Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы
Компетенция ПК-6
Таблица 5
Этапы формирования компетенций
| Дисциплины (модули)
| Компетенция
| ПК-6
| | Начальный
| Логика
| +
| | Математическая статистика
| +
| | Базовый
| Методологические основы психологии
| +
| | Зоопсихология и сравнительная психология
| +
| | Психология развития и возрастная психология
| +
| | Математические методы в психологии
| +
| | Продвинутый
| Введение в научное исследование
| +
| | Производственная практика
| +
| | Преддипломная практика
| +
| | Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку
к процедуре защиты и процедуру защиты
| +
| | Государственная итоговая аттестация
| +
| | Компетенция ПК-7
Таблица 6
Этапы формирования компетенций
| Дисциплины (модули)
| Компетенция
| ПК-7
| Начальный
| Анатомия ЦНС
| +
| Общая психология
| +
| Физиология центральной нервной системы
| +
| Основы нейропсихологии
| +
| Психология стресса
| +
| Базовый
| Психология личности
| +
| Психодиагностика
| +
| Практикум по психодиагностике
| +
| Нейрофизиология
| +
| Психология личности
| +
| Продвинутый
| История психологии
| +
| Основы патопсихологии
| +
| Производственная практика
| +
| Преддипломная практика
| +
| Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру
| +
| Государственная итоговая аттестация
| +
|
Компетенция ПК-8
Таблица 7
Этапы формирования компетенций
| Дисциплины (модули)
| Компетенция
| ПК-8
| | Начальный
| Основы психогенетики
| +
| | Общепсихологический практикум
| +
| | Социальная психология
| +
| | Базовый
| Экспериментальная психология
| +
| | Психофизиология
| +
| | Производственная практика
| +
| | Продвинутый
| Психология труда, инженерная психология и эргономика
| +
| | Основы принятия решений
| +
| | Конфликтология
| +
| | Дифференциальная психология
| +
| | Организационная психология
| +
| | Производственная практика
| +
| | Преддипломная практика
| +
| | Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
| +
| | Государственная итоговая аттестация
| +
| | Компетенция ПК-9
Таблица 8
Этапы формирования компетенций
| Дисциплины (модули)
| Компетенция
| ПК-9
| | Начальный
| Психология здоровья
| +
| | Общая биология
| +
| | Базовый
| Введение в клиническую психологию
| +
| | Основы консультативной психологии
| +
| | Производственная практика
| +
| | Продвинутый
| Психология девиантного поведения
| +
| | Производственная практика
| +
| | Преддипломная практика
| +
| | Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
| +
| | Государственная итоговая аттестация
| +
| | Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе изучения дисциплины
Таблица 9
Коды компетенции (по ФГОС)
| Результаты освоения ОП Содержание компетенций согласно ФГОС
| Перечень планируемых результатов обучения
| ПК-6
| Способность к постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности
| Знать:
- методы изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики с позиций, существующих в отечественной и зарубежной науке подходов;
Уметь:
- использовать основные психологические методы для решения научных и практических задач;
Владеть:
- эмпирическими методами психологического исследования в системе целостного экспериментального исследования;
| ПК-7
| способность к участию в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии
| Знать:
- психологические технологии, позволяющие решать типовые задачи в различных областях практики;
- базовые положения о методах и процедурах экспериментального психологического исследования, а также технологиях обработки, стандартного представления, качественной интерпретации и анализа данных.
Уметь:
- обрабатывать, анализировать и представлять данные исследований с помощью математико-статистического аппарата;
- профессионально воздействовать на уровень развития и особенности познавательной и личностной сферы с целью гармонизации психического функционирования человека;
- составлять отчет о результатах исследования, диагностического обследовании и оказания воздействия в соответствии с общепринятыми в психологии требованиями;
Владеть:
- необходимыми для использования основных психологических методов приемами; основными приёмами диагностики, профилактики, экспертизы, коррекции психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп;
- приёмами подготовки и проведения практических занятий
| ПК-8
| способность к проведению стандартного прикладного исследования в определенной области психологии
| Знать:
- базовые положения о методах и процедурах экспериментального психологического исследования, а также технологиях обработки, стандартного представления, качественной интерпретации и анализа данных.
Уметь:
- обрабатывать, анализировать и представлять данные исследований с помощью математико-статистического аппарата;
- профессионально воздействовать на уровень развития и особенности познавательной и личностной сферы с целью гармонизации психического функционирования человека;
- составлять отчет о результатах исследования, диагностического обследовании и оказания воздействия в соответствии с общепринятыми в психологии требованиями;
Владеть:
- эмпирическими методами психологического исследования в системе целостного экспериментального исследования
| ПК-9
| способность к реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях
| Знать:
- базовые положения о методах и процедурах экспериментального психологического исследования, а также технологиях обработки, стандартного представления, качественной интерпретации и анализа данных.
Уметь:
- профессионально воздействовать на уровень развития и особенности познавательной и личностной сферы с целью гармонизации психического функционирования человека;
- составлять отчет о результатах исследования, диагностического обследовании и оказания воздействия в соответствии с общепринятыми в психологии требованиями;
- планировать и проводить наблюдение, беседу, анализ документов, экспериментальное исследование, а также применять технологии представления, обработки и интерпретации количественных и качественных данных.
Владеть:
- необходимыми для использования основных психологических методов приемами; основными приёмами диагностики, профилактики, экспертизы, коррекции психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп;
- приёмами подготовки и проведения практических занятий
|
4.14.2 Описание показателей и критериев оценивания компетенций
Выступление на конференции по итогам практики
Таблица 10
Критерии
| Уровень знаний и умений
| Отлично
| Хорошо
| Удовлетвори-тельно
| Неудовлетво-рительно
| Владение понятийным аппаратом
| Свободно владеет понятийным аппаратом, умеет использовать его при анализе научного материала.
| Владеет понятийным аппаратом, но при использовании его допускает неточности.
| В основном знает содержание понятий, но допускает ошибки в их использовании.
| Не владеет основными понятиями по предмету.
| Владение фактическим материалом по теме
| Знание и свободное владение фактическим материалом по теме.
| Незначительные неточности в изложении фактического материала.
| Испытывает затруднения в изложении фактического материала.
| Не владеет фактическим материалом.
| Умение применять теоретический материал при решении практических заданий.
| Умеет выявлять и анализировать способы решения практических заданий. Умеет оценивать результат.
| Допускает отдельные неточности и затруднения при решении логических заданий.
| Испытывает значительные трудности при решении практических заданий.
| Не умеет анализировать и находить способы решения практических заданий.
| Логичность изложения материала.
| Свободное владение речью, логичность и последовательность в изложении материала.
| Испытывает отдельные затруднения в логичности и последовательности изложения материала.
| Материал в значительной степени излагается бессистемно и с нарушением логических связей.
| Отсутствие логики в изложении материала
| Отметка «отлично» ставится в том случае, если по трем из четырех критериев ответ оценивается «отлично» и по одному – на «хорошо».
Отметка «хорошо» – если по трем критериям – не ниже «хорошо» и по одному «удовлетворительно».
Отметка «удовлетворительно» – если по трем критериям не ниже «удовлетворительно» и по одному – «неудовлетворительно».
Отметка «неудовлетворительно» – если по двум и более критериям «неудовлетворительно
Выполнение заданий практики, отраженных в отчетной документации (дневник, отчет)
Таблица 11
Оценка
| Описание
| «отлично»
| выполнена работа в полном объеме, в рассуждениях и обосновании нет неточностей и ошибок.
| «хорошо»
| не выполнено правильно 1 задание.
| «удовлетворительно»
| не выполнено правильно 2 задания.
| «неудовлетворительно»
| допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает умениями по данному разделу (теме).
|
При проведении процедуры оценивания результатов обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья предусматривается использование технических средств, необходимых им в связи с их индивидуальными особенностями. Эти средства могут быть предоставлены или могут использоваться собственные технические средства/
При проведении процедуры оценивания результатов обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья предусматривается использование технических средств, необходимых им в связи с их индивидуальными особенностями. Эти средства могут быть предоставлены или могут использоваться собственные технические средства.
Процедура оценивания результатов обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине (модулю) предусматривает предоставление информации в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации:
Для лиц с нарушениями зрения:
– в печатной форме увеличенным шрифтом,
– в форме электронного документа,
– в форме аудиофайла.
Для лиц с нарушениями слуха:
– в печатной форме,
– в форме электронного документа.
Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
– в печатной форме,
– в форме электронного документа,
– в форме аудиофайла.
Данный перечень может быть конкретизирован в зависимости от контингента обучающихся.
При проведении процедуры оценивания результатов обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине (модулю) обеспечивается выполнение следующих дополнительных требований в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся:
а) инструкция по порядку проведения процедуры оценивания предоставляется в доступной форме (устно, в письменной форме, в письменной форме на языке Брайля, устно с использованием услуг сурдопереводчика)/
б) доступная форма предоставления заданий оценочных средств (в печатной форме, в печатной форме увеличенным шрифтом, в печатной форме шрифтом Брайля, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода);
в) доступная форма предоставления ответов на задания (письменно на бумаге, набор ответов на компьютере, письменно на языке Брайля, с использованием услуг ассистента, устно).
При необходимости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов процедура оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю) может проводиться в несколько этапов.
Проведение процедуры оценивания результатов обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается с использованием дистанционных образовательных технологий.
4.14.3 Примеры типовых заданий по дисциплине
Примерная тематика направлений работы обучающихся
Основные виды работы обучающегося в рамках данной практики
(на примере деятельности психолога на предприятии)
Вся учебно-практическая деятельность практиканта может быть разделена на следующие этапы:
1. Производственная практика должна начинаться со знакомства с организацией, предприятием, на котором проходит практика, изучения его структуры, анализа предмета труда и профессиональных задач. При работе на крупном предприятии речь, скорее всего, будет идти о каком-либо структурном подразделении данной организации. Все эти данные в дальнейшем должны быть отражены в отчете по практике.
При изучении структуры предприятия следует обратить особое внимание на место психологической службы в ней. Студенту-практиканту следует дать собственную оценку положению психологической службы вструктуре предприятия. При отсутствие такой службы студенту надо будет указать, куда в структуре предприятия он был включен во время практики, отразить в отчете, где, по его мнению, может находиться психологическая служба (или психолог) в структуре данного предприятия.
2. Следует привести социально-психологическую характеристику производственного коллектива, который будет обследован. Прежде всего, в нее должны быть включены сведения о численности, половом, возрастном составе, образовании. Для оценки социально-психологического климата уже необходимы психодиагностические исследования. Только они позволят судить о таких важных характеристиках, как групповая сплоченность и совместимость.
3. Научно обоснованный подход при подборе кадров, оптимальной их расстановке, повышении производительности и эффективности труда начинается с составления профессиограммы – изучения требований профессии к личностным качествам, психофизиологическим характеристикам, социально-психологическим показателям, природным задаткам и способностям, деловым качествам, профессиональным знаниям и умениям, состоянию здоровья человека. Сведения, включаемые в профессиограмму, во многом определяются спецификой описываемой профессии, но в самом общем виде профессиограмма включает следующие требования к личности:
− пол;
− возраст;
− образование;
− развитость процессов восприятия; внимания, памяти и мышления;
− устойчивость эмоциональных состояний (эмоциональная уравновешенность, утомляемость, склонность к повышенной тревожности, агрессии или депрессии);
− психофизиологические характеристики (темперамент, скорость реакции, потребность в общении и т.д.);
− характеристики личности, проявляющиеся в устойчивых чертах характера, привычках поведения, задатках и способностях;
− деловые качества характера;
− профессиональные и специальные знания, умения и навыки;
− общее состояние здоровья, устойчивость к профзаболеваниям.
Профессиография охватывает разные стороны конкретной профессиональной деятельности и используется в целях разработки информационных, диагностических, коррекционных и формирующих практических рекомендаций. Объем, глубина и детальность изучения требований профессии зависят от конкретных заказов и задач.
Профессиография включает комплекс методов изучения профессии: сбор эмпирических данных (изучение документации, наблюдение, опрос и т.д.) и их анализ, а также методы психологической интерпретации (структурно-системный анализ и функционально-структурный анализ).
Выбор метода сбора информации зависит от места работы, уровня квалификации специалиста, должности.
Так, метод наблюдения, состоящий в систематическом и целенаправленном контроле и анализе всех действий и операций, иногда сопровождаемый хронометражем – замером времени выполнения каждой операции, применим в исследовании рабочих специальностей, не требующих сложного принятия решений и творчества.
Метод собеседования (интервью) предусматривает сбор необходимой информации о деятельности специалистов, мастеров высшего разряда и их руководителей.
Метод анкетирования заключается в том, что работника просят заполнить вопросник или дать свободное описание деятельности и требований, предъявляемых к профессионалу в данной области.
Метод экспертных оценок позволяет описать деятельность и профессионально-важные качества специалиста на основе независимых мнений специалистов и руководителей высшего звена.
4. Выбор и использование методов психодиагностики специалиста напрямую зависит от требований профессии, выявленных профессиографией, важно лишь, чтобы они отвечали главным критериям качества: валидность, надежность и научность.
В большинстве случаев психологу на предприятии приходится сталкиваться с диагностикой уровня процессов восприятия, памяти, внимания и мышления (сюда могут быть включены пороги чувствительности и время реакции, объем различных видов памяти и продуктивность запоминания, объем, устойчивость, избирательность внимания и помехоустойчивость); психофизиологических характеристик (свойства нервной системы, особенности темперамента, тревожность, эмоциональная устойчивость и работоспособность); личностные характеристики (черты характера, направленность и активность личности, потребности и мотивация, уровень субъективного контроля, уровень и структура интеллекта); социально–психологические характеристики (межличностные отношения, конфликтность и поведение в конфликте, ценностные ориентации и жизненные цели); деловые качества.
Завершается этап психодиагностики составлением обобщенной характеристики испытуемого на основе полученных данных.
5. Данный этап можно назвать аналитическим, потому что ом заключает в себя анализ и сопоставление данных, полученных в результате составления профессиограммы и психодиагностики специалиста. Сложность, ожидающая практика на данном этапе, заключается в необходимости сопоставления результатов, полученных разными методами. В подобных случаях следует особо тщательно проверять соответствие требуемого и измеряемого качества. Нередко соизмерение полученных величин невозможно провести без использования методов математической статистики.
6. Разработка рекомендаций - ответственный этап в работе психолога на предприятии. Эта ответственность тем выше еще и потому, что рекомендации психолога могут повлиять на те или иные управленческие решения, а значит, в какой-то степени решать судьбу отдельного работника, производственного коллектива или даже всего предприятия.
Для руководителя принято готовить письменный отчет о проделанной работе, включающий описание основных этапов работы, выводы и рекомендации. Научно-практический смысл выводов и рекомендаций должен быть понятен руководителю.
Из этических соображений с результатами обследования надо познакомить испытуемого. Сделать это можно в краткой беседе с обязательным соблюдением правил и норм профессиональной этики.
7. Конечным этапом прохождения практики является выполнение отчета о практике. Отчет о практике должен включать в себя:
– краткую характеристику предприятия или учреждения, на котором проходила практика;
– социально-психологическая характеристика трудового коллектива;
– описание конкретных видов работ, проделанных для разработки профессиограммы;
– результаты профессиографии;
– описание всех видов психодиагностических процедур, использованных при обследовании конкретного специалиста;
– обобщенная характеристика испытуемого (по данным обследования);
– выводы и рекомендации, сделанные на основании проделанной работы;
– протоколы обследований;
− отзыв о работе обучающегося-практиканта.
При проведении процедуры оценивания результатов обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья предусматривается использование технических средств, необходимых им в связи с их индивидуальными особенностями. Эти средства могут быть предоставлены или могут использоваться собственные технические средства.
4.14.4 Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций
Компетенции по дисциплине формируются в ходе выполнения теоретических и эмпирических задач практики.
Для контроля знаний студентов используется выступление на отчетной конференции, полнота и качество оформления отчетной документации, уровень теоретической и практической подготовки при решении поставленных задач, содержание которых предполагает использование комплекса знаний, умений, навыков, необходимых для принятия правильных самостоятельных решений.
4.15 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля)
а) основная литература:
1. Немов, Р. С. Психология [Электронный ресурс]. В 3-х кн.: Общие основы психологии : учебник / Р. С. Немов. - 5-е изд. - М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2013. - Кн. 1. - 688 с. - -Режим доступа:: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=234867
2.Психодиагностика. Теория и практика [Электронный ресурс] : учебник для бакалавров / под ред. М. К. Акимова -4 –е изд., перераб. и доп.- М. : Юрайт, 2014.- 631 с. -(Бакалавр. Академический курс) - Режим доступа: http://www.biblio-online.ru/thematic/?id=urait.content.FE30320C-42B2-42AD-9B05-CEE3B82FE2A1&type=c_pub.
3.Рамендик, Д. М. Общая психология и психологический практикум [Текст] : учебное пособие для вузов / Д. М. Рамендик.- М.: Форум, 2009.- 304 с.
4. Носс, И. Н. Психодиагностика [Электронный ресурс] : учебник для бакалавров / И. Н. Носс - 2 –е изд., перераб. и доп .- М. : Юрайт, 2014.- 500 с.-(Бакалавр. Академический курс) - Режим доступа: http://www.biblio-online.ru/thematic/?id=urait.content.6300BF4E-DFD4-4387-92C5-94836A6300BA&type=c_pub
5. Психодиагностика. Теория и практика [Электронный ресурс] : учебник для бакалавров / под ред. М. К. Акимова -4 –е изд., перераб. и доп.- М. : Юрайт, 2014.- 631 с. -(Бакалавр. Академический курс) - Режим доступа: http://www.biblio-online.ru/thematic/?id=urait.content.FE30320C-42B2-42AD-9B05-CEE3B82FE2A1&type=c_pub
б) дополнительная литература:
1. Хозиев, В. Б. Практикум по общей психологии [Текст] : учебное пособие для вузов / .Б. Хозиев. - 5 - е изд., стер. - М.: Академия, 2009.- 272 с. Глуханюк, Н. С. Практикум по психодиагностике [Текст] : учебное пособие для вузов – ГРИФ УМО / Н. С.Глуханюк. - 4-е изд., стер. -М.; Воронеж: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-т;Модэк, 2009. - 204 с.-(Библиотека психолога)
2. Практическая психодиагностика: методики и тесты [Текст] : учебное пособие / под ред. Райгородский Д. Я.-Самара: Бахрах- М, 2007.- 669 с.
3. Психологическая диагностика [Текст] : учебник для вузов / под ред. М. К. Акимовой. К. М. Гурвича.-3 – е изд., перераб. и доп.- СПб.: Питер, 2008. - 652 с.
4. Батаршев А. В. Диагностика профессионально важных качеств [Текст] / А. В. Батаршев - СПб.: Питер, 2007.- 192с.:ил.
5. Хозиева, М. В. Практикум по возрастно-психологическому консультированию [Текст] : учебное пособие / М. В. Хозиева. - М.: Академия, 2005.-319 с..
5. Практикум по общей , экспериментальной и прикладной психологии / под ред. А. А.Крылова, С. А. Маничева.-2-е изд., доп. и перераб. – СП б.: Питер, 2006.-(Практикум по психологии)
6. Собчик, Л. Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ [Текст] / Л. Н. Собчик.- СПб.: Речь, 2003.- 2009.- 219 с (Практикум по психодиагностике)
7. Собчик, Л. Н. Модифицированная методика Сонди. Тест восьми влечений [Текст] / Л. Н. Собчик.-СПб.: Речь, 2003.- 128 с.-(Практикум по психодиагностике)
8. Собчик, Л. Н. Метод цветовых выборов. – модификация восьмицветного теста Люшера [Текст] : практическое пособие / Л. Н. Собчик – СПб. : РечьЮ 2015. – 128 с.
в) перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины (модуля)
программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
программное обеспечение заданий демонстрационного, лабораторного практикума.
- тестовая программа (тренажер) Keepsoft
- тестовая программа (экзаменатор) Ttester
- лекции-презентации
- электронный образовательный ресурс ЧФ УРАО _кафедра психологии
- http://www.ru.wikipedia.org — (Википедия — многоязычная, общедоступная, свободно распространяемая энциклопедия, издаваемая в Интернете).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|