Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема: Культурогенез: основные концепции.

План:

1.Орудийно-трудовая концепция происхождения культуры.

2. Теория возникновения культуры из магии.

3. Психологические концепции культуры.

4. Игровая концепция происхождения культуры.

5. Символическая концепция культурогенеза.

Цель: рассмотреть и проанализировать различные теории происхождения культуры (культу­рогенеза), выделить их сильные и слабые стороны. Студенты должны иметь четкое представление о сути каждой из рассмотренных концепций; называть исследователей, ра­ботавших над проблемой происхождения культуры; уметь формулировать свое мнение и отношение к проблеме культуро­генеза.

Основная литература:

1. Гуревич П.С. Культурология. – М., 2006. – С. 47-54.

2. Культурология: Курс лекций / Под ред. А.А.Радугина. – М., 2001.

3. Культурология / Под ред. Г.В.Драча. – Ростов-н/Д., 2001.

4. Культурология. Учебник для студ. техн. вузов / Под ред. Н.Г.Багдасарьян. – М., 2001. – С. 151-167.

5. Левяш И.Я. Культурология. – М., 2004. – С. 43-76.

6. Розин В.М. Культурология. – М., 2001. – С. 89-95.

7. Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Культурология. Теория культуры: Учеб. пособие для вузов. – М., 2004. – С. 114-130.

Дополнительная литература:

1. Введение в культурологию: Учебное пособие для вузов / Под ред. Попова В.Е. – М., 1995. – Гл.I

2. Гуревич П.С. Философия культуры. – М., 1994. – Гл.4

Методические указания

1. Наиболее обстоятельно орудийно-трудовая концепция разработана К.Марксом и Ф.Энгельсом. Данная концепция нашла свое отражение в статье Ф.Энгельса «Роль труда в про­цессе превращения обезьяны в человека», которая является одной из глав его работы «Диалектика природы». Какие аргументы приводят авторы в пользу своей теории. Каким образом труд повлиял на становление человека и культуры: широко известна знаменитая фраза Энгельса - «труд создал человека». Укажите противоречия данной концепции. Как критикуется данная концепция уче­ными, придерживающимися других взглядов на куль­турогенез (В. Вильчек, Л. Мамфорд, Б. Мали­новский, И. Ачильдиев и др.).

2. Автором теории возникновения культуры из магии является американский культу­ролог Льюис Мамфорд. Некоторые исследователи приписывают авторство Т. Роззаку, Дж. Фрезеру, Л. Леви-Брюльи и другим известным ученым и философам. В чем заключается сущность этой кон­цепции. Можно ли согласиться с мнением, что появление первичных религиозных представлений и переживаний знаменует собой рождение культуры. Боль­шой вклад в изучение магии как древ­нейшего института культуры внес английский этно­граф и социолог Бронислав Малиновский, про­тивостоявший эволюционистским теориям. Какие факты, собранные Малиновским и изложенные в основных сочинениях «Научная теория культуры», «Динамика культурного изменения», «Магия, наука и религия», под­тверждают теорию возникновения культуры из магии. Что остается неясным в данной ги­потезе?



3. Психологические концепции культуры представлены в первую очередь психоана­литиче­ской теорией, созданной З.Фрейдом. Сформулируйте основные положения концеп­ции, предло­женной им в книге «Тотем и табу». С чем не согласны многие ученые, в чем они видели уязви­мость гипотезы. Можно ли согласиться, что культура является следст­вием подавления первичных влечений (либидо) и инстинктов (мортидо) с помощью норм и запретов. В контексте вопроса не­обходимо проанализировать концепцию культурных архетипов Карла Юнга, создателя школы «аналитической психологии». Его основные ра­боты: «Психологические типы», «Психоанализ и искусство», «Алхимия снов. Четыре ар­хетипа», «Архетип и символ».

4. Игровую концепцию происхождения культуры разрабатывали голландский исто­рик куль­туры Йоганн Хейзинга (основные сочинения: «В тени завтрашнего дня», «Осень средневековья»), испанский философ и публицист Хосе Ортега-и-Гассет («Дегуманизация искусства», «Восстание масс») и Е. Финк. На чем основываются убеждения сторонников этой концепции в том, что игра старше культуры. Каким образом игра породила спорт, философию, искусство, религию и другие сферы культуры.

5. Символическая концепция культурогенеза представлена прежде всего исследова­ниями ав­стрийского философа Э. Кассирера (основные работы «Философия символиче­ских форм», «Опыт о человеке»). Культура выступает как символическая вселенная, а че­ловек творец и создатель сим­волов. Появление способности через символы одухотворять вещи есть рождение культуры – но­вого уровня взаимодействия человека и окружающего мира. Также внесли значительный вклад в разработку данной концепции М. Хайдеггер, а также упоминавшиеся уже К. Юнг и Л. Мамфорд. Обратите внимание на критику Л. Мамфордом орудийно-трудовой концепции культуры. Можно ли согласиться с его утвер­ждением, что «пока человек не сделал нечто из себя самого, он мало что мог сделать в ок­ружающем мире». Значение формулы «человек – символическое животное». По­думайте, какие символы и символические системы создаются человеком.

Выводы: В рассмотренных различных концепциях культурогенеза духовная при­рода и твор­ческая, нравственная сущность человека выступают по-разному. Концепции взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга. Именно поэтому многие исследователи проблемы культурогенеза являются одновременно представителями разных концепций. Это говорит как о сложности про­блемы происхождения культуры, так и о том, что при­чины ее возникновения носят комплексный характер.

Семинарское занятие №4.

Тема: Культура и цивилизация. Запад и Восток.

План:

1. Культура и цивилизация: соотношение понятий.

2. Запад и Восток – культурные «полюсы» мира.

3. Межкультурные конфликты и пути утверждения взаимопонимания культур. Тенденции куль­турной универсализации в мировом современном процессе.

Цель: познакомить студентов с различными точками зрения на соотношение поня­тий «куль­тура» и «цивилизация». Выявить основные черты современных цивилизаций. Сформировать соб­ственное мнение у студентов по вопросам взаимоотношения Запада и Востока в прошлом, на со­временном этапе и перспективам развития взаимодействия в бу­дущем. Познакомить студентов с основными точками зрения исследователей на место России в сообществе мировых цивилизаций. По итогам семинарского занятия у студентов должно создаться четкое представление о развитии мирового исторического процесса на современном этапе в рамках культурологического подхода.

Список литературы:

1. Гуревич П.С. Культурология. – М., 2006. – С. 54-76 (1в.), 94-109 (2в.), 187-192 (3в.).

2. Кармин А.С. Культурология. – СПб., 2001. – С.191-198.

3. Кравченко А.И. Культурология: Учеб. пособие для вузов. – М., 2001. – С.36-40 (1в.).

4. Культурология / Под ред. Г.В.Драча. – Ростов-н/Д., 2001. – С. 114-124 (1-2вв.)

5. Культурология. Учебник для студ. техн. вузов / Под ред. Н.Г.Багдасарьян. – М., 2001. – С. 197-214; 461-484 (1в.).

6. Культурология: Учебник / Под ред. Ю.Н.Солонина, М.С.Кагана. – М., 2005. – С. 69-74, 315-338 (1в.), 360-368 (2в.), 368-439 (3в.).

7. Левяш И.Я. Культурология. – М., 2004. – С. 81-87, 148-155, 248-252 (1в.), 349-399 (2в.), 518-554 (3в.).

8. Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Культурология. Теория культуры: Учеб. пособие для вузов. – М., 2004. – С. 64-82, 134-139, 320-332 (1в.), 232-240, 264-320, 332-352 (3в.).

9. Теория культуры: Учебное пособие для вузов. – М., 2001. – С. 41-65 (1в.).

Дополнительная литература:

1. Амелина Е. Понятие «цивилизация» вчера и сегодня // Общественные науки и совре­менность. – 1992. - №2. – С. 94-102 (1в.).

2. Бобахо В.А., Левикова С.И. Культурология. – М., 2000. – С. 84-96.

3. Васильев Л.С. История религий Востока. – М., 1999. – С.403-407(2в.).

4. Взаимодействие культур Запада и Востока. – М., 1987. – Ч.1. – С. 21-145 (2в.).

5. Гавел В. Конфликт цивилизаций – одно из представлений о будущем. Как ему воспре­пятство­вать? // Новое время. – 1995. - №1. – С.43-45 (3в.).

6. Грюнебаум Г.Э. Культурные заимствования во взаимодействии цивилизаций // Сравни­тельное изучение цивилизаций: Хрестоматия / Сост. Б.С. Ерасов. – М., 1998. – С. 494-499 (2в.).

7. Гуревич П.С. Философия культуры. – М., 1994. – С. 228-247 (1в.).

8. Ерасов Б.С. Общие критерии дихотомного сопоставления социокультурных оснований Запада и Востока // Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия / Сост. Б.С.Ерасов. – М., 1998. – С. 246-255 (2в.).

9. Ерасов Б.С. Цивилизационные измерения модернизации. Концепции симбиоза, кон­фликта и синтеза культур Запада и Востока // Сравнительное изучение цивилизаций: Хре­стоматия / Сост. Б.С.Ерасов. – М., 1998. – С. 484-492 (3в.).

10. Есин А.Б. Введение в культурологию. – М., 1999. – С. 9-14 (1в.).

11. Завадская Е.В. Восток на Западе. – М., 1970. – С. 77-89 (2в.).

Запад и Восток. Традиции и современность. – М., 1993. – С. 66-71, 96-102 (2в.)

12. Культурология. XX век: Словарь. – СПб., 1997. – С. 524-526.

13. Тойнби А. Постижение истории. – М., 1991. – С. 555-599 (2в.).

14. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // Полис. – 1994. - №1. – С.33-48 (3в.)

15. Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1991. – С.76-98 (2в.).

 

Методические указания

1. При рассмотрении данной темы необходимо подчеркнуть полисемантический ха­рактер понятия «культура», выяснить вопрос о происхождении (этимологии) слова «куль­тура». Понима­ние термина «цивилизация» также многозначно. Выясните, когда появля­ется это понятие, и какие основные подходы к его истолкованию сложились в научном мире. Затем исследуйте проблему соотношения культуры и цивилизации. Одни исследо­ватели отождествляют их друг с другом, дру­гие устанавливают связь между ними, взаи­мозависимость и взаимодействие, третьи проводят принципиальное различие между ними. Сопоставьте различные позиции друг с другом. Для этого необходимо познакомиться с точками зрения русского философа Н.Я. Данилевского, О. Шпенг­лера, А. Тойнби, А. Кре­бера, П.А. Сорокина. Какая из них, на ваш взгляд, является наиболее обос­нованной?

2. Восток и Запад воплощают собой два основных потока цивилизационно-историче­ского существования. Они выступают своего рода культурными «полюсами», так как представляют со­бой две, во многом противоположные, культурные традиции, два типа духовности. Запад и Восток как две наиболее крупные суперкультуры не существуют из­начально, а сложились в процессе раз­вития человечества. Каковы исторические корни возникновения культур Запада и Востока. Озна­комтесь с тем, как отвечает на этот вопрос К. Ясперс в книге «Смысл и назначение истории». Об­ратите внимание на два истока евро­пейской культуры: аполлоническое и дионисийское первона­чала. Другая особенность за­падной культуры заключается в том, что она многим обязана в накоп­лении своих специ­фических свойств античным городам-полисам. Каковы особенности «полисного гено­типа»? Формированию каких черт в западной культуре они способствовали? Для ответа на эти вопросы можно обратиться к книге «Запад и Восток. Традиции и современность». Взаимодействие культур Запада и Востока происходило на всем протяжении историче­ского процесса развития че­ловечества. Проследите, какое воздействие оказала восточная культура на философские учения, литературу, театр, музыку и живопись западноевропей­ских стран и как, в свою очередь, Запад ока­зывал влияние на культуру Востока. Покажите разнонаправленность культур Запада и Востока в области экономических отношений, по­литического строя, менталитета, психологии и образа жизни. Подумайте, есть ли отличия между географическими и культурологическими понятиями «Запад» и «Восток».

Межкультурное взаимодействие Востока и Запада происходит сегодня в условиях модерни­зационного «вызова» со стороны последнего. Как в такой ситуации реагируют принципы само­бытной культуры восточного мира с привносимыми извне ценностями за­падной цивилизации? С существующими по этой проблеме подходами вы можете ознако­миться в статье Б.С.Ерасова. Ка­ким образом решаются важнейшие вопросы бытия в рам­ках западной и восточной традиций.

3. Плодотворное культурное сотрудничество цивилизаций Запада и Востока иногда сменя­лось конфликтами между ними. Необходимо рассмотреть две концепции современ­ной футуроло­гии: а) возможность межцивилизационных конфликтов и войн (концепция С. Хантингтона); б) возможность межцивилизационного и межкультурного диалога. Оз­накомьтесь с концепцией С. Хантингтона «столкновения цивилизаций». Существует ли возможность воспрепятствовать такого рода конфликтам? Если да, то каким образом? Рассмотреть взаимодействие культур как необхо­димое условие преодоление их ограни­ченности и взаимообогащения в интересах развития миро­вой культуры. Межкультурные коммуникации.

Для современной культуры характерны две важные особенности: культурная экспан­сия За­пада, ведущая к универсализации культур, и, с другой стороны, борьба за культур­ную автономию и самобытность незападных цивилизаций перед лицом «модернизации» и «вестернизации». Кос­мополитизм и идея конвергенции стали отражением процесса сбли­жения культур. С конца XX в. культурная универсализация все чаще характеризуется как глобализация. Это понятие имеет два основных значения. Познакомьтесь с ними. На какие позитивные и негативные стороны этого процесса обращают внимание исследователи со­временной культуры.

Выводы: Проблема соотношения цивилизации и культуры многогранна. Сложность анализа заключается в том, что оба понятия – как «цивилизация», так и «культура» - имеют множество значений. По существу можно выделить два направления. К одному из них можно отнести Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера и А. Тойнби, а к другому – П.А. Со­рокина, А. Кребера и Ф. Нор­тропа. Первые стремятся найти отдельные строго очерченные системы, вторые – ищут глобальные «культурные суперсистемы». Тем не менее, между обоими направлениями есть ряд точек сопри­косновения, и выводы, к которым пришли представители обоих направлений, очень близки.

Причины сложных взаимоотношений современных Востока и Запада нужно искать далеко в прошлом, начиная с момента зарождения древневосточных и античной цивили­заций. Современ­ные футурологические концепции предлагают два возможных варианта развития событий: кон­фликты и диалог.

 



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.