Сделай Сам Свою Работу на 5

Функциональная ассиметрия больших полушарий головного мозга в осуществлении речевой деятельности (по О.Л. Лехановой, 2008)

Левое полушарие Правое полушарие
· Воспроизведение вербальных образов · Различение, выделение фонем и слов · Накопление активной лексики (существительные, прилагательные и глаголы), абстрактного словаря · Восприятие прямого значения слов · Понимание инвертированных высказываний, тонких отношений · Передача полного вербального содержания · Перекодировка первичной семантической записи · Выбор синтаксических схем и предикатов · Лексическое и грамматическое оформление · Декодирование языковых знаков · Воспроизведение наглядных образов · Различение интонации и тембра голоса · Накопление клишированной стереотипной лексики, пассивного словаря · Восприятие переносного значения, идиоматических выражений · Понимание с использованием обобщённого принципа синтаксирования · Передача целостного смысла, ключевых слов · Реализация этапа мотивации · Формирования первичной семантической записи на коде УПК · Контроль процесса кодировки, сличение полученных результатов с исходным замыслом и реальным контекстом · Активный поиск целостного смысла · Предвосхищение (вероятностный прогноз) · Понимание переносного значения, клише и т.п. · Анализ использованных невербальных средств

 

В настоящее время существует две концепции функциональной асимметрии в онтогенезе: эквипотенциальности полушарий и прогрессивной латерализации. Первая предполагает изначальное равенство полушарий в отношении всех функций, в том числе – речевой. В ее пользу говорят данные о высокой пластичности мозга ребенка и взаимозаменяемости симметричных отделов мозга на ранних этапах развития. По данным Э.Г. Симерницкой, у детей нарушения речевых процессов проявляются менее отчетливо, чем у взрослых и в наибольшей степени – в вербально – мнестических процессах. В ходе речевого онтогенеза роль левого полушария постепенно возрастает. В то же время поражение правого полушария у детей вызывает более грубые по сравнению со взрослыми пространственные нарушения. Вследствие пластичности детского мозга симптомы поражения полушарий проявляются только при быстро развивающихся патологических процессах или непосредственно после мозговых поражений. Согласно второй концепции, специализация полушарий существует уже с момента рождения. У праворуких людей она проявляется, как предполагают, в виде генетически запрограммированной способности нервного субстрата левого полушария обнаруживать способность к развитию речевой функции и определять деятельность ведущей руки. Так, у новорожденных сильвиева борозда слева существенно больше, чем справа [Симерницкая Э.В., 1985; Равич-Щербо И. В. с соавт., 2000; Безруких М.М., 2004 и др.].



Не менее значимой является проблема межполушарного взаимодействия, обеспечиваемого мозолистым телом и другими комиссурами головного мозга (в детском возрасте ведущую роль в обеспечении взаимодействия полушарий выполняет не мозолистое тело, а экстракаллозальные комиссуры) [Симерницкая Э.В., 1985].

Имеется незначительное количество исследований, посвященных особенностям межполушарных отношений у детей с речевой патологией [Вятлева О.А., Пучинская Л.М., Сунгурова Т.А., 1991 и др.].

Данные электроэнцефалографии (ЭЭГ) позволяют наглядно представить различия в протекании электрических процессов как между полушариями мозга в целом, так и между их отдельными структурами. Обычно сравнение проводится по альфа – ритмической активности. В норме суммарная мощность альфа – ритмов в ПП несколько превышает таковую в ЛП. Соотнесение этих мощностей позволяет получить коэффициент асимметрии, несколько больше 1 [Лохов М.И., Фесенко Ю.А., Рубин М.Ю.,2003].

С точки зрения Вятлевой О.А., Пучинской Л.М., Сунгуровой Т.А., к шести – семи годам в основном завершается развитие кортикальных функций и становится устойчивым альфа - ритм электроэнцефалограммы. Появление к 6 – 7 – летнему возрасту асимметрии электрической активности полушарий, на взгляд авторов, отражает нормальное созревание функций мозга ребенка и совпадает с появлением психологической готовности к школьному обучению. Сопоставление данных комплексного обследования здоровых детей и детей с общим недоразвитием речи показало, что формирование электрической активности мозга, реакции ЭЭГ сенсомоторной области на движение кисти, тактильное опознание в этих группах детей происходит по – разному. Задержка развития ассоциативных и речевых зон коры отмечается как у здоровых детей при неполной латерализации функций, так и практически у всех детей с ОНР 6 – 7 лет, когда в норме их созревание уже завершено. Для ЭЭГ детей с ОНР характерна общая незрелость соответствующая более младшему возрасту, вероятно, свидетельствующая о незавершенности развития коры головного мозга. [Вятлева О.А., Пучинская Л.М., Сунгурова Т.А., 1991].

Еще один важный аспект проблемы – тип латерального профиля и его влияние на речевое развитие. Исследования П. Милнера позволили получить количественные данные о распределении речевых функций между полушариями у левшей и правшей. У 95 % праворуких, не имевших ранних повреждений мозга, речь контролируется преимущественно ЛП, у 5 % - ПП. Только у 15 % левшей речь контролировалась ПП, у 70 % - ЛП, у 15% отмечался двусторонний контроль речи [Цит по: Безруких М.М., 2004].

В последние годы установлено значительное число парциальных левшей (по данным В.Л.Деглина, Т.А.Доброхотовой, Н.Н.Брагиной, Э.Г.Симерницкой - от 30 до 50% и более). Высказывается предположение, что «чистые» правши составляют немногим более 40% [цит. по: Шохор – Троцкая М.К., 2001].

Чаще всего говоря о левшестве имеют в виду леворукость. Рукость – не единственный вариант асимметрии двигательной активности левой и правой половины человеческого тела и органов чувств. Асимметрия рук, как правило, сочетается с другими видами асимметрии: ног, лица и тела, зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса.

Известно, что в популяции преобладают люди с более развитой правой рукой. По данным А. Л. Сиротюк в России леворуких в среднем 4-7%, а в США – 13% [Сиротюк А.Л., 2000]. По данным нейрофизиолога А. А. Айрапетянц в 1987 году было выявлено 13,3% леворуких мальчиков и 10% леворуких девочек среди школьников 7-9 лет, в 14 лет их уже было 4,4% среди мальчиков и 4,1 % - среди девочек. М. М. Безруких отмечает, что число леворуких детей в начальной школе составляет 15-23% [Безруких М.М., 2004]. По аналитическим данным Т. А. Доброхотовой и Н. Н. Брагиной, левши составляют 5-6% населения при разбросе статистики от 1% до 30 [Дубровина И.В. и соавт., 1999].

Таким образом, количество леворуких по данным разных исследователей значительно различается и варьирует от 5% до 50%. В основе этого явления лежит проблема скрытого и парциального левшества, амбидекстрии (обоерукость) и амбилатеральности, а также переучивания левшей в детстве [Макарьев И., 1995].

Г. Н. Голоухова и Ю. А. Иорданова обращают внимание на отсутствие описания степеней выраженности леворукости. Т.А. Доброхотовой и А.Г. Федорук в 1985 г. были разработаны лишь семь степеней градации положительных величин коэффициента праворукости (КПР) [Голоухова Г.Н., Иорданова Ю.А., 2000].

В первые месяцы жизни ребенка не удается установить превалирования функций той или другой руки. На ранних стадиях развития ребенка обе руки действуют вместе, и только к восемнадцатимесячному возрасту одна рука становится более пассивной по сравнению с другой рукой. А.Л. Сиротюк уточняет, что праворукость и леворукость формируются к 4-м годам, а до этого возраста предпочтение руки может быть неустойчивым. Обычно в младшем дошкольном возрасте педагоги и родители обращают внимание на то, какая рука у ребенка ведущая тогда, когда он начинает больше рисовать, учиться писать, т.е. начинает более активно манипулировать в своей деятельности одной из рук (обычно в 4-5 лет). Исключения составляют семьи с наследственной леворукостью [Сиротюк А.Л., 2000]. По мнению М.М. Безруких с 16 недель до двух лет происходят волнообразные изменения рукости, а с двух до 4 – 5 лет руки практически равноценны и одинаково активны. Степень рукости нарастает по крайней мере до 10 лет, происходит совершенствование координации движений, требующих участия обеих рук.

Наблюдения за деятельностью ребенка показывают, что большая часть действий требует участия обеих рук, но каждая из них выполняет свою специализированную функцию. Ребенок шнурует ботинки или собирает конструктор – ведущая рука осуществляет активное движение, а другая удерживает предмет. Поэтому переучивание левши - не только вмешательство в сложнейший процесс формирования сложных координационных движений, которое может привести к неуклюжести и неловкости ребенка, но и в процесс специализации полушарий, что в будущем может оказать влияние на познавательные способности ребенка [Безруких М.М., 2004].

М. М. Безруких, А. Л. Сиротюк выделили наиболее характерные функциональные особенности леворуких детей:

1. Сниженная способность зрительно-двигательных координаций.

2. Недостатки пространственного восприятия и зрительной памяти, трудности при анализе пространственных соотношений.

3. Особая стратегия переработки информации, аналитический стиль познания: для левшей характерна поэлементная работа с материалом, что объясняет их медлительность.

4. Слабость внимания, трудности переключения и концентрации.

5. Речевые нарушения: ошибки звукобуквенного анализа [Сиротюк А.Л.,2000; Безруких М.М., 2004].

Асимметрия глаз отмечена более чем у 90 % людей, причем правый глаз является ведущим у 60 % людей, а левый у - 30 %. Несмотря на то, что у большинства людей бинокулярное (парное) зрение, «картинка» образуется не путем сложения виденного каждым глазом. Правый и левый глаз человека имеют разное поле, определяющее пространственное видение. Доказано, что существует превалирование функций ведущего глаза, который первым устанавливается на точке фиксации и как бы управляет установкой неведущего. Люди лучше узнают лица, различают цвета, предъявляемые в левое поле зрения, но слова и цифры – если они предъявляются в правое поле зрения. Но эти различия отчетливо выражены у правшей и менее четки у левшей. Нет единого мнения и о взаимосвязи леворукости и левоглазости. По мнению Г.А. Литинского среди левшей чаще встречаются люди, не имеющие ведущего глаза.

Асимметрия слуха и восприятия речевой и неречевой информации также существует, причем преобладают люди, у которых отмечается преимущество правого уха. Оно более восприимчиво к речи, восприятию мысли, тогда как левое – к восприятию неречевых, эмоционально окрашенных звуков. Острота слуха также различна справа и слева, и слова, произносимые в правое ухо, воспринимаются как более громкие. Доминирование правого уха, обнаруженное более чем у 90 % правшей, отмечается лишь у половины левшей, у остальных левшей возможны варианты.

В процессе индивидуального развития ребенка формируется свой тип сочетаний моторной и сенсорной асимметрии. Для праворуких более характерна правосторонняя двигательная и чувствительная асимметрия. У левшей соотношение асимметрий не выражено столь четко, но пока это не объяснимо [Безруких М.М., 2004].

В настоящее время исследования типов, или профилей, латеральной организации парных органов находятся в начальной стадии и по этой причине внутрииндивидуальная устойчивость функциональных асимметрий и профилей латеральной организации (ПЛО) мозга изучены мало. Имеются сведения, что функциональные асимметрии парных органов достаточно пластичны, и профиль латеральной организации при повторных тестированиях или при изменении условий регистрации может изменяться [Шохор – Троцкая М.К., 2001].

К настоящему времени имеется недостаточно исследований, посвященных особенностям речевого развития детей с различным типом латерального профиля, преимущественно младшего школьного возраста [Вартапетова Г.М., 2002; Безруких М.М., 2004 и др.].

К настоящему времени создана следующая типология леворуких детей:

- леворукие дети, у которых центр речи в левом полушарии;

- леворукие дети, у которых центр речи в правом полушарии;

леворукие дети, у которых центр речи в обоих полушариях [Шохор – Троцкая М.К., 2001; Безруких М.М., 2004].

М. К. Шохор-Троцкая (Бурлакова) проконсультировав в течение 10 лет 54 ребенка в возрасте от 2,5 до 10 лет с различными речевыми нарушениями, в 46 случаях выявила признаки левшества у одного или обоих родителей. У трех детей отмечалась алалия, у 8 – дислалия и заикание, у 7 – выраженная дислалия, у 7 – легкая степень дислалии, у 12 – заикание, у 5 – задержка речевого развития. Выявленные данные, по мнению ученого, требуют тщательного исследования, так как «…практическая логопедия игнорирует вопрос левшества при алалии, выраженной дислалии, аграфии, алексии, задержке речевого развития…» [Шохор – Троцкая М.К., 2001,с. 31]. По мнению автора одним из основных факторов задержки речевого развития детей раннего и дошкольного возраста является жесткое переучивание ребенка-левши с левой руки на правую, поскольку иннервация руки тесно связана с иннервацией органов речевого аппарата, с обучением произвольным движениям и действиям.

Г.М. Вартапетова выделила среди учащихся начальных классов, посещающих занятия на школьном логопедическом пункте 4 типологические группы детей: чистые правши, праворукие, амбидекстры, леворукие.

У «чистых правшей» недоразвитие устной речи обусловлено задержкой становления речепорождающих механизмов, связанных с работой структур левой лобной доли: операций программирования связного высказывания, линейной схемы предложения и его грамматического структурирования, программирования звуковой структуры слова. Для устной речи детей характерны следующие несовершенства:

§ сужение частей текста, нарушение причинно – следственных отношений, отсутствие лексико-грамматической связи предложений, замена содержательных высказываний стереотипными, использование преимущественно простых предложений из 2 – 4 слов в форме прямого залога, смещение глагола к концу фраз;

§ преобладание существительных, недостаточное использование наречий, прилагательных, местоимений и предлогов;

§ персеверации отдельных лексических единиц;

§ ошибки на речевой анализ;

§ нарушения артикуляционной моторики и фонематического слуха.

Дисграфия в этой группе имеет наименее выраженный характер.

При изучении состояния невербальных функций выявлено, что дети этой группы характеризуются прежде всего слабым развитием функций, связанных со структурами левой лобной доли: сукцессивных операций, логического мышления. Выявлена недостаточность деятельности структур I блока, что проявляется в истощаемости детей во время деятельности.

Характер нарушений устной речи у учащихся латерального фенотипа «праворукие» указывает на:

§ недоразвитие операций программирования высказываний (использование коротких простых предложений, упрощение грамматических конструкций, персеверации при выборе слов и грамматических форм, пропуск знаменательных слов);

§ незначительные трудности вербализации пространственных отношений (замены предлогов, неточное использование глаголов с приставками, наречий, обозначающих пространственные понятия, слабое понимание сравнительных конструкций);

§ несформированность семантических полей (парафазии по семантической близости, снижение доли существительных и увеличение доли местоимений).

В процессе изучения речи установлена связь между недоразвитием артикуляционных движений и недоразвитием фонематического слуха. Дети этой группы допускают самое большое количество ошибок на письме.

При проведении нейропсихологического обследования у всех детей этой группы выявлен дефицит функций, связанных с лобными структурами: слабая избирательность зрительного восприятия, недостаточная произвольность внимания и деятельности, недостатки последовательной отработки речевого материала, недоразвитие логического мышления. Также отмечена недостаточная сформированность пространственного восприятия, проявившаяся в недостатке вербализации пространственных отношений. Недоразвитие указанных функций носит вторичный характер и обусловлено нарушением деятельности структур первого функционального блока.

Нарушения устной речи у детей – амбидекстров имеют выраженный характер и указывают на системную задержку в развитии речевой функции:

§ нарушения строения артикуляционного аппарата (прогнатия, макроглоссия) и расстройства артикуляционной моторики (оральные синкинезии, нарушение тонуса мышц языка, губ, тремор языка);

§ нарушения произношения от 2 до 5 звуков;

§ недостаточность лексического состава речи (преимущественное использование существительных и глаголов, незначительное число местоименных наречий, непроизводных союзов, парафазии по семантическому сходству);

§ морфологический аграмматизм (неадекватное использование суффиксов в атрибутивных словосочетаниях, применение окказиональных морфем в форме родительного падежа существительных множественного числа, смешение словообразовательных аффиксов: рас - по (растаял – потаял), по – за (попали – запали); нарушение согласования существительных с глаголами в роде, числе);

§ структурный аграмматизм (пропуск знаменательных слов, неверное определение позиции слова в предложении, персеверации в использовании грамматических и лексических форм, ошибки в использовании грамматических структур с обратным залогом слов, пропуски знаменательных слов).

Дисграфия среди детей этой группы имеет значительную выраженность.

Изучение невербальных функций выявило:

§ нарушение деятельности первого блока (нарушение тонуса мышц кисти руки, синкинезии);

§ несформированность функций и операций, связанных со структурами левой лобной доли (низкий уровень произвольной деятельности, инертность перехода к следующему заданию, недоразвитие сукцессивных функций, низкий уровень вербально – логического мышления);

§ дефицитарность функций и операций, обусловленных деятельностью задних отделов левого полушария (восприятие и передача лево-правых ориентировок, вербализации пространственных отношений);

§ недостаточное развитие базисных функций, связанных с правым полушарием (восприятие, оценка и воспроизведение ритма, интонационно – мелодические характеристики речи, непроизвольное внимание, лицевой гнозис, целостное восприятие, наглядно – образное мышление);

§ несформированность межполушарного взаимодействия.

Недоразвитие устной речи детей – левшей проявляется в незначительной степени:

§ легкие нарушения артикуляционной моторики;

§ несформированность фонематического анализа и слухоречевой памяти;

§ трудности при воспроизведении грамматических конструкций, выражающих пространственные понятия, в употреблении глаголов с приставками;

§ замены по семантическому сходству, неверное использование формы глагола. Указанные недостатки явились следствием недоразвития пространственного восприятия, симультанного пространственного синтеза и речеслуховой памяти;

§ трудности выполнения заданий на верификацию предложений, воссоздание адекватной структуры предложения, что указывает на недоразвитие операций программирования на уровне предложения. Отмечена тенденция к составлению длинных предложений и одновременно трудности в выборе лексических и грамматических средств.

На письме дети допустили ошибок меньше, чем амбидекстры и праворукие [Вартапетова Г.М., 2002].

Таким образом, в организации психической деятельности ребенка принимают участие оба полушария мозга. У детей в зависимости от типа латерального профиля речевые нарушения будут проявляться по – разному. При разработке методики диагностики и коррекции нарушений развития у детей с речевой патологией и успешной подготовке их к школьному обучению необходимо учитывать тип латерального профиля.



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.