Сделай Сам Свою Работу на 5

Темы рефератов и докладов

ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ ИСТОРИИ РОССИИ

 

Направление: 44.03.05 Педагогическое образование

(с двумя профилями подготовки)

 

Уровень образования: бакалавриат_

Профильная направленность:

 

 

Челябинск 2014

 

 


Лист согласования

 

 

Разработчики:        
         
         
(занимаемая должность)   (подпись)   (инициалы, фамилия)
         
         
(занимаемая должность)   (подпись)   (инициалы, фамилия)
         
Программа одобрена на заседании кафедры «   »   20__ Протокол  
         
Заведующий кафедрой        
    (подпись)   (инициалы, фамилия)
         
         
Одобрено представителем работодателя  
    (подпись)   (инициалы, фамилия, должность, место работы)
Руководитель ОПОП        
    (подпись)   (инициалы, фамилия)
Декан факультета        
    (подпись)   (инициалы, фамилия)
                         

 

 


 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Челябинский государственный педагогический университет»

(ФГБОУ ВПО «ЧГПУ»)

Кафедра отечественной истории и права

 

УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры

«___» _______ 2014 г.

Протокол № __

Зав. кафедрой _______.

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

 

ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ ИСТОРИИ РОССИИ

 

Направление: 44.03.05 Педагогическое образование

(с двумя профилями подготовки)

 

Уровень образования: бакалавриат_

Профильная направленность:

 

 

Челябинск, 2014 г.


ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Пояснительная записка………………………………………...5

2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………........7

3. СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ………………….13

4. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………………………….15

5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ…………………………………………………..17

6. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО УСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………………..24

7. ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ………………25

8. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ…………..25

9. ИНЫЕ СВЕДЕНИЯ И (ИЛИ) МАТЕРИАЛЫ………………………..25

ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЯ………………………………………………………

 

 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

 

Дисциплина «Источниковедение истории России» относится к дисциплинам по выбору – Б1.В.ДВ.10, общей трудоемкостью 72 ч.; 2 зачетные единицы. Из них 40 ауд. часов (16 лекций и 24 практических занятий), 32 часа на самостоятельную работу. Промежуточная аттестация проходит в виде зачета. Планируется в 3 семестре (2 курс).

Формирование компетенций по данной дисциплине базируется на знаниях, умениях учебных дисциплин история, философия и вспомогательных исторических дисциплин. Сформированные в рамках изучения курса «Источниковедение истории России» компетенции позволят обучающимся сформировать знания в области источниковедения отечественной истории.

Изучение курса «Источниковедение истории России» имеет своей целью формирование у бакалавров системы знаний об основных принципах, приемах, методах источниковедения и источниковедческого анализа по истории России.

Задачи изучения дисциплины:

- сформировать у бакалавров умения выявлять и анализировать различные виды и группы исторических источников;

- сформировать знания о поиске, отборе, анализе, интерпретации источников по истории России.

В результате изучения дисциплины бакалавр должен систематизировать свои знания об источниках по истории России, владеть пониманием их использования в педагогической и научно-исследовательской деятельности.


Планируемые результаты обучения

Таблица 1

№ п/п Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС ВО и ОПОП) Конкретизированные цели освоения дисциплины
знать уметь владеть
1. Готовность использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования (ПК-11) З.1. Виды, группы и подгруппы современных исторических источников. З.2. Методы использования исторических источников при решении исследовательских задач. У.1. Использовать современные исторические источники в области образования У.2. Анализировать исторические источники, выявлять общее и частное при решении исследовательских задач.. В.1. Навыками практического использования исторических источников в области образования. В.2. Приемами ретрансляции полученных знаний в области образования.
2. Готов применять методы комплексного анализа исторических источников, ориентироваться в многообразии научных концепций для объяснения исторических фактов, использовать общенаучные принципы и методы познания при анализе конкретно-исторических проблем (СК-2) З.1. Основные научные концепции, объясняющие единство и многообразие исторических процессов; З.2. Методы комплексного анализа исторических источников, общенаучные принципы и исторические методы познания конкретных исторических проблем. У. 1. Выделять сущностные характеристики научных концепций, объясняющих единство и многообразие исторических процессов; У.2. Использовать знания о методах комплексного анализа исторических источников при решении конкретных исторических проблем.   В. 1. Навыками критического анализа научных концепций о видах и группах исторических источников, объясняющих единство и многообразие исторических процессов; В.2. Критическим подходом к отбору общенаучных и исторических методов познания при анализе конкретных исторических проблем.

 


СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Таблица 2

Разделы дисциплины, виды учебной деятельности

№ п/п Наименование раздела (формулировки изучаемых вопросов) Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах)
Л ЛР ПЗ СРС Всего
Теория, история и метод источниковедения.
Источники по отечественной истории XI – XVII вв.
3. Источники по истории России XVIII – первой половины XIX вв.
4. Источники по истории России второй половины XIX – начала XX вв.
5. Источники по истории советского общества и истории Русского зарубежья
6. Источники по истории современной России
  Всего:

 


Содержание дисциплины, структурированное по разделам (темам)

Раздел 1. Теоретические и методологические вопросы источниковедения
ПК-11. Готовность использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования
СК-2. Готов применять методы комплексного анализа исторических источников, ориентироваться в многообразии научных концепций для объяснения исторических фактов, использовать общенаучные принципы и методы познания при анализе конкретно-исторических проблем
Предмет и задачи источниковедения. Становление и развитие источниковедения как науки. Развитие представлений о предмете источниковедения в отечественной и зарубежной исторической науке XIX-XXI вв. Источниковедение и историческое исследование. Понятие об историческом источнике в различных теориях исторического познания. Историческая реальность и исторический источник. Объективное и субъективное в историческом источнике. Исторический источник как отражение объективной реальности и результат человеческой деятельности. Качество и объем информации исторического источника. Проблема неисчерпаемости информации исторических источников. Актуальная и потенциальная информация источника, цели и методы её извлечения. Классификация исторических источников. Выделение видов и групп источников. Основные стадии работы исследователя с историческим источником. Структура источниковедческого исследования. Источниковедческий анализ и синтез.
План лекций План семинарских занятий
Лекция 1-2. Теория, история и метод источниковедении. Теоретические проблемы источниковедения 1. Теория источниковедения. 2. Становление и развитие источниковедения. 3. Метод источниковедения. 4. Виды исторических источников Семинар 1. Теоретические проблемы источниковедения. 1. Предмет, метод и задачи источниковедения. 2. Понятие исторического источника. Исторический источник и исторический факт. 3. Выявление и отбор источников. Научные принципы отбора источников. 4. Классификация исторических источников. Видовая классификация. 5. Научная критика источников.
Самостоятельная работа
Инвариантная часть Вариативная часть
Формы самостоятельной работы: подготовка конспектов, изучение источников и литературы. Формы отчетности: проверка конспектов, доклады. 1. Рефераты, доклады. 3. Формы самостоятельной работы: изучение научной литературы, подготовка реферата, доклада. 4. Формы отчетности: текст реферата, доклада.
Паспорт оценочных средств по разделу
Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка наименование оценочного средства
ПК-11: З. 1. У. 2. В. 1. СК-2. З. 2. У. 2. В. 1. Реферат, собеседование, тест
Раздел 2. Источники по отечественной истории ХI – ХVII вв.
ПК-11. Готовность использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования
СК-2. Готов применять методы комплексного анализа исторических источников, ориентироваться в многообразии научных концепций для объяснения исторических фактов, использовать общенаучные принципы и методы познания при анализе конкретно-исторических проблем
Летописи. Понятие о летописи, летописном своде. Редакции и списки летописей. Видовые признаки летописи; ее социальные функции. Многоплановость содержания летописи. Постепенное оформление структуры исторического источника. Различные формы летописных сочинений. Авторы летописных текстов: их мировоззрение, социальное положение. Этапы работы летописца над текстом. Характер исходных материалов и приемы работы с ними составителей летописных произведений. Особенности отражения исторической действительности в летописях. Методы изучения летописей. Принципы историко-текстологического анализа исторического источника. Пути выявления летописных сводов, определения времени и места их создания, заказчиков и составителей. Установление источников летописных сочинений. Письменные и вещественные источники, привлекаемые для источниковедческого анализа летописных произведений. Значение исследований А. А. Шахматова для разработки современной методики изучения летописей. Проблема истоков древнерусского летописания. «Повесть временных лет», её важнейшие списки и редакции. Летописные своды, предшествовавшие ПВЛ, методика их выявления. Источники ПВЛ. Значение ПВЛ как исторического источника и её влияние на развитие летописания. Летописание периода феодальной раздробленности. Новгородское и Псковское летописание. Особенности новгородского летописания XI-XIII вв. Проблемы взаимоотношения новгородского и киевского летописания в XI-XIII вв. Влияние новгородского летописания на летописание Северо-Восточной Руси. Летописание Галицко-Волынской и Северо-Восточной Руси. Московское летописание XIV-XV вв. Особенности возникновения и развития московского летописания. Первые московские летописные своды. Митрополичья и великокняжеское летописание. Общерусский характер московского летописания. Летописание Русского централизованного государства. Воскресенская летопись. Никоновская летопись и специфика ее списков. «Летописец начала царства». Лицевой летописный свод. «Царственная книга». «История о Казанском царстве». Особенности “позднего летописания”. Расширение социального состава заказчиков и авторов летописей. Нарастание документализма и автобиографизма в позднейших летописцах. Новые приемы работы летописцев. Появление новых разновидностей исторических сочинений. Типология сочинений позднего летописания. Источниковедческие проблемы изучения конкретных летописных произведений. Русские хронографы: время их зарождения; состав, источники и редакции. Законодательные акты. Понятие о законодательных актах как виде исторических источников. Время и условия появления законодательства в письменной форме. Проблема взаимоотношения русских законодательных источников и иноземных правовых систем. Особенности информации, заключенной в законодательных источниках. Методы изучения законодательных источников. Раскрытие условий выработки закона и его социальной направленности с помощью комплекса разновидовых исторических источников. Основные законодательные памятники ХI-ХII вв. Русская Правда: ее списки, редакции. Проблема состава редакций, времени и места их появления. Роль Русской Правды в дальнейшем развитии корпуса законодательных источников. Уставы и уставные грамоты. Законодательство периода феодальной раздробленности. Псковская и Новгородская судные грамоты. Двинская и Белозерская уставные грамоты. Общее и особенное в содержании и форме законодательных источников этого периода. Судебники. Судебник 1497 г. Основные списки Судебника, его состав и источники. Значение Судебника 1497 г. в процессе кодификации законодательства русского государства. Судебник 1550 г. Его происхождение, состав, источники, списки. Соборное уложение 1649 г. Причины и условия создания. Источники Соборного уложения. Его структура. Особенности источника по сравнению с предыдущими правовыми кодексами. Место Соборного уложения в истории русского законотворчества. Делопроизводственная документация. Время, причины и условия возникновения государственного делопроизводства как системы определенных документов. Постепенная специализация и формализация содержания документов. Изменения способов фиксации информации в делопроизводственной документации. Принципы и методы анализа делопроизводственной документации. Указные грамоты и их разновидности. Приговоры. Наказы. Челобитные. Доклады. Сказки. Памяти. Специальная делопроизводственная документация. Боярские книги и списки. Разрядные книги. Родословные книги. Судебно-следственные материалы: судные дела, расспросные речи, материалы сыска беглых крестьян. Дипломатическая документация как отражение особенностей международных сношений Русского централизованного государства. Состав комплекса документации, практика составления ее разновидностей. Посольские книги. Писцовое делопроизводство. Условия и обстоятельства происхождения писцовых книг. Их разновидности. Писцовые, переписные, дозорные, приправочные книги. Платежницы. Писцовые выписки. Значение данной разновидности исторических источников для исследования социально-экономической истории России. Методика анализа писцовых книг. Актовые материалы. Характеристика актов как вида исторических источников. Время и условия возникновения публичных и частных актов. Проблема представительности актов в зависимости от времени, характера сделок, социального положения контрагентов. Факторы эволюции содержания и формуляра различных групп актов. Особенности отражения действительности в актовых источниках. Взаимодействие актов с источниками других видов. Методы исследования актов. Формулярный анализ как общевидовой метод изучения актов. Принципы систематизации актового материала. Древнейшие русские акты и их характер. Договоры Руси с Византией. Уставные грамоты. Разновидности актов XII-XIV вв. Формуляр актов. Уставы и жалованные грамоты. Акты внешней политики и их специфические черты. Духовные и договорные грамоты. Их состав и формуляр. Развитие актовых материалов в XIV-XV вв. Данные, тарханные, купчие и другие акты землевладения. Разновидности актов феодальной зависимости. Разновидности жалованных грамот. Характер договорных грамот конца XIV- середины XV вв. Влияние процесса складывания Русского централизованного государства на развитие актового материала. Новые разновидности частных актов. Акты займа, ссуды, порядка отчуждения крестьян. Акты Земских соборов. Литературные и публицистические произведения. Особенности литературных и публицистических источников. Основные принципы источниковедческого анализа литературных и публицистических произведений. Литературные произведения XII-XV вв. «Слово о полку Игореве». Время его возникновения и вопрос об авторстве. «Слово о погибели Русской земли» как источник. Вопросы происхождения и значение памятника. «Послание», «Моление» Даниила Заточника. «Послания» «Слова» и «Поучения» как исторические источники. Литературные памятники куликовского цикла («Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище»). Житийная и другая церковная литература как исторический источник. Памятники русской публицистики XV-XVI вв. Переписка И. Грозного и А. Курбского, её значение как исторического источника. «просветитель» и другие произведения Иосифа Волоцкого как источник. Произведения Ермоллая-Еразма и Ивана Пересветова. «Домострой». Литературные и публицистические произведения XVII в. Сказания об эпохе Смутного времени. Псковские повести и сказания. Григорий Котошихин и его сочинение «О России в царствование Алексея Михайловича». «Житие протопопа Аввакума» как памятник мемуарной литературы, источник по истории раскола. Сатирические повести как исторический источник. Расширение социального состава авторов и читателей вХVII в. Усиление индивидуального начала в творчестве. Перемены в системе жанров. Постепенный выход литературы из-под влияния церкви. Влияние разновидностей делопроизводственной документации на форму и содержание литературных произведений.
План лекций План семинарских занятий
Лекция 3. Источники по отечественной истории XI – XVII вв. 1. Летописи XI – XVII вв. как исторический источник. 2. Местное летописание XII – XIV вв. Московское летописание XV – XVI вв. Летописная традиция XVII в. 3. Законодательные источники XI – XVII вв. 4. Русская Правда как исторический источник. Судные и уставные грамоты. 5. Судебники 1497 и 1550 гг. Соборное Уложение 1649 г. и «новоуказные» статьи. 6. Литературные и публицистические произведения XI - XVII вв. 7. Житийная литература XI - XVII вв. Семинар 2. Повесть временных лет: источниковедческие проблемы. 1. Проблема происхождения Повести временных лет. а) редакции Повести временных лет, их датировка и авторство; б) источниковая основа Повести временных лет: летописные своды предшествующие ПВЛ, зарубежные и отечественные источники. 2. Особенности отражения Повестью временных лет русской истории и проблема достоверности сведений ПВЛ: а) призвание варягов; б) происхождение варягов и племени Рось; в) походы на Царьград; г) договоры между греками и Русью; д) княжение и исторические заслуги первых Рюриковичей; е) принятие христианства. 3. Значение Повести временных лет как источника по истории Древней Руси. Семинар 3. Актовые материалы как исторический источник. 1. Понятие об актах. Специфика их происхождения. Классификация и формуляры. 2. Развитие актовых источников в XI – XVII вв. как отражение социально-экономических и политических отношений. 3. Значение актовых материалов как исторических источников. Семинар 4. Писцовые книги как исторический источник. 1. Выяснить структуру, назначение и основные разновидности писцовых описаний как особого вида делопроизводственных документов. 2. На каких принципах строилась система налогообложения крестьянского населения и городов Руси в XVI – XVII вв.? 3. Объяснить значение терминов: соха, четверть, выть, пашня перелогом, пашня наездом.
Самостоятельная работа
Инвариантная часть Вариативная часть
Формы самостоятельной работы: изучение источников и литературы; составление конспекта. подготовка докладов. Формы отчетности: проверка конспектов, доклады, реферат, тесты. 1. Рефераты, доклады. 2. Формы самостоятельной работы: изучение источников и научной литературы, подготовка реферата, доклада. 3. Формы отчетности: текст реферата, доклада, презентация.
Паспорт оценочных средств по разделу
Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка наименование оценочного средства
ПК-11: З. 2. У. 2. В. 1. СК-2. З. 2. У. 2. В. 1. Конспект, реферат, презентация
ПК-11: З. 2. У. 2. В. 2. СК-2. З. 2. У. 1. В. 2. коллоквиум
Раздел 3. Источники по истории России XVIII – первой половины XIX вв.
ПК-11. Готовность использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования
СК-2. Готов применять методы комплексного анализа исторических источников, ориентироваться в многообразии научных концепций для объяснения исторических фактов, использовать общенаучные принципы и методы познания при анализе конкретно-исторических проблем
Изменения в корпусе источников при переходе от Средних веков к Новому времени. Общие свойства исторических источников Нового времени. Законодательные акты. Рост количества и разнообразие групп законодательных актов, обусловленных изменением принципов управления страной. Совершенствование структуры и юридической стороны законодательного документа. Новые принципы в практике подготовки и издания законов XVIII – первой половины XIX вв. Тенденция к разграничению законодательного и распорядительного документов. Основные виды законодательных актов, особенности их анализа. Основные разновидности законодательных актов: манифесты, указы, законы, положения, циркуляры и т. д. «Табель о рангах 1722 г.», «Учреждение для управления губернии» (1775 г.), «Жалованные грамоты» дворянству и городам (1785 г.) и др. «Наказ» Екатерины II и его социальный смысл. Кодификация российского законодательства в первой половине XIX в. «Полное собрание законов Российской империи», «Свод законов Российской империи». «Собрание узаконений и распоряжений Российской империи». Экономико-географические описания и статистические источники. Анкетные обследования экономико-географического характера, составленные В.Н. Татищевым и М.В. Ломоносовым. Тематические ведомственные обследования. Описания путешественников XVIII вв. (С.П. Крашенниников, И.И. Лепехин, П.С. Паллас и др.), их значение как источников. Географические словари XVIII в. Материалы Генерального межевания как исторический источник. Топографические и экономико-географические описания первой половины XIX в. Картографические источники, особенности их исследования. Общие и экономические карты. Основные разновидности ревизских материалов: ревизские сказки, перечневые ведомости, генеральные табели, окладные книги. Ведомости фабрик и заводов как исторический источник. Их значение для изучения российской промышленности. Губернаторские отчеты, их основное содержание и характер сведений. Публицистические и политические сочинения. Публицистические и политические сочинения как исторический источник. Их общность и различия. Основные формы политических сочинений. Важнейшие политические сочинения и памятники публицистики XVIII в.: «Книга о скудости и богатстве» И. Посошкова, её значение как исторического источника по социально-экономической истории России; сочинения Ф. Прокоповича, В.Н. Татищева, М.В. Ломоносова, С.Е. Десницкого, М.М. Щербатова, А. Н. Радищева, А.Я. Поленова; «Наказ» Екатерины II. Особенности источниковедческого анализа этих работ. Основные направления в русской общественно-политической мысли в первой половине XIX в. Основные документы декабристских организаций программного характера. «Православный катехизис» С.И. Муравьева-Апостола. «Конституция» Н.З. Муравьева. «Русская правда» П.И. Пестеля и её редакции. Письмо В.Г Белинского к Н.В. Гоголю. «Записка о древней и новой России» Н.М. Карамзина. «Философические письма» П.Я. Чаадаева. Периодическая печать. Время и условия зарождения русской периодической печати. Предшественники первого русского периодического издания. Принципы систематизации повременных изданий. Жанровые особенности материалов периодической печати. Особенности отражения действительности в периодической печати. Общие приемы и правила источниковедческого анализа периодики. Установление условий возникновения; назначения периодического издания; номинальных и действительных редакторов; главные этапы развития периодического издания; структура издания. Основные направления периодической печати. Основные группы журналов и газет первой половины ХIХ в. Оформление специфических жанров периодических изданий. Усиление публицистического и полемического начала, идейные основы русской журналистики. Роль цензуры в развитии журналистики и газетного дела. Русская вольная бесцензурная печать – «Колокол» и «Полярная звезда» А.И. Герцена и Н.П. Огарева. Выработка специфических способов отражения действительности в периодических изданиях. Делопроизводственная документация. Структура документации. Законодательные основы делопроизводства. Появление новых разновидностей делопроизводственной документации, вызванных коренной реформой государственных учреждений и новыми принципами их деятельности. Особенности общего делопроизводства, вызванные реформой высшего звена управления в начале ХIХ в. Соотношение коллежского и министерского принципов делопроизводства. Изменения в оформлении и прохождении документов в государственных учреждениях. Эволюция формуляров отдельных разновидностей документов. Влияние технических средств записи информации на содержание и форму документов. Формуляр документов, их внешний вид. Соотношение информации документов в рамках одного дела. Основные разновидности материалов делопроизводства государственных учреждений: рапорты, промемории, отчеты, протоколы, инструкции. Материалы комиссий по подготовке новых сводов законов. Специальные системы делопроизводства. Основные разновидности судебно-следственной документации. Судебно-следственные материалы по делам декабристов, петрашевцев. Информативная ценность разновидностей судебно-следственной документации. Дипломатическая документация. Изменение характера международных связей России в период абсолютной монархии. Законодательное оформление ведения документации, ее формы и случаев употребления. Изменение соотношения разновидностей дипломатической документации. Влияние на ее состав и внешнее оформление международных норм XVIII – первой половины XIX вв. Источники личного происхождения. Время и условия зарождения русской мемуаристики. Социальные функции мемуаров. Этапы становления мемуаров как вида исторических источников. Основные разновидности форм мемуарной литературы. Влияние летописной традиции повествования и сочинений агиографического жанра древнерусской литературы на становление мемуаров. Значение фактора субъективности источников личного происхождения. Разнообразие форм мемуарной литературы и дневниковых записей. Мемуарные произведения XVIII в. Особенности записок Екатерины II и Е.Р. Дашковой. Записки А.Т. Болотова, их значение как источника. Записки Г.Р. Державина. Особенности дворянских мемуаров второй половины XVIII в. Изменение социального состава мемуарной литературы. Мемуарные произведения первой половины XIX в. Мемуары участников Отечественной войны 1812 г. (А.П. Ермолова, Н. Дуровой, Д.В. Давыдова и др.). Мемуары представителей российской аристократии. Крестьянские мемуары. Записки и воспоминания декабристов и других деятелей общественного движения России (С.П. Трубецкой, И.Д. Якушкин, А.И. Герцен, Б.Н. Чичерин и др.). Переписка XVIII - первой половины XIX вв. как исторический источник. Основные разновидности переписки. Частная переписка политических и государственных деятелей, участников общественного движения. Методика исследования источников личного происхождения.
План лекций План семинарских занятий
Лекция 4-5. Источники по истории России XVIII – первой половины XIX вв. 1. Законодательство XVIII – первой половины XIX вв. 2. Специфика публикации законодательных актов в XVIII- первой половине XIX в. 3. Российская периодика XVIII – первой половины XIX вв. 4. Источники личного происхождения. Мемуары-автобиографии и мемуары - «современные хроники». Частная переписка. Эссе и исповеди. Семинар 5. Экономико-географические и статистические описания XVIII – первой половины XIX вв. 1. Экономические примечания XVIII – первой половины XIX вв. 2. Военно-топографические, хозяйственные и статистические описания. 3. Ведомости фабрик и заводов. 4. Анкетные исследования. Семинар 6. Материалы следствия над пугачевцами как исторический источник. Для подготовки к занятию необходимо: 1. Следственная документация как исторический источник. 2. Материалы следственной документации на примере дела Салавата Юлаева и Юлая Азналина. а) в чем специфика делопроизводственных форм следствия (протокол, выписка, определение, экстракт); б) какова позиция обвиняемых на начальном этапе следствия; в) в чем причина проведения дополнительного расследования по делу Салавата Юлаева и Юлая Азналина; г) как изменились показания подследственных на втором этапе следствия и почему? 3. Значение следственной документации для изучения истории страны (политической, экономической, общественной).
Самостоятельная работа
Инвариантная часть Вариативная часть
Формы самостоятельной работы: изучение источников и литературы; составление конспекта. подготовка докладов. Формы отчетности: проверка конспектов, доклады, реферат, тест. 1. Рефераты, доклады. 2. Формы самостоятельной работы: изучение источников и научной литературы, подготовка реферата, доклада. 3. Формы отчетности: текст реферата, доклада, презентации.
Паспорт оценочных средств по разделу
Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка наименование оценочного средства
ПК-11: З. 2. У. 2. В. 1. В. 2. СК-2. З. 2. У. 2. В. 1. В. 2. подготовка доклада, презентации
ПК-11: З. 2. У. 2. В. 2. СК-2. З. 2. У. 2. В. 2. тест
Раздел 4. Источники по отечественной истории второй половины XIX- начала XX вв.
ПК-11. Готовность использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования
СК-2. Готов применять методы комплексного анализа исторических источников, ориентироваться в многообразии научных концепций для объяснения исторических фактов, использовать общенаучные принципы и методы познания при анализе конкретно-исторических проблем
Особенности исторических источников пореформенной России. Общие и отличительные черты с источниками XVIII – первой половины XIX вв. Законодательные акты. Воздействие экономических, политических и социокультурных процессов в обществе на эволюцию законодательства во второй половине ХIХ - начале ХХ вв. Расширение сферы правового регулирования как одна из ведущих тенденций развития законодательных актов. Консервативность внешней формы законодательных актов и устойчивое сохранение распространенных разновидностей. Общие приемы изучения законов, связанные с рассмотрением основных стадий формирования законодательных актов. Выявление социально-классовой направленности закона как задача его исторической критики, обусловленная природой данного вида. Изменение условий формирования, разработки, социальных задач и содержания законодательных актов, их стилистики на различных исторических этапах и специфика в связи с этим источниковедческого анализа отдельных законодательных комплексов. Основные разновидности официальных публикаций и изменения, которые произошли в порядке издания законов. Второе и третье издание Полного собрания законов Российской империи. Основные приемы источниковедческого анализа законодательных актов. Статистические источники. Основные факторы, определяющие развитие статистики. Основные направления развития статистики во второй половине XIX- начале XX вв., формы статистического учета и методы сбора статистической информации. Основные принципы источниковедческого изучения статистических источников. Вопросы полноты, достоверности, точности и сопоставимости статистических источников. Методы обработки и анализа статистических данных. Вклад отечественных историков в изучение статистических источников по истории нашей страны с помощью компьютерных технологий. Основные направления российской статистики второй половины ХIХ – начала ХХ вв. Разрозненность статистического учета в России: статистика отдельных министерств, земств, предпринимательских организаций, научных обществ и их повременные издания. Основные комплексы аграрной статистики России: переписи землевладения; военно-конские переписи; сельскохозяйственные переписи; соотношение в них первичных и опубликованных материалов. Земские подворные переписи как высшее достижение русской статистической науки и практики. Промышленная статистика в России и состав ее материалов: ведомости фабрик и заводов; статистический учет горнозаводских и акцизных предприятий; промышленные переписи и значение их информационного потенциала. Статистика фабричной инспекции о составе, положении рабочего класса и стачечном движении; основные публикации и проблема достоверности их данных. Ограниченность развития демографической статистики в России. Перепись населения 1897 г., методология определения социальной структуры населения; основные издания. Делопроизводственная документация государственных учреждений. Разновидности документов центральных и местных органов государственной власти


©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.