Сделай Сам Свою Работу на 5

Причины и механизм преступного поведения (от 21.09.2012)





Экономический

Противоречивость экономический отношений: несбалансированность хоз. механизма, недостатки эконом. политики, пробелы в системе распределительных отношений.

Ядром этого комплекса явл-ся безработица.

Также к причинам можно отнести банкротство предприятий, сущ-е фирм-однодневок, нехватка отечественных товаров, огромный разрыв в уровне жизни людей.

Политический

Конфликт политических интересов.

Социальный

Соц. отн-я сущ-т на 2-х уровнях:

макроуровень (отн-я человека с об-вом и гос-вом в целом, в т.ч. его производственные отношения) – наиболее уязвимыми вл-сяя нац-е отношения и отн-я равенства.

Соц-я несправдливость – первоисточник конфликтов и прест-ти.

Чем ниже ур-нь культуры, воспитанности и обр-ти прест-ков, тем грубее по хар-ру и примитивнее по мотивации соверш-е ими прест-е.

Чем выше образ-й ур-нь,тем изощреннее способ сов-я прест-я.

микроуровень опр-ся соц-м сущ-м человека, его межличностными отн-ми в семье и отн-ми, кот-е случайно возникают на почве конкретной ситуации, когда сталкиваются различные интересы людей.

2 источника конфликтов – семья и школа.



Нравственно-психологический

Отсутствие моральных ценностей, аморальное разложение людей.

Правовой причинный комплекс прест-ти представляет собой недостатки в политике гос-ва, кот-е опр-т основное напр-е противодействия прест-ти (криминализация, декриминализация, пенализация, депенализация).

Условия, способствующие сов-ю прест-я:

· бродяжничество

· проституция

· алкоголизм

· наркотизм

· игромания

Прест-ть сама может порождать новый антиобщественный акт = самодетерминация прест-ти.

Формы самодетерминации прест-ти:

· 1 удачно сов-е нераскрытое прест-е порождает другое

· сов-е вспомогательных прест-й, кот-е неизменно влекут основные

· связь с орг. прест-ю

· связана с психологией нас-я - безнормативность

 

Личность преступника (от 14.09.2012)

 

Для этой темы посмотреть про известных преступников (доклад).

Личность преступника – одна из центральных проблем всех наук криминального профиля.

Личность преступника – сов-ть психологических, соц-но-значимых негативных св-в человека, развившихся в процессе многообразных и систематических взаимодействий с другими людьми.



Криминологическое изучение личности преступника осущ-ся для выявления и оценки тех св-в и черт, кот-е порождают прест-е поведение, в целях профилактики такого поведения.

Единство 3-х криминолог-х проблем: личность прест-ка – причины и условия прест-ти – механизм прест-го повед-я.

Причины необх-ти учета внешних факторов:

· криминогенные черты личности форм-ся под воздействием факторов окруж-й среды

· сов-ю прест-я способствуют, а в некот-х случаях и провоцируют, ситуационные обст-ва

Изучение прест-ка строится на правовой основе, т.е. в отн-нии только тех лиц, кот-е признаны судом таковыми. Т.о. исслед-е личности прест-ка имеет временной интервал – с момента возбуждения уг. дела до момента отбытия наказания.

Этапы исслед-я личности прест-ка:

1) формир-е личности прест-ка и факторов, влияющих на этот процесс

2) личность исследуется в ее взаимодействии с конкретной жизненной ситуацией до и во время сов-я прест-я

3) исслед-е личности прест-ка в процессе осущ-я правосудия в связи с сов-ным им прест-м

4) личность прест-ка в период отбывания наказания

5) исслед-ся личность лица в период адаптациии к новым условиям после освобождения от наказания в связи с возм-ю сов-я им нового прест-я

Основные черты прест-ка:

а) пол

б) возраст

в) соц. положение

г) образование

д) трудоспособность

е) здоровье

Криминогенность аномалий обуславливается формами патологических изменений личности, кот-е могут временными либо имеющими необратимый хар-р.



Личность:

· хар-р, темперамент, ос-ти мышлени и другие псих. особ-ти

· соц-е и псих. аспекты пола, возраста и состония здоровья

· нравственные ос-ти и ценностно-ориентационные позиции

· навыки, умения, знания

· соц-е и псих-е аспекты жизненного опыта

· представл-е себе, отн-е к себе и я-концепция

· представл-е об окр. мире и отн-е к нему

Одной из коренных проблем личности престка явл-ся соотн-е соц-го и биолог.

Классификация типологий прест-ков – устойчивая группировка исследуемых объектов по изх отдельным признакам и построение данной иерархии на жестких критериях, каждый из кот-х имеет четко фиксированное место.

Классификация типологий прест-в:

1) социологический:

а) пол

б) возраст

в) ур-нь обр-я

г) ур-нь мат. обесп-ти

д) соц-е положение

е) наличие семьи

ж) соц-е происхождение

з) род занятий

и) спец-ть

к) место жит-ва

2) правовой:

а) хар-р и степень обществ-й опасности сов-го деяния

б) прест-е сов-ся впервые или повторно

в) сов-ся в группе или в одиночку

г) длит-ть прест-й деят-ти

д) объект прест-го посяг-ва

е) форма вины

3) по мотивам сов-х прест-й:

а) корыстный

б) престижный

в) игровой

г) насильственный

д) сексуальный

4) по хар-ру прест. направ-ти:

а) корыстный

б) насильственный

в) корыстно-насильственный

г) универсальный

5) по степени обществ-й опасности:

а) абсолютно опасные (серийные убийства, наемные либо сексуального хар-ра, акты терроризма)

б) особо опасные (сов-т убийства, как правило, в конфликттной ситуации либо длит-е время сов-т корыстные прест-я)

в) опасные (сов-т прест-я против личности, против общ-го порядка, кроме убийств)

г) представляющие незначит-ю опасность (сов-т прест-я неумышленно)

На формир-е личности прест-ка оказывает влияние социализаця (первичная – до совершеннолетия; промежуточная – 17-18 лет и 23-25 лет)

 

Основы виктимологии (от 15.09.2012)

 

Учение о жертвах прест-й – часть более широкого учения о жертвах не только прест-й, но и последствий несчастных случаев, природных и техногенных катастроф, эпидемий, войн.

Жертва прест-я более широкое понятие, чем потерпевший.

Жертвы прест-й – лица, которым индивидуально или коллективно был причинен вред, включая телесные повреждения или моральный ущерб, или существ-е ущемление их основных прав в рез-те действий или бездействия, нарушающих действующие нац. уг. законы.

 

Цели виктимологии:

· понимание природы и причин прест-го поведения

· опред-е ущерба

· профилактика прест-й

Виктимность – предрасположен-ть отд-х людей стать жертвой прест-я; неспособность об-ва и гос-ва защитить своих гр-н.

Социально-демографические критерии: пол, возраст, образ-е.

Прест-к – потерпевший входит в состав системы прест-к – ситуация.

Ситуации, предшеств-е прест-ю можно разделить на несколько групп, исходя из повед-я потерпевшего:

· действия потерп-х имеют провоцирующий хар-р и сод-т повод к сов-ю прест-я

· действия потерпевшего имеют неосторожный хар-р, создавая благоприятные условия для сов-я прест-я

· действия потерпевших правомерны, но вызывают противоправное поведение прест-ка

· действия потерпевшего не отвечают необходимым требованиям предосторожности

Психолог-я предрасполож-ть стать жертвой прест-я означает наличие таких личностных черт как излишняя доверчивость, неосмотрительность, повышенная вспыльчивость и раздражит-ть, склонность к авантюрным поступкам.

Есть две категории предрасполож-ти:

· в силу индивид-х личных особ-й

· в силу групповой принадлеж-ти

Провокация – действия потерпевшего, создающие опасность для его жизни, которыми он надеется ликвидировать, рассчитывая на, что провоцируемое лицо в сиду своего соц. полож-я и св-в хар-ра либо недостаточной физ. силы не посмеет ответить ему насилием.

Сущ-т также осознанная и неосознанная провокация.

 

Причины и механизм преступного поведения (от 21.09.2012)

 

Механизм преступного поведения – связь и взаимодействие внешних факторов объективной действ-ти и внутренних псих. процессов и состояний. Детерминирующих решение сов-ть прест-е, направляющих и контролирующих это решение.

Криминогенная мотивация – внутренняя причина прест-го повед-я – побудительный элемент к сов-ю рест-я.

В нее входят:

· потребность

· интересы

· ценностные ориентации

· установки

· эмоции

· мотивы

· цели

Функциональная роль ее стостоит в том, что она непосредственно порождает прест-е.

Мотивационная борьба – процесс столкновения полярных побудительных сил.

Потребность – недостаток, лишение, нужда, кот-е испытываются прест-ком и побуждающие его к действию.

Интерес – актуализированная потребность, т.е. оцененная прест-ком как существенная и подлежаща удовлетворению.

Ценностная ориентация – сознательное или несознательное располежение прест-ком имеющихся у него ценностей в опред-й шкале предпочтения с внутренней готовностью следовать им в своем поведении.

Установка – относительно ессознательная готовность следовать опр-м образом (антиобщественная)

Эмоции – субъективное переживание лицом отношений в окружающей его среде, происходящее в его организме и психике.

Мотив – внутреннее убеждение.

Цель – мысленное представление рез-то деят-ти.

Внутренние условия прест-го поведения – внутренноличностная, анатомическая психофизиологическая и психическая среда протекания криминогенной ситуации (рост, физ. сила, темперамент, эмоциональная стабильность либо неустойчивость, половая потенция, конформизм – устойчивые элементы; изменчивые состояния - аффект).

Взаимодействие между негативными условиями и позитивными условиями образуют второй элемент механизма прест-го повед-я.

Внешняя причина – криминогенная ситуация – относительно длительно состояние отношений по меньшей мере между 2-мя сторонами, направленное на причинение все возрастающего вреда общ-м отношениям.

Объект криминогенной ситации – ценности:

· общие – из-за них вообще возникают жизненные или кримногенные ситуации

· концентрирующиеся ценности – ценности, вокруг которых аккумулируются криминогенные ситуации

· предельные ценности – ценности, из-за которых сов-ся прест-я

Методы ситуаций – способы, при помощи кот-х субъекты управляют друг другом (активно-негативные, активно-позитивные, пассивные)

Стадии криминогенной ситуации:

1) по субъективному основанию:

а) опр-е восприятия ситуации как криминогенной

б) выбор стратегии поведения

в) выбор деяния в рамках общей стратегии взаимодействия

2) по объективному основанию:

а) обр-е жизненной ситуации (проблемная, стрессовая, фрустрационная, конфликтная, стихийная)

б) перерастание жизненной ситуации в криминогенную вследствие обр-я такого типа отношений, которе угрожают в любой момент разреш-ся прест-м

в) исход криминогенной ситуации в прест-е

Т.о. элементом причинного механизма явл-ся взаимодействие субъектов криминогенной ситуации в процессе ее развития по стадиям.

Внешние условия – социальная микросреда, кот-я оказывает влияние на скорость протекания соц.-псих. процессов и на хар-р межличностных отношений.

Виды внеш. условий:

· технические (связаны с несовершенством ср-в профилактики)

· организационно-правовые (связаны с недостатком реализации права)

· организационно-управленческие недостатки в деят-ти субъектов профилактики

· материально-вещная среда (условия, в кот-х сущ-т лицо)

Взаимодействие между позитивными и негативными внешними условиями – один из механизмов прест-го поведения.

Причины и условия формирования криминогенной ситуации:

1) внутренние причины – криминологически значимая информация, усваиваемая человеком:

а) данные об агрессивно насильственных типах поведения

б) сведения о корыстной направленности жизнедеят-ти человека

в) информация о навыках небрежного и легкомысленного поведени

г) данные об аномально сексуальных стереотипах поведения, примтивизме в отношениях между полами, циничном отношении к лицам противоположного пола и небрежности в половом общении

д) сведения о политически прест-х видах поведения

2) внутренние условия:

а) генотип

б) жизненный опыт

3) внешние причины – жизненная ситуация как относительно длительно состояние взаимодействия человека с другими лицами, группами, соц. институтами в процессе его жизнедеят-ти, в рез-те кот-го воспринимаетс и усваивается криминологическая информация:

криминологическое сознание (в рез-те общения с криминогенными группами, если они пользуютс авторитетом у лица,, интересы привлекательны не только в общении, но и в деят-ти, доставляют удовлетворение и имеет метсто эффективное достижение целей совместной деят-ти, то лицо усваивает криминальный жизненный опыт вместе с обычаями, стереотипами и традициями прест-го мира)

 

Сод-е внешней причины заключается в получении криминологически важной информации из:

· семьи

· школы

· трудовой коллекив

· неформальные досуговые группы

· сфера исполнения уг. наказаний

4) внешние условия – макросреда – воздействие на эффективность функционирования воспитателей и групп соц. институтов с воспитуемым на результ-ть воспитания со стороны об-ва

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.