Сделай Сам Свою Работу на 5

Контрольная работа № 2 по теме «Основные теории этноса» (3-4 балла).





Министерство образования и науки РФ

Федеральное агентство по образованию

 

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

 

Новосибирский государственный

Университет

Гуманитарный факультет

кафедра востоковедения

 

 

Этнология изучаемого региона (Китай, Япония, Корея)

Учебно-методический комплекс

 

 

 

Документ подготовлен в рамках реализации Программы развития государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Новосибирский государственный университет» на 2009−2018 гг.

 


Этнология изучаемого региона (Китай, Япония, Корея). Учебно-методический комплекс / Сост.: д-р ист. наук, доц. Е. Э. Войтишек. Новосибирск: Новосибирский государственный университет, 2011.– 120 с.

 

 

Учебно-методический комплекс содержит рабочую программу курса, рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, выполнению практических заданий, банк обучающих и контролирующих материалов. Пособие предназначено для студентов 1-го курса отделения востоковедения гуманитарного факультета.



 

 

Рекомендовано учебно-методическим советом гуманитарного факультета.

 

 

Рецензент: канд. ист. наук, проф. С. А. Комиссаров

 

 

© Е.Э. Войтишек, 2011

© Новосибирский государственный университет, 2011

 


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО КУРСУ ЭТНОЛОГИЯ ИЗУЧАЕМОГО РЕГИОНА

(КИТАЙ, ЯПОНИЯ, КОРЕЯ)

 

Программа курса (дисциплины) «Этнология изучаемого региона (Китай, Япония, Корея)» составлена в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра по циклу «общепрофессиональных дисциплин» по направлению «Востоковедение и африканистика», а также задачами, стоящими перед Новосибирским государственным университетом по реализации Программы развития НГУ.

 

Автор: Е. Э. Войтишек, д-р ист. наук, доцент

 

Факультет гуманитарный

Кафедра востоковедения

 

1. Цели освоения дисциплины (курса)

Современный мир характеризуется значительным ростом влияния стран Востока на общемировое развитие. Стратегические интересы России теснейшим образом связаны с развитием стран Востока, что продиктовано ее геополитическим положением и актуализировано политикой соседних государств. Поскольку взаимодействие со странами Востока носит межцивилизационный характер, то особое значение в его осуществлении играет межкультурное взаимодействие.



Этнология дает ключ к пониманию места и роли этнической компоненты в поведении человека и в жизнедеятельности общества в целом. В системе гуманитарной подготовки курс выполняет теоретико-познавательную и культурно-воспитательную функции, формируя у слушателей системное представление о причинно-следственных закономерностях возникновения и развития этнических сообществ и стратегиях межэтнического взаимодействия.

В широком смысле этнология − наука о человеке во всем многообразии его проявлений и связей (этносоциальное окружение, общественно-экономическая деятельность, культурно-психологическое своеобразие, биосоциальные, биопсихологические характеристики), предмет которой состоит в собирании и публикации эмпирического фактического материала, полученного, главным образом, в ходе полевых этнографических исследований.

Наряду с другими историко-культурными дисциплинами этнология помогает решить задачу истории как науки – воссоздать прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии культуры.

 

4. Структура и содержание дисциплиныОбщая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа.

 

№ п/п Раздел дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
    1-18 лекции к/работы коллоквиум сам. раб. студента  
  Календарный модуль 1.    
  Дисциплинарный модуль 1.   1-2 0,5 0,5  
  Тема 1. Этнология как наука. Предмет и методы. Место этнографии и этнологии в системе наук. Этнологические (этнографические) источники.   1,5     2 Блиц-опрос
  Тема 2. История этнологии. Основные тенденции в развитии этнологии.   1-2 1,5   0,5 Коллоквиум
        0,5     Контрольная работа № 1 «Основные тенденции в развитии этнологии».  
  Дисциплинарный модуль 2.   3-5 5,5 0,5    
  Тема 3. Этнос и этничность.Понятия «этнос» и «этничность». Сущность и основания этнической идентичности.        
  Тема 4. Признаки этноса. Факторы актуализации этничности. Классификация этносов. Системное описание этноса.       Самостоятельная работа № 1 «Классификации этносов».
  Тема 5.Этнос и культура. Культура и ее этнические функции.     1,5      
          0,5     Контрольная работа № 2«Основные теории этноса».
  Дисциплинарный модуль 3   3,5 0,5    
  Тема 6. Народы Восточной Азии Этногенез и этническая история.         Самостоятельная работа № 3 «Хозяйственно-культурные типы народов Восточной Азии»  
  Тема 7. Календарь и календарные обычаи народов Восточной Азии. Календарные праздники годового цикла и этнокультурная история.   1,5      
        0,5     Контрольная работа № 3 «Особенности восточноазиатского календаря»  
  Дисциплинарный модуль 4.   8-11 0,5 0,5  
  Тема 8. Этнология Китая. Характер китайского этноса. Основные направления расовой дифференциации китайцев. Национальные меньшинства КНР.   8-9 2,5   0,5 Коллоквиум
  Тема 9. Основные занятия и социальный состав. Материальная культура. Социальная организация.   9-10 1,5      
  Тема 10. Китайские обряды и праздники. Классификация обрядов в традиционном Китае. Годовой цикл у китайцев.   1,5     Самостоятельная работа № 4 «Основные технические изобретения китайцев».  
  Тема 11. Духовная культура. Традиционные виды искусства: музыка, архитектура, скульптура, живопись, художественные ремесла, зрелищные виды искусств. Игры и развлечения.   1,5      
        0,5     Контрольная работа № 4 «Новый год в Китае и его место в годовом цикле».
  Дисциплинарный модуль 5.   12-15    
  Тема 12. Этнология Японии. Особенности характера культуры Японии.       Блиц-опрос
  Тема 13. Традиционные японские обряды и праздники.       Самостоятельная работа № 5 «Проблема народа айну в историко-этнографическом аспекте»
  Тема 14. Традиционный театр и зрелищные виды искусств   1,5      
  Тема 15. Традиционные виды искусства. Игры и развлечения. Особенности современного этапа культурной жизни Японии.   1,5     Самостоятельная работа № 6 «Традиционные виды искусства: чайное действо, икэбана, составление благовоний»
              Контрольная работа № 5 «Календарные праздники и обычаи Японии».
  Дисциплинарный модуль 6.   16-18 4,5 0,5    
  Тема 16. Этнология Кореи. Основные занятия корейцев и социальный состав населения. Материальная культура. Технология и производство.   1,5     Блиц-опрос
  Тема 17. Наука и просвещение. Образование, книгопечатание и просвещение. Прикладное искусство. Скульптура и архитектура.   16-17 1,5     1,5  
  Тема 18. Традиционные корейские обряды и праздники, игры и развлечения.   17-18 1,5     1,5 Самостоятельная работа № 7 «Особенности корейского книгопечатания»
        0,5     Контрольная работа № 6 «Календарные праздники и обычаи Кореи».
  Итоговый контроль     Выставление рейтинговой оценки по календарному модулю. Возможность добора баллов.
  Итого    

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов



Дисциплинарный модуль 1

Контрольная работа № 1 по теме «Основные тенденции в развитии этнологии» (3-4 балла).

Перечислить основные этнологические направления и школы (эволюционизм; диффузионизм; социологическая школа).

2. Для этих основных направлений перечислить страны, где были развиты эти направления; основных представителей.

3. Сформулировать основные идеи и слабые стороны этих школ.

4. Перечислить остальныеизвестные этнологические направления и школы (функционализм; американская школа исторической этнологии; американская этнопсихологическая школа; структурализм; культурный релятивизм; теория психоанализа в этнологии; новейшие концепции в этнологии – неоэволюционизм, постмодерн).

5.Сформулировать для этих направлений основные идеи и особенности.

 

Дисциплинарный модуль 2

 

Самостоятельная работа № 1 по теме «Классификации этносов» (2-3 балла).

1. Сформулировать особенности географической классификации этносов.

2. Сформулировать особенности антропологической классификации этносов.

3. Сформулировать особенности языковой классификации этносов.

4. Сформулировать особенности хозяйственно-культурной классификации этносов.

 

Контрольная работа № 2 по теме «Основные теории этноса» (3-4 балла).

1.Сформулировать основные положения наиболее представительных западных теорий этноса (примордиализм; инструментализм; конструктивизм).

2. Сформулировать основные положения и особенности наиболее значительных теорий этноса в отечественной этнологии (теория С. М. Широкогорова; пассионарная теория этноса Л. Н. Гумилева; дуалистическая теория этноса Ю. В. Бромлея; информационная теория Н. Н. Чебоксарова и С. А. Арутюнова; системно-статистическая/компонентная теория Г. Е. Маркова и В. В. Пименова)

 

Рекомендуемая учебная литература к этому разделу

Алексеев В. П. Историческая антропология и этногенез. М., 1989.

Алексеев В. П. Становление человечества. М.: изд-во полит. литер., 1984.

Алексеев В. П. Этногенез. М.: Высшая школа, 1986.

Арутюнов С. А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М.: Наука, 1989.

Арутюнов С. А., Рыжакова С. И. Культурная антропология. М., 2004.

Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983.

Введение в востоковедение/ Отв. ред. Е. И. Зеленев, В. Б. Касевич. СПб., 2011.

Итс Р.Ф. Введение в этнографию. Л., 1991.

Крадин Н. Н. Политическая антропология / Учебное пособие. М., 2001.

Леви-Строс К. Структурная антропология. М., 1985.

Лурье С. В. Историческая этнология. М.: Аспект-Пресс, 1997.

Народы мира. Историко-этнографический справочник. М., 1988.

Садохин А. П. Этнология. М.: Гардарики, 2008.

Садохин А. П. Этнология. Словарь-справочник. М., 2002.

Сусоколов А. А. Культура и обмен: Введение в экономическую антропологию. М.: Русская панорама, 2006.

Тавадов Г. Т. Этнология. М. 2004.

Тавадов Г. Т. Этнология. Словарь–справочник. М., 1998.

Токарев С. А. История зарубежной этнографии. М., 1978 .

Чеснов Я. В. Лекции по исторической этнологии. М.: Гардарика, 1998.

Этнология. Учебник для высших учебных заведений / Под ред. Г. Е. Маркова и В. В. Пименова. М., 1994.

Этнос. Нация. Общество. Этнологический словарь. М., 1996.

 

Дисциплинарный модуль 3

Самостоятельная работа № 3 по теме «Хозяйственно-культурные типы народов Восточной Азии» (2-3 балла).

1. Сформулировать основные идеи этнологов об этапах хозяйственно-культурного развития этносов.

2. Сформулировать основные положения и особенности присваивающего и примитивно-производящего хозяйства; указать примеры.

3. Сформулировать основные положения и особенности развитого производящего хозяйственно-культурного типа; указать примеры.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.