Сделай Сам Свою Работу на 5

СТРУКТУРА КОММУНИКАТИВНОГО ПРОЦЕССА

«Границы моего языка определяют границы моего мира».

Витгенштейн

 

Глава XVII

ЗНАКИ

Наиболее впечатляющие достижения человека связаны с теми видами поведения, коюрые обеспечивают его коммуникативную деятельность. В четвертой части этой книги рассматривается структура коммуникации у приматов исходя из двухпроцессного механизма функционирования мозга, неврологической организации восприятия и чувств, а также регулирующего воздействия нервной системы на поведение. В гл. XVI указывалось, что коммуникация предполагает иерархическую взаимосвязь сенсорных процессов органов чувств и ствола мозга с моторными механизмами. В последующих главах эта взаимосвязь будет рассматриваться детально. Можно выделить два вида коммуникативных актов исходя из того, зависит ли смысл действия от ситуации, в которой оно происходит. Коммуникативные акты, не зависящие от ситуации, мы будем называть «знаками», и их неврологическая организация рассматривается в данной главе. Коммуникативные акты, зависящие от ситуации, мы будем обозначать термином «символы», механизмы мозга, ответственные за их образование, детально описываются в гл. XVIII. Части мозга, участвующие в образовании «знаков», в значительной степени отличаются от тех, которые участвуют в образовании «символов». Однако у человека развивается взаимосвязь более высокого порядка. Лингвистические знаки употребляются химво-лически в связной речи, а лингвистические символы используются в процессах мышления. Таким образом, в главе XIX ставится проблема, каким образом обе части мозга (части, связанные с формированием знаков, и части, связанные с формированием символов) объединяются в процессе речи и мышления.

Во всех этих главах мы будем исходить из того, в какой мере эти процессы зависят от ситуапии. По существу, предполагается, что знаки не зависят от контекста, они являются результатом воздействия ассоциативной коры (рис. XVII-1, таблица — XVII-1) на входные системы. Роза остается розой независимо

Рис. XVII-1. Схематическое изображение проекционных путей от дорсальной части таламуса к коре больших полушарий у обезьяны. Нижняя часть рисунка — схема таламуса; вертикальная линия соответствует средней линии таламуса. Верхняя часть рисунка изображает латеральную и мо-диобазальную поверхности больших полушарий мозга. Заштрихованная' часть на схеме таламуса показывает границу между внутренней частью, которая получает неспецифическую диффузную афферентацию, и наружной, частью, к которой приходят модально-специфические раздельные проекционные пути. Обозначенные точками и линиями части таламуса представляют собой ассоциативные системы: медиальные ядра внутренней части таламуса и их проекции к передней лобной коре; группа задних ядер-в наружной части таламуса и их проекции к теменно-височно-затылочной коре. Подробности см. в табл. XVII-1 (Pribram, 1958),

от того, находится ли она в саду, на обеденном столе или в мусорном ведре.

Значение символа, напротив, определяется контекстом. Таким образом, широко распространенный символ мира в других контекстах может быть символом победы, приветствия и т. д. Существует определенное сходство между символами и другими зависящими от контекста типами поведения, например теми, которые определяют взаимоотношения людей, так как и в символическом поведении, и в регулировании влечений, эмоций и интересов, и в распознавании правильного и ошибочного участвуют одни и те же части мозга (фронтолимбическая область переднего мозга, включающая лобную кору (рис. XVII-1, табл. XVII-1) и уже известные нам амигдалу и гиппокамп).

Пользуясь в этих главах терминами знак и символ, мы исходим из обычного их употребления в философии (например, Ауег, 1946; Morris, 1946; Langer, 1951) и в липгвистике (например, Jakobson, 1956). Поскольку употребление этих терминов связано с анализом человеческой речи, лингвистические символы в большинстве случаев рассматриваются как более высокий класс

Таблица XVII-1

Схема, показывающая различия между внутренней н внешней частями переднего мозга

■Электрофи- Сравнительная Дегенеративные Цитоархитектоника
зиология гистоморфология изменения в тала- и стрихнинная ней-
    мусе после удалении коры ронография

Наружная часть

Классификация составлена на основе следующих работ: Электрофизиология: Magoun, 1950; Starzl et al., 1951; Работы, выполненные методом серебрения: Morin et al., 1951; Сравнительная гистоморфология: Каррегв et al., 1936; Hose and "Woolsey, 1949; Ретроградная дегенерация таламуса после удаления норы (на обезьянах): Walker, 1938; Chow, 1950; Chow and Pribram, 1956; Pribram et al., 1953; Цитоархитектоника и стрихниниая нейроно-графия: Von Bonin and Bailey, 1947; Bailey et al., 1950; Mac Lean and Pribram, 1953; Pribram and Mac Lean, 1953.

по сравнению с лингвистическими знаками, и наоборот. С неврологической точки зрения я рассматриваю знаки и символы как классы, не зависящие друг от друга и объединяющиеся только в связной речи и мышлении.

ЧТО ТАКОЕ «ЗНАК»

Когда я начал проводить опыты на обезьянах, я обычно применял в качестве подкрепления правильного выбора, ведущего к решению проблемы, очищенный арахис. При подготовке к серии опытов приходилось тратить много времени на очистку орехов. Внезапно я понял, что нет оснований считать, что обезьяны не смогут сами чистить орехи, и действительно оказалось, что они справляются с этим, не задерживая процедуры эксперимента. Меня интересовала выработка дифференцировок, и я понял, что обучение правильно реягировать на скорлупу ореха было в некотором смысле выработкой более примитивной формы дифферен-цировки, что скорлупа являлась постоянным индикатором, знаком лакомства, имевшегося внутри, совершенно таким же, как знак «плюс», нарисованный на крышке коробки, в которой нахо-

дился земляной орех. Конечно, нарисованный знак был более отвлеченным, абстрактным (и произвольно выбранным), он не столь органически связан со съедобным орехом. Графический знак лишь условно вызывает соответствующие формы поведения, но тем не менее сходство такого знака со скорлупой арахиса было налицо.

Эти ранние эксперименты убедили меня в том, что выработка дифференцировки представляет собой изучение способности организма раскрывать смысл знаков. Этой формулировке, однако, не хватало той строгости, которую принято связывать с результатами эксперимента. Ведь «знак», который четко указывает на что-нибудь независимо от контекста, представляет собой нечто такое, что можно либо связывать с данной ситуацией, либо не связывать с нею. Но могут ли животные действительно пользо-ватьея знаками? Не является ли человеческий язык необходимой предпосылкой к пользованию знаками? Проследив истоки моей неуверенности, я понял, что она является следствием того, что во всех экспериментах я придумывал знак и требовал, чтобы обезьяна просто отвечала на него, нажимая на клавиши или рычаг, смещая крышку или давая какой-нибудь другой ответ. Знаки входят в процесс коммуникации, и, предполагая это, я еще не мог быть уверен, играют ли эти знаки для обезьяны такую же коммуникативную роль или нет. Так и возникла неясность.

Эта неясность была устранена сразу благодаря удивительным результатам, полученным Робертом и Беатрис Гарднер (1969), работавшими с молодой самкой шимпанзе по кличке Уошо. Поскольку попытки научить шимпанзе речи не удались, они решили попытаться научить ее общаться при помощи рук, а не голосовых связок. Они остановили выбор на американской системе знаков, применяемой глухонемыми, считая эту систему идеальным средством, поскольку она легко поддается изучению благодаря своей наглядности, ведь в этой системе при помощи кистей рук и пальцев создается некоторое подобие предмета или действия, обозначаемого этим знаком. Уошо, которой в то время, когда писалась эта книга, было около трех с половиной лет, заучила примерно 150 таких знаков (табл. XVII-2). Гарднеры и Уошо легко общались друг с другом, используя этот метод. Фактически Уошо даже изобрела несколько новых знаков, которые обычно употребляются людьми, обучающимися этой системе.

Мы еще несколько раз вернемся в следующих трех главах к этому имеющему большое значение эксперименту с Уошо. Здесь же нам нужно обсудить только один основной факт, то, что приматы могут создавать знаки и сообщать при помощи знаков, независимых от контекста, об устойчивых признаках ситуации, которые они могут таким образом дифференцировать и узнавать. А о механизмах мозга, участвующих в выработке диф-ференцировок и узнавания, нам известно очень много.

Таблица XVII-2

«Знаки», которыми уверенно пользояалась шимпанзе Уопю через 22 месяца после начала обучения. Знаки перечислены в той последовательности, в какой они появлялись в ее репертуаре

Знаки Описание Контекст
Подойди— Подзывающее движение Знак, адресованный людям
дай кистью руки или пальцами или животным, связанный также с предметами, до которых нельзя дотянуться. Часто означает сочетания «подойди пощекотать», «дай мне конфету» и т. д.
Еще Кончики пальцев соедине- Просьба продолжить или
  ны вместе, обычно над го- повторить действия, например
  ловой (правильная форма раскачивание или щекотание,
  американского языка жес- просьба второй порции пищи
  тов — концы пальцев много- и т. д. Применяется также
  кратно сжимаются и разжи- в качестве просьбы повторить
  маются). какое-нибудь игровое действие, например кувырканье.
Вверх Рука поднимается вверх, Хочет, чтобы ее подняли,
  иногда указательный палец помогая дотянуться до каких-
  также направлен вверх. то предметов, например достать гроздь винограда; иян хочет, чтобы ее посадили на плечо или подняли со стула.
«Сладкое Указательный или указа- Просит сладкого, автомати-
  тельный и средний пальцы чески делает этот жест, ког-
  касаются кончика колеблющегося языка (правильная форма — указательный и средний пальцы вытягиваются рядом). да кончает есть.
Открыть Плоские кисти рук кла- У двери дома, комнаты,
  дутся рядом, ладонями вниз, машины, холодильника или
  затем раздвигаются в сторо- буфета; с контейнерами, на-
  ны, одновременно поворачи- пример банками, с водопро-
  ваясь ладонями вверх. водными кранами.
Щекотать Указательным пальцем од- Просит, чтобы пощекотали,
  ной руки проводит по тыль- или хочет побегать впере-
  ной стороне другой (напоминает знак «касаться»). гонки.
Иди Движение противополож- Гуляя, держась за руку или
  ное «подойди — дай». сидя на чьем-нибудь плече, Уошо обычно указывает желаемое направление.
Ларужу Кисть руки со сжатыми Проходя в двери. До недав-
  кончиками пальцев охваты- него времени этот жест оз-
  вается ладонью другой руки начал как «внутрь», так и
  и поднимается вверх. «наружу». Пользуется им также, когда просит, чтобы ее вывели погулять.

Продолж ени»

Знаки Описание Контекст
Торопись Трясет запястьем с открытой ладонью (правильная форма—указательный и средний пальцы вытянуты рядом). Часто вслед за знаками «подойди — дай», «наружу», «открыть» и «иди», особенно-если ее просьбу выполняют не сразу, а также наблюдая за тем, как ей готовят пищу.
Слышать— слушать Указательный палец касается уха. При громких или странных звуках (колокол, автомобильный сигнал, гром и т. д.), а также когда просит поднести часы к ее уху.
Зубная щетка Трет передние зубы указательным пальцем, как щеткой. Когда Уошо кончала есть, или когда ей показывали зубную щетку.
Пить Рука сжата в кулак, оттопыренный большой палец касается рта. Просит воды лекарства, лимонаду. Прося лимонаду, часто комбинирует со знаком «сладкий».
Больно Вытянутые указательные пальцы тычут друг в друга. Может применяться для указания места, где болит. Чтобы указать порезы и синяки на себе и на других. Иногда как реакция на красные пятна на коже человека или на прорехи в одежде.
Сожаление Рука сжимается в кулак и разжимается у плеча. (Правильная форма — рука, сжатая в кулак, делает вращательные движения на груди там, где расположено сердце.) Укусив кого-нибудь или когда кому-то причинена боль иным образом (не обязательно самой Уошо). Когда ей велят попросить прощения за шалость.
Смешно Кончик указательного пальца прижат к носу, Уошо фыркает. (Правильная форма — используется указательный и средний пальцы, без фырканья.) Упрашивая поиграть с ней и во время игр. Иногда, когда за ней гонятся, после того как она нашалила.
Пожалуйста Проводит открытой ладонью по груди. (Правильная форма — кончики пальцев совершают круговое движение.) Просьба, касающаяся предметов или действий. Часто в сочетаниях: «пожалуйста,, иди», «наружу, пожалуйста», «пожалуйста, пить».
Пища—есть Несколько пальцев одной руки кладутся в рот. (Правильная форма — кончики пальцев сжимаются вместо и несколько раз кягяются рта.) Во время приема пищи и ее приготовления.

dM

Продолжение

Покрыть-одеяло

Салфетка—

нагрудник

Внутрь

Знаки Описание Контекст
Цветок Кончик указательного пальца касается одной ноздри (или обеих). (Правильная форма — кончики пальцев, собранных вместе, касаются сначала одной, потом другой ноздри.) Для обозначения цветов.
Токрыть— Подтягивает к себе одну Пора ложиться спать или
одеяло руку пад тыльной поверх- в холодные дни, когда Уошо
  ностью другой. хочет, чтобы ее вывели погулять.
Собака Многократно шлепает себя по бедру. Видит собак, слышит лай.
Ты Указательный палец ука- Показывает, чья очередь во
  зывает на грудь человека. время игр. Ответ на вопросы: «Кто щекочет?», «Кто причесывает»?
алфетка— Кончиками пальцев выти- Просит нагрудник, полотен-
ааг рудник рает рот. це или бумажную салфетку.
Внутрь Знак, противоположный Хочет войти в помещение
  «наружу». или чтобы кто-то вошел к ней в дом.
Щетка Кулаком одной руки не- Видит щетку или просит,
  сколько раз трот ладонь другой руки. чтобы ее причесали.
Шляпа Похлопывает ладонью по Для обозначения шляп и
  голове. шапок.
Я, мне, Указательным пальцем по- Указывает очередь Уошо,
меня казыаает на (или трогает) когда она ест или пьет вмес-
  грудь. те с партнером и т. д. Применяет также во фразах «Я пью» и т. п. в ответ на вопросы типа: «Кто щекочет?» (Уошо: «Ты»), «Кого я щекочу?» (Уошо: «Меня»).
Обувь Держит сжатые в кулаки Для обозначения любой
  руки но бокам и ударяет по обуви или по полу. (Правильная форма — сжатые в кулаки руки ударяют одна о другую.) обуви.
Запах Держит ладонь перед но- Для обозначения аромати-
  сом и несколько раз делает зированных предметов — таба-
  ею легкое движение вверх. ка, духов, шалфея и т. д.
Брюки Проводит плоскими ладо- Для обозначения пеленок,
  нями по своему телу вверх, к талии. резиновых штанов, брюк.

ЗЦ

Продолж ение

Знаки Описание Контекст
Одежда Кошка Ключ Ребенок Проводит копчиками пальцев по груди, по направлению вниз. Большим и указательным пальцами прихватывает шерсть на щеке, около угла рта, и отводит ее наружу (изображая кошачьи усы). Указательным пальцем несколько раз касается ладони другой руки (правильная форма — согнутый указательный палец вращается у ладони). На согнутую руку кладет другую руку, как будто держит ребенка. Для обозначения гардероба Уошо: курточки, ночной рубашки и т. д, а также* одежды людей. Для обозначения кошек. Для обозначения ключей ir замков и при просьбе отпереть дверь. Для обозначения кукол, включая игрушечных животных, например игрушечную лошадь и утку'.

1 Легко видеть, что «знаки» обезьян, о которых здесь идет речь, являются лишь сокращенными действиями и не могут рассматриваться как подлинные знаки, используемые в языке человека и имеющие общественно-историческое происхождение. — Прим. ред.



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.