Сделай Сам Свою Работу на 5

Избирательная система и электоральный процесс в России

Демократические, свободные и периодические выборы в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также референдум являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Гос-во гарантирует свободное волеизъявление граждан РФ на выборах и референдуме.

«Гос-во гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств». (ст. 19 Конст. РФ)

Ст. 32 Конст. России предоставляет гражданам РФ «право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме… Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда».

В соответствии с действующим законодательством выборы являются обязательными. Гражданин РФ участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие гражданина РФ в выборах и референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах и референдуме либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению.

Целый ряд относительно недавно принятых законов формирует избирательную систему современной России. Это такие законы, как :

1)Фед. зак. от 11 июля 2001 года “О политических партиях”, кот. заложил основы современной партийной системы РФ, установил требования к политическим партиям и обеспечил им статус основных участников избирательного процесса. 2) Фед. зак. от 12 июня 2002 года “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ”, кот. сократил сроки фед. избират. кампаний и уточнил понятия, связанные с избирательными кампаниями. 3) Фед. зак. от 20 декабря 2002 года “О выборах депутатов ГД РФ” и Фед. зак. от 10 января 2003 года “О выборах Президента РФ”.( общественный контроль за подведением итогов голосования, в том числе через Интернет). 4)В июне 2003 года был принят Фед. зак. “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РФ в связи с принятием Фед. зак. “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ”. (о мерах наказания в случае нарушения избират. зак-ва).

Также обязательно надо сказать об отмене порога явки, о повышении избирательного барьера с 5% до 7% и об отмене графы «против всех».

Таким образом сегодня в РФ с 2003 г. действует пропорциональная система выборов (по партийным спискам).При П. и. с. распределение мандатов между партиями, выставившими своих кандидатов в ГД РФ, производится в соответствии с полученным ими количеством голосов. часть 2: электоральный процесс в России

В 1995-1996 годах прошли две федеральные избирательные кампании по новому избирательному законодательству – парламентская и президентская.

В парламентской избирательной кампании 1995 г. учавствовали 43 избирательных объединения и блока против 13 в 1993. Представители четырех из них, преодолев пятипроцентный барьер, заняли депутатские места в Госдуме РФ.

В 1995 г. на выборы пришло на 10% избирателей больше нежели в 1993 г., что свидетельствует о повышении интереса и доверия избирателей к институту выборов, к механизмам демократии. А 1996 г. на президентских выборах проголосовали уже 69%- 70%; в 2000 - 69%.

Особенностью кампании по выборам депутатов ГД в 1999 году стало острейшее столкновение политических, корпоративных интересов. В средствах массовой информации разразились «информационные войны», в ходе которых применялись изощренные приемы по дискредитации политических оппонентов. По итогам выборов в ГД РФ вошли представители шести политических партий и объединений.

В 2000 г. прошли досрочные выборы Президента РФ. Особенность кампании заключалась в том, что впервые в России передача полномочий высшего должностного лица в государстве другому гражданину произошла на основании прямого народного волеизъявления. Это было событием огромной важности, прецедентом, подтвердившим незыблемость демократического порядка передачи власти.

В субъектах Федерации также проводятся выборы законодательных собраний, органов местного самоуправления.

№25. Анализ политической элиты в современной России.

Политическая элита — это относительно немногочисленный слой людей, занимающий руководящие посты в органах государственной власти, политических партиях, обще­ственных организациях и т.п. и влияющий на выработку и осуществле­ние политики в стране. Это организованное меньшинство, контролирующая группа, обладающая реальной политической властью, возможностью воздействовать на все без исключения функции и политические действия общества. Главная особенность в процессе формирования современной по­литической элиты России заключается в том, что она приобрела черты во многом аналогичные с политическими элитами демократических государств. Это обусловлено процессом становления демократического государства и многопартийной политической системы в Рос­сии. Вместе с тем основной удельный вес в политической элите со­временной России продолжает принадлежать административно-поли­тической элите — высшему персоналу государственно-административ­ных органов. Анализируя состав трех крупных волн — когорт в смене правя­щей политической элиты: брежневской, горбачевской, ельцинской — исследователи института социологии Российской академии наук под руководством О. Крыштановской отметили, что последняя лишь на 10 % состоит из людей, пришедших к власти при Б.Н.Ельцине. 37 % ельцинской элиты стали относиться к политической эли­те еще при Брежневе, 39 % — при Горбачеве. Около 70 % глав администраций в регионах занимали руководящие посты в прежних поколениях политической элиты. В составе новой политической элиты России произошли зна­чительные изменения в образовательном, возрастном и профес­сиональном планах. Так, Правительство и элита в регионах стали моложе почти на десять лет. В то же время парламент постарел на шесть лет, это объясняется лишь искусственным его омоложением в брежневский период. Прекращение квотирования по возрасту освободило высшую законодательную власть страны, как от комсомольцев, так и от квотируемых молодых рабочих и колхозников. Б. Ельцин приблизил к себе молодых ученых, блестяще образованных городских политиков, экономистов, юристов. Доля сельских жителей в его окружении падает почти в 5 раз. Даже среди региональных руководителей (самой близкой к селу группы) доля «сельчан» теперь меньше в 2 раза. В целом доля сельских выходцев в элитных слоях упала за последние 10 лет в 2,5 раза. Элита всегда была одной из самых образованных групп обще­ства. Даже в брежневские времена, когда элита происходила из низких слоев общества, доля тех, кто имел высшее образование, была близка к 100%. Резкий скачок образовательного ценза элиты произошел в современной России. Так, в состав ближай­шего окружения Б.Ельцина входят известные ученые, общест­венные деятели. Президентская команда Б.Н.Ельцина на 2/3 состояла из док­торов наук. Высок также процент имеющих ученую степень в Правительстве и среди лидеров партий. Можно сделать вывод, что власть в России стала более интеллектуальной. Изменения затронули не только уровень образования элиты, но и характер образования. Брежневская элита была технократи­ческой. Подавляющее большинство руководителей партии и го­сударства 80-х гг. имели инженерное, военное или сельскохозяй­ственное образование. Причем 2/3 брежневской когорты закан­чивали провинциальные политехнические вузы. При М.Горбаче­ве процент технократов снизился, но не за счет прироста числа гуманитариев, а за счет роста доли партийных работников, получивших выс­шее партийное образование). И, наконец, рез­кое снижение удельного веса лиц, получивших техническое обра­зование, мы видим при Б.Ельцине (почти в 1,5 раза). Причем это происходит на фоне все той же образовательной системы в Рос­сии, где по-прежнему 70% вузов имеют технический профиль. Наконец, важнейшим моментом является вопрос о преемст­венности между старой, номенклатурной элитой и новой полити­ческой элитой России. При Л. Брежневе практически невозмож­но было войти в элиту, минуя номенклатурную лестницу или перескакивая через ступени иерархии. В постперестроечный период неноменклатурный путь наверх открылся практически для всех субэлитных групп. Половина всех лидеров партий, более половины новых бизнесменов, значительная часть депутатов, четверть президентской команды и правительства никогда в про­шлом не были в составе номенклатуры. Наиболее традиционным путем рекрутировалась региональная элита, где в конце 1990-х гг. лишь около 20% оказа­лись свободными от номенклатурного прошлого. Этот этап сближает современную российскую элиту с институционализированными формами воспроизводства и продвиже­ния, характерными для западных элит. Но новая российская политико-админи­стративная элита все-таки ближе к номенклатурной, нежели к западному типу политико-административной элиты. Такую систему можно назвать номенклатурно-демократической, поскольку власть фактичес­ки не избирается, а распределяется, но в рамках не одного политичес­кого центра, а нескольких. Затем идет борьба за перераспределение между несколькими центрами. Рассмотрение этапов генезиса и эволюции советской партийно-номенкла­турной системы показывает, что в социально-функциональном отно­шении она была связана с программно-целевым типом государственного управления. Вначале этот тип управления реализовался в процессе борьбы за завоевание государ­ственной власти, а затем при использовании государственной вла­сти — в решении социально-экономических и военно-политических задач. По мере изменения и усложнения этих задач трансформировалась и партийно-номенклатурная система. Перестройка, начатая элитной группой М.С.Горбачева и частью партийной номенклатуры, подготовила начальный этап перехода от системы программно-целевого политического управления к социаль­но-представительскому типу политического управления, который при­зван реализовать социально-экономические интересы разных слоев и групп населения. В этих условиях партийно-номенклатурная система оказалась просто неэффективной. Исторический анализ политических, социально-экономических и цивилизационных особенностей развития России показывает, что, в отличие от западных государств, для российской действительности программно-целевой метод политического управления являлся наиболее адекватным, позволяющим со­хранять государственную целостность и идентичность. Что касается социально-представительского типа управления, то следует отметить, что на протяжении последних столетий, такая политическая практика практически отсутствовала. Поэтому воспроизведение современной политической элитой не­которых форм и методов деятельности номенклатурной системы объясняется не только генетическими причинами, но и цивилизационными особенностями России. Образовательный уровень российской политической элиты и его профиль в целом соответствует уровню западной элиты. Другие структурные показатели политико-административной элиты Рос­сии в целом близки показателям западноевропейской. У нас так же значителен удельный вес выходцев из малых городов, низок процент женщин, более рельефно обозначился представи­тельский отрыв от основных социальных слоев (рабочие, крестьяне, молодежь). Современная российская политико-административная элита моложе политической элиты Запа­да на 7—10 лет. Однако, процесс утверждения ее ценностных ориентаций не завершен. В западной политической элите приоритетом выступает социальное происхождение, определяющее стартовые воз­можности, условия и ориентиры первичной и вторичной социализа­ции в отличие от российской, где место этого фактора занимает предшествующая связь с номенклатурной элитой и приверженность лидеру — руководителю. Иными словами, корпоративное происхож­дение.



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.