Сделай Сам Свою Работу на 5

Боярская дума и земские соборы





КОЛОМЕНСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (МАМИ)

Кафедра государственного, муниципального права и управления

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине

«История»

Вариант № 6

Государственный строй России ХVI в.

  Выполнил: студент 1 курса факультета ______________ Группа КТО-13 Ф.И.О. Глызина А.В. Дата защиты _____________ Оценка ___________________ Проверил: кандидат ист. наук, проф. Б. В. Басов

КОЛОМНА

 


Содержание

 

Введение ……………………………………………………………..…….......3-4

1.Увеличение власти царя …………………………………….………........…5-7

2. Боярская душа и земские соборы ……………………………………..…..7-11

3. Центральное и местное управление...........................................................12-14

Заключение………...…………………………………...…………………….....15

Список литературы.……………………………………………………………………...16

Введение

 

Государство решает свои задачи через соответствующие учреждения (судебные, административные, военные и пр.), которые имеют властные полномочия и руководствуются звонками, требующими определенного делопроизводства. Государственный аппарат поэтому представляет собой систему тесно связанных друг с другом учреждений, законодательную, судебную и распорядительно-исполнительную деятельность.



Государственный аппарат России формировался постепенно, в ходе объединения земель вокруг Московского княжества и образования единого централизованного государства, развивался и усложнялся по мере упрочнения государства, изменения экономики и социальной структуры общества, внутренней и внешней обстановки. История государственных учреждений – это часть отечественной истории. Она помогает понять особенности, закономерности развития Российского государства и общества.

В данной теме я хочу раскрыть особенности государственного строя Росси в период сословно-представительной монархии, суть органов государственного управления – Боярской Думы и Земского собора, показать, как распределялись полномочия между центральными и местными учреждениями.



Важнейшими социально-экономическими процессами, происходившими в России в ХVI в., были:

· завершение объединения русских земель и складывания единого централизованного государства, существенно увеличившего свою территорию, численность и многонациональный состав населения;

· вступление феодализма в период зрелости и изменение формы государственного устройства (раннефеодальная монархия сменилась сословно-представительной);

· завершение перехода от дворцово-вотчинной к приказной системе управления;

· превращение в результате аграрного переворота поместной системы землевладения в ведущую форму, что обусловило обострение отношений внутри класса феодалов;

· продолжение политики закрепощения крестьян в общегосударственном масштабе.

 


Увеличение власти царя

 

В XVI в., когда окончательно сложилось национальное великорусское государство, изменилась форма государственного устройства – от раннефеодальной монархии Россия перешла к сословно-представительной монархии. В странах Европы сословно-представительная монархия возникла в момент оформления сословий, когда на историческую арену вышла буржуазия. Три сословия: духовенство, светские феодалы и горожане – входят в состав сословно-представительных органов. В России третье сословие не играло такой большой роли как на Западе, и было представлено в сословно-представительных органах в виде части купечества и верхов посада.

Изменился также статус монарха. Теперь великий государь всея Руси стал именоваться царем. Титул царя по тогдашним понятиям резко возвышал его над всей титулованной русской знатью и приравнивал в положении с западноевропейскими императорами. Сам царь издавал уставы, уроки, судебники, назначал на высшие государственные должности, был высшей судебной инстанцией.



Венчание Ивана IV на царство в 1547 г. происходило в преддверии больших реформ, когда взаимные обиды и государственное «неустройство», духовный кризис и увеличение налогов, злоупотребления в боярской среде и аппарате требовали достижения общественного согласия. Московское восстание 1547 г. вызвало в душе царя страх. 27 февраля 1549 г. девятнадцатилетний Иван IV созвал первый Земской собор. В царских палатах, в присутствии бояр, церковных иерархов, дворян, государственных служащих, царь выступил с программной речью о путях выхода страны из кризиса. Этот собор называют «Собором примирения»: хотя Иван Грозный и обвинил бояр в злоупотреблениях и насилиях, чинимых ему в его малолетство, но призвал всех жить в согласии и объявил о подготовке новых Судебнике и реформ.

К таким реформам некоторые «вольнодумцы» того времени готовы были отнести ограничение власти царя. Так, в «Беседе Валаамских чудотворцев», явившейся откликом на Стоглавый собор 1551 г. говорилось, что царь должен править вместе с князьями и боярами и прочими моряками.

Однако сам Иван IV свое наследованное право на престол и полноту власти считал своими нерушимыми прерогативами. Он иронически относился к сословно-представительному строю Англии.

Так, в 1570 г. в письме Елизавете, королеве Англии, он издевательски подчеркивал ее зависимость от третьего сословия. Раздражали его и идеи князя А.М. Курбского, ратовавшего за усиление боярской аристократии. Реакцией царя на подобные идеи и явилась опричнина.

В 1565 г., когда Иван IV учредил опричнину, этим он хотел свести к нулю сословные притязания на «хождение во власть». Эта реформа была аграрным переворотом середины XVI в.; ее суть – перераспределение земель бояр в пользу дворянства, ликвидация независимости крупного феодально-вотчинного княжеского землевладения и укрепления центральной власти. Но, хотя учреждение опричнины сильно укрепляло именно неограниченное самодержавие, царь, решая многие государственные вопросы, не мог обойтись без обращения к знатным представителям верхних сословий.

В XVI в. по-прежнему выдвигалась идея укрепления авторитета верховной власти, причем и церковью, и общественной мыслью, и самими государями. Ходила легенда о происхождении русской царской династии от римского императора Августа (63 г. до н.э. – 14 г. н.э.).

Вопрос о характере и сути государственной власти обсуждался в переписке Ивана IV с князем Курбским (1528–1583). О единодержавии писал Грозный князю Курбскому следующее: «…горе царству, коим владеют многие!», а в ответ на письмо князя Иван IV изложил свое кредо самодержавца: неограниченность воли монарха, ибо она санкционирована церковью и богом.

Необходимость сильной самодержавной власти отстаивал в своих сочинениях писатель-публицист И.С. Пересветов. Он осуждал боярское самоуправство, отстаивал сильную царскую власть: «Государство без грозы, что конь без узды».

 

Боярская дума и земские соборы

 

Боярская Дума – высший законодательный орган при царе. В ХVI в. в Боярскую Думу входили «думные чины», бояре, окольничие, «думные дворяне», несколько позже – «думные дьяки», а также высшие чины дворцовой администрации, преобладали представители княжеских фамилий.

В ХVI в. и особенно в ХVII в. Боярская Дума пополнилась за счет менее знатных людей – родственников и приближенных царя. В годы опричнины (1565–1572) была создана земская Боярская Дума, которая управляла «земщиной».

Боярская Дума обладала функциями:

· законодательными – разработка, обсуждение и принятие законов;

· судебными – являлась первой инстанцией по политическим делам, наиболее крупным должностным преступлениям и местническим спорам, рассматривала дела, которые не могли быть разрешены в приказах и жалобы на руководителей центральных и местных учреждений;

· военно-административными – назначение воевод, контроль за деятельностью приказов, формирование из членов Боярской Думы комиссий, которые по поручению царя «ведали Москву» во время его отъездов в действующую армию, на богомолье;

· дипломатическими – рассматривала вопросы внешней политики, выносила приговоры относительно войны и мира, из членов Боярской Думы составлялись «ответные» комиссии для переговоров с иностранными послами, члены Боярской Думы посылались в посольства.

Боярская Дума обсуждала все вопросы внутренней и внешней политики обычно с царем.

В период сословно-представительной монархии сохраняется Боярская Дума. Сословно-представительная монархия соответствовала эпохе зрелого феодализма. Эта политическая форма сложилась в результате борьбы великих князей и царей за дальнейшее укрепление централизованного государства. Власть царя на этом этапе еще не достигла такой силы, чтобы стать абсолютной.

Боярская Дума решала важнейшие государственные дела. Она была законодательным органом. Так, ею были утверждены судебники 1497 и 1550 гг. Статья 98 Судебника 1550 г. провозглашала приговор Боярской Думы необходимым элементом законодательства. В указах того времени говорилось: «Царь приговорил со всеми боярами» или «Царь указал, и бояре приговорили», «Уложил царь со своими боярами».

Боярская Дума утверждала новые налоги, руководила приказами, надзирала за местным управлением.

Значение Боярской Думы как высшего органа управления в течение ХVI в. не было одинаковым: укрепляя свою власть, цари стремились ослабить значение боярской аристократии. Заседания Боярской Думы проходили, как правило, в Граповитой палате Московского кремля.

В середине ХVI в. из Боярской Думы выделилась «ближняя дума» (позже «избранная рада»), состоящая из узкого круга верных царю людей. С ее помощью Ивана IV провел ряд важнейших реформ. Но в период опричнины экономическая и политическая мощь боярской аристократии была подорвана, влияние Боярской Думы ослаблено. Но после смерти Ивана IV в конце ХVI в. значение Боярской Думы как высшего органа власти вновь возросло.

В ХVI в. в России возник принципиально новый орган государственного управления – Земский собор («земский» означало «государственный»). Земский собор – это совещание представителей «всех земель», или всей русской земли. Соборность решения важнейших политических, военных, судебных и иных вопросов стала неотъемлемой чертой общественной жизни Руси второй половины ХVI в. Сословные соборы явились действенным средством укрепления царской власти и вообще монархии.

В состав Земского собора входили царь, Боярская Дума, Освященный собор в полном составе, представители дворянства, верхов посадских людей (торговые люди, крупное купечество), то есть кандидаты трех сословий. Земский собор как представительный орган был двухпалатным. В верхнюю палату входили царь, Боярская Дума и Освященный собор, которые не избирались, а участвовали в ней в соответствии с занимаемым положением. Члены нижней палаты были выборными. Порядок выборов на Собор был следующим. Из разрядного приказа воеводы получали предписание о выборах, которое зачитывалось жителям города. После этого составлялись сословные выборные списки. Избиратели давали своим выборным наказы. Однако выборы проводились не всегда. Бывали случаи, когда при срочном созыве собора представители приглашались царем или должностными лицами на местах. В Земском соборе значительную роль играли дворяне, и особенно торговые люди, так как от их участия в этом государственном органе зависело решение денежных проблем для обеспечения средствами государственных нужд, прежде всего оборонных и военных. Таким образом, в Земских соборах нашла проявление политика компромисса между различными слоями господствующего класса.

Регулярность и продолжительность заседаний Земских соборов не были заранее регламентированы и зависели от обстоятельств. Они решали основные вопросы внешней и внутренней политики, законодательства, финансов, государственного строительства. Соборы собирались на Красной площади, в Патриарших палатах или Успенском соборе Кремля, позже – Золотой палате или Столовой избе. Земский собор еще называли «Совет всея земли», «Собор», «Общий совет», «Великая земская дума».

Можно, условно, выделить три этапа развития соборной деятельности:

o первый заканчивается с пресечением династии Ивана IV;

o второй по времени совпадает с нарастанием суеты, когда цари стараются «оформить» свое восшествие на престол решениями этих органов;

o с 1613 г. до середины ХVII в. длится третий этап – сначала единение монархии и соборов, а затем их отмирание.

Первый Земский собор был созван в России в 1549 г. и вошел в историю как Собор примирения. Причина его созыва – восстание горожан в Москве в 1547 г.

На основе имеющихся документов историки полагают, что Земских соборов состоялось около 50.

Созванный в 1598 г. Собор избрал на царство Бориса Годунова. Стоглавый собор 1551 г. – собор русской церкви, созданный по инициативе царя и митрополита. Свое название он получил потому, что его решения были сформулированы в ста главах, отразивших перемены, связанные с централизацией государства. На основе местных святых, почитавшихся в отдельных русских землях, был составлен общерусский список святых.

По всей территории унифицировалась обрядность. Собор одобрил принятие Судебника 1550 г. и реформы Ивана IV. Собор 1566 г. был наиболее представительным с социальной точки зрения. На нем сформировались пять курий, объединявших разные слои населения (духовенство, боярство, приказные люди, дворянство и хулиганство). Основной вопрос, который он решал, – вопрос о Ливонской войне.

В марте 1584 г. умер Иван IV и на престол вступил его сын Федор. Политика Ивана Грозного не устранила духовных и идеологических проблем русского общества, а лишь способствовала их умножению. Экономическое положение страны, истощенной Ливонской войной, было крайне тяжелым. Более склонный к церковной жизни, Федор практически отдал власть родственнику жены, Борису Годунову. После смерти Федора, не оставившего наследников, трон захватил Борис Годунов. Началась династическая чехарда, на троне поочередно сменялись Годунов, Лжедмитрий, Шуйский, и все это происходило на фоне сильнейшего духовного и социально-экономического кризиса, углубившегося в начале ХVII в. голодом, движениями холопов, восстанием И. Болотникова и иностранной интервенцией. Этот период (до 1613 г.) именуют Смутным временем.

Начиная с царя Федора сами монархи закрепляли восшествие на трон в решениях Земских соборов. Появились так называемые крестоцеловальные записи, которые утверждались на соборах и содержали характеристику прав и обязанностей царей и подданных.

Государственный кризис достиг апогея в 1610–1611 гг. Вконец разоренное государство распалось, страна погибала. В этих условиях в народном ополчении К. Минина и М. Пожарского действовали собственные государственные органы, приказы.

В ополчении существовал «совет» из представителей различных сословий, была собственная Боярская Дума и Освященный собор. В октябре 1612 г. народное ополчение освободило Москву от интервентов и изменников. Из столицы по землям и городам были разосланы грамоты с приглашением присылать депутатов для устроения государства. 21 февраля 1613 г. на царский трон был избран Михаил Федорович Романов. Началось трудное возрождение страны.

Собор 1613 г. не был распущен, а действовал постоянно до 1615 г., решая вместе с монархом и его окружением государственные дела. Это было весьма удачным совмещением монархических, аристократических и земских начал управления страной. Новый Земский собор 1616 г. действовал до 1619 г., в дальнейшем соборы действуют почти непрерывно, решая вопросы войны и мира, дипломатических отношений, налогообложения, посадского строения и т.д. В 1649 г. на соборе было утверждено Соборное уложение, в 1651 г. и 1653 г. соборы одобрили воссоединение Украины и России. Собор 1653 г. был последним собором полного состава (впоследствии собрались сословные совещания, но к концу ХVII в. перестают действовать и они).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.