Сделай Сам Свою Работу на 5

Раздел 7. Литературные произведения , церковно-политические трактаты.

Учебно-методический комплекс

дисциплины

ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ

для студентов, обучающихся по специальности «История» 3 курса

на 5, 6 семестр 2012/2013 учебного года

 

программа курса, планы семинарских занятий, контрольные вопросы.

 

 

 

Нефтекамск, 2012

Содержание

 

1. Тематический план

2. Пояснительная записка

3. Программа курса

4. План семинарских занятий

5. Контрольные вопросы

6. Список литературы


Тематический план

Семестр

  Тема Форма занятия сам раб.
Лек Сем
1. Тема 1. Источниковедение как научная историческая дисциплина  
2. Тема 2. Классификация исторических источников.
Тема 3. Методика датировки исторических источников.  
4. Тема 4. Локализация исторических источников.  
5. Тема 5. Методика идентификации личности  
6. Тема 6. Истолкование исторических источников. (Герменевтика)  
Тема 7. Выявление и методы критического анализа подделок.  
8. Тема 8. Законодательные акты как исторический источник.  
9. Тема 9. Законодательные памятники XI – XVII веков.
Тема 10. Актовые материалы XII-XVII вв. как исторический источник.
Тема 11. Делопроизводственные материалы XVI-XVII вв. Материалы общего делопроизводства
Тема 12. Специальное делопроизводство XV- XVII. Писцовое делопроизводство.
Тема 13. Специальное делопроизводство XV- XVII. Военное делопроизводство.  
Тема 14. Специальное делопроизводство XV- XVII. Судебное делопроизводство.  
Тема 15: Церковная литература Древней Руси.  
Тема 16. Дипломатическая документация России XVI-XVII вв.  
Тема 17. Литературные произведения Древней Руси как исторический источник
Тема 18. Политическая литература периода образования и укрепления централизованного русского государства.  
Тема: Сказания иностранцев XV—XVII вв. как исторический источник.  

Семестр.



Тема Форма Сам.раб.
лек сем
Тема 20: Законодательство XVIII – начала XX вв.
Тема 21: Развитие делопроизводственной документации в ХVIII-начале ХХ вв.
22. Тема 22: Церковный и административно-полицейский учет населения.  
Тема 23: Материалы ревизий как источник.    
24. Тема 24: Учет офицерства и чиновничества в России в XVIII – начале XX в.в.    
25. Тема 25: «Экономические примечания» к Генеральному межеванию.  
26. Тема 26: Источники личного происхождения (дневники и мемуары) XVIII – XX вв.
27. Тема: Губернаторские отчеты XVIII – начала XX в.в.  
28. Тема 28: Земская статистика.  
Тема 29: Военно-конские переписи второй половины XIX –начала XX в.в.  
30. Тема: Источники личного происхождения (эпистолярные) XVIII – XX вв.
31. Тема: Материалы сельскохозяйственных переписей 1916-1917 г.г.
32. Тема: Статистика промышленного производства XVIII – начала XX в.в.
33. Тема: Периодическая печать как исторический источник.
34. Тема: Документы общественных, политических организаций и движений.  
Тема: Демографическая статистика СССР.  
Тема: Малоизвестные и редкоупотребляемые источники.
  Итого

Итоговый контроль: зачет- 5 семестр, экзамен- 6 семестр.

Пояснительная записка

(цели и задачи)

Данная учебная дисциплина изучается студентами третьего курса очного отделения в 5 и 6 учебном семестре. Целью ее преподавания является формирование у студентов–историков представлений о письменных документах, которые несут информацию о прошлом и являются основными историческими источниками. Наибольшее внимание при этом в изложении учебного материала уделяется характеристике установленных в исторической науке родов и видов письменных источников. Студенты в результате изучения данной учебной дисциплины должны:

– усвоить особенности источниковедческого обеспечения изучения основных этапов в истории общества от древности до современности в сферах всеобщей и отечественной истории;

– получить представление о классификации исторических источников, знать типы, роды и виды исторических источников и их познавательный потенциал;

– уяснить для себя основные этапы источниковедческого анализа письменного исторического источника в ходе исторического исследования, установить соотношение между понятиями «документ» и «исторический источник».

- приобрести навыки правильного толкования источника;

- четко определять время и условия создания источника.

Программа курса источниковедения.

Раздел 1. Источниковедение как научная историческая дисциплина.

Определение предмета, объекта, задач и методов источниковедения. Исторические факты и исторические источники. Основные этапы источниковедческого анализа.

Классификация исторических источников.

Необходимость и цели классификации. Проблема критериев и принципов классификации. Деление источников на остатки и традиции. Типовая и видовая классификация.

Раздел 2. Методика и анализ источников.

Методика датировки исторических источников.

Анализ промой временной информации. Анализ косвенной временной информации. Синтез временной информации.

Локализация исторических источников.

Анализ прямой пространственной информации. Анализ косвенной пространственной информации. Синтез пространственной информации.

Методика идентификации личности

Анализ прямой информации о личности. Анализ косвенной информации о личности. Синтез идентификационной информации.

Истолкование исторических источников. (Герменевтика)

Истолкование прямого значения текста. Выявление ненамеренной информации. Методы установления и проверки достоверности и точности информации. Особенности истолкования отдельных видов письменных источников.

Выявление и методы критического анализа подделок.

Выявление мотивов фальсификации исторических источников. Цели фальсификаций и характер подделки. Методы и приемы выявления фальсификации.

Раздел 3. Законодательные акты.

Законодательные акты как исторический источник.

Принципы изучения и классификации законодательных источников. Понимание и интерпретации законодательных актов. Информативные возможности и оценка научной значимости законодательных памятников.

Законодательные памятники XI – XVII веков.

Структура, датировка, источники «Русской правды». Общая характеристика канонического права. Законодательные памятники удельного периода (XII - конец XV в). Законодательство Русского централизованного государства их назначение, условия возникновения, источники. Причины создания, структура и источники Соборного уложения.

Актовые материалы XII-XVII вв. как исторический источник.

Понятие об актовых материалах. Классификация актов. Формуляр и методы изучения актов. Разновидности актов X-XVII вв.

 

Раздел 4. Делопроизводственные источники.

Делопроизводственные материалы XVI-XVII вв. Материалы общего делопроизводства.

Структура и функции органов государственного управления в XV-XVII в. Организация делопроизводства в приказах. Формуляр документа ХV-ХXII вв. Разновидности общей документации, их функциональное назначение.

Специальное делопроизводство XV- XVII. Писцовое делопроизводство.

Разновидности писцовой документации. Специфика терминологии писцовых материалов. Вопросы достоверности писцовых документов и методики их изучения и использования.

 

Специальное делопроизводство XV- XVII. Военное делопроизводство.

Разрядные книги, их классификация, источники. Родословные книги и родословные росписи. Десятни, сыскные и подлинные списки. Жилецкие списки.

Специальное делопроизводство XV- XVII. Судебное делопроизводство.

Характер ведения следствия и судебного процесса в XVI – XVII вв. Основные разновидности судебно-следственной документации. Принципы источниковедческого анализа судебного делопроизводства.

 

Раздел 5. Церковные источники.

Церковная литература Древней Руси. Киево-печерский Патерик. Жития святых. Церковные поучения. Хождения.

 

Раздел 6. Делопроизводственная документация XVI- XVIIвв.

Дипломатическая документация России XVI-XVII вв.

Состав комплекса документации, практика составления ее разновидностей. Формуляр и информативность статейных списков. Посольские книги как отражение особенностей международных сношений Русского централизованного государства.

Раздел 7. Литературные произведения , церковно-политические трактаты.

Литературные произведения Древней Руси как исторический источник

Понятие авторства, традиции и мировоззрение. Методика источниковедческого анализа литературных памятников Древней Руси. Древнерусская учительная литература.

 

Политическая литература периода образования и укрепления централизованного русского государства.

Церковно-политические трактаты Иосифа Волоцкого и Нила Сорского. Сочинения И.Пересветова И. Грозного. История их возникновения и личность автора. Публицистика времен «смуты». Протопоп Аввакум, Г.Котошихин и Ю.Крижанич о России времени царствования Алексея Михайловича.

 



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.