Сделай Сам Свою Работу на 5

Проблемы изучения психики как предмета психологии.





Проблемы понимания психического

Согласно современным представлениям психика определяется как форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении (деятельности) регулятивную функцию.

Однако в настоящее время данная трактовка психического считается устаревшей и тормозящей развитие психологии как науки. Причины этого:

- предметом науки может быть только самостоятельно существующий феномен, а не свойство чего-либо;

- не устраивает трактовка психики как только отражения. Это не соответствует современному уровню психологических знаний, создаёт непреодолимые трудности в развитии психологии.

Необходимо новое, понимание предмета психологии, позволяющее включить в сферу исследования психическую реальность во всех её проявлениях. Многие учёные и философы критикуют сведение психических феноменов к биологическим, либо социальным, либо логическим.

В.И.Вернадский обосновывал возможность рассмотрения психики как космопланетарного феномена. К.Г.Юнг говорил о трансперсональности психического. И.Волков - о невещественной биополевой природе психики, о понимании её как высокоорганизованной энергии и информации. При этом не отрицается, что сознание – функция высокоорганизованного вещества мозга.



По мнению В.Мазилова психика напоминает зеркало: каждый видит в нём своё отражение. Современная психология по мнению ряда учёных зашла в тупик: психологи разных школ и направлений плохо понимают друг друга. Необходимо договориться и определить, что мы понимаем под психической реальностью и какова природа психики. Научные исследования по предмету психологии позволяют отстоять единство нашей науки и приблизиться к «Великой тайне человеческой души» (Мазилов).

Класс явлений, принадлежащих психике, не является единым и монолитным. Можно выделить несколько областей субъективной реальности, взаимосвязанных друг с другом, но различных по своей природе: осознаваемая субъективная реальность, бессознательные процессы, структура индивидуальных психических свойств, внешне наблюдаемое поведение, которые важны для психологов в качестве предметов изучения. Психика является предметом изучения не только психологии, но и других наук.



Функции психики

Б.Ф.Ломов выделил 3 основные функции психики: познавательную, регулятивную, коммуникативную.

Познавательная функция служит человеку для построения «внутренней модели мира», включающей индивида в его взаимодействие со средой. Это обеспечивается познавательными психическими процессами.

Регулятивная функция служит для регуляции индивидуального поведения на основе отражения внешней реальности и соотнесения её с потребностями человека. Психические процессы, обеспечивающие регуляцию разнообразны и разнородны. Это мотивационные процессы, процессы планирования и целеполагания, принятия решений, эмоциональные.

Коммуникативная функция обеспечивает передачу информации от одного человека к другому, координацию совместной деятельности, установление отношений между людьми. Основные процессы, обеспечивающие коммуникацию – речь и невербальное общение.

Я.А.Пономарёв выделяет 2 функции психики: творчество (создание новой реальности) и адаптацию (приспособление к существующей реальности)

 

Основные признаки психики

Психика представляет собой сложную систему, состоящую из отдельных подсистем. Её элементы иерархически организованы и очень изменчивы. Основными признаками психики по Б.Ф.Ломову являются системность, целостность, нерасчленённость.

Система – множество элементов, взаимодействующих на основе определённого отношения, делающего структуру данного множества необходимым и достаточным условием появления новой вещи (качества) как элемента иного множества.



Структура системы – совокупность устойчивых связей элементов системы, обеспечивающих её целостность и стабильность в пространстве и времени.

Психика представляет собой многоуровневую иерархию психических функциональных систем, обеспечивающих поведение разного уровня сложности. Психика не только многоуровнева, но и многомерна: у неё множество свойств и функций. Психика как система обладает определённой организацией. В ней условно выделяют психические процессы, психические состояния, психические свойства. Они образуют основной понятийный каркас, на котором строится здание современной психологии. Деление психических явлений на отдельные виды чрезвычайно условно. Психика не только целостна, но и нерасчленима.

 

Критерии наличия психики.

Проблема состоит в том, чтобы найти объективный критерий существования психики. Существует 2 группы теорий, делающих попытку определить критерии наличия психики:

  1. по внешним критериям – по принадлежности к определённому классу объектов. В этой группе подходов выделяют 3 направления:

- панпсихизм ( душой наделена вся природа)

- биопсихизм ( душой наделено всё живое, включая растения)

- антропопсихизм ( душой наделён только человек)

2. по внутренним критериям. Существовали различные попытки выделения внутренних критериев наличия психики: способность к поисковому поведению, к гибкому приспособлению к среде, к индивидуальному научению, к проигрыванию действий во внутреннем плане. Наиболее распространение и признание в отечественной психологии получила точка зрения А.Н.Леонтьева. В качестве объективного критерия психики он предлагает рассматривать способность живых организмов реагировать на биологически нейтральные воздействия, т.е. те виды энергии или свойства предметов, которые непосредственно не участвуют в обмене веществ. Отражение биологически нейтральных стимулов неразрывно связано с качественно иной формой активности живых существ – поведением. Это вставленная активность между актуальной ситуацией и биологическим витальным фактом – обменом веществ. Смысл поведения – обеспечить биологический результат там, где условия не позволяют ему реализоваться сразу.

В этой связи вводятся 2 понятия:

- раздражимость – способность живых организмов реагировать на биологически значимые воздействия;

- чувствительность – способность организмов отражать воздействия биологически нейтральные, но объективно связанные с биотическими свойствами.

Когда речь идёт о чувствительности, отражение имеет два аспекта – объективный и субъективный. Объективный – двигательная реакция на объект. Субъективный – внутреннее переживание, ощущение данного объекта. Раздражимость субъективного аспекта не имеет. Субъективная форма отражения впервые появляется вместе с реакциями на абиотический раздражитель.

Ощущение как элементарная форма психического – необходимое условие условного приспособительного акта. Оно ориентирует организм относительно значимых условий среды.

Т.о., психика обеспечивает более эффективное приспособление к среде. Возникновение и развитие психики в живом мире подчинялось действию общего закона эволюции, согласно которой закрепляется то, что биологически полезно.

Возникновение психики

По предположению А.Н.Леонтьева психика возникла при переходе организмов из гомогенной в дискретную, вещно оформленную среду.

Главные тенденции развития психики:

- усложнение форм поведения;

- совершенствование способности к индивидуальному научению;

- усложнение форм психического отражения.

Периодизация эволюционного развития психики:

1. стадия элементарной сенсорной психики;

2. стадия перцептивной психики;

3. стадия интеллекта.

 

 

Вопросы к экзамену по курсу «Методологические основы психологии» для студентов ОЗО

 

1. Определение методологии науки. Предмет и назначение методологии науки.

3. Уровни методологического анализа.

4. Функции методологии.

5. История становления методологии науки.

6.Значение методологических знаний для профессиональной деятельности специалиста.

7.Определение понятия «наука». Роль науки в современном мире. Сциентизм и антисциентизм.

8. Классификация наук.

9. Формы познания действительности: научное знание, обыденное знание, художественное знание, религиозное знание.

10. Специфические особенности научного познания.

11. Основные формы научного знания: факты, научные проблемы.

12. Основные формы научного знания: научные идей, гипотезы.

13. Основные формы научного знания: теории, законы.

14. Определение психологии как науки. Специфика психологии как науки.

15. Особенности психологического знания. Специфика методологии психологии.

16. Объяснительные принципы психологии. Общая характеристика.

17. Объяснительные принципы психологии: принцип взаимодействия и развития, принцип детерминизма.

18. Объяснительные принципы психологии: принцип целостности, принцип активности, принцип субъектности.

19. Объяснительные принципы психологии: принцип единства сознания и деятельности, принцип реконструкции.

20. Проблема объекта психологии.

21. Проблема предмета психологии.

22. Современные проблемы понимания психического.

23. Понимание психического К.Г.Юнгом.

24. Методологический анализ научной ситуации в психологии.

25. Функции психики.

26. Основные признаки психики.

27. Критерии существования психики.

28. Возникновение и развитие психики.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.