Сделай Сам Свою Работу на 5

Психолого-возрастные особенности личности несовершеннолетних, совершивших преступление.





Преступность несовершеннолетних в первую очередь определяется особенностями личности преступника.
Главное при ее рассмотрении, как было отмечено выше, - возраст. С ним связаны определенные биологические, психологические и психические изменения в структуре личности. Возрастом обусловлен определенный уровень развития сил, интеллекта, влечений и даже "физическая" возможность совершения определенных преступлений. Процесс социализации человека начинается с раннего возраста, когда он начинает усваивать роли, которые формируют его личностные качества. Именно в детстве человек складывается как общественное существо, у него развиваются интеллект, умение анализировать и обобщать окружающие явления, способность предвидеть возможные последствия своих поступков; вырабатываются такие волевые качества, как настойчивость, целеустремленность, самоконтроль, активность, инициатива; формируются самосознание, чувство собственного достоинства, стремление к самостоятельности. Все это тесно связано с последующим поведением личности несовершеннолетнего.
Для несовершеннолетних вообще и несовершеннолетних преступников, в частности, характерно культивирование возрастных различий (разница в один год и более часто признается существенной). На этой основе могут возникать даже межличностные конфликты, ведущие к совершению преступлений.
Важно, однако, заметить, что возрастное изменение личности не связано однозначно с динамикой основных жизненных отношений, сохранность которых сочетается с изменчивостью личности на протяжении жизни под влиянием событий, обстоятельств и других факторов. Более того, кроме хронологического существуют психологический, педагогический и физический возрасты, причем все они между собой не совпадают, что приводит к внутренним конфликтам личности, которые могут иметь и криминогенный характер. Следует также иметь в виду, что так называемого среднестатистического возраста реально не существует. Общие закономерности подросткового возраста проявляют себя через индивидуальные вариации, зависящие не только от окружающей среды и условий воспитания, но и от особенностей организма или личности. Поэтому возведение общевозрастных свойств несовершеннолетних в степень криминогенных недопустимо.
Определяя возрастные особенности преступников, криминологи обычно делят несовершеннолетних на следующие группы: 14 - 15 лет - подростково-малолетняя, 16 - 17 лет - несовершеннолетние.
Однако криминологические, социологические и психологические особенности лиц в возрастном интервале 14 - 17 лет свидетельствуют, что на их поведение оказывают влияние как условия жизни и воспитания в предшествующие годы, так и молодые взрослые. Следовательно, преступность несовершеннолетних следует рассматривать в контексте с правонарушениями лиц в возрасте до 14 лет и преступлениями лиц старше 17 лет.
Рассматривая личности несовершеннолетних и взрослых преступников, можно говорить об их многих общих свойствах. Грань, которая определяет разницу между преступниками разных возрастов, когда сравниваются две возрастные группы: 16 - 17 лет и 18 - 20 лет, по существу, стирается. В данном случае вполне допустимо вести речь о единой возрастной группе, если использовать понятие неполного совершеннолетия.
Статистические данные показывают, что более половины несовершеннолетних, совершивших преступления, относятся к возрастной категории 16 - 17 лет. Подростки 14 - 15 лет совершают 30 - 32% преступлений. Причем, как отмечалось выше, удельный вес преступлений, совершаемых 14 - 15-летними подростками, из года в год растет примерно на 0,6 - 0,7%.
Возраст несовершеннолетних определяет целый ряд особенностей психики, ее неустойчивость, обусловленную процессом становления личности, физического и духовного развития организма, полового созревания. Эти особенности психики несовершеннолетних во многом способствуют их антиобщественным действиям в результате:
искаженного представления о подлинной сущности и значении таких важнейших нравственных понятий, как смелость, трусость, верность, предательство, дружба, измена, героизм, мужество, скромность;
ошибок в оценках отдельных лиц, явлений, событий, неумения оценить человека в совокупности всех его свойств и качеств;
предпочтения внешним проявлениям человека без учета его подлинных мотивов и целей;
эмоциональной неуравновешенности, неустойчивости, повышенной возбудимости, резкой смены настроений;
обостренного отношения к окружающему, ко всему новому, незнакомому при отсутствии необходимых знаний и опыта;
повышенной физической активности, инициативности, избытка сил и энергии, обусловленных подъемом жизнедеятельности;
стремления к самостоятельности, к самовыражению и самоутверждению "любой ценой";
неприятия "чужих советов", педагогических сентенций старших и иных форм воспитательного воздействия;
желания показать и доказать свою "зрелость", стремления к лидерству;
внушаемости, излишней доверчивости, склонности к подражательству.







Социальная среда и преступное поведение несовершеннолетних.

Исследования показывают, что более 2/3 несовершеннолетних преступников воспитывались в неполных семьях либо в семьях, где постоянно происходили ссоры, скандалы, взаимные оскорбления, пьянство и разврат, где они подвергались насилию. Каждого восьмого-десятого рецидивиста, вставшего на преступный путь в раннем возрасте, в пьянство и совершение преступлений вовлекли родители, старшие братья, близкие родственники. Характерные особенности имеет и круг общения несовершеннолетних правонарушителей. В основном это лица, ранее судимые, злоупотребляющие спиртными напитками, наркотиками.
Немаловажными для характеристики личности несовершеннолетних преступников являются особенности их правового сознания. В целом для них характерны глубокие дефекты правосознания, что в известной мере объясняется двумя факторами: общей правовой неграмотностью как всего населения в целом, так и несовершеннолетних; негативным социальным опытом самого несовершеннолетнего. Социальные и психологические особенности личности несовершеннолетних играют особую роль при формировании неформальных группировок. Подобное объединение несовершеннолетних - это не только объективная реальность, но и необходимость, суть которой может быть понята, если учитывать существование таких типов культур, как: постфигуративный, означающий, что дети учатся у своих родителей; конфигуративный - дети и взрослые учатся у своих сверстников; префигуративный - взрослые также учатся у своих детей. Поскольку в реальной жизни все эти типы культур действуют одновременно, несовершеннолетние объективно стремятся к объединению, в том числе со своими сверстниками. Для дошкольника наиболее авторитетны родители, для первоклассника - учительница, для юноши - его сверстники.
Среди создаваемых несовершеннолетними групп психологи выделяют просоциальные, социально индифферентные и антисоциальные. При этом группировки с явно асоциальной направленностью объединяют не более 10% молодежи. Оставшиеся 90% - это резерв, который пополняет асоциальные группировки либо противостоит им.
Однако никакая формальная организация не способна охватить все стороны социальной среды, все интересы человека. Чем энергичнее пытаются разрушить порядки, установленные неофициальными правилами, тем они устойчивее. Таким образом, объединение несовершеннолетних в неформальные группировки является закономерным процессом, причем группировки асоциальной и откровенно криминальной направленности становятся самыми устойчивыми и опасными, и участие в них несовершеннолетних наносит существенный ущерб для их психики и самым негативным образом влияет на последующее становление и развитие их личности.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.