Некоторые приемы наведения транса, его углубления и выхода из транса
Наведение:
- использование прямого и обратного счета;
- идеомоторные приемы (разжатие кулака, сведение ладоней, левитация, каталепсия);
- демистификация транса (поэтапное описание того, что происходит с человеком, когда он погружается в транс);
- имитация транса (клиента просят изобразить, как выглядит человек, когда он бывает в трансе);
- натуралистическое наведение (рассказ об интересном процессе, фиксирующий внимание клиента);
- использование контекстуальных внушений (включение в рассказ слов, указывающих на комфорт, покой, расслабление);
- техника рассеивания сообщения (рассказ, включающий отдельные части сообщения, которые маркируются).
Углубление транса:
- аналог спуска, погружения (шаги вниз по лестнице, погружение в глубину водоема и т.п.);
- постгипнотическое внушение (…каждый раз, когда я прикасаюсь к Вашему плечу, Вы все глубже погружаетесь в транс…)
- “середина нигде” (М. Эриксон);
- минута тишины.
Выведение из транса:
- предложение выйти из транса (…наше упражнение заканчивается…);
- прямой и обратный отсчет;
- скорость возвращения в бодрствующее состояние (…Не обязательно быстро возвращаться в бодрствующее состояние… Вы можете вернуться так быстро, как Вам это удобно...)
Упражнение (в парах). Техника “5-4-3-2-1”
Данная техника заключается в том, что на фоне невербальной подстройки и ведения клиента, используется вербальная подстройка и ведение по следующей схеме:
Этап
| Количество утверждений
| Вы видите во внешнем мире
| Внушение о погружении в транс
| Вы слышите во внешнем мире
| Внушение о погружении в транс
| Вы чувствуете
| Внушение о погружении в транс
| I
|
|
|
|
|
|
| II
|
|
|
|
|
|
| II
|
|
|
|
|
|
| IV
|
|
|
|
|
|
| V
|
|
|
|
|
|
|
Упрощенный вариант техники “5-4-3-2-1”
Этап
| Описания реального сенсорного опыта
| Предположения о возникновении трансового состояния
|
|
Вы сидите в кресле… смотрите на меня… слышите мой голос… можете почувствовать темп Вашего дыхания…
|
…и начинаете расслабляться…
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | | | |
Упражнение (в парах).
Использование естественного трансового состояния
1. Выясните, в каких ситуациях партнер чувствует себя спокойно, комфортно, расслабленно, пребывает в естественном трансе (принимает теплую ванну, загорает на пляже, смотрит на пламя свечи, слушает музыку, звуки прибоя, плавает, раскачивается на качелях, едет в автобусе и т.д.)
2. С помощью мета-модельных приемов расспросите партнера о подробностях переживания ситуации пребывания в трансе. Запомните слова, которыми партнер выражает свое состояние (спокойствие, комфорт, мир, тепло, расслабление, сосредоточение, задумчивость, безопасность, уют и т.д.)
3. Используйте индивидуальные слова партнера и другие приемы Милтон-модели для погружения партнера в естественное трансовое состояние.
4. Выведите партнера из транса.
Диссоциация сознания и бессознательного
Диссоциация широко используется в трансовых техниках. Это может быть диссоциация отдельной части тела (…в то время как Вы слышите то, что я говорю, рука может жить своей жизнью…), пространственная диссоциация (…Вы можете комфортно отдыхать в этом кресле, и одновременно находиться в пространстве Вашей фантазии…), временная диссоциация (…сейчас Вы можете чувствовать, как Ваша рука прикасается к колену, и одновременно испытывать приятные ощущения из Вашего детства, например, когда голова касается мягкой подушки…), диссоциированное или ассоциированное переживание опыта в трансовом состоянии (можно сказать: “Вы вспоминаете…”, а можно: “Воспоминания приходят…”), диссоциация сознания и бессознательного.
Диссоциация сознания и бессознательного используется для депотенциализации сознания и активизации бессознательного, позволяет снизить критическое отношение к происходящему и открыть доступ к скрытым ресурсам и нестандартным решениям.
Упражнение(в парах).
Используйте технику диссоциации сознания и бессознательного для наведения транса. Вы можете воспользоваться речевыми паттернами, указанными в таблице. По окончании выполнения техники верните партнера в бодрствующее состояние.
МЕТАФОРЫ
Метафоры (притчи, анекдоты, истории, аналогии) являются видом косвенного внушения и дают возможность предоставить клиенту необходимую информацию в обход сознательного контроля на языке бессознательного. Метафора активизирует процесс бессознательного поиска и позволяет человеку найти собственное решение, установив ассоциативные связи с содержанием метафоры в соответствии со своей картой мира.
Источники метафор:
- заимствованные метафоры (притчи, анекдоты, чужие истории и т.п.);
- метафоры из собственного опыта;
- метафоры, подсказанные клиентом (из речи клиента);
- сконструированные метафоры.
Упражнение (участвует вся группа). Создание аналогий
Участники группы придумывают аналогии, отражающие смысл базовых пресуппозиций НЛП.
Конструирование метафоры
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|