Сделай Сам Свою Работу на 5

В-13.3 Виды организационных культур





Американский исследователь У. Оучи выделил 3 основных вида:

1. рыночную культуру, которая характеризуется господством стоимостных отношений и ориентацией на прибыль. Источником власти в рамках такой культуры является собственность на ресурсы;

2. бюрократическую культуру, основанную на господстве регламентов, правил и процедур. Источником власти здесь служит должность членов организации.

3. клановую культуру, дополняющую предыдущие. Её основу составляют внутренние ценности организации, направляющие деятельность последней. Источником власти здесь служат традиции.

Исходя из таких обстоятельств, как ориентация культуры на людей или мат сериальные условия, с одной стороны, открытость и закрытость с другой, выделяют следующие её типы.

Бюрократическая культура, характеризуется регулированием всех сторон деятельности ориентации на основе документов, четких правил и процедур; оценке персонала по формальным принципам и критериям. Источником власти, сконцентрированной в руках руководства, тут является должность. Такая культура гарантирует людям стабильность, безопасность, избавляет от конфликтов.



Опекунская культура проявляется в благоприятном морально-психологическом климате, сплоченности людей, групповых нормах и ценностях, неформальном статусе сотрудников, их личной активности, взаимопонимание, гармонии отношений. Культура гарантирует персоналу стабильность, развитие, участие в делах организации.

Праксиологическая культура основывается на порядке, рациональности, планах, тщательном контроле за их выполнением, оценке деятельности работника по результатам. Главной фигурой является руководитель, власть которого основывается на должностных полномочиям и глубоких знаниях. Он допускает в определенных границах привлечение работников к управлению. Всё это обеспечивает высокую эффективность работы.

Предпринимательская культура поддерживает действия, направленные организации и на перспективу, новаторство и творческую активность персонала. Привлекательность культуры в том, что она гарантирует удовлетворение потребностей работников в развитии и совершенствовании. Управление основывается на вере руководителя, его знаниях и опыте, а также привлечении персонала к творчеству.



В основе классификации предпринимательских культур лежат способы получения прибыли. Исходя из этого, выделяют следующие типы.

Культура торговли- свойственна в первую очередь торговым организациям, которые характеризуются быстрым получением результатов и малым рискам. Здесь доминирует стремление к краткосрочному успеху, который во многом зависит не столько от величины , столько от числа сделок, устойчивости контактов, понимания нужд рынка. Для таково рода организаций характерна взаимная поддержка сотрудников и дух коллективизма.

Культура выгодных сделок- свойственна организациям типа бирж. Для неё также характерна нацеленность на быстрое получение денег в условиях спекуляции и высокого финансового риска. Общение между людьми здесь мимолетно и происходит в основном на почве погони за деньгами. Такая культура требует молодых или духовно-молодых сотрудников, обладающих бойцовскими качествами и твёрдостью характера.

Административная культура, присуще крупнейшим фирмам, а также государственным учреждениям. Она ставит во главу угла не столько прибыль или громкий успех, сколько минимизацию риска, стабильность, безопасность. Ёе отличают бюрократичность, формальн6ый подход, неспешность принятия решений, ориентация на титулы и должности.

Инвестиционная культура крупных фирм и банков поддерживает бизнес с высокой степенью риска, связанный с крупными капитальными вложениями на длительный срок в условиях неопределенности, где невозможна быстрая отдача. Большинство решений здесь принимается централизованно на основе тщательной проверки, ибо от каждого из них зависит бедующее фирмы. Это требует от сотрудников опыта, авторитета, осмотрительности, совместного обсуждения вариантов действий.



Важным элементом управленческой культуры организации является культура отношения к женщинам (как занимающим руководящие должности, так и рядовым исполнителем), определяющая их положение, а также к слабому полу вообще. Выделяют следующие виды.

Культура джентльменского клуба - культура вежливых, гуманных, цивилизованных людей, в рамках которых мужчины-менеджеры мягко удерживают женщин на определенных ролях, не позволяя им подняться выше. Женщины ценятся на той работе, которую выполняют, нот им не позволяют разрушать барьеры и занимать руководящие должности. Попытка женщин настаивать на своих правах приводит к ухудшению хорошего отношения к ним.

Культура казармы - она деспотична и свойственна бюрократическим организациям с множеством уровней управления, где женщины занимают низшие ступени. Такая культура позволяет игнорировать их интересы и относиться к ним грубо и презрительно (как ко всем, кто не обладает реальной властью).

Культура спортивной раздевалки - в её рамках мужчины строят межличностные отношения на базе специфических мужских ин6тересов, представлений и демонстрируют к женщинам открытое пренебрежение. Женщин даже высокого положения, мужчины в свой круг общения не допускают.

Культура отрицания различий между полами - эта культура отвергает дискриминацию, но одновременно не видит и реальных различий между полами, игнорирует женскую сущность, семейные обязанности женщин, а поэтому требует от них тех же успехов, что и от мужчин.

Культура ложной защиты женщин - в рамках этой культуры идея равенства, основанная на общечеловеческих ценностях, подменяется мифами от равенстве. Здесь имеет место дискриминация в форме покровительства, когда женщин насильно привлекают к активной работе, воспитывают в них чувство уверенности3, постоянно напоминают им, что они - жертвы, нуждающиеся в помощи и поддержке.

Культура смышленых «мачо» - внешняя данная культура не принимает во внимание половое различие, так как во главу угла ставятся просто умные и энергичные люди, умение в условиях жесткой конкуренции обеспечивать высокую экономическую эффективность работы фирмы. Не справляющихся наказывают и увольняют, причем, иногда женщины бывают более жесткими и беспощадными.

 

В-13.4 Имидж организации

Одной из форм проявления культуры организации является её имидж, т.е. репутация, доброе имя, образ, скидывающихся у клиентов, партнеров, общественности под воздействием результатов деятельности, успехов или неуспехов организации.

Цель создания имиджа состоит не в обретении организацией известности, а в обеспечении положительного отношения к ней. Его основой является надежность, порядочность, гибкость, культура и социальная ответственность. Имидж динамичен и может меняться под воздействием обстоятельств, новой информации. Он создается целенаправленными усилиями и зависит от каждого работника.

Сегодня имидж представляется одной из важнейших характеристик организации, фактором доверия к ней и её товару, а, следовательно, является условием её процветания.

Важнейшую роль в формировании имиджа играет паблик-рилейшнз - работа по связи с общественностью. В её рамках происходит исследование общественного мнения, анализ статистических данных, изучение документов, публикаций, контакты с журналистами, подготовка аналитических записок, совершенствование отношений с потребителями, реклама, информационное воздействие на органы власти и управления.

Основу имиджа составляют: существенный стиль внутренних и внешних и межличностных отношений персонала и официального атрибута- названия организаций, эмблема, товарный знак.

Название организации может быть именным, предметным или комбинированным. В первом случае речь идет об имени владельца или собственном наименовании («Калибр»). Предметное название содержит указание на вид деятельности - «Второй Московский завод». Комбинированное же совмещает оба эти подхода (кондитерская фабрика «Красный октябрь»). Считается, что третий подход более удачен, т.к., во-первых, сразу же ясно, с какой организацией приходится иметь дело, а во-вторых, дается её дополнительный отличительный признак в виде собственного наименования.

Выбор наименования организации - эта конечно, дело вкуса её владельца, но теория и практика управления выработали в данной области определенные принципы, которые целесообразно учитывать.

1 принцип состоит в том, что наименование должны быть по возможности кратким, красивым, оригинальным, однако не должен содержать чрезмерных претензий, которые зачастую сегодня могут вызывать лишь улыбку или недоверие. Кроме того, оно не должно ассоциироваться со словами, несущими негативный или уничижительный смысл (напр. Казино «Багдадский двор» - «Багдадский вор»).

2 принцип предполагает осторожное отношение к разного рода сокращением и аббревиатурам. Чем меньше известна организация, тем меньше шансов и нее составить удачное сокращение на основе полного наименования (удачный вариант - «Инкомбанк»).

3 принцип. Наименование организаций требует, с одной стороны, избегать употребления без надобности иностранные слова, особенно, если в родном языке имеются их полные соответствия. С др. стороны, и к русским наименованиям фирм, ведущих широкую внешнеэкономическую деятельность, также необходимо относится крайне осторожно. Они должны хорошо воспроизводиться с помощью латинских или иных букв и не вызывать у иностранных партнеров негативных ассоциаций (сложность - «Жигули»- «Лада»).

Символика фирмы включает эмблему и цветовую гамму. В эмблеме также необходимы вкус и чувства меры, они должны быть современными, а также в общих чертах отражать то, чем занимается фирма.

При использовании цветовой гаммы при «внутреннем применении достаточно исходить лишь из принципа эстетичности, а при выходе за рубеж необходимо учитывать национальные традиции, соответствующих стран и народов (на Востоке белый цвет - траура).

 

Контрольные вопросы

1. Что такое имидж менеджера?

2. В чем состоит различие деловой этики и этикета?

3. Что Вы понимаете под организационной культурой?

4. Назовите основные признаки организационных культур используемых для их характеристики.

5. Какие элементы оказывают воздействие на формирование организационной культуры?

6. Что Вы понимаете под субъективными элементами, влияющими на формирование организационной культуры?

7. Что Вы понимаете под объективными элементами, влияющими на формирование организационной культуры?

8. Назовите основные характеристики организационной культуры.

9. Какие функции выполняет организационная культура?

10. Какие типы организационных культур Вы знаете?

11. Какие виды организационных культур выделил У. Оучи? Охарактеризуйте их.

12. Какие принципы предъявляются при выборе наименования организации?

 


Список литературы

 

 


 

 

Главный редактор –

Художник –

Верстка –

Корректор –

 

Ответственный за выпуск –

 

 

Учебное издание

 

Ероян Ася Ефимовна

 

Теория управления

 

Санитарно-эпидемиологическое заключение

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.