Сделай Сам Свою Работу на 5

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы





Компетенция ПК-6

Таблица 5

Этапы формирования компетенций Дисциплины (модули) Компетенция
ПК-6  
Начальный Логика +  
Математическая статистика +  
Базовый Методологические основы психологии +  
Зоопсихология и сравнительная психология +  
Психология развития и возрастная психология +  
Математические методы в психологии +  
Продвинутый Введение в научное исследование +  
Производственная практика +  
Преддипломная практика +  
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты +  
Государственная итоговая аттестация +  

Компетенция ПК-7

Таблица 6

Этапы формирования компетенций Дисциплины (модули) Компетенция
ПК-7
Начальный Анатомия ЦНС +
Общая психология +
Физиология центральной нервной системы +
Основы нейропсихологии +
Психология стресса +
Базовый Психология личности +
Психодиагностика +
Практикум по психодиагностике +
Нейрофизиология +
Психология личности +
Продвинутый История психологии +
Основы патопсихологии +
Производственная практика +
Преддипломная практика +
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру +
Государственная итоговая аттестация +

 



Компетенция ПК-8

Таблица 7

Этапы формирования компетенций Дисциплины (модули) Компетенция
ПК-8  
Начальный Основы психогенетики +  
Общепсихологический практикум +  
Социальная психология +  
Базовый Экспериментальная психология +  
Психофизиология +  
Производственная практика +  
Продвинутый Психология труда, инженерная психология и эргономика +  
Основы принятия решений +  
Конфликтология +  
Дифференциальная психология +  
Организационная психология +  
Производственная практика +  
Преддипломная практика +  
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты +  
Государственная итоговая аттестация +  

Компетенция ПК-9



Таблица 8

Этапы формирования компетенций Дисциплины (модули) Компетенция
ПК-9  
Начальный Психология здоровья +  
Общая биология +  
Базовый Введение в клиническую психологию +  
Основы консультативной психологии +  
Производственная практика +  
Продвинутый Психология девиантного поведения +  
Производственная практика +  
Преддипломная практика +  
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты +  
Государственная итоговая аттестация +  

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе изучения дисциплины

Таблица 9

 

Коды компетенции (по ФГОС) Результаты освоения ОП Содержание компетенций согласно ФГОС Перечень планируемых результатов обучения
ПК-6 Способность к постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности Знать: - методы изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики с позиций, существующих в отечественной и зарубежной науке подходов; Уметь: - использовать основные психологические методы для решения научных и практических задач;   Владеть: - эмпирическими методами психологического исследования в системе целостного экспериментального исследования;  
ПК-7 способность к участию в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии Знать: - психологические технологии, позволяющие решать типовые задачи в различных областях практики; - базовые положения о методах и процедурах экспериментального психологического исследования, а также технологиях обработки, стандартного представления, качественной интерпретации и анализа данных.   Уметь: - обрабатывать, анализировать и представлять данные исследований с помощью математико-статистического аппарата; - профессионально воздействовать на уровень развития и особенности познавательной и личностной сферы с целью гармонизации психического функционирования человека; - составлять отчет о результатах исследования, диагностического обследовании и оказания воздействия в соответствии с общепринятыми в психологии требованиями; Владеть: - необходимыми для использования основных психологических методов приемами; основными приёмами диагностики, профилактики, экспертизы, коррекции психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп; - приёмами подготовки и проведения практических занятий
ПК-8 способность к проведению стандартного прикладного исследования в определенной области психологии Знать: - базовые положения о методах и процедурах экспериментального психологического исследования, а также технологиях обработки, стандартного представления, качественной интерпретации и анализа данных.   Уметь: - обрабатывать, анализировать и представлять данные исследований с помощью математико-статистического аппарата; - профессионально воздействовать на уровень развития и особенности познавательной и личностной сферы с целью гармонизации психического функционирования человека; - составлять отчет о результатах исследования, диагностического обследовании и оказания воздействия в соответствии с общепринятыми в психологии требованиями;   Владеть: - эмпирическими методами психологического исследования в системе целостного экспериментального исследования
ПК-9 способность к реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях Знать: - базовые положения о методах и процедурах экспериментального психологического исследования, а также технологиях обработки, стандартного представления, качественной интерпретации и анализа данных.   Уметь: - профессионально воздействовать на уровень развития и особенности познавательной и личностной сферы с целью гармонизации психического функционирования человека; - составлять отчет о результатах исследования, диагностического обследовании и оказания воздействия в соответствии с общепринятыми в психологии требованиями; - планировать и проводить наблюдение, беседу, анализ документов, экспериментальное исследование, а также применять технологии представления, обработки и интерпретации количественных и качественных данных.   Владеть: - необходимыми для использования основных психологических методов приемами; основными приёмами диагностики, профилактики, экспертизы, коррекции психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп; - приёмами подготовки и проведения практических занятий

 



4.14.2 Описание показателей и критериев оценивания компетенций

 

Выступление на конференции по итогам практики

Таблица 10

 

Критерии   Уровень знаний и умений
Отлично Хорошо Удовлетвори-тельно Неудовлетво-рительно
Владение понятийным аппаратом Свободно владеет понятийным аппаратом, умеет использовать его при анализе научного материала. Владеет понятийным аппаратом, но при использовании его допускает неточности. В основном знает содержание понятий, но допускает ошибки в их использовании. Не владеет основными понятиями по предмету.
Владение фактическим материалом по теме Знание и свободное владение фактическим материалом по теме. Незначительные неточности в изложении фактического материала. Испытывает затруднения в изложении фактического материала. Не владеет фактическим материалом.
Умение применять теоретический материал при решении практических заданий. Умеет выявлять и анализировать способы решения практических заданий. Умеет оценивать результат. Допускает отдельные неточности и затруднения при решении логических заданий. Испытывает значительные трудности при решении практических заданий. Не умеет анализировать и находить способы решения практических заданий.
Логичность изложения материала. Свободное владение речью, логичность и последовательность в изложении материала. Испытывает отдельные затруднения в логичности и последовательности изложения материала. Материал в значительной степени излагается бессистемно и с нарушением логических связей. Отсутствие логики в изложении материала

Отметка «отлично» ставится в том случае, если по трем из четырех критериев ответ оценивается «отлично» и по одному – на «хорошо».

Отметка «хорошо» – если по трем критериям – не ниже «хорошо» и по одному «удовлетворительно».

Отметка «удовлетворительно» – если по трем критериям не ниже «удовлетворительно» и по одному – «неудовлетворительно».

Отметка «неудовлетворительно» – если по двум и более критериям «неудовлетворительно

 

Выполнение заданий практики, отраженных в отчетной документации (дневник, отчет)

 

Таблица 11

Оценка Описание
«отлично» выполнена работа в полном объеме, в рассуждениях и обосновании нет неточностей и ошибок.
«хорошо» не выполнено правильно 1 задание.
«удовлетворительно» не выполнено правильно 2 задания.
«неудовлетворительно» допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает умениями по данному разделу (теме).

 

При проведении процедуры оценивания результатов обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья предусматривается использование технических средств, необходимых им в связи с их индивидуальными особенностями. Эти средства могут быть предоставлены или могут использоваться собственные технические средства/

При проведении процедуры оценивания результатов обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья предусматривается использование технических средств, необходимых им в связи с их индивидуальными особенностями. Эти средства могут быть предоставлены или могут использоваться собственные технические средства.

 

Процедура оценивания результатов обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине (модулю) предусматривает предоставление информации в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации:

Для лиц с нарушениями зрения:

– в печатной форме увеличенным шрифтом,

– в форме электронного документа,

– в форме аудиофайла.

Для лиц с нарушениями слуха:

– в печатной форме,

– в форме электронного документа.

Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

– в печатной форме,

– в форме электронного документа,

– в форме аудиофайла.

Данный перечень может быть конкретизирован в зависимости от контингента обучающихся.

 

При проведении процедуры оценивания результатов обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине (модулю) обеспечивается выполнение следующих дополнительных требований в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся:

а) инструкция по порядку проведения процедуры оценивания предоставляется в доступной форме (устно, в письменной форме, в письменной форме на языке Брайля, устно с использованием услуг сурдопереводчика)/

б) доступная форма предоставления заданий оценочных средств (в печатной форме, в печатной форме увеличенным шрифтом, в печатной форме шрифтом Брайля, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода);

в) доступная форма предоставления ответов на задания (письменно на бумаге, набор ответов на компьютере, письменно на языке Брайля, с использованием услуг ассистента, устно).

При необходимости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов процедура оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю) может проводиться в несколько этапов.

Проведение процедуры оценивания результатов обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается с использованием дистанционных образовательных технологий.

 

 

4.14.3 Примеры типовых заданий по дисциплине

 

Примерная тематика направлений работы обучающихся

Основные виды работы обучающегося в рамках данной практики

(на примере деятельности психолога на предприятии)

 

Вся учебно-практическая деятельность практиканта может быть разделена на следующие этапы:

1. Производственная практика должна начинаться со знакомства с организацией, предприятием, на котором проходит практика, изучения его структуры, анализа предмета труда и профессиональных задач. При работе на крупном предприятии речь, скорее всего, будет идти о каком-либо структурном подразделении данной организации. Все эти данные в дальнейшем должны быть отражены в отчете по практике.

При изучении структуры предприятия следует обратить особое внимание на место психологической службы в ней. Студенту-практиканту следует дать собственную оценку положению психологической службы вструктуре предприятия. При отсутствие такой службы студенту надо будет указать, куда в структуре предприятия он был включен во время практики, отразить в отчете, где, по его мнению, может находиться психологическая служба (или психолог) в структуре данного предприятия.

2. Следует привести социально-психологическую характеристику производственного коллектива, который будет обследован. Прежде всего, в нее должны быть включены сведения о численности, половом, возрастном составе, образовании. Для оценки социально-психологического климата уже необходимы психодиагностические исследования. Только они позволят судить о таких важных характеристиках, как групповая сплоченность и совместимость.

3. Научно обоснованный подход при подборе кадров, оптимальной их расстановке, повышении производительности и эффективности труда начинается с составления профессиограммы – изучения требований профессии к личностным качествам, психофизиологическим характеристикам, социально-психологическим показателям, природным задаткам и способностям, деловым качествам, профессиональным знаниям и умениям, состоянию здоровья человека. Сведения, включаемые в профессиограмму, во многом определяются спецификой описываемой профессии, но в самом общем виде профессиограмма включает следующие требования к личности:

− пол;

− возраст;

− образование;

− развитость процессов восприятия; внимания, памяти и мышления;

− устойчивость эмоциональных состояний (эмоциональная уравновешенность, утомляемость, склонность к повышенной тревожности, агрессии или депрессии);

− психофизиологические характеристики (темперамент, скорость реакции, потребность в общении и т.д.);

− характеристики личности, проявляющиеся в устойчивых чертах характера, привычках поведения, задатках и способностях;

− деловые качества характера;

− профессиональные и специальные знания, умения и навыки;

− общее состояние здоровья, устойчивость к профзаболеваниям.

Профессиография охватывает разные стороны конкретной профессиональной деятельности и используется в целях разработки информационных, диагностических, коррекционных и формирующих практических рекомендаций. Объем, глубина и детальность изучения требований профессии зависят от конкретных заказов и задач.

Профессиография включает комплекс методов изучения профессии: сбор эмпирических данных (изучение документации, наблюдение, опрос и т.д.) и их анализ, а также методы психологической интерпретации (структурно-системный анализ и функционально-структурный анализ).

Выбор метода сбора информации зависит от места работы, уровня квалификации специалиста, должности.

Так, метод наблюдения, состоящий в систематическом и целенаправленном контроле и анализе всех действий и операций, иногда сопровождаемый хронометражем – замером времени выполнения каждой операции, применим в исследовании рабочих специальностей, не требующих сложного принятия решений и творчества.

Метод собеседования (интервью) предусматривает сбор необходимой информации о деятельности специалистов, мастеров высшего разряда и их руководителей.

Метод анкетирования заключается в том, что работника просят заполнить вопросник или дать свободное описание деятельности и требований, предъявляемых к профессионалу в данной области.

Метод экспертных оценок позволяет описать деятельность и профессионально-важные качества специалиста на основе независимых мнений специалистов и руководителей высшего звена.

4. Выбор и использование методов психодиагностики специалиста напрямую зависит от требований профессии, выявленных профессиографией, важно лишь, чтобы они отвечали главным критериям качества: валидность, надежность и научность.

В большинстве случаев психологу на предприятии приходится сталкиваться с диагностикой уровня процессов восприятия, памяти, внимания и мышления (сюда могут быть включены пороги чувствительности и время реакции, объем различных видов памяти и продуктивность запоминания, объем, устойчивость, избирательность внимания и помехоустойчивость); психофизиологических характеристик (свойства нервной системы, особенности темперамента, тревожность, эмоциональная устойчивость и работоспособность); личностные характеристики (черты характера, направленность и активность личности, потребности и мотивация, уровень субъективного контроля, уровень и структура интеллекта); социально–психологические характеристики (межличностные отношения, конфликтность и поведение в конфликте, ценностные ориентации и жизненные цели); деловые качества.

Завершается этап психодиагностики составлением обобщенной характеристики испытуемого на основе полученных данных.

5. Данный этап можно назвать аналитическим, потому что ом заключает в себя анализ и сопоставление данных, полученных в результате составления профессиограммы и психодиагностики специалиста. Сложность, ожидающая практика на данном этапе, заключается в необходимости сопоставления результатов, полученных разными методами. В подобных случаях следует особо тщательно проверять соответствие требуемого и измеряемого качества. Нередко соизмерение полученных величин невозможно провести без использования методов математической статистики.

6. Разработка рекомендаций - ответственный этап в работе психолога на предприятии. Эта ответственность тем выше еще и потому, что рекомендации психолога могут повлиять на те или иные управленческие решения, а значит, в какой-то степени решать судьбу отдельного работника, производственного коллектива или даже всего предприятия.

Для руководителя принято готовить письменный отчет о проделанной работе, включающий описание основных этапов работы, выводы и рекомендации. Научно-практический смысл выводов и рекомендаций должен быть понятен руководителю.

Из этических соображений с результатами обследования надо познакомить испытуемого. Сделать это можно в краткой беседе с обязательным соблюдением правил и норм профессиональной этики.

7. Конечным этапом прохождения практики является выполнение отчета о практике. Отчет о практике должен включать в себя:

– краткую характеристику предприятия или учреждения, на котором проходила практика;

– социально-психологическая характеристика трудового коллектива;

– описание конкретных видов работ, проделанных для разработки профессиограммы;

– результаты профессиографии;

– описание всех видов психодиагностических процедур, использованных при обследовании конкретного специалиста;

– обобщенная характеристика испытуемого (по данным обследования);

– выводы и рекомендации, сделанные на основании проделанной работы;

– протоколы обследований;

− отзыв о работе обучающегося-практиканта.

 

При проведении процедуры оценивания результатов обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья предусматривается использование технических средств, необходимых им в связи с их индивидуальными особенностями. Эти средства могут быть предоставлены или могут использоваться собственные технические средства.

 

 

4.14.4 Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций

Компетенции по дисциплине формируются в ходе выполнения теоретических и эмпирических задач практики.

Для контроля знаний студентов используется выступление на отчетной конференции, полнота и качество оформления отчетной документации, уровень теоретической и практической подготовки при решении поставленных задач, содержание которых предполагает использование комплекса знаний, умений, навыков, необходимых для принятия правильных самостоятельных решений.

 

4.15 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля)

а) основная литература:

1. Немов, Р. С. Психология [Электронный ресурс]. В 3-х кн.: Общие основы психологии : учебник / Р. С. Немов. - 5-е изд. - М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2013. - Кн. 1. - 688 с. - -Режим доступа:: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=234867

 

2.Психодиагностика. Теория и практика [Электронный ресурс] : учебник для бакалавров / под ред. М. К. Акимова -4 –е изд., перераб. и доп.- М. : Юрайт, 2014.- 631 с. -(Бакалавр. Академический курс) - Режим доступа: http://www.biblio-online.ru/thematic/?id=urait.content.FE30320C-42B2-42AD-9B05-CEE3B82FE2A1&type=c_pub.

 

3.Рамендик, Д. М. Общая психология и психологический практикум [Текст] : учебное пособие для вузов / Д. М. Рамендик.- М.: Форум, 2009.- 304 с.

 

4. Носс, И. Н. Психодиагностика [Электронный ресурс] : учебник для бакалавров / И. Н. Носс - 2 –е изд., перераб. и доп .- М. : Юрайт, 2014.- 500 с.-(Бакалавр. Академический курс) - Режим доступа: http://www.biblio-online.ru/thematic/?id=urait.content.6300BF4E-DFD4-4387-92C5-94836A6300BA&type=c_pub

5. Психодиагностика. Теория и практика [Электронный ресурс] : учебник для бакалавров / под ред. М. К. Акимова -4 –е изд., перераб. и доп.- М. : Юрайт, 2014.- 631 с. -(Бакалавр. Академический курс) - Режим доступа: http://www.biblio-online.ru/thematic/?id=urait.content.FE30320C-42B2-42AD-9B05-CEE3B82FE2A1&type=c_pub

 

б) дополнительная литература:

1. Хозиев, В. Б. Практикум по общей психологии [Текст] : учебное пособие для вузов / .Б. Хозиев. - 5 - е изд., стер. - М.: Академия, 2009.- 272 с. Глуханюк, Н. С. Практикум по психодиагностике [Текст] : учебное пособие для вузов – ГРИФ УМО / Н. С.Глуханюк. - 4-е изд., стер. -М.; Воронеж: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-т;Модэк, 2009. - 204 с.-(Библиотека психолога)

2. Практическая психодиагностика: методики и тесты [Текст] : учебное пособие / под ред. Райгородский Д. Я.-Самара: Бахрах- М, 2007.- 669 с.

3. Психологическая диагностика [Текст] : учебник для вузов / под ред. М. К. Акимовой. К. М. Гурвича.-3 – е изд., перераб. и доп.- СПб.: Питер, 2008. - 652 с.

4. Батаршев А. В. Диагностика профессионально важных качеств [Текст] / А. В. Батаршев - СПб.: Питер, 2007.- 192с.:ил.

5. Хозиева, М. В. Практикум по возрастно-психологическому консультированию [Текст] : учебное пособие / М. В. Хозиева. - М.: Академия, 2005.-319 с..

5. Практикум по общей , экспериментальной и прикладной психологии / под ред. А. А.Крылова, С. А. Маничева.-2-е изд., доп. и перераб. – СП б.: Питер, 2006.-(Практикум по психологии)

6. Собчик, Л. Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ [Текст] / Л. Н. Собчик.- СПб.: Речь, 2003.- 2009.- 219 с (Практикум по психодиагностике)

7. Собчик, Л. Н. Модифицированная методика Сонди. Тест восьми влечений [Текст] / Л. Н. Собчик.-СПб.: Речь, 2003.- 128 с.-(Практикум по психодиагностике)

8. Собчик, Л. Н. Метод цветовых выборов. – модификация восьмицветного теста Люшера [Текст] : практическое пособие / Л. Н. Собчик – СПб. : РечьЮ 2015. – 128 с.

 

в) перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины (модуля)

 

программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

программное обеспечение заданий демонстрационного, лабораторного практикума.

- тестовая программа (тренажер) Keepsoft

- тестовая программа (экзаменатор) Ttester

- лекции-презентации

- электронный образовательный ресурс ЧФ УРАО _кафедра психологии

- http://www.ru.wikipedia.org — (Википедия — многоязычная, общедоступная, свободно распространяемая энциклопедия, издаваемая в Интернете).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.