Сделай Сам Свою Работу на 5

МОДЕЛЬ КОНФЛИКТНОГО ПРОЦЕССА





Начала конфликта связано по меньшей мере с тремя условиями:

1) Первый его участник сознательно и активно действует в ущерб другому участнику путём физических действий, демаршей, заявлений и т.д.;

2) Второй участник сознаёт, что эти действия направлены против него;

3) Второй участник в ответ предпринимает активные действия против инициатора конфликта; с этого момента можно считать, что конфликт начался.

Перечень элементов конфликта:

1) Два участника или две стороны конфликта;

2) Взаимонесовместимость ценностей и интересов сторон;

3) Поведение, направленное на уничтожение планов, интересов противоположной стороны;

4) Применение силы для влияния на другую сторону;

5) Противопоставленность действий, поведения сторон;

6) Стратегии и тактики конфликтного взаимодействия;

7) Личностные особенности участников: агрессивность, авторитетность.

8) Характер внешней среды, присутствие третьего лица и т.д.

 

Конфликтная ситуация - первоначальный, предконфликтный этап приведения в действия причины конфликта.

Критерии конфликта:

1) Взаимозависимость сторон, т.е. обе стороны зависят друг от друга, активность одного человека обусловливает действия другого человека, таким образом, происходит взаимодействие сторон;



2) Осознание ситуации как конфликтной, т.е. одна или обе стороны оценивают чужие действия как преднамеренно враждебные с целью помешать достижению желаемых целей или унизить;

3) Выбор стратегии дальнейшего поведения: поиск компромисса или рационально приемлемого решения либо эскалация конфликта, усиление борьбы, например, от борьбы точек зрения переходят к борьбе личности, затем к борьбе групп и насилию.

Конфликт - такой вид взаимодействия, где результат принадлежит всем участникам конфликта, свой вклад в конфликт носит каждый участник.

Предмет конфликта – это то основное противоречие, из-за которого и ради разрешения которого стороны вступают в борьбу.

 

 

МЕТОДЫ И СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИЕЙ

В ходе конфликта осуществляется рефлексия – отражение в сознании субъекта собственного и чужого поведения, представление о дальнейших планах противника, а так же предвидение его поступков. Это важный элемент субъективной стороны конфликта.



Существует пять основных стратегий разрешения конфликтов, разработанных в 1972 году К.У. Томасов и Р.Х. Килменном.

1. Уклонение.

2. Сглаживание.

3. Принуждение.

4. Компромисс.

5. Решение проблемы.

В конфликтной ситуации нельзя:

· Критически оценивать партнёра;

· Приписывать ему низменные или плохие намерения;

· Демонстрировать знаки превосходства;

· Обвинять и приписывать ответственность только клиенту;

· Игнорировать его интересы;

· Видеть всё только со своей позиции;

· Уменьшать заслуги партнёра и его вклад;

· Преувеличивать свои заслуги;

· Раздражаться, кричать, нападать;

· Задевать «болевые точки» и уязвимые места партнёра;

· Обрушивать на партнёра множество претензий.

Методика переговоров состоит из четырёх шагов:

1. Договоренность о встрече с человеком, с которым вы конфликтуете;

2. Организация места встречи;

3. Встреча;

4. Соглашения.

Первым признаком мудрого поведения - открытость ума. Человек с открытым умом настроен на понимание доводов и аргументов, которые ему самому не пришли бы в голову. Он как бы открыт для восприятия того, что не видит сам по своей позиции.

Второй признак мудрости - позитивное отношение к оппоненту. Как обычно ведут себя люди в конфликте по отношению друг к другу? Это- столкновение интересов, ценностей. Конфликт всегда возникает, когда ущемляются интересы, либо нам кажется, что их ущемляют. И кто это делает- враг.

Третий признак мудрого человека- рациональное мышление. Если конфликт не разрешается, то сильно ухудшается либо разрываются отношения.



Четвёртый признак мудрости- сотрудничество. Типичное поведение в конфликте – стремление к одностороннему выигрышу, ориентация на стандартную победу, где есть победитель и побеждённый.

Кодекс поведения в конфликте

· Дайте партнёру «выпустить пар».

· Потребуйте от него спокойно обосновать претензии.

· Сбивайте агрессию неожиданными приёмами.

· Не давайте ему отрицательных оценок, а говорите о своих чувствах.

· Попросите сформулировать желаемый конечный результат и проблему как цель препятствий.

· Предложите клиенту высказать свои соображения по разрешению возникшей проблемы и свои варианты решения.

· В любом случае дайте партнёру сохранить своё лицо.

· Отражайте как эхо смысл его высказываний и претензий.

· Держитесь как на острие ножа в позиции «на равных».

· Не бойтесь извиниться, если чувствуйте свою вину.

· Ничего не надо доказывать.

· Замолчите первым.

· Не характеризуйте состояние оппонента.

· Уходя, не хлопайте дверью.

· Говори, когда партнёр остыл.

· Независимо от результата разрешения конфликта старайтесь не разрушить отношения.

 

Модуль 6. Профессиональная деформация личности юриста

План лекционного занятия

1. Кризисы профессионального становления.

2. Причины возникновения, виды профессиональной деформации, пути преодоления профессиональной деформации.

3. Влияние профессиональной культуры на кризисы профессионального становления юриста.

4. Синдром «эмоционального выгорания».

Основные понятия

Профессиональные деструкции,профессиональные деформации, синдром «эмоционального выгорания».

Контент лекции

Анализ современных исследований по проблемам психологии профессиональной деятельностипозволяет утверждать, чтоосвоение профессии неизбежно сопровождается изменениями в качествах личности как субъекта деятельности. Одним из концептуальных положений профессионального становления личности (Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, В.Н. Козлов, Н.В. Кузьмина, А.К.Маркова, Л.М. Митина, В.Д. Шадриков и др.) является утверждение, что многолетнее выполнение любой профессиональной деятельности не только развивает профессионально важные качества, но и создает предпосылки для возникновения деформаций личности, снижающих продуктивность осуществления трудовых функций, а иногда и затрудняющих этот процесс.

Значительную часть негативных новообразований, сопровождающих профессионализацию, составляет группа изменений, которую определяют как профессионально обусловленные деструкции. Профессиональные деструкции – это разрушение, изменение или деформация сложившейся психологической структуры личности в процессе профессионального труда, которые снижают продуктивность выполнения деятельности, негативно влияют на мотивацию и профессиональную позицию.

А.К. Маркова на основе обобщения исследований нарушения профессионального развития личности выделила следующие тенденции профессиональных деструкций:

отставание, замедление профессионального развития сравнительно с возрастными и социальными нормами:

дезинтеграция профессионального развития, распад профессионального сознания и как следствие – нереалистические цели, ложные смыслы труда, профессиональные конфликты;

низкая профессиональная мобильность, дезадаптация;

рассогласованность отдельных звеньев профессионального развития, (например, мотивация к профессиональному росту есть, но мешает отсутствие целостного профессионального сознания);

ослабление ранее имевшихся профессиональных способностей профессионального мышления;

искаженное профессиональное развитие, появление ранее отсутствовавших негативных качеств, отклонений от социальных и индивидуальных норм профессионального развития, меняющих профиль личности;

появление деформаций личности (например, эмоционального истощения и выгорания, а также ущербной профессиональной позиции);

прекращение профессионального развития из-за профессиональных заболеваний или потери трудоспособности.

К профессиональным деструкциям относятся профессиональные деформации, профессионально обусловлено акцентуации, выученная беспомощность, профессиональная отчужденность и стагнация.

Любая профессиональная деятельность уже на стадии ее освоения, а в дальнейшем и при выполнении, деформирует личность. По мере профессионализации успешность выполнения деятельности начинает определяться набором профессионально важных качеств, которые годами «эксплуатируются». Отдельные из них постепенно трансформируются в профессионально нежелательные. Некоторые функционально-нейтральные свойства личности, развиваясь, могут трансформироваться в профессионально отрицательные качества. Результатом всех этих психологических метаморфоз становится деформация личности специалиста.

Профессиональные деформации – изменение уровня выраженности профессионально важных качеств под влиянием содержания деятельности и индивидуально-психологических особенностей личности.

В наибольшей степени профессиональным деформациям подвержены профессии типа «человек - человек». Это вызвано, по мнению С.П. Безносова, тем, что общение с другим человеком обязательно включает и его обратное воздействие на субъект данного труда. Профессиональные деформации по - разному выражаются у представителей различных профессий.

Исследователи С.П. Безносов, Р.М. Грановская, Л.Н. Корнеева, А.К.Маркова отмечают, что в наибольшей степени профессиональные деформации развиваются у представителей социономических профессий, постоянно взаимодействующих с людьми: врачей, педагогов, юристов, работников сферы обслуживания, правоохранительных органов, госслужащих и др.

По мнению этих же авторов у представителей социономических профессий профессиональные деформации могут проявляться на четырех уровнях (приложение № 7).

Следствием всех этих деформаций являются психическая напряженность, конфликты, кризисы, снижение продуктивности деятельности личности, неудовлетворенность жизнью и социальным окружением.

Особенно следует выделить профессиональную деформацию личности, которая может выражаться в проявлении равнодушия, безразличия, утрате чувствительности к человеческой беде, горю, переживаниям, нравственно - психологическим ранам; в грубости, властности; самодовольстве; завышенной самооценке; утрате профессиональной бдительности (приложение № 8).

В практической деятельности зачастую смешиваются два разнородных явления: профессионально деформированные работники, по сути, беспомощные и неподготовленные к конфликтным и стрессовым обстоятельствам, с одной стороны, и работники, называемые профессионалами, т.е. лица, сознательно использующие профессионально-тактические и психологические приемы воздействия на человека в рамках дозволенных законов.

К числу профессиональных симптомокомплексов, сопровождающих процессы профессиональной деформации, независимо от типологии, относится синдром «эмоционального выгорания» - сложный психофизиологический феномен, который определяется как эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за продолжительной эмоциональной нагрузки, выражается в депрессивном состоянии, чувстве усталости и опустошенности, недостатке энергии и энтузиазма, утрате способностей видеть положительные результаты своего труда, отрицательной установке в отношении работы и жизни вообще. Описанные основные проявления профессионального «эмоционального выгорания» сводятся к следующему: в физическом отношении человек постоянно чувствует усталость, отсутствие сил, сниженный энергетический тонус, у него падает работоспособность и появляются различные симптомы физических недомоганий, головные боли, бессонница, потеря аппетита или склонность к перееданию, злоупотреблению успокаивающими или возбуждающими средствами до хронических нервно-психических заболеваний, приводящих к совершению деструктивных действий в процессе выполнения служебных обязанностей.

В сущности, происхождение «эмоционального выгорания», видимо, невозможно однозначно связать с теми или иными личностными или ситуационными факторами, скорее оно является результатом сложного взаимодействия личностных особенностей человека, ситуации его межличностных отношений и его профессиональной и рабочей ситуации, в которой он находится. В результате происходят нарушения и деформация личности специалистов, снижается результативность труда в целом, что говорит о необходимости профилактики и психокоррекции эмоционального и психического состояния юристов.

Исследований показывают, что выгорание относительно стабильно во времени и этот синдром включает в себя три основные составляющие: эмоциональную истощенность, деперсонализацию (цинизм), редукцию профессиональных достижений.

Под эмоциональным истощением понимается чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой.

Деперсонализация предполагает циничное отношение к труду и объектам своего труда. В частности, в социальной сфере деперсонализация предполагает бесчувственное, негуманное отношение к клиентам, приходящим для лечения, консультации, получения образования и других социальных услуг. Клиенты воспринимаются не как живые люди, а все их проблемы и беды, с которыми они приходят к профессионалу, с его точки зрения, есть благо для них.

Редукция профессиональных достижений – возникновение у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней.

Основная идея исследований М. Belter заключается в том, что выгорание – результат несоответствия между личностью и работой. Им предлагается шесть сфер такого несоответствия:

1. Несоответствие между требованиями, предъявляемыми к работнику, и его ресурсами. Основным является предъявление повышенных требований к личностям и ее возможностям. Выгорание может привести к ухудшению качества работы и разрыву взаимоотношений с коллегами.

2. Несоответствие между стремлением работников иметь большую степень самостоятельности в своей работе, определять способы достижения тех результатов, за которые они несут ответственность, и жесткой и нерациональной политикой администрации в организации рабочей активности и контролем за ней. Результат этой активности - возникновение чувства бесполезности своей деятельности и отсутствие ответственности за нее.

3. Несоответствие работы и личности ввиду отсутствия вознаграждения, что переживается работником как непризнание его труда.

4. Несоответствие личности и работы ввиду потери чувства положительного взаимодействия с другими людьми в рабочей среде. Люди процветают в сообществе и лучше функционируют, когда они получают одобрение, утешение, поддержку, радость, хорошее настроение от тех людей которых они любят и уважают.

5. Несоответствие между личностью и работой может возникнуть при отсутствии представления о справедливости на работе. Справедливость обеспечивает признание и закрепление самоценности работника.

6. Несоответствие между этическими принципами и принципами личности и требованиями работы.

Для решения данной проблемы требуется проведение планомерной работы по расширению потенциальных возможностей подготовки юристов, способных в полной мере выполнять ставящиеся перед ними профессиональные задачи.

Объективными характеристиками деформации у юристов следует считать:

кризис мотивации профессиональной деятельности;

устойчивую (хроническую) потерю психической и физической работоспособности;

снижение эмоциональной (стрессовой) устойчивости;

снижение общих интеллектуальных, в том числе профессионально значимых интересов.

Основные условия блокирующие развитие профессиональной деформации представлены в приложении № 9.

Среди мероприятий по предупреждению деформации личности можно выделить следующие:

повышение психолого-педагогической культуры юристов;

повышение квалификации в учреждениях дополнительного профессионального образования;

совершенствование профессиональной и психологической подготовки юристов и использование специальных психологических методов снятия психической усталости, предупреждения профессиональной деформации;

проведение психотерапевтических сеансов и занятий по аутотренингу в комплексе с другими методами психологической разгрузки.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите причины возникновения и виды профессиональной деформации.

2. Используя глоссарий, изучите деструкции: акцентуация, профессиональная отчужденность и стагнация.

3. Используя интернет-ресурсы, ознакомьтесь с синдром «эмоционального выгорания».

4. Каковы пути преодоления профессиональной деформации субъектов юридической деятельности?

 

План семинарского занятия

Проблемные вопросы

1. Профессиональная деформация личности – реальность или вымысел профессиональной деятельности?

2. Почему профессиональную деформацию личности юриста чаще всего отождествляют с нравственной профессиональной деформацией?

3. Какие основные признаки профессиональной деформации личности присущи профессии юриста?

Рекомендуемая литература

1. Зеер Э.Ф. Психология профессий. – Екатеринбург: УГППУ, 1997. – 244 с.

2. Романов В.В. Юридическая психология: учебник. – 2-е изд., перераб и доп.. – М.: Юрист, 2005. – 588 с.

3. Сыманюк Э.Э. Психология профессионально-обусловленных кризисов. – М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж: Изд-во НПО «Модэк», 2004. – 320 с.

4. Толочек В.А. Современная психология труда: учебное пособие. –2-е изд. – Спб.: Питер, 2008. – 432 с.

5. Шерменёв М.А. Понятие «деформация правосознания»: историко-теоретический аспект. // Юридическая наука в трудах молодых ученых: сб. науч. ст. – Владимир, 2004. – С. 16-28.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. // Российская газета. – 1993.– 25 дек. (№ 237)

2. Декларация прав и свобод человека и гражданина: утв. постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 нояб. 1991г. (№1920-1) // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. – 1991. – 26 дек. – № 52. – Ст. 1865.

3. Всеобщая декларация прав человека: принята 10 дек. 1948 г. // Сборник международных документов. – Вып.1. – М., 1989.

4. Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 1994 г. – №12.

5. Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (“Пекинские правила”) // Права человека и судопроизводство... С. 184–203.6. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными // Права человека и судопроизводство… С. 214–227.7. Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка // Права человека и судопроизводство: Собр. междунар. док. Вена, 1996. С. 174–178.

8. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.): с изм. на 11 мая 1994 г. // СПС Консультант Плюс.

9. Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Вступила в силу 26 июня 1987 г. // СПС Консультант Плюс.

10. Основные принципы, касающиеся независимости судебных органов по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, принятые VII Конгрессом ООН 6 сентября 1985 г. // СПС Консультант Плюс.

11. Рекомендация (94) 12 Комитета Министров государств – членов Совета Европы по независимости, эффективности и роли судей, принятая 13 октября 1994 г. // СПС Консультант Плюс.

12. Общий кодекс правил для адвокатов стран Европейского Сообщества // СПС Консультант Плюс.

13. О дисциплинарном судебном присутствии: федеральный конституционный закон от 9 нояб. 2009 г. (№4-ФКЗ) // Справочная правовая система «Консультант».

14. О Конституционном Суде Российской Федерации: федеральный конституционный закон РФ от 21 июля 1994 г. (№ - ФКЗ): с изм. и доп. на 2 июня 2009 г. (№2-ФКЗ) // Российская газета. – 1994.– 23 июля. 15. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: принят 18 дек. 2001 г. // СПС Консультант Плюс. 16. Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации: федеральный закон от 31 мая 2002 г. (№63-ФЗ): с изм. и доп. на 23 июня 2008 г. (№160 – ФЗ) // Российская газета. – 2002. – 5 июня. 17. Об органах судейского сообщества в Российской Федерации: федеральный закон от 14 марта 2002 г. (№30-ФЗ): с изм. и доп. на 28 нояб. 2009 г. (№296 – ФЗ) // Российская газета. – 2002. – 19 марта. 18. О статусе судей в Российской Федерации: закон Российской Федерации от 26 июня 1992 г. (№ 3132-1): с изм. и доп. на 28 нояб. 2009 г. (№ 296 – ФЗ) // Российская газета. – 1995.– 27 июня. 19. О прокуратуре Российской Федерации: федеральный закон РФ от 17 янв. 1992 г. (№ 2202-1): с изм. и доп. на 28 нояб. 2009 г. (№303 -ФЗ) //Российская газета. – 1995.– 25 нояб. 20. Положение о службе в органах внутренних дел: утв. постановлением Верховного Совета Российской Федерации 23 окт. 1992 г. (№4202-1): с изм. и доп. на 25 дек. 2008 г. (№ 280 - ФЗ) // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. – 1993.– №2. – Ст. 70. 21. О правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ: указ Президента Российской Федерации от 5 июня 2003 г. (№613): с изм. и доп. на 26 апр. 2009 г. (№457) // Российская газета. – 2003. – 11 июня. 22. Общие принципы служебного поведения государственных служащих: утв. Указом Президента Российской Федерации от 12 авг. 2002 г. (№885): в ред. Указа Президента Российской Федерации от 16 июля 2009 г. (№814) // СПС Консультант Плюс. 23. О порядке отбора граждан на службу (работу) в органы внутренних дел Российской Федерации: приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 19 мая 2009 г. (№386) // СПС Консультант Плюс.24. Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел РФ: утв. приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24 дек. 2008 г. (№1138) // СПС Консультант Плюс. 25. Об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства: приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 20 нояб. 2007 г. (№185): с изм. от 26 мая 2008 г. (№98) // СПС Консультант Плюс. 26. Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия: приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 6 сент. 2007 г. (№136) // СПС Консультант Плюс. 27. Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания: приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 06 сент. 2007 г. (№137) // СПС Консультант Плюс. 28. Положение о порядке работы квалификационных коллегий судей: утв. Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации 22марта 2007 г. // Вестник Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации. – 2007. – №2(12). 29. О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений квалификационных коллегий судей о привлечении судей судов общей юрисдикции к дисциплинарной ответственности: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 мая 2007 г. (№27) // СПС Консультант Плюс.30. Об улучшении организации судебных процессов и повышении культуры их проведения: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 07 февр.1967 г. (№35): с изм. и доп. на 25 окт. 1996 г. (№10) // СПС Консультант Плюс. 31. Кодекс судейской этики Российской Федерации: утвержден VI Всероссийским съездом судей 2 дек. 2004 г. // СПС Консультант Плюс. 32.Кодекс профессиональной этики адвоката: принят первым Всероссийским съездом адвокатов 31 янв. 2003 г.: с изм. и доп. от 5 апр. 2007 г. // Российская газета. – 2005. – 5 окт. 32. 6.4. Интернет-ресурс

33. Кодекс профессиональной этики нотариусов РФ.Сайт Федеральной нотариальной палаты: www.notariat.ru

34. Кодекс чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел. Сайт: www.petrovka-38.ru.

 

 

Основная

1. Аракелов Ю.С., Джегутанов Б.К., Олейников В.С. Профессиональная этика юриста: ответы на экзаменационные билеты. – СПб., 2006.

2. Горелов А.А. Этика: Учебное пособие /А.А. Горелов, Т.А. Горелова. – М., 2007.

3. Горский Г.Ф., Кокорев Л.Д., Котов Д.П. Судебная этика. – Воронеж, 2002.

4. Голубева Г.А. Этика: Учебник / Г.А. Голубева. – М., 2007.

5. Гуревич П.С. Этика: Учебник для студентов вузов / П.С.Гуревич. – М., 2006.

6. Дубко Е.Л. История европейской этики: Учеб. пособие для вузов / Е.Л. Дубко. – М., 2007.

7. Кобликов А.С. Юридическая этика: Учебник для вузов. – М., 2003*.

9. Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов. Учебник. – М., 2005*.

10. Разин А.В. Этика: Учебник для вузов. – М., 2006

___________________

* Литература, имеющаяся в библиотеке АНО ВПО МОСИ

 

Дополнительная

1. Анисимов С.Ф. Мораль и поведение. – М., 1995.

2. Апресян Р.Г. Постижение добра. – М., 1986.

3. Бердяев Н.А. О назначении человека. – М., 1993.

4. Барщевский М.Ю. Адвокатская этика. – М., 2000.

5. Валеев Д.Ж. Происхождение морали. – Саратов, 1981.

6. Вейсс Ф.Р. Нравственные основы жизни. – М., 1994.

7. Волченко Л.Б. Добро и зло как этические категории. – М., 1975.

8. Дробницкий О.Г. Понятие морали. – М., 1990.

9. Коган Л.И. Цель и смысл жизни человека. – М., 1984.

10. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. - М., 1991

11. Лукашова Е.Л. Право, мораль, личность. – М., 1986.

12. Льюис К.С. Любовь. Страдание. Надежда. – М., 1992.

13. Ницше Ф. К гениалогии морали. Соч. в 2 т. – М., 1990. Т. 2. Моральный выбор.- М., 1980.

14. Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственности. – М., 1992.

 

Приложения

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.