятии Л. п. интегрируются социально значимые свойства лиц, совершивших преступления (подвергнутых уголовному наказанию, привлеченных к уголовной ответственности, освобожденных от таковой). Л. п. понятие, выражающее криминологическую формулу или модель изучения преступника и в целом лиц, совершивших преступления.

Метод(ология) криминологии - понятие, охватывающее систему приемов или способов криминологического познания прежде всего таких социальных явлений, как преступность и ее причины.

Наблюдение - метод сбора информации путем непосредственного восприятия и регистрации значимых, с точки зрения исследователя, явлений, процессов и событий. Например, статистическая регистрация преступности.

Общественная опасность личности преступника - одно из основных свойств личности преступника, проявляется в характере и тяжести совершенного преступления, а также в связанной с этим относительно большой готовности к их совершению.

Объем преступности - абсолютное количество преступлений, зарегистрированных на определенной территории за определенный период времени..

Организованная преступность - вид преступной деятельности, характеризующейся устойчивостью и управляемостью, осуществляемой на профессиональной основе, обладающей защитой от правового контроля, в том числе и с помощью коррупции.

Показатели преступности - цифровые величины, представляющие внешнюю или формальную сторону преступности. Показатели преступности именуются в литературе как количественно-качественные. К ним относятся: состояние, уровень, структура, динамика, характер.

Предупреждение индивидуальное - воздействие на криминогенные факторы и условия, способствующие совершению преступлений определенным лицом. В зависимости от стадии генезиса криминогенной личности выделяют следующие виды: 1) раннее предупреждение, 2) непосредственное предупреждение; 3) пенитенциарное предупреждение; 4) постпенитенциарное предупреждение.

Предупреждение преступности - современное направление в уголовной политике, состоящее из комплекса взаимосвязанных мероприятий, проводимых государственными и общественными органами для устранения причин, ее порождающих.

Преступность - в самом общем представлении, относительно массовое, социально правовое явление, представляющее собой совокупность всех преступлений и лиц, их совершивших, в определенном месте и за определенное время.

Преступность «беловоротничковая» - термин, введенный американским криминологом Э. Сазерлендом. Под П. б. понимается прежде всего нечистоплотный бизнес и махинации в мире деловых отношений, манипуляции с биржевыми бумагами, взяточничество в среде должностных лиц, хищения всех видов собственности и др.

Преступность групповая - категория преступлений, выделяемая в общей массе преступности по признаку соучастия как формы совершения преступления.

Преступность профессиональная - вид преступности, отличительным признаком которого является криминальный профессионализм (воровство, скупка краденого, мошенничество, наемное убийство и т.д.). Криминальный профессионализм проявляется в четырех основных признаках: 1) устойчивость преступного занятия, специализация; 2) наличие соответствующих познаний и навыков (квалификации); 3) преступное деяние источник средств существования; 4) связь субъекта с криминогенной средой.

Причина конкретного преступления - это сложный комплекс тесно взаимосвязанных личностных и внеличностных или объективных факторов, формирующий криминальную мотивацию и реализующийся в преступное деяние.

Причины преступности - факторы, которые обусловливают преступность. Социальны по происхождению и проявляются в форме противоречий в разных сферах жизнедеятельности.

Причинный комплекс преступности - понятие, охватывающее сложную совокупность факторов и связанных с ними противоречий, детерминирующих преступность, причин, как будто непосредственно порождающих преступность, и условий как частных явлений, которые способствуют причинам и создают возможность для их криминального разрешения.

Профилактический учет - система нормативных предписаний, регламентирующих установление специального надзора за лицами, от которых, судя по их поведению, можно ожидать совершения преступлений или антиобщественных поступков.

Рецидив криминологический фактический - понятие Р. к. ф. основывается всего лишь на факте (отсюда фактический) повторения или повторности совершения преступления. При этом не имеет значения, было ли данное лицо осуждено за предыдущее преступление, погашена (снята) не погашена его судимость и вообще привлекалось ли данное лицо к уголовной ответственности.

Система предупреждения преступности - представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, к которым относятся: объекты профилактики; ее основные уровни и формы; меры предупредительного воздействия; субъекты, осуществляющие эту работу.

Состояние преступности – количественно-качественная характеристика преступности в конкретно взятом государстве или регионе за конкретный период, определяющаяся следующими показателями: 1) числом совершенных преступлений и числом преступников, осужденных за их совершение; 2) числом зарегистрированных преступлений; 3) характером структуры преступности; 4) интенсивностью преступности; 5) уровнем или коэффициентом преступности; 6) наличием латентной преступности; 7) ущербом, причиненным преступлениями.

Социальная дезорганизация - одна из первых концепций, в которых преступность рассматривается как социальное явление. Ее основатель Э. Дюркгейм считал преступность явлением не только нормальным, но в некоторых случаях и полезным для общества. Социальная дезорганизация возникает вследствие противоречивости общепризнанных норм поведения, их недостаточности, что приводит к ослаблению общественной морали, разобщенности людей, их отчуждению и т.п. т.е. в конечном счете к аморализму и преступности. Подобное состояние дезорганизации людей Дюркгейм обозначил термином «аномия».

Социометрия - определенный набор методов исследования межличностных отношений, используемых при изучении малых групп в целях улучшения руководства ими.

Специально-криминологическое предупреждение преступлений -деятельность, которая специально направлена на устранение или нейтрализацию причин и условий преступности, конкретных преступлений.

Структура преступности - показатель, характеризующий долевое соотношение видов или групп преступлений в общей массе преступности. Доля тех или иных видов и групп преступлений (лиц) измеряется в процентах и именуется удельным весом в общем количестве преступлений, взятом за 100%.

Темп прироста (снижения) преступности (Тпр) - показатель динамики преступности, представляющий собой разность между темпом роста (в %) и 100%.

Темп роста преступности(Тр) показатель динамики преступности, на основе которого определяется, во сколько раз больше (меньше) или сколько процентов составляет то или иное значение объема (или уровня) преступности от аналогичного значения предыдущего или базисного периода.

Типология преступников - криминологическое учение о типизации лиц, совершивших преступления и собственно характеристика таких типов. При этом во внимание беру

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.