Сделай Сам Свою Работу на 5

Традиции описания морфологии





Следует также отметить, что в разных лингвистических традициях объём и характер задач морфологического компонента описания может различаться. Так, иногда в морфологию вовсе не включают грамматическую семантику, оставляя за ней лишь описание звуковой оболочки морфем, правил чередования и правил линейного расположения морфем в словоформе (эта область часто называется морфонологией, что подчёркивает её особенно тесную связь с описанием звуковой стороны языка). Если учесть, что некоторые грамматические теории включают морфонологию в фонологию, то не покажется парадоксальным существование таких описаний языка, где синтаксис начинается, так сказать, сразу за фонологией. Такой язык не обязательно относится к изолирующим или аналитическим — подобная структура грамматического описания может быть вызвана и особенностями теоретических взглядов автора.

Далее, грамматическая семантика в разные теории морфологии также включается в разном объёме. Наиболее принято рассмотрение в рамках морфологии словоизменительных грамматических значений; такое понимание морфологии, при котором она фактически сводится к формальному и содержательному описанию парадигм склонения и спряжения, было свойственно ещё античной грамматической традиции и унаследовано большинством европейских лингвистических школ. При этом следует все же учесть, что вплоть до начала XX века, а нередко и позже, раздел «морфология» традиционной описательной грамматики содержал только сведения о правилах образования соответствующих грамматических форм, а сведения об их значении следовало искать в разделе «употребление падежных (resp., временных) форм», который входил в синтаксическую часть описания. В современных грамматиках информацию о значении морфологических грамматических категорий уже практически безоговорочно принято помещать в морфологическую часть.



Более сложным оставалось положение словообразовательных значений, которые в классических индоевропейских языках (служивших базой для европейской лингвистической традиции) не образуют парадигм и отличаются меньшей системностью и регулярностью, чем словоизменительные значения. На этом основании описание словообразование долгое время не считалось задачей морфологии, а либо включалось в лексикологию (то есть считалось чисто словарной задачей, требующей индивидуального описания каждого слова), либо выделялось в отдельную область, промежуточную между морфологией и лексикой. Именно так трактуется словообразование и во всех существующих Академических грамматиках русского языка: согласно концепции авторов этих грамматик, морфология включает только описание словоизменения, правда, как в формальном, так и в содержательном аспекте.



Такой взгляд на словообразование может быть в какой-то степени мотивирован особенностями словообразования отдельных языков, но он не может претендовать на универсальность. Существуют языки, в которых словоизменение и словообразование противопоставлены весьма слабо (таково большинство агглютинативных языков); кроме того, существуют языки, в которых словоизменительная морфология отсутствует (выражаясь, например, аналитическими средствами), а словообразовательная морфология развита. Для всех таких языков исключение словообразования из морфологического компонента нецелесообразно, а часто и практически невыполнимо. Поэтому в современных теориях языка все-таки наиболее распространена концепция, согласно которой в морфологию включается описание всех значений, для выражения которых применяются внутрисловные механизмы (аффиксация, чередования, и т. п.), независимо от их грамматического статуса.

 

Задания

1. Укажите в предложениях местоимения и определите их разряды:



1. Легко можно себе представить, что я почувствовал в эту минуту.

2. Давно я не принимался за свой дневник.

3. Какой-то большой ястреб гнался за одной из чаек.

4. Через несколько минут лодки стали отходить от берега.

5. Некоторое время слышны были разговоры, шум разбираемых весел.

6. При этом он не становится призрачным, не лишается реальности.

7. Попытка перехватить Машу по дороге не привела ни к чему.

8. Дом, в котором жил Василий, был обнесен новым забором.

9. "Что вам угодно, Батюшка?" - спросила она.

10. Тут город, тут смирно себя веди...

 

2. Определите части речи выделенных слов в предложениях:

1. Хозяйка предложила гостям выпить чай.

2. Сколько он ни пытался, машина все равно не заводилась.

3. От них, к сожалению, ничего не зависело.

4. За открывшейся дверью находилась абсолютно пустая комната.

5. Выполнив домашнее задание, девочка пошла играть во двор.

6. Родители пообещали ребёнку подарить на день рождения то, что он хочет.

7. Суп оказался слишком солёным.

8. В корзинке лежало лишь пять яблок.

9. Старый деревянный дом уже был похож на развалины.

10. Припарковав свой автомобиль, водитель отправился по делам.

 

Найдите в предложениях прилагательные, которые имеют степени сравнения.

1. Короткий провод не дотягивал до розетки.

2. Холодный чай стоял на столе.

3. Школьная форма стала ей мала.

4. Тяжёлый ящик не могли сдвинуть с места.

5. Она помогла ему завязать синий галстук.

6. Куриный суп оказался на удивление вкусным.

7. Птичий гомон никак не умолкал.

8. Он достал из кармана свой толстый кошелёк.

9. Собачья конура стояла прямо около калитки.

10. Грандиозный праздник состоялся вечером на городской площади.

 

4. Определите род выделенных существительных в предложениях:

1. Он назвал ей своё имя.

2. Посреди комнаты стоял рояль.

3. Она сняла пальто и повесила его в шкаф.

4. Это была очень интересная книга.

5. В гостиной находился большой камин.

6. Время летело так быстро!

7. Каждое утро он пил черный кофе.

8. Часы в комнате уже давно не ходили.

9. Вечером к ним пришёл незваный гость.

10. Директор школы всегда был добр к ученикам.

 

5. Определите вид глаголов в предложениях:

1. Он замер от страха.

2. Она ринулась вперёд, но было уже поздно.

3. Все загорелись желанием принять участие в подготовке праздника.

4. Она попросила о помощи своего друга.

5. Коллеги с удовольствием пообедали вместе.

6. Король приказал своим подданным украсить зал к балу.

7. Он не мог писать из-за сломанного пальца.

8. Детектив успешно расследовал это дело.

9. Им пришлось сказать неправду.

10. Они говорили всю ночь у костра.

 

Укажите склонение и падеж существительных, в которых пропущены буквы.

1. Я отправился из деревн.. по тропинк.. .

2. Быстрые реки текут в каждом ущель.. .

3. Машина проносилась повозвышеност.. .

4. В безмолви.. погас звенящий зной.

5. Кто-то пробежал по главной алле.. .

6. Костёр горит уже огромным плам.. .

7. Поздно вечером проводил Павел г..стей .

8. В кабинет.. Татьяны Марковн.. стояло старинное, тоже окованное бронзой и украшенное резьбой бюро с зеркалом.

9. Вошёл молодой кондуктор в белом костюм.. .

10. Мы вышли с посёлка, где ноги взяли в расползавшейся почв.. , на большое шоссе, ведущее из Ясс в Бухарест.

 

7. Выделите наречия в следующих предложениях:

1. Теперь снизу стеной шёл народ.

2. Шаря в темноте, я еле сумел зажечь лампу.

3. Исписанная бумага горит неохотно.

4. Секретарша кивнула более чопорно, чем обычно.

5. Довелось нам долгонько шагать.

6. Дальше всех на север проникает монгольский дуб.

7. Я невзначай наступил на муравьиную тропу.

8. Везде пахло черёмухой.

9. В её словах было что-то поражающе искреннее.

10. Я невзначай наступил на муравьиную тропу.

 

Распределите выделенные в предложениях имена прилагательные по разрядам (качественные, относительные, притяжательные).

1. Московский метрополитен является одним из самых быстрых способов передвижения по городу.

2. В такой холодный день даже носа на улицу высовывать не хотелось.

3. Самым замечательным местом для прогулки был городской парк.

4. Из соседкиного сада часто доносились ароматы цветов.

5. Каждый может совершить смелый поступок.

6. Дедовы слова оставили глубокий след в сердце внука.

7. Декабрьские морозы в этом году отличались особой суровостью.

8. Почти каждый день ребёнок носил тяжёлый портфель.

9. Семья давно мечтала съездить на Баренцево море.

10. Каменный дом выглядел величественно по сравнению с другими.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.