Сделай Сам Свою Работу на 5

Выбор перечня услуг (работ),





Выполняемых на СТО

 

 

Услуги (работы), оказание которых предполагается на проектируемой СТО, выбираются в зависимости от входящего потока требований (автомобиле-заездов), который характеризуется частотой спроса на различные виды работ и трудоемкостью их выполнения.

Обобщение отечественного и зарубежного опыта показывает, что поток заездов автомобилей на СТО в зависимости от трудоемкости заезда можно разделить на четыре основные группы:

1 группа включает работы, для которых характерна большая частота спроса и малая трудоемкость их выполнения (смазка, регулировка углов установки управляемых колес, ТР на базе замены деталей, регулировка приборов систем питания и электрооборудования, шиномонтажные работы). Средняя удельная трудоемкость на один автомобиле-заезд по данной группе работ не более 2 чел.-ч., а их удельный вес в общей структуре заездов автомобилей на СТО составляет около 60 %.

2 группа включает работы с меньшей частотой спроса, но большей трудоемкости (ТО в полном объеме, поэлементное диагностирование, ТР узлов и агрегатов, приборов систем электрооборудования и питания, тормозной системы). Средняя удельная трудоемкость заезда по этой группе работ не более 4 чел.-ч., а удельный вес в общей структуре заездов около 20 %.



3 группа включает работы со средней удельной трудоемкостью до 8 чел.-ч. (мелкие и средние кузовные работы, подкраска и полная окраска автомобиля, обойные и арматурные работы). Эти работы в общем потоке заездов составляют около 13 %.

4 группа – это наиболее трудоемкие и наименее часто встречающиеся работы (послеаварийный ремонт, ремонт двигателей и других агрегатов автомобиля). Средняя удельная трудоемкость таких работ более 8 чел.-ч., а удельный вес от общего числа заездов составляет около 7 %.

 

На СТО одновременно выполняются различные виды работ. При этом по 80…85% заездов автомобилей работы выполняются в течение дня.

Перечень выполняемых услуг первоначально может быть установлен, исходя из предварительной оценки размеров СТО по числу рабочих постов или по типу станции (малая, средняя, большая) и в последующем скорректирован.

 


Определение состава СТО



 

 

Состав СТО определяется видами выполняемых услуг и предполагаемой мощностью (размерами) станции. Виды работ, выполняемых на станциях различной мощности и назначения приведены в таблице 1.1.

Так, наиболее полный перечень услуг предоставляется большими и крупными городскими СТО (нет только техпомощи на дорогах), а самый малый - дорожными СТО. На средних городских СТО не выполняется только КР агрегатов, техпомощь на дороге и заправка автомобилей топливом и маслами, а в остальном – как на крупных СТО.

Городские СТО имеют относительно постоянную клиентуру, дорожные – случайную. Такое различие отражается как на методах расчета, так на структурном составе и технологическом оснащении станций.

 


Виды услуг, оказываемых СТОА различного типа.

Таблица 1.1


Виды услуг Назначение и класс СТОА
городская малая городская средняя городская большая и крупная дорожная
Общая диагностика + + +  
Углубленная диагностика + + +* +
Моечно-уборочные работы + + +*  
ТО-1 +/- + +* +
ТО-2 + + +* +
Смазочные работы + + +  
Регулировочные работы + + + +
Шиномонтажные работы + + + +
Электрокарбюраторные работы + + + +
Подзаряд аккумуляторных батарей + + + +
Заряд и ремонт аккумулят. батарей   + + +
Текущий (мелкий) ремонт агрегатов + + +  
Замена агрегатов +/- + + +
Капитальный ремонт агрегатов   + +  
Медницкие работы + + + +
Сварочные работы + + + +
Жестяницкие работы + + + +/-
Кузовные работы +/- + +  
Обойные работы +/- + +  
Подкраска кузова + + +  
Полная окраска кузова   + +*  
Антикоррозийное покрытие кузова   + +  
Продажа зап. частей и материалов + + + +
Продажа автомобилей   +/- +  
Техпомощь на дороге +/-     +
Заправка авто. топливом и маслами     + +

 



* Возможен поточный метод.

Примечания. 1. Знаком + отмечены виды услуг, оказываемых на СТОА обязательно.

2. Знаком +/- отмечены виды услуг, оказываемых на СТОА данного класса и назначения необязательно (в зависимости от дислокации, мощности и т.д.)


Развитие производственно-технической базы автосервисных предприятий идет параллельно с развитием автомобилестроительной отрасли страны. Так, в 70-х гг. закладывалась основа ПТБ автосервиса в связи с пуском ВАЗа. В то время основное предпочтение отдавалось СТО на 15-20-30 (табл. 2.2) и более рабочих постов.

 


Классификация городских СТОА

Таблица 2.2


Класс станций Число расчетных рабочих постов Парк автомобилей, обслуживаемых станцией (ориентировочно), тыс. ед.
до 1990 г. после 1990 г
Малые до 15 до 5 до 3
Средние 16…30 6…10 3…6
Большие 31…50 11…15 6…10
Крупные свыше 50 свыше 15 свыше 10

 

Для этих станций разработаны типовые проекты, по которым была построена сеть СТО в различных регионах страны, тем самым создана основа ПТБ автосервиса.

Переход к рыночным отношениям изменил подход к созданию (проектированию) предприятий автосервиса. Наметилась тенденция перехода от строительства крупных СТО к небольшим автосервисным предприятиям. Это обусловлено тем, что небольшие предприятия автосервиса лучше приспосабливаются к изменяющимся условиям рынка (спрос на различные виды услуг и работ, качество работ и обслуживания клиентов, конкурентоспособность предприятия, реклама).

В настоящее время получают развитие небольшие СТО, различные ремонтно-обслуживающие специализированные по определенным видам услуг мастерские. Характерным для развития базы автосервиса являются сочетание функций ТО и ТР автомобилей с функциями продажи запасных частей и принадлежностей, а также АЗС с комплексом автосервисных услуг (мойка, мелкий ремонт).

Ориентация на небольшие предприятия автосервиса характерна и для экономически развитых стран мира.

В крупных городах возможно создание специализированных станций комплексного обслуживания:

- СТО, выполняющие ТО и ТР определенных марок автомобилей;

- станции, специализированные по отдельным видам работ: диагностика, мойка, ремонт электрооборудования и приборов системы питания, тормозов, агрегатов, окраски кузовов и т.д. Эти и другие работы могут выполняться в различных комбинациях.

Основанием для специализации станций по маркам автомобилей или видам работ является наличие в обслуживаемом регионе достаточного парка автомобилей данной марки, обеспечивающего полную загрузку автостанции и эффективного использования высокопроизводительного оборудования, прогрессивной технологии и организации производства.

 

Дорожные СТО невелики по мощности (1…5 (8) постов) и универсальны по типам и маркам обслуживаемых транспортных средств. Перечень оказываемых ими услуг ограничен в соответствии с назначением и мощностью. В основном там выполняют моечные, смазочные, крепежные, регулировочные работы, устраняют мелкие неисправности, заправляют автомобили топливом и маслом.

На дорожных СТО, как правило, организуют продажу запасных частей, пользующихся наибольшим спросом. При них необходимо предусматривать посты самообслуживания, комнаты отдыха и буфеты. Дорожные СТО могут входить в состав мотелей, а также сооружаться в комплексе с АЗС.

 


Расчет производственной программы

По ТО и Р на АТП

 

 

Производственную программу – число ТО и Р при проектировании рассчитывают обычно аналитически за цикл с последующим пересчетом на год.

Цикл – период времени, соответствующий пробегу автомобиля в километрах от начала эксплуатации до КР или между КР.

При проектировании новых АТП, расчет ведут только для новых автомобилей. При реконструкции – как для новых, так и уже эксплуатировавшихся, с учетом пробега различных групп подвижного состава.

При разнотипном составе парка расчет ведут отдельно по каждой группе одномарочного состава или на весь парк по средневзвешенным расчетным величинам. Число ТО и КР для автопоездов определяют как для целой единицы подвижного состава.

Для расчета числа ТО и Р предварительно определяют цикловой пробег автомобиля и периодичность ТО и Р – пробег автомобиля между одноименными видами ТО и Р.

Периодичность ЕО обычно принимают равной среднесуточному пробегу автомобиля. Но, т.к. ЕО кроме УМР выполняется обычно водителем, то при расчете производственной программы учитывают только периодичность УМР:

где: LС – среднесуточный пробег автомобиля;

ДМ – средняя периодичность мойки автомобиля (автобусы и такси – 1 день, г/а – 3…4 дня).

Периодичность ТО-1 и ТО-2 определяют так:

где: LН1, LН2 – нормативная периодичность ТО-1, ТО-2, км;

К1 - коэффициент периодичности ТО, учитывающий условия эксплуатации, К1=0,6…1;

К3 - коэффициент, учитывающий природно-климатические условия района работы автомобилей, К3=0,8…1.

Для удобства составления графика ТО автомобилей периодичность ТО следует скорректировать со среднесуточным пробегом:

Z – целое число;

 

Пробег автомобиля до КР:

где: LН.КР – нормативная периодичность КР, км;

К2 – коэффициент, учитывающий модификацию подвижного состава и организацию его работы, К2=0,7…1,1. Т.к. пробег до второго КР меньше, чем до первого, то определяют средний пробег до КР:

где: L1КР – пробег до первого КР, км;

L2КР – пробег до второго КР или до списания ( );

 

Число ТО и КР на один автомобиль за цикл эксплуатации определяется по формулам:


 

Так как пробег автомобиля за цикл может быть больше или меньше, чем пробег за год, а производственную программу АТП обычно рассчитывают на год. Для перехода от цикла к году применяют коэффициент η, а предварительно определяют коэффициент технической готовности:


где: ДЭЦ – число дней нахождения автомобиля в технически исправном состоянии,

ДРЦ – число дней простоя автомобиля на ТО-2, ТР и КР за цикл:

где: ДК – простой автомобиля в КР:

Д1К – простой автомобиля в КР на АРЗ, дни;

ДТ – время транспортирования автомобиля с АТП на АРЗ и обратно:

Д2 – простой автомобиля на ТО-2, дни;

ДТР – простой автомобиля в ТР на 1000 км пробега, дни.

 

Но, т.к. продолжительность простоя на ТО и ТР дается общей нормой, на 1000 км пробега, то:

где: ДТОиТР – удельный простой автомобилей на ТО и ТР дней/1000 км;

К4 – коэффициент, учитывающий пробег автомобилей с начала эксплуатации.

При необходимости простой только в ТР может быть определен так:

Для автопоездов ДК принимаются, как для одиночных г/а, т.к. нормы простоя автомобиля превышают нормы простоя прицепов и полуприцепов.

Удельный простой на ТО и ТР для автомобилей с прицепами принимается, как для одиночных автомобилей, т.к. прицеп отделяют и ремонтируют отдельно. Для седельных тягачей, работающих с полуприцепами, простой принимается с учетом времени простоя п/прицепов в ТР (ТО-2 автомобиля-тягача и п/прицепа в основном производят одновременно без расцепки).

На основании αт определяют возможный годовой пробег автомобилей:

где: ДРАБ.Г – количество дней работы АТП в году;

LСС – среднесуточный пробег, км.

Коэффициент перехода от цикла к году определяют так:

где: – пробег автомобилей за цикл.

Отсюда количество ТО и Р на один списочный автомобиль за год составит:

Число ТО и КР на весь парк в год для автомобилей одной марки составит:

 

При ТО-1 предусматривают диагностирование подвижного состава Д-1, проводимое с периодичностью ТО-1. При ТО-2 – Д-2 с периодичностью ТО-2.

Число Д-1 и Д-2 на весь парк автомобилей за год:

где: – количество автомобилей, диагностируемых при ТО-1, ТР и после ТО-2 за год;

– количество автомобилей, диагностируемых перед ТО-2 и при ТР за год.

По нормам проектирования ОНТП-АТП-СТО-80:



Откуда:

Суточная программа по ТО и диагностике определяется так:

 

При определении суточной программы по ТО-2 и Д-2 ДРАБ.Г=253 дн. (5 рабочих дней в неделю) или ДРАБ.Г=305 дн. (6 рабочих дней в неделю). Для ТО-1, Д-1 и ЕО, а иногда и ТО-2 ДРАБ.Г принимают в зависимости от режима работы автомобилей на линии: 253, 357, 305, 365 дней.

Суточная программа по каждому виду обслуживания является критерием для выбора формы организации (типа) ТО (поточный или универсальные посты). Применение поточной организации обслуживания при ЕО целесообразно при минимальной суточной программе ≥100 обслуживаемых однотипных автомобилей; ТО-1 при суточной программе ≥12…15 автомобилей; ТО-2 при N≥5…6 автомобилей. При меньшем количестве автомобилей принимают метод обслуживания на универсальных постах.

 


Определение объема работ

По ТО и ТР на АТП

 

 

Объем работ по ТО и ТР зависит от типа подвижного состава, количества воздействий, организации ТП и степени его механизации. Для расчета годового объема работ предварительно определяют нормативную скорректированную трудоемкость ЕО и ТО:

где: – нормативные трудоемкости ЕО, ТО-1, ТО-2, чел.-ч;

К2 – коэффициент, учитывающий тип и модификацию подвижного состава;

К5 - коэффициент учитывающий размер АТП;

КМ – коэффициент, учитывающий снижение трудоемкости работ ЕО за счет механизации (0,35…0,8; для ручных работ -1).

Удельная нормативная скорректированная трудоемкость ТР:

где: – нормативная удельная трудоемкость ТР, чел.-ч/1000 км;

К1 - коэффициент, учитывающий категорию условий эксплуатации;

К2 – коэффициент, учитывающий тип и модификацию подвижного состава;

К3 – коэффициент, учитывающий природно-климатические условия;

К4 – коэффициент, учитывающий пробег подвижного состава с начала эксплуатации;

К5 – коэффициент, учитывающий размер АТП.

Объем работ по ТО в трудовом выражении (трудоемкость в чел.-ч) за один год определяют так:

Объем работ по ТР в чел.-ч определяют так:

Кроме этих работ на АТП предусматривают дополнительно работы по самообслуживанию. Эти работы включают обслуживание и ремонт технологического оборудования зон и цехов, котельной, компрессорной, э/станции; содержание инженерных коммуникаций (водопровод, канализация, паропровод, э/сети); содержание и ТР зданий; ремонт и изготовление приспособлений, нестандартного оборудования и инструментов.

Годовой объем работ по самообслуживанию АТП, выполняемый с участием производственных участков (цехов), устанавливают в процентах от трудоемкости ТО и ТР или с помощью коэффициента самообслуживания в зависимости от мощности предприятия:

где: КСАМ – коэффициент, учитывающий долю работ по самообслуживанию.

А=100…200 – КСАМ=0,15…0,12;

А=200…400 – КСАМ=0,12…0,10;

А>400 – КСАМ=0,10…0,08.

После этого определяют суммарную трудоемкость работ по ТО и Р на предприятии:

 

После определения годовой трудоемкости ТО и ТР ее распределяют по месту выполнения работ по технологическим и организационным признакам. Работы по ТО и ТР выполняются на постах и вспомогательных производственных участках (цехах, отделениях).

Постовые – работы, выполняемые непосредственно на автомобиле (УМР, смазочные, диагностические, крепежные, регулировочные, а также работы по устранению неисправностей).

Вспомогательные – работы по проверке и ремонту узлов, механизмов и агрегатов, снятых с автомобиля, выполняемые на вспомогательных участках (агрегатном, механическом, топливном, электромеханическом).

Исходя их технологического назначения работ ЕО и ТО-1, они выполняются на постах и выделяются в самостоятельные зоны. До 90…95% работ ТО-2 планируют на постах, а 5…10% – на соответствующих производственных участках.

Для специализации постов и рабочих трудоемкости ТО-1 и ТО-2 распределяют по видам работ в зависимости от типа подвижного состава (см. табл. 3.3).

Работы по ТР выполняют на постах и вспомогательных производственных участках (цехах) (см. табл. 3.4). На постах выполняют контрольно-регулировочные, разборочно-сборочные, сварочно-жестяницкие и малярные работы. Остальные работы ТР выполняют на производственных участках.

Постовые работы ТО-2, выполняемые на универсальных постах, и ТР обычно производят в общей зоне. В ряде случаев ТО-2 может выполняться на постах линии ТО-1, но в другую смену.

Работы по общей диагностике Д-1 проводят на самостоятельных постах (линиях) или совмещают с работами, выполняемыми на постах ТО-1. Поэлементную (углубленную) диагностику выполняют на специализированных постах Д-2. Объем работ по видам диагностики распределяют приблизительно так:

Д-1 – 50…60%; Д-2 – 40…50% от общего объема диагностических работ, выполняемых при ТО-1, ТО-2 и ТР.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.