Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 3. Институциональная и содержательная характеристика группы регулятивных форм непосредственной демократии





Институциональная и содержательная составляющая группы регулятивных форм непосредственной демократии: их цели, задачи, формы.

Собрания, конференции, обращения, народная правотворческая инициатива, наказы, отчеты - понятие, виды, правовые основы, механизм реализации.

Институт политических партий как комплексная форма осуществления публичной власти. Территориальное общественное самоуправление как комплексная форма осуществления муниципальной власти.

Тема 4 Институциональная и содержательная характеристика группы консультативных форм непосредственной демократии.

Институциональная и содержательная составляющая группы консультативных форм непосредственной демократии: их цели, задачи, формы. Митинги, шествия, демонстрации, пикетирования, публичные слушания, опросы, обсуждения - понятие, виды, правовые основы, механизм реализации.

 

Лекции

Объем часов – 2 часа.

№ п/п Наименование лекции Тематика (план) лекции Объем часов Задания для подготовки к лекции
1. Историко-теоретические основы учебной дисциплины «Выборы и другие формы непосредственной демократии». Проанализировать законодательство о выборах, референдуме.

Практические занятия



Объем часов –8 часов.

 

№ п/п Наименование занятия Тематика (план) практического занятия Объем часов Задания для подготовки к практическому занятию
1. Непосредственная демократия – конституционная форма народовластия в Российской Федерации. 1.Проанализируйте положения ст.2 Конституции РСФСР с точки зрения закрепления института народовластия и его развития в двух редакциях: 1)до 15 декабря 1990 г. «) после 15 декабря 1990 г. 2.Подготовьте правовое заключение по вопросу «Чем референдум отличается от такой формы прямой демократии, как плебисцит?
2. Институт референдума. Референдумный процесс. 1.Что представляет собой консультативный референдум? Можно ли решение, принятое на референдуме, обжаловать в суд или отменить? 2.Назовите обстоятельства, исключающие проведение референдумов в России. 3.Назовите основные стадии референдумного процесса. 4.Проанализируйте постановления Конституционного Суда РФ от 11 июня 2003 г. №10-П и от 21 марта 2007 г. № 3-П. Сформулируйте обобщенную позицию Суда относительно института референдума РФ. 5.Составьте схему на тему: «Порядок подготовки и проведения референдума РФ». 6.Составьте сравнительную таблицу на тему «Порядок подготовки, проведения и подведения итогов референдума РФ, референдума субъекта РФ, местного референдума».
3. Избирательное право: понятие, принципы, система. Понятие и виды выборов, избирательных систем. 1.Какова правовая природа наказов избирателей? Являются ли они обязательными для депутатов? 2.Определите соотношение понятий «избирательное право» и «избирательная система». 3.Определите соотношение федерального и регионального законодательства в регулировании избирательно-правовых отношений. 4.Подготовьтесь к дискуссиям по вопросам: «Следует ли превращать субъектовное право гражданина избирать в обязанность голосовать на выборах?»; «Изменчивость избирательного законодательства: зло или благо (стремление к совершенствованию)?» 5. Подготовьте обзор избирательного законодательства одного из субъектов РФ. 6.Проанализируйте один из последних актов Центральной избирательной комиссии РФ и определите его роль и значение в организации избирательного процесса.
4. Избирательный процесс: понятие, структура и основные стадии. Институт отзыва. Сход, голосование по вопросам изменения границ или преобразования муниципальных образований 1.Возможно ли осуществить отзыв выборного должностного лица меньшим числом голосов, чем то, которым это лицо было избрано? Какую правовую позицию по данному вопросу сформулировал Конституционный Суд РФ? 2.Проанализируйте постановления Конституционного Суда РФ от 2 апреля 2002г. № 7-П и от 24 декабря 1996 г. № 21-П. Сформулируйте обобщенную позицию Суда относительно института отзыва.
5. Регулятивные формы непосредственной демократии. Опрос. Анализ законодательства, судебной практики. Доклады. Дискуссия. Деловая игра и составление документов. Решение ситуационных задач и тестов.
6. Консультативные формы непосредственного народовластия. 1.Составьте проект уведомления о проведении собрания для обсуждения одного из наиболее значимых вопросов социально-экономического развития современной России.

 





 

4.Самостоятельная работа студента магистратуры

Виды самостоятельной работы по всем темам:

· изучение учебной и научной литературы;

· работа с нормативными правовыми актами;

· изучение судебной практики;

· решение задач и казусов;

· подготовка эссе, тезисов докладов;

· подготовка презентаций Power Point;

· рецензирование научных статей;

· подготовка проектов правовых актов;

· подготовка юридических заключений;

· составление схем, таблиц и пр.;

· выполнение заданий преподавателя.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Для освоения магистрами учебной дисциплины «», получения знаний и формирования профессиональных компетенций используются следующие образовательные технологии:

· лекция с элементами дискуссии, постановкой проблем, использованием метода провокации;

· лекции - электронные презентации;

· дискуссия;

· мозговой штурм;

· работа в малых группах;

· презентация;

· демонстрация;

· выполнение эссе;

· составление юридического документа;

· комментирование научной статьи;

· подготовка обзора научной литературы по теме;

· составление рецензии на книгу (статью);

· комментирование ответов магистрантов;

· решение задач;

· анализ конкретных ситуаций;

· составление резюме;

· «мини-конференция»;

· «круглый стол»;

· интервьюирование;

· составление таблиц и схем;

· встречи с представителями государственных органов и органов местного самоуправления, общественных объединений;

· тестирование;

· ролевая игра и др.

Указанные технологии могут быть применены преподавателем для диагностики «входных» знаний магистрантов; могут применяться во время занятий (на лекциях и практических занятиях) и после – для аттестации, контроля и диагностики компетентностей «на выходе».

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ МАГИСТРАНТОВ

Тестирование

Обсуждение докладов, конспекта лекций в группе

 

Тесты

1. Запрещается проводить предвыборную агитацию, направленную на

а) оправдание экстремистских действий

б) защиту идей социальной справедливости

в) оправдание идей достижения социального равенства

г) изменение места нахождения столицы Российской Федерации

2. Согласно действующему российскому законодательству выборы депутатов Государственной Думы назначает

а) Правительство Российской Федерации

б) Государственная Дума Российской Федерации

в) Совет Федерации

г) Президент Российской Федерации

3. Уклонение избирателей от участия в выборах называется

а) аброгация

б) абдикация

в) абсентеизм

г) интерпелляция

д) нет правильного ответа

4. Выборы депутатов Государственной Думы 5-го созыва в 2007 году проходили по __________ избирательной системе

а) одномандатной

б) пропорциональной

в) многомандатной

г) смешанной (пропорционально-мажоритарной)

5. Нарушением тайны голосования является

а) присутствие на избирательном участке представителей средств массовой информации

б) опрос избирателей на выходе из избирательного участка

в) отметка в списках избирателей номера выданного бюллетеня

г) использование специальных счетных машин

д) нет правильного ответа

6. Распределение числа депутатских мест между партиями (избирательными объединениями) в соответствии с числом голосов, собранных ими на выборах, соответствует __________ избирательной системе.

а) мажоритарно-пропорциональной

б) усредненной

в) пропорциональной

г) мажоритарной

д) нет правильного ответа

7. Право граждан Российской Федерации избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления называется __________ избирательным правом.

а) активным

б) пропорциональным

в) пассивным

г) мажоритарным

д) нет правильного ответа

 

8. Наблюдатель на выборах уполномочен осуществлять наблюдение за

а) подсчетом голосов

б) выдвижением кандидата

в) голосованием избирателей в кабинке для голосования

г) предвыборной агитацией

9. Члены Избирательной комиссии Российской Федерации назначаются

а) Верховным Судом Российской Федерации

б) Президентом Российской Федерации

в) Государственной Думой Российской Федерации

г) Конституционным Судом Российской Федерации

10. Членами избирательных комиссий с правом решающего голоса НЕ могут быть

а) члены политических партий

б) депутаты

в) члены молодежных общественных организаций

г) судьи

11. Кандидатом в депутаты представительного органа муниципального образования могут быть лица, достигшие возраста

а) 21 года

б) 18 лет

в) 35 лет

г) 16 лет

д) нет правильного ответа

12. Кандидат на пост Президента РФ должен проживать на территории РФ не менее

а) 5 лет

б) 8 лет

в) 10 лет

г) 20 лет

д) ценз оседлости для кандидата на пост Президента отсутствует

13. Проведение всероссийского референдума назначает

а) Президент РФ

б) Государственная Дума

в) Совет Федерации

г) Генеральный прокурор

д) нет правильного ответа

14. Выборы депутатов представительного органа местного самоуправления проходят на основе всеобщего, равного

а) многоступенчатого избирательного права при открытом голосовании

б) многоступенчатого избирательного права при тайном голосовании

в) прямого избирательного права при тайном голосовании

г) прямого избирательного права при открытом голосовании

15. Имеют право участвовать в референдуме

а) 18-летний ученик одиннадцатого класса общеобразовательной школы

б) 35-летний гражданин, содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда

в) 20-летняя девушка, имеющая статус вынужденного переселенца

г) 82-летний гражданин, объявленный судом недееспособным

16. Избирательные фонды политических партий могут создаваться за счет

а) пожертвований международных организаций

б) анонимных пожертвований

в) пожертвований религиозных организаций

г) добровольных пожертвований граждан

17. В соответствии с российским законодательством при проведении референдума представители СМИ вправе

а) присутствовать на заседаниях комиссии референдума

б) наблюдать за выдачей бюллетеней участникам референдума

в) осуществлять фотосъемку списков избирателей

г) нарушать тайну голосования

д) нет правильного ответа

18. Выборы Президента РФ признаются Центральной избирательной комиссией РФ недействительными, если

а) все кандидаты выбыли до проведения повторного голосования

б) по решению суда

в) допущенные при проведении голосования или установления итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей

г) выборы нельзя признать недействительными

д) нет правильного ответа

19. Выборы Президента РФ признаются Центральной избирательной комиссией РФ не состоявшимися, если

а) все кандидаты выбыли до проведения повторного голосования

б) по решению суда

в) допущенные при проведении голосования или установления итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей

г) выборы нельзя признать не состоявшимися

д) нет правильного ответа

20. Кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, на выборах Президента РФ должен собрать (согласно ФЗ №41-ФЗ от 02.05.2012)

а) 100 000 подписей избирателей

б) 300 000 подписей избирателей

в) 2 млн. подписей избирателей

г) не должен собирать подписи

 

21. Митинг – это:

а) организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации;

б) массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера;

в) массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам;

г) форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.

 

22. Референдум Российской Федерации назначает:

а) Центральная избирательная комиссия РФ

б) Государственная Дума ФС РФ

в) Президент РФ

г) Правительство РФ

Промежуточная аттестация

Вопросы для зачета

Вопросы для самоконтроля:

1. Зачем проводятся выборы органов публичной власти?

2. Поясните смысл термина «избирательное право».

3. Чем активное избирательное право отличается от пассивного?

4. Изучаются ли избирательные правоотношения юридической наукой?

5. Как регулируются выборы в России?

6. Какую роль в системе источников национального избирательного права играет Конституция РФ?

7. Какие акты федерального уровня помимо Конституции РФ являются источниками избирательного права?

8. Можно ли считать источниками избирательного права модельные законы, одобренные Научно-методическим советом при Центральной избирательной комиссии РФ?

9. Может ли Центральная избирательная комиссия РФ издавать какие-либо нормативные правовые акты по вопросам организации выборов?

10. Имеется ли в регионах избирательное законодательство?

11. Какое значение для регулирования выборов в России имеют нормы международного права?

12. Участвуют ли в выборах священнослужители?

13. Какая разница между прямыми, косвенными и многостепенными выборами?

14. Чем мажоритарная избирательная система отличается от пропорциональной?

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

а) основная литература:

Комарова Н. В. Формы непосредственной демократии в России: учебное пособие.–М.:Проспект,2010г.

Михалева Н. А. Парламентские и президентские выборы в России (в вопросах и ответах).–«Юркомпании»,2012г. Электронное издание Консультант Плюс

Избирательное право Российской Федерации: учебник для магистров /под ред. И. В. Захарова, А. И. Кокотова. –М.:Юрайт,2014г.

 

б) дополнительная литература:

Фадеев В.И. Народное представительство. Ч.1. Историко-теоретические корни. (монография). – М, 2015 г.

Абрамова А.И. Лоббизм в законотворческой деятельности. // Журнал российского права, 2014, № 6. – КонсультантПлюс.

Азаров Д.В, Региональный парламент – не только законодательный и представительный, но и контрольный орган. // Адвокат, 2013, №9. – СПС КонсультантПлюс.

Арбузкин А.М., Кененова И.П., Ковалева Т.К., Троицкая А.А. Законодательная инициатива: ожидания, результаты и перспектива. // Конституционное и муниципальное право, 2014, №1. – СПС КонсультантПлюс.

Балеевских Л, Муранов А. Второй запрос депутатов Государственной Думы в Конституционный Суд РФ по поводу вступления России в ВТО: show must go on // Право ВТО, 2013, №1. – СПС КонсультантПлюс.

Берлявский Л.Г., Тарабан Н.А. Институт парламентского расследования в РФ и зарубежных странах: сравнительно-правовой аспект. // Юридический мир, 2013, №10. – СПС КонсультантПлюс.

Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 5 апреля 2013 г. № 41-ФЗ «О Счетной палате РФ» (постатейный) : «Юстининформ», 2014. – СПС КонсультантПлюс.

Варлен М.В., Эволюция российского парламентаризма : конституционно-правовой аспект. // Lex russica, 2013, № 12. – СПС КонсультантПлюс.

Кондрат Е.Н. Комментарий к Федеральному закону от 7 мая 2013 г. № 77-ФЗ «О парламентском контроле» (постатейный). – Юстицинформ, 2013. – КонсультантПлюс.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.