Оценка знаний, умений, навыков, характеризующая этапы формирования компетенций по дисциплине «Этнология» осуществляется в ходе текущего и промежуточного контроля.
Текущий контроль включает оценку работы студента на лекционных занятиях, оперативный опрос по содержанию лекционного материала на каждом занятии. Текущий контроль осуществляется на практических занятиях на основе совместного с учащимися обсуждения успешности освоения содержания дисциплины.
В ходе осуществления текущего контроля в течение семестра учитываются следующие виды выполненных учащимся работ по основному содержанию дисциплины:
- подготовку доклада – публичное сообщение, представляющее собой развёрнутое изложение на определённую тему;
- участия в коллоквиуме: средство контроля усвоения учебного материала темы, раздела или разделов дисциплины, организованное как учебное занятие в виде собеседования преподавателя с обучающимися;
- разработка и защита проекта.
К зачету допускаются студенты, выполнившие в полном объеме учебную работу, запланированную на семестр. Она включает освоение лекционного материала, материала, изучаемого на семинарских и практических занятиях, выполнение запланированной на 8 семестр самостоятельной работы. Критерием успешного освоения учебного материала является успешное выполнение контрольных тестов.
Промежуточный контроль осуществляется в форме зачета в 8 семестре.
ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная литература:
1. Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Основы этнологии. М.: Юнити-Дана, 2012. – 354
Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М., 1989.
Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. СПб., 1993.
Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983.
Бромлей Ю.В. Современные проблемы этнографии. М., 1981.
Говард М. Современная культурная антропология/ Пер. с англ. И. Карпикова, М. Романовского, А. Шиманского; Под ред. П. Терешковича. - Мн: Технология, Белорусский Фонд Сороса, 2009. - 478 с.
Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало. М., 1994.
Гумилев Л.Н. От Руси к России. М., 1992.
Денисова Г.С., Радовель М.Р. Этносоциология. -- Ростов-н/Д: Изд-во ООО "ЦВВР", 2010. - 280 с.
Дробижева Л.М. Этнополитические конфликты. Причины и типология // Россия сегодня: трудные поиски свободы. М., 1993.
Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. М., 1997.
Крысько В.Г. Этническая психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2008.-320с.
Конфликтная этничность и этнические конфликты. М., 1994.
Коул М., Скрибнер С. Мышление и культура. М., 1994.
Лебон Г. Психология народов и масс. СПб., 1995.
Мид М. Культура и мир детства. М., 1988.
Мнацаканян М.О. Этносоциология: нации, национальная психология и межнациональные конфликты; М., 1998.
Подолский И.Н.Этнография и фольклор Кубани: Учебное пособие. -Краснодар: КГУФКСТ, 2008.-100 с.
Сикевич З.В. Социология и психология национальных отношений.-СПб,1999
Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М., 1997.
Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. М., 1997.
Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова И.А. Народы. Расы. Культуры. М., 1985.
Этнознаковые функции культуры. М., 1991.
Этносы и этнические процессы. М., 1993.
Университетская б-ка on-line
26. Тавадов Г.Т. Этнология: Учеб.М.: Дашков и Ко, 2010. - 205 с.
27. Пучкина И.Ю. Культура и межкультурные взаимодействия в современном мире:Курс лекций .-Краснодар:КГУФКСТ, 2013.-68с.-4,25 печ.л.
ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ «ИНТЕРНЕТ»
1. http://flogiston.ru - в этом разделе представлена литература (тексты классиков, книги по психологии).
3. PSYLIB® – Библиотека Киевского фонда содействия развитию психологической культуры – сайт содержит большое количество, как книг, так и учебных пособий по психологии.
4. http://magazine.mospsy.ru/links/p1.shtml - представлены статьи, книги, монографии и интернет-публикации по психологии, психиатрии, педагогике и психотерапии.
5. http://institut.smysl.ru/article/4.php - библиотека института экзистенциальной психологии и жизнетворчества, где представлены статьи, монографии, диссертации и авторефераты по психологии.
6. http://www.yrpi.ru:8001/library.html - электронная библиотека Южно-Российского психологического института. В библиотеке собрано множество книг по различной тематике, включая как психологическую, так и просто художественную, некоторые тексты, отрывки из трудов знаменитых психологов и философов.
7. http://kulichki.com/~inkwell/special/psyho/teach.htm - на сайте представлены книги и учебные пособия по психологии.
8. http://www.auditorium.ru/lib/ - на сайте представлены авторефераты, диссертации, материалы конференций, научные монографии, научно-аналитические обзоры.
9. http://www.psyinfo.ru/ - служба практической психологии образования России.
10. http://www.selfmaster.dax.ru/ ПСИПОРТАЛ развития личности. Инициативный сайт. «Книжная полка» (полнотекстовые).
21. htpp://gazetamim.ru Психологическая газета «Мы и мир»
22. htpp://www.apa.org/journals - журналы Американской психологической ассоциации htpp://www.psychol.ras.ru/08.shtml - Психологический журнал
23. htpp://www.psy.msu.ru/science/vestnik/index.html -Вестник Московского университета. Серия Психология
24. htpp://www.courier.com.ru - Курьер образования
25. htpp://www.vlad-sadovsk.chat.ru/article.htm - Психологический вестник
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО
ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
Вид учебных занятий
Организация деятельности студента
Лекция
Написание конспекта лекций: кратко, схематично, последовательно фиксировать основные положения, выводы, формулировки, обобщения; помечать важные мысли, выделять ключевые слова, термины.
Проверка терминов, понятий с помощью энциклопедий, словарей, справочников с выписыванием толкований в тетрадь.
Обозначить вопросы, термины, материал, который вызывает трудности, пометить и попытаться найти ответ в рекомендуемой литературе. Если самостоятельно не удается разобраться в материале, необходимо сформулировать вопрос и задать преподавателю на консультации, на практическом занятии.
Практические занятия
Проработка рабочей программы, уделяя особое внимание целям и задачам, структуре и содержанию дисциплины.
Конспектирование источников. Работа с конспектом лекций, подготовка ответов к контрольным вопросам, просмотр рекомендуемой литературы. Прослушивание аудио- и видеозаписей по заданной теме, решение заданий, решение задач по алгоритму и др.
Подготовку к каждому занятию каждый студент должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованную к данной теме. На основе индивидуальных предпочтений студенту необходимо самостоятельно выбрать тему доклада по проблеме семинара и по возможности подготовить по нему презентацию. Если программой дисциплины предусмотрено выполнение практического задания, то его необходимо выполнить с учетом предложенной инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса. Результат такой работы должен проявиться в способности студента свободно ответить на теоретические вопросы семинара, его выступлении и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.
Презентация
Презентация, согласно толковому словарю русского языка Д.Н. Ушакова: «… способ подачи информации, в котором присутствуют рисунки, фотографии, анимация и звук». Для подготовки презентации рекомендуется использовать: PowerPoint, MS Word, Acrobat Reader, LaTeX-овский пакет beamer. Самая простая программа для создания презентаций – Microsoft PowerPoint. Для подготовки презентации необходимо собрать и обработать начальную информацию. Последовательность подготовки презентации: 1. Четко сформулировать цель презентации: вы хотите свою аудиторию мотивировать, убедить, заразить какой-то идеей или просто формально отчитаться. 2. Определить каков будет формат презентации: живое выступление (тогда, сколько будет его продолжительность) или электронная рассылка (каков будет контекст презентации). 3. Отобрать всю содержательную часть для презентации и выстроить логическую цепочку представления. 4. Определить ключевые моменты в содержании текста и выделить их. 5. Определить виды визуализации (картинки) для отображения их на слайдах в соответствии с логикой, целью и спецификой материала. 6. Подобрать дизайн и форматировать слайды (количество картинок и текста, их расположение, цвет и размер). 7. Проверить визуальное восприятие презентации. К видам визуализации относятся иллюстрации, образы, диаграммы, таблицы. Иллюстрация – представление реально существующего зрительного ряда. Образы – в отличие от иллюстраций – метафора. Их назначение – вызвать эмоцию и создать отношение к ней, воздействовать на аудиторию. С помощью хорошо продуманных и представляемых образов, информация может надолго остаться в памяти человека. Диаграмма – визуализация количественных и качественных связей. Их используют для убедительной демонстрации данных, для пространственного мышления в дополнение к логическому. Таблица – конкретный, наглядный и точный показ данных. Ее основное назначение – структурировать информацию, что порой облегчает восприятие данных аудиторией. Практические советы по подготовке презентации Ø готовьте отдельно: печатный текст + слайды + раздаточный материал; слайды – визуальная подача информации, которая должна содержать минимум текста, максимум изображений, несущих смысловую нагрузку, выглядеть наглядно и просто; текстовое содержание презентации – устная речь или чтение, которая должна включать аргументы, факты, доказательства и эмоции; рекомендуемое число слайдов 17-22; обязательная информация для презентации: тема, фамилия и инициалы выступающего; план сообщения; краткие выводы из всего сказанного; список использованных источников; раздаточный материал – должен обеспечивать ту же глубину и охват, что и живое выступление: люди больше доверяют тому, что они могут унести с собой, чем исчезающим изображениям, слова и слайды забываются, а раздаточный материал остается постоянным осязаемым напоминанием; раздаточный материал важно раздавать в конце презентации; раздаточный материалы должны отличаться от слайдов, должны быть более информативными.
Коллоквиум
Коллоквиумом называется собеседование преподавателя и студента по самостоятельно подготовленной студентом теме. Целью коллоквиума является формирование у студента навыков анализа теоретических проблем на основе самостоятельного изучения учебной и научной литературы. На коллоквиум выносятся крупные, проблемные, нередко спорные теоретические вопросы. От студента требуется:
– владение изученным в ходе учебного процесса материалом, относящимся к рассматриваемой проблеме;
– знание разных точек зрения, высказанных в психологической литературе по соответствующей проблеме, умение сопоставлять их между собой;
– наличие собственного мнения по обсуждаемым вопросам и умение его аргументировать.
Коллоквиум это не только форма контроля, но и метод углубления, закрепления знаний студентов, так как в ходе собеседования преподаватель разъясняет сложные вопросы, возникающие у студента в процессе изучения данного источника. Его задача добиться глубокого изучения отобранного материала, пробудить у студента стремление к чтению дополнительной литературы. Консультации предшествуют проведению коллоквиума, а экзамен завершает изучение определенного раздела учебного курса и должен показать умение студента использовать полученные знания в ходе подготовки и сдачи коллоквиума при ответах на экзаменационные вопросы.
Подготовка к коллоквиуму предполагает несколько этапов:
1. Подготовка к коллоквиуму начинается с установочной консультации преподавателя, на которой он разъясняет развернутую тематику проблемы, рекомендует литературу для изучения и объясняет процедуру проведения коллоквиума.
2. Как правило, на самостоятельную подготовку к коллоквиуму студенту отводится 2–3 недели. Подготовка включает в себя изучение рекомендованной литературы и (по указанию преподавателя) конспектирование важнейших источников.
3. Коллоквиум проводится в форме индивидуальной беседы преподавателя с каждым студентом или беседы в небольших группах (3–5 человек).
4. Обычно преподаватель задает несколько кратких конкретных вопросов, позволяющих выяснить степень добросовестности работы с литературой, контролирует конспект. Далее более подробно обсуждается какая-либо сторона проблемы, что позволяет оценить уровень понимания. Преподаватель также контролирует конспект.
5. По итогам коллоквиума выставляется дифференцированная оценка, имеющая большой удельный вес в определении текущей успеваемости студента.
Особенности и порядок сдачи коллоквиума.Студент может себя считать готовым к сдаче коллоквиума по избранной работе, когда у него есть им лично составленный и обработанный конспект сдаваемой работы, он знает структуру работы в целом, содержание работы в целом или отдельных ее разделов (глав); умеет раскрыть рассматриваемые проблемы и высказать свое отношение к прочитанному и свои сомнения, а также знает, как убедить преподавателя в правоте своих суждений. Студент должен видеть за каждой психологической категорией, понятием реальные процессы и явления психологической жизни общества, как в прошлом, так и в современных условиях. Если студент, сдающий коллоквиум в группе студентов, не отвечает на поставленный вопрос, то преподаватель может его адресовать другим студентам, сдающим коллоквиум по данной работе. В этом случае вся группа студентов будет активно и вдумчиво работать в процессе собеседования. Каждый студент будет внимательно следить за ответами своих коллег, стремиться их дополнить, т.е. активно участвовать в обсуждении данного первоисточника.
Проведение коллоквиума позволяет студенту приобрести опыт работы над первоисточниками, что в дальнейшем поможет с меньшими затратами времени работать над литературой по курсовой работе и при подготовке к экзаменам.
Доклад
Доклад, согласно толковому словарю русского языка Д.Н. Ушакова: «… сообщение по заданной теме, с целью внести знания из дополнительной литературы, систематизировать материл, проиллюстрировать примерами, развивать навыки самостоятельной работы с научной литературой, познавательный интерес к научному познанию». Тема доклада должна быть согласованна с преподавателем и соответствовать теме учебного занятия. Материалы при его подготовке, должны соответствовать научно-методическим требованиям вуза и быть указаны в докладе. Необходимо соблюдать регламент, оговоренный при получении задания. Иллюстрации должны быть достаточными, но не чрезмерными. Работа студента над докладом-презентацией включает отработку умения самостоятельно обобщать материал и делать выводы в заключении, умения ориентироваться в материале и отвечать на дополнительные вопросы слушателей, отработку навыков ораторства, умения проводить диспут. Докладчики должны знать и уметь: сообщать новую информацию; использовать технические средства; хорошо ориентироваться в теме всего семинарского занятия; дискутировать и быстро отвечать на заданные вопросы; четко выполнять установленный регламент (не более 10 минут); иметь представление о композиционной структуре доклада и др.
Структура доклада. Вступление помогает обеспечить успех выступления по любой тематике. Вступление должно содержать: название, сообщение основной идеи, современную оценку предмета изложения, краткое перечисление рассматриваемых вопросов, живую интересную форму изложения, акцентирование внимания на важных моментах, оригинальность подхода. Основная часть, в которой выступающий должен глубоко раскрыть суть затронутой темы, обычно строится по принципу отчета. Задача основной части – представить достаточно данных для того, чтобы слушатели заинтересовались темой и захотели ознакомиться с материалами. При этом логическая структура теоретического блока не должны даваться без наглядных пособий, аудио-визуальных и визуальных материалов. Заключение – ясное, четкое обобщение и краткие выводы.
Проект
Проектирование – образовательная технология формирования компетенций, которая предполагает специально организованный преподавателем и самостоятельно выполняемый студентами комплекс действий по решению значимой для обучаемого проблемы, завершающийся созданием продукта. Работа над проектом характеризуется следующими основными признаками:
1. Выбор темы проекта осуществляется студентом. Тема должна соответствовать учебной дисциплине, в рамках которой выполняется проект.
2. Работа над проектом моделирует соответствующую работу в организации.
3. Проект ориентирован на решение конкретной проблемы, его результат имеет потребителя. Цель проекта сужена до решаемой задачи.
4. Проект может быть индивидуальным.
Последовательность работы над проектом:
Стадия работы над проектом
Содержание работы на этой стадии
Деятельность студентов
Подготовка
Определение темы и цели проекта
Обсуждают тему с преподавателем и получают при необходимости дополнительную информацию. Устанавливают цели
Планирование
а) Определение источников информации
б) Определение способов сбора и анализа информации
в) Распределение задач (обязанностей) между членами команды
Вырабатывают план действий. Формулируют задачи
Исследование
Сбор и анализ информации
Формулирование выводов об условиях и способах достижения цели
Выполняют исследование при кураторстве преподавателя, анализируют информацию
Предложения
Разработка конкретных действий (их последовательности и содержания), отвечающих условиям и способам достижения цели
Разрабатывают предложения, тестируют их на аудитории, обсуждают с преподавателем, делают о выводы о необходимой коррекции предложений
Представление
Формирование итогового (скорректированного) варианта, его защита
Корректируют разработанные материалы, оформляют проект, презентуют его и доказывают обоснованность своих предложений
Итоговый вариант проекта как документ имеет следующую структуру:
1. Титульный лист: название проекта, составители проекта, проверяющий проекта.
2. Введение: цель и задачи проекта, краткое содержание разделов. Аналитическая часть: методы исследования и их обоснование, описание хода и результатов исследования.
3. Проектная часть: сроки реализации проекта и общий план-график проектных мероприятий (организационных, профессиональных), конкретные разработки по каждому этапу проекта (документы, тексты публикаций, макеты и проч.).
4. Заключение: основные результаты проектной работы, сопоставленные с ее целью и задачами; при необходимости - перспективы развития проекта.
5. Список использованной литературы.
6. Приложения (при необходимости): исходные и /или дополнительные материалы: анкеты, графики, вспомогательные расчеты, копии документов и материалов и проч.
К оформлению проекта предъявляются следующие требования:
Проект оформляется на сброшюрованных листах формата А4 (210 х 297 мм) с одной стороны. Поля составляют: верхнее и нижнее – 2 см, правое – 1 см, левое – 3 см. Все листы, кроме титульного, должны быть пронумерованы. Шрифт оформления проекта – Times New Roman12. Межстрочный интервал – 1,5. Таблицы, рисунки, схемы и т. п. должны быть пронумерованы и озаглавлены. При использовании в тексте проекта цитат, мнений других авторов, статистических материалов обязательны библиографические ссылки на первоисточники, которые должны быть указаны в списке литературы.
Защита проекта предполагает: презентацию итогового варианта проекта преподавателю. Защита может быть индивидуальной или групповой (по решению преподавателя курса), возможно с привлечением оппонентов из числа студентов или с приглашением представителей организации, если по ее заданию выполнен данный проект.
Защита проекта состоит из короткого доклада о сущности проделанной работы и полученных результатах и ответов на вопросы по существу проекта. Длительность выступления с докладом не должна превышать 7–10 мин.
Оценка работы студента производится с учетом:
- обоснованности и качества анализа и разработок;
- самостоятельности и оригинальности решения задач проектирования;
- содержания доклада и качества ответов на вопросы.
Студенты, не представившие в установленный срок готовый проект или не защитившие его, считаются имеющими академическую задолженность и не допускаются к сдаче экзамена по данной дисциплине.