Сделай Сам Свою Работу на 5

Скамейку поставили под старыми вязами.





Загадочные тайны хранят полярные льды.

o 1)загадочные тайны

o 2)тайны хранят

o 3)полярные льды

o 4)льды хранят

Укажи главные члены предложения.

Звонкие ручейки заполонили садовые дорожки.

§ 1)звонкие ручейки

§ 2)ручейки заполонили

§ 3)дорожки заполонили

§ 4)садовые дорожки

Укажи главные члены предложения.

Стены пещеры украшали таинственные надписи.

§ 1)стены пещеры

§ 2)стены украшали

§ 3)таинственные надписи

§ 4)надписи украшали

В каком случае ПРАВИЛЬНО указаны главные члены предложения?

Дожди омыли пыльные кроны деревьев.

o 1)дожди омыли

o 2)кроны омыли

o 3)пыльные кроны

o 4)кроны деревьев

В каком случае ПРАВИЛЬНО указаны главные члены предложения?

Гордые лебеди расправляют белоснежные крылья.

§ 1)гордые лебеди

§ 2)лебеди расправляют

§ 3)крылья расправляют

§ 4)белоснежные крылья

В каком случае ПРАВИЛЬНО указаны главные члены предложения?

Раки ищут на дне пустые раковины.

§ 1)раки ищут

§ 2)ищут раковины

§ 3)пустые раковины

§ 4)ищут на дне

В каком случае ПРАВИЛЬНО указаны главные члены предложения?

Новогодние ёлки украшают огромные шары.



§ 1)новогодние ёлки

§ 2)ёлки украшают

§ 3)шары украшают

§ 4)огромные шары

Укажите предложение с однородными сказуемыми.

o 1)С восходом солнца одуванчики просыпаются и широко раскрывают свои лепестки.

o 2)Под лучами горячего солнца посветлели поля, чуть пожелтела нива.

o 3)Холодными зорями тянется от болота к лесу редкая полоса тумана.

o 4)Часто прилетают в наш сад на угощенье проворные синицы и свиристели.

Умение распознавать части речи

· В данном ниже предложении над каждым словом напиши, какой частью речи оно является.

Первобытные люди внесли огонь в жилище.

В данном ниже предложении над каждым словом напиши, какой частью речи оно является.

Могучие львы обитают в жарких странах.

В данном ниже предложении над каждым словом напиши, какой частью речи оно является.

Строители вели под землёй длинный тоннель.

В данном ниже предложении над каждым словом напиши, какой частью речи оно является.

Хозяин обнаружил у дверей крошечного котёнка.

В данном ниже предложении над каждым словом напиши, какой частью речи оно является.



Продавцы положили лакомство в вафельный рожок.

В данном ниже предложении над каждым словом напиши, какой частью речи оно является.

Древние люди поклонялись большим деревьям.

В данном ниже предложении над каждым словом напиши, какой частью речи оно является.

Беспечный Барсик сидел на деревянном крылечке.

В данном ниже предложении над каждым словом напиши, какой частью речи оно является.

История о неудачном спектакле распространилась по Италии.

В данном ниже предложении над каждым словом напиши, какой частью речи оно является.

Люди делают из жести недорогие чайники.

В данном ниже предложении над каждым словом напиши, какой частью речи оно является.

В средневековой Европе существовали рыцарские турниры.

В данном ниже предложении над каждым словом напиши, какой частью речи оно является.

Кот сбежал от Вовы на высокий шкаф.

В данном ниже предложении над каждым словом напиши, какой частью речи оно является.

Под Москвой текут подземные реки.

Укажи, слово какой части речи отсутствует в предложении.

Снег последний в дальнем поле тает.

o 1)глагол

o 2)местоимение

o 3)имя прилагательное

o 4)предлог

Укажи, слово какой части речи ОТСУТСТВУЕТ в предложении.

Глухой стеной окружили нас тёмные ели.

§ 1)глагол

§ 2)местоимение

§ 3)имя прилагательное

§ 4)предлог

Укажите, слово какой части речи ОТСУТСТВУЕТ в предложении.

Внезапно в тишине послышались хруст снега и треск сучьев.



§ 1)имя существительное

§ 2)имя прилагательное

§ 3)глагол

§ 4)предлог

Укажи, слово какой части речи ОТСУТСТВУЕТ в предложении.

Бумагу для письма изобрели в Древнем Китае.

§ 1)глагол

§ 2)местоимение

§ 3)имя прилагательное

§ 4)предлог

Укажите, слово какой части речи ОТСУТСТВУЕТ в предложении.

Золотые лучи солнца нежно коснулись верхушек сосен и елей.

§ 1)имя существительное

§ 2)имя прилагательное

§ 3)глагол

§ 4)предлог

Укажите глагол 2 спряжения, который употреблён в форме 2 лица един­ствен­ного числа настоящего времени.

o 1)прячешься

o 2)шумите

o 3)выгонишь

o 4)находишься

Укажите глагол 2 спряжения, который употреблён в форме 2 лица единст­вен­ного числа будущего времени.

§ 1)носишься

§ 2)посмотришь

§ 3)лепите

§ 4)размышляешь

Укажиневерное утверждение.

o 1)пищать – 1 спр.

o 2)вертеть – 2 спр.

o 3)возить – 2 спр.

o 4)читать – 1 спр.

Укажи НЕВЕРНОЕ утверждение.

§ 1)решать – 1-е спряжение

§ 2)верить – 2-е спряжение

§ 3)лететь – 1-е спряжение

§ 4)терпеть − 2-е спряжение

Укажи НЕВЕРНОЕ утверждение.

§ 1)гонять – 1-е спряжение

§ 2)крутить – 2-е спряжение

§ 3)свистеть – 1-е спряжение

§ 4)зависеть − 2-е спряжение

В каком случае ПРАВИЛЬНО указаны морфологические признаки имени существительного (К) ВЕРХУШКЕ?

o 1)1-е скл., ед. ч., тв. п.

o 2)1-е скл., ед. ч., дат. п.

o 3)2-е скл., ед. ч., дат. п.

o 4)1-е скл., ед. ч., предл. п.

В каком случае ПРАВИЛЬНО указаны признаки имени существительного (с) муравьём.

§ 1)1-е скл., ед. ч., Т. п.

§ 2)2-е скл., ед. ч., П. п.

§ 3)2-е скл., ед. ч., Т. п.

§ 4)3-е скл., ед. ч., Т. п.

В каком случае ПРАВИЛЬНО указаны признаки имени существительного (в) чехле?

§ 1)1-е скл., ед. ч., П. п.

§ 2)2-е скл., ед. ч., Т. п.

§ 3)2-е скл., ед. ч., П. п.

§ 4)3-е скл., ед. ч., Т. п.

В каком случае ПРАВИЛЬНО указаны морфологические признаки имени существительного (В) РУЧЕЙКЕ?

§ 1)1-е скл., ед. ч., тв. п.

§ 2)1-е скл., ед. ч., предл. п.

§ 3)2-е скл., ед. ч., предл. п.

§ 4)2-е скл., ед. ч., тв. п.

Укажи имя существительное в творительном падеже.

o 1)(видим) на картине

o 2)(встаёт) над поляной

o 3)(заблудился) в тумане

o 4)(шёл) по следу

Укажи имя существительное в творительном падеже.

§ 1) (гуляли) в роще

§ 2) (спрятались) под берёзу

§ 3) (бежала) по тропинке

§ 4) (кружила) над сосной

Укажи имя существительное в творительном падеже.

§ 1)(написал) в письме

§ 2)(играл) с сестрой

§ 3)(вышел) на улицу

§ 4)(спешил) к другу

В каком случае ПРАВИЛЬНО указаны морфологические признаки глагола?

o 1)выбирал – прош. вр., ед. ч., 3-е л.

o 2)выбирает – буд. вр., ед. ч., 3-е л.

o 3)выбирать – неопред. ф., наст. вр.

o 4)выбирают – наст. вр., мн. ч., 3-е л.

В каком случае ПРАВИЛЬНО указаны морфологические признаки глагола?

§ 1)защитить – неопред. ф., наст.вр.

§ 2)защитил – прош. вр., ед. ч., 3-е л.

§ 3)защитит – буд. вр., ед. ч., 3-е л.

§ 4)защитят – наст. вр., мн. ч., 3-е л.

В каком случае ПРАВИЛЬНО указаны морфологические признаки имени прилагательного из данного предложения?

Скамейку поставили под старыми вязами.

o 1)мн. ч., м. р., тв. п.

o 2)ед. ч., м. р., предл. п.

o 3)мн. ч., тв. п.

o 4)мн. ч., предл. п.

В каком случае ПРАВИЛЬНО указаны морфологические признаки слова?

o 1)исправит − наст. вр., ед. ч., 3-е л.

o 2)исправил − прош. вр., ед. ч., 3-е л.

o 3)исправить − наст. вр., неопред. ф.

o 4)исправят − буд. вр., мн. ч., 3-е л.

В каком случае ПРАВИЛЬНО указаны морфологические признаки слова?

§ 1)попросит – наст. вр., ед. ч., 3-е л.

§ 2)попросят – буд. вр., мн. ч., 3-е л.

§ 3)попросить – наст. вр., неопред. ф

§ 4)попросил – прош. вр., ед. ч., 3-е л.

Умение распознавать основную мысль текста

· (1)Вова рос подвижным и сильным мальчиком. (2)Все боялись его. (3)Да и как не бояться такого! (4)Он бил товарищей, стрелял в девочек из рогатки. (5)Собаке Пушку на хвост наступал, коту Мурзею усы выдёргивал, ёжика под диван загонял, даже своей бабушке грубил. (6)Никого не боялся Вова и очень этим гордился. (7)Но недолго.

(8)Настал такой день, когда мальчики не захотели с ним играть. (9)Он к девочкам побежал, но и они от него отвернулись. (10)Кинулся Вовка к Пушку, а тот на улицу удрал. (11)Хотел Вова с Мурзеем поиграть. (12)Кот сбежал от Вовы на высокий шкаф. (13)Решил Вова ёжика из-под дивана выманить. (14)Куда там! (15)Ёжик давно в другой дом жить перебрался. (16)Подошёл Вова к бабушке, а она даже глаз не подняла на внука. (17)Сидит в уголке, крупу перебирает да слезинки утирает.

(18)Наступило самое страшное, что только бывает на свете: Вова остался один. (19)Один-одинёшенек!

(По Е. Пермяку)

 

Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль текста.

· (1)Всего сто лет назад Москва была двух-трёхэтажной. (2)Горожане толпами ходили к первому пятиэтажному дому. (3)Десятиэтажное здание, построенное в 1913 году, потрясло воображение москвичей. (4)Но в целом Москва оставалась малоэтажным городом, поэтому, когда начали строить высотные дома – высотки, это стало настоящим событием.

(5)В 1947 году Москва отмечала юбилей – 800 лет со дня основания. (6)В этот праздник и заложили первые камни в основания восьми высотных зданий – по числу столетий, которые прожил город. (7)Однако сейчас нашу столицу украшают семь высоток, одно здание так и не было построено. (8)Строительство таких зданий очень сложное и дорогое дело. (9)Высотные здания в Нью-Йорке построены на твёрдом грунте – на скалах. (10)А под Москвой – непрочные глина, песок и подземные реки, которые размывают почву. (11)Московские строители специально замораживали землю. (12)Это делали для того, чтобы фундамент высоток был надёжным.

(13)Все семь высоток – уникальные сооружения, украшенные статуями, редкими породами камня. (14)Пышные, монументальные московские высотки – один из символов столицы России.

(По Н. и В. Волковым)

Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль текста.

· (1)Цирковой слон Бэби не переносил одиночества: он топорщил уши и ревел. (2)В слоновнике с ним обязательно должен был спать служащий, иначе слон своим рёвом не давал никому покоя. (3)Поэтому в стойла возле слона поместили с одной стороны верблюда, а с другой – – MathType@MTEF@5@5@+=feaaguart1ev2aqatCvAUfeBSjuyZL2yd9gzLbvyNv2CaerbuLwBLnhiov2DGi1BTfMBaeXatLxBI9gBaerbd9wDYLwzYbItLDharqqtubsr4rNCHbGeaGqipv0Je9sqqrpepC0xbbL8F4rqqrFfpeea0xe9Lq=Jc9vqaqpepm0xbba9pwe9Q8fs0=yqaqpepae9pg0FirpepeKkFr0xfr=xfr=xb9adbaqaaeGaciGaaiaabeqaamaabaabaaGcbaacbaqcLbCaqaaaaaaaaaWdbiaa=nbiaaa@381F@ ослика Оську.

(4)Слон очень привык к своим соседям, особенно он подружился с Оськой. (5)Бэби часто просовывал хобот через перегородку и нежно гладил ослика по шее и спине. (6)Раз Оська заболел расстройством желудка, и ему не дали обычной порции овса. (7)Уныло опустив голову, он, голодный, скучал в стойле. (8)А рядом Бэби, наевшись досыта, развлекался как мог: то положит клок сена в рот, то вынет, повертит во все стороны. (9)Случайно хобот Бэби с сеном потянулся к ослику. (10)Оська не прозевал: он схватил сено и стал жевать. (11)Бэби это понравилось. (12)Он начал загребать хоботом сено и передавать его через перегородку другу-ослику…

(13)Так мы стали свидетелями настоящей звериной дружбы и заботы.

(по В. Дурову)

В каком предложении содержится основная мысль текста?

o 1)в предложении 1

o 2)в предложении 4

o 3)в предложении 12

o 4)в предложении 13

·

(1)Обычай поддерживать неугасимый огонь один из самых древних на Земле. (2)Тысячи лет назад люди не умели добывать огонь. (3)Они искали его и берегли, как сокровище. (4)Если бы он погас, другого негде было бы достать.

(5)Первобытный человек был смелым существом. (6)Ему часто приходилось вступать в бой и с огромным мамонтом, и с могучим пещерным медведем. (7)Нашлись и храбрецы, которые не побоялись приблизиться к угасающему огню. (8)Они схватили горящий сук и внесли его в своё жилище. (9)Эти удивительные, смелые люди приручили огонь, как приручают диких зверей. (10)Изобретение Э́дисона, который сделал первую электрическую лампочку, ничто по сравнению с изобретением этих покрытых шерстью, длинноруких, косолапых людей. (11)Не будь огня, мы и сейчас мало чем отличались бы от обезьян.

(12)Научившись добывать огонь, человек мог не бояться его потерять. (13)Но ещё долго в храмах горели неугасимые светильники. (14)Они напоминали о том времени, когда огонь не умели добывать, когда он был редкой и драгоценной находкой.

(По М. Ильину)

 

Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль текста.

· (1)В средневековой Европе существовали рыцарские турниры. (2)На глазах у восхищённых зрителей вооружённые рыцари, закованные в железо, верхом на могучих конях вступали в единоборство друг с другом. (3)Но любимые всеми праздники часто омрачались смертью бесстрашных рыцарей.

(4)Однажды французский король Генрих II тоже решил принять участие в рыцарском турнире и посостязаться со знаменитым рыцарем Монтгомери� � в силе и ловкости. (5)Турнир этот состоялся в 1559 году, и на нём король был смертельно ранен. (6)С тех пор рыцарские турниры были запрещены. (7)Вместо них стали устраивать торжественные ска� � ки по кругу. (8)Такие ска� � ки назвали «карусель» (от итальянских слов «каро» – хоровод и «села» – седло), что буквально означает «хоровод в седле».

(9)В восемнадцатом веке французские инженеры придумали для развлечения народа механическую карусель. (10)Это был огромный круг с деревянными лошадками и лодочками. (11)Когда круглую платформу раскручивали, лошадки и лодочки начинали двигаться. (12)В таком виде карусель сохранилась до наших дней и стала одним из самых популярных детских аттракционов.

 

Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль текста.

· (1)Обычно в дневные часы на середину поляны, где возвышался дуб, заяц забегал редко. (2)Однако на этот раз его сбила с толку туманная хмурь – – поленился сторонкой обежать. (3)За осиновой корой прямиком направился – – через поляну.
(4)И до середины поляны ещё не допрыгал, как страшно зашумело над головой, – – коршун! (5)Едва успел заяц на спину броситься; закричал тонко, ударил навстречу врагу сильными задними лапами. (6)Пух, перья полетели… (7)Не ждал такого отпора коршун, взмыл вверх, а косой тем временем вскочил и помчался к лесу. (8)Лишь несколько скачков сделал, а птица опять вниз летит – – в атаку идёт. (9)Заяц снова на спину повалился, визжит и сечёт перед собой коготками.
(10)Ничего у коршуна не выходит. (11)Пока он отлетит да развернётся, косой всё ближе и ближе к лесу, так и ушёл в гущину. (12)Сел недовольный коршун на верхушку дуба, озирается сердито, ищет, на ком бы зло сорвать. (13)Обидно ему: от зайца попало. (14)А старый дуб доволен: косой жив остался. (15)Вот ведь как, значит, – – если надо, заяц-то вовсе не трус!
(по В. Спице)

В каком предложении НАИБОЛЕЕ ПОЛНО раскрывается основная мысль текста? Запишите номер предложения.

· (1)Каждые три секунды на нашей планете съедают одну порцию мороженого! (2)Сейчас это самый любимый десерт детей и взрослых всего мира, поэтому в каждой стране есть занимательные истории о мороженом.

(3)Родиной мороженого считают Китай: там мороженое было лакомством императоров. (4)Тогда оно больше напоминало фруктовый лёд. (5)В Европу секрет рецепта мороженого привёз итальянский путешественник Марко Поло. (6)Оно долго оставалось государственной тайной Италии. (7)Затем знатная итальянка вышла замуж за французского короля и познакомила с мороженым Францию. (8)В Америке придумали вафельный стаканчик. (9)Как-то на ярмарке у продавца мороженого закончились бумажные блюдца, на которых он подавал свой товар. (10)Не растерявшись, он попросил у торговавшего рядом продавца его продукцию – – горячие вафли. (11)Продавцы свернули вафли рожком и наполнили его мороженым, подарив миру новое лакомство.

(12)В России, где льдом и холодом никого не удивишь, тоже было своё мороженое. (13)В деревнях Сибири хозяйки замораживали молоко, потом мелко его стругали, посыпали ледяные стружки ягодами и подавали к столу.

(По Д. Арсеньевой)

 

Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль текста.

· (1)У моей бабушки был когда-то очень умный кот по имени Барсик. (2)Всё лето они с бабушкой проводили на даче. (3)А на соседском участке обитал огромный злой пёс по кличке Рекс, который никому проходу не давал, особенно котам.

(4)И вот решили как-то соседи поменять забор между дачами. (5)Старый забор снесли, а новый ещё не поставили. (6)Рекс должен был находиться на привязи. (7)Но то ли хозяева забыли и не посадили его на привязь, то ли он сам её оборвал… (8)Одним словом, хулиган вырвался на свободу и прямиком побежал на наш участок. (9)Беспечный Барсик сидел на деревянном крылечке. (10)Рекс увидел кота и рванул прямо к нему. (11)У бабушки на душе похолодело от страха за любимца.

(12)А Барсик и ухом не повёл, сидит себе и пристально смотрит на приближающуюся овчарку. (13)Рекс подбежал совсем близко и вдруг засмущался от такой кошачьей храбрости и уверенности. (14)Пёс аккуратно, даже с каким-то уважением обнюхал Барсика и быстренько убрался с его территории.

Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль текста.

· (1) В один из осенних дней, когда с подвозом продовольствия были перебои и солдаты голодали в окопах, рядовой Лукашук нашёл в обвалившейся части траншеи вещевой мешок, доверху набитый овсянкой.

(2) Вещевые мешки солдаты прятали в траншеях перед атакой, чтобы легче было, и нередко хозяин мешка не мог вернуться назад — — MathType@MTEF@5@5@+=feaaguart1ev2aqatCvAUfeBSjuyZL2yd9gzLbvyNv2CaerbuLwBLnhiov2DGi1BTfMBaeXatLxBI9gBaerbd9wDYLwzYbItLDharqqtubsr4rNCHbGeaGqiVu0Je9sqqrpepC0xbbL8F4rqqrFfpeea0xe9Lq=Jc9vqaqpepm0xbba9pwe9Q8fs0=yqaqpepae9pg0FirpepeKkFr0xfr=xfr=xb9adbaqaaeGaciGaaiaabeqaamaabaabaaGcbaacbaqcLbCaqaaaaaaaaaWdbiaa=rbiaaa@3800@ продолжал наступление или погибал в бою. (3) Потому не зазорно было Лукашуку с солдатами воспользоваться находкой.

(4) Но едва удалось разложить костёр, чтобы сварить овсяную кашу, в траншею спрыгнул незнакомый рыжий солдат. (5) «Ребята, давайте мешок назад! Это я оставил», – – MathType@MTEF@5@5@+=feaaguart1ev2aqatCvAUfeBSjuyZL2yd9gzLbvyNv2CaerbuLwBLnhiov2DGi1BTfMBaeXatLxBI9gBaerbd9wDYLwzYbItLDharqqtubsr4rNCHbGeaGqiVu0Je9sqqrpepC0xbbL8F4rqqrFfpeea0xe9Lq=Jc9vqaqpepm0xbba9pwe9Q8fs0=yqaqpepae9pg0FirpepeKkFr0xfr=xfr=xb9adbaqaaeGaciGaaiaabeqaamaabaabaaGcbaacbaqcLbCaqaaaaaaaaaWdbiaa=nbiaaa@37FF@ сердито проговорил незнакомец. (6) По фронтовому закону если хозяин за мешком вернулся, то делать нечего − надо отдать. (7) Отдали молча, а Лукашук с обидой подумал: «Вон он какой тощий! Это ему дополнительный паёк дали. Пусть лопает!»

(8) Наступила зима, дороги замёрзли, подвоз продовольствия наладился, и про историю с овсянкой забыли…

(9) В одном из ожесточённых январских боёв с немцами Лукашука тяжело ранило. (10) Пуля попала в грудь, и от боли он потерял сознание. (11) Когда солдат очнулся, он, перебинтованный, лежал около палатки-госпиталя на фанерных саночках, к которым были привязаны три тяжело дышавшие собаки. (12) Рядом стоял тощий рыжий солдат-санитар с каской дымящейся овсяной каши. (13) «Где-то я видел его раньше, − подумал Лукашук и вдруг вспомнил: − Овсянка!»

(14) Санитар поставил каску с овсянкой в снег. (15) «Молодцы, други мои, успели, спасли, − приговаривал он, гладя собак. − Ну, подкрепитесь − и вперёд!» (16) Лукашук слабо улыбнулся санитару и сказал: «Так ты не себе овсянку? В том мешке, значит, чья-то жизнь солдатская лежала… Плохо я о тебе подумал… Прости, брат!»

(по А.В. Митяеву)

 

В каком предложении выражена основная мысль текста?

o 1в 1-м предложении

o 2)в 3-м предложении

o 3)в 15-м предложении

o 4)в 16-м предложении

· (1)В лесу мало кто любит сороку: шкодливая птица. (2)Трещит она не по делу, яйца из чужих гнёзд таскает. (3)А лисица и вовсе терпеть не может белобокую. (4) В год, когда сорока поселилась возле её норы, рыжей никакого житья не стало. (5) Не успеет лисица голову из норы высунуть – – сорока тут как тут. (6)Вертится на ветке и прямо-таки заходится в трескотне, оповещает весь лес: «Берегись! Вышла рыжая на разбой!»
(7)Подрастают в норе лисята, хнычут, скулят, постоянно просят есть. (8)Мать с ног сбилась, стараясь накормить их досыта, а малышам всё мало. (9)Вот и приходится ей не только ночью, но и днём на промысел идти.
(10)Осторожно выбирается лисица наверх и при солнце крадётся по лесу. (11)Но куда бы ни направлялась рыжая, в какую бы гущину ни забиралась, неотступно следует за ней, перелетая от дерева к дереву, сорока. (12)Какая уж тут охота! (13)Не сдержавшись, сердито тявкает лиса на назойливую птицу и понуро возвращается домой дожидаться темноты. (14)Вот так при всей своей шкодливости сорока немало жизней спасает в лесу, сопровождая хищницу.
(по В. Спице)

В каком предложении НАИБОЛЕЕ ПОЛНО раскрывается основная мысль текста? Запишите номер предложения.

· (1) Есть подвиги, за которые не полагается ни орденов, ни медалей: за доброту, милосердие награда одна – – память.

(2) Во время Великой Отечественной войны, в 1941 году, когда немцы окружили Ленинград, на позолоченный Адмиралтейский шпиль для маскировки натянули прочный чехол. (3) Зачехлили и трёхмачтовый кораблик-флюгер с надутыми парусами, венчающий шпиль на семидесятидвухметровой высоте. (4) И сам шпиль, который называют Адмиралтейской иглой, и кораблик на нём – – один из дорогих сердцу каждого ленинградца символов города.

(5) Однако снаряды, которыми забрасывали Ленинград фашисты, рвались в самом центре осаждённого города, и поэтому к лету 1943 года Адмиралтейский шпиль с флюгером уже посверкивал через множество прорех и дыр.

(6) Двое музыкантов, О.А. Фирсова и М.И. Шестаков, увлекавшиеся до войны альпинизмом, мужественно поднялись на шпиль и залатали прорехи. (7) Шпиль снова стал невидимым.

(8) Для людей, ослабленных голодом, работа на высоте – – труд неимоверно тяжёлый и очень опасный. (9) И вот, когда многочасовая работа была закончена и вконец уставшие мастера уже стали спускаться вниз, вдруг раздались крики ласточек. (10) Чехол закрыл под карнизом шпиля гнёзда. (11) Что было делать? (12) Да ничего другого, как спасать жизни!

(13) Оба музыканта-альпиниста были без сил. (14) Но распороли парусину и снова зашили, освободив гнёзда, а это ещё несколько часов изнурительной работы.

(15) Опустились верхолазы на землю едва живые, но счастливые. (16) Ласточки летали над родным городом. (17) Родные ласточки!

(по В.А. Бахревскому)

 

В каком предложении выражена основная мысль текста?

o 1)в 1-м предложении

o 2)в 4-м предложении

o 3)в 6-м предложении

o 4)в 17-м предложении

· (1)Плотники жили в строящемся Петербурге, на правом берегу Невы. (2) По имени реки, впадающей здесь в Неву, местность эта называется Охтой.

(3)Хотя и было приказано строить город из камня, но строились больше мазанки. (4)Рубили также дома из брёвен и брусьев. (5)Весь Петербург был покрыт щепками, потому что строили флот парусный и флот галерный. (6)Били сваи, укрепляли набережные, возводили мосты.

(7) Царь Пётр заботился о плотниках, часто бывал у них на Охте. (8)Однажды заехал он в дом плотника Ямщикова и видит: Ямщиков-старик метёт двор. (9)Странно это показалось царю. (10)Позвал он Ямщикова-сына и сказал: «Такая работа главе семейства и человеку старому неприлична».

(11)Ямщиков-сын ответил: «Государь, наше дело рабочее. (12)Я, когда сплю, так и во сне себя с топором вижу. (13)Руки у меня без дела висеть не привыкли. (14)Как ослабну и топором стучать не смогу, так тоже возьму метлу».

(15)«Рад я, что ошибся, − сказал Пётр, − иначе ощутили бы гнев мой. (16)Ведь непочитающие родителей – – самые неблагодарные люди».

(по В.Шкловскому)

В каком предложении выражена основная мысль текста?

o 1)в 7-м предложении

o 2)в 10-м предложении

o 3)в 11-м предложении

o 4)в 16-м предложении

· (1)Слово «фиа� � ко» происходит из итальянского языка и означает большую бутыль. (2)Однако почему «бутылка», и притом итальянская, стала обозначением неудачи?

(3)В позапрошлом веке в Италии жил знаменитый ко� � ик Бианконе� � ли. (4)Он был любимцем публики и часто появлялся на сцене с какой-нибудь вещью в руках. (5) Это могла быть и шляпа, и трость, и книга. (6)С их помощью он разыгрывал целые спектакли. (7)Зал не раз взрывался хохотом и аплодисментами. (8)И вот однажды, появившись с бутылью, Бианконе� � ли разыграл с ней очередную сценку. (9)Но его остро� � ы на этот раз оказались несмешными. (10)Выступление провалилось, и под свист недовольных зрителей бедный актёр закричал: «Это ты, фиа� � ко, всему виной!» (11)И с этими словами он разбил бутылку об пол.

(12)История неудачного выступления распространилась по Италии. (13)Возникло устойчивое выражение «фиаско Бианконе� � ли». (14)Так стали называть любую провалившуюся пьесу. (15)А затем слово «фиаско» в значении «провал» постепенно разошлось по всему миру.

(По Э. Вартаньяну)

Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль текста.

· (1)Сидели мы как-то в столовой. (2)Вдруг видим – – MathType@MTEF@5@5@+=feaaguart1ev2aqatCvAUfeBSjuyZL2yd9gzLbvyNv2CaerbuLwBLnhiov2DGi1BTfMBaeXatLxBI9gBaerbd9wDYLwzYbItLDharqqtubsr4rNCHbGeaGqipv0Je9sqqrpepC0xbbL8F4rqqrFfpeea0xe9Lq=Jc9vqaqpepm0xbba9pwe9Q8fs0=yqaqpepae9pg0FirpepeKkFr0xfr=xfr=xb9adbaqaaeGaciGaaiaabeqaamaabaabaaGcbaacbaqcLbCaqaaaaaaaaaWdbiaa=nbiaaa@381F@ с балкона Барсик, наш ручной барсук, в комнату входит, еле-еле идёт. (3)Мы так и ахнули: кто же его так искусал, изранил?! (4)Вся мордочка, грудь и передние лапы в крови.

(5)Папа из-за стола вскочил, побежал в кабинет за бинтом, за ватой, а мама на кухню поспешила за тёплой водой.

(6)Взяли мы барсучонка на руки. (7)А он – – MathType@MTEF@5@5@+=feaaguart1ev2aqatCvAUfeBSjuyZL2yd9gzLbvyNv2CaerbuLwBLnhiov2DGi1BTfMBaeXatLxBI9gBaerbd9wDYLwzYbItLDharqqtubsr4rNCHbGeaGqipv0Je9sqqrpepC0xbbL8F4rqqrFfpeea0xe9Lq=Jc9vqaqpepm0xbba9pwe9Q8fs0=yqaqpepae9pg0FirpepeKkFr0xfr=xfr=xb9adbaqaaeGaciGaaiaabeqaamaabaabaaGcbaacbaqcLbCaqaaaaaaaaaWdbiaa=nbiaaa@381F@ такой умница – – MathType@MTEF@5@5@+=feaaguart1ev2aqatCvAUfeBSjuyZL2yd9gzLbvyNv2CaerbuLwBLnhiov2DGi1BTfMBaeXatLxBI9gBaerbd9wDYLwzYbItLDharqqtubsr4rNCHbGeaGqipv0Je9sqqrpepC0xbbL8F4rqqrFfpeea0xe9Lq=Jc9vqaqpepm0xbba9pwe9Q8fs0=yqaqpepae9pg0FirpepeKkFr0xfr=xfr=xb9adbaqaaeGaciGaaiaabeqaamaabaabaaGcbaacbaqcLbCaqaaaaaaaaaWdbiaa=nbiaaa@381F@ и не сопротивляется, понимает, что ему зла не сделают, только тихонечко стонет.(8)Папа окунул вату в тёплую воду, начал осторожно кровь с шерсти смывать. (9)Провёл по грудке, глядит на вату, а на ней что-то густое, красное, на кровь не похоже. (10)Мама тоже на вату взглянула да как вскочит! (11)Побежала на балкон, кричит оттуда: «Ах, негодник, всё варенье разлил, весь пол в сладком!»

(12)Тут мы и вспомнили, что мама ещё утром варенье сварила и миску на пол балкона остудить поставила. (13)Вот Барсик и полакомился, да, видно, перестарался, даже раздулся весь и ходить не может, бедняга. (14)Долго потом мама этот случай никак забыть не могла, сердилась, что труды её даром пропали. (15)Случай с вареньем приучил всех нас ничего не класть на пол, когда в доме питомец.

(по Г.К.Скребицкому)

В каком предложении содержится основная мысль текста?

o 1)в предложении 7

o 2)в предложении 11

o 3)в предложении 14

o 4)в предложении 15

· (1)Однажды на гастролях, при разгрузке поезда с животными, слон Бэби чего-то испугался и наотрез отказался выходить из вагона. (2)Служитель цирка Николай гладил Бэби, чесал его за ухом, совал ему в рот морковь – – MathType@MTEF@5@5@+=feaaguart1ev2aqatCvAUfeBSjuyZL2yd9gzLbvyNv2CaerbuLwBLnhiov2DGi1BTfMBaeXatLxBI9gBaerbd9wDYLwzYbItLDharqqtubsr4rNCHbGeaGqipv0Je9sqqrpepC0xbbL8F4rqqrFfpeea0xe9Lq=Jc9vqaqpepm0xbba9pwe9Q8fs0=yqaqpepae9pg0FirpepeKkFr0xfr=xfr=xb9adbaqaaeGaciGaaiaabeqaamaabaabaaGcbaacbaqcLbCaqaaaaaaaaaWdbiaa=nbiaaa@381F@ ничего не помогало. (3)Николай вышел из терпения и стал колоть слона шилом и тянуть за ухо крючком. (4)Бэби ревел от боли, мотал головой, но не двигался. (5)К Николаю прибежали ещё восемь служителей с вилами и дубинками. (6)Они стали бить бедного Бэби, но слон не сделал ни шагу.

(7)В это время разыскали меня, я тотчас прибежал на выручку Бэби. (8)Обучая слона, я всегда старался действовать лаской, а не побоями. (9)Подойдя к вагону, я ласково позвал слона, он узнал знакомый голос и начал медленно выходить на перрон. (10)Я приблизился к Бэби, стал гладить его и дал ему сладкий апельсин. (11)Бэби подержал апельсин во рту и с ворчаньем выпустил воздух из хобота. (12)Мой голос и ласка успокоили животное, и слон пошёл за мной по пятам, как собака.

(13)Так я лаской добился того, чего не смогли добиться девять человек, вооружённых вилами и дубинками.

(по В. Дурову)

В каком предложении содержится основная мысль текста?

o 1)в предложении 1

o 2)в предложении 7

o 3)в предложении 8

o 4)в предложении 13

· (1)Отара овец спускалась с гор, с летних пастбищ, на зимовку в низины. (2)На полдороге чабан вдруг обнаружил, что нет в своре лучшей сторожевой собаки.

(3)– – Карабаш! – – звал чабан собаку. (4)Эхо далеко отдавалось в горах, а собака не отзывалась.

(5)«Наверное, издохла, − подумал чабан. – – Собака, чувствуя свою кончину, уходит от хозяина».

(6)Погоревал, погоревал чабан, а там и забылось. (7)Через несколько дней после пропажи собаки чабан не нашёл своей бурки: должно быть, позабыл её на летней стоянке. (8)Чабан пожалел и о бурке.

(9)Ранней весной овечье стадо снова поднялось в горы, здесь чабан увидел свою бурку, а возле неё Карабаша, пропавшую собаку. (10)Чабан понял всё: собака осталась сторожить бурку.

(11)Вокруг бурки и собаки вся трава была измята, обгрызана. (12)И сама собака была другая: остались от неё кости и кожа, да клочьями торчала бурая свалявшаяся шерсть.

(13)– – Карабаш! – – кинулся к собаке чабан, доставая из сумки хлеб. (14)Но собака не приняла ни хлеба, ни ласки. (15)Она отчуждённо ощерила зубы. (16)Потом ушла, поджав хвост, не оборачиваясь на зов. (17)Она выполнила свой долг, но не могла простить хозяину забывчивости.

(по Л. Гурунцу)

В каком предложении выражена основная мысль текста?

o 1)в 6-м предложении

o 2)в 9-м предложении

o 3)в 10-м предложении

o 4)в 17-м предложении

· (1)У наших знакомых жила овчарка Леда. (2)Как-то раз хозяин вышел со своей любимицей на прогулку и обнаружил у дверей крошечного котёнка. (3)При появлении собаки храбрый котёнок зашипел. (4)Его спинка выгнулась дугой, редкая шёрстка поднялась дыбом. (5)Леда не обиделась, а начала нежно вылизывать малыша. (6)Сердце хозяина дрогнуло, и кот поселился в квартире. (7)Ему дали грозную кличку Полкан.

(8)Прошло время, Полкаша подрос. (9)Как-то на обед жена хозяина испекла оладьи. (10)Вышла из кухни на минутку, чтобы позвать мужа с детьми к столу. (11)Возвращается она на кухню и видит необычную картину. (12)Полкан сидит на столе, аккуратно поддевает оладьи когтём и сбрасывает по одной со стола. (13)А у стола сидит Леда, ловит на лету оладьи и мгновенно их проглатывает. (14)И так у них слаженно получается!

(15)Помнил кот добро, добром отвечал, хоть и животное. (16)Поэтому хозяева, конечно, наказывать друзей не стали.

(По А. Казакевичу)

 

Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль текста.

· (1)В 1931 году в Москве строили метро. (2)Строители вели под землёй тоннель и вдруг натолкнулись на водянистую землю. (3)Мягкая почва, а не возьмёшь никак: вода кругом сочится, ручьями бежит. (4)Что делать?

(5)Стали думать, как тоннель вести, предлагали разные способы. (6)Выходило или дорого, или ненадёжно, а рисковать нельзя: под землёй люди, машины. (7)Помогли строителям шахтёры: они уже раньше проводили тоннели в таком опасном грунте. (8)Заморозили подземное болото с помощью холодильных машин, и оно стало совсем твёрдым. (9)А потом вели тоннель, как обычно, только стены укрепляли прочнее. (10)Когда земля оттаяла, вода уже не смогла просочиться в тоннель. (11)Так впервые мороз помог московским метростроевцам.

(12)С тех пор этим способом пользовались много раз. (13)Особенно помог мороз метростроевцам в Ленинграде, нынешнем Петербурге. (14)В тех местах почва болотистая, много подземной воды, но испытанный способ не подвёл. (15)Теперь в Петербурге прекрасное метро!

(По М. Садовскому)

 

Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль текста.

· (1)Названия предметов возникают по-разному. (2)Иногда они могут появиться даже из …путаницы!

(3)Издавна в тёплых странах обитал лев – – большой, красивый зверь. (4)По всему миру шла слава о крупном могучем хищнике. (5)Разные народы называли его по-разному. (6)Греки называли льва «ле� � н», тюрки (предки азербайджанцев, казахов, киргизов, татар) – – «асла� � ». (7)Предки русского народа – – древние славяне – – с тюрками тесно общались: и торговали, и беседовали, и воевали. (8)Тюрки рассказали нашим предкам, что есть такой большой и страшный зверь – – асла� � . (9)Подивились русичи, пожалели, что эдакую диковину не видели. (10)А ещё знали они от греков, что есть в далёких землях другой зверь, тоже большой, сильный и страшный. (11)У него хвост спереди и хвост сзади, величиной он с небольшую гору. (12)И называют его так сложно, и не выговоришь… (13)Может, это тот самый?

(14)Так наши предки перепутали двух крупных животных и стали словом «асла� � » (лев) называть слона! (15)Первая буква постепенно отпала, и из «асла� � а» получился «слон». (16)А льва русские стали называть так же, как греки: «ле� � н» – – лев.

(По С. Лавровой)

 

Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль текста.

· (1)Все мы считаем железо прочным материалом. (2)Недаром грандиозные мосты, вокзалы строят почти целиком из железа. (3)Но этот самый прочный материал в то же время самый непрочный. (4) Мост из железа с лёгкостью выдерживает тяжёлые вагоны. (5)Но он боится малейшей сырости, дождя, тумана. (6)Чем больше в воздухе сырости, тем скорее погибает железо от ржавчины. (7)Ржавчина – это та «болезнь», которая незаметно разрушает самые прочные железные сооружения. (8)Вот почему так мало дошло до нас древних железных изделий.

(9)Как же спасти железо от сырости? (10)Держать его сухим? (11)Но есть вещи, которые невозможно держать всегда сухими. (12)Чайник, ванна, ведро волей-неволей намокают. (13)А железную крышу ещё труднее спасти от сырости. (14)Не станешь же после дождя вытирать её полотенцем!

(15)Верный способ спасти железо от ржавчины − это покрыть его слоем другого вещества, которое не пропускает сырости. (16)Например, слоем олова. (17)Получается красивая белая жесть, из которой делают банки для леденцов, коробки для консервов и недорогие чайники.

(По М. Ильину)

 

Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль текста.

· (1)Дереву одному из первых человек дал название. (2)Деревья всегда окружали человека, первобытные люди даже почитали большие деревья как богов. (3)В языках многих народов слова, которые обозначают дерево, похожи.

(4)В Древней Греции деревянное копьё называлось «до� � и». (5)У балтийских племён «дэ� � ва» – – это сосна, в кельтском «дэ� � вос» – – дуб. (6)Древнеиндийские народы называли дерево «да� � у». (7)Все эти слова произошли от одного корня – – «дэр», означавшего «то, что выдирают» из земли, освобождая её под пашню.

(8)Множество хорошо знакомых нам слов – – родственники слова «дерево». (9)Например, слово «деревня». (10)Сначала оно обозначало очищенное от деревьев место, которое использовали для земледелия. (11)Затем значение расширилось и деревней стали называть место для селения людей. (12)Слова «здоровье», «здравствуй» также связаны с деревьями. (13)Дерево – – символ мощи, поэтому крепкого человека называли здоровым, то есть таким же сильным, как дерево. (14)Значит, сейчас, когда мы здороваемся, говорим человеку «здравствуй», мы желаем ему такой же мощи и долголетия, как у дерева.

(По С. Лавровой)

Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль текста.

Умение составлять план

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.