Сделай Сам Свою Работу на 5

Положительный эффект масштаба





ГРАФИК

Кривая спроса показывает цену спроса – это max цена которую готов заплатить покупатель за данное кол-во товара. Различают изменение спроса (функции спроса) и изменение объема спроса (он меняется тогда, когда меняется только цена товаров). Изменение объема спроса выражается в движении вдоль кривой спроса.

Если изменяются неценовые факторы, то происходит сдвиг кривой в вверх и вправо-при увеличении спроса, вниз и влево-при уменьшении спроса.

Существует 3 исключения из закона спроса, т.е. возникает ситуация, когда растет спрос и растет цена:

1) Пародокс Веблена или эффект снобизма. При увеличении цены на престижные товары, спрос на них может возрасти в данном случае покупается не товар, а уважение, престиж в обществе, желание выделится из толпы. Возможен и второй мотив, когда товары по высокой цене гарантируют и высокое качество.

2) Эффект замещения. При повышении цены на один товар начинает расти спрос на другой товар, его заменитель (кофе-чай)

3) Парадокс Гиффена. Повышение цены на отдельные товары первой необходимости может привести к росту спроса на них. Гиффеновы товары – это малоценный товар (хлеб, картошка)



«С уменьшением цены объем спроса на них падает, а при росте цены объем спроса возрастает.

№13 Эластичность – этомера реакции одной величины на изменение другой. Она показывает на сколько % изменится одна переменная величина при изменении другой на 1 %.

На основе теории эластичности разработана ценовая стратегия предприятия, политика налогов и доходов государства.

Эластичность спроса по цене показывает изменения объема спроса под влиянием изменения цены, показателем ее является коэффициент эластичности спроса по цене.

Изменение объема спроса в %(дельта Qd)

Еd= Изменение цены в %(дельта P)

Ed>1Спрос эластичен

Ed=1Спрос единичной эластичности

Ed<1Спрос не эластичен

ГРАФИК

Спрос не эластичен на товары первой необходимости (прод питания, одежда, хлеб, кортошка) т.к. для них трудно найти замену. Эластичен на предметы роскоши (автомобили). Цены выгодно понижать на товары эластичного спроса, а повышать на товары не эластичного. Налоги выгодно снижать на товары эластичного спроса, повышать на неэластичного.



Сущ. 2 метода измерения перекресной эластичности: дуговая эластичность (показывает среднюю величину эластичности для определенного отрезка кривой эластичности), точечная эластичность (показатель эластичности в отдельной точке на кривой спроса)

Перекреснаяэластичность является особым видом эластичности спроса по цене – это мера реакции спроса на какой-либо товар А при изменении цены на другой товар В.

Дельта Qa * Дельта Рв

Ес= Qa * Qb

С помощью перек. Эластичности определяется какие это товары.

Ec>0 товары взаимозаменяемые(чкй-кофе)

Ec<0 товары взаимодополняемые(бензин-автомобиль)

Ec=0 товары не зависят друг от друга

Закон Энгеля: « С увеличением дохода его доля расходуемая на товары первой необходимости уменьшается, а доля расходуемая на удовлетворение культурных и духовных потребностей, на предметы роскоши увеличивается»

Влияние дохода на спрос определяется с помощью коэффициента эластичности спроса по доходу

Изменение объема спроса в % (дельта Qd)

Еdi= Изменение дохода в % (дельта I)

 

Еdi>1 Спрос эластичен (т.е. растет доход и растет объем спроса, но объем спроса растет быстрее чем доход - предметы роскоши)

Еdi<1 спрос неэластичен (т.е. до доход растет, а спрос уменьшается - Пер. необх. Малоценные продукты)

Еdi=1 спрос единич эластич (ростет доход, ростет объем спроса)(жилье, обслуживание жилья).

С помощью этого коэф. Разделяют товары нормальные (спрос прямо связан с доходом), Низшие товары (спрос связан с доходом - малоценные продукты питания, товары, изготовленные из отходов )



№14 Предложение товаров и услуг. Закон предложения. Факторы предложения.

Предложение(с англ. - supply) – это товары, которые находятся на рынке или могут быть доставлены на него.

Объем предложения – это max кол-во товаров, которое согласен продать его владелец по определенной цене и в определенное время.

Предложение находится в прямой зависимости от цены, а спрос – в обратной.

Qs=f(p)

ГРАФИК

Кривая предложения показывает цену предложения. Цена предложения – это min цена, по которой продавцы согласны продать данное кол-во товаров.

Неценовые факторы:

- Цены на ресурс(цена на ресурсы больше, предложение будет меньше)

- Новые технологии

- Число производителей товаров

- Налоги и субсидии

- Внешние условий пр-в (погодные, цены мир. рынка)

- Ожидание производителей (изменение цен, налогов)

Закон предложения: « Чем выше цена, тем больше растет предложение и наоборот»

Индивидуальное предложение – это предложение товаров отдельным продавцом.

Рыночное предложение – это предложение товаров всеми продавцами на рынке.

Различают изменение предложения (функции предложения) и изменение объема предложения. Объем предложения меняется тогда, когда меняется только цена. Функция предложения меняется тогда, когда изменяются неценовые факторы. Изменение объема предложения от цены выражается в движении вдоль кривой предложения. Изменение неценовых факторов приводит к сдвигу кривой вверх и вправо-при увеличении, вниз и влево-при уменьшении предложения.

№15 Показывает изменение объема предложения при изменении цены на 1%.

Изменение предложения объема в % (дельта Qs)

Es= Изменение цены (дельта Р)

Es>1 предложение эластично

Es<1 предложение неэластично

Es=1единичной эластичности

 

На эластичность предложения оказывает большое влияние временной фактор:

-Краткосрочный (цена растет, а предложение не меняется-цветы в выпускной)

-Среднесрочный (предложение увеличивается за счет имеющихся свободных мощностей)

-Долгосрочный (предложение увеличивается за счет расширения производственных мощностей, притоках новых фирм-прицефабрики, свинокомплексы)

№16толчок, импульс к поведению покупателя задает цена продавца – это цена только исходная, начальная. За тем она сталкивается с ценой спроса – это цена покупателя. Согласие между ними достигается в виде рын. Цены-по которой товар продается и покупается

 

 

Точка Е – точка равновесия. Ей соответствует цена равновесия Ре и равновесный объем Qe. Цена равновесия равна цене спроса и цене предложения Ре=Pd=Ps; Qe=Qd=Qs. Равновесная цена – это цена уравновешивающая спрос и предложение, она образуется в результате ожесточенной конкурентной борьбы между продавцами и покупателями. При цене равновесия создается такая ситуация, когда то, что создано будет обязательно продано, это состояние максимальной эффективности экономики, однако равновесное состояние крайне неустойчиво т.к. постоянно меняется спрос и предложение, поэтому рыночная цена как правило не совпадает с равновесной, она может отклоняться от нее вверх и вниз, т.к. в се зависит от желаний и возможностей конкретных продавцов и покупателей. Не совпадает с равновесной и рыночный объем продаж.

Все это вызывает колебание рыночного спроса и предложения, эти постоянные колебания в конечном счете заставляет развиваться рыночную экономику и результатом колебания рыночной цены является постепенное приближение к цене равновесия на прежнем или новом уровне. При цене ниже равновесной образуется дефицит(конкуренция между покуателями). При цене выше равновесной образуется излишек.

Большинство людей считают цены несправедливыми. Это создает почву для вмешательства государства в формирование цен – это выражается в установлении цен выше и ниже равновесной.

Цена потолка – искусственно заниженная цена, она устан. Ниже цены равновесия, устан. Государством в интересах покупателей на товары 1й необходимости. Она ограничивает рост цены, поэтому назыв. Ценой потолка.

Цена пола – это искусственно завышенная цена, устанавливается выше равновесной в интересах производителей для увеличения их доходов. Она не позволяет цене опускаться ниже установленного предела.

4 закона рыночного ценообразования: ГРАФИКи

1) При увеличении спроса равновесная цена увеличивается, равновесный объем тоже увеличивается.

2) При уменьшении спроса равновесная цена уменьшается и равновесный объем уменьшается.

3) Если увеличивается предложение, равновесная цена уменьшается, равновесный объем увеличивается.

4) Если предложение уменьшается, равновесная цена увеличивается, а объем уменьшается.

№17 Покупателю нужно знать полезность, его цену, кол-во денег в кошельке. Эти три проблемы:

1) Полезность блага(способность блага удовлетворять ту или иную потребность человека)

2) Цена

3) Доход

Лежат в основе теории поведения потребителя на рынке.

Различают общую и предельную полезность.

Общая полезность TU это общая удовлетворенность от потребления нескольких единиц данного блага. Она равняется сумме предельных полезностей.

Предельная полезность Mu- это удовлетворение получаемое человеком от потребления каждой дополнительной единицы блага. Она обратно пропорциональна объему блага, т.е. убывает с увеличением количества потребляемых единиц блага.

Сложной проблемой является определение величины полезностей. В науке сложилось два подхода:

А) Кардиналисты исходят из того, что предельную полезность измерить можно, для этого и была введена условная единица «ютиль»

Б) Ординалисты считают, что предельную полезность количественно измерить невозможно. Можно лишь упорядочить получаемую удовлетворенность человека, понятиями больше, меньше одинаково.

Ученые согласны, что полезность блага зависит от запаса т.е количества блага и от интенсивности его потребления.

TU=MU*Q это математическое выражение закона убывающей полезности.Он гласит, что по мере роста объема потребления блага Q общая полезность TU возрастает, хотя и замедленно, а предельная полезность MU – уменьшается. Из закона следует 2 вывода:1) т.к. каждая последующая единица продукта обладает все меньшей полезностью, то покупатель будет приобретать дополнительную единицу блага только при условии снижения их цены. Поэтому этот закон лежит в основе действия закона спроса.; 2) если какое либо благо имеется в избытке, то его предельная полезность будет крайне мала не смотря на большую общую его полезность.

Таким образом, цена товара определяется не общей его полезностью, а предельной полезностью единиц товаров.(парадокс воды и алмазов Смита). Редкие товары потребляются в малых кол-вах, поэтому общая полезность их мала, а предельная-очень большая. Но цена товара определяется предельной полезностью.

№18 Потребитель, как правило рационально думающий человек, он стремится распределить свой ограниченный доход, чтобы получить максимальную полезность от всех приобретенных им благ.

В основе выбора покупателя лежат законы Госсена:

1) При непрерывном акте потребления каждая последующая единица блага приносит все меньше и меньше полезности.

2) Каждый потребитель так располагает свой доход между покупками, чтобы отношения предельной полезности к ценам были равны. Это правило максимизации полезности или равновесия потребителя: Mu1/P1=Mu2/P2=Mun/Pn

Соотношения между предельными полезностями=соотношению их цен. Отсюда вытекает правильность соотношения цен, их приоритета на важные виды ресурсов, оплату труда, цен на продукцию с/х хоз-ва. MU1=P1=Д (взвешенная пред. полезность)

№19Поведение потребителя на рынке можно изобразить и графически с помощью бюджетной линии и кривых безразличия.

Бюджетная линия показывает, что может приобрести покупатель при наличии 2х ограничений: дохода и цены на товар

 

Потребность здесь превышает возможность (внутри треуг.). возможности недоиспользуются.

Если цены постоянны, а доход меняется, то при увеличении дохода бюджетная линия сдвигается вверх, если доход уменьшается, то вниз. Если доход постоянный, а цены меняются, изменения будут такими же. При повышении цены будет смещаться вниз, а если цена понижается, то сдвигается вверх.

Уравнение бюджетной линии: I (доход)=Px*Qx+Py*Qy

Кривые безразличия показывают, что желает купить покупатель при данном доходе

 

 

Любая точка на кривой показывает такие выборы товаров, которые безразличны для покупателя т.е. одинаково удовлетворяет свою потребность.

Кривые безразличия имеют ряд особенностей:

1) Их может быть сколько угодно, можно построить карту кривых безразличия

2) Чем дальше расположены кривые безразличия от начала координат, тем большей полезностью они обладают

3) кривые безразличия не пересекаются.

4) Кривые вогнуты в сторону в начало координат, т.к. потребитель решает проблему замещения одного блага другим.

Совместим кривые безразличия и бюджетную линию.

Найдется одна кривая безразличия, которая коснется бюджетной линии.

Точка М – точка потребительского равновесия, в ней совпадают желания и возможности потребителя.

№19 Снижение цены равноценно увеличению дохода, з/п. благ. Этому потребитель может покупать больше данного товара или других. Это явление назыв. Эффектом дохода. Эффект дохода вызывает эффект замещения – при снижении цены на товар у покупателя появляется возможность увеличить потребление данного товара, за счет замещения других товаров, цены на которые остались прежними или повысились.

Отношение предельной полезности 2х товаров называется предельной нормой замещения- MRS=Mux/MUy=Px/Py. Она показывает от какого кол-ва блага Y надо отказаться, чтобы увеличить потребление товара X на одну единицу. MRS >1-высокая норма замещения, =0-товары взаимодополняемы; =1-взаимозаменяемы.

Теория предельной полезности позволяет понять сущность потребительской ренты (излишка потребителей). Потреб. Рента – это разница между суммой денег, кот. Потребитель мог бы заплатить за нужные товары и между суммой денег, кот. Он фактически заплатил. Чем ниже цена, тем больше величина потреб. Ренты.

№20 Фирма – это организация, обладающая правом юридического лица и состоящая из одного или нескольких предприятий.

Основные задачи:

- Выпуск продукции.

- Ее реализация.

- Получение прибыли.

- Использование прибыли на накопление, уплату налогов, соц. Развитие коллектива.

Цель фирмы- получение макс. Прибыли и недопущение убытков. . Целями фирмы могут быть:

1) Увеличение объемов продаж

2) Рост размеров фирмы, её репутация

3) Обновление продукции и повышение качества

4) Рост производительности труда

5) Диверсификация производства, т.е. выпуск разнообразной продукции для устойчивости на рынка.

Все эти цели являются основой для определения стратегии фирм (выбор фирмой целей и задач на длит. Период). Оборонит. Стратегии – это выжидающее поведение фирм. Наступ. Стратегия – это активное обновление производств, заполнение новых ниш на рынке.

Для начала деят. Фирмы нужен стартовый капитал – это первоначально вложенный капитал+затраты на начало производств. Его источником могут бать собственные (сбережения, накопленные за счет прибыли; деньги, предназнач. Для амортизации осн. Капитала; капитал от продажи акций- 60-70%) или заемные средства (это банковский и комерческий кредит-30-40%)

Банкротство – это признанная судом неспособность должника погасить долг за счет своей деятельности.

Краткосрочный период – это такой период, в течении которого фирма может увеличить выпуск продукции без изменения своих размеров и расширения производственных мощностей, например за счет увеличения численности работников.

В долгосрочном периоде увеличение объемов производства достигается за счет изменения размеров фирм, расширения производственных мощностей.

В краткосрочном периоде у фирмы хотя бы один фактор является постоянным.В долгосрочном периоде все факторы переменные.

№21 Если покупателя всегда интересует полезность товара, то производителя – издержки производства.

Полный доход – это выручка от реализации продукции. TR=P*Q.

Полные издержки – это затраты на факторы производства(внешние +внутренние). Чем меньше издержки, тем больше прибыль.

Внимание бухгалтеров всегда сосредоточено на итогах работы предприятия, на себестоимости (затратах предп), и взгляд, как-бы обращен назад, в прошлое. Экономистов всегда интересует перспектива работы, возможности альтернативного, т.е. наилучшего использования ресурсов, поэтому они всегда смотрят вперед, в завтрашний день. Поэтому расчеты экономистов не равнозначны работе бухгалтеров, т.к. бухгалтера не учитывают альтернативные издержки, упущенные возможности.

Внешние (явные) издержки – это оплата собственником из своего кармана тех факторов производства, кот. Приобретается со стороны.

К ним относятся:

- Материальные затраты (оплата сырья, материалы)

- Затраты на оплату труда

- Отчисления на соц. Нужды (пенсион. Фонд)

- Амортизационные отчисления

- Прочие затраты (процент за кредит, аренд. Плата, налоги и сборы)

Эти издержки учитываются только бухгалтерией поэтому называются бухгалтерскими издержками.

Внутренние (неявные) издержки – это издержки, связанные с использованием факторов производства, кот. Принадлежат самой фирме, ее собственнику (здания машины)

К внутренним издержкам относятся и предпринимательская способность. За нее как и за любой фактор надо платить.Поэтому в издержки входит плата предпринимателю за его способность. Она получила название « нормальной прибыли». Это образно говоря заработная плата предпринимателю.

Общие издержки или эк. – это сумма внешних и внутр. Издержек куда входит и норм. Прибыль.

Бухгал. Прибыль= Полный доход-Внешние издержки

Эк. прибыль=Бух. Прибыль-внутренние издержки

Эк. прибыль=Полный доход-полные издержки

Эк прибыль может принимать различные значения:

>0, то общий доход больше общих издержек, фирма получает эк. Прибыль. это возникает в условиях несовершенной конкуренции.

=0, то доход=Издержкам, результат удовлетворительный, т.к. все факторы окупаются, нулевая прибыль типична для условий совершенной конкуренции.

<0, то доход меньше издержек, фирма имеет убытки.

Бух. Прибыль – это показатель состояния дел на предприятии, наличие прибыли или убытка.

Эк. прибыль – это показатель рационального использования ресурса, эффективность работы предпринимателя.

 

№22 Постоянные издержки (FC) - это расходы, которые остаются неизменными, каково бы ни было количество производимой продукции. Их надо оплачивать когда выпуск продукции = 0. К постоянным издержкам относятся:

· оплата процентов по банковским кредитам;

· амортизационные отчисления;

· выплата процентов по облигациям;

· оклад управляющего персонала;

· арендная плата;

· страховые выплаты;

Переменные (VC) – издержки, общая величина которых на данный период времени находится в непосредственной зависимости от объёма производства и реализации, а также от структуры ассортимента при производстве и реализации продукции. Примеры: издержки на приобретение сырья, материалов, выплату заработной платы рабочим. Бывают: пропорциональные, дегрессивные, прогрессивные.

Из графика видим, что волнистая линия, изображающая переменные издержки, с ростом объема производства поднимается вверх.

Общие издержки (TC) представляют сбой совокупность постоянных и переменных издержек. TC=FC+VC

Общие издержки на произведенное количество товара – это все издержки на данный момент времени, необходимые для производства того или иного товара.

 

Средние издержки (AC) – это величина издержек на единицу продукции.

 

Предельные издержки (MS) – это дополнительные издержки, необходимее для производства дополнительной единицы или партии продукции.

Предельные издержки представляют собой увеличение ТС, на которое предприятие должно пойти ради производства ещё одной единицы продукции. Поэтому предельные издержки определяются отношением прироста валовых издержек к приросту продукции:

МС= ♥ТС/♥Q

Так как прирост валовых издержек обусловлен приростом переменных издержек, то ♥ТС=♥ TVC. Это означает, что предельные издержки изменяются под влиянием общих переменных издержек: MC=♥TVC/♥Q

 

Закон убывающей отдачи гласит: по мере того как возрастает использование какого-либо производственного фактора (при фиксированных остальных производственных факторах) в итоге достигается точка, в которой дополнительное использование этого фактора ведет к снижению объема выпуска продукции.

Данный закон действует при неизменном технологическом уровне производства. Переход к более прогрессивной технологии повышает отдачу ресурсов независимо от соотношения постоянных и переменных факторов.

Закон убывающей отдачи применим ко всем видам переменных факторов во всех отраслях. При постепенном введении в производство дополнительных единиц переменного ресурса при условии, что все остальные ресурсы постоянны, отдача от этого ресурса сначала быстро растет, а затем ее прирост начинает снижаться.

Допустим, что предприятие в своей деятельности использует только один переменный ресурс — труд, отдачей которого является производительность. По мере загрузки оборудования за счет постепенного увеличения числа нанимаемых рабочих выпуск продукции быстро возрастает. Затем прирост постепенно замедляется до тех пор, пока рабочих станет достаточно для полной загрузки оборудования. Если продолжать нанимать рабочих и дальше, то они уже ничего не смогут добавить к объему производимой продукции. В конце концов, рабочих станет так много, что они будут мешать друг другу, и выпуск сократится.

Закон убывающей отдачи.

№23 Издержки фирмы в долгосрочном периоде

В долгосрочном периоде все ресурсы фирмы являются переменными. Фирма может нанять новое оборудование, арендовать новые цеха, изменить состав управленческого персонала, использовать новую технологию производства.

Отсутствие в долгосрочном периоде постоянных ресурсов ведет к тому, что исчезает разница между постоянными и переменными издержками. Анализ долгосрочной деятельности фирмы проводится через рассмотрение динамики долгосрочных средних издержек (LAТC). А основной целью фирмы в области издержек можно считать организацию производства "нужного масштаба", обеспечивающего заданный объем продукции с минимальными средними издержками.

Эффект масштаба:

После того, как фирма определит для себя наиболее эффективный способ производства, расширение объемов выпуска возможно исключительно за счет изменения масштабов производства, т.е. пропорционального увеличения использования всех производственных ресурсов.Для большинства производственных процессов характер эффекта масштаба меняется в зависимости от достигнутых объемов выпуска. Первоначально эффект может быть постоянным или даже положительным, однако после расширения размеров предприятия сверх некоторого предела эффект становится отрицательным.

положительный эффект масштаба

1. крупное массовое производство позволяет использовать большую специализацию ресурсов и разделение труда, что в свою очередь повышает производительность всех применяемых ресурсов;

2. крупные предприятия могут применять более передовую технологию и дорогостоящую автоматизацию производства, недоступное мелким фирмам;

3. осуществлять специализацию управления и максимально полно использовать труд высококвалифицированных специалистов, так что расходы на управленческий персонал будут расти более медленными темпами, чем производство;

Отрицательный эффект связан:

1.с ограниченными возможностями эффективного управлениякрупномасштабным производством. По мере расширения предприятия процесс принятия решений все более и более усложняется, нарастает чрезмерные формализация и бумаготворчество, усиливается бюрократизация управленческого персонала, и как результат, постепенно снижается эффективность производства;

2. с наличием технологических барьеровна пути чрезмерного увеличения размеров предприятия.

ATC Q

Q1 Q2 Q3 Q4

№24 Конкуренция – соперничество между товаропроизводителями за лучшие, экономически более выгодные условия производства и сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли.

Виды конкуренции:

по степени свободы - совершенная и несовершенная

по соблюдению законодательства - добросовестная и недобросовестная

по методам проведения – ценовая и неценовая

по формам проявления – внутренняя и межотраслевая

Для рынка совершенной конкуренции характерны:

  1. большое число мелких продавцов и покупателей
  2. невозможность отдельного продавца и покупателя влиять на цену
  3. доступность информации
  4. свободный прилив капитала из отрасли в отрасль
  5. свободный вход и выход

поведение фирмы на рынке совершенной конкуренции:

В условиях рынка совершенной конкуренции фирма может продавать свой продукт либо по существующей рыночной цене, либо по более низкой. При любой цене, превышающей рыночную, спрос будет равен 0, понижение цены может увеличить спрос, но это ограничено предложение и уменьшением выручки от реализации. Поэтому кривая спроса на продукцию отдельной фирмы абсолютно эластична.

 

Р

  P0
 

 

D

 

 

Q

Условия получения максимальной прибыли:

достигается в двух случаях:

а) когда валовой доход (TR) в наибольшей степени превышает совокупные издержки (ТС);

б) когда предельный доход (MR) равен предельным издержкам (МС).

Предельный доход (MR) - это изменение в валовом доходе, получаемое при продаже дополнительной единицы объема выпуска. Для конкурентной фирмы предельный доход всегда равен цене продукта:MR = Р.

Максимизация предельной прибыли представляет собой разницу между предельным доходом от продажи дополнительной единицы продукции и предельными издержками: предельная прибыль = MR - МС.

Предельные издержки - дополнительные издержки, приводящие к увеличению выпуска на одну единицу блага. Для конкурентной фирмы предельные издержки равны рыночной цене товара: МС = Р.

Предельным условием максимизации прибыли является такой объем выпуска продукции, при котором цена равняется предельным издержкам.

Максимально прибыльное равновесие - это такое положение фирмы, при котором объем предлагаемых благ определяется равенством рыночной цены предельным издержкам и предельному доходу:

Р = МС = MR.

 

модель совершенной конкуренции:

1. позволяет исследовать рынки, на которых большое количество малых фирм продают однородную продукцию, т.е. рынки, близкие по условиям с данной моделью;

2. проясняет условия максимизации прибыли;

3. является стандартом для оценки эффективности реальной экономики.

№25 Монополия предполагает, что одно предприятие является единственным производителем продукции, не имеющей аналогов. Покупатели при этом не имеют возможности выбора: они вынуждены приобретать продукцию предприятия-монополиста.

Признаки:

Высокая доля в производстве

Господствующие положение на рынке

Контроль на цены

Образуется 2 путями:

А) концентрация производства

Б) на основе централизации капитала, т.е. поглощение одних фирм другими

Антимонопольное законодательство - законодательство, направленное против накопления фирмами опасной для общества монопольной власти. Воздействие на монополию предполагает:

Запрет монополии в какой-либо отрасли хоз-ва

Роспуск сущ-их монополистических объединений

Запрет соглашения о ценах и о разделе рынков

Определение набора предоставляемых услуг

Экономическое воздействие осуществляется посредством:

Косвенного регулирования (налогообложение продукции)

Прямого регулирования (установления потолков цен)

Поощрения выпуска товаров – субститутов

Увеличения импорта

№26Чистая монополия — ситуация когда на рынке работает единственный производитель или продавец продукции у которой нет близких аналогов.

Основные черты:

  1. Чистая монополия завышает цены, назначая монопольно высокую цену и получая монопольно высокую прибыль.
  2. Чистый монополист выбирает для себя оптимальное соотношение между объёмами производимой продукции и ценами.
  3. Поскольку у продукции монополиста нет близких аналогов и у покупателей нет выбора, приходится либо отказаться от товара вообще или покупать по завышенной цене.
  4. Продукция чистого монополиста обычно не рекламируется, поскольку единственный в своём роде товар не нуждается в ней. Монополия экономит на издержках связных с рекламой.
  5. Функция спроса на продукцию фирмы монополиста совпадает с функцией спроса в целом для отрасли, т. к. монополист один представляет всю отрасль в целом.
  6. В условиях чистой монополии существуют очень жёсткие барьеры для проникновения в отрасль других предприятий.

№27 Олигополия –рынок на котором действует несколько фирм от 4 до 8,каждая из них способна влиять на цену. Производ. продукции могут быть однородные (руда, нефть, сталь) и диференциируемые (авто, сигареты, парфюмерия)

Специфика поведения олигополистов на рынке:

В отличие от других рыночных структур, предприятие-олигополист всегда должно учитывать, что выбранные им цены и объем выпуска напрямую зависят от рыночной стратегии (поведения) его конкурентов, которое (поведение) в свою очередь определяется выбранным им решением. В силу этого олигополист:

· не может рассматривать кривую спроса на свою продукцию как заданную;

· не имеет заданной кривой предельного дохода (также как и спрос, MR меняется в зависимости от поведения самой фирмы и ее конкурентов);

· не имеет четкой точки равновесия (подобно тому, как это существует при совершенной конкуренции или при чистой монополии);

· не может использовать равенство MR=MC для нахождения точки оптимума.

принято разделять олигопольные рынки на два типа: кооперированная олигополия и некооперированная олигополия.

При кооперированной олигополии фирмы согласуют взаимное поведение, вступая в сговор или согласуя свои действия каким-либо другим способом.

При некооперированной олигополии фирмы, стремясь к максимизации прибыли, действуют независимо, на свой страх и риск. В соответствии с этим делением классифицируют и модели олигополий.

№28 Рынок факторов – рынок, где продаются и покупаются ресурсы для производства благ и услуг

Виды факторов и доходы, полученные от их реализации:

Капитал-процент

Рынок труда – зарплата

Земля – рента

Предпринимательская способность - прибыль

Благодаря рынку ресурсов:

Определяются способы производства товаров и услуг

Устанавливаются цены на факторы производства

Определяются доходы владельцев факторов

К рынку ресурсов применимы:

1. законы спроса и предложения

2. законы предельной полезности и убывающей производительности

Особенности спроса:

- его предъявляют только предприниматели

- спрос является производным, вторичным, т.е. зависит от спроса на товары, которые производят с помощью данных факторов

- изменение в технологии производств, от уровня цен на другие факторы.

Предложение факторов зависит от специфики факторов и редкости. Каждый предприниматель стремится применить такую технологию производства, при которой такой фактор заменится более дешевым для качества. Главный критерий – снижение издержек. Эта проблема решается путём снижения предельного продукта полученного с помощью каждого фактора.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.