Сделай Сам Свою Работу на 5

Сила настоящего мгновения

Экхарт Толле - Сила настоящего мгновения, Тит Нат Хан - Мир в каждом шаге, Тит Нат Хан - Живой Будда, живой Христос

 

 

 

ББК 84,5 ИД

096 Экхарт Толле: "Сила настоящего мгновения"

Тит Нат Хан: "Мир в каждом шаге"

Тит Нат Хан: "Живой Будда, живой Христос"

Москва, «Нирвана», 2002, 288 с.

ISBN 5-94726-020-4

 

Экхарт Толле -современный духовный учитель, написал эту книгу, включающую ответы на вопросы учеников, ее называют одной из лучших книг, посвященных духовному росту, написанных за последние годы. Это настоящее "руководство к духовному просветлению".

Тит Нат Хан, вьетнамский дзен мастер, поэт, участник движения за мир, стал монахом 40 лет назад. Во Вьетнаме он основал Молодежную школу социальной Службы ("маленькие отряды мира"), которые оказывали помощь в восстановлении деревень, разрушенных во время бомбежек и переселения десятков тысяч людей, оказавшихся в военных зонах. Он также основал Буддистский Университет Ван Хан, Издательство Ла Боа Пресс, "Орден Взаимобытия". В 1966 он переехал США, а затем в Европу по приглашению Братства. В 1967 году он был выдвинут на соискание Нобелевской Премии мира. Он не мог вернуться во Вьетнам после этой поездки и получил политическое убежище во Франции, где выступал в качестве представителя Вьетнамских Буддистов на Парижских мирных переговорах по Вьетнаму. В настоящее время он живет в Плам Виллидж, маленькой общине во Франции, где продолжает обучать, писать книги, заниматься садоводством и оказывать помощь беженцам.

 

Переводчик: Прокошииа Жанна Архипов Алексей

Макет составлен: Фархад

© Перевод на русский язык Солдатов А.В. 2002

Формат 60 х 84/16. Бумага офсетная.

Гарнитура «Times». Печать офсетная.

Уел. печ. л. 16,8. Уч.-изд. л. 18,0. Тираж 3000 экз. Заказ № 4063.

Лицензия № ИД 01174 от 20.02.2000 г.

Издательство «Нирвана». 125422, Москва, до востребования.

Отпечатано в полном соответствии с качеством

предоставленного оригинал-макета на ГИПП «Вятка».

610033, г. Киров, ул. Московская, 122.

04030300-022 7Пб(03)-96 без объявл

Содержание


Экхарт Толле: Сила настоящего мгновения

Глава 1 Вы - это не ваш ум 4

Глава 2 Сознание - способ избавиться от боли 20 Глава 3 Глубоко проникнуть в настоящее мгновение 30

Глава 4 Как ум избегает настоящего мгновения 47

Глава 5 Состояние присутствия 63

Глава 6 Внутреннее тело 73

Глава 7 Двери в непроявленное 88

Глава 8 Просветленные отношения 99

 

Тит Нат Хан: Мир в каждом шаге

Часть 1 Дыши! Ты жив 121

Часть 2 Преображение и исцеление 148

Часть 3 Мир в каждом шаге 171

 

Тит Нат Хан: Живой Будда, живой Христос

Глава 1 Будь спокоен и знай 194

Глава 2 Осознанность и святой дух 200

Глава 3 Первый ужин 206

Глава 4 Живой Будда, живой Христос 210

Глава 5 Практикующие общины 222

Глава 6 Умиротворенной сердце 228

Глава 7 Чтобы будущее было возможным 235

Глава 8 Обретение прибежища 246

Глава 9 Другой берег 257

Глава 10 Вера и практика 271

 


 

Экхарт Толле:

Сила настоящего мгновения

Глава 1. Вы - это не ваш ум. Самое большое препятствие на пути к просветлению.

Что такое просветление?

Один нищий просидел у дороги больше тридцати лет. Однажды мимо него шел прохожий.

- Не подбросите немного деньжат? - пробормотал нищий, машинально протянув старую кепку.

- Мне нечего тебе дать, - ответил прохожий, а потом поинтересовался, - а на чем ты сидишь?

- Да так, ерунда, - сказал нищий. - Это всего лишь старая коробка. Я сижу на ней столько времени, что уже и не упомню, когда она здесь появилась.

- А ты заглядывал в нее? - спросил прохожий.

- Нет, - ответил нищий. - А какой в этом толк? В ней все равно ничего нет.

- А ты загляни, - посоветовал прохожий.

Нищий кое-как открыл крышку коробки. С изумлением, не веря своим глазам и ликуя, он увидел, что коробка полна золота.

Я тот самый незнакомец, которому нечего дать вам, кто советует вам смотреть внутрь. И не в коробку, как в этой притче, а еще ближе - заглянуть в самих себя.

- Но я вовсе никакой не нищий, - уже слышу я ваши слова.

Те люди, которые не нашли свое настоящее сокровище, которое представляет собой лучистую радость бытия и глубокий, невозмутимый покой, который появляется благодаря этой радости, и есть нищие, даже если они обладают внушительным материальным богатством. Они смотрят во внешний мир в поисках лоскутов удовольствия и удовлетворения, осмысленности, безопасности или любви, тогда как внутри них уже есть сокровище, которое содержит в себе не только эти понятия, но вмещает в себя бесконечно больше, чем может предложить мир.

Слово «просветление» вызывает в вас мысль о каких-то сверхчеловеческих достижениях, и эго нравится именно так объяснять себе это слово, но просветление - это просто ваше естественное состояние прочувствованного единения с бытием. Это состояние связи с чем-то неизмеримым и нерушимым, что по сути своей (и это почти парадоксально) представляет собой вас, и все-таки гораздо больше вас. Вы находите свою истинную природу за пределами имени и формы. Неспособность почувствовать эту связь порождает иллюзию отчужденности от себя и от всего мира вокруг вас. Вы считаете себя, сознательно или бессознательно, изолированной частью. У вас возникает страх, и для вас становятся нормой внутренние и внешние конфликты.

Мне по душе простое определение, которое дал Будда просветлению - «конец страданиям». В этом определении ничего не сказано о сверхчеловеческих качествах, не так ли? Разумеется, это определение неполно. Оно говорит вам только о том, чем не является просветление: в нем нет страданий. Но что же остается, когда страданий больше нет? Будда умалчивает об этом, и его молчание означает, что вам придется самим выяснить это. Будда использует отрицательное определение, чтобы ум не смог превратить это определение в предмет веры или счесть просветление сверхчеловеческим достижением, то есть недостижимой для вас целью. Несмотря на эту предосторожность, большинство буддистов все же верят в то, что просветление существует для Будды, а не для них - по крайней мере, не в этой их жизни.

Вы использовали слово «бытие». Не могли бы вы объяснить, что вы подразумеваете под этим словом?

Бытие вечно, это вездесущая Единая Жизнь вне мириад форм жизни, которые подвержены рождению и смерти. Однако, бытие не только вовне, но и глубоко внутри каждой формы, как ее сокровенная невидимая и нерушимая суть. Это значит, что бытие доступно вам в настоящий миг как ваша глубочайшая суть, ваша истинная природа. Но не пытайтесь ухватить эту истинную природу умом. Не старайтесь понять ее. Вы сможете узнать ее, только когда у вас произойдет остановка ума. Когда вы присутствуете, когда ваше внимание полностью и активно устремлено к настоящему мгновению, вы можете почувствовать бытие, но не можете понять его умом. Обретение осознания бытия и укоренение в этом состоянии «чувства-осознания» - вот что такое просветление.

Упоминая бытие, вы говорите о Боге? Если под этим словом вы действительно подразумеваете Бога, тогда почему вы прямо не говорите о Боге?

Слово «Бог» потеряло всякий смысл из-за того, что им неправильно пользовались в течение тысяч лет. Порой я произношу это слово, но такое случается довольно редко. Я хочу сказать, что люди, которые никогда не получали даже проблеска сферы священного, бесконечного громадного пространства, которое обозначает слово «Бог», пользуются этим словом очень уверенно, как будто знают, о чем говорят. Или же они оспаривают его, как будто знают, что отрицают. Это неправильное пользование порождает абсурдные верования, утверждения и иллюзии гордыни, вроде «Мой (наш) Бог - это единственный истинный Бог, а ваш Бог ложен», или знаменитое заявление Ницше «Бог умер».

Слово «Бог» стало закрытой концепцией. В миг произнесения этого слова создается ментальный образ, скажем, старика с белой бородой, но все равно это умственная трактовка кого-то или чего-то вне нас, к тому же почти неизбежно этот образ мужчины или чего-то мужского рода.

Ни «Бог», ни «бытие», ни какое-то другое слово не может определить или объяснить невыразимую реальность, которую означает это слово, поэтому возникает единственный важный вопрос о том, помогает или мешает вам это слово ощутить То, на что оно указывает. Указывает оно за пределы себя на. эту трансцендентальную реальность или же со слишком большой легкостью склонно стать в вашей голове не более, чем идеей, в которую вы верите, склонно превратиться в идола, порожденного умом?

Слово «бытие» ничего не объясняет, но это же верно в отношении слова «Бог». Однако у слова «бытие» есть один плюс: это открытая концепция. Оно не сводит бесконечное и невидимое к конечному объекту. Из этого слова невозможно сформировать ментальный образ. Никто не может заявить о том, что только он владеет бытием. Это сама ваша суть, и она в этот миг доступна вам, как ощущение собственного присутствия, как осознание того, что вы есть, которому предшествует осознание того, что вы есть то или вы есть это. Итак, мы делаем лишь маленький шаг от слова «бытие» до ощущения бытия.

Что больше всего мешает нам переживать эту реальность?

В отождествлении со своим умом, который заставляет вас создавать мысли. Неспособность останавливать мышление - это страшная болезнь, но мы не понимаем этого, потому что почти все люди страдают от этого недуга, поэтому он считается нормальным Этот нескончаемый шум ума мешает нам отыскать сферу внутренней безмятежности, которая неотделима от бытия. Этот шум также порождает ложную самость ума, и она отбрасывает тень страха и страдания. Позднее мы рассмотрим все это подробнее.

Философ Декарт верил в то, что он нашел самую главную истину, произнося свое знаменитое утверждение: «Я думаю, следовательно я существую». По сути, Декарт выразил самую распространенную ошибку, ведь он отождествил мышление с бытием, а личность - с мышлением.

Мыслитель поневоле, а к этой категории относятся почти все люди, живет в состоянии явного разлада, в болезненно сложном мире постоянных трудностей и конфликтов, в мире, который отражает постоянно возрастающую раздробленность ума. Просветление - это состояние цельности, единения и стало быть покоя. Вы едины с жизнью в ее проявленном аспекте, то есть с миром, а также едины со своей глубочайшей самостью и с непроявленной жизнью - вы едины с бытием. Просветление - это не только конец страданий и постоянного противоборства внутри и вовне, но также и конец страшного порабощения непрекращающимся мышлением. Чудесное освобождение!

Отождествление со своим умом создает непрозрачный экран концепций, ярлыков, образов, слов, суждений и определений, которые нарушают все настоящие отношения. Отождествление становится между вами и вами же самими, между вами и вашим мужчиной или женщиной, между вами и природой, между вами и Богом. Именно этот экран мысли порождает иллюзию отчужденности, и вы заблуждаетесь, считая все остальное абсолютно отделенным от себя. Тогда вы забываете о том, что ниже уровня физической видимости и отдельных форм вы едины со всем сущим. Под словом «забываете» я подразумеваю, что вы уже не можете почувствовать это единство как очевидную реальность. Может быть, вы верите в то, что это правда, но уже не знаете, что это именно так. Возможно, вам уютно со своим верованием. Однако, только при наличии вашего собственного опыта эта информация принесет вам освобождение.

Мышление стало болезнью. Недуг развивается, когда в теле исчезает равновесие. Например, нет ничего плохого в том, что в теле делятся и размножаются клетки, но, когда этот процесс протекает без учета всего организма, клетки бурно растут и размножаются, и в теле возникает рак.

Уясните себе, что ум - это превосходный инструмент, если вы правильно пользуетесь им. Однако, если им воспользоваться неправильно,

тогда он станет очень разрушительным. Для большей точности скажу, что не совсем верно то, что вы неправильно пользуетесь своим умом - дело в том, что обычно вы вовсе не пользуетесь им. Ум использует вас. Это болезнь. Вы верите в то, что вы и есть ум. Это заблуждение. Инструмент взял над вами верх.

Я не совсем согласен с вами. У меня действительно много бесцельных мыслей, как и у большинства людей, но я все равно могу принять решение воспользоваться своим умом для того, чтобы получать какие-то вещи и чего-то достигать, и я поступаю так все время.

Если вы можете решить кроссворд или создать атомную бомбу, это еще не значит, что вы пользуетесь своим умом. Как собаки любят грызть кости, так и ум любит вгрызаться в проблемы. Как раз поэтому ум решает кроссворды и создает атомные бомбы. Именно вам неинтересно ни первое, ни второе. Позвольте мне задать вам вопрос: можете ли вы освободиться от своего ума в любой миг, как только захотите этого? Нашли ли вы в себе кнопку, которая отключает ум?

Вы имеете в виду полное отключение ума? Нет, это мне не под силу. Но иногда это получается у меня на секунду или две.

Значит, ум пользуется вами. Вы бессознательно отождествляете себя с ним, поэтому вы даже не знаете о том, что вы его раб. Это почти то же самое, как если бы вами кто-то владел, но вы не знали об этом и, следовательно, считали своего владельца собой. Начало свободы - это осознание того, что не вы владелец, то есть не мыслитель. Если вы знаете об этом, тогда вы способны созерцать сущность. В тот миг, когда вы начинаете наблюдать за мыслителем, вам открывается более высокий уровень сознания. Тогда вы начинаете осознавать, что за пределами мыслей существует громадная область разума, что мысль - это всего лишь крохотная частица этого разума. Вы также осознаете, что все то, что по-настоящему значимо, то есть красота, любовь, творчество, радость, внутренний покой, возникает за пределами ума. И вы начинаете пробуждаться.

Освободитесь от ума.

Какой смысл вы вкладываете во фразу «наблюдать за мыслителем»?

Когда кто-то идет к врачу и говорит: «Я слышу голос в голове», его или ее скорее всего отошлют к психиатру. Но дело в том, что в таком положении находятся все, в буквальном смысле все люди слышат голос или несколько голосов в голове все время, так протекают произвольные процессы, и вы не знаете о том, что у вас есть сила остановить эти процессы. В вас звучат монологи и диалоги.

Вероятно, вы встречали на улице «безумных» людей, которые беспрестанно говорят сами с собой или бормочут себе под нос. Что ж, их поведение не так уж разительно отличается от вашего поведения и поведения всех остальных «нормальных» людей, просто вы не озвучиваете свои мысли. В вашей голове тоже звучат голосовые комментарии, размышления, суждения, сравнения, жалобы, предпочтение и отвращение, и прочее в таком духе. Голос необязательно уместен в ситуации, в которой вы оказываетесь в какой-то мгновение. Возможно, этот голос оживляет недавнее или далекое прошлое, так вы можете репетировать или воображать возможные будущие ситуации. Ум часто воображает неправильное развитие ситуации и последующие отрицательные результаты, мы называем это тревогой. Иногда внутренние диалоги сопровождаются визуальными образами или «ментальным кино». Даже если голос уместен в возникшей ситуации, он все равно станет толковать ее в соответствии с прошлым. Так получается потому, что этот голос принадлежит вашему обусловленному уму, который представляет собой результат всей вашей прошлой истории вкупе с унаследованным вами коллективным культурным собирательным умом. Итак, вы видите и судите настоящее глазами прошлого, вы очень искаженно воспринимаете настоящее. Вполне может быть, что этот голос окажется злейшим врагом человека. Многие люди живут с мучителем в голове, который постоянно нападает и вредит им, лишая их энергии жизни. В этом причина несчетных страданий и несчастий, а также болезней.

Благая весть заключается в том, что мы способны освободиться от своего ума. Это единственное настоящее освобождение. Вы можете сделать первый шаг прямо сейчас. Начните слушать голос в своей голове как можно чаще. Обращайте особое внимание на любые повторяющиеся мыслительные шаблоны, на старые граммофонные пластинки, которые проигрываются в вашей голове, возможно, много лет. Именно этот смысл я вкладываю во фразу «наблюдать за мыслителем». Об этом можно сказать иначе: слушайте голос в голове и будьте в ней как свидетельствующее присутствие.

Слушайте этот голос, но делайте это беспристрастно. Я хочу сказать, что вам нельзя выдавать какие-то суждения. Не судите и не осуждайте то, что слышите, поскольку такая ваша реакция может заставить тот же самый голос снова войти через ваш черный ход. Скоро вы осознаете положение дел и скажете себе: «Вот голос, а я слушаю его, наблюдаю за ним». Осознание своего нахождения в настоящем миге, это ощущение собственного присутствия - не мысль. Такое осознание приходит из-за пределов ума.

Итак, когда вы слушаете мысль, вы осознаете не только ее, но также и себя, который свидетельствует эту мысль. В вас возникло новое измерение сознания. Слушая мысль, вы чувствуете сознательное присутствие, то есть свое более глубокое естество, которое находится за пределами мысли или ниже ее. Потом мысль теряет свою власть над вами и быстро улетучивается, потому что вы больше не питаете ум энергией, отождествляя себя с ним. Это начало конца невольного и принудительного мышления.

Когда мысль улетучивается, вы ощущаете разрыв в ментальном потоке, иначе говоря - промежуток «не ума». Поначалу эти промежутки будут короткими, не дольше нескольких секунд, но постепенно они начнут удлиняться. Когда появляются эти промежутки, вы чувствуете в себе покой и безмятежность. Так начинается ваше естественное состояние прочувствованного единения с бытием, которое обычно затуманено умом. По мере развития практики ощущение безмятежности и покоя будет углубляться. На самом деле, это бездонная глубина. Вы также почувствуете тонкое лучение радости, идущее из вашей глубины. Это и естОрадшшобыггиже похоже на транс. Вовсе нет. Вы не теряете сознание. Все как раз наоборот. Если бы вам пришлось платить за свой покой частичной утратой сознания, а за безмятежность платить недостатком живой силы и бдительности, тогда всем этим не стоило бы и обладать. В этом состоянии внутренней связи вы гораздо более бдительны и осознанны, чем в состоянии отождествления себя с умом. Вы присутствуете в полной мере. Это состояние также увеличивает частоту вибрации энергетического поля, которое дает жизнь физическому телу.

По мере углубления в эту сферу не ума, как иногда называют это явление на Востоке, вы входите в состояние чистого сознания. В этом состоянии вы чувствуете свое присутствие так остро и с такой большой радостью, что все мысли, все эмоции, ваше физическое тело, как и весь внешний мир, становятся просто ничего не значащими по сравнению с вашим состоянием. Вместе с тем, это вовсе не эгоистическое состояние, а состояние отсутствия эго. Это состояние уносит вас за пределы того, что вы раньше считали самим собой. Это присутствие и есть ваша суть и одновременно нечто непостижимо большее, чем вы. То, что я пытаюсь передать вам, может звучать парадоксально или даже противоречиво, но иначе выразить это невозможно.

Вместо фразы «наблюдать за мыслителем» вы можете также создавать промежуток в потоке ума, просто направляя фокус своего внимания на настоящее мгновение. Просто станьте в полной мере сознающими настоящее мгновение. Если вы сделаете это, то получите глубокое удовлетворение. Таким образом, вы выводите сознание из умственной активности и создаете промежуток не ума, в котором пребываете совершенно бдительными и осознающими, но не мыслящими. В этом и есть суть медитации.

В своей обычной жизни вы можете практиковать эту технику, занимаясь любым рутинным делом, которое в обычном стечении обстоятельств представляет собой всего лишь способ достижения результата; вы направляете на это дело все свое внимание, и тогда оно становится уже само по себе результатом. Например, каждый раз, когда вы идете вверх и вниз по лестнице в своем доме или на работе, обращайте пристальное внимание на каждый свой шаг, каждое свое движение, даже на свое дыхание. Присутствуйте полностью. Когда вы моете руки, обращайте внимания на всякое чувственное восприятие, которое ассоциируется с деятельностью: на звук и ощущение воды, на движение своих рук, запах мыла и так далее. Когда вы садитесь в машину, закройте дверь и сделайте паузу в две секунды, понаблюдайте за потоком своего дыхания. Осознайте безмолвное, но мощное ощущение присутствия. Существует один определенный критерий, которым вы можете измерять свой успех в этой практике - это степень покоя, который вы ощущаете в самом себе.

Итак, единственный самый активный шаг в вашем движении к просветлению заключается в том, что вы учитесь не отождествлять себя со своим умом. Каждый раз, когда вы создаете промежуток в потоке ума, свет вашего сознания лучится ярче.

Однажды вы поймаете себя на том, что вы улыбаетесь, слыша голос в голове, как вы улыбнулись бы при виде шалостей ребенка. Это значит, что вы уже несерьезно воспринимаете содержание своего ума, так как ваше ощущение самого себя не зависит от ума.

Просветление: выход за пределы мышления.

Разве мышление не важно для выживания в этом мире?

Ваш ум - это инструмент, средство. Его следует использовать для определенной задачи, и как только эта задача выполнена, ум нужно отложить в сторону. Скажу, что в настоящее время от 80 до 90 процентов мыслей большинства людей не только повторяются, и они не только бесполезны, но из-за своей нефункциональной и зачастую отрицательной природы большая часть мыслей просто вредна. Понаблюдайте за своим умом, и вы поймете, что это действительно так. Ваш ум устраивает серьезную утечку жизненной энергии.

Такое принудительное мышление и в самом деле представляет собой наркотик. Что характеризует наркотик? Только то, что вы уже не чувствуете, что у вас есть возможность остановиться. Вам кажется, что объект вашей привязанности сильнее вас. Этот наркотик также придает вам ложное ощущение удовольствия, того самого удовольствия, которое неизбежно превращается в боль.

Почему мы так привязаны к мышлению?

Это произошло потому, что вы отождествляете себя с ним, а это значит, что вы извлекаете чувство своего существования из содержания и деятельности своего ума. Это произошло потому, что вы верите в то, что перестав думать, вы прекратите свое существование. По мере своего взросления вы формируете свой ментальный образ, основанный на вашей личной и культурной обусловленности. Мы можем назвать эту кажущуюся самость термином «эго». Оно состоит из работы ума и может поддерживать свою жизнедеятельность за счет беспрестанного мышления. Каждый человек по-своему понимает термин «эго», но я, используя его, подразумеваю ложную самость, созданную бессознательным отождествлением с умом.

Для эго настоящее мгновение почти не существует. Оно считает важным только прошлое и будущее. Этот полный выворот истины наизнанку объясняет тот факт, что в режиме эго ум действует столь разрушительно. Эго всегда заинтересовано поддержанием жизни прошлого, потому что кто вы такой без своего прошлого? Эго постоянно проецирует себя в будущее для того, чтобы дать гарантии своему продолжительному выживанию и поискать в грядущих днях какое-то освобождение и самореализацию. Эго говорит: «Однажды, когда случится первое, второе, пятое, десятое, я стану процветать, я буду жить счастливо и спокойно». Даже когда вам кажется, что эго интересуется настоящим, оно видит вовсе никакое не настоящее. Оно полностью искажает этот миг, поскольку смотрит на него глазами прошлого. Или же эго превращает настоящее в средство достижения цели, той самой цели, которая всегда лежит в будущем, которое проецируется умом. Понаблюдайте за своим умом, и вы увидите, что ум работает именно так.

Настоящее мгновение держит ключ к освобождению. Но вы не сможете найти настоящее мгновение до тех пор, пока вы будете своим умом.

Я не хочу терять свою способность анализировать и разграничивать. Я не возражаю против того, чтобы научиться мыслить яснее, более сосредоточенно, но я не хочу терять свой ум. Мышление — вот самый ценный дар, который есть у нас. Без мышления мы стали бы просто еще одними представителями животного мира.

Господство ума - это не более, чем ступень в эволюции сознания. Сейчас нам крайне необходимо перейти на следующую ступень, в противном случае ум, превратившийся в чудовище, разрушит нас. Позднее я поговорю об этом подробнее. Мышление и сознание - это не синонимы. Мышление - это всего лишь малая часть сознания. Мысль не может существовать без сознания, но сознанию не требуется никакая мысль.

Просветление означает, что вы поднимаетесь над мыслью, а не падаете на уровень ниже мысли, на уровень животных или растений. В просветленном состоянии вы продолжаете пользоваться своим мыслящим умом, когда в этом возникает необходимость, только более направленно и эффективно, чем прежде. Вы используете свой ум в основном для практических целей, но вы свободны от вынужденного внутреннего диалога, внутри вас царит тишина. Когда вы пользуетесь своим умом, и особенно когда у вас возникает потребность в творческом решении, вы через каждые несколько минут переходите из состояния мышления в тишину, из ума в не ум, а потом возвращаетесь обратно. Не ум - это сознание без мыслей. Только так можно мыслить творчески, потому что только в этом состоянии у мышления есть настоящая сила. Отдельная мысль, которая уже не связана с более обширной сферой сознания, быстро становится бесплодной, нездоровой и разрушительной.

Ум - это по сути своей механизм выживания. Нападение и защита от Других умов, а также собирание, хранение и анализ информации - вот где хорош ум, но в этом нет никакого творчества. Все настоящие люди искусства, сознательно или бессознательно, творят из пространства не ума, из внутреннего безмолвия. Потом ум придает форму творческому порыву или озарению. Даже великие ученые говорят о том, что прорывы в творческой деятельности у них случались тогда, когда в них замолкал ум. Общегосударственный опрос самых именитых американских математиков, включая Эйнштейна, на предмет их рабочих методов привел к удивительному результату: мышление «играет всего лишь подчиненную роль в краткой, решающей фазе самого творческого акта». Поэтому я сказал бы, что простая причина, по которой большинство ученых не творческие, не в том, что они не знают, как им мыслить, а в том, что они не знают, как им перестать мыслить!

Чудо сотворения жизни на земле, в том числе создания и поддержания вашего тела, обязано вовсе не уму. Здесь явно работает разум, который гораздо значительнее ума. Как может простая человеческая клетка со своими микроскопическими размерами содержать в ДНК информацию, которая заполнит тысячу книг, в каждой из которых будет шестьсот страниц? Чем больше мы узнаем о работе тела, тем нам становится яснее, насколько громаден разум, который действует в теле, и как мало нам известно. Когда ум уже не участвует в этой работе, он становится самым замечательным инструментом. Тогда он служит чему-то более значительному, нежели он сам.

Эмоция - это реакция вашего тела на ум.

А что вы скажете про эмоции? Я нахожусь в еще большем плену у своих эмоций, чем своего ума.

Ум в том смысле, который я вкладываю в это слово, - это не просто мысли. Он содержит в себе также и ваши эмоции вкупе со всеми шаблонами бессознательных ментально-эмоциональных реакций. Эмоция возникает там, где соединяются ум и тело. Это реакция тела на ваш ум. Иными словами, это отражение вашего ума в теле. Например, мысль о нападении или враждебная мысль спровоцирует в теле выброс энергии, который мы называем гневом. Тело готовится бороться. Мысль, которая угрожает вам, физически или психологически, заставляет тело напрягаться, и это физическая сторона того, что мы называем страхом. Исследования показали, что сильные эмоции изменяют биохимию тела. Эти биохимические изменения представляют собой физический или материальный аспект эмоции. Разумеется, обычно вы не осознаете все свои мыслительные шаблоны, и зачастую только через наблюдение за своими эмоциями вы можете вывести их в свое сознание.

Чем больше вы будете отождествлять себя со своим мышлением, со своими симпатиями и антипатиями, суждениями и толкованиями, иначе говоря - чем меньше вы будете присутствовать в качестве созерцающего сознания, тем более сильным будет эмоциональный заряд, осознаете вы его или нет. Если вы не сможете почувствовать свои эмоции, если вы будете отрезаны от них, тогда вы, в конечном итоге, ощутите их на чисто физическом уровне как симптом болезни. В последние годы об этом написано много книг, поэтому нам не нужно углубляться в этот вопрос. Сильный бессознательный эмоциональный шаблон может проявиться даже как внешнее событие, которое кажется вам спонтанным. Например, я заметил, что люди, которые носят в себе много гнева, не осознавая и не выражая его, часто подвергаются нападению, словесному или физическому, со стороны других гневливых людей, и нередко вовсе без явной причины. От таких людей исходит активное излучение гнева, которое, попадая на некоторых людей, бессознательно для них пробуждает их затаенный гнев.

Если вам трудно прочувствовать свои эмоции, начните с сосредоточения внимания на внутреннем энергетическом поле своего тела. Ощутите тело изнутри. Такое действие свяжет вас с вашими эмоциями. Позднее мы рассмотрим этот вопрос подробнее.

Вы утверждаете, что эмоции - это отражение ума в теле. Но иногда между этими двумя явлениями случаются конфликты: ум говорит «нет», а эмоция говорит «да», или наоборот.

Если вы действительно хотите познать свой ум, тогда тело всегда будет предоставлять вам истинное отражение, поэтому смотрите на эмоцию или, лучше, ощущайте ее в своем теле. Если возникнет конфликт между умом и телом - значит мысль будет ложью, а эмоция будет истиной. В это время вы переживете не высшую истину о том, кто вы есть, а относительную истину состояния своего ума.

Конфликт между поверхностными мыслями и бессознательными умственными процессами, конечно же, случается сплошь да рядом. Может быть, вы не сможете определить деятельность своего бессознательного ума как мысли, но эта деятельность всегда будет отражаться в теле как эмоция, и как раз это вы способны осознавать. Наблюдать за эмоцией в таком ключе - это все равно, что слушать или созерцать мысль, как я уже описывал ранее. Единственное различие заключается в том, что, если мысль находится в вашей голове, то у эмоции есть сильный физический компонент, поэтому ее прежде всего ощущают в теле. Тогда вы можете позволить эмоции существовать, не управляя ею. Вы уже не эмоция, а наблюдатель, созерцающее присутствие. Если вы станете практиковать этот метод, тогда все бессознательное в вас выйдет на свет сознания.

Стало быть, созерцание наших эмоций столь же важно, как и созерцание мыслей?

Да. Заведите привычку задавать себе вопрос: «Что происходит во мне в этот самый миг?» Этот вопрос укажет вам правильное направление. Но не анализируйте, а просто наблюдайте. Сосредоточьте внимание внутри себя. Почувствуйте энергию эмоции. Если же в вас нет никакой эмоции, тогда направьте внимание еще глубже во внутреннее энергетическое поле своего тела. Это дверь в бытие.

Эмоция обычно представляет собой задействованный, активизированный мыслительный шаблон, и из-за его зачастую перехлестывающего энергетического заряда, прежде всего, нелегко оставаться в настоящем миге для того, чтобы быть способным наблюдать за эмоцией. Эмоция хочет взять над вами верх, и обычно ей это удается, исключая те случаи, когда вы укоренены в настоящем мгновении. Если вас тянет в бессознательное отождествление с эмоцией из-за недостатка присутствия в настоящем мгновении, а так и бывает, тогда эмоция со временем станет именно вами. Часто порочный круг выстраивается между вашим мышлением и эмоцией, потому что они питают друг друга. Мыслительный шаблон создает увеличенное отражение самого себя в форме эмоции, а частота вибрации этой эмоции беспрестанно питает первоначальный мыслительный шаблон. Если внимательно рассмотреть ситуацию, событие или человека, который, как нам кажется, представляет собой причину эмоции, то окажется, что мысль питает эмоцию энергией, а эмоция, в свою очередь, наделяет энергией мыслительный шаблон, и так далее.

По сути, все эмоции - это разновидности одной первичной, исконной эмоции, которая появилась из-за потери осознания того, кто вы есть, за пределами имени и формы. Из-за ее сокровенной природы трудно найти название, которое точно описывает эту эмоцию. «Страх» - самое близкое понятие, но это явление отделено от постоянного ощущения угрозы, оно также включает в себя глубокое чувство одиночества и незавершенности. Возможно, лучше всего использовать термин, который столь же сокровенен, как и эта основная эмоция, этот термин - боль. Одна из основных задач ума заключается в том, чтобы бороться с этой эмоциональной болью или устранять ее, такова одна из причин его непрекращающейся деятельности, но в лучшем случае ум сможет заретушировать эту боль со временем. На самом деле, чем активнее ум старается избавиться от боли, тем сильнее эта боль. Ум никогда не может найти решение, и он также не может позволить себе разрешить вам найти решение, потому что он сам есть основа всей этой проблемы. Вообразите себе шефа полиции, который пытается найти поджигателя, в то время как он и есть тот самый поджигатель. Вы не избавитесь от этой боли до тех пор, пока не перестанете отождествлять себя с умом, иначе говоря - с эго. Тогда ум сойдет с трона, и вам откроется Бытие как ваша истинная природа.

Да, я знаю, какой вопрос вы зададите мне.

Я хотел спросить вас о том, что вы думаете о таких положительных эмоциях, как любовь и радость?

Они неотделимы от вашего естественного состояния внутреннего пребывания с Богом. Проблески любви и радости или краткие мгновения глубокого покоя наступают всякий раз, когда в потоке мыслей появляется промежуток. Для большинства людей такие промежутки появляются редко и только случайно, в те мгновения, когда ум «теряет дар речи»; иногда остановку ума вызывает сказочная красота, сильное физическое напряжение и даже большая опасность. Неожиданно в вас наступает внутренняя тишина. И в этой тишине возникает тонкая, но активная радость, в вас поселяются любовь и покой.

Обычно такие мгновения коротки, так как ум быстро возобновляет свою активность по созданию шума, который мы называем мышлением. Любовь, радость и покой не смогут расцвести до тех пор, пока вы не освободитесь от господства ума. Но я не назвал бы эти понятия эмоциями. Они располагаются за пределами эмоций, на гораздо более глубоком уровне. Поэтому вам нужно начать полностью осознавать свои эмоции и уметь чувствовать их прежде, чем вы сможете ощущать то, что находится за их пределами. Эмоция в буквальном смысле слова означает «смущение». Это слово происходит от латинского слова emovere, значение которого - «смущаться».

Любовь, радость и покой - это глубокие состояния бытия или, скорее, три аспекта состояния внутренней связи с бытием. У этих понятий нет противоположностей. Это происходит потому, что они возникают из-за пределов ума. С другой стороны, эмоции, являясь частью дуалистического ума, подвержены воздействию закона противоположностей. Это просто означает, что у вас не может быть хорошего без плохого. Итак, в непросветленном, отождествленном с умом состоянии то, что иногда неверно называют «радостью», обычно представляет собой недолговечное удовольствие, которое постоянно сменяется на боль, находясь на качелях боль- удовольствие. Удовольствие всегда исходит откуда-то вне вас, то-

2 Тит Нат Хан гда как радость возникает внутри вас. Та самая вещь, которая сегодня дает вам радость, завтра даст вам печаль, или же эта вещь покинет вас, и вы почувст



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.