Сделай Сам Свою Работу на 5

Основание для формулировки цели исследования





Федеральное агентство по образованию

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МАГНИТОГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра психолого-педагогических дисциплин

 

 

Т. Ф. ОРЕХОВА, Н. Ф. ГАНЦЕН

 

 

ПОДГОТОВКА КУРСОВЫХ И ДИПЛОМНЫХ РАБОТ
ПО ПЕДАГОГИЧЕСКИМ НАУКАМ

Допущено Министерством образования и науки
Челябинской области в качестве методического пособия
для студентов дневного и заочного отделений педагогических
факультетов (специальность 050708 «Педагогика и методика
начального образования» и степень (квалификация) «Бакалавр»
по направлению 540600 «Педагогика»)

 

 

Магнитогорск


Орехова Т. Ф., Ганцен Н. Ф. Подготовка курсовых и дипломных работ по педагогическим наукам : методическое пособие для студентов дневного и заочного отделений педагогических факультетов (специальность 050708 – «Педагогика и методика начального образования» и степень (квалификация) Бакалавр направления 540600 «Педагогика». – 3-е изд., испр. и доп. – Магнитогорск : МаГУ, 2009. – 139 с.

 

Рецензирование и редактирование содержания доктора педагогических наук, профессора МаГУ Т. В. Кружилиной.



 

 

В предлагаемом методическом пособии, составленном с использованием материалов методических указаний «Жанры студенческих научно-исследовательских работ», дается подробная характеристика курсовой и дипломной работы (их учебного значения, структуры и отличий) и представлена пошаговая последовательность подготовки (разработки и написания) работ этого вида по педагогическим наукам. Данное методическое пособие предназначено для студентов отделения подготовки учителей начальных классов и бакалавров педагогики, но может быть полезно и студентам других специальностей и факультетов, так как в нем описывается методика формулирования таких параметров исследования, как объект, предмет, задачи, методы исследования и пр., которые определяются в научных работах по всем научным дисциплинам, а также даются общие рекомендации по работе с литературными источниками и техническому оформлению компьютерного текста.

 

 



ã Т. Ф. Орехова, Н. Ф. Ганцен, 2009.

Магнитогорский государственный

университет.


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ПРЕДИСЛОВИЕ КАК РАБОТАТЬ С МЕТОДИЧЕСКИМ ПОСОБИЕМ? 6

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ.. 10

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О КУРСОВОЙ И ДИПЛОМНОЙ РАБОТЕ.. 15

Структура курсовой/дипломной работы по педагогическим наукам и выбор ее темы.. 16

Технология формулирования темы научно-педагогического исследования 16

ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМУЛИРОВАНИЯ ПАРАМЕТРОВ КУРСОВОЙ/ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ... 19

Обоснование актуальности темы исследования. 19

Формулирование противоречия. 21

Формулирование проблемы исследования. 22

Формулирование цели исследования. 23

Формулирование объекта исследования. 24

Формулирование предмета исследования. 25

Формулирование гипотезы исследования. 27

Формулирование задач исследования. 31

Формулирование методологической основы исследования. 34

Формулирование методов исследования. 35

Формулирование теоретической значимости исследования. 43

Формулирование практической значимости исследования. 43

Формулирование положений, выносимых на защиту. 44

Техническое оформление параметров исследования. 46

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТРУКТУРЫ РАБОТЫ И ФОРМУЛИРОВАНИЕ НАЗВАНИЙ ГЛАВ И ПАРАГРАФОВ.. 47

ТРЕБОВАНИЯ К АНАЛИЗУ ЛИТЕРАТУРЫ... 57

РАБОТА С ЛИТЕРАТУРНЫМИ ИСТОЧНИКАМИ И СОСТАВЛЕНИЕ СПИСКА ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ... 61

ФОРМУЛИРОВАНИЕ КРИТЕРИЕВ, ПОКАЗАТЕЛЕЙ И УРОВНЕЙ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ.. 63

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЛОГИКЕ ИЗЛОЖЕНИЯ МАТЕРИАЛА В РАЗДЕЛАХ КУРСОВОЙ/ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ... 71

Логика изложения материала в параграфе 1.1. 71



Логика изложения материала в параграфе 1.2. 73

Логика изложения материала в параграфе 1.3. 75

Логика изложения материала в параграфе 2.1. 76

Логика изложения материала в параграфе 2.2. 77

Логика изложения материала в параграфе 2.3. 78

Логика изложения материала в выводах по главам.. 79

Логика изложения материала в заключении. 80

ЛОГИКА ОПИСАНИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ... 81

ФОРМАТИРОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНОГО ТЕКСТА КУРСОВОЙ/ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ... 91

ТРЕБОВАНИЯ К ФОРМАТИРОВАНИЮ ГРАФИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ (ТАБЛИЦ И РИСУНКОВ) 94

Общие требования к расположению таблиц и рисунков в тексте курсовой/дипломной работы.. 94

Требования к форматированию таблиц. 94

Требования к форматированию рисунков. 96

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ПРИЛОЖЕНИЯ.. 97

ОСОБЕННОСТИ КУРСОВОЙ/ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ
ПО ИСТОРИИ ПЕДАГОГИКИ.. 98

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСОВЫХ
И ДИПЛОМНЫХ РАБОТ.. 105

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ОБРАЗЦЫ БИБЛИОГРАФИЧЕСКОГО ОПИСАНИЯ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ В СПИСКЕ ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
В КУРСОВЫХ/ДИПЛОМНЫХ РАБОТАХ.. 109

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИМ РАБОТАМ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ПЕДАГОГИКИ И МЕТОДИКИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.. 112

Редакционные требования (требования к оформлению работы) 112

Требования к содержанию работы.. 115

Организационные требования. 116

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 ОБРАЗЦЫ ОФОРМЛЕНИЯ ТИТУЛЬНЫХ ЛИСТОВ 117

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Критерии оценки качества дипломных работ по педагогическим наукам... 122

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ... 138


ПРЕДИСЛОВИЕ
КАК РАБОТАТЬ С МЕТОДИЧЕСКИМ ПОСОБИЕМ?

Цель данного методического пособия – дать студентам методический инструмент для качественного написания курсовых и дипломной (выпускной квалификационной) работ по различным направлениям педагогической науки. Третье издание данного пособия есть свидетельство потребности в нем. Однако опыт предыдущих изданий показывает, что для эффективного (то есть с максимальной для студента пользой) использовании пособия необходимо выполнять ряд требований, которые пошагово излагаются в предлагаемом предисловии.

Прежде всего, следует один раз прочитать все пособие от начала до конца, чтобы понять, какую информацию можно извлечь из каждого раздела. Это первый шаг.

Второй шаг – создание электронной (можно также и бумажной) папки с названием КР Фамилия студента и две последние цифры года обучения. Например, [КР Орехова 09-10] или [ДР Орехова 09-10].

Третий шаг – создание в данной папке файлов для титульного листа, содержания, введения, для каждого параграфа, заключения и списка использованной и цитируемой литературы. Каждый файл нужно назвать по его содержанию и указать кодированное название курсовой/дипломной работы. Например, Введение КР Орехова 09-10; ТЛ КР Орехова 09-10, Содержание КР Орехова 09-10, Библиография КР Орехова 09-10 и таким образом назвать все другие структурные части работы. Это необходимо для того, чтобы научный руководитель, у которого несколько курсовиков или дипломников мог копировать в свой компьютер электронные версии данных работ, не опасаясь заменить работу одного студента на работу другого.

Четвертый шаг – это определение темы курсовой/дипломной работы (см. раздел «Структура курсовой/дипломной работы по педагогическим наукам и выбор ее темы»). Тема курсовой/дипломной работы может корректироваться в процессе написания работы, но все корректировки следует осуществлять в соответствии с правилами, установленными на той кафедре, по которой пишется данная работа.

Пятый шаг – определение пяти основных параметров курсовой/дипломной работы, которые можно сформулировать только на основании темы. Это: проблема исследования (см. раздел «Формулирование проблемы исследования»); цель исследования (см. раздел «Формулирование цели исследования»); объект и предмет исследования (см. разделы «Формулирование объекта исследования» и «Формулирование предмета исследования»); задачи исследования (см. раздел «Формулирование задач исследования»).

Шестой шаг – определение структуры курсовой/дипломной работы и формулирование рабочих названий глав и параграфов (см. раздел «Определение структуры работы и формулирование названий глав и параграфов»).

Седьмой шаг – работа с литературными источниками с целью сбора материала для курсовой/дипломной работы (см. раздел «Требования к анализу литературы») и одновременно составление списка использованной и цитируемой литературы (см. раздел «Работа с литературными источниками и составление списка использованной и цитируемой литературы»).

Восьмой шаг – написание первого параграфа первой главы (см. раздел «Логика изложения материала в параграфе 1.1.») и формулирование рабочей гипотезы (см. раздел «Формулирование гипотезы исследования»).

Девятый шаг – разработка критериев оценки результатов исследования (см. разделы «Формулирование критериев, показателей и уровней оценки результатов исследования» и «Логика изложения материала в параграфе 1.3.» абзацы первый и второй).

Десятый шаг – описание процесса реализации педагогических условий, которые прописаны в гипотезе исследования (см. раздел «Логика изложения материала в параграфе 2.2.»).

Одиннадцатый шаг – подбор и разработка диагностических методик для выявления уровней сформированности у субъектов, по отношению к которым осуществляется исследование, искомого качества («Логика изложения материала в параграфе 2.1.» абзацы первый, второй третий).

Все последующие шаги – это последовательное все остальных параграфов, дописывание введения и написание заключения.

Заключительный шаг – это оформление списка использованной и цитируемой литературы и внутритекстовых ссылок на литературные источники (см. разделы «работа с литературными источниками и составление списка использованной и цитируемой литературы» и Приложение 1. «Образцы библиографического описания литературных источников в списке использованной и цитируемой литературы в курсовых/дипломных работах»).

На рис. 1 представлена схема взаимосвязи основных элементов курсовой/дипломной работы.

 

 


Рис. 1. Схема взаимосвязи ведущих элементов исследования
и логика их разработки

 

Принятые для схемы сокращения: ПУ – педагогическое условие: 1 – первое, 2 – второе, 3 – третье; И. – исследование; СК – структурный компонент: 1 – первый, 2 – второй, 3 – третий.

 

На схеме видно, что ключевое понятие исследование вытекает из темы и просматривается в цели исследования и его предмете. В параграфе 1.1. разрабатывается ключевое понятие и формируется его структура из 2-3- компонентов минимально, но можно и больше. Под каждый структурный компонент ключевого понятия разрабатывается нормативно одно педагогическое условие, реализация которого обеспечит формирование соответствующего структурного компонента ключевого понятия (хотя под один структурный компонент можно разработать и два педагогических условия).

Затем разрабатываются критерии оценки результата, по которым можно определить эффективность реализации педагогических условий. Каждый структурный компонент ключевого понятия следует проверять нормативно одним критерием (но можно и двумя-тремя критериями). И наконец, для каждого критерия определяются не менее двух показателей, через которые данный критерий проявляется.

Таким образом, целесообразно первоначально первый параграф первой главы, затем второй параграф второй главы и, если это дипломная работа, то написать третий параграф первой главы, а если курсовая работа, то – первый параграф второй главы. Затем можно дописывать все остальные разделы курсовой/дипломной работы.

Будьте внимательны при техническом оформлении (форматировании) текста курсовой/дипломной работы. Обратите внимание на требования по форматированию параметров исследования и на знаки препинания в каждом из них. Внимательно изучите требования к форматированию таблиц и рисунков.

Научитесь автоматически создавайте оглавление (содержание) курсовой/дипломной работы.

Желаем настойчивости, упорства и успех к Вам обязательно придет.


 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ
СТУДЕНТОВ

Эффективность профессионально-педагогической деятельности учителя определяется, во-первых, его педагогической подготовкой (овладением педагогическими знаниями, умениями и навыками), во-вторых, предметной подготовкой (овладением знаниями, умениями и навыками по профилирующему предмету: математике, русскому языку и литературе, иностранному языку, истории и т. д.) и уровнем готовности к творчеству (способности творить, открывать новые, неведомые знания, способы деятельности и пр.). Это последнее – важнейшее качество, обеспечивающееличностипедагога адаптивность, мобильность, профессиональную компетентность. Они проявляются в умении учителя эффективно организовывать свою деятельность, вести себя активно в возникающих педагогических ситуациях, а также развивать творческие способности у своих учеников, ибо педагогическая деятельность характеризуется двойной обращенностью педагога: к учащимся и к самому себе. Мы считаем, что исследовательская работа для любого человека является его сущностной человеческой потребностью и ведется каждым нормальным человеком независимо от того, осознает он это или не осознает. У каждого человека (как показывает В. И. Гарбузов) прирожденно имеется исследовательский инстинкт, который проявляется в его познавательной деятельности как стихийной, (то есть неосознаваемой), так и специально организованной (то есть управляемой самим человеком или извне – научным руководителем).

В научно-исследовательской деятельности можно обнаружить три смысла. Так, для любого человека любая исследовательская деятельность является источником его жизненных (душевных) сил и обеспечивает ему возможность реализации своей творческой природы. В этом проявляется личностная значимость данной деятельности. В процессе профессиональной подготовки студентов исследовательская деятельность (как учебно-исследовательская, так и собственно научно-исследовательская) выступает основой для приобретения качественного образования, и в этом состоит ее образовательный смысл. Для учителя-практика научно-исследовательская деятельность является гарантом того, что он никогда не станет «тормозом» в развитии своих учеников, которые в каждом новом поколении имеют все более высокий потенциал в развитии, так как начинают свой жизненный старт с более высокой ступени, нежели учитель. И в этом, на наш взгляд, кроется профессиональный смысл для учителя научно-исследовательской деятельности.

Отсюда следует вывод, что профессиональная подготовка будущих учителей в педагогических вузах должна обеспечивать им овладение на необходимом и достаточном уровне навыками научно-исследовательской деятельности. Однако, как показывает педагогическая практика, для учителей в настоящее время «камнем преткновения» становится именно эта деятельность, владение которой необходимо им при подготовке квалификационных работ для аттестации на получение, подтверждение или повышение квалификационной категории. В этих работах, согласно нормативным установкам, от них требуется, как правило, три вещи: описать свой опыт работы, обосновать его теоретически и доказать достоверность и эффективность результатов описываемой работы. И вот тут обнаруживается удивительный парадокс: будучи великолепными практиками, достигающими высоких результатов в своей педагогической деятельности, учителя оказываются беспомощными в теоретическом отношении.

В то же время жизнь показывает, что педагог, не обладающий способностью творить, оригинально мыслить и действовать, создавать образ собственного «Я», отбирать для достижения цели адекватные средства, не в состоянии воспитывать творческую личность и развивать соответствующие качества у своих учащихся. Иными словами, чтобы управлять образованием личности своих воспитанников, педагогу необходимо уметь управлять своим собственным образованием, самому уметь акцентироваться на главном, что обеспечивает успешность педагогической деятельности, педагогическое мастерство, профессионализм, творчество.

Однако, педагогическое творчество – это далеко не вседозволенность в педагогической деятельности. Оно основывается на знании учителем различных психолого-педагогических закономерностей учебно-воспитательного процесса, на умении ориентироваться в достижениях науки и передового педагогического опыта, на умении владеть приемами научного анализа, а также создавать педагогические новации и научно и обоснованно соотносить их с лучшими педагогическими достижениями и традициями.

Профессиональный уровень учителей экстра-класса тем и отличается, что они умеют переносить приобретенные знания в новые условия, отличаются гибкостью в принятии решений в непосредственных педагогических ситуациях. Чтобы достичь этого, педагогу необходимо уметь наблюдать, анализировать, быстро продумывать различные варианты своего поведения, прогнозировать результаты педагогического процесса, корректировать свое поведение «на ходу» и пр. Приобрести все вышеназванное будущему учителю может помочь научно-исследовательская работа как одна из форм овладения педагогической профессией.

Под исследованием в педагогике понимают процесс и результат научной деятельности, направленной на получение значимых новых знаний о закономерностях, структуре, механизмах обучения и воспитания, теории и истории педагогики, методике организации учебно-воспитательной работы, ее содержании, принципах, методах и организационных формах. Педагогическое исследование основывается на фактах, допускающих их эмпирическую [от греческого «опыт», «основанный на опыте»] проверку, характеризуется целенаправленностью, взаимосвязью всех элементов, процедур и методов, опирается на разработанную теорию, строится в рамках логико-конструктивных схем, элементы которых можно использовать в научно-практической деятельности. Педагогическое исследование отличается от стихийно-эмпирического средствами познания, характером целеполагания, требованиями к точности понятийно-терминологического или, по-другому, категориального аппарата.

Педагогические исследования могут быть классифицированы по различным основаниям. В зависимости от наличия в них эксперимента они подразделяются на теоретические и экспериментальные, от типа связи науки и практики – на фундаментальные и прикладные.

В педагогических вузах научно-исследовательская работа организуется в двух направлениях: учебная исследовательская работа студентов (УИРС) – рефераты, курсовые и дипломные работы и собственно научно-исследовательская работа студентов(НИРС) – научные доклады, тезисы, статьи, конкурсные работы. Отличие УИРС от НИРС состоит в том, что первая обязательна для всех студентов, так как предусмотрена учебным планом, а вторая – это добровольное устремление студентов, нацеленных на высоко результативное, плодотворное самообразование и самосовершенствование. Однако здесь следует особо подчеркнуть, что педагогическое мастерство – это в значительной степени результат исследовательской деятельности педагога. Все педагоги-новаторы – в первую очередь исследователи: они видят возникающие в педагогическом процессе противоречия, могут осознать их причины, способны высказывать предположения по разрешению обнаруживаемых противоречий и прогнозировать соответствующие результаты, умеют организовать свою деятельность, аргументировать ее целесообразность, корректировать свои действия, обосновывать эффективность избранных способов, методов, приемов, форм организации собственной педагогической деятельности, а также учебной деятельности учащихся и пр.

Все виды исследовательских работ предполагают изучение литературных источников, что требует от студентов определенных навыков и умений работать с книгой, а именно:

1) осуществлять библиографический поиск, руководствуясь темой исследования;

2) владеть приемами «ознакомительного» чтения с целью получения общего впечатления о содержании книги или статьи;

3) владеть приемами «изучающего» чтения, направленного на детальное усвоение содержания работы в целом или какой-либо ее части;

4) производить анализ, синтез, обобщение, интеграцию центральных идей изучаемого первоисточника;

5) уметь излагать изученный литературный материал в переработанном виде (выделяя главную мысль, идею, сопоставляя мысли одного автора с другим, делая при этом вывод о сходстве идей или их различии и т. д.), грамотно цитировать анализируемые работы, обнаруживать рациональные зёрна в них, которые могут быть использованы автором исследования;

6) пользоваться специальной и справочной литературой;

7) пользоваться приемами скорочтения.

Кроме работы с текстами литературных источников (и в том числе первоисточников), студент в процессе исследовательской работы учится:

1) определять и формулировать параметры исследования, и в том числе конкретные задачи исследовательской работы;

2) обосновывать правильность избранной логики, системы и способа изложения;

3) разрабатывать критерии оценки результатов исследовательской работы и обосновывать их правомерность;

4) описывать процесс реализации педагогических условий, обеспечивающих достижение ожидаемого результата;

5) разрабатывать программу экспериментальной работы;

6) самостоятельно создавать схемы, таблицы, чертежи, объяснять и аргументировать целесообразность предлагаемого вида каждого данного графического объекта;

7) делать выводы и обобщения на основе изложения как собственных материалов, так и материалов других авторов;

8) планировать исследовательскую работу, определяя ее этапы и сроки завершения;

9) подбирать адекватные цели диагностические методики, которые могут обеспечить объективную оценку полученных результатов;

10) обсчитывать результаты экспериментальной работы и аргументировать их достоверность.


 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
О КУРСОВОЙ И ДИПЛОМНОЙ РАБОТЕ

Курсовая/дипломная работа – это учебное педагогическое исследование, направленное на развитие у студентов навыков научно-исследовательской разработки интересующей его темы.

В процессе подготовки курсовой работы студент учится:

– наблюдать педагогические процессы, анализировать их и интерпретировать полученные данные;

– обнаруживать и формулировать нерешенные проблемы;

– описывать современное состояние разработанности данной проблемы и свою собственную экспериментальную работу;

– осуществлять библиографический поиск, работать с научной литературой и анализировать ее с позиции темы курсовой/дипломной работы;

– стилистически однородно, грамотно, логично излагать материал;

– структурировать весь наработанный материал и систематизировать знания, полученные на практике, «проживая» их и превращая в инструменты собственной педагогической деятельности;

– делать библиографическое описание литературных источников в соответствии с принятыми в настоящее время государственными стандартами.

В результате добросовестной кропотливой разработки темы курсовой/дипломной работы студент овладевает способами самостоятельного добывания системного, то есть жизненного важного знания, что проявляется в умении отвечать на фундаментальные вопросы системного анализа:

– Что это такое?;

– Откуда возникает и почему?;

– Из чего состоит и как это доказать?;

– Для чего это нужно и как этим пользоваться?

Приобретаемые таким образом знания имеют для студентов как личностный, деятельностный, профессиональный, так и общественный смысл, так как позволяют им в будущем успешно осуществлять профессиональную деятельность, эффективно выполняя тем самым социальный заказ. Кроме того, самостоятельно добытое знание, являясь источником жизни и деятельности человека, становится для студента, как будущего учителя, своеобразным педагогическим инструментом, с помощью которого он может осуществлять как собственное развитие и самосовершенствование, так и развитие познавательной деятельности своих воспитанников. Таким образом, в процессе овладения способами приобретения системного знания у студентов формируется так называемая позиция ученичества, что позволяет ему самому постоянно учиться и успешно формировать такую же позицию у своих учеников.

Структура курсовой/дипломной работы
по педагогическим наукам и выбор ее темы

Курсовая/дипломная работа по педагогическим наукам, как правило, состоит из пяти основных разделов: введения, двух глав, заключения, списка использованной и цитируемой литературы. При необходимости может быть добавлен еще один раздел – приложение.

Разработка курсовой/дипломной работы по всем разделам педагогики начинается с определения темы исследования. Эту задачу можно решать несколькими путями:

1) тему можно выбрать, воспользовавшись списком, в котором представлена тематика курсовых/дипломных работ своего научного руководителя;

2) можно самостоятельно определиться с направлением и окончательно сформулировать тему совместно с научным руководителем;

3) можно тему сформулировать самостоятельно, исходя из актуальности той или иной педагогической проблемы на современном этапе общественного развития и руководствуясь следующими нижеизложенными требованиями.

Технология формулирования темы
научно-педагогического исследования

Первый шаг – определение направления исследования, то есть той области педагогики, в которой будет проводиться исследование. Это может быть:

а) общая педагогика (методология педагогики, общие вопросы педагогики и пр.);

б) теория обучения (проблемы постановки целей обучения, реализация принципов обучения, методов обучения, средств обучения, организация процесса обучения и пр.);

в) теория воспитания (воспитание культуры личности в разных аспектах, формирование качеств личности, организация воспитания школьников в разных направлениях: трудовое, физическое, нравственное, эстетическое, экологическое, гражданское, правовое и т. д. средствами разных учебных предметов, а также в рамках дополнительного образования как в школе, так и в учреждениях дополнительного образования и пр.);

г) комплексные научно-педагогические исследования, в которых одновременно решаются и воспитательные, и дидактические проблемы;

д) история педагогики, образования и педагогической мысли (построенные на основе изучения трудов педагогов прошлого и настоящего, документов по истории становления системы образования в разных странах и в разные эпохи);

е) психология младшего школьника.

Все обозначенные выше педагогические направления относятся, во-первых, к курсовым/дипломным работам по психолого-педагогическому блоку дисциплин, которые пишут все студенты отделения подготовки учителей начальных классов очной формы обучения на третьем курсе, заочной формы обучения на втором (4-годичники) и на третьем (6-годичники), а также студенты бакалавриата по направлению «Педагогика». Это указание также относится к дипломным работам по педагогике (и психологии), которую пишут 50 % студентов отделения подготовки учителей начальных классов (по 50 % каждого выпускного курса на стационара и на ОЗО).

Кроме того, на следующем курсе (соответственно на четвертом на стационаре, и третьем и четвертом на ОЗО) все студенты пишут курсовую работу по одной из частных методик (методике преподавания математики или русского языка).

Второй шаг – формулирование темы курсовой/дипломной работы таким образом, чтобы из нее уже было понятно, какую проблему поднимает исследователь, что он хочет получить в процессе своей исследовательской деятельности (то есть какова его цель и результат, который планирует получить исследователь), кто составляет субъектную основу его исследования, как, какими средствами он планирует решать заявленную в теме проблему, когда, в течение какого времени исследователь намеревается решить данную проблему, где, в каком образовательном пространстве (то есть месте) планируется проводить исследование (см. табл. 1).

Таблица 1

Схема позиций, которые необходимо учитывать
при формулировании темы
научно-педагогического исследования

 

Что? Кто? Как? Когда? Где?
Цель, результат Субъектная основа Средство Время В каком пространстве

 

Например, в теме «Формирование у младших школьников самостоятельности посредством использования в учебном процессе технологии согласования» цель (результат) – это формирование самостоятельности; субъектная основа – младшие школьники; средство – технология согласования; время – 3 (4) года, то есть время обучения учащихся в начальной школе; место (пространство) – учебный процесс, который протекает в школе.

В теме «Формирование у младших школьников познавательной деятельности в процессе обучения» результат (цель) – это формирование познавательной деятельности, субъектная основа – младшие школьники, средство – процесс обучения, время – 3 (4) года, то есть время обучения учащихся в начальной школе; место (пространство) – процесс обучения. Таким образом, процесс обучения может выступать и средством (точнее средством выступают те науки, которые учащиеся изучают на уроках в рамках учебного процесса), и местом, пространством, в рамках которого протекает экспериментальная работа по теме исследования.

В теме «Формирование у младших школьников прочных знаний посредством сочетания слова учителя и средств наглядности на уроках чтения» результат (цель) – это формирование прочных знаний, субъектная основа – младшие школьники, средство – сочетание слова учителя и средств наглядности, время – 3 (4) года, то есть время обучения учащихся в начальной школе; место (пространство) – уроки чтения в начальной школе. Таким образом, процесс обучения может выступать и средством (точнее средством выступают те науки, которые учащиеся изучают на уроках в рамках учебного процесса), и местом, пространством, в рамках которого протекает экспериментальная работа по теме исследования.

ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМУЛИРОВАНИЯ ПАРАМЕТРОВ
КУРСОВОЙ/ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

Обоснование актуальности темы исследования. (Исследованием в данном случае являются собственно курсовая или дипломная работы). Параметры курсовой/дипломной работы как научно-педагогического исследования представлены в первом разделе – введении. Введение – это краткое описание того, что будет освещено в исследовании. Во введении (в первых трех-четырех абзацах) обосновываетсяактуальность темы исследования, объясняются причины ее выбора исследователем, то есть раскрывается, чем она привлекла внимание студента-исследователя, чем она интересна для педагогической науки, для социума в целом. Например, веским аргументом необходимости разработки проблем, связанных с развитием у младших школьников таких психических процессов, как мышление (всех видов), память, внимание и т. п., может быть изменение, расширение, совершенствование информационной сферы жизни общества, научно-технический прогресс, технологизация жизни людей и т. п.; необходимость разработки вопросов, связанных с воспитанием учащихся, с формированием их личности, может быть объяснена социальными изменениями, происходящими в России, снижением общей культуры современного общества, его нравственной деградацией и пр. Скажем несколько слов о построении первой фразы введения, с которой можно начинать обоснование актуальности темы. Целесообразно, чтобы эта первая фраза сразу же была связана с темой. Например, в исследовании по теме «Формирование у младших школьников самостоятельности посредством использования в учебном процессе технологии согласования», первая фраза введения может звучать примерно так: «Проблема формирования у растущего человека самостоятельности, как важного для полноценной самореализации его личности качества, является для современной школы одной из важных педагогических (воспитательных) задач». Далее называются факторы или причины (социальные, социально-педагогические, социально-психологические или другие), которые обусловливают, объясняют данное утверждение.

После обоснования необходимости и важности разработки заявленной темы исследования в следующих абзацах обоснования ее актуальности дается краткий обзор имеющихся в настоящее время исследований разных других авторов по данной проблеме, то есть исследователем называются фамилии авторов, изучавших данную проблему, указываются конкретные направления (с фамилиями авторов), конкретные аспекты рассмотрения данной проблемы обнаруженные студентом-исследователем в работах каждого из названных авторов (с указанием каждой фамилии).

Такой краткий обзор литературы необходим, во-первых, для того, чтобы обозначить те аспекты, те стороны данной проблемы, которые еще не подвергались изучению и разработке или недостаточно изучены и исследованы, и, во-вторых, для того, чтобы обозначить место данного исследования в решении содержащейся в теме проблемы, то есть показать, что есть еще такие аспекты, которые можно и нужно разрабатывать в связи с изменившимися социальными условиями.

На основании всего сказанного делается вывод, что поднимаемая студентом проблема изучается в определенных направлениях, однако имеются еще те стороны, которые не подвергались рассмотрению, и обозначается тот нерассмотренный вопрос, тот аспект, изучению, разработке которого посвящено данное исследование.

Примечание. 1. Называя авторов, работы которых, на Ваш взгляд, имеют отношение к проблеме Вашего исследования, подходите к их отбору взвешенно, чтобы в перечне были названы именно те авторы, которые занимались изучением аналогичных вопросов. Не следует называть фамилии авторов только потому, что у них имеются работы в области педагогики. Педагогика – наука, как известно, многогранная. Ее предметом являются разнообразные педагогические процессы, поэтому каждый ученый, как правило, исследует не только один какой-то педагогический процесс, но зачастую даже только один компонент одного педагогического процесса.

2. Фамилии авторов в тексте перечисляются в алфавитном порядке (по первой букве фамилии), а инициалы пишутся перед фамилией (через неразрывный пробел, который выполняется одним из двух способов: а) Ctrl + Shift + пробел или б) правый Alt + 0160 на правой клавиатуре Num Lock).

3. Назвав три-четыре фамилии, можно закончить перечисление словами «и другие», написанных сокращенно «и др.». (В своем тексте заключать в кавычки приведенные в примере слова не следует!).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.