Сделай Сам Свою Работу на 5

Доходы общественного сектора





6.1 Источники доходов

Способность общественного сектора поставлять общественные блага и осуществлять перераспределение зависит от доходов, которыми он располагает. Государство обладает законным правом принуждения.

Доходы общественного сектора складываются из налоговых поступлений, а также доходов государственных предприятий. Налоги включают все виды доходов, аккумулируемых государством с помощью права принуждения.

Доходы государственных предприятий образуются также как и доходы предприятий частного сектора. Если доля государственных предприятий велика, то их доходы определяют финансовое состояние общественного сектора. Однако не все доходы государственных предприятий находятся в распоряжении государства. Государственное предприятие самостоятельно выплачивает заработную плату, возмещает другие издержки, инвестирует часть прибыли в собственное развитие. Чистая прибыль передается в бюджет.

Если же речь идет о неконкурентоспособных предприятиях и о бюджетных учреждениях, то их расходы приходится полностью или частично финансировать, либо за счет прибыльных предприятий общественного сектора, либо за счет налогов. Доходы государственного предприятия тем больше, чем меньше рыночное поведение этого предприятия отличается от поведения его конкурентов, находящихся в частной собственности.



 

Новые слова и выражения:

Источники доходов

Налоги

Аккумулировать

Право принуждения

Государственные предприятия

Неконкурентоспособное предприятие

Бюджетные учреждения

 

6.2 Типы организаций общественного сектора

В производстве, как в рамках общественного сектора, так и в качестве его поставщиков участвуют четыре типа организаций: частные предприятия, государственные предприятия, государственные некоммерческие организации и частные (негосударственные) некоммерческие организации.

Частные предприятия выступают по отношению к общественному сектору в двух ролях: объектов налогообложения и поставщиков. Заключение контрактов с частными предприятиями, наиболее целесообразно, когда требования к количеству и качеству продукции и услуг удается точно зафиксировать. В этом случае удается добиваться снижения затрат.



Особенность контрактов между государственными органами и государственными предприятиями на поставку товаров и услуг состоит в том, что в распоряжении заказчика находятся рычаги воздействия на поставщика.

Государственная некоммерческая организация получает бюджетные ассигнования исходя не из фактических результатов, а из объема и структуры выполняемой работы. Причем направления этой работы и ее основные параметры определяются государством.

Негосударственные некоммерческие организации создаются по инициативе лиц, готовых затрачивать силы и средства, без расчета на прибыль. Эти организации не принадлежат к общественному сектору, но их взаимоотношения с этим сектором строятся иначе, чем у частных предприятий. Негосударственные некоммерческие организации, подобно общественному сектору, действуют в зонах «провалов» рынка.

Новые слова и выражения:

Частные предприятия

Поставщики

Заказчики

Государственные предприятия

Государственные некоммерческие организации

Бюджетные ассигнования

Частные (негосударственные) некоммерческие организации

6.3 Виды налогов

Налоги подразделяются на прямые и косвенные. Прямыми налогами облагаются непосредственно физические и юридические лица, а также их доходы. Например, подоходный налог с физических лиц и налог на прибыль с предприятий. Косвенными налогами облагаются ресурсы, виды деятельности, товары и услуги. Например, налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины, регистрационные, лицензионные и иные сборы и т.п.



В России наибольшее место в совокупных доходах общественного сектора занимают налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы и платежи в различные внебюджетные фонды.

Выделяют пропорциональное, прогрессивное и регрессивное налогообложение. Налог называется пропорциональным, если он возрастает в той же пропорции, что и доход плательщика. При прогрессивном налогообложении доля налога в доходе растет по мере его увеличения. При регрессивном налогообложении доля налога в доходе уменьшается по мере его увеличения.

Различия между пропорциональными, прогрессивными и регрессивными налогами связаны с неодинаковыми соотношениями предельных и средних норм налогообложения. Норма налогообложения характеризует ту часть дохода, которая изымается в виде налога. Средняя норма – это отношение величины налога к доходу, предельная норма – производная налога по доходу. При пропорциональном налогообложении предельная норма постоянна и равна средней при любой величине дохода. При прогрессивном налогообложении средняя норма растет, при регрессивном снижается.

Размеры и структура налогообложения должны соответствовать потребностям в общественных благах и справедливом перераспределении. Связь налога с конкретным направлением расходования средств называется маркировкой налога. Если налог имеет целевой характер, он называется маркированным. Все прочие налоги являются немаркированными. Средства от немаркированных налогов, могут использоваться для решения разнообразных задач.

 

Новые слова и выражения:

Прямые налоги

Физические лица

Юридические лица

Подоходный налог с физических лиц

Налог на прибыль с предприятий

Налог на добавленную стоимость

Акцизы

Таможенные пошлины

Регистрационные, лицензионные и иные сборы

Совокупные доходы общественного сектора

Пропорциональное налогообложение

Прогрессивное налогообложение

Регрессивное налогообложение

Норма налогообложения

Средняя норма

Предельная норма

Маркировка налога

Маркированный налог

Немаркированный налог

 

 

6.4 Критерии оценки налоговых систем

Критериями сравнения налоговых систем являются:

Ø Относительное равенство обязательств. Законное право государства на принуждение должно в равной степени применяться ко всем гражданам. Дифференциация налогов должна соответствовать предпочтениям индивидов в отношении общественных благ.

Имеются два основных принципа дифференциации налогов: принцип получаемых выгод и принцип платежеспособности. Принцип получаемых выгод – если для одного индивида действия государства полезнее, чем для другого, первый должен вносить больший вклад в финансирование общественного блага.

Принцип платежеспособности – способностьотдельных плательщиков нести налоговое бремя оценивается размером получаемых доходов (подоходный налог, налог на прибыль), объемом покупок (акцизы).

Ø Экономическая нейтральность. Повышение эффективности предполагает согласованность налогового бремени с потребностями в общественных благах. Кроме того, налоги влияют на аллокацию ресурсов за пределами общественного сектора. Если, например, инвестиции в промышленность облагаются большими налогами, у предпринимателей теряется заинтересованность в развитии производства. Главная проблема состоит в том, какие способы сбора налоги окажутся наименее болезненными для плательщиков и нанесут наименьший ущерб хозяйству.

Ø Организационная простота налога позволяет равномерно и достаточно полно собирать его на протяжении всего года при невысоких административных издержках

Ø Гибкость и контролируемость налогов со стороны плательщиков.

Разнообразие структур налогообложения обусловлено тем, что в разных странах придают не одинаковое значение отдельным критериям. Так, с точки зрения организационной простоты косвенные налоги в целом превосходят прямые, зато обычно уступают им с позиций контролируемости и соответствия принципу платежеспособности.

Новые слова и выражения:

Относительное равенство обязательств

Принципы дифференциации налогов

Принцип получаемых выгод

Принцип платежеспособности

Налоговое бремя

Экономическая нейтральность

Аллокация ресурсов

Организационная простота налога

Административные издержки

Гибкость и контролируемость налогов со стороны плательщиков

Вопросы и задания к тексту:

1. Доходы общественного сектора включают:

а) Налоги и доходы государственных предприятий

б) Налоги

в) Налоги и доходы частных предприятий

г) Доходы частных предприятий

2. К прямым налогам относят:

а) Акцизы

б) Налог на прибыль

в) Таможенные пошлины

г) Налог на добавленную стоимость

3. Если налог имеет целевой характер, он называется:

а) Целевым

б) Немаркированным

в) Маркированным

г) Точным

4. Принципы дифференциации налогов:

а) Принцип получаемых выгод и принцип платежеспособности

б) Принцип получаемых выгод

в) Принцип платежеспособности

г) Принцип равномерности

 

Верно/ Неверно

1. Государство не обладает законным правом принуждения.

2. Негосударственные некоммерческие организации действуют в зонах «провалов» рынка.

3. Налог называется пропорциональным, если доля налога в доходе растет по мере его увеличения.

4. Налоги влияют на аллокацию ресурсов за пределами общественного сектора.

5. Дифференциация налогов должна соответствовать предпочтениям индивидов в отношении общественных благ.

Налоги и налогообложение

7.1 Налоговые обязательства и перемещения налогов

Налоговые обязательствафизических и юридических лиц устанавливаются законодательством. Однако налогоплательщик, старается вести себя так, чтобы уменьшить часть налогового бремени, которую ему предстоит нести. Например, при необходимости уплачивать акцизы, продавцы товаров стремятся повысить цены на них, чтобы переложить бремя налога на покупателей.

Если норма налога на прибыль высокая, то предпринимательская активность сдерживается, поскольку владельцы капиталов избегают чрезмерных налоговых обязательств. Они предпочитают больше тратить на потребление или инвестировать средства там, где налоговые обязательства меньше. Высокий акциз на товар побуждает производителей и потребителей заменять его другими.

Налогоплательщик способен, формально не уменьшая обязательств перед государством, компенсировать свои выплаты за счет других лиц, с кем он связан отношениями купли-продажи.

Если покупатель смещает налоговое бремя на продавцов, это называют перемещением назад. Это возможно, если предприниматель способен диктовать свои условия поставщикам факторов производства. Если продавцы смещают налоговое бремя на покупателей, это называется перемещением вперед. Такая ситуация возникает, когда производители пытаются компенсировать налоги, включая их в цены, по которым товары предлагаются потребителям.

Способность налогоплательщиков перемещать налоги на своих контрагентов зависит от характера рынков, на которых они взаимодействуют. Если рынок является конкурентным (ни один продавец или покупатель не в состоянии повлиять на цену), то возможности перемещения налогового бремени определяются соотношением эластичностей спроса и предложения.

На монополизированном рынке даже самая высокая гибкость предложения не гарантирует продавцу возможность полного перемещения налогового бремени на покупателей. Если речь идет о пропорциональном обложении прибыли и при этом монополист стремится максимизировать прибыль, налог не приводит к изменению выпуска. Избегая уменьшения выпуска, монополист вынужден целиком принять на себя налоговое бремя. Однако если он максимизирует не прибыль, а доход он сократит объем производства, и часть налогового бремени переместится на потребителей.

Новые слова и выражения:

Налоговые обязательства

Налоговое бремя

Перемещение назад

Перемещение вперед

Контрагенты

Компенсировать налоги

7.2 Сферы действия налогов и общее равновесие

Унифицированный налогне зависит от специфики отрасли, товара или услуги. В странах с развитой рыночной экономикой такой налог обычно выплачивают корпорации. Налог на прибыль корпораций может степени перемещаться вперед (на потребителей), назад (на наемных работников), а также на владельцев капитала в некорпоративном секторе.

В краткосрочном периоде эластичность предложения капитала в корпоративном секторе невысока. Для того чтобы в ответ на появление или повышение налога на прибыль изъять значительную часть ранее вложенного капитала, требуется время. Поэтому приходится нести налоговое бремя.

В долгосрочном периоде эластичность предложения капитала очень высока, и обычно ее можно считать близкой к бесконечности. Современная рыночная экономика является открытой и капитал способен свободно перемещаться через границы. Поэтому налогообложение прибыли в долгосрочном периоде приводит к соответствующим уменьшениям предложения капитала и относительному повышению нормы прибыли.

Высокая эластичность предложения дает возможность перемещать налоговое бремя, и в долгосрочном периоде корпорации способны покидать сферу действия налога.

Однако в среднесрочном периоде налог на прибыль корпораций может быть частично перемещен и на владельцев капитала в некорпоративном секторе. Среднесрочный период достаточен для перелива капитала между секторами, но не для глубокого изменения пропорции между текущим потреблением и сбережениями, так что суммарное предложение капитала можно рассматривать как неизменное. Перемещение налога зависит от конкретного соотношения эластичностей предложения и спроса на капитал в секторе, на который возложено обязательство по налогу на прибыль.

В корпоративном секторе, как правило, сосредоточены капиталоемкие производства, в некорпоративном – капиталоемкость ниже, а трудоемкость выше. Поэтому изменение структуры спроса приведет к относительному снижению спроса на капитал и повышению спроса на труд. Следовательно, налог на прибыль корпораций вызывает замещение капитала трудом не только внутри корпоративного сектора, но и в масштабах всей экономики.

 

Новые слова и выражения:

Унифицированный налог

Корпоративный сектор

Некорпоративный сектор

Перелив капитала

Капиталоемкость

Трудоемкость

7.3 Налогообложение и излишек потребителя

Налогоплательщики реагируют на введение или повышение налога двояким образом. Они, с одной стороны, минимизируют свои налоговые обязательства, изменяя структуру и интенсивность продаж, покупок и производства. С другой, – стараются переместить налоговое бремя на контрагентов. То есть происходит замещение налогооблагаемых видов деятельности, продуктов или ресурсов иными, менее подверженными налогообложению.

В частности, при высокой эластичности спроса покупатели сокращают покупки налогооблагаемого товара. Это позволяет им переместить налоговое бремя на продавцов. При высокой эластичности предложения производители в ответ на налогообложение снижают выпуск данного товара. Благодаря этому смещают налоговое бремя на потребителей. Так проявляется искажающее действие налога.

За возможность сместить налоговое бремя на контрагентов приходится в большинстве случаев платить отказом от той структуры потребления или производства, которая была бы наиболее желательной при отсутствии налога. Это позволяет предотвратить денежный ущерб, но само по себе является потерей полезности.

В качестве примера рассмотрим случай, когда предложение абсолютно эластично и за счет потребителей выплачивается специфический налог в размере U на единицу товара (рисунок 5). В результате налогообложения излишек потребителя сокращается на величину, характеризуемую площадью трапеции Р0Р1Е1Е0.

Государство собирает налог в размере Q1U, соответствующем площади прямоугольника Р0Р1Е1Е1'. Допустим, что эти средства полностью возвращаются потребителям в виде общественных благ, которые государство поставляет за счет собранного налога. В таком случае налогоплательщики теряют только ту часть потребительского излишка, которая изображена треугольником Е'1Е1Е0.

Рисунок 5 – Избыточное налоговое бремя

D - кривая спроса: S0 - кривая предложения до введения налога; S1 - кривая предложения после введения налога; Р1 и Р0 - цены, по которым потребители приобретали товар соответственно до и после введения налога; Е0 и Е1 - точки равновесия до и после введения налога; Е1'- точка, соответствующая сочетанию «посленалогового» объема продаж Q1 с «доналоговой» ценой может служить характеристикой тех потерь полезности, которые причиняются производителям и потребителям искажающим действием налога.

 

На практике потери потребителей от налогообложения могут оказаться более значительными. Многое зависит, например, от того, какую часть собранных средств поглощают административные расходы и насколько поставляемые общественные блага соответствуют предпочтениям потребителей. Однако даже при идеальном использовании бюджета налогообложение способно вызывать чистые потери потребительского излишка.

Так как спрос на общественные блага приходится удовлетворять с помощью налогообложения, задача состоит не в том, чтобы уменьшить общую сумму налогов. Необходимо минимизировать избыточную часть налогового бремени при данной величине другой его части, которую образуют налоговые поступления.

Когда поставка общественных благ приносит значительный потребительский излишек, он может перевешивать избыточное налоговое бремя. Однако если возможен выбор между несколькими вариантами налогообложения, позволяющими собрать одну и ту же сумму, имеет смысл отдавать предпочтение менее искажающим налогам. Им свойственна меньшая относительная величина избыточного бремени, а, следовательно, они относительно эффективнее.

Новые слова и выражения:

Искажающее действие налога

Излишек потребителя

 

7.4 Эффект замещения, эффект дохода и избыточное налоговое бремя

Налоги существенно затрагивают доходы плательщика. Изменение уровня располагаемого дохода, а не только сдвиги в соотношениях между ценами, влияет на потребительские предпочтения.

Налог как бы частично обесценивает денежный доход, который получает потребитель. Теперь уже на тот же номинальный доход можно приобрести лишь такой потребительский набор, который уступает по своей полезности набору, приобретавшемуся ранее. В этих условиях полезности единицы любого блага будет соответствовать иная, чем первоначально, денежная сумма.

Во-первых, происходит полное или частичное замещение налогооблагаемого товара другими. Во-вторых, объем и структура потребления приспосабливаются к новому реальному уровню дохода. Следовательно, требуется учитывать как эффект замещения, так и эффект дохода.

Избыточное бремя само по себе не является суммой денег. Оно представляет собой изменение значения функции полезности, сдвиг в благосостоянии. Его можно приравнять к денежной сумме, но при этом одному и тому же сдвигу в благосостоянии могут соответствовать разные денежные суммы в зависимости от уровня цен. Изменение денежного масштаба, в котором измеряется избыточное налоговое бремя, связано с эффектом дохода, а само это бремя – с эффектом замещения.

Изобразим эффекты замещения и дохода графически. По оси Х отложим количество налогооблагаемого товара Q в натуральном выражении, а оси Y – денежный доход Y (рисунок 6). Доналоговый денежный доход индивида равен Y*. Максимальное количество рассматриваемого товара, которое можно было купить на эту сумму до введения налога, равно QA. Прямая Y*QA фиксирует бюджетное ограничение. IA - кривая безразличия, проходящая через точку А. Эта точка соответствует доналоговой ситуации, когда потреблялось Q0 товара, а денежная сумма Y0 оставалась на другие расходы. Отрезок Y0Y* отображает доналоговые расходы на товар.

 

 

Рисунок 6 – Влияние налогообложения на благосостояние потребителя

 

Пусть введен специфический налог, обусловивший повышение цены. Это значит, что если бы потребитель отказался от всех остальных товаров и услуг, он смог бы купить меньшее количество данного товара, чем прежде (QB < QA). Новое бюджетное ограничение обозначено линией Y*QB. Точка Y* осталась в прежнем положении, потому что, если бы потребитель полностью перестал покупать налогооблагаемый товар (Q = 0), налог никак не сказался на величине его располагаемого дохода.

Посленалоговое равновесие отображено точкой В.Теперь потребляется только Q1 единиц товара, а на другие товары и услуги остается сумма Y1, которая меньше Y0. Через точку В проходит кривая безразличия IВ, которая отвечает более низкому уровню благосостояния, чем IA.

Переход из доналоговой ситуации в посленалоговую происходит в два этапа: сначала проявляет себя эффект замещения, а потом эффект дохода. Сначала потребитель, сохраняя исходный уровень благосостояния, изменяет лишь структуру покупок под влиянием изменений относительных цен, а затем он сокращает общий объем покупок. Эффекту замещения соответствует поворот линии бюджетного ограничения вокруг кривой безразличия, ведь угол наклона бюджетного ограничения характеризует не что иное, как соотношение цен. А эффекту дохода соответствует параллельный сдвиг линии бюджетного ограничения.

Проведем касательную Y**Qc к кривой безразличия IА, параллельную посленалоговому бюджетному ограничению Y*QB. Точка касания С была бы точкой равновесия при посленалоговом соотношении цен, но при отсутствии эффекта дохода. Следовательно, отрезок Q0QS характеризует величину эффекта замещения, а отрезок QsQ1 - величину эффекта дохода.

В посленалоговом равновесии В потребитель покупает Q1 единиц налогооблагаемого товара, которые обходятся ему в сумму (Y* - Y1). Если бы у него сохранялось прежнее бюджетное ограничение Y*QA, но при этом он покупал Q1, а не Q0 единиц данного товара, то на другие товары и услуги у него оставалось бы больше средств. Обозначим эту сумму буквой Н. Продлив линию Q1B до пересечения с бюджетным ограничением Y*QA, мы получим отрезок Q1M, длина которого равна Н. Разность (Н – Y1) соответствует величине налоговых поступлений. H – Y1 = (Y* - Y1) - (Y* - H). В первой скобке – посленалоговая стоимость Q1 - единиц рассматриваемого товара, а во второй – доналоговая стоимость того же количества товара. Разность представляет собой налог.

Снижение благосостоянияпотребителя может быть выражено в денежной форме разностью (Y** - Y*). Прямая Y**Qc представляет собой потенциально возможный вариант бюджетного ограничения, при котором посленалоговые цены сочетались бы с доналоговым уровнем благосостояния. Разность (Y** - Y*) показывает, какая сумма минимально необходима, чтобы компенсировать потребителю изменение цены, возвратив его при посленалоговых ценах на доналоговый уровень благосостояния. Эта разность называется компенсирующим изменением.

Снижение благосостояния, измеряемое компенсирующим изменением, более значительно, чем налоговые поступления. Поскольку посленалоговое бюджетное ограничение жестче доналогового, параллельные линии Y*QB и Y**0С круче, чем Y*QA . Это значит, что на вертикальной прямой, проходящей через Q1, точка М, соответствующая по высоте H, находится ниже, чем пересечение с Y**QC, которое на рисунке обозначено буквой N. Отрезок BN равен по длине отрезку Y*Y** (оба они характеризуют параллельный сдвиг), а, следовательно, соответствует разнице в благосостоянии между доналоговой и посленалоговой ситуациями. Разность (F- H) характеризует избыточное налоговое бремя.

Итак, избыточное налоговое бремя представляет собой денежный эквивалент потерь полезности, которые вызываются эффектом замещения. Эффект замещения непосредственно выражает искажающее действие налога. Оно состоит в искажении соотношений цен, на основе которых осуществляется аллокация ресурсов.

Новые слова и выражения:

Избыточное налоговое бремя

Доналоговая ситуация

Посленалоговая ситуация

Эффект дохода

Эффект замещения

Компенсирующее изменение

Искажающее действие налога

Аллокация ресурсов

7.5 Оптимальное налогообложение и распределение доходов

При выборе налоговой системы, должно учитываться, какой из вариантов порождает наименьшее избыточное бремя. Задача состоит в минимизации избыточного бремени при заданной величине налоговых поступлений и некоторых ограничениях на распределение доходов.

Пусть имеются два товара, каждый из которых можно обложить налогом. При одинаковом обложении большее избыточное бремя будет связано с тем товаром, эластичность спроса на который выше. Это видно на рисунке 7. В верхней части изображены функция спроса DA на товар А и соответствующие доналоговая и посленалоговая цены Р0А и Р1А, а в нижней части – менее эластичная функция спроса DВ на товар В и соответствующие доналоговая и посленалоговая цены Р0В и Р1В. На рисунке отрезки Р0АР1А и Р0ВР1В, имеют одинаковую длину, то есть речь идет об одинаковых специфических налогах.

Сокращение объема продаж в первом случае значительнее, чем во втором (Q0А - Q1А >Q0В - Q1В), что определяет разницу в площади заштрихованных треугольников. Для функции А на каждую единицу налоговых поступлений приходится большее избыточное бремя, чем для функции В. Следовательно, налог размещен неоптимально.Стремясь к минимизации избыточного бремени при данной потребности в налоговых поступлениях, следует уменьшить обложение товара А и увеличить обложение товара В.

 

Рисунок 7 – Избыточное бремя при налогообложении товаров с разной эластичностью спроса

 

В случае пропорционального налогообложения товаров можно сформулировать правило: оптимальные ставки налога обратно пропорциональны величинам компенсированной эластичности спроса.

При оптимальном налогообложении физический объем производства (продаж) каждого из товаров сокращается в одинаковой пропорции.Это утверждение называется правилом Рамсея.

Искажающее действие налогов связано с тем, что досуг, с одной стороны, сопоставим с товарами и услугами как фактор благосостояния, а с другой, – непосредственно не поддается налогообложению.

Последствия искажений могут быть уменьшены, если при прочих равных условиях товары и услуги, взаимозаменяемые по отношению к досугу, будут облагаться меньшими налогами, чем товары и услуги, взаимодополняемые с досугом. Таково правило Корлетта-Хейга.

Если блага взаимозаменяемы, то рост цены на одно из них, в том числе за счет налогообложения, приводит к увеличению потребления второго, а если они взаимодополняемы, то повышение цены на одно влечет сокращение потребления второго.

Это правило отвечает принципу «второго лучшего», который играет важную роль в экономике общественного сектора. Принцип «второго лучшего» говорит о том, что при отсутствии одного или нескольких условий достижения оптимума по Парето наилучшее из возможных решений связано с нарушением других условий, даже если они сами по себе выполнимы.

Например, регулируя цены, государство заведомо нарушает общепринятое условие достижения экономического оптимума. Если речь идет о естественной монополии, то беспрепятственное установление цен способно приводить к большим отклонениям от оптимума, чем регулирование.

Пусть возможно создание двух не вполне одинаковых систем, в равной мере отвечающих одним и тем же требованиям к распределению доходов. Однако первая из двух порождает большие потери эффективности, чем вторая. В этом случае переход от первой ко второй представлял бы собой Парето-улучшение. Налоговая структура, являющаяся в указанном смысле наилучшей при данных условиях, называется Парето-эффективной налоговой структурой.

Новые слова и выражения:

Оптимальное налогообложение

Оптимальные ставки налога

Правило Рамсея

Досуг

Фактор благосостояния

Правило Корлетта-Хейга

Принцип «второго лучшего»

Вопросы и задания к тексту:

1. Если покупатель смещает налоговое бремя на продавцов, это называют:

а) Перемещением вперед

б) Перемещением назад

в) Перемещением влево

г) Перемещением вправо

2. Если продавцы смещают налоговое бремя на покупателей, это называется:

а) Перемещением влево

б) Перемещением вправо

в) Перемещением вперед

г) Перемещением назад

3. В краткосрочном периодеэластичность предложения капитала в корпоративном секторе:

а) Невысокая

б) Высокая

в) Единичная

г) Стремится к бесконечности

4. Искажающее действие налогов:

а) Налогоплательщики смещают налоговое бремя на контрагентов

б) Налогоплательщики стремятся заплатить налоги

в) Налоговые ставки не устанавливаются

г) Налоги платят только потребители

 

Верно/ Неверно

1. Если норма налога на прибыль высокая, то предпринимательская активность сдерживается.

2. Налоги не затрагивают доходы плательщика.

3. Изменение денежного масштаба, в котором измеряется избыточное налоговое бремя, связано с эффектом замещения, а само это бремя – с эффектом дохода.

4. Эффект замещения непосредственно выражает искажающее действие налога.

5. При оптимальном налогообложении физический объем производства каждого из товаров сокращается в одинаковой пропорции.

Общественные расходы

8.1 Формы общественных расходов

Общественные расходы – это целенаправленное использование ресурсов общественного сектора для удовлетворения потребностей в общественных благах.

Общественные расходы решают следующие задачи:

Ø Оказание социальной помощи тем членам общества, которые не имеют возможности самостоятельно себя обеспечить. Например, пособия инвалидам.

Ø Обеспечение обязательного страхования на случай болезни, безработицы и т.п. В данном случае имеет место предварительное аккумулирование средств застрахованных с целью последующей выплаты при наступлении страхового случая. Субститутом социальной помощи выступает частная благотворительность, а субститутом общественного страхования является страхование частное и добровольное.

Ø Производство и приобретение материальных благ и услуг. Как правило, они обладают свойствами чистых или смешанных общественных благ.

Формы общественных расходов:

v финансирование расходов организаций общественного сектора, закупок товаров или услуг;

v субсидирование предприятий и организаций, поставляющих продукцию на рынок;

v денежные и натуральные выплаты по программам социальной помощи и страхования.

 

Новые слова и выражения:

Общественные расходы

Социальная помощь

Пособия

Социальное страхование

Субститут

Частная благотворительность

Страхование частное и добровольное

8.2 Перемещение выгод и сферы действия программ общественных расходов

Общественные расходы можно представить в качестве отрицательных налогов. Соответственно, на общественные расходы распространяются многие положения, которые применяются к налогам.

Также как и сфера действия налога не всегда совпадает с кругом его плательщиков, программа общественных расходов приносит выгоды не только одним реципиентам. Реципиенты – это те, кто получает блага или денежные средства из общественного сектора. Тот круг лиц, на которых распространяются выгоды, обусловленные данной программой, называют сферой действия программы общественных расходов.

Если результатом общественных расходов становится создание чистого общественного блага, то в роли реципиентов выступают все члены общества и проблемы перемещения выгод нет. Во многих случаях основным либо побочным результатом программы является создание или перераспределение частных благ.

Например, программа денежных выплат безработным. Средства, которые передаются на основе программы, используются безработными, в частности, для приобретения продуктов питания. Одно из последствий принятия программы – увеличение спроса на продовольственные товары. Если эластичность предложения этих товаров относительно невысока, то следствием становится рост цен и частичное перемещение выгод от реципиентов программы в пользу производителей и продавцов продовольствия.

Налоговое бремя и выгоды от программы способны перемещаться на тех, кто выступает контрагентами налогоплательщиков, или реципиентов. Причем преимущество в эластичности благоприятствует как смещению налогового бремени на контрагентов, так и перемещению выгод на себя.

Перемещение выгод – основная причина, по которой сфера действия программы не отвечает замыслам тех, кто ее поддерживал. Иногда несовпадение возникает и вследствие недостаточно продуманных процедур определения круга потенциальных и действительных реципиентов.

Новые слова и выражения:

Перемещение выгод

Сфера действия программы общественных расходов

Отрицательные налоги

Реципиенты

Контрагенты

 

8.3 Контрактация и квази-рынки в общественном секторе

Для удовлетворения общественных потребностей государство может заключать контракты с частными фирмами на поставку товаров и услуг. Например, упраздняются муниципальные службы уборки мусора и нанимаются частные фирмы, которые обязуются убирать мусор, соблюдая требования контракта.

В условиях контрактации партнерами общественного сектора, становятся предприятия и организации, не находящиеся в собственности государства. Наряду с этим, внутри самого общественного сектора все чаще формируются квази-рынки на основе разделения покупателя и поставщика.

Идея контрактации и квази-рынков состоит в том, чтобы, освободить государство от представительства интересов производителей и защищать интересов потребителей. Функции арбитра передаются рыночным силам.

Контрактация и квази-рынки имеют несомненное преимущество. Это преимущество способно реализоваться, если удается, во-первых, сформировать рыночные структуры, функционирующие в интересах потребителей, во-вторых, адекватно отразить эти интересы в контрактах между заказчиками и исполнителями и, в-третьих, гарантировать точное выполнение контрактов.

Контрактация и квази-рынки способны приносить значительный эффект, если существует реальная конкуренция между потенциальными поставщиками. Но если конкуренция отсутствует, разделение покупателя и поставщика может свестись к формальности. Предусматриваемые в контрак

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.