Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава 2. Государственный Стандарт высшего профессионального образования по специальности документовед





2.1. Общие положения

2.2. Государственный образовательный стандарт

2.3. Циклы государственных образовательных программ

2.4. Требования к уровню подготовки выпускника по специальности

2.5. Виды профессиональной деятельности при овладении программой

 

Общие положения

Глубокие изменения, произошедшие в жизни России, не могли не коснуться сферы образования. Новое понимание государственной политики в области образования закреплено в действующей Конституции и Законе Российской Федерации "Об образовании". На их основе в 1996 году принят Федеральный Закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".

В ст. 43 Конституции Российской Федерации указано, что "Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты". Федеральный Закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" также говорит, что "Гражданам Российской Федерации гарантируется получение на конкурсной основе бесплатного высшего и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего профессионального образования в пределах федеральных государственных образовательных стандартов...". Таким образом, новое в профессиональном образовании - это четкое определение контуров образовательного пространства по профессии рамками государственного образовательного стандарта.



Давайте разберемся сначала, что такое стандарт. Посмотрим словари. Так как слово "стандарт" иностранного происхождения, сначала заглянем в словарь иностранных слов (Словарь иностранных слов. - М.: Русский язык, 1984).

В нем мы узнаем, что слово "стандарт" происходит от английского standard и обозначает:

- во-первых, - образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними других подобных объектов;

- во-вторых, нормативно-технический документ, устанавливающий единицы величин, термины и их определения, требования к продукции и производственным процессам, требования, обеспечивающие безопасность людей и сохранность материальных ценностей, и т.д.

Есть и третье определение этого слова - нечто шаблонное, трафаретное, не содержащее в себе ничего оригинального, творческого, но к нашему стандарту это третье определение никак не подходит, и мы с вами увидим, почему.



Итак, мы взяли из иностранного словаря два первых определения. Теперь посмотрим, как это слово толкуется в других словарях. Из Толкового словаря русского языка под ред. проф. Д.И. Ушакова выписываем: "Стандарт 1. Типовой образец, которому должно удовлетворять изделие по размерам, формам и качеству 3. Мерило, основа чего-нибудь" (Толковый словарь русского языка. Т. 4. М.: Гос. изд-во иностранных и национальных словарей, 1940).

В широко используемом сегодня "Словаре русского языка С.И. Ожегова" стандарт определен как "образец, которому должно соответствовать, удовлетворять что-нибудь по своим признакам, качествам, а также документ, содержащий в себе соответствующие сведения (офиц.)" (Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.: Русский язык, 1990).

Наконец, посмотрим это слово в энциклопедическом словаре, где стандарт определяется как "образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними других подобных объектов. Стандарт как нормативно-технический документ устанавливает комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации и утверждается компетентным органом" (Большой энциклопедический словарь.-М.:Советская энциклопедия, 1991, т. 2.с.407).

Из всех этих определений, которые, по сути, аналогичны, понятно, что стандарт устанавливает минимальные требования к чему-либо: изделию, работе, термину. Проще можно сказать, что если изделие соответствует стандарту, - пожалуйте с ним в цивилизованную торговлю. А если не соответствует - продавайте свой товар с рук на "блошином рынке". Если ваша квалификация будет соответствовать требованиям стандарта - вы можете занимать определенную должность. Если нет - надо подучиться или искать другую работу. Всякое качество выше стандарта может быть беспредельно, до эксклюзива. В процессе обучения вы постоянно будете изучать стандарты по терминам и определениям, с требованиями к документу, качеству гербовой печати, порядку оформления обложки дел и т.д.



Теперь, зная, что понимается под стандартом, разберемся, что же такое государственные образовательные стандарты.

 

Образовательный стандарт

Им целиком посвящена 5 статья Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". Прежде всего, в Законе четко определено назначение образовательных стандартов.

"1. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования предназначены для обеспечения:

1) единства образовательного пространства Российской Федерации;

2) качества высшего профессионального образования;

3) основы для объективной оценки деятельности образовательных учреждений, реализующих образовательные программы высшего профессионального образования;

4) признания и установления эквивалентности документов иностранных государств о высшем профессиональном образовании".

Высшие и средние учебные заведения сегодня вправе сообразно своим возможностям и потребностям своих регионов, предприятий и самих студентов вполне самостоятельно строить учебный процесс. Но общее регулирование, гарантию его необходимого качественного уровня обеспечивают государственные образовательные стандарты. Кроме того, "Через государственные стандарты российская высшая школа вписывается и в мировое культурно-образовательное пространство, получает необходимые правовые средства для вхождения в международные механизмы признания документов об образовании, организации педагогических и научных обменов и связей" (Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. - М.: Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию, 1995, с. 4).

Первые образовательные стандарты были утверждены в 1996 году, в 2000 г. были разработаны стандарты второго поколения. Их принятию предшествовало подписание министром образования приказа от 02.03.2000 №683 "Об утверждении государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования", в котором утверждался перечень направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования. В этом перечне специальность "Документоведение и документационное обеспечение управления" отнесена к разделу междисциплинарных специальностей и получила код специальности 350800. В соответствии с приказом министра образования РФ от 04.12.2003 № 4482, утвердившим новый классификатор специальностей, специальность получила код 032001 и отнесена к гуманитарным наукам. Дополнительный код 65 означает - дипломированный специалист с высшим образованием.

Квалификация выпускника - документовед.

Стандарт начинается с того, что в нем дается квалификационная характеристика специалиста, то есть какую работу ждут от специалиста, что специалист должен уметь делать. Это очень важный пункт, так как в нем раскрываются все аспекты вашей будущей специальности. Вчитайтесь и осмыслите его. Он показывает, как многогранна, сложна и интересна ваша будущая работа. Характеристика специалиста в стандарте изложена так.

"Документовед разрабатывает, внедряет и обеспечивает функционирование единого в организации технологического процесса документирования и работы с документами и документной информацией на основе использования современных автоматизированных технологий (составление, оформление документов, учет, регистрация, контроль исполнения, справочно-информационная работа, хранение). Планирует, организует и совершенствует деятельность службы документационного обеспечения управления, осуществляет контроль за состоянием делопроизводства в организации. Разрабатывает унифицированные формы документов, системы документации, табели документов различного назначения и уровня управления, классификаторы документной информации. Принимает меры по упорядочению состава документов и информационных показателей, сокращению их количества и оптимизации документопотоков организации. Участвует в отборе документов, передаваемых на государственное хранение, организации текущего хранения и экспертизе ценности документов. Принимает участие в постановке задач проектирования, эксплуатации и совершенствовании (в части информационного обеспечения) автоматизированных информационных систем и систем управления, а также в разработке новейших информационных технологий, базирующихся на применении компьютерной техники, проектировании и актуализации баз и банков данных. Изучает и обобщает передовой отечественный и зарубежный опыт в области документационного обеспечения управления, разрабатывает нормативно-методические документы по вопросам документационного обеспечения. Подготавливает предложения по обеспечению эргономических условий труда, рационализации рабочих мест работников службы документационного обеспечения управления. Принимает участие в работе по подбору, расстановке и повышению квалификации кадров службы документационного обеспечения управления."

Следовательно, принимая вас на работу, организация вправе рассчитывать, что вы умеете делать все, перечисленное в стандарте.

Далее в стандарте указывается, где может работать такой специалист. Обратите внимание, что получивший образование по специальности "Документоведение и документационное обеспечение управления" может работать в учреждении любого уровня управления, любой отрасли и любой формы собственности.

Он должен быть "подготовлен к профессиональной работе в государственных органах федерального уровня, субъектов Федерации, муниципального уровня, в государственных, общественных, кооперативных и коммерческих учреждениях, организациях, фирмах, предприятиях в службах документационного обеспечения управления". Здесь же указываются и возможные должности. Это должности, требующие "высшего образования, в том числе руководителем службы делопроизводства, офис-менеджером и секретарем-референтом руководителя организации".

Конечно, в стандарте не могут быть указаны абсолютно все возможные должности, так как служба документационного обеспечения управления часто имеет сложную структуру и большой штат. Многочисленные функции этой службы и возможные места работы вы узнаете уже в курсах по специальности.

Определив, какой специалист нужен, стандарт устанавливает, какие же знания он должен получить в вузе, чтобы соответствовать предъявляемым к нему требованиям. Для этого образовательный стандарт определяет по каждой специальности обязательный минимальный набор дисциплин и минимум содержания каждой дисциплины.

Государственные образовательные стандарты высшего и послевузовского профессионального образования состоят из федеральных и национально-региональных компонентов.

Федеральные компоненты обязательны для всех вузов и, соответственно, во всех вузах проходят эти дисциплины. Но кроме того каждый вуз, исходя из своих интересов и возможностей, добавляет в учебный план по специальности национально-региональные (вузовские) компоненты.

"Федеральный компонент устанавливает обязательный минимум содержания каждой основной профессиональной образовательной программы и определяет государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по конкретным направлениям (специальностям). Региональный компонент определяет ту часть содержания основных образовательных программ, которая отражает региональные особенности подготовки специалистов".

Устанавливаемые стандартом перечень и структура дисциплин позволяют обеспечить выпуск образованных специалистов не только с хорошей профессиональной квалификацией, но и способных к анализу сложных проблем современной жизни общества и окружающей среды.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.