Сделай Сам Свою Работу на 5

Научно- теоретические основы логопсихологии





Научно-Теоретические основы логопсихологии

Предмет и задачи детской логопсихологии

Научно-теоретические основы логопсихологии

Нейропсихологические основы логопсихологии

Психолингвистические основы логопсихологии

Исторический аспект развития детской логопсихологии

 

Предмет и задачи детской логопсихологии.

Логопсихология – это отрасль специальной психологии, изучающая психические особенности лиц, имеющих речевые нарушения.

Детская логопсихология, как часть логопсихологии, изучает психические особенности детей, имеющих речевые нарушения.

Объект детской логопсихологии – это закономерности и механизмы развития и функционирования психики детей при нарушении речи.

Предмет детской логопсихологии – своеобразие психического развития детей с различными формами речевой патологии. Под особенностями психического развития детей с нарушениями речи целесообразно выделять качественное своеобразие общения, особенности личности, эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности.

Задачи детской логопсихологии:

- изучение специфики психического развития детей при речевых нарушениях;



- изучение особенностей личностного и социального развития детей с речевой патологией;

- исследование динамики спонтанного и целенаправленного развития детей с речевой патологией;

- выявление специфики взаимовлияния речевых и психических нарушений у детей с речевой патологией;

- определение прогноза развития детей с нарушениями речи и эффективных средств воспитания и образования;

- разработка методов психологической коррекции и профилактики отклонений в психическом развитии детей с речевыми нарушениями.

О.Н. Усанова (1990) в зависимости от содержания и научно-практической направленности разделяет задачи специальной психологии на несколько групп. Применимо к детской логопсихологии они могут быть сформулированы следующим образом:

1. Общенаучные теоретические задачи: раскрытие общих и специфических закономерностей развития и проявления психики детей с нарушениями речи в сравнении с нормально развивающимися сверстниками; установление зависимости развития и проявлений психики от характера, механизмов и степени речевого нарушения.



2. Конкретно-научные теоретические задачи: изучение нарушений формирования и развития конкретных форм психической деятельности и её психических процессов у детей с различными вариантами нарушений речи.

3. Теоретико-практические задачи: выявление путей компенсации речевой патологии и отклонений в развитии психики и психических процессов детей данной группы.

4. Научно- методические задачи: разработка научных основ методов и средств обучения детей с нарушениями речи, обоснование конкретных путей их обучения.

Детская логопсихология тесно связана с рядом наук: с общей, социальной, возрастной, педагогической и специальной психологией; нейропсихологией, психолингвистикой, логопедией.

Отрасли психологии (общая, социальная, возрастная, педагогическая) позволяют логопсихологии более точно и правильно понять сущность психики, личности и группы и, опираясь на эти знания, добиваться наиболее эффективного изучения особенностей психики детей с нарушениями речи.

Нейропсихология, в том числе детская, даёт возможность понять особенности мозговых механизмов высших психических функций (ВПФ), влияние на протекание локальных поражений мозга и зависимость проявлений нарушений ВПФ от возраста. Имеющиеся в нейропсихологии сведения позволяют более точно строить прогноз психического развития детей с речевой патологией, определять степень повреждения мозговых структур в зависимости от вида речевого нарушения. Важное значение для логопсихологии представляют знания медицинских наук: педиатрии, невропатологии и др. Имеющиеся в данных науках сведения позволяют более точно понять структуру нарушения психики при патологии речи, правильно решать вопросы психодиагностики и дифференцированного психокоррекционного воздействия при устранении различных форм речевых нарушений.



Психолингвистика, раскрывая вопросы онтогенеза речевой функции и своеобразия протекания процессов речевосприятия и речепорождения в целом, позволяет выделить специфику усвоения системы языка, своеобразие взаимоотношения языка и сознания, мышления и речи, особенности продуцирования и понимания речи детьми с различными речевыми нарушениями.

Логопсихология тесно связана с педагогическими науками: общей, возрастной и специальной педагогикой, логопедией. Наиболее тесно связана логопсихология с логопедией. Связь эта взаимна. Знание логопсихологии помогает логопеду видеть не только само речевое расстройство, но и правильно понимать взаимосвязь речевых нарушений у детей с особенностями их психического развития в целом (Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова, 2002). Логопедия, в свою очередь, содержит важные для логопсихологии сведения об этиопатогенезе, клинике, структуре и классификации речевых нарушений, позволят определить характер влияния речевых расстройств на формирование личности, психическое развитие, поведение и деятельность детей с нарушениями речи.

Взаимосвязь дошкольной логопсихологии с другими науками проявляется и в виде использования общего категориального аппарата. Важнейшие категории логопсихологии совпадают с категориями общей, возрастной и специальной психологии, нейропсихологии, логопедии.

Общими для общей психологии и логопсихология являются следующие категории: личность, задатки, способности, темперамент,характер; интеллект, мышление; деятельность, поведение, восприятие, ощущение, представления; память; внимание; эмоции, чувства, аффекты.

Часть своих категорий логопсихология берет из арсенала возрастной психологии. Это такие категории, как психическое развитие, социальная ситуация развития ребенка,ведущая деятельность, психологическое новообразование, зона ближайшего развития.

Значительное число категорий логопсихологиязаимствует изспециальнойпсихологии:дизонтогенез, психологические параметры дизонтогенеза, классификация психического дизонтогенеза; «дефект», «структура дефекта» (Л.С. Выготский, 2001). Логопсихология широко использует категории нейропсихологии (агнозия, апраксия, афазия) и логопедии (фонетико-фонематическое недоразвитие речи, общее недоразвитие речи).

Научно- теоретические основы логопсихологии

Логопсихология опирается на выдвинутый отечественными физиологами (И.М. Сеченовым, И.П. Павловым, П.К. Анохиным), психологами (Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, А.В. Запорожцем и др.), нейропсихологами (А.Р. Лурия, Л.С. Цветковой и др.). Ими выдвинут принцип взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития, утверждающий ее ведущую роль в опосредовании психических процессов.

Большое значение для логопсихологии имеет учение И.П. Павлова о двух сигнальных системах; учение П.К. Анохина о функциональных ситемах организма; учение А.Р.Лурия о функциональной организации деятельности человеческого мозга, также учение Л.С. Выготского о сложной структуре дефекта, об общих и специфических закономерностях развития детей с нормальным и нарушенным психическим развитием, о зоне актуального и ближайшего развития, о связи речи и мышления. Важным в данных исследованиях для логопсихологии является понимание системной организации психических процессов.

В соответствии с терминологией И.П. Павлова, выделяют первую и вторую сигнальную системы, которые обеспечивают функционирование психической деятельности человека. Анатомической основой сигнальных систем являются полушария головного мозга Сигнальные системы – это механизмы ориентировки живого существа на определенные признаки окружающей среды. Благодаря функционированию этих механизмов, мозг получает сигналы из окружающего мира, позволяющие активно регулировать поведение индивида или особи.

Первая сигнальная система - это механизм ориентировки и регуляции поведения живых существ в окружающем мире, при котором свойства среды воспринимаются мозгом в виде сенсорных сигналов, т.е. ощущений цвета, звука, запаха и пр.

Вторая сигнальная система - это механизм ориентировки и регуляции поведения живых существ в окружающем мире, при котором свойства среды воспринимаются мозгом в виде сигналов, представленных в знаковой системе языка. Система вербальных сигналов специфична для человека и не обнаруживается у животных. Именно она лежит в основе волевой деятельности, обеспечивающей регуляцию сложных опосредованных форм поведения и социального взаимодействия. Благодаря ей человек может отображать мир в обобщенной (понятийной) форме и выступать активным участником речевого общения. Вторая сигнальная система возникает в ходе культурно-исторического развития человека как «чрезвычайная прибавка», определяющая новый принцип работы центральной нервной системы, взаимодействующая с первой сигнальной ситемой и образующая ,совметсно с ней, качественно новое целое.

Теория функциональных систем, разработанная П.К. Анохиным представляет концепцию нервно-психической организации жизнедеятельности целостного организма, активно и целенаправленно взаимодействующего со средой. В ее основе лежит представление о функции, как процессе последовательного достижения организмом приспособительного результата, повышающего его эффективность в конкретных условиях существования.

Согласно теории функциональных систем, в основе поведения, как активного взаимодействия организма со средой, лежат качественно специфические системные процессы (процессы организации нейронных образований в систему). Отношения организма со средой носят циклический, целесообразный и целенаправленный характер. При этом поведение направляется опережающим отражением действительности.

Начало двигательной активности организма означает реализацию действия под определяющим влиянием цели, нейрофизиологическим воплощением которой служит акцептор результатов действия. В свою очередь, достигнутые результаты сличаются с акцептором. После чего начинается следующий цикл активного взаимодействия организма со средой. В интервале между «стимулом» и и началом «реакции» выделяются процессы сличения параметров стимула с акцептором результатов предыдущего действия и афферентный синтез, на базе которого принимается решение - выбор цели и программы действия.

В теории функциональной системы П.К. Анохина, афферентный синтез определен как синтез сенсорного материала, запечатленного в памяти, мотивации, информации о среде и пускового стимула принятия решения. В данном случае память трактуется как совокупность взаимосвязанных функциональных систем различных уровней иерархии, сформированных в ходе эволюции и в индивидуальном жизненном опыте, а мотивация – как конкретизация одной из потребностей организма.

При афферентном синтезе, благодаря мотивации, актуализируются все системы, деятельность которых когда-либо приводила к удовлетворению данной потребности. Информация о среде помогает сориентироваться в конкретной ситуации. Окончательное решение осуществляется в момент, когда какое-либо событие – пусковой стимул - указывает на предпочтительность одной из систем, уже выбранных под влиянием мотивации обстановки (П.К. Анохин).

Поскольку иерархическая организация систем в памяти отражает эволюционную и индивидуальную историю отношений организма со средой, имеется соответствующая иерархия афферентных синтезов. Афферентный синтез интегрирует различные уровни мозговой деятельности нервной системы в целом. Психические функции можно рассматривать как функциональные системы, разворачивающиеся в своей работе при опоре на разные участки мозга. Все эти участки мозга объединены между собой в некую функциональную систему и выполнение движения возможно только в том случае, если вся эта функциональная система работает. Вклад каждой из частей этой системы в общее построение движения специфический. Итак, функциональная система – это определенная организация активности структурных элементов нервной системы, приводящая к достижению соответствующего результата.

Теоретические истоки логопсихологии базируются на исследованиях Л.С. Выготского, в том числе учении о сложной структуре дефекта, согласно которому, нарушение деятельности какого-либо анализатора или интеллектуальное нарушение, приводят к целому ряду отклонений (Л.С. Выготский, 2001). Выделение в структуре дефекта первичных и вторичных нарушений во многом определило направления логопсихологических исследований, направленных на выявление влияния отдельных изменений в психике на развитие ребёнка в целом. На протяжении советского периода развития дефектологии было определено, что для всех детей с нарушениями развития характерно наличие общих закономерностей. Обобщив существующие сведения, В.И. Лубовский выделил общие и специфические закономерности аномального развития. В современной науке определено, что для всех детей с нарушениями развития характерно: нарушение приема, переработки, сохранения и использования информации, её уменьшение и искажение; нарушение речевого опосредования; более длительные сроки формирования представлений и понятий об окружающей действительности; трудности социальной адаптации и особенности формирования личности. В тоже время такие дети имеют значительные потенциальные возможности для развития сохранных функций и компенсации нарушенных функций. Успешность психолого-педагогического воздействия с целью коррекции и компенсации имеющихся у ребёнка нарушений во многом определяется ориентированностью специалиста на зону ближайшего развития, определённую Л.С. Выготским как ближайшую перспективу развития ребёнка. Р.И. Лалаева и С.Н. Шаховская (2010) подчёркивают, что «зона ближайшего развития различных психических функций у детей с речевой патологией характеризуется неравномерностью, дисгармонией, «минимальным шагом» динамики, а также замедленным темпом перевода зоны ближайшего развития в зону актуального развития» (с. 15).

Таким образом, современная детская логопсихология опирается на фундаментальные труды отечественных учёных - дефектологов, развивается в контексте современной логопедии и исходит из общетеоретических представлений о развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.

 

§ 3. Нейропсихологические основы логопсихологии

Согласно теории А.Р.Лурия, в головном мозге выделяются три основных структурно - функциональных блока.

1. Блок тонуса коры (энергетический блок). Егоосновная функция – постоянное поддержание оптимального уровня возбудимости (тонуса) коры головного мозга. Оптимальный тонус коры – необходимое условие нормальной жизнедеятельности, активного бодрствования и саморегуляции поведения, основная предпосылка успешного осуществления всех прочих видов мозговой деятельности. Оптимальный уровень возбудимости поддерживается за счет работы структур древней («лимбической») коры, верхних отделов мозга, в частности, гипоталамуса и зрительного бугра, а также ретикулярной формации.

2. Блок приема, переработки и хранения информации включает структуры, расположенные в задних отделах коры головного мозга (в теменной, височной и затылочных долях) и представляющих корковые компоненты анализаторов. В отличие от аппаратов первого блока, имеет модально-специфический характер и осуществляет прием, анализ и синтез зрительных, слуховых, тактильных сигналов, обеспечивая человека сенсорной информацией. Включает зрительную, слуховую, и кожно-кинестетическую систему, корковые отделы которых расположены в задних отделах больших полушарий головного мозга. Задние отделы больших полушарий головного мозга объединяют корковые зоны зрительной, слуховой и кожно-кинестетической анализаторных систем. В коре задних отделов головного мозга выделяют «ядерные зоны анализаторов» и «периферию» (И.И. Павлов), или первичные, вторичные и третичные поля. К ядерным зонам относят первичные и вторичные поля.

Первичное поле зрительного анализатора – 17 (по классификации Бродмана), вторичные – 18. 19; первичное поле слухового анализатора – 41; вторичные – 42, 22; первичное поле кожно-кинестетического анализатора – 3, вторичные – 1,2 и частично 5.

Все первичные поля характеризуются топическим принципом организации: каждому участку рецепторной поверхности (сетчатки, кортиева органа, кожи) соответствует определенный участок первичной коры. Величина зоны представительства в первичной коре того или иного рецепторного участка зависит от его функциональной значимости. Функции первичной коры состоят в максимально тонком анализе различных физических параметров стимулов определенной модальности, на основе которого возникают ощущения. Вторичные корковые поля осуществляют синтез раздражителей в пределах анализатора и обеспечивают гностические функции психики (восприятие). Третичные поля коры задних отделов больших полушарий головного мозга занимают верхнетеменную область (поля 7 и 40), нижнетеменную область (поле 39), средневисочную область (поле 21 и частично 37) и зоны перекрытия височной (temporalis), теменной (parietalis) и затылочной (occipitalis) коры (поле 37 и частично 39) – так называемые зоны ТРО. Функциональное значение третичных полей многообразно: схождение разномодальной информации, что необходимо для целостного восприятия, создания сенсорной модели мира; осуществление сложных надмодальных видов психической деятельности – символической, конструктивной, речевой, интеллектуальной (особенно зоны ТРО).

3. Блок программирования, регуляции и контроля деятельности включает структуры, расположенные в передних отделах больших полушарий головного мозга; ведущее место в нем занимают лобные доли. Этот блок осуществляет формирование намерений, разработку соответствующей поведенческой стратегии и программы действий, ее реализацию в конкретных внешних (двигательных) или внутренних (умственных) актах. Данный блок включает моторные, премоторные и префронтальные отделы коры лобных долей головного мозга. Указанные структурно-функциональные блоки обеспечивают интегративную деятельность головного мозга. Моторная (поле 4) и премоторная (поля 6,8) - это ядерная зона двигательного анализатора. В первичном поле 4, построенном по соматотопическому принципу, различные участки поля иннервируют различные группы мышц на периферии (поперечно-полосатая и гладкая мускулатура) в зависимости от функциональной значимости. От первичного поля 4 начинается двигательный пирамидный путь.

От вторичного поля (6, 8) двигательного анализатора берет начало экстрапирамидный путь, с функционированием которого связаны регуляция тонуса коры, настроечные движения, автоматизированные движения, физиологические синергии, мимика, пантомимика. Поле 44 (зона Брока) имеет отношение к управлению оральными движениями и движениями речевого аппарата.

Третичные поля лобных долей головного мозга - префронтальная кора (поля 9, 12, 46, 47) - несут ассоциативные функции. Префронтальная кора связана многочисленными связями с корой задних отделов больших полушарий головного мозга, а также с неспецифическими системами. Эти отделы по восходящим путям получают активизирующее воздействие от ретикулярной формации, но и сами оказывают регулирующее влияние на нее, приводя состояние активности в соответствие с различными формами поведения. Префронтальные отделы играют ведущую роль в программировании и контроле за протеканием психических функций. в формировании замыслов и целей психической деятельности. в регуляции и контроле за результатами отдельных действий. деятельности и поведения в целом.

Поражение первичных полей ведет к элементарных расстройствам сенсомоторных и моторных функций. Корковые расстройства возникают при поражении вторичных и третичных полей при сохранности элементарной чувствительности и элементарных движений.

Локальные поражения коры головного мозга вызывают различные варианты нарушений (А.Р. Лурия, Е.Д. Хомская, Л.С. Цветкова):

агнозии – гностические расстройства, отражающие нарушения разных видов восприятия (зрительного, слухового, кожно-кинестического) при сохранной элементарной чувствительности;

апраксии – нарушения произвольных движений и действий, совершаемых с предметами, возникающие при локальных поражениях вторичных и третичных полей двигательного анализатора и не сопровождающиеся элементарными двигательными расстройствами (параличи, парезы, тремор);

афазии - нарушения речи, возникающие при локальных поражениях коры головного мозга (у правшей) и представляющие системное расстройство различных форм речевой деятельности; афазии проявляются в виде нарушений фонематической, морфологической и синтаксической структуры собственной речи при сохранности движений речевого аппарата и элементарного слуха.

В коре головного мозга имеется три важнейших для речевой функции сенсорных поля: зрительное, слуховое и соматосенсорное. Зрительное поле располагается в области борозды затылочных долей. Соматосенсорное поле располагается в задних центральных извилинах. В передней центральной извилине полушарий располагается моторное поле, которое управляет мышцами, в том числе имеющими отношение к речи. Взаимодействие описанных структур осуществляется за счет корковых, так и корково-подкорковых связей.

Распределение речевого представительства в правом и левом полушариях асимметрично. Языковая составляющая речи осуществляется левым полушарием. Здесь представлены: речедвигательная зона Брока (вторая и третья лобные извилины); речеслуховой анализатор (зона Вернике) – верхневисочная область; речедвигательный анализатор (угловая извилина).

Все эти зоны левого полушария действуют как единый механизм. Слуховая акустическая информация от слуховой системы мозга попадает в первичную слуховую кору. Для понимания смысла речи и формирования речевого ответа требуется ее дальнейшая обработка в зоне Вернике. Здесь обеспечивается понимание смысла слова.

Для произнесения слова необходима активация зоны Брока через волокна (дугообразный пучок) из зоны Вернике. Результатом является выработка программы артикуляции. За счет коротких волокон из зоны Брока активируется моторная кора, управляющая речевой мускулатурой. При ее активации осуществляются речевые движения.

Таким образом, речевая функция осуществляется за счет взаимодействия ряда структур полушарий головного мозга.

Проблема межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия является одной из актуальных проблем современного естествознания и разрабатывается различными дисциплинами. Накоплены анатомические, физиологические, клинические данные, указывающие на неравнозначность структур и функций левого и правого полушарий головного мозга человека. В историческом обзоре, представленном Е.Д. Хомской, указывается на ряд этапов в развитии теории функциональной асимметрии мозга. Первоначально преобладала концепция левополушарной доминантности, основанная «на положении об абсолютной противоположности функций левого и правого полушарий мозга, при этом сама доминантность понималась, как исключительная роль левого полушария в обеспечении речи и других связанных с ней высших психических функций» [Хомская Е.Д., 1987, с. 59]. В ходе дальнейших исследований были получены данные об участии правого полушария (ПП) в речевой деятельности, а левого (ЛП) – в обеспечении невербальных психических процессов. В частности, нейрохирурги М. Газзанига и Р. Сперри выявили, что ПП взрослого человека обладает словарным запасом на уровне ребенка – дошкольника, оно лучше понимает существительные и значительно хуже – глаголы и сложные грамматические конструкции. Конструкторские формы деятельности без затруднений выполняются правым полушарием, левое же полушарие, оставшись без поддержки правого становится беспомощным при рисовании и конструировании. Возникают также значительные сложности с выбором цветов одним ЛП, хотя названия цветов и оттенков хранятся именно в нем [цит. по: Лохов М.И., Фесенко Ю.А., Рубин М.Ю., 2003]. В последние десятилетия изучения межполушарных отношений практически произошла смена парадигмы: от теории тотального доминирования левого полушария исследователи перешли к гипотезе парциальной полушарной доминантности и взаимодействия полушарий. В последние годы особый акцент делается на том, что каждая психическая функция обеспечивается совместной деятельностью обоих полушарий мозга, и поэтому можно говорить о преимущественно право – или левополушарных функциях [Хомская Е.Д., 1987; Равич-Щербо И. В. с соавт., 2000; Лохов М.И., Фесенко Ю.А., Рубин М.Ю.,2003].

Для детской логопсихологии значимы сведения относительно значения роли левого и правого полушарий в осуществлении речевых действий и операций (Л.Я. Балонов, В.Д. Деглин, 2000, М.К. Кабардов, М.А. Матова, 1988 и др.):

Таблица 1

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.