Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 3. История архивного дела в XVIII - начале XX в.

АРХИВОВЕДЕНИЕ

 

050100.62 Педагогическое образование

 

Профиль подготовки

История

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

 

Форма обучения - очная

 

Южно-Сахалинск

2013 г.


1. Цели освоения дисциплины.

Цель

Целью данного курса является изучение студентами функций, «носителей» информации, исторических эпох и по отраслям.

Задачи

- Сформировать у студентов знания об истории становления и развития архивного дела.

- Научить студентов основным технологическим процессам работы с документами, таким как комплектование и экспертиза ценности, учет и обеспечению сохранности, научно-справочный аппарат к архиву и фондам, использование архивных документов.

- Охарактеризовать принципы и основы классификации.

- Раскрыть роль и место истории в системе гуманитарных наук, значение междисциплинарных исследований и образовательных курсов, а также взаимодействие архивоведения с отечественной историей, историей литературы и искусства, историей государственных учреждений и другими дисциплинами.

 

2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата.

Дисциплина «Архивоведение» относится к циклу «Гуманитарные, социальные и экономические дисциплины», формирует базовые знания для изучения социально-экономического, политического, культурного развития общества в прошлом и настоящем, обеспечивает логическую взаимосвязь с изучением других дисциплин данного цикла.

Всего часов 144, в том числе лекции – 18, семинары – 38, самостоятельная работа – 88 часов.

Вид промежуточной аттестации – зачет.

 

3. Требования к результатам освоения содержания дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению:

Формируемые компетенции:

1. Выпускник по направлению подготовки «История» с квалификацией (степенью) «бакалавр» должен обладать следующими компетенциями:

2. а)общекультурными (ОК)

3. - владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1);



4. - способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

5. - готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);

6. - стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, способен изменять при необходимости профиль своей профессиональной деятельности, способен к социальной адаптации (ОК-6);

7. традициям, толерантно воспринимать социальные, этно-национальные, религиозные и культурные различия (ОК-11);

8. б) профессиональными (ПК):

в научно-исследовательской деятельности:

9. – способен использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории (ПК-1), археологии и этнологии (ПК-2),

10. – способен понимать, критически анализировать и использовать базовую историческую информацию (ПК-6);

11. – способен к использованию специальных знаний, полученных в рамках профилизации или индивидуальной образовательной траектории (ПК-8);

12. – способен к работе в архивах и музеях, библиотеках, владеет навыками поиска необходимой информации в электронных каталогах и в сетевых ресурсах (ПК-9);

13. – способен к составлению обзоров, аннотаций, рефератов и библиографии по тематике проводимых исследований (ПК-10);

Учебная дисциплина «Архивоведение» является специальной дисциплиной, формирующей знания и умения выпускника. В результате изучения данной дисциплины специалист должен:

иметь представление

- о взаимосвязи дисциплины «Архивоведение» с другими общепрофессиональными и специальными дисциплинами;

- о теории и практике архивного дела;

Знать

- базовые определения и понятия учебной дисциплины;

- основную нормативно-методическую литературу;

Уметь

- осуществлять научно-техническую обработку документов;

- проводить экспертизу ценности документов с целью отбора их на государственное хранение;

- осуществлять сбор, хранение и учет документов;

- создавать научно-справочный аппарат для осуществления поиска и использования документов;

Приобрести навыки

- работы с источниками и литературой;

- составления примерных перечней документов, номенклатур дел.

 

4. Структура и содержание дисциплины (модуля)

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единиц, 144 часа.

 

№ п/п Раздел Дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
ЛЗ СЗ С/Р Всего
Предмет и основные понятия и термины архивоведения. Связь архивоведения с другими дисциплинами.    
Раздел 1. История архивного дела в России
Архивное дело в Московской Руси.    
История архивного дела в XVIII - начале XX в.   Проверка библиографического списка на семинарском занятии
Становление и развитие архивной системы (1917 – 1991 гг.)   Текущий
Правовые основы регулирования архивной сферы.   Проверка картотеки историко –архивоведческих понятий и терминов
Раздел I1. Государственная архивная служба и государственные архивы
Архивный фонд Российской Федерации.   Текущий
Экспертиза ценности документов и комплектование АФ РФ.   Проверка кроссворда
Государственный учет архивных документов и обеспечение их сохранности   Проверка конспекта и собеседование по статье Е.Н.Поповой «Проверка наличия и состояния документов». Ж. Делопроизводство. 2005. № 1.
Система научно-справочного аппарата к документам АФ РФ   Текущий
Использование архивных документов   Проверка конспекта и собеседование по конспекту статьи из журнала Делопроизводство 2007, № 7 Е.В.Алексеева «Некоторые аспекты выявления, отбора и использования особо ценных и уникальных документов».
Всего      
                       

Тема 1. Введение

Предмет и задачи архивоведения как научной дисциплины. Основные
термины и определения. Роль и место архивного дела в системе научных
знаний, взаимосвязь с другими научными дисциплинами. Практическое
значение архивного дела и архивов. Исторический экскурс в развитие ар-
хивного дела в России. Законодательно-нормативная база современного
архивного дела. Основные источники и литература по архивному делу,
учебники и учебные пособия.

 

РАЗДЕЛ I. ИСТОРИЯ АРХИВНОГО ДЕЛА В РОССИИ

Тема 2. Архивное дело в Московской Руси

Архивы в Древнерусском государстве, в период феодальной раздробленности, в русском централизованном государстве в - XVII вв. Письменные документы и их значение . Берестяные грамоты. Летописи. Жалованные грамоты. Создание первых архивов. Зарождение учета и описание письменных документов. Роль архивных документов в борьбе за Московское княжество. Московский великокняжеский архив. Государственный архив России XVI в. Архивы приказов. Архивы местных учреждений. Столп, список, столбец, тетрадь, книга, грамота.

Тема 3. История архивного дела в XVIII - начале XX в.

Реформы Петра I и их влияние на развитие архивного дела. Генеральный регламент 1720 г. об архивах. Создание архивов апм коллегиях. Архивы местных учреждений и их комплектование. Московский архив Коллегии иностранных дел. Собирание письменных источников. Публикация документов. Создание Разрядно-Сенатского архива. Петербургский и Московский архивы и их комплектование. Поместно-Вотчинный архив , состав документов. Межевой архив. Законодательные акты XVIII в. о развитии архивного дела.

Архивы высших, центральных и местных учреждений XIX в. Создание сети архивов. Война 1812 г. и архивы. Исторические архивы.: Московский главный архив министерства иностранных дел, Московский архив министерства юстиции, Межевой архив, Петербургский архив старых дел, . Создание архивных справочников. Классификация документов внутри архива и внутри фонда. Археологические экспедиции и их роль в комплектовании архивов. Археографическая комиссия.

Н.В.Калачев и его вклад в развитие архивного дела. Археологические съезды. Создание первого в России учебного заведения для подготовки архивистов - Петербургского археологического института (1877). Губернские ученые архивные комиссии. Деятельность Д.Я. Самоквасова.



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.