Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 11 Цели в системе современного менеджмента

1. Понятие цели и её роль в управлении

2. Виды целей

3. «Цена» достижения целей

4. Управление по целям

 

В-11.1 Понятие цели и её роль в управлении

В менеджменте под целью понимается идеальное или желательное состояние объекта управления. На достижение такого состояния и ориентирована, прежде всего, управленческая деятельность. Крупные организации имеют не одну, а множество целей, обычно дополняющих и поддерживающих друг друга. Эти цели либо открыто провозглашаются высшим руководством, либо неофициально реализуются в деятельности организации.

Цели организации меняются под воздействием внешних условий её деятельности, техники и технологии, перемены взглядов руководства. Такая переориентация во многом обеспечивает ей выживание.

Цели организации формируются теми, кто распоряжается ключевыми ресурсами. В то же время, формулировка их не произвольна, исходит не только из личных взглядов руководства, но из той же роли, которую организация играет в обществе, характерна её производственного и кадрового потенциала. Маленькая организация не может стремиться стать национальным, а тем более мировым лидером в своей области, так как для этого у неё просто не хватает ресурсов. Наконец, организация не может ставить перед собой цель делать то, что никому не нужно.

На формулировку целей существенное влияние оказывают также интересы субъектов, связанных с деятельностью организации. К ним, помимо её владельцев или руководителей, относятся сотрудники, которым организация даёт средства к существованию; деловые партнёры, чьё благополучие также в немалой степени от неё зависит; местные власти, которым организация помогает решать многие их проблемы; общество в целом.

Конечно, иногда условия деятельности организации воспринимаются её руководством не вполне адекватно, а отсюда и возникают ошибки при постановке целей и определении способов их достижения, приводящие к неэффективным решениям, расточительству ресурсов.

Цели – это конечное состояние, желаемый результат, которого стремится любая организация. Яркой характеристикой любого экономического субъекта выступает цель его деятельности. Отсутствие чётко выраженной цели лишает менеджмент осмысленность. Стратегические цели формируются на основе миссии организации и отражают досрочные экономические интересы субъектов хозяйствования.

При всём разнообразии подходов к определению и структурированию сфер и стратегических целей один тезис остаётся решающим: для коммерческих организаций целевая ориентация, в отличие от миссии, так или иначе связана с прибыльностью бизнеса. Прибыльность можно характеризовать различными показателями измерения, но в любом случае она должна быть достаточной для реализации экономической стратегии организации. Конкретная форма цели зависит от предполагаемого периода её достижения: чем дольше этот период, тем глобальнее цель. В рамках управления организацией цели выполняют следующие функции:

1. Цели отражают её философию, концепцию деятельности и развития, а, следовательно, в конечном итоге определяют структуру организации и управления ею.

2. Цели уменьшают неопределённость текущей деятельности, как организации, так и отдельного человека, становясь для них ориентирами в окружающем мире. Они помогают сконцентрировать в окружающем мире. Они помогают сконцентрироваться на достижении нужных результатов, противостоять сиюминутным порывам и желанием, регулировать собственное и поведение. Это помогает действовать быстрее, добиваться намеченного с минимальными затратами.

3. Цели составляют основу критериев для выделения проблем, принятия решений, контроля и оценки результатов деятельности, материального и морального поощрения сотрудников, которые при этом в наибольшей степени отличились.

4. Цели, содержащие в себе вызов, сплачивают вокруг себя энтузиастов, побуждают брать на себя добровольно обязанности и прилагать все возможные усилия для их выполнения. Причём сложные и трудные цели ведут к более высокой результативности по сравнению с мелкими или отсутствием целей, их постановкой в общем виде.

5. Официально провозглашённые цели служат оправданием в глазах общественности необходимости и законности существования данной организации, особенно если её деятельность вызывает неблагоприятные последствия, например, загрязненнее окружающей среды.

К целям организации предъявляются определённые требования:

1. конкретность и измеримость. Это позволяет выразить их не только в качественных, но и в количественных показателях. В результате облагается оценка процесса их достижения, их восприятие людьми, согласование, а поэтому снижается конфликтность.

2. реальность для данных условий, обеспеченность соответствующими ресурсами организации, что оценивается в процессе составления плановых бюджетов и распределения ресурсов. Иначе здравомыслящие люди не станут попусту тратить время на их достижение и утратит доверие к руководству.

3. гибкость, способность к трансформации в соответствии со стремительно меняющимися условиями деятельности организации. Ориентация во времени, очередность установления целей от долгосрочных к краткосрочным.

4. взаимосвязь, отсутствие противоречия в нескольких целей.

5. преданность персоналом в качестве личных целей. Поскольку цели обычно достигаются в результате совместной деятельности людей, они должны быть известными, понятными, близкими большинству членов организации.

6. проверяемость – обусловлена необходимостью оценивать степень достижения целей и осуществлять соответствующее стимулирование людей.

7. совместимость работников друг с другом во время и пространстве, взаимная поддержка.

Цели следует устанавливать в следующих областях деятельности: конкуренции и участие в рынке; рост прибыли; предложения продукции потребителям и целевые рынки; маркетинг и сбыт; производство и труд; распределение доходов; исследование и разработки; результаты производства; финансы и контроль.

Достижение целей разбивается на задачи достижения определённых подцелей в заданных временных рамках и ресурсных ограничениях. Понятие «задача» отличается от понятия «цель» подробной конкретизацией времени, объёма и ресурсов исполнения. Решение задачи – это достижение цели, которая сможет быть оценена количеством. Задачи делятся по трём основаниям: достижение определённых результатов сотрудниками, предметами, информацией.

В – 11.2 Виды целей

Цели, стоящие перед организацией, можно классифицировать следующим образом.

1. По источникам:

- внешние цели, учитывающие потребности более широкой социальной общности, в рамках которой организация функционирует;

- внутренние – цели самого коллектива, ориентирующиеся на удовлетворение его потребностей. Они формируются либо как равнодействующая, либо как совпадающая часть индивидуальных целей его участников, что во многом облегчает процесс управления.

2. С точки зрения комплексности:

- простые;

- сложные, которые в свою очередь разбиваются на подцели.

3. По степени важности:

- стратегические цели – ориентированы на решение перспективных масштабных проблем, качественно меняющих облик организации;

- тактические цели – отражают отдельные этапы достижения стратегических. Они бывают оперативными (цели годового плана) и операционными (текущие задания).

4. По сроку действия:

- долгосрочные (более 5 лет);

- среднесрочные (1-5);

- краткосрочные (до 1 года).

5. По содержанию:

- технологические (компьютеризация, внедрение гибких технологий, строительство новых производственных зданий);

- экономические (укрепление финансовой устойчивости предприятия, рост прибыльности работы, увеличение рыночной стоимости акционерного капитала);

- производственные (выпуск определенного объема товаров и услуг, повышение их качества, повышение производительности производства, снижение себестоимости);

- административные (достижение высокой управляемости организацией, надежное взаимодействие между сотрудниками, хорошая их дисциплина, слаженность в работе);

- маркетинговые (завоевание рынков сбыта, привлечение новых покупателей, продление жизненного цикла товаров и услуг, достижение лидерства в ценах);

- научно-технические (создание и внедрение в производство новых образцов продукции и усовершенствовании существующих, доведение их до уровня требований мировых стандартов);

- социальные (создание благоприятных условий труда и отдыха работников).

6. С точки зрения приоритетности:

- необходимые цели, достижение которых влияет на положение организации, подразделения или отдельного работника;

- желательные цели, реализация которых позволяет в определенной степени улучшить положение дел и создать дополнительные гарантии стабильности;

- возможные цели, достижение которых в данный момент ничего не меняет.

7. По направленности:

- на конечный результат (выпуск определенного объема продукции);

- на осуществление той или иной деятельности (повышение квалификации);

- на достижение определенного состояния объекта управления – (реконструкция предприятия).

8. По форме выражения:

- цели, характеризуемые количественными показателями (объем продукции);

- цели, описываемые качественно (климат в коллективе).

9. С точки зрения особенностей взаимодействия:

- безразличные по отношению друг к другу (индифферентные);

- конкурирующие;

- дополняющие;

- исключающие друг друга;

- совпадающие (идентичные).

10. По уровню:

- миссия;

- общеорганизационные и специфические цели.



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.