Сделай Сам Свою Работу на 5

УРОВЕНЬ БЕЗРАБОТИЦЫ. УРОВЕНЬ ОБЩЕЙ И ЗАРЕГИСТРИРОВАННОЙ БЕЗРАБОТИЦЫ В РОССИИ

Уровень безработицы ¾ это удельный вес численности безработных в численности экономически активного населения.

Экономически активное население (занятая рабочая сила) ¾ это часть населения, обеспечивающая создание товаров и услуг.

Уровень безработицы является одним из важнейших показателей экономического положения страны, хотя его нельзя считать безошибочным барометром благополучия экономики.

В России экономически активное население в 2002 г. составило 72,2 млн. чел., из них безработных ¾ 7,1 млн. чел., отсюда официальный уровень безработицы ¾ 9,0%1.

В то же время численность безработных граждан, зарегистрированных в службе занятости2 в 2000 и 2001 гг., составляет 1,5%.

Что касается прогноза на рынке труда, то, по данным Минэкономразвития, уровень общей безработицы составит в 2005 г. 10,3%.

Безработица ¾ относительно новый для России феномен.

Исходя из данных показателей мы видим, что решение проблемы поддержания занятости требует принятия неотложных государственных мер как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации.

Таблица 32.1

Прогноз показателей занятости и безработицы в Российской Федерации*
(в среднегодовом исчислении)

Устойчивый разрыв между общей и регистрируемой безработицей составляет одну из наиболее парадоксальных черт российского рынка труда. Установлено, что весьма незначительная часть российских безработных обращается за официальной регистрацией в государственные службы занятости. Этот феномен стал одной из главных «загадок» российского рынка труда.

Что касается регистрируемой безработицы,то основу ее измерения составляет административная информация о клиентах государственных служб занятости (ГСЗ). Показатели регистрируемой безработицы обладают тем преимуществом, что опираются на сплошное непрерывное статистическое наблюдение и отличаются высокой степенью оперативности (рассчитываются ежемесячно). Они выполняют важную инструментальную функцию, обеспечивая информационную базу для формирования государственной политики на рынке труда и открывая возможности для оценки ее масштабов и степени эффективности.



Основные принципы регистрации безработных установлены Законом о занятости населения. В соответствии с ним официальными безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней (п. 1 ст. 3). Хотя в этом определении упоминаются критерии отсутствия работы, ее поиска и готовности к ней приступить, методологически оценки регистрируемой безработицы отличаются от оценок общей безработицы. Далеко не каждый, кто может быть квалифицирован как безработный в соответствии со стандартным определением МОТ, имеет право на получение официального статуса безработного.

Существует несколько альтернативных показателей, которые могут использоваться для оценки масштабов поисковой активности на рынке труда в той части, в какой она отслеживается государственными службами занятости:

¨ общая численность лиц, обратившихся в ГСЗ по вопросам трудоустройства;

¨ численность лиц, не занятых трудовой деятельностью, состоящих на учете в службах занятости. В их число не входят те, кто, имея работу, ищут альтернативную или дополнительную занятость, а также учащиеся и студенты дневной формы обучения;

¨ численность лиц, зарегистрированных в ГСЗ в качестве безработных. По сравнению с предыдущей эта категория является более узкой и не включает: а) молодых людей до 16 лет; б) пенсионеров; в) лиц, отказавшихся в течение 10 дней со дня обращения от двух вариантов подходящей работы, а также лиц, отказавшихся от двух вариантов профессиональной подготовки или двух предложений оплачиваемой работы (в том случае, если они не имели профессии и искали работу впервые); г) лиц, не явившихся без уважительной причины в течение 10 дней со дня регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы; д) лиц, не явившихся в срок, установленный для их регистрации в качестве безработных. К безработным не относятся также лица, прошедшие первичную регистрацию и ждущие решения о присвоении им статуса безработного, и лица, направленные для прохождения обучения и переобучения, которые на этот период квалифицируются как занятые;

¨ численность безработных, которым назначено пособие по безработице. Пособие назначается не всем зарегистрированным безработным. В частности, оно не предоставляется тем, кто уже исчерпал право на его получение.

На начало 2000 г. в России с учетом скрытой безработицы ее фактический уровень достигает 20-23%, а в ряде регионов страны ¾ существенно выше этой усредненной величины: в районах Севера, малых городах России, ряде закрытых зон, районах дислокации предприятий легкой и угольной промышленности и в устойчиво депрессивных регионах (в частности, Кавказа), превращающихся постепенно в зоны застойной безработицы.

Наряду с понятием «безработица» в экономическом анализе используется другое, не менее важное понятие ¾ «полная занятость».

 

Рекомендация:

Для самоконтроля полученных знаний выполните тренировочные задания из набора объектов к текущему параграфу

 

1 Численность безработных, по методологии МОТ, определяется на основе обследований Госкомстата России и включает лиц в возрасте 15-72 лет, не имеющих занятия, но активно их ищущих и готовых приступить к работе немедленно, а также учащихся, студентов, пенсионеров и инвалидов, если они занимались поиском работы и были готовы приступить к ней.

2 Численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, определяется на основе статистических данных органов службы занятости и включает трудоспособных граждан в возрасте 16-54 лет.

 



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.