Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения практики
ПРОГРАММА ПРАКТИКИ
«УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА
ПО АРХИВОВЕДЕНИЮ»
Направление подготовки
034700.62 – Документоведение и архивоведение
(код и наименование направления подготовки)
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
очная
Оренбург 2013
Программа практики«Учебно-производственная практика по архивоведению»/сост. Ф.З. Аралбаева, Н.В. Воржева. – Оренбург: ОГУ, 2013. - 34 с.
Программа составлена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 034700.62 – Документоведение и архивоведение, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от "28" октября 2009 г. № 493.
Составитель ____________________ Ф.З. Аралбаева
11.12.2013 (подпись)
Составитель ____________________ Н.В. Воржева
11.12.2013 (подпись)
Программа практики одобрена на заседании методической комиссии по направлению подготовки 034700.62 – Документоведение и архивоведение
код и наименование специальности (направления подготовки)
"_____" ____________ 2013 г.., протокол № ____
Председатель методической комиссии
____________________________________________________________________
личная подпись расшифровка подписи дата
Утверждена на заседании научно-методического совета факультета экономики и управления "_____" ____________ 2013 г., протокол № ____
Председатель научно-методического совета
____________________________________________________________________
личная подпись расшифровка подписи дата
Программа зарегистрирована в УСИТО под учетным номером __________ на правах учебно-методического электронного издания.
Начальник УСИТО __________________________________________________________________
личная подпись расшифровка подписи дата
| ã Аралбаева Ф.З., 2013
|
| ã Воржева Н.В., 2013
|
| ã ОГУ, 2013
|
Содержание
1 Цели практики ......................................................................................................
|
| 2 Задачи практики ...................................................................................................
|
| 3 Место практики в структуре ООП подготовки бакалавра ...............................
|
| 4 Формы проведения практики ..............................................................................
|
| 5 Место и время проведения практики ................................................................
|
| 6 Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения практики ..................................................................................................................
|
| 7 Структура и содержание практики .....................................................................
|
| 8 Научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на практике ...................................................................................
|
| 9 Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на практике ..................................................................................................................
|
| 10 Формы промежуточной аттестации (по итогам практики) ............................
|
| 11 Учебно-методическое и информационное обеспечение практики ...............
|
| 12 Материально-техническое обеспечение практики ........................................
|
|
Цели практики
В соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 034700.62 «Документоведение и архивоведение» выпускник с профилем подготовки «Документационное обеспечение управления в органах государственной и муниципальной власти» подготовлен к следующим видам профессиональной деятельности:
- научно-исследовательская;
- технологическая;
- организационно-управленческая;
- проектная.
Учебно-производственная практика по архивоведению является составной частью учебного процесса и направлена на закрепление и углубление теоретической подготовки обучающегося, приобретение им практических навыков и компетенций, а также опыта самостоятельной профессиональной деятельности. Целью практики является ознакомление с организацией архивного дела в государственных, муниципальных, ведомственных архивах, службах делопроизводства органов государственной власти, местного самоуправления, учреждений и организаций, закрепление и углубление теоретических знаний, полученных студентами в процессе обучения, приобретения ими практических навыков и компетенций в сфере практической деятельности.
Задачи практики
Основными задачами учебно-производственной практики по архивоведению являются:
- изучение организационной структуры объекта практики;
- изучение нормативно-правовых и локальных документов объекта практики;
- овладение навыками работы с различными архивными справочниками: описями, каталогами, путеводителями, указателями и обзорами;
- выработка навыков оформления документации по учету, хранению и использованию архивных документов;
- освоение новых технологий в области хранения и использования архивных документов;
- овладение навыками поиска ретроспективной информации;
- освоение компьютерных технологий, используемых в деятельности архива.
3 Место практики в структуре ООП подготовки бакалавра
Учебно-производственная практика по архивоведению проводится для закрепления и углубления студентами теоретических знаний по курсу «Архивоведение» и направлена на приобретение практических умений и навыков в организации архивного дела в государственных, муниципальных, ведомственных архивах, службах делопроизводства органов государственной власти, местного самоуправления, учреждений и организаций.
В течение практики студенты используют теоретические знания по дисциплинам учебного плана 1, 2, 3 курсов. К таким дисциплинам относятся: «Основы научно-исследовательской работы», «Введение в документоведение», «Технические средства офисной деятельности», «Государственное регулирование документационного обеспечения управления в органах государственной власти и местного самоуправления», «Информационные технологии в ДОУ и архивном деле», «Документоведение», «Источниковедение», «Электронный документооборот в органах государственного и муниципального управления», «Информационная безопасность и защита информации», «Организация и технология документационного обеспечения управления», «Архивоведение», «Государственные, муниципальные и ведомственные архивы», «Архивное право», «Организационно-правовое и документационное обеспечение деятельности службы документационного обеспечения управления».
Прохождение учебно-производственной практики по архивоведению способствует эффективному изучению многих дисциплин ООП ВПО: «Документирование в управлении персоналом», «Организационно-информационное обеспечение деятельности руководителя», «Консалтинг и аудит в сфере документационного обеспечения управления и архивного дела», «Документирование управления государственным и муниципальным заказом», «Документирование финансово-хозяйственной деятельности органов государственной власти», «Документирование деятельности страховых организаций».
Формы проведения практики
Бакалавры проходят практику в государственных, муниципальных, ведомственных архивах, службах делопроизводства органов государственной власти, местного самоуправления, учреждений и организаций.
Вид практики - учебно-производственная практика.
Место и время проведения практики
Учебно-производственная практика по архивоведению проходит в 6 семестре в течение двух недель.
Базы прохождения практики:
- органы государственной власти: федеральные государственные органы, органы власти субъектов Российской Федерации;
- органы местного самоуправления;
- государственные и муниципальные учреждения, предприятия и организации;
- общественные организации;
- некоммерческие организации.
Во время прохождения практики студенты могут выполнять функции на рабочих местах специалистов служб делопроизводства, архивариусов и др.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения практики
Процесс прохождения практики направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по данному направлению подготовки:
а) общекультурных (ОК):
- владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);
- способностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия (ОК-2);
- способностью и готовностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место личности в историческом процессе, политической организации общества (ОК-3);
- способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную речь (ОК-4);
- способность использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-6);
- способность к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);
- способность осознать социальную значимость своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК- 8);
- владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК – 10);
- способен самостоятельно работать с различными источниками информации (ПК-13);
- владеет тенденциями развития информационно-документационного обеспечения управления и архивного дела (ПК-14);
- способен анализировать ситуацию на рынке информационных продуктов и услуг, дать экспертную оценку современным системам электронного документооборота и ведения электронного архива (ПК-15);
б) профессиональных (ПК):
- владеет базовыми знаниями русского и иностранного языков (ПК-1);
- способность использовать теоретические знания и методы исследования на практике (ПК-2);
- владеет знаниями в области права (административное, гражданское, трудовое, специальное) (ПК-3);
- владеет базовыми знаниями в области информационных систем (языки и программные алгоритмы, компьютерный практикум) (ПК-4);
- владеет знаниями в области всеобщей и отечественной истории, источниковедения (ПК-6);
- владеет навыками использования компьютерной техники и информационных технологий в поиске источников и литературы, использовании правовых бах данных, составлении библиографических и архивных обзоров (ПК-8);
- способен применять научные методы при исследовании объектов профессиональной деятельности (ПК-9);
- владеет основами информационно-аналитической деятельности и способен их применить в профессиональной сфере (ПК-10);
- владеет профессиональными знаниями основных проблем документоведения и архивного дела (ПК-11);
- владеет основными проблемами в области документоведения и архивоведения (ПК-12);
- способен самостоятельно работать с различными источниками информации (ПК-13);
- владеет тенденциями развития информационно-документационного обеспечения управления и архивного дела (ПК-14);
- способностью анализировать ситуацию на рынке информационных продуктов и услуг, давать экспертную оценку современным системам электронного документооборота и ведения электронного архива (ПК-15);
- способностью анализировать ценность документов с целью их хранения (ПК-17);
- владеть навыками составления библиографических и архивных обзоров (ПК-18);
- владеет навыками реферирования и аннотирования научной литературы, навыками редакторской работы (ПК-20);
- способностью вести научно-методическую работу в государственных, муниципальных архивах и архивах организаций (ПК-22);
- владеет законодательной и нормативно-методической базой документационного обеспечения управления и архивного дела; ориентируется в правовой базе смежных областей (ПК-26);
- владеет основами трудового законодательства (ПК-27);
- владеет правилами и нормами охраны труда (ПК-28);
- владеть принципами, методами и нормами организации, хранения, комплектования, учета и использования архивных документов, в т.ч. документов личного происхождения (ПК-31);
- знать принципы организации различных типов и видов архивов (ПК-33);
- знать требования к организации обеспечения сохранности документов в архивах (ПК-34);
- знать принципы организации и функционирования архивного аутсорсингом (ПК-35);
- владеть логистическими основами организации хранения документов (ПК-36);
- владеть навыками использования компьютерной техники и информационных технологий (ПК-37);
- способностью совершенствовать технологии документационного обеспечения управления и архивного дела на базе использования средств автоматизации (ПК-38);
- владеть правилами эксплуатации технических средств и способностью использовать технические средства в документационном обеспечении управления и архивном деле (ПК-39);
- владеть современными системами информационного и технического обеспечения документационного обеспечения управления и управления архивами (ПК-41);
- владеет методами проведения анализа организации документационного обеспечения управления и архивного хранения документов в конкретной организации (ПК-47);
- владеть принципами и методами организации хранения документов (ПК-48).
В результате прохождения данной практики обучающийся должен приобрести следующие практические навыки и умения:
Знать:
- терминологию в сфере архивного дела;
- законодательные и нормативно-методические документы по архивному делу;
- функции, виды и основные направления деятельности архивов;
- структуру органов управления архивным делом в Российской Федерации и в Оренбургской области;
- технологию работы с делопроизводственными документами архивов и с архивными документами (классификацию, каталогизацию, фондирование, учет, хранение, организацию исследовательской работы).
Уметь:
- использовать в профессиональной деятельности законодательные и нормативно-методические документы в области архивного дела;
- разрабатывать организационные и нормативно-методические документы, регламентирующие деятельность государственного, муниципального, ведомственного архива;
- работать с научно-справочным аппаратом архива и современными информационно-поисковыми системами;
- выявлять и отбирать документы, подлежащие государственному хранению;
- проводить экспертизу ценности документов.
Владеть:
- навыками самостоятельной, творческой работы, умением организовать свою деятельность в процессе прохождения практики;
- способностями взаимодействия, получения, хранения, переработки, интерпретации, восприятия, обобщения информации необходимой для прохождения практики;
- способностью к личному и профессиональному самосовершенствованию, саморазвитию, самоорганизации, самоконтролю, к расширению границ своих профессионально-практических познаний;
- способностями понимать сущность и значение информации и документа в частности в развитии современного информационного общества;
- навыками использования компьютерной техники и информационных технологий;
- правилами эксплуатации технических средств и способностями использовать технические средства в работе с архивными документами.
Приобрести опыт деятельности:
- по разработке локальных правовых актов, регламентирующих деятельность государственного, муниципального, ведомственного архива;
- по организации работы государственного, муниципального, ведомственного архива;
- по созданию и ведению архивных информационно-поисковых и учетных справочников;
- по обеспечению сохранности, проверке наличия и состояния документов;
- по проведению экспертизы ценности документов и оформлению ее результатов;
- по проведению проверок организаций – источников комплектования государственного или муниципального архива;
- по организации использования документов государственного, муниципального, ведомственного архива.
7 Структура и содержание практики
Структура практики
Общая трудоемкость практики составляет 3 зачетных единицы, 108 часов.
№
п/п
|
Разделы (этапы) практики
| Виды работ на практике, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость
(в часах)
| Формы текущего контроля
| инст-руктаж
| наблюю-дение
| выполнение научно-исследоват. заданий
| сбор и обработка фактического материала
|
| Ознакомление с объектом практики
|
|
|
|
| отчёт
|
| Выполнение заданий практики
Тема 1
Тема 2
Тема 3
Тема 4
Тема 5
Тема 6
| -
|
|
|
| отчёт
|
| Оформление отчёта о прохождении практики
| -
| -
|
|
| отчёт
| Итого:
|
|
|
|
|
|
Содержание практики
Прохождение учебно-производственной практики по архивоведению является обязательным наравне с изучением теоретических дисциплин учебного плана. На практику допускаются студенты, полностью выполнившие план теоретической подготовки.
Перед началом практики студенты должны заключить договор о прохождении практики (приложение А), получить программу практики и задание на практику.
На первом этапе прохождения практики студент знакомится с объектом практики: проходит необходимый инструктаж, знакомится со структурой объекта практики, собирает материал, необходимый для выполнения заданий практики.
Второй этап предполагает выполнение заданий практики в соответствии с тематическим содержанием, предусматривающем:
1) изучение организационных основ объекта практики;
2) изучение организации комплектования архива и экспертизы ценности документов;
3) изучение состава архивного фонда объекта практики;
4) изучение организации учета и обеспечения сохранности архивных документов объекта практики;
5) изучение системы научно-справочного аппарата к архивным документам объекта практики;
6) изучение организации использования архивных документов объекта практики.
Тема 1 «Организационные основы объекта практики»
В первые дни практики студенты изучают организационно-правовые документы, регламентирующие юридический статус объекта практики, его организационно-правовую форму, организационную структуру и штатный состав:
- устав (положение) организации;
- штатное расписание;
- положения о структурных подразделениях;
- должностные инструкции сотрудников.
В процессе изучения объекта практики студенты должны узнать:
- историю создания организации;
- цель создания и функции организации;
- организационную структуру, штатный состав и порядок управления организацией;
Затем студенты изучают локальные нормативно-методические документы, устанавливающие требования к организации архивного дела на объекте практики, и отмечают основные положения, зафиксированные в них.
Студенты графически вычерчивают структуру организации. Все собранные данные оформляют в виде дневниковых записей, отмечая дату записи и источник, которым они пользовались. Эти выписки из организационных документов студенты представляют руководителю практики от организации, в беседе с которым обсуждают специфические особенности структуры и руководства организацией.
Тема 2 «Комплектование архива и экспертиза ценности документов»
На основе изучения законодательных и нормативных материалов выясняются значение и задачи ЭЦ, критерии ценности документов, определяются источники комплектования архива. Изучается организация и методика проведения экспертизы в архиве посредством изучения протоколов ЭК, перечней документов со сроками хранения, номенклатур дел. Студенты формируют дела, оформляют описи дел, акты на уничтожение дел и документов.
Тема 3 «Состав архивного фонда объекта практики»
На основе изучения законодательных, нормативных и локальных актов практиканты выявляют владельцев архивных документов и формы собственности на документы, хранящиеся в архиве. Студентам необходимо изучить организацию приема документов на архивное хранение, оформить договор приема документов на хранение от организации и от физического лица.
Тема 4 «Учет и обеспечение сохранности архивных документов объекта практики»
На основе изучения правил работы архива и учетных документов архива рассмотреть видовой состав документов по учету, которые ведутся в данном учреждении. Выявить особенности учета уникальных, особо ценных и страховых документов. Изучить порядок проведения проверки наличия и состояния архивных документов, рассмотреть порядок оформления документов по проверке. Оформить лист, акт проверки и другие документы по итогам проверки.
Изучить режимы хранения документов: охранный, противопожарный, температурно-влажностный, санитарный. Выявить схему размещения дел в архивохранилище, изучить постеллажные и пофондовые топографические указатели. Получить навыки реставрации и консервации архивных документов. Оформить топографические указатели.
Тема 5 «Система научно-справочного аппарата к архивным документам объекта практики»
Необходимо выявить состав, назначение и функции научно-справочного аппарата архива. Выявить порядок заполнения, ведения архивных справочников, создаваемых в архиве. Изучить автоматизированные информационные системы архива, имеющиеся базы данных, порядок их создания. Оформить опись дел постоянного хранения организации за прошедший год.
Тема 6 «Использование архивных документов объекта практики»
Определить основные направления использования документов в экономике, текущей деятельности учреждений, в развитии культуры, социально-правовой сфере. Изучить порядок исполнения запросов граждан и организаций. Проанализировать документальные публикации архива и порядок работы пользователей в читальных залах. Оформить образцы архивных справок, выписок, копий.
На третьем этапе происходит оформление отчёта о прохождении практики. Отчёт должен быть оформлен в соответствии с существующими требованиями и тематическим содержанием практики.
В процессе прохождения учебно-производственной практики по архивоведению студент обязан:
- соблюдать трудовую дисциплину и правила внутреннего распорядка, принятые на объекте практики;
- выполнять задания, предусмотренные программой практики;
- осуществлять сбор материала для составления отчёта по практике;
- выполнять поручения руководителя практики и отвечать за результаты выполненной работы;
- соблюдать культуру общения во время прохождения практики;
- ежедневно заполнять дневник практики о выполненных видах работы;
- своевременно сдать и защитить отчёт о практике.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|