Контрольная работа № 2 по теме «Основные теории этноса» (3-4 балла).
Министерство образования и науки РФ
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Новосибирский государственный
Университет
Гуманитарный факультет
кафедра востоковедения
Этнология изучаемого региона (Китай, Япония, Корея)
Учебно-методический комплекс
Документ подготовлен в рамках реализации Программы развития государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Новосибирский государственный университет» на 2009−2018 гг.
Этнология изучаемого региона (Китай, Япония, Корея). Учебно-методический комплекс / Сост.: д-р ист. наук, доц. Е. Э. Войтишек. Новосибирск: Новосибирский государственный университет, 2011.– 120 с.
Учебно-методический комплекс содержит рабочую программу курса, рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, выполнению практических заданий, банк обучающих и контролирующих материалов. Пособие предназначено для студентов 1-го курса отделения востоковедения гуманитарного факультета.
Рекомендовано учебно-методическим советом гуманитарного факультета.
Рецензент: канд. ист. наук, проф. С. А. Комиссаров
© Е.Э. Войтишек, 2011
© Новосибирский государственный университет, 2011
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО КУРСУ ЭТНОЛОГИЯ ИЗУЧАЕМОГО РЕГИОНА
(КИТАЙ, ЯПОНИЯ, КОРЕЯ)
Программа курса (дисциплины) «Этнология изучаемого региона (Китай, Япония, Корея)» составлена в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра по циклу «общепрофессиональных дисциплин» по направлению «Востоковедение и африканистика», а также задачами, стоящими перед Новосибирским государственным университетом по реализации Программы развития НГУ.
Автор: Е. Э. Войтишек, д-р ист. наук, доцент
Факультет гуманитарный
Кафедра востоковедения
1. Цели освоения дисциплины (курса)
Современный мир характеризуется значительным ростом влияния стран Востока на общемировое развитие. Стратегические интересы России теснейшим образом связаны с развитием стран Востока, что продиктовано ее геополитическим положением и актуализировано политикой соседних государств. Поскольку взаимодействие со странами Востока носит межцивилизационный характер, то особое значение в его осуществлении играет межкультурное взаимодействие.
Этнология дает ключ к пониманию места и роли этнической компоненты в поведении человека и в жизнедеятельности общества в целом. В системе гуманитарной подготовки курс выполняет теоретико-познавательную и культурно-воспитательную функции, формируя у слушателей системное представление о причинно-следственных закономерностях возникновения и развития этнических сообществ и стратегиях межэтнического взаимодействия.
В широком смысле этнология − наука о человеке во всем многообразии его проявлений и связей (этносоциальное окружение, общественно-экономическая деятельность, культурно-психологическое своеобразие, биосоциальные, биопсихологические характеристики), предмет которой состоит в собирании и публикации эмпирического фактического материала, полученного, главным образом, в ходе полевых этнографических исследований.
Наряду с другими историко-культурными дисциплинами этнология помогает решить задачу истории как науки – воссоздать прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии культуры.
4. Структура и содержание дисциплиныОбщая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа.
№
п/п
| Раздел
дисциплины
| Семестр
| Неделя семестра
| Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля успеваемости
(по неделям семестра)
Форма промежуточной аттестации
(по семестрам)
|
|
|
| 1-18
| лекции
| к/работы
| коллоквиум
| сам. раб. студента
|
|
| Календарный модуль 1.
|
|
|
|
|
|
| Дисциплинарный модуль 1.
|
| 1-2
|
| 0,5
| 0,5
|
|
|
| Тема 1. Этнология как наука. Предмет и методы. Место этнографии и этнологии в системе наук. Этнологические (этнографические) источники.
| |
| 1,5
|
|
| 2
| Блиц-опрос
|
| Тема 2. История этнологии. Основные тенденции в развитии этнологии.
|
| 1-2
| 1,5
|
| 0,5
|
| Коллоквиум
|
|
|
|
|
| 0,5
|
|
| Контрольная работа № 1 «Основные тенденции в развитии этнологии».
|
| Дисциплинарный модуль 2.
| | 3-5
| 5,5
| 0,5
| |
|
|
| Тема 3. Этнос и этничность.Понятия «этнос» и «этничность». Сущность и основания этнической идентичности.
|
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 4. Признаки этноса. Факторы актуализации этничности. Классификация этносов. Системное описание этноса.
|
|
|
|
|
|
| Самостоятельная работа № 1 «Классификации этносов».
|
| Тема 5.Этнос и культура. Культура и ее этнические функции.
|
|
| 1,5
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 0,5
|
|
| Контрольная работа № 2«Основные теории этноса».
|
| Дисциплинарный модуль 3
|
|
| 3,5
| 0,5
| |
|
|
| Тема 6. Народы Восточной Азии Этногенез и этническая история.
|
|
|
|
|
|
| Самостоятельная работа № 3 «Хозяйственно-культурные типы народов Восточной Азии»
|
| Тема 7. Календарь и календарные обычаи народов Восточной Азии. Календарные праздники годового цикла и этнокультурная история.
|
|
| 1,5
|
|
|
|
|
|
|
|
| | 0,5
|
|
| Контрольная работа № 3 «Особенности восточноазиатского календаря»
|
| Дисциплинарный модуль 4.
| | 8-11
|
| 0,5
| 0,5
|
| |
| Тема 8. Этнология Китая. Характер китайского этноса. Основные направления расовой дифференциации китайцев. Национальные меньшинства КНР.
|
| 8-9
| 2,5
|
| 0,5
|
| Коллоквиум
|
| Тема 9. Основные занятия и социальный состав. Материальная культура. Социальная организация.
|
| 9-10
| 1,5
|
|
|
|
|
| Тема 10. Китайские обряды и праздники. Классификация обрядов в традиционном Китае. Годовой цикл у китайцев.
|
|
| 1,5
|
|
|
| Самостоятельная работа № 4 «Основные технические изобретения китайцев».
|
| Тема 11. Духовная культура. Традиционные виды искусства: музыка, архитектура, скульптура, живопись, художественные ремесла, зрелищные виды искусств. Игры и развлечения.
|
|
| 1,5
|
|
|
|
|
|
| |
| | 0,5
| | | Контрольная работа № 4 «Новый год в Китае и его место в годовом цикле».
|
| Дисциплинарный модуль 5.
|
| 12-15
|
|
| |
| |
| Тема 12. Этнология Японии. Особенности характера культуры Японии.
|
|
|
|
|
|
| Блиц-опрос
|
| Тема 13. Традиционные японские обряды и праздники.
|
|
|
|
|
|
| Самостоятельная работа № 5 «Проблема народа айну в историко-этнографическом аспекте»
|
| Тема 14. Традиционный театр и зрелищные виды искусств
|
|
| 1,5
|
|
|
|
|
| Тема 15. Традиционные виды искусства. Игры и развлечения. Особенности современного этапа культурной жизни Японии.
|
|
| 1,5
|
|
|
| Самостоятельная работа № 6 «Традиционные виды искусства: чайное действо, икэбана, составление благовоний»
|
|
| | | |
| | | Контрольная работа № 5 «Календарные праздники и обычаи Японии».
|
| Дисциплинарный модуль 6.
| | 16-18
| 4,5
| 0,5
| |
| |
| Тема 16. Этнология Кореи. Основные занятия корейцев и социальный состав населения. Материальная культура. Технология и производство.
|
|
| 1,5
|
|
|
| Блиц-опрос
|
| Тема 17. Наука и просвещение. Образование, книгопечатание и просвещение. Прикладное искусство. Скульптура и архитектура.
|
| 16-17
| 1,5
|
|
| 1,5
|
|
| Тема 18. Традиционные корейские обряды и праздники, игры и развлечения.
|
| 17-18
| 1,5
|
|
| 1,5
| Самостоятельная работа № 7 «Особенности корейского книгопечатания»
|
|
|
|
| | 0,5
| | | Контрольная работа № 6
«Календарные праздники и обычаи Кореи».
|
| Итоговый контроль
|
|
|
| | |
| Выставление рейтинговой оценки по календарному модулю. Возможность добора баллов.
|
| Итого
| | |
|
|
|
|
|
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
Дисциплинарный модуль 1
Контрольная работа № 1 по теме «Основные тенденции в развитии этнологии» (3-4 балла).
Перечислить основные этнологические направления и школы (эволюционизм; диффузионизм; социологическая школа).
2. Для этих основных направлений перечислить страны, где были развиты эти направления; основных представителей.
3. Сформулировать основные идеи и слабые стороны этих школ.
4. Перечислить остальныеизвестные этнологические направления и школы (функционализм; американская школа исторической этнологии; американская этнопсихологическая школа; структурализм; культурный релятивизм; теория психоанализа в этнологии; новейшие концепции в этнологии – неоэволюционизм, постмодерн).
5.Сформулировать для этих направлений основные идеи и особенности.
Дисциплинарный модуль 2
Самостоятельная работа № 1 по теме «Классификации этносов» (2-3 балла).
1. Сформулировать особенности географической классификации этносов.
2. Сформулировать особенности антропологической классификации этносов.
3. Сформулировать особенности языковой классификации этносов.
4. Сформулировать особенности хозяйственно-культурной классификации этносов.
Контрольная работа № 2 по теме «Основные теории этноса» (3-4 балла).
1.Сформулировать основные положения наиболее представительных западных теорий этноса (примордиализм; инструментализм; конструктивизм).
2. Сформулировать основные положения и особенности наиболее значительных теорий этноса в отечественной этнологии (теория С. М. Широкогорова; пассионарная теория этноса Л. Н. Гумилева; дуалистическая теория этноса Ю. В. Бромлея; информационная теория Н. Н. Чебоксарова и С. А. Арутюнова; системно-статистическая/компонентная теория Г. Е. Маркова и В. В. Пименова)
Рекомендуемая учебная литература к этому разделу
Алексеев В. П. Историческая антропология и этногенез. М., 1989.
Алексеев В. П. Становление человечества. М.: изд-во полит. литер., 1984.
Алексеев В. П. Этногенез. М.: Высшая школа, 1986.
Арутюнов С. А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М.: Наука, 1989.
Арутюнов С. А., Рыжакова С. И. Культурная антропология. М., 2004.
Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983.
Введение в востоковедение/ Отв. ред. Е. И. Зеленев, В. Б. Касевич. СПб., 2011.
Итс Р.Ф. Введение в этнографию. Л., 1991.
Крадин Н. Н. Политическая антропология / Учебное пособие. М., 2001.
Леви-Строс К. Структурная антропология. М., 1985.
Лурье С. В. Историческая этнология. М.: Аспект-Пресс, 1997.
Народы мира. Историко-этнографический справочник. М., 1988.
Садохин А. П. Этнология. М.: Гардарики, 2008.
Садохин А. П. Этнология. Словарь-справочник. М., 2002.
Сусоколов А. А. Культура и обмен: Введение в экономическую антропологию. М.: Русская панорама, 2006.
Тавадов Г. Т. Этнология. М. 2004.
Тавадов Г. Т. Этнология. Словарь–справочник. М., 1998.
Токарев С. А. История зарубежной этнографии. М., 1978 .
Чеснов Я. В. Лекции по исторической этнологии. М.: Гардарика, 1998.
Этнология. Учебник для высших учебных заведений / Под ред. Г. Е. Маркова и В. В. Пименова. М., 1994.
Этнос. Нация. Общество. Этнологический словарь. М., 1996.
Дисциплинарный модуль 3
Самостоятельная работа № 3 по теме «Хозяйственно-культурные типы народов Восточной Азии» (2-3 балла).
1. Сформулировать основные идеи этнологов об этапах хозяйственно-культурного развития этносов.
2. Сформулировать основные положения и особенности присваивающего и примитивно-производящего хозяйства; указать примеры.
3. Сформулировать основные положения и особенности развитого производящего хозяйственно-культурного типа; указать примеры.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|