Сделай Сам Свою Работу на 5

Градостроительство в Северной Америке после войны за независимость.





Война с Англией, объявление бывших колоний независимыми государственными образованиями - штатами и их объединение (1775-1783) ознаменовали новый период в истории Се­верной Америки и открыли новую страницу в ее градостроительстве. Несмотря на принятую Конгрессом декларацию об объединении, отдельные штаты не сразу составили нечто целостное. С градостроительной историей связаны два конфликта между ними, касавшиеся распланирования новых территорий на западе и размещения федеральной столицы.

Вскоре после заключения договора о конфедерации, объединявшего разрозненные английские колонии, оказалось, что Виргиния организовала административное управление Кентукки и части территории Огайо; Северная Каролина и Джорджия объявили о присоединении к себе всей территории от их границ до Миссисипи; Массачусетс требовал себе западную часть штата Нью-Йорк, а Коннектикут продлил свои земли на запад, задев районы, принадлежавшие Пенсильвании и другим штатам. Для урегулирования всех этих конфликтов потребовалось провести ряд мер, которые выразились в нескольких крупных планировочных начинаниях. В 1785 г. Континентальный конгресс установил правила разделения территорий. Земля на западе объявлялась общегосударственной собственностью, предназначенной для продажи колонистам, причем государственная цена для неосвоенных площадей была невероятно низкой (1 доллар за акр). Это впоследствии привело к колоссальным земельным спекуляциям.



Конгрессом было принято решение, которое превратило данный раздел земель в крупнейшее явление градостроительной культуры Америки. Выло установлено, что ещё до продажи частным лицам или общинам огромные территории за Аппалачами должны быть расчленены на квадраты со стороной 6 миль, которые составили бы отдельные округи, а каждая округа - на 36 квадратных же секций. Данная система была проведена в жизнь, создав грандиозную, строго геометрическую пространственную структуру. Эта прямоугольная сетка, нарушаемая лишь горами и реками, продлилась в XIX ст. вплоть до Тихого океана. Она и сегодня формирует одну из особенностей топографии Америки, бросающуюся в глаза. С востока на запад и с севера на юг тянутся прямые линии, расчленяющие пространства, составляющие границы полей, дороги и т. д.



Недостаточно было расчертить большие территории межами, нужно было заселить их, организовать управление ими, потребовалось основать целый ряд городов. Этот процесс особенно активно проходил в Огайо. В конце XVIII и в начале XIX в. возникли Мариетта, Галлиполис, Цинциннати, Колумбус и др. Планировочные решения этих центров освоения новых земель были однообразны. Обычно город одной стороной выходил к реке. Прямые, перпендикулярные друг другу улицы рассекали его на кварталы, внутри них - снова геометрически точное расчленение на участки. Вначале они делались равными, но вскоре земля стала дорожать, и уравнение площадей, отведенных под дома, нарушилось. В центре города располагалась прямоугольная площадь, обычно одна, иногда несколько. Простота планировки поселений объясняется тем, что сама градостроительная деятельность в США того времени носила иной характер, чем в Европе. Она была составляющей процесса общего распланирования вновь осваивавшихся пространств страны, и теми же методами, как разбивались на участки земли штата или округа, разделялись территории городов на отдельные элементы. Землю нарезали на участки определенной площади наиболее простым и геометрически убедительным путем - с помощью прямоугольной сетки. Для планировщиков в этих новых амери­канских городах художественные задачи были отодвинуты даже не на второй, а на третий план.

По-другому обстояло дело при создании новой федеральной столицы, которая должна была представлять лицо страны.



В ходе войны за независимость правительственные органы соединившихся штатов пребывали то в Филадельфии, то в Принстоне, Аннаполисе или Нью-Йорке. После победы над Великобританией несколько лет шли переговоры о месте размещения столицы. Газеты не без издевки предлагали устроить город на передвижной платформе со статуей генерала Вашингтона в центре. Наконец в 1790 г. было решено, что столица будет располагаться на реке Потомак. Разработать ее планировку и раз­местить важнейшие здания было поручено П. Л’Анфану, французскому архитектору и инженеру, который участвовал в войне с англичанами волонтером в армии Вашингтона. Он предложил следующее: «Я сделал расчленение [города] регулярным, улицы шли под прямым углом от севера к югу, от запада к востоку, и затем прорезал несколько в других направлениях в качестве проспектов, соединяющих все важнейшие места, желая, чтобы они... не только контрастировали с общей регулярностью, не только обеспечивали большее разнообразие... приятных видов, но - главное - связывали бы различные части города...». Возникала необычная и выразительная структура поселения, исчерченного многочисленными длинными, по-разному направленными диагональными улицами. Они выделялись, по замыслу Л'Анфана, шириной (24 м) и должны были обсаживаться деревьями. Площади и важнейшие здания концентрировали на себе пучки этих лучей. Самые крупные общегородские пространства возникли у дворца президента (будущего «Белого дома») и здания для заседаний конгресса («Капитолия»).От резиденции президента к реке шел парк, от Капитолия - широкий и длинный бульвар, они встречались у Потомака, пересекаясь под прямым углом. Образовалась парадная зона города, отмеченная ещё и каналом с цепью бассейнов. Л'Анфан задумал поселение крупного масштаба, торжественное по своей композиции, что и требовалось для столицы.

Долгое время Вашингтон существовал лишь в виде заложенных зданий и проспектов, представлявших собой просеки в лесу или поля, в которых были поставлены вехи, намечавшие будущие магистрали. К 1850 г. он оставался все ещё небольшим городом. В нем доминировало зда­ние Капитолия, отовсюду был виден его высокий купол. Белый дом смотрелся большой помещичьей усадьбой. Вокруг них сгрудились небольшие скромные дома, гуще - у резиденции президента, в остальных частях города они стояли значительно реже среди пустырей. Положение изменилось лишь после 1865 г., когда благодаря победе Севера в гражданской войне федеральная власть усилилась. В течение последней четверти XIX в. Вашингтон превратился в значительный город. Замысел Л'Анфана, хотя он долго не осуществлялся, оказал значительное влияние на градостроительство США. Лучевые улицы появились в 1802 г. на плане Филадельфии. Джон Вуд-вард в 1807 г. создал проект перестройки Детройта, в котором своеобразно развил принцип сочетания прямоугольной схемы с диагональными и лучевыми системами, наметив сложнейший рисунок уличной сети. В 1820— 1830 гг. в американском градостроительстве уже слышались лишь далекие отзвуки идей Л'Анфана. Они проявлялись в магистралях, рассекающих жесткие планировочные решения Мэдисона или Кливленда. Можно заметить их отголоски в планах городов с диагональными главными проспектами: Спарты, Индианополиса и др., а также в лучевых структурах Перрисбурга или Сандаски. Однако художественный метод, основанный Л'Анфаном, терялся среди бесчисленных поселений со строгой, утомительно регулярной прямоугольной структурой.

В связи с быстрым экономическим развитием Нью-Йорка в 1811 г. по проекту Ранделла был составлен его новый план. Город увеличивался в 4 раза. Новая часть была основана на 12 продольных улицах (ширина 30 м) и 155 коротких поперечных (ширина 18 м), которые пересекали первые через каждые 60 м и шли от одного до другого берега острова Манхэттен. Не менее строгая система была применена в Чикаго, Сан-Франциско, а в проектах калифорнийских городов 1840-1850 гг. Сакраменто, Беника и др. она была доведена до абсурда. Там система разделения городской тер­ритории на мелкие части, предназначенные на продажу, совершенно вытеснила какие-либо другие методы.

Города США превратились в середине XIX в. в своей строительной части в одно из излюбленных «дел» коммерческих предприятий, стали предметом спекуляции. Американские историки градостроительства даже употребляли два специальных термина, обозначающих данные явления: «города на продажу» и «города вдоль рельсов». Один из английских путешественников Д. Бриггз так рассказывал о «городах на продажу» и о том, как ловкие дельцы обкрадывали эмигрантов: «Тот, кто предпринимает спекуляцию, делает план города с его улицами, площадями и проспектами... общественными зданиями и памятниками. Улицы разделены на участки, дома пронумерованы, площади названы именем Франклина или Вашингтона. Сам город имеет какое-нибудь славное имя, вроде Трои или Антиохии. Все это гравировано на листах и повешено во всех.... отелях... тем не ме­нее город - лишь видение. Его настоящее местоположение - на берегу какой-нибудь реки далекого Запада, на 500 миль позади цивилизации, может быть под водой или среди дремучего леса и непроходимых болот». Во второй половине XIX в., когда появились железные дороги, все стало проще, прямоугольные сетки улиц стали разбивать по обе стороны полотна, выбрав какое-либо место на пути с востока на запад. Это «города вдоль рельсов», такие, как Натрона или Галва в Иллинойсе, Херингтон в Канзасе и др.

Основывать города оказалось выгодным делом. Одновременно осваивались обширные пространства. Капиталистическая деятельность охватывала огромные территории. «Городские спе­куляции» поддерживались то «железнодорожным бумом», то «золотой лихорадкой». Безусловно, трудно было ждать при подобных условиях высоких проявлений градостроительной культуры. Поселения имели довольно убогий вид. К тому же застройка городов в западных штатах XIX в. была сугубо утилитарной, в основном самодеятельной.

Зато буржуазия восточного побережья в своих архитектурных вкусах стремилась к роскоши и разнообразию. Господство классицизма продолжалось лишь до 1830-х годов, позже появилось множество стилизаций. Подражали чуть ли не всем явлениям в истории архитектуры. Исследователи отмечают направления, которые копировали мотивы древнегреческого, готического, ренессансного зодчества, строительных манер времени английской королевы Анны или короля Георга, Луи-Филиппа и т. п., Второй империи (1852-1870) во Франции, а также и экзотические стили, черпавшие образы из художественного наследия Индии, Китая, Египта. Здания, выполненные в духе всех этих течений, вставали одно рядом с другим на улицах американских городов. Возникло многостилье, столь характерное для американского города, к тому же поддерживавшееся своеобразием районов, где селились иммигранты разных национальностей: ирландцы и немцы, китайцы и испанцы. Дома, выдержанные в исторических стилях, неуклонно росли вверх. В ренессансные или готические одежды облекались многоэтажные жилые здания, административные и торговые комплексы. Американское градостроительство XVIII-XIX вв. никак нельзя отнести к числу выдающихся художественных достижений. Но всё-таки это явление исключительное и существенное. В не­обыкновенно короткий срок, может быть самый короткий в истории урбанизма, возникла насыщенная система поселений, охватившая вместе с городами Канады и Мексики целый континент.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.