Сделай Сам Свою Работу на 5

Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения практики





ПРОГРАММА ПРАКТИКИ

«УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА

ПО АРХИВОВЕДЕНИЮ»

 

Направление подготовки

034700.62 – Документоведение и архивоведение

(код и наименование направления подготовки)

 

 

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

 

 

Форма обучения

очная

 

 

Оренбург 2013

Программа практики«Учебно-производственная практика по архивоведению»/сост. Ф.З. Аралбаева, Н.В. Воржева. – Оренбург: ОГУ, 2013. - 34 с.

 

Программа составлена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 034700.62 – Документоведение и архивоведение, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от "28" октября 2009 г. № 493.

 

Составитель ____________________ Ф.З. Аралбаева

11.12.2013 (подпись)

 

Составитель ____________________ Н.В. Воржева

11.12.2013 (подпись)

 

 

Программа практики одобрена на заседании методической комиссии по направлению подготовки 034700.62 – Документоведение и архивоведение

код и наименование специальности (направления подготовки)

"_____" ____________ 2013 г.., протокол № ____



 

Председатель методической комиссии

____________________________________________________________________

личная подпись расшифровка подписи дата

 

Утверждена на заседании научно-методического совета факультета экономики и управления "_____" ____________ 2013 г., протокол № ____

Председатель научно-методического совета

____________________________________________________________________

личная подпись расшифровка подписи дата

 

Программа зарегистрирована в УСИТО под учетным номером __________ на правах учебно-методического электронного издания.

 

Начальник УСИТО __________________________________________________________________

личная подпись расшифровка подписи дата

  ã Аралбаева Ф.З., 2013
  ã Воржева Н.В., 2013
  ã ОГУ, 2013

Содержание

1 Цели практики ......................................................................................................
2 Задачи практики ...................................................................................................
3 Место практики в структуре ООП подготовки бакалавра ...............................
4 Формы проведения практики ..............................................................................
5 Место и время проведения практики ................................................................
6 Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения практики ..................................................................................................................  
7 Структура и содержание практики .....................................................................
8 Научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на практике ...................................................................................  
9 Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на практике ..................................................................................................................  
10 Формы промежуточной аттестации (по итогам практики) ............................
11 Учебно-методическое и информационное обеспечение практики ...............
12 Материально-техническое обеспечение практики ........................................

Цели практики



 

В соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 034700.62 «Документоведение и архивоведение» выпускник с профилем подготовки «Документационное обеспечение управления в органах государственной и муниципальной власти» подготовлен к следующим видам профессиональной деятельности:

- научно-исследовательская;

- технологическая;

- организационно-управленческая;

- проектная.

Учебно-производственная практика по архивоведению является составной частью учебного процесса и направлена на закрепление и углубление теоретической подготовки обучающегося, приобретение им практических навыков и компетенций, а также опыта самостоятельной профессиональной деятельности. Целью практики является ознакомление с организацией архивного дела в государственных, муниципальных, ведомственных архивах, службах делопроизводства органов государственной власти, местного самоуправления, учреждений и организаций, закрепление и углубление теоретических знаний, полученных студентами в процессе обучения, приобретения ими практических навыков и компетенций в сфере практической деятельности.



 

Задачи практики

Основными задачами учебно-производственной практики по архивоведению являются:

- изучение организационной структуры объекта практики;

- изучение нормативно-правовых и локальных документов объекта практики;

- овладение навыками работы с различными архивными справочниками: описями, каталогами, путеводителями, указателями и обзорами;

- выработка навыков оформления документации по учету, хранению и использованию архивных документов;

- освоение новых технологий в области хранения и использования архивных документов;

- овладение навыками поиска ретроспективной информации;

- освоение компьютерных технологий, используемых в деятельности архива.

3 Место практики в структуре ООП подготовки бакалавра

Учебно-производственная практика по архивоведению проводится для закрепления и углубления студентами теоретических знаний по курсу «Архивоведение» и направлена на приобретение практических умений и навыков в организации архивного дела в государственных, муниципальных, ведомственных архивах, службах делопроизводства органов государственной власти, местного самоуправления, учреждений и организаций.

В течение практики студенты используют теоретические знания по дисциплинам учебного плана 1, 2, 3 курсов. К таким дисциплинам относятся: «Основы научно-исследовательской работы», «Введение в документоведение», «Технические средства офисной деятельности», «Государственное регулирование документационного обеспечения управления в органах государственной власти и местного самоуправления», «Информационные технологии в ДОУ и архивном деле», «Документоведение», «Источниковедение», «Электронный документооборот в органах государственного и муниципального управления», «Информационная безопасность и защита информации», «Организация и технология документационного обеспечения управления», «Архивоведение», «Государственные, муниципальные и ведомственные архивы», «Архивное право», «Организационно-правовое и документационное обеспечение деятельности службы документационного обеспечения управления».

Прохождение учебно-производственной практики по архивоведению способствует эффективному изучению многих дисциплин ООП ВПО: «Документирование в управлении персоналом», «Организационно-информационное обеспечение деятельности руководителя», «Консалтинг и аудит в сфере документационного обеспечения управления и архивного дела», «Документирование управления государственным и муниципальным заказом», «Документирование финансово-хозяйственной деятельности органов государственной власти», «Документирование деятельности страховых организаций».

Формы проведения практики

 

Бакалавры проходят практику в государственных, муниципальных, ведомственных архивах, службах делопроизводства органов государственной власти, местного самоуправления, учреждений и организаций.

Вид практики - учебно-производственная практика.

Место и время проведения практики

 

Учебно-производственная практика по архивоведению проходит в 6 семестре в течение двух недель.

Базы прохождения практики:

- органы государственной власти: федеральные государственные органы, органы власти субъектов Российской Федерации;

- органы местного самоуправления;

- государственные и муниципальные учреждения, предприятия и организации;

- общественные организации;

- некоммерческие организации.

Во время прохождения практики студенты могут выполнять функции на рабочих местах специалистов служб делопроизводства, архивариусов и др.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения практики

Процесс прохождения практики направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по данному направлению подготовки:

а) общекультурных (ОК):

- владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

- способностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия (ОК-2);

- способностью и готовностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место личности в историческом процессе, политической организации общества (ОК-3);

- способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную речь (ОК-4);

- способность использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-6);

- способность к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);

- способность осознать социальную значимость своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК- 8);

- владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК – 10);

- способен самостоятельно работать с различными источниками информации (ПК-13);

- владеет тенденциями развития информационно-документационного обеспечения управления и архивного дела (ПК-14);

- способен анализировать ситуацию на рынке информационных продуктов и услуг, дать экспертную оценку современным системам электронного документооборота и ведения электронного архива (ПК-15);

б) профессиональных (ПК):

- владеет базовыми знаниями русского и иностранного языков (ПК-1);

- способность использовать теоретические знания и методы исследования на практике (ПК-2);

- владеет знаниями в области права (административное, гражданское, трудовое, специальное) (ПК-3);

- владеет базовыми знаниями в области информационных систем (языки и программные алгоритмы, компьютерный практикум) (ПК-4);

- владеет знаниями в области всеобщей и отечественной истории, источниковедения (ПК-6);

- владеет навыками использования компьютерной техники и информационных технологий в поиске источников и литературы, использовании правовых бах данных, составлении библиографических и архивных обзоров (ПК-8);

- способен применять научные методы при исследовании объектов профессиональной деятельности (ПК-9);

- владеет основами информационно-аналитической деятельности и способен их применить в профессиональной сфере (ПК-10);

- владеет профессиональными знаниями основных проблем документоведения и архивного дела (ПК-11);

- владеет основными проблемами в области документоведения и архивоведения (ПК-12);

- способен самостоятельно работать с различными источниками информации (ПК-13);

- владеет тенденциями развития информационно-документационного обеспечения управления и архивного дела (ПК-14);

- способностью анализировать ситуацию на рынке информационных продуктов и услуг, давать экспертную оценку современным системам электронного документооборота и ведения электронного архива (ПК-15);

- способностью анализировать ценность документов с целью их хранения (ПК-17);

- владеть навыками составления библиографических и архивных обзоров (ПК-18);

- владеет навыками реферирования и аннотирования научной литературы, навыками редакторской работы (ПК-20);

- способностью вести научно-методическую работу в государственных, муниципальных архивах и архивах организаций (ПК-22);

- владеет законодательной и нормативно-методической базой документационного обеспечения управления и архивного дела; ориентируется в правовой базе смежных областей (ПК-26);

- владеет основами трудового законодательства (ПК-27);

- владеет правилами и нормами охраны труда (ПК-28);

- владеть принципами, методами и нормами организации, хранения, комплектования, учета и использования архивных документов, в т.ч. документов личного происхождения (ПК-31);

- знать принципы организации различных типов и видов архивов (ПК-33);

- знать требования к организации обеспечения сохранности документов в архивах (ПК-34);

- знать принципы организации и функционирования архивного аутсорсингом (ПК-35);

- владеть логистическими основами организации хранения документов (ПК-36);

- владеть навыками использования компьютерной техники и информационных технологий (ПК-37);

- способностью совершенствовать технологии документационного обеспечения управления и архивного дела на базе использования средств автоматизации (ПК-38);

- владеть правилами эксплуатации технических средств и способностью использовать технические средства в документационном обеспечении управления и архивном деле (ПК-39);

- владеть современными системами информационного и технического обеспечения документационного обеспечения управления и управления архивами (ПК-41);

- владеет методами проведения анализа организации документационного обеспечения управления и архивного хранения документов в конкретной организации (ПК-47);

- владеть принципами и методами организации хранения документов (ПК-48).

В результате прохождения данной практики обучающийся должен приобрести следующие практические навыки и умения:

Знать:

- терминологию в сфере архивного дела;

- законодательные и нормативно-методические документы по архивному делу;

- функции, виды и основные направления деятельности архивов;

- структуру органов управления архивным делом в Российской Федерации и в Оренбургской области;

- технологию работы с делопроизводственными документами архивов и с архивными документами (классификацию, каталогизацию, фондирование, учет, хранение, организацию исследовательской работы).

Уметь:

- использовать в профессиональной деятельности законодательные и нормативно-методические документы в области архивного дела;

- разрабатывать организационные и нормативно-методические документы, регламентирующие деятельность государственного, муниципального, ведомственного архива;

- работать с научно-справочным аппаратом архива и современными информационно-поисковыми системами;

- выявлять и отбирать документы, подлежащие государственному хранению;

- проводить экспертизу ценности документов.

Владеть:

- навыками самостоятельной, творческой работы, умением организовать свою деятельность в процессе прохождения практики;

- способностями взаимодействия, получения, хранения, переработки, интерпретации, восприятия, обобщения информации необходимой для прохождения практики;

- способностью к личному и профессиональному самосовершенствованию, саморазвитию, самоорганизации, самоконтролю, к расширению границ своих профессионально-практических познаний;

- способностями понимать сущность и значение информации и документа в частности в развитии современного информационного общества;

- навыками использования компьютерной техники и информационных технологий;

- правилами эксплуатации технических средств и способностями использовать технические средства в работе с архивными документами.

Приобрести опыт деятельности:

- по разработке локальных правовых актов, регламентирующих деятельность государственного, муниципального, ведомственного архива;

- по организации работы государственного, муниципального, ведомственного архива;

- по созданию и ведению архивных информационно-поисковых и учетных справочников;

- по обеспечению сохранности, проверке наличия и состояния документов;

- по проведению экспертизы ценности документов и оформлению ее результатов;

- по проведению проверок организаций – источников комплектования государственного или муниципального архива;

- по организации использования документов государственного, муниципального, ведомственного архива.

7 Структура и содержание практики

Структура практики

Общая трудоемкость практики составляет 3 зачетных единицы, 108 часов.

 

  № п/п   Разделы (этапы) практики Виды работ на практике, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля
инст-руктаж наблюю-дение выполнение научно-исследоват. заданий сбор и обработка фактического материала
Ознакомление с объектом практики отчёт
Выполнение заданий практики Тема 1 Тема 2 Тема 3 Тема 4 Тема 5 Тема 6 - отчёт
Оформление отчёта о прохождении практики - - отчёт
Итого:

Содержание практики

Прохождение учебно-производственной практики по архивоведению является обязательным наравне с изучением теоретических дисциплин учебного плана. На практику допускаются студенты, полностью выполнившие план теоретической подготовки.

Перед началом практики студенты должны заключить договор о прохождении практики (приложение А), получить программу практики и задание на практику.

На первом этапе прохождения практики студент знакомится с объектом практики: проходит необходимый инструктаж, знакомится со структурой объекта практики, собирает материал, необходимый для выполнения заданий практики.

Второй этап предполагает выполнение заданий практики в соответствии с тематическим содержанием, предусматривающем:

1) изучение организационных основ объекта практики;

2) изучение организации комплектования архива и экспертизы ценности документов;

3) изучение состава архивного фонда объекта практики;

4) изучение организации учета и обеспечения сохранности архивных документов объекта практики;

5) изучение системы научно-справочного аппарата к архивным документам объекта практики;

6) изучение организации использования архивных документов объекта практики.

Тема 1 «Организационные основы объекта практики»

В первые дни практики студенты изучают организационно-правовые документы, регламентирующие юридический статус объекта практики, его организационно-правовую форму, организационную структуру и штатный состав:

- устав (положение) организации;

- штатное расписание;

- положения о структурных подразделениях;

- должностные инструкции сотрудников.

В процессе изучения объекта практики студенты должны узнать:

- историю создания организации;

- цель создания и функции организации;

- организационную структуру, штатный состав и порядок управления организацией;

Затем студенты изучают локальные нормативно-методические документы, устанавливающие требования к организации архивного дела на объекте практики, и отмечают основные положения, зафиксированные в них.

Студенты графически вычерчивают структуру организации. Все собранные данные оформляют в виде дневниковых записей, отмечая дату записи и источник, которым они пользовались. Эти выписки из организационных документов студенты представляют руководителю практики от организации, в беседе с которым обсуждают специфические особенности структуры и руководства организацией.

Тема 2 «Комплектование архива и экспертиза ценности документов»

На основе изучения законодательных и нормативных материалов выясняются значение и задачи ЭЦ, критерии ценности документов, определяются источники комплектования архива. Изучается организация и методика проведения экспертизы в архиве посредством изучения протоколов ЭК, перечней документов со сроками хранения, номенклатур дел. Студенты формируют дела, оформляют описи дел, акты на уничтожение дел и документов.

Тема 3 «Состав архивного фонда объекта практики»

На основе изучения законодательных, нормативных и локальных актов практиканты выявляют владельцев архивных документов и формы собственности на документы, хранящиеся в архиве. Студентам необходимо изучить организацию приема документов на архивное хранение, оформить договор приема документов на хранение от организации и от физического лица.

Тема 4 «Учет и обеспечение сохранности архивных документов объекта практики»

На основе изучения правил работы архива и учетных документов архива рассмотреть видовой состав документов по учету, которые ведутся в данном учреждении. Выявить особенности учета уникальных, особо ценных и страховых документов. Изучить порядок проведения проверки наличия и состояния архивных документов, рассмотреть порядок оформления документов по проверке. Оформить лист, акт проверки и другие документы по итогам проверки.

Изучить режимы хранения документов: охранный, противопожарный, температурно-влажностный, санитарный. Выявить схему размещения дел в архивохранилище, изучить постеллажные и пофондовые топографические указатели. Получить навыки реставрации и консервации архивных документов. Оформить топографические указатели.

Тема 5 «Система научно-справочного аппарата к архивным документам объекта практики»

Необходимо выявить состав, назначение и функции научно-справочного аппарата архива. Выявить порядок заполнения, ведения архивных справочников, создаваемых в архиве. Изучить автоматизированные информационные системы архива, имеющиеся базы данных, порядок их создания. Оформить опись дел постоянного хранения организации за прошедший год.

Тема 6 «Использование архивных документов объекта практики»

Определить основные направления использования документов в экономике, текущей деятельности учреждений, в развитии культуры, социально-правовой сфере. Изучить порядок исполнения запросов граждан и организаций. Проанализировать документальные публикации архива и порядок работы пользователей в читальных залах. Оформить образцы архивных справок, выписок, копий.

На третьем этапе происходит оформление отчёта о прохождении практики. Отчёт должен быть оформлен в соответствии с существующими требованиями и тематическим содержанием практики.

В процессе прохождения учебно-производственной практики по архивоведению студент обязан:

- соблюдать трудовую дисциплину и правила внутреннего распорядка, принятые на объекте практики;

- выполнять задания, предусмотренные программой практики;

- осуществлять сбор материала для составления отчёта по практике;

- выполнять поручения руководителя практики и отвечать за результаты выполненной работы;

- соблюдать культуру общения во время прохождения практики;

- ежедневно заполнять дневник практики о выполненных видах работы;

- своевременно сдать и защитить отчёт о практике.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.