Сделай Сам Свою Работу на 5

ТЕМА «ПОНЯТИЕ И РАЗВИТИЕ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН. ЗНАЧЕНИЕ ОЭЗ ДЛЯ ГЧП»

1. Понятие особых экономических зон

Особая экономическая зона согласно действующему законода­тельству, представляет собой определяемую Правительством РФ часть территории, на которой действует особый режим осу­ществления предпринимательской деятельности, включающий в себя предоставление налоговых, таможенных и администра­тивных преференций, льготного режима землепользования, а также гарантий от возможных неблагоприятных изменений в законодательстве РФ о налогах и сборах.

Уникальность фор­мируемых в ОЭЗ условий заключается в том, что за счет средств бюджетов всех уровней проводятся работы по созданию инже­нерной, транспортной, социальной, инновационной и админи­стративной инфраструктуры.

В настоящее время на территории РФ образованы сле­дующие ОЭЗ:

две — промышленно-производственного типа (Республика Татарстан и Липецкая область),

четыре — технико-внедренческого типа (на территории Москвы — Зеленоградский АО, Дубна, Томской области, Санкт-Петербург),

семь — туристско-рекреационных ОЭЗ (в Иркутской и Калинин­градской областях, Алтайском, Краснодарском и Ставрополь­ском краях, в Республике Алтай и Республике Бурятия);

две аэропортовых ОЭЗ: в Красноярске — (аэропорт «Емельянове») и Ульяновске (аэропорт «Ульяновск-Восточный»)

одна морская ОЭЗ — в Хабаровском крае (порт Советская Гавань).

Создание специальных (особых) экономических зон как от­дельно выделенных территорий для формирования точек роста за счет привлечения инвестиций на льготных условиях широ­ко используется в мировой практике. С учетом положительно­го международного опыта (в мире активно развивается более 3000 таких зон) особые экономические зоны (ОЭЗ) в России рас­сматриваются как один из новых, перспективных инструментов по привлечению инвестиций, диверсификации экономики и ее перевода на инновационный путь развития.

Процесс создания и функционирования ОЭЗ в Российской Фе­дерации регулируется Федеральным законом от 22 июля 2005 г. №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Фе­дерации» (далее — Федеральный закон). Согласно указанному закону под особой экономической зоной понимается определяе­мая Правительством Российской Федерации часть территории РФ, на которой действует особый режим предпринимательской деятельности.



Основными целями создания ОЭЗ являются:

— развитие обрабатывающих и высокотехнологичных от­раслей;

— производство новых видов продукции;

— развитие транспортной инфраструктуры;

— развитие туризма и санаторно-курортной сферы.

Главными конкурентными преимуществами ОЭЗ являются создание за счет бюджетных средств инженерной, транспорт­ной, социальной и иной инфраструктуры, льготный таможен­ный и налоговый режимы, а также дружественная среда адми­нистрирования бизнеса.

В соответствии с законодательством в Российской Феде­рации могут создаваться ОЭЗ четырех типов:

промышленно- производственные,

технико-внедренческие,

туристско-рекреационные

портовые.

За прошедший с момента выхода Федерального закона пе­риод проведена значительная работа по созданию ОЭЗ в нашей стране:

— сформирована законодательная и нормативная правовая база, регулирующая процессы создания и развития ОЭЗ;

— оформлены земельно-имущественные отношения на тер­риториях, включенных в границы ОЭЗ;

— сформирована система управления ОЭЗ, учитывающая интересы Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и частных ин­весторов;

— организовано строительство инженерной, транспорт­ной, энергетической, инновационной и социальной ин­фраструктуры в границах ОЭЗ и на прилегающих к ним территориях;

— идет привлечение в ОЭЗ российских и иностранных ком­паний (резидентов), вложение частных инвестиций, соз­дание новых рабочих мест, выпуск высокотехнологичной, инновационной и научно-технической продукции.

В настоящее время более 100 правовых актов регулируют отношения в сфере деятельности по созданию и развитию ОЭЗ. Наряду с Федеральным законом «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» действует 13 региональных законов, более 20 постановлений Правительства Российской Федерации, более 40 приказов и иных правовых актов разных министерств и ведомств. Сейчас уже можно сказать, что в це­лом нормативная правовая база в данной сфере практически сформирована. Однако она, конечно же, будет совершенство­ваться в зависимости от результатов развития ОЭЗ в ближай­шие годы.

Проведен важнейший блок работы в области оформления земельно-имущественных отношений. Выбраны территории, установлены границы ОЭЗ, проведена инвентаризация земель­ных участков и объектов недвижимости, выполнены земле­устроительные работы и кадастровый учет, оформлены права на землю и объекты недвижимости.

Создана и эффективно функционирует система управления ОЭЗ. Активное участие в управлении ОЭЗ субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления гарантирует за­интересованность регионов в развитии данного проекта. По­сле реформирования в конце 2009 г. система управления ОЭЗ включает в себя:

1) министерство экономического развития Российской Фе­дерации — как главный орган исполнительной власти, осуществляющий разработку государственной политики в сфере создания и функционирования ОЭЗ и формиру­ющий законодательную базу этого процесса;

2) наблюдательные советы ОЭЗ — как совещательные орга­ны, определяющие стратегию развития каждой ОЭЗ, в них входят представители Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправле­ния, резидентов ОЭЗ, а также общественных организаций и объединений;

3) открытое акционерное общество «Особые экономические зоны» (100% собственности уставного капитала принад­лежит Российской Федерации) — как главную управляю­щую компанию в сфере проектирования и строительства за счет государственных средств объектов инфраструкту­ры ОЭЗ.

На территории каждого региона, где созданы ОЭЗ, сформиро­ваны филиалы или дочерние общества ОАО «Особые экономи­ческие зоны», а также назначены уполномоченные подразделе­ния и уполномоченные лица в субъектах Российской Федерации и органах местного самоуправления, отвечающие за создание и развитие ОЭЗ на данной территории.

 

2. Процедуры создания ОЭЗ

Процедура создания ОЭЗ в нашей стране непростая и включает в себя несколько этапов. На первом этапе заинтересованный в создании у себя особой экономической зоны субъект Россий­ской Федерации совместно с органом местного самоуправле­ния, на территории которого планируется ее создать, подает в Правительство Российской Федерации заявку на создание ОЭЗ с обоснованием целесообразности и эффективности ее созда­ния для решения задач федерального, регионального и местного значения. При этом указанная заявка должна быть надлежащим образом оформлена и содержать установленный перечень обя­зательных документов.

В связи с тем, что законом установлен исключительно кон­курсный порядок отбора заявок на создание ОЭЗ, на следующем этапе уполномоченный Правительством Российской Федерации орган исполнительной власти (в настоящее время это Министер­ство экономического развития Российской Федерации) орга­низует и проводит соответствующий конкурс заявок. При этом конкурсы проводятся отдельно по разным типам ОЭЗ.

Здесь следует отметить, что на практике установленная за­коном схема «заявка от субъекта РФ на создание ОЭЗ» — «ор­ганизация и проведение Минэкономразвития России конкурса по отбору заявок на создание ОЭЗ» не всегда работает. Скорее происходит наоборот: министерство объявляет конкурс, а субъ­екты Российской Федерации готовят и направляют свои заявки на участие в нем. Это связано с тем, что:

— во-первых, министерству сложно организовывать конкур­сы при поступлении каждой заявки от регионов, поэтому оно, можно так сказать, «накапливает» заявки на созда­ние ОЭЗ одного типа;

— во-вторых, сами регионы без гарантии организации и про­ведения соответствующего конкурса не стремятся гото­вить полноценную заявку на создание ОЭЗ, так как это очень серьезный и дорогостоящий документ, более того, при непроведении конкурса затраченные на подготовку заявки бюджетные средства могут быть признаны прове­ряющими органами как неэффективно использованные (заявка подготовлена — конкурс не состоялся);

— в-третьих, принятие решения о создании ОЭЗ автоматиче­ски требует дополнительных бюджетных средств на стро­ительство инфраструктуры, которых в последнее время не хватает, министерство старается организовывать кон­курс на создание новых ОЭЗ только в случае гарантирован­ного выделения этих средств из федерального бюджета.

Именно поэтому в последнее время субъекты Российской Федерации все чаще направляют в Минэкономразвития России не полноценные заявки, а письма о намерениях создать у себя ту или иную особую экономическую зону и готовности участвовать в конкурсе на ее создание.

На третьем этапе созданная приказом Минэкономразви­тия России конкурсная комиссия осуществляет оценку и отбор заявок на создание ОЭЗ, определяет победителей и объявляет результаты конкурса на создание ОЭЗ данного типа. В период проведения конкурса членами конкурсной комиссии проводится большая работа по оценке достоверности заявки и эффектив­ности создания ОЭЗ в конкретном регионе. К работе комиссии привлекаются многочисленные эксперты, которые дают соот­ветствующие заключения и рекомендации.

Федеральным законом «Об особых экономических зонах в Рос­сийской Федерации» установлено, что решение о создании ОЭЗ на территориях субъекта Российской Федерации и муниципаль­ного образования принимается Правительством Российской Феде­рации и оформляется соответствующим постановлением. Поэтому на следующем этапе по результатам конкурса Минэкономразвития России готовит проект такого постановления, согласует его с за­интересованными министерствами и ведомствами и направляет на подпись председателю Правительства Российской Федерации.

В постановлении Правительства Российской Федерации о создании на территории субъекта Российской Федерации ОЭЗ соответствующего типа фиксируется решение о создании ОЭЗ, определяются ее границы, разрешенные виды деятельности и максимальный размер арендной платы за земельные участки, предоставляемые резидентам ОЭЗ.

В постановлении Правительства Российской Федерации да­ется также поручение Министерству экономического развития Российской Федерации о заключении с субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления соглашения о создании ОЭЗ соответствующего типа (далее — Соглашение о создании ОЭЗ). Таким образом, выход постановления Прави­тельства Российской Федерации о создании в субъекте Россий­ской Федерации ОЭЗ соответствующего типа является главным этапом всей процедуры ее создания, а дату выхода этого поста­новления можно считать днем создания ОЭЗ.

После принятия принципиального решения Правительства Российской Федерации о создании ОЭЗ начинают формировать­ся необходимые механизмы, инструменты, органы управления и готовиться документы, важнейшим из которых является Со­глашение о создании ОЭЗ. Это очень сложный и важный доку­мент, в котором устанавливаются:

1) объем и сроки финансирования создания инженерной, транспортной, социальной и иной инфраструктуры ОЭЗ за счет средств федерального бюджета, бюджета субъек­та Российской Федерации и местного бюджета;

2) план обустройства и соответствующего материально- технического оснащения ОЭЗ и прилегающей к ней тер­ритории;

3) комплекс мероприятий по разработке перспективного плана развития ОЭЗ и порядок их финансирования;

4) размеры принадлежащих Российской Федерации, субъек­ту Российской Федерации и муниципальному образова­нию долей в праве общей долевой собственности на объ­екты инженерной, транспортной, социальной и иной ин­фраструктуры ОЭЗ;

5) порядок эксплуатации, содержания и капитального ре­монта объектов инфраструктуры ОЭЗ, находящихся в об­щей долевой собственности;

6) порядок владения, пользования и распоряжения объекта­ми инфраструктуры ОЭЗ, находящимися в общей долевой собственности, после прекращения существования ОЭЗ;

7) обязательства органов государственной власти субъек­та Российской Федерации по предоставлению налоговых льгот резидентам ОЭЗ;

8) порядок формирования наблюдательного совета ОЭЗ;

9) обязательства субъекта Российской Федерации и муници­пального образования по делегированию соответствую­щему федеральному органу исполнительной власти пол­номочий по управлению и распоряжению земельными участками и другими объектами недвижимости в преде­лах территории ОЭЗ на срок ее существования;

10) иные условия, предусмотренные Федеральным законом «Об особых экономических зонах в Российской Феде­рации».

На практике из всего вышеперечисленного и установленного законом перечня главными документами при развертывании работ по строительству ОЭЗ являются план обустройства и со­ответствующего материально-технического оснащения ОЭЗ и прилегающей к ней территории, а также перечень объектов инфраструктуры, предполагаемых к строительству на террито­рии ОЭЗ. Это основополагающие документы, в которых утверж­даются конкретные мероприятия, конкретные объекты, планы графики и сроки их строительства по годам.

В этих же документах утверждается распределение объемов и сроков финансирования за счет средств федерального бюдже­та, бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюдже­та. В связи с тем, что на их разработку и согласование требуется значительное время, указанные документы утверждаются сто­ронами (федеральным центром, регионом и муниципалитетом) несколько позже, в виде дополнительного соглашения к главно­му Соглашению о создании ОЭЗ.

При подготовке Соглашения о создании ОЭЗ бывает не со­всем понятна установленная законом необходимость разра­ботки «комплекса мероприятий по разработке перспективного плана развития особой экономической зоны». Как правило, план обустройства и соответствующего материально-технического оснащения ОЭЗ и прилегающей к ней территории по сути и яв­ляются планом развития ОЭЗ, поэтому во избежание двусмыс­ленности трактовок и дублирования разрабатываемых доку­ментов целесообразно подкорректировать федеральный закон в этой части.

Важнейшим этапом создания ОЭЗ является формирование ее органов управления. Как уже было сказано, разработка единой государственной политики в сфере создания и функционирова­ния ОЭЗ возлагается на Министерство экономического разви­тия Российской Федерации. Однако большую работу в области управления конкретной зоной выполняет ее наблюдательный совет.

Такие советы создаются в каждой ОЭЗ. В соответствии с за­коном в функции наблюдательных советов входят координация деятельности федеральных, региональных и муниципальных ор­ганов власти, контроль за выполнением соглашений о создании ОЭЗ, контроль за расходованием средств, выделяемых на обу­стройство территории, а также рассмотрение и утверждение планов развития зон и контроль за их реализацией.

В состав наблюдательных советов ОЭЗ входят представители федеральных, региональных и муниципальных органов власти; резидентов, научно-исследовательских, образовательных, обще­ственных и иных организаций. В состав советов также включа­ются представители крупнейших общественных организаций бизнеса, таких как Торгово-промышленная палата Российской Федерации, Российский союз промышленников и предприни­мателей и др.

В реальной жизни наблюдательные советы ОЭЗ играют чрез­вычайно важную роль. На заседаниях советов рассматриваются практически все значимые вопросы по развитию ОЭЗ: от про­ектов, планов и финансирования до одобрения потенциальных резидентов ОЭЗ. Очень важно, что в данных советах присут­ствуют представители регионов, которые могут не только ре­ально оценивать состояние развития ОЭЗ на своей территории, но и оказывать ей поддержку, помогать решать возникающие проблемы на своем уровне.

При Минэкономразвития России создаются также эксперт­ные (для технико-внедренческих ОЭЗ) и консультативные (для остальных ОЭЗ) советы. В их состав включают помимо чиновников представителей той или иной отрасли (науки, про­мышленности, туризма). Главной задачей этих советов является экспертиза и оценка бизнес-планов, подготовленных потенци­альными резидентами, а также выдача рекомендаций по приему в резиденты ОЭЗ заявляемых компаний.

После подписания соглашения ОАО «Особые экономические зоны» создает на территории ОЭЗ свое подразделение (филиал или дочернее общество), которое начинает заниматься всеми конкретными вопросами проектирования и строительства объ­ектов инженерной, социальной, инновационной, энергетиче­ской и иной инфраструктуры. При этом этапы строительства инфраструктуры ОЭЗ схожи с этапами развития любого деве­лоперского проекта.

На первом этапе определяются границы территории, про­водятся землеустроительные работы, формируются земельные участки, осуществляется их кадастровый учет и регистрация прав. На следующем этапе разрабатывается и утверждается планировочная документация (проект планировки террито­рии), рассчитываются все инженерные и социальные нагруз­ки. При этом сразу выделяют территории, предназначенные для строительства объектов резидентов ОЭЗ, и участки для стро­ительства объектов инфраструктуры.

На третьем этапе разрабатывается проектная документация на инженерную, энергетическую, социальную и иную инфра­структуру, проводятся конкурсы, определяются подрядчики, осуществляется строительство этих объектов в соответствии с утвержденными графиками и бюджетами, а также ввод ука­занных объектов в эксплуатации. По завершению строительства ОАО «Особые экономические зоны» или организации регионов и муниципалитетов (в зависимости от источника финансирова­ния) регистрируют права на данные объекты и начинают осу­ществлять их эксплуатацию.

Параллельно строительству объектов инфраструктуры ведет­ся и строительство объектов резидентов ОЭЗ. Резиденты готовят свои бизнес-планы, получают земельные участки, оформляют права на них, проектируют, строят и эксплуатируют объекты недвижимости (заводы, инновационные центры, лаборатории, туристические объекты и т. д.). Часть резидентов арендует по­строенные помещения у ОАО «Особые экономические зоны» и размещают свой бизнес в них.

Компании, получив статус резидентов ОЭЗ, приступают к ре­ализации своих бизнес-планов, начинают выпускать заявленную продукцию, оказывать услуги. При этом инвестируют средства, создают новые рабочие места, платят налоги. Начинается актив­ное развитие нового территориального промышленного, инно­вационного или туристического кластера.

Приблизительно так выглядит процедура создания и раз­вития ОЭЗ в каждом регионе. Конечно же, вышеописанная схема — это очень упрощенный алгоритм. В действительно­сти на каждом этапе выполняется большое количество меро­приятий, преодолеваются различные трудности и проблемы, решаются возникающие задачи. Но все это происходит в рус­ле общей идеологии: государство на территориях ОЭЗ создает благоприятные условия для развития приоритетных направле­ний бизнеса, а бизнес привлекает инвестиции, развивает но­вые направления экономики, создает рабочие места и платит налоги.

Таким образом, ОЭЗ являются наглядным примером государственно-частного партнерства, новым, перспективным инструментом решения стоящих перед страной задач по при­влечению инвестиций, диверсификации экономики и выводу ее на инновационный путь развития.

3. Характеристика и деятельность разных типов ОЭЗ

По состоянию на 1 февраля 2010 г. решениями Правитель­ства Российской Федерации было создано 15 ОЭЗ: две — промышленно-производственного типа (Республика Татарстан и Липецкая область), четыре — технико-внедренческого типа (г. Москва, г. Санкт-Петербург, Московская и Томская области), семь — туристско-рекреационного типа (Республика Алтай и Ре­спублика Бурятия, Алтайский, Краснодарский и Ставропольский края, Иркутская и Калининградская области), две — портового типа (Ульяновская область — аэропортовая зона, Хабаровский край — морская портовая зона).

ПРОМЫШЛЕННО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОЭЗ

В соответствии с Федеральным законом № 116-ФЗ «Об особых эко­номических зонах в российской Федерации» под промышленно- производственной деятельностью понимается производство и (или) переработка товаров (продукции) и их реализация. В на­стоящее время промышленно-производственные зоны (ППЗ) созданы и функционируют в Республике Татарстан и Липецкой области. На начало 2010 г. в ППЗ зарегистрировано 26 резиден­тов. Их объем инвестиций составил около 20 млрд руб., создано более 6000 рабочих мест, выпущено продукции на сумму свыше 18 млрд руб. Промышленно-производственные ОЭЗ находятся на этапе своего активного развития.

Промышленно-производственная зона «Алабуга» (Республика Татарстан)

Основными направлениями деятельности в ППЗ «Алабуга» яв­ляются производство автомобилей, химическая и нефтехимиче­ская промышленность, производство строительных материалов.

Площадь ППЗ «Алабуга» составляет 1998 га. В настоящее время здесь создана вся необходимая инженерная, транспорт­ная, энергетическая и иная инфраструктура, позволяющая ре­зидентам осуществлять свою деятельность на территории ОЭЗ. В 2008 г. был введен в эксплуатацию первый пусковой комплекс Г1ПЗ «Алабуга», включающий в себя административно-деловой центр с выставочным центром площадью 11 ООО м2, объекты та­моженной инфраструктуры, контрольно-пропускные пункты, открытую контейнерную площадку общей площадью 45 ООО м2, а также сети газоснабжения, водоснабжения, теплоснабжения, энергоснабжения и канализации.

На территории этой ОЭЗ функционируют железнодорожная ветка длиной 5 км и контейнерная площадка на 1500 сорока­футовых контейнеров, построена сеть автомобильных дорог длиной свыше 30 км. Завершена реконструкция участка авто­мобильная дорога «Волга», прилегающая к территории ОЭЗ.

Планируется, что общие затраты на создание объектов инфра­структуры ППЗ «Алабуга» составят 29 млрд руб. (14 млрд руб. — из федерального бюджета, 15 млрд руб. — из регионального бюджета).

Согласно прогнозам, к 2025 г. количество резидентов ППЗ «Алабуга» должно составить более 90 компаний с предпола­гаемой численностью работающих в ОЭЗ специалистов более 27000 человек. Общий объем привлеченных частных инвести­ций должен составить 135 млрд руб., а объем выпущенной ре­зидентами продукции — 1,8 трлн руб.

На начало 2010 г. в ППЗ «Алабуга» зарегистрировано 9 ре­зидентов, в том числе компании с участием иностранного ка­питала из Японии, Дании, Германии, Франции и др. Резиденты ППЗ «Алабуга» создали около 5000 рабочих мест, осуществили инвестиций в размере, превышающем 11 млрд руб., и выпусти­ли продукции на сумму 15 млрд руб.

ООО «СОЛЛЕРС-ЕЛАБУГА» на территории этой зоны осущест­вляет производство коммерческих автомобилей (микроавтобусы) и автомобильных запчастей, ЗАО «Северстальавто- ИСУЗУ», являющееся совместным российско-японским пред­приятием, производит грузовые автомобили ИСУЗУ. Согласно бизнес-планам резидентов этой ОЭЗ, уже к 2012 г. они должны будут ежегодно производить продукции на 40 млрд руб. и обеспе­чивать налоговые поступления в объеме свыше 8 млрд руб. в год.

Промышленно-производственная зона «Липецк» (Липецкая область)

Основными направлениями деятельности ППЗ «Липецк» явля­ются машиностроение, металлообработка, производство строи­тельных материалов, бытовой техники и продукции химическо­го комплекса.

ППЗ «Липецк» занимает площадь 1027 га. Общий пла­нируемый объем бюджетных инвестиций, направляемых на строительство инфраструктуры ОЭЗ, составит 21 млрд руб. (10,3 млрд руб. — из федерального бюджета, 10,7 млрд руб. — из регионального бюджета).

За счет федеральных программ ведутся проектно-изыскательские работы по реконструкции аэропорта г. Липецк, про­ектируется автодорога «Восточный обход промышленной зоны г. Липецка», которая даст выход с ОЭЗ на федеральные трассы «Дон» и «Каспий». В ближайшие годы предусматривается строи­тельство объектов социальной инфраструктуры: медицинского центра, детского сада на 150 мест, школы на 300 мест, общежи­тия на 1000 мест. Планируется строительство города-спутника Романово.

Согласно прогнозам, к 2025 г. количество резидентов ППЗ «Липецк» должно составить более 60 компаний с предпола­гаемой численностью работающих в ОЭЗ специалистов более 18000 человек. Общий объем привлеченных частных инвести­ций должен составить 90 млрд руб., а объем выпущенной рези­дентами продукции — 1,2 трлн руб.

ООО «СЭСТ-ЛЮВЭ» осуществляет производство испарителей и конденсаторов холодильного оборудования для предприятий торговли, ООО «ЧСЗ-Липецк» производит облегченную стеклян­ную тару для пищевой и медицинской промышленности, начи­нают работу первые компании с иностранным участием.

Согласно стратегии развития ППЗ «Липецк», к 2012 г. на тер­ритории ОЭЗ запланировано открытие производств около 30 компаний резидентов, что создаст 4000 новых рабочих мест и принесет в экономику региона инвестиций в объеме не менее 27 млрд руб. Объем налоговых отчислений при этом должен со­ставить более 21 млрд руб.

ТЕХНИКО-ВНЕДРЕНЧЕСКИЕ ОЭЗ

(этап активного строительства инфраструктуры)

Под технико-внедренческой деятельностью, согласно закону, понимается производство и реализация научно-технической продукции, создание и реализация программ для электронных вычислительных машин (программ для ЭВМ), баз данных, то­пологий интегральных микросхем, информационных систем, оказание услуг по внедрению и обслуживанию таких продукции, программ, баз, топологий и систем.

Производство научно-технической продукции в границах технико-внедренческой особой экономической зоны допу­скается по решению экспертного совета по технико-внед­ренческим особым экономическим зонам, руководствующегося приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники и перечнем критических технологий Российской Федерации, утвержденными Правительством Российской Фе­дерации.

Технико-внедренческие особые экономические зоны (ТВЗ) располагаются на территории Московской области, Москвы, Санкт-Петербурга, Томска и находятся на этапе активного стро­ительства объектов инфраструктуры. На 1 января 2010 г. в ТВЗ было зарегистрировано 160 резидентов. Объем инвестиций этих резидентов ТВЗ составил свыше 4 млрд руб., создано 2000 новых рабочих мест, выполнены научно-технические работы на сумму 2,5 млрд руб.

ТВЗ «Зеленоград» (г. Москва)

Основными видами деятельности резидентов ТВЗ «Зелено­град» являются информационно-коммуникационные и элек­тронные технологии, технологии производства новых ма­териалов, нанотехнологии, биотехнологии, медицинские технологии.

ТВЗ «Зеленоград» располагается в Зеленоградском районе г. Москвы на двух участках общей площадью 146 га. Финансиро­вание создания инженерной, транспортной и социальной ин­фраструктуры ОЭЗ осуществляется за счет средств федерального бюджета (50%) и бюджета г Москвы (50%).

Общие планируемые затраты на создание объектов инфра­структуры ТВЗ «Зеленоград» составляют 41 млрд руб. Здесь плани­руется построить лаборатории, офисы, научно-исследовательские центры общей площадью более 500000 м2.

За счет средств бюджета г. Москвы здесь строятся дороги и транспортные развязки, а за счет средств федерального бюдже­та ведутся строительно-монтажные работы на внутриплощадоч- ной территории, строительство тепловых и инженерных сетей, объектов таможенной инфраструктуры.

Согласно прогнозам, к 2025 г. количество резидентов ТВЗ «Зеленоград» может составить более 150 компаний с предпо­лагаемой численностью работающих в ОЭЗ специалистов около 12 000 человек. Общий объем привлеченных частных инвести­ций может составить 18 млрд руб., а объем выпущенной рези­дентами продукции — более 100 млрд руб.

На начало 2010 г. на территории ТВЗ «Зеленоград» было за­регистрировано 32 резидента. Объем инвестиций резидентов составил 1,1 млрд руб. Резидентами ОЭЗ создано было 540 но­вых рабочих мест и выпущено научно-технической продукции на сумму 1,7 млрд руб.

Крупными резидентами, осуществляющими технико- внедренческую деятельность в этой зоне, являются ОАО «Зе­леноградский инновационно-технологический центр (ЗИТЦ)», ЗАО «Дизайн Центр "Союз"», ООО «НИЦ Приводная Техника» и ЗАО «Научно-исследовательский институт электронного спе­циального технологического оборудования» и др.

Основные направления деятельности ОАО «ЗИТЦ» связаны с разработкой, созданием и опытным производством отечествен­ной электронной компонентной базы, микроэлектромеханиче­ских систем, радиоэлектронной аппаратуры нового поколения, информационно-телекоммуникационных систем. ОАО «ЗИТЦ» на территории первого участка ОЭЗ уже построило и ввело в эксплуатацию инновационно-технологический центр площа­дью 4200 м2. В настоящее время компания ведет строительство второго производственного здания общей площадью 21300 м2.

ЗАО «Дизайн Центр "Союз"» занимается разработкой опе­рационных усилителей, аналого-цифровых преобразователей, базовых матричных кристаллов. ООО «НИЦ приводная техника» специализируется на проектировании и производстве опытных партий изделий и комплектующих в области промышленной ав­томатизации и приводной техники.

ЗАО «Научно-исследовательский институт электронного специального технологического оборудования» осуществляет внедрение новейших разработок российских ученых в области лазерной и вакуумной техники для создания нового поколения российских промышленных комплексов. Подобные технологии являются базовыми для машиностроительной, приборострои­тельной, электронной, авиакосмической, энергетической, обо­ронной и других отраслей промышленности.

ТВЗ «Дубна» (Московская область)

Основными видами деятельности резидентов ТВЗ «Дубна» явля­ются информационные, ядерно-физические и нанотехнологии.

ТВЗ «Дубна» располагается в г. Дубне Московской области на двух земельных участках общей площадью 188 га. Финан­сирование создания инженерной, транспортной и социаль­ной инфраструктуры этой ОЭЗ осуществляется за счет средств федерального бюджета (70%), бюджета Московской области (17,7%), бюджета г. Дубны (12,3%.). Общие планируемые за­траты на создание объектов инфраструктуры ТВЗ «Дубна» со­ставляют 30,6 млрд рублей.

В ТВЗ «Дубна» за счет бюджетных средств построен уникаль­ный Инновационно-технологический центр общей площадью56000 м2. Продолжаются работы по строительству на всей тер­ритории ОЭЗ внутренних инженерных сетей, поставке и пуско- наладке инженерно-технологического оборудования, работы по благоустройству и озеленению территории, а также строи­тельству объектов энергетического хозяйства, наружных сетей водоснабжения, канализации и теплоснабжения.

На территории данной ОЭЗ уже построены и введены в экс­плуатацию первые объекты социальной инфраструктуры: обще­житие, поликлиника и дворец спорта. Продолжаются работы по строительству лечебно-диагностического центра со стацио­наром, учебного корпуса, ведется проектирование школы и дет­ского сада.

Согласно прогнозам, к 2025 г. количество резидентов ТВЗ «Дубна» может составить более 180 компаний с предполагаемой численностью работающих в ОЭЗ специалистов около 16000 че­ловек. Общий объем привлеченных частных инвестиций должен составить около 30 млрд руб., а объем выпущенной резидентами продукции — свыше 150 млрд руб.

На начало 2010 г. было зарегистрировано 50 резидентов, объ­ем инвестиций которых составил 414 млн руб. Резидентами соз­дано 450 новых рабочих мест, выпущено научно-технической продукции на сумму 180 млн рублей.

Первыми, начавшими активную деятельность в этой зоне, резидентами стали ЗАО «НАНО КАСКАД» и ООО «Лаборатория информационных технологий — ТРАСТ». ООО «Лаборатория информационных технологий — ТРАСТ» осуществляет деятель­ность по развитию, внедрению, реализации и сопровождению российского программного продукта в области недропользо­вания, геологического и гидродинамического моделирования, мониторинга разработки месторождений. ЗАО «НАНО КАСКАД» разрабатывает ультрафильтрационные технологии, технику и оборудование на основе трековых мембран для центров эффе­рентной терапии и служб крови. Данному резиденту оказывает содействие Государственная корпорация «Роснанотех».

ТВЗ «Томск» (Томская область)

Основными направлениями ТВЗ «Томск» являются информа­ционно-коммуникационные и электронные технологии, нано- технологии и биотехнологии, технологии производства новых материалов, медицинские технологии.

ТВЗ «Томск» располагается в г. Томске на двух земельных участках общей площадью 207 га. Финансирование создания инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры ОЭЗ осуществляется за счет средств федерального бюджета (74%), бюджета Томской области (22%) и бюджета г. Томска (4%).Об­щие планируемые затраты на создание объектов инфраструкту­ры ТВЗ «Томск» составляют 23 млрд руб.

В настоящее время на территории этой ОЭЗ за бюджетные средства построен Центр инноваций и технологий площадью 13400 м2, где располагаются несколько десятков инновационных компаний — резидентов ОЭЗ. На прилегающей к ОЭЗ террито­рии ведется работа по созданию жилого района Восточный. В со­ответствии с разрабатываемым проектом планируется освоить территорию 120 га, на котором будет размещено более 240 000 м2 жилого фонда, в том числе для сотрудников резидентов ОЭЗ.

По прогнозам, к 2025 г. количество резидентов ТВЗ «Томск» может составить более 160 компаний с предполагаемой числен­ностью работающих в ОЭЗ специалистов более 14000 человек. Общий объем привлеченных частных инвестиций составит свыше 20 млрд руб., а объем выпущенной резидентами продук­ции — более 140 млрд руб.

На начало 2010 г. на территории ТВЗ «Томск» было зареги­стрировано 45 резидентов, объем инвестиций которых соста­вил 2 млрд руб. Создано около 800 рабочих мест, а объем выпу­щенной научно-технической продукции достиг к концу 2009 г. 500 млн руб.

Наиболее активно занимаются технико-внедренческой дея­тельностью в этой зоне ООО «НИОСТ», ООО «Монсун Мультиме­диа (Россия)», ООО «МэйнКонцепт — ДивИкс», ООО «Томсклаб», ООО «Флекс Софт», ООО «Аквазон», ООО «Фотон» и др.

Одним из масштабных и результативных проектов является проект резидента ООО «НИОСТ» (Научно-исследовательская организация «Сибур-Томскнефтехим») — создание техноло­гической базы промышленного производства современных высокоэффективных катализаторов и новых полимерных материалов. Объем инвестиций в реализацию этого проек­та уже составил свыше 1 млрд руб. Ряд проектов резидентов ТВЗ «Томск» поддерживаются Государственной корпорацией «Роснанотех».

ТВЗ «Санкт-Петербург» (г. Санкт-Петербург)

Основными видами деятельности резидентов ТВЗ «Санкт- Петербург» являются точное и аналитическое приборострое­ние, медицинская техника, биотехнологии, разработка про­граммных продуктов, электроники, средств связи, новых материалов.

ТВЗ «Санкт-Петербург» располагается в г. Санкт-Петербург на двух земельных участках общей площадью 129 га. Финанси­рование создания инженерной, транспортной и социальной ин­фраструктуры ОЭЗ осуществляется за счет средств федерального бюджета (50%) и бюджета г. Санкт-Петербурга (50%). Общие планируемые затраты на создание объектов инфраструктуры ТВЗ «Санкт-Петербург» составляют 15 млрд руб.

На территории этой зоны в настоящее время идет активное строительство инфраструктуры. Согласно прогнозам, к 2025 г. количество резидентов ТВЗ «Санкт-П



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.