|
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
Преподавание профессиональной этики предполагает знание основных, базовых для данной учебной дисциплины понятий и категорий общей этики. По этой причине начальные темы посвящены рассмотрению проблем общей этики.
Определенная сложность при работе над учебным материалом состоит не столько в его содержании, сколько в отсутствии почвы для его восприятия. Философия с ее понятийным аппаратом, на который опирается этика, еще не изучена, изучение нравственно-этической проблематики профессиональной деятельности также не находят опоры ни в опыте работы (его просто нет и быть не может, за исключением некоторых студентов заочников), ни в знаниях тех требований, которые предусмотрены административным, уголовно - и гражданско-процессуальным законодательством.
Самым сложным при изучении данного учебного курса представляется, на наш взгляд, уяснение того, чем, собственно, занимается этика, каковы основные проблемы теории морали?
Тема 1 тематического плана дисциплины, давая ответ на этот вопрос, задает направление мысли и действий не только на период изучения данной учебной дисциплины (на 1 семестр), но и на все остальное время пребывания в вузе и за его пределами.
Будучи практической философией, давая людям практическое знание о моральных требованиях, знание, побуждающее действовать, этика не учит морали, а способствует научению морали на основе самосовершенствования человека. Рационально, теоретически можно обосновать даже преступление, а вот теорему добра создать и доказать не удается. В этике, в отличие от математики, нельзя получить однозначный, логично доказанный и экспериментально проверенный ответ. Можно логически доказать, почему не надо отдавать долги (денежные, например). Но мораль, а вслед за ней и этика, не прибегая к силлогическим упражнениям, говорят: долги следует отдавать. Мораль при этом исходит не из действительного положения вещей, а из должного, не из того, что есть, а из того, как должно быть. На этом же принципе базируется и наиболее обобщенное требование морали в так называемом «золотом правиле нравственности»: поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе.
Главный выбор в поступках человек делает сам, никто его принудить не может. Значит ли это, что человеку дается карт-бланш для произвола, поступков, совершаемых по принципу: что хочу, то и ворочу? Нет. Нравственный человек делает лишь необходимое, правильное, достойное, совестливое. Чтобы разобраться, почему так происходит, необходимо рассмотреть природу морали. А она очень противоречива, антиномична. Таких противоречий в природе морали несколько.
Противоречие 1. Нравственные требования, нормы поведения личности исходят от общества, но при этом общество может быть устроено плохо и руководствоваться аморальными принципами (тоталитарное государство, криминальная среда и т.п.), а человек, входя в противоречие с обществом, ведет себя высокоморально и является моральным авторитетом. Так кто же является творцом норм и правил нравственности?
Противоречие 2. У каждого народа, класса, сословия, коллектива своя мораль, свои представления о добре и долге, своя правда. Однако, «золотое правило нравственности» касается всех без исключения людей, кем бы они ни были. Как же нравственность может быть одновременно и разнообразной, и всеобщей?
Противоречие 3. Подлинно моральным считается поступок, совершенный бескорыстно, без особой цели: добро совершается ради него самого, по доброй воле. Таким образом, мораль как бы задает человеку цель – вый ти за пределы его биологического, животного состояния, стать человеком, совершенствуясь благодаря нравственным поступкам. Как же человеку одновременно быть и рациональным, а значит расчетливым и корыстным, и нравственным, а значит добрым и бескорыстным?
Противоречие 4. Человека воспитывают и родители, и окружающая среда, и общество в целом. Постепенно человек усваивает некоторые стандарты поведения и следует им в своей жизни, демонстрируя свое единство с другими людьми, выступая, как представитель разумного мира, как его универсальная единица, утверждающая своим поведением нравственную общность человечества. И тогда возникает вопрос: а как же в таком случае нравственное поведение индивида может противоречить общественной морали?
Противоречие 5. Мораль является причиной, порождающей определенные действия. Но вот какие конкретные причины лежат в основе нравственного поступка – определить не представляется возможным. Высоконравственный человек способен поступать вопреки обстоятельствам, логике, общественному мнению, своим привычкам, т. е. мотивация такого поведения ни к чему не привязана, ничем не обусловлена, она свободна от всего и всех. Эта свобода есть автономия личности, и в этом проявлении морали – ее величайшее достоинство. Но эта же самая свобода, дарованная моралью, накладывает на человека обязанность совершать нравственные поступки. А это уже несвобода.
Как же в одно и то же самое время можно быть свободным в совершении нравственных поступков и обязанным их совершить?
Ответы на эти и другие вопросы, включающие не только логическую цепь силлогизмов, но и отклик в душах студентов, могут быть даны при проникновении в суть этических учений, начиная с древности и вплоть до настоящего времени.
Нравственно зрелому человеку не составит труда выбрать нравственно безупречное поведение в сфере профессиональной деятельности, если он будет знать о ситуациях и коллизиях, с которыми сталкиваются люди данной профессии.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Самостоятельная работа студента АНО ВПО МОСИ над курсом «Профессиональная этика» является ключевым условием освоения этого непростого предмета, остро необходимого современному юристу. В первую очередь сказанное адресуется студентам заочной формы обучения.
Для того чтобы повысить эффективность самостоятельной работы студенту необходимо научиться осмысленно работать с конспектом лекций и учебной литературой. В этих целях необходимо:
- прочитать изучаемый источник;
- осмыслить прочитанное;
- при повторном прочтении сделать сжатые выписки ключевых либо непонятных элементов из прочитанного;
- проанализировать сделанные выписки из разных источников стремясь понять изучаемое явление;
- проверить уровень и полноту усвоения материала темы путем ответа на вопросы для самоконтроля, используя вопросы по темам учебного курса, выносимые на зачет;
- студенты очной формы обучения могут подготовить доклад или краткое сообщение по теме предстоящего семинара, студенты – заочники могут подготовить письменный реферат по одной из проблем профессиональной этики, ориентируясь на примерную тематику докладов и сообщений и на перечень литературных источников информации, включенных в данный УМК; при необходимости обратиться к дополнительному источнику информации.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ
1. Этика как нормативная наука и практическая философия.
2.Мораль и нравственность как предмет этики.
3. «Добро и зло» как основные категории морали, их соотношение и взаимодействие.
4. Этическая мысль прошлого и настоящего.
5. Происхождение и основные функции морали.
6. Мораль и нравственность в системе культуры.
7. Мораль и религия.
8. Моральный выбор и его ценностная обусловленность.
9. Система ценностных ориентиров: гедонизм, прагматизм, астеризм, альтруизм, эгоизм.
10. Право на жизнь и право на смерть как этическая проблема (эвтаназия, суицид, смертная казнь, аборты, клонирование, трансплантация органов).
11. Социальные формы милосердия, благотворительность, филантропия.
12. Проблема «цели и средства» в деятельности и поведение людей.
13. Понятие профессиональной морали и профессиональной этики.
14. Основные нормы и категории профессиональной этики.
15. Долг и честь – основополагающие понятия профессиональной этики сотрудников ОВД.
16. Нравственная культура юриста-профессионала.
17. Служебный этикет сотрудника правоохранительных органов.
18. Нравственно-психологический климат в служебном коллективе.
19. Нравственное содержание юридической деятельности.
20. Взаимодействие права и морали.
21. Этика юриста в сфере неформальных отношений.
22. Профессионально-нравственная деформация юриста.
23. Понятие профессиональной юридической деятельности.
24. Современные проблемы нравственного развития российского общества.
КОНТЕНТЫ ЛЕКЦИЙ
мораль включает в себя исторически обусловленные взгляды и представления людей о должном, которые воплощаются в форме нравственных идеалов. Она содержит в себе систему нравственных оценок, выступающих своеобразным измерителем степени соответствия поступков людей нормам и требованиям, существующим в обществе на данном конкретном историческом этапе его развития. Социальные поступки людей рассматриваются в морали как добро или зло, справедливость или несправедливость.
Общечеловеческими элементами в морали принято считать нормы и требования, вытекающие из общих для всех исторических эпох форм человеческого общежития и регулирующие повседневные взаимоотношения людей.
Во все времена, так или иначе, осуждались убийство, воровство, жестокость, трусость. Человеку предписывалось говорить правду, быть смелым, скромным, честным и т.д. Хотя в различные исторические эпохи социальный смысл этих понятий изменялся, моральное же содержание их сохранялось примерно одинаковым.
1. Понятие, происхождение и структура морали.
Наука этика располагает достаточно большим количеством определений своего предмета, т.е. морали. В то же время того, что принято называть дефиницией, т.е. научно выверенного определения принятого ведущими специалистами, нет. Причина заключается в многозначности морали, ее особенности проникать во многие сферы жизнедеятельности человека. Так, например, существуют понятия «моральный износ» в технике, «моральный фактор» в истории и общественном движении, «моральная установка» как внутренняя настроенность, воодушевленность какой-то идеей.[1] Можно встретить определения морали как формы общественного сознания, связанной с необходимостью регулирования поведения человека и утверждающей общественно-необходимый тип поведения людей. Становятся популярными и более общие определения, характеризующие мораль как ту область этических ценностей, которая касается вопросов о том, что «прилично», «хорошо», «честно», «справедливо».[2]
В этико-практическом общении обычно между понятиями «мораль» и «нравственность» ставится знак равенства, и хотя имеются противники такого отождествления, можно считать его оправданным. Понятие морали с необходимостью включает в себя вопрос об ее происхождении. Существует несколько теорий происхождения морали, содержание которых определяется отношением к источнику морального сознания.
Социально-историческая концепция морали усматривает такой источник в способности человека к совместной жизни и готовности к сопереживанию, сочувствию, стыду. Существование родового строя у первобытных людей в значительной мере зависело от строгого соблюдения запретительных норм - табу. Важнейшими из них были: инцест, убийство сородича, присвоение имущества, принадлежащего роду.
Длительное эволюционное развитие позволило расширить рамки запретительных норм, которые на определенных этапах стали обычаями - первичной формой социальной регуляции. В обычае уже имеются элементы нормативной регуляции, обеспечивающей возможность социализации и приобщения к культуре. Но отождествлять обычай с моралью было бы ошибочно. Мораль предполагает наличие свободы выбора поступка, вариантность поведения по представлениям должного, а не общепринятого. Обычай в отличие от морали локально и этнически ограничен, сохраняет традиционно-консервативную форму сознания, отражает лишь установившееся, фактическое положение вещей.
Переход от обычая к морали и праву - длительный процесс, связанный с усложнением межсемейных, межродовых и межплеменных связей. Первый социальный орган управления - совет старейшин - нарушает традиционную опору на обычай, поскольку его неповоротливость не позволяет решать оперативные задачи. Так, в осуществлении кровной мести возникают новые способы и пути. Например, сужается круг людей, оказывающихся втянутыми в кровную месть (мстить могли только близкие родственники), утверждается детализация мести («око за око, зуб за зуб»). Формы мести в позднеродовом обществе определяла уже не только сила традиции, но и совет племени, вождь. Впервые появляется возможность социального выбора, складываются условия, в которых становится возможным появление морали и обычного права.
Важную роль в разложении обычая сыграл возникший в эпоху военной демократий (последняя стадия позднеродового общества) внутренний регулятивный механизм - самосознание, которое включает образ субъективного «Я», самооценку и самоуважение. Дальнейшее разложение синкретического коллективного сознания приводит к выделению самосознания индивида, что является необходимой предпосылкой становления личности и завершением длительного исторического процесса происхождения морали. Таково основное содержание социально-исторической концепции происхождения морали.
Эволюцнонно-генетическая теория происхождения морали строится на понимании морали как инстинкта, унаследованного от животных предков. По мнению сторонников этой теории (Конфуций, Ч. Дарвин, К. Лоренц), такие инстинкты, как борьба за выживание, материнский, стадный, в результате длительной эволюции превратились соответственно в моральные качества: эгоизм, агрессивность, любовь, коллективизм. Такое видение происхождения морали неизбежно приводит к биологизации духовно-нравственной сферы человеческого существования.
Религиозно-теологическая концепция происхождения морали связывает ее возникновение с именем Творца всего сущего, т.е. Бога. Люди получили квинтэссенцию морали от посланцев Бога - пророков, т.е. Будды, Моисея, Христа и Магомета. В Библии, Коране зафиксированы все основные рекомендации и запреты, которые должны строго соблюдаться, если люди хотят приблизиться к нравственному идеалу. Конечно, религиозно-теологическая концепция происхождения морали может приниматься лишь человеком верующим.
Определение сущности морали, т.е. внутренних связей, объединяющих воедино различные стороны этого явления, затруднительно из-за ее многообразия и повсеместного, всепроникающего воздействия. Приведем еще некоторые определения морали, в основе которых лежит только один ее признак. Согласно им мораль это;
- институт, обуздывающий «животные инстинкты» человека;
- удовлетворенность индивида своим поведением;
- наикратчайший путь к обретению счастья;
- инструмент сохранения порядка в обществе;
- средство взаимопонимания и сплочения людей;
- условность, сковывающая личную инициативу и волю. К основным функциям морали большинство авторов относят четыре: регулятивную, ценностно-ориентирующую, познавательную и воспитательную.[3]
1. Регулятивная функция морали вписывается в общую систему социальной регуляции, воздействуя на поведение человека. Общая черта всех социальных и моральных норм - их регламентирующий характер. Обычно объектом регулирования моральных норм являются социальные отношения, но их воздействие распространяется и на другие типы отношений. Регулятивная функция морали проявляется в виде запретов и образцов - т.е. двух сторон должного поведения, определяющего границу между дозволенным и недозволенным, допустимым и недопустимым.
2. Ценностно-ориентирующая функция по своему назначению близка к регулятивной, так как в нравственном освоении действительности органически сливаются оценка и повеление. Такой способ конструируется с помощью деления окружающих социальных явлений на «добро и зло». Ценностно-ориентирующая функция не просто дает индивиду знание объектов самих по себе, а ориентирует его в мире окружающих культурных ценностей, предопределяет предпочтение тех из них, которые отвечают его потребностям и интересам. Особенность ценностно-ориентирующей функции морали заключается еще и в том, что она помогает видеть окружающие явления в оценочно-императивном свете, делает личность социально ориентированной, гармонично развитой.
3. Познавательная функция отражает общественное бытие, моральное сознание. Однако мораль интересует не знание само по себе (как науку), а знание, преломленное в ценностях. Познавательная деятельность не просто доставляет человеку знание объектов, а показывает их нравственную ценность, а также формирует убеждения, чувства, привычки, потребности, характер.
4. Воспитательная функция морали заключается в том, что мораль, концентрируя в себе нравственный опыт человека, делает его достоянием каждого нового поколения. Воспитательная функция морали не сводится к шаблону и формальному усвоению норм, принципов, она предполагает более глубокое и полное овладение ими.
Легко заметить, что все названные функции тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга. Можно назвать и другие функции, например, оценочно-императивную, мотивационную, коммуникативную, прогностическую. Однако все они основываются на той или иной, названной выше.
Мораль не только многофункциональна, но имеет достаточно сложную структуру. К основным структурным элементам морали относят:
- моральные действия;
- нравственные отношения;
- моральное сознание.
Моральные действия определяют поступки людей, их поведение как особым образом мотивированные. Они обладают положительным или отрицательным моральным достоинством (ценностью).
Моральные действия - это всегда социальный акт, имеющий общественное значение (оказание помощи, выполнение долга и т.д.). Моральные действия предписываются моральными требованиями и подвергаются оценке со стороны общества. В моральном действии различают следующие моменты: цель, средства и последствия. Тысячелетний опыт человечества много раз доказывал, что даже самая блистательная цель не должна достигаться любыми средствами. Средства не должны превращать человека в бездушное орудие или лишать его жизни. Поэтому всегда следует подумать о последствиях нашего действия. «Благими намерениями устлана дорога в ад», - утверждает Библия.
Нравственные отношения являются особым типом общественных отношений. Они существуют в виде совокупности тех зависимостей и связей, в которые вступают люди в процессе нравственной деятельности. Основой для классификации нравственных отношений могут служить те сферы, которые выделяются обычно в связи с понятием «образ-жизни». Такими сферами могут быть: общественно-политическая, трудовая, семейно-бытовая, сфера досуга. Содержание нравственных отношений определяется той системой моральных норм, которая действует в соответствующей сфере. По своему содержанию нравственные отношения связаны с обязанностями перед обществом, коллективом, семьей. Эти обязанности преломляются в особых личностных формах морального отношения (долг, ответственность, честь, достоинство, совесть). В процессе совместной деятельности люди вступают в различные связи и подчиняются общественной дисциплине, традициям, привычкам; взаимно оценивают поступки друг друга.
Третий элемент структуры морали - моральное сознание. Моральное сознание - это специфическая форма общественного сознания, представляющая собой совокупность нравственных отношений и представлений, отражающих практику общественных отношений. В моральном сознании можно выделить два уровня: чувственно-эмоциональный и рациональный.
Чувственно-эмоциональный уровень морального сознания представляет собой совокупность нравственных чувств и переживаний. Это, например, чувство долга, стыд, совесть, которые проявляются в различных эмоциональных состояниях (раскаяние, угрызения совести и т.д.).
На рациональном уровне моральное сознание выступает в виде особого рада понятий, имеющих нормативное содержание, - это моральные нормы, нравственные принципы, идеалы и моральные оценки. Моральные нормы - это элементарные требования, существующие в виде предписаний или запретов. Например: «будь правдив», «не лги», «не ленись». Нормы морали вездесущи: везде и всюду, где взаимодействуют люди, они возникают как необходимое средство упорядочения общественной жизни.
Более сложной формой морального сознания по сравнению с нормой является нравственный принцип, который представляет собой обобщенное выражение моральных норм и охватывает своим содержанием всю линию поведения человека в определенной сфере нравственных отношений. Таковы нравственные принципы коллективизма, гуманизма, солидарности, оптимизма, патриотизма. Наиболее широкой обобщенной формой морального сознания является нравственный идеал. Его можно определить как синтез моральных норм, принципов и оценок, которые выражают моральное совершенство человека и общества.
Нравственный идеал ориентирован на должное и на будущее. Примерами нравственного идеала могут быть всесторонне и гармонично развитый человек, свободное общество, в котором благо человека является главной целью, и др. Элементом морального сознания является также моральная оценка. В практике нравственных отношений постоянно оперируют оценочными суждениями: «это доброе дело», «это несправедливо», «достойный поступок», «честный человек». Предметом или объектом моральной оценки может быть чрезвычайно широкий круг явлений - от отдельного поступка человека до крупнейших общественно-политических событий и исторических эпох.
Все конкретные формы, в которых выступает моральное сознание, - чувства, нормы, принципы, идеалы, оценки - в своем практическом функционировании образуют целостное единство. Будучи наполнены конкретно-историческим содержанием, они функционируют в специфических понятиях морального сознания, которые составляют особую группу категорий этики. К ним относят: добро и зло, долг и совесть, честь и достоинство, счастье и смысл жизни человека.
Существенной проблемой этики является проблема соотношения морали и права. Как формы общественного сознания и общественных отношений мораль и право имеют между собой много сходного, поскольку выполняют общую социальную функцию - регулируют поведение людей в обществе. И мораль, и право представляют собой совокупность относительно устойчивых норм, выражающих государственные и общественные представления о справедливом и должном. Эти нормы имеют всеобщий характер, распространяются (по крайней мере, формально) на всех членов обществ. Если нормы права носят, за редким исключением (так называемое обычное право), писаный характер, т.е. официально провозглашаются государством, то нормы морали в основном живут в общественном сознании.
И мораль, и право представляют развернутые системы правил поведения, охватывающие практически всю совокупность общественных отношений. Еще И. Кант точно заметил: «И любовь к человеку, и уважение к праву людей есть долг; в первом случае обусловленный, во втором - безусловный, без оговорок повелевающий долг; и тот, кто решил предаться сладкому чувству благодеяния, должен сперва убедиться, что он его не нарушил»[4]. Различие между моралью и правом касается способа, каким они регулируют поведение людей. Исполнение норм права обеспечивается при необходимости мерами принуждения (административными, уголовными и экономическими санкциями) с помощью специального аппарата правосудия.
Требования морали поддерживаются силой общепринятых обычаев, общественного мнения или личного убеждения индивидов. Моральная санкция осуществляется мерами духовного воздействия, причем не отдельными людьми, наделенными какими-либо особыми полномочиями, а специальной группой, обществом в целом. Большая часть общественных отношений регулируется одновременно нормами, как права, так и морали. Возникающие иногда несоответствия между требованиями закона и морали в подавляющем большинстве случаев связаны не с различиями морали и права как таковыми, а с противоречиями внутри самих этих форм общественного контроля (скажем, между требованиями общества и личной совести, долга и личного интереса).
Следует иметь в виду, что мораль оказывает значительное влияние на право. Примером могут служить такие сугубо нравственные категории, как «честь», «совесть», «достоинство», которые решительно вторгаются в уголовный и административный кодекс. При этом следует понимать, что ни о каком слияния морали и права в близком или отдаленном будущем не может идти и речи. Это явления предполагающие, но не взаимозаменяющие друг друга.
Если, исходя из всего сказанного о морали, определить ее роль в жизни человека и общества в целом, то можно сказать, что мораль:
- отделила человека от животного мира;
- позволила сохранить род человеческий, развить его самосознание;
- дала возможность пережить сложные чувства удовлетворения или раскаяния, вдохновения или апатии, радости или горя;
- делает общение людей привлекательным и достаточно безопасным.
Мораль и право
Проблема взаимосвязи сфер духовной жизнедеятельности общества и, в частности, единства и различия права и морали -одна из самых актуальных и широко обсуждаемых в наши дни на страницах общественно-политических и юридических изданий. Такой интерес далеко не случаен. Сегодняшнее общество переживает глубокий кризис. Застой экономики, кризис власти, международные конфликты, утрата подлинно культурных традиций — вот далеко не полный перечень реалий сегодняшнего дня. Среди наиболее острых — проблемы соотношения духовности, правопорядка и преступности.
Особое место в формировании духовного мира личности, ее сознания и культуры принадлежит праву и морали, которые являются важнейшими социальными регуляторами, включенными в систему общественных отношений, целенаправленно воздействующими на их развитие и совершенствование и тем самым на преобразование сознания личности.
И это не случайно: право и мораль — важнейшие элементы человеческой культуры, всегда выступающие в тесном взаимодействии, характер которого определяется конкретно-историческими условиями и социально-классовой структурой общества. Такое взаимодействие объективно обусловлено, так как генезис и реальное бытие права и морали определяются едиными связями общественных отношений, в которых развертываются сложные и подчас противоречивые связи данных социальных регуляторов. В демократическом гражданском обществе эти связи объективизируются в важнейшей закономерности - возрастании морального потенциала общенародного права, этических основ законности.
Мораль - система исторически определенных взглядов, норм, оценок, убеждений, выражающихся в поступках и действиях людей, регулирующих их отношения друг к другу, к обществу, определенным социальным слоям, государству и поддерживаемых личными убеждениями, традициями, воспитанием, силой общественного мнения всего общества, определенного класса либо социальной группы. Критериями таких норм, оценок, убеждений выступают добро, честность, благородство, порядочность, совесть. С таких позиций дается моральная интерпретация и оценка всех общественных отношений, поступков и действий людей
Таким образом, право - это явление не только политико-юридическое, но и социально-этическое. Правовая жизнь гражданского общества не может развиваться вне моральных категорий гуманизма, справедливости, совести и чести, добра и человеческого достоинства, свободы и ответственности. Органическая связь нравственных идеалов и принципов, воплощающихся в реальные правовые связи и отношения, - свидетельство повышения моральной ценности права. Нравственное измерение права - неотъемлемое условие его дальнейшего развития и совершенствования, условие его личностной гуманистической ориентации. Возрастание нравственных начал права - одно из проявлений социального духовного прогресса, который невозможен без упрочения этических аспектов общественных отношений. В обществе, где социально-политические противоречия имеют в данное историческое время свои противовесы (например, экономические отношения обеспечивают материальное благополучие людей), где человеку не нужно каждый день думать о том, как ему прокормить семью, он не будет смотреть на соседа глазами непримиримого врага, завидовать чужому благополучию, — там существенно возрастает положительный нравственный компонент в человеческих взаимоотношениях. Способствуют созданию нравственной атмосферы в обществе также и общая либерализация социально-духовной жизни, расширение социально-демократических и идеологических свобод граждан, подъем культуры и т.д. В таком случае массовое моральное сознание вполне приемлет усилия власти по правовому закреплению данного социального состояния. Отсюда борьба с преступностью становится более успешной, «преступная мораль», образ жизни преступного мира получают всеобщее осуждение, а моральное и правовое сознание общества в принципе совпадают.
Если же общественный организм разбалансирован, то в нем, наоборот, активны деструктивные процессы. Это особенно проявляется в период обострения противоречий в социальной жизни. В обществе, где экономические отношения развиваются уродливо, люди, как правило, не обеспечиваются необходимыми материальными благами, в идеологии громче всего говорится о культе денег, а образ жизни и мораль преступного мира, маня возможностью быстрого обогащения, привлекают внимание многих, особенно молодежи, выбитой из нормальной колеи распадом общества. Обесцениваются общесоциальные нравственные установки. Преступность на этом фоне всегда и везде резко возрастает. Различные стороны жизни утрачивают общие координирующие начала и излишне обособляются. При этом мораль неизбежно вступает в болезненный конфликт с действительностью, негативно относится к институтам властвования, организации и управления экономикой, культурой, образованием и всем другим. И прежде всего массовая мораль начинает стихийно противопоставлять себя политико-правовой системе общества. Право теряет нравственную базу и, как следствие, снижается эффективность многих видов правоохранительной деятельности, иссякает ее поддержка населением. При такой стихийно-массовой негативной реакции на выполнение государственными институтами своих социальных задач правовая система неминуемо начинает тяготеть
Однако введение любых юридических правил и предписаний преследует цель упорядочения общественных отношений, внесение четкости и определенности во взаимоотношения субъектов права, что не может быть безразлично для морали, ибо их несоблюдение наносит ущерб людям. В этом случае в моральных категориях оценивается не само организационно-техническое правило, а отношение к его соблюдению. Таким образом, в целом право — категория социально-этическая: оно всегда органично включает мораль той или иной социальной группы общества, Волю которой оно выражает, а также взаимодействует в той или иной форме с моралью других социальных групп общества.
Следовательно, при выявлении общего, присущего праву и морали, следует принимать во внимание не большее или меньшее число правовых норм, не подлежащих напрямую моральным оценкам, а главную закономерность во взаимоотношениях морали и права, состоящую в том, что мораль неотделима от права, является одной из сторон правовых отношений. Моральность права - проявление его ценностной характеристики.
Соблюдение законов, юридических норм - это нравственное требование: их нарушение осуждается общественным мнением как проявление недисциплинированности и неуважения к общественному долгу.
Сфера применения правовых оценок к морали значительно уже, чем моральных оценок к праву. И это понятно, так как моральные оценки универсальны, а правовые ограничены определенными сферами социальной жизнедеятельности. Учитывая специфику морали с ее оценочными категориями, можно сказать, что в применении правовых оценок к моральным аспектам общественных отношений зачастую просто нет необходимости, поскольку все правовое должно быть морально, но далеко не всё моральное может быть правовым.
Таким образом, диалектическое единство и взаимосвязь морали и права проявляются в следующем: активно воздействуя на мораль, право способствует более глубокому ее укреплению в обществе. В то же время право само под влиянием морального фактора постоянно обогащается: расширяется его нравственная основа, повышается авторитет, возрастает его роль как государственного регулятора общественных отношений.
Можно сделать вывод из сказанного: вся сфера действия права должна быть и пространством моральности: несовершенство Общность права и морали, порожденная едиными общественными отношениями, дополняется общностью их функционального назначения - право и мораль формируют эталоны и стандарты, включаемые в ценностно-нормативную организацию с общества. Предписания права и морали вырастают из деятельности людей, из форм их общения, приобретающих в результате кратной повторяемости нормативный характер и выступ регулятором поведения людей. Уже говорилось, что хотя мораль и право тесно взаимосвязаны, они не тождественны друг другу, но имеют ряд различий. Относительная противоположность морали и права обусловлена радом фундаментальных свойств их содержания (см. схему).
3. Этика и ее основные категории.
Этика (греч. еthikа, от еthos - обычай, нравственный характер) - философская наука, объектом изучения которой является мораль. До Аристотеля (384-322гт. до н.э.) этика не имела самостоятельного статуса, была одним из разделов философии и своего названия как такового не имела. Аристотель ввел в научный оборот понятие этики, обозначил круг основных проблем, которые, по его мнению, должна решать этика. Эти проблемы определялись вопросами: как должно поступать в тех или иных ситуациях, что следует считать добром и что злом, какова мера и оценка справедливости, что есть долг и почему его необходимо исполнять, в чем смысл и цель жизни человека?
Особенности нравственных отношений, морального сознания отражаются в категориях этики (этических категориях). К универсальным категориям этики относятся прежде всего «свобода» и «ответственность», «духовность», «счастье», «справедливость», «совесть», «долг», «честь», «гуманизм».
Моральный выбор – акт внутренней деятельности, выражающий в сознательном предпочтении определенной линии поведения или конкретного варианта поступка, когда человек должен самостоятельно принять моральное решение в пользу одного из них и нередко вопреки другим.
Субъектом морального выбора может быть индивид, принимающий решение о поступке, неформальная группа (коллектив), формирующий нормы взаимоотношений своих членов; социальная группа, стремящаяся сохранить или изменить что-то в обществе; общество в целом.
Моральный выбор – сложный для человека
1. его надо соотнести с обстоятельствами, целесообразностью
2. увязать с моральной принципиальностью, гуманность
3. выбрать адекватные средства осуществления решения, обеспечивающие единство мотива и последствий, а также достижения целей.
Наиболее сложной проблема выбора появляется в ситуации конфликта, при столкновении личных и общественных интересов (личная выгода и долг), собственных и чужих приоритетов (эгоизм и альтруизм).
Необходимость в моральном выборе может возникнуть также:
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|